Тема 1. Религия как явление социальной и духовной жизни: происхождение, сущность, структура, функции.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Религия как явление социальной и духовной жизни: происхождение, сущность, структура, функции.



РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

для студентов очной и заочной форм обучения

(специальность 030501.65 Юриспруденция)

 

 

Нижний Новгород

Автор: Пушкин Сергей Николаевич, доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин ПФ РАП.

Рецензенты:

Парилов О.В., доктор философских наук, профессор, декан философско-теологического факультета НГПУ;

Дегтярев Н.П., кандидат философских наук, профессор кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин ПФ РАП.

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности по специальности 030501.65 Юриспруденция.

 

Одобрен на заседании кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин Приволжского филиала Российской академии правосудия (протокол № 2 от 26 сентября 2007 г.).

 

Утвержден Учебно-методическим советом Приволжского филиала Российской академии правосудия 27 сентября 2007 г., протокол № 2.

© ПФ РАП, 2007.

© Пушкин С.Н., 2007.

 

 

 
 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………..4

Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………………...6

Тематические планы……………………………………………………………..7

Программа………………………………………………………………………..11

Тематический план семинарских занятий……………………………………..14

План семинарских занятий……………………………………………………..15

Методические рекомендации по изучению дисциплины…………………….20

Методические рекомендации по организации самостоятельной

работы студентов…………………………….………………………………….32

Примерная тематика рефератов………………………………………………..47

Задания для проведения рубежного контроля………………………………...49

Литература……………………………………………………………………….50

Вопросы для подготовки к зачету……………………………………………...54

 

 

 
 


ВВЕДЕНИЕ

 

Курс «Религиоведение» органически объединяет сведения о сущности, структуре и функциях религии, ее важнейших этапах развития и конкретных формах проявления. Основное внимание уделяется традиционным для России религиозным объединениям, сыгравшим значительную роль в развитии нашей истории и культуры. Вместе
с тем, учебный курс органично развивает знания о природе, обществе и
человеке, полученные студентами в курсе философии, изучаемой в предыдущем семестре.

Курс «Религиоведение» в Академии правосудия должен существенно дополнять знания о соотношении религии и права, религиозных истоках различных правовых систем, современном законодательстве, полученные студентами в процессе освоения базовых юридических дисциплин. В этой связи учебный курс предполагает изучение различного рода влияний религии на формирование принципов правовых систем, наиболее характерных государственно-конфессиональных традиций.

Курс «Религиоведение» – светский учебный курс – носит информационный характер и не ставит задачу формирования какого-либо конкретного мировоззрения. Это дело личное. Однако логика курса исходит из того, что знать основные мировоззренческие позиции должен каждый. Предполагается ознакомление с ними независимо от того, разделяет их студент или нет. Но для него это не исключает и критику идей, противоречащих его взглядам, и обоснование собственной мировоззренческой позиции.

Курс «Религиоведение» проводится в течение одного семестра на очном отделении и в течение двух семестров – на заочных отделениях.
На очном отделении лекционные и семинарские занятия охватывают все темы курса. На заочных отделениях читаются лишь обзорные лекции по наиболее сложным темам, все остальное изучается студентами самостоятельно. Данные особенности учебного курса отражены в тематических планах очного и заочных отделений.

Форма проверки знаний на всех отделениях – зачет – проверка не убеждений, а знаний студентов. Эти знания должны стать базой для самостоятельного выбора (укрепления, пересмотра) мировоззренческой позиции, которая в соответствии с современным российским законодательством никоим образом не может навязываться в рамках вузовского учебного процесса.

Цель курса «Религиоведение» – изучение студентами религии как явления социально-духовной жизни, ее различных форм и проявлений, а также – регулирующих религиозно-конфессиональные взаимоотношения законодательных актов. Содержание курса в полной мере соответствует основным положениям внутригосударственных и международных правовых норм современного законодательства.

Для достижения поставленной цели необходимо решать многие
задачи, а поэтому важно:

- понять предмет религиоведения, его место в системе наук, структуру религиоведческого знания;

- иметь целостное представление об основах и предпосылках религии, ее строении, структуре, месте в системе культуры, функциях в обществе и жизнедеятельности личности;

- знать основные этапы исторической эволюции религии, религиозные представления и культовые особенности ранних и национальных форм религии, мировых религий как в России, так и в мире;

- представлять тенденции изменения религии в современном мире, состояние, уровень, характер и динамику религиозности, процессы ее секуляризации, политизации, интеграции и т.д.;

- быть знакомым с современными нетрадиционными религиями, культами, с их историей и современным состоянием;

- знать содержание принципа свободы совести, историю формирования и развития представлений о свободе совести; быть знакомым с положениями конституций, государственно-правовых документов России и зарубежных стран, освещающих различные положения законодательства о религиозных культах;

- иметь представления о содержании религиозно-правовых взглядов; основных положениях и идеях религиозного права, особенностях религиозного права, его специфике в различных религиозных направлениях.

 

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

 

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество часов по формам обучения
очная Заочная (на базе среднего (полного) общего и среднего профессио-нального (неюридичес-кого) образования) Заочная (на базе среднего профессионального (юридичес-кого) образования)   Заочная (на базе высшего образования)
Общая трудоемкость
Лекции
Семинарские (практические) занятия - - -
Самостоятельная работа
НИРС
Форма итогового контроля Зачет

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для студентов очной формы обучения

 

 

№ п\п Темы дисциплины Все-го ча-сов Кол-во ауд. часов Самостоя- тельная работа
Лек-ции Сем./ пр. зан.
2 СЕМЕСТР
1. Религия как явление социальной и духовной жизни: происхождение, сущность, структура, функции.
2. Ранние и национальные формы религии. Иудаизм.
3. Буддизм: основные причины возникновения, особенности, направления, современное состояние.
4. Христианство: основные причины возникновения, особенности, направления, современное состояние.
5. Русское православие: основные причины возникновения, особенности, этапы развития, современное состояние.
6. Ислам: основные причины возникновения, особенности, направления, современное состояние.
7. Религия и право: основные этапы взаимовлияния, особенности, современное состояние.
8. Законодательство о религиозных культах в царской России и СССР.
9. Законодательство о религиозных культах в постсоветской России. ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
10. Современные неорелигиозные движения и право. -
  Всего за семестр
Итого за год 68 ч. в т.ч. НИРС 14 ч. и зачет
               

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для студентов заочной формы обучения

(на базе среднего профессионального (юридического) образования)

№ п\п Темы дисциплины Все-го ча-сов Кол-во ауд. часов Самостоя- тельная работа
Лек-ции Сем./ пр. зан.
1 СЕМЕСТР
1. Религия как явление социальной и духовной жизни: происхождение, сущность, структура, функции. -
2. Ранние и национальные формы религии. Иудаизм.
3. Буддизм: основные причины возникновения, особенности, направления, современное состояние. -
4. Христианство: основные причины возникновения, особенности, направления, современное состояние.
5. Русское православие: основные причины возникновения, особенности, этапы развития, современное состояние. -
6. Ислам: основные причины возникновения, особенности, направления, современное состояние.
  Всего за семестр -
2 СЕМЕСТР
7. Религия и право: основные этапы взаимовлияния, особенности, современное состояние. - -
8. Законодательство о религиозных культах в царской России и СССР. - -
9. Законодательство о религиозных культах в постсоветской России. ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». -
10. Современные неорелигиозные движения и право. - -
  Всего за семестр -
  Итого за год -
  68ч. в т.ч. НИРС 10 ч. и зачет
               

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для студентов заочной формы обучения

(на базе высшего профессионального образования)

 

 

№ п\п Темы дисциплины Все-го ча-сов Кол-во ауд. часов Самостоя- тельная работа
Лек-ции Сем./ пр. зан.
1 СЕМЕСТР
1. Религия как явление социальной и духовной жизни: происхождение, сущность, структура, функции. -
Русское православие: основные причины возникновения, особенности, этапы развития, современное состояние.
3. Ранние и национальные формы религии. Иудаизм. - -
4. Буддизм: основные причины возникновения, особенности, направления, современное состояние. - -
5. Христианство: основные причины возникновения, особенности, направления, современное состояние. - -
6. Ислам: основные причины возникновения, особенности, направления, современное состояние. - -
  Всего за семестр -
2 СЕМЕСТР
7. Религия и право: основные этапы взаимовлияния, особенности, современное состояние. - -
8. Законодательство о религиозных культах в царской России и СССР. -
9. Законодательство о религиозных культах в постсоветской России. ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
10. Современные неорелигиозные движения и право. - -
  Всего за семестр -
  Итого за год -
  68ч. в т.ч. НИРС 10 ч. и зачет
             

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для студентов заочной формы обучения

(на базе среднего (полного) общего и среднего профессионального (неюридического) образования)

№ п\п Темы дисциплины Все-го ча-сов Кол-во ауд. часов Самостоя- тельная работа
Лек-ции Сем./ пр. зан.
1 СЕМЕСТР
1. Религия как явление социальной и духовной жизни: происхождение, сущность, структура, функции. -
Христианство: основные причины возникновения, особенности, направления, современное состояние.
3. Ранние и национальные формы религии. Иудаизм. - -
4. Буддизм: основные причины возникновения, особенности, направления, современное состояние. - -
5. Русское православие: основные причины возникновения, особенности, этапы развития, современное состояние. -
6. Ислам: основные причины возникновения, особенности, направления, современное состояние.
  Всего за семестр -
2 СЕМЕСТР
7. Религия и право: основные этапы взаимовлияния, особенности, современное состояние. -
8. Законодательство о религиозных культах в царской России и СССР.
9. Законодательство о религиозных культах в постсоветской России. ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». -
10. Современные неорелигиозные движения и право. - -
  Всего за семестр -
  Итого за год -
  68ч. в т.ч. НИРС 10 ч. и зачет
               

ПРОГРАММА

 

Тема 1. Религия как явление социальной и духовной жизни: происхождение, сущность, структура, функции.

Проблема происхождения и определения религии. Базовые мировоззренческие подходы определения сущности религии. Структурные элементы религии: религиозное сознание и религиозное поведение. Функции религии: восполнительная (компенсаторная), мировоззренческая, регулятивная, коммуникативно-интегративная (связующе-объединяющая). Основные особенности взаимоотношения религии с моралью и правом. Религиозная организация: церковь, деноминация, секта.

 

Тема 2. Ранние и национальные формы религии. Иудаизм.

Основные причины возникновения ранних форм религии. Фетишизм, магия, тотемизм, анимизм – отличительные особенности и взаимовлияние. Шаманизм – характерные черты. Национальные религии как достояние исторического прошлого и как явление современной жизни. Ритуализация и регламентация жизни верующих. Иудаизм – наиболее влиятельная национальная религия. Причины возникновения и особенности иудаизма. Монотеизм. Тора и Талмуд. Идеи богоизбранности и пришествия мессии. Иудаизм в современном мире.

 

Тема 3. Буддизм: возникновение, особенности, направления, современное состояние.

Буддизм – древнейшая мировая религия. Идея духовного равенства – равенства в спасении. Основные причины возникновения буддизма. Вероучение и культ. Трипитака. Буддийский пантеон. Четыре благородные истины. Восьмеричный путь спасения. Особенности буддийских представлений о мире естественном (сансара) и мире сверхъестественном (нирвана). Основные направления буддизма: хинаяна и махаяна. Ламаизм. Ламаизм в России. Чань, дзэн-буддизм. Буддизм в современном мире.

 

Тема 4. Христианство: возникновение, особенности, направления, современное состояние.

Основные причины возникновения христианства. Характерные особенности этой мировой религии. Христианство – религия любви. Формирование вероучения и культа. Священное писание и Священное предание. Символ веры. Образование церкви. Клир и мир. Православие, католицизм и протестантизм – три основных направления христианства. Их важнейшие особенности, сходство и различия. Христианские направления в современном мире и современной России.

 

Тема 5. Русское православие: возникновение, особенности, этапы развития, современное состояние.

Основные причины крещения Руси. Особенности и последствия христианизации восточных славян. Формирование православной церкви на Руси. Борьба за независимость от Константинопольской православной церкви. Автокафалия и утверждение патриаршества. Синодальный период. Восстановление патриаршества. Русская православная церковь в СССР и постсоветской России. Характерные особенности взаимоотношений церкви и государства на различных этапах развития отечественной истории.

 

Тема 6. Ислам: возникновение, особенности, направления, современное состояние.

Основные причины возникновения этой мировой религии. Учение о предопределении. Формирование вероучения и культа. Регламентация поведения верующего, требования к индивидуальному поведению. Коран. Шариат. «Пять столпов» ислама. Основные направления: шиизм, суннизм, их исторические и догматические особенности. Ваххабизм. Ислам в политической и национально-культурной жизни современного общества. Панисламизм. Ислам в России в прошлом и настоящем.

 

Тема 7. Религия и право: основные этапы взаимовлияния, особенности, современное состояние.

Религия и право как особые формы регулирования общественных и межличностных отношений. Мононорма – синтетическое единство религиозных, правовых, нравственных элементов регулирования. Иудейское право. Талмуд – основа законодательства иудейского общества. Социально-правовые идеи буддизма. Каноническое право основных христианских направлений. Исламское право. Шариат – свод норм мусульманского права. Влияние религиозного права на современное светское право. Свобода совести: основные трактовки и модели.

 

Тема 8. Законодательство о религиозных культах в царской России и СССР.

Веротерпимость и свобода совести. Закон и религия в дореволюционной России. Православие как государственная религия Российской империи. Каноническое право и церковный суд: основные этапы развития. Иерархия религиозных организаций в российском дореволюционном законодательстве. Постепенное расширение религиозной свободы. Политика «госатеизма» в советский период. Избирательность государственно-правовой политики как по отношению к различным религиозным объединениям, так и в различные исторические этапы.

 

Тема 9. Законодательство о религиозных культах в постсоветской России. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Отмена всех ограничений свободы вероисповедания и свободы совести в России в начале 1990-х гг. Закон «О свободе вероисповеданий» (1990 г.). Конституция РФ 1993 г. о праве граждан на свободу совести. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) – новый этап в развитии государственно-правовой организации религиозной жизни. Религиозные группы и религиозные организации в постсоветской России. Дискуссии по проблеме ограничения свободы совести в современном обществе.

 

Тема 10. Современные неорелигиозные движения и право.

Феномен нетрадиционной религиозности, социально-культурные условия ее возникновения. Типология, характеристика наиболее активных неорелигиозных движений. Их социально-правовые особенности деятельности, специфика миссионерской работы. Основные противоправные деяния, совершаемые неорелигиозными движениями. Современное законодательство и правовая регламентация неорелигиозных движений в условиях формирования в России гражданского общества.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

№ п/п Тема семинарского занятия Кол-во часов
Религия как явление социальной и духовной жизни
Иудаизм и буддизм
Христианство как мировая религия
Русское православие
Ислам как мировая религия
Религия и право
Законодательство о религиозных культах в царской России и СССР
Законодательство о религиозных культах в постсоветской России
Итого:

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1. Религия как явление социальной и духовной жизни.

1. Происхождение и сущность религии.

2. Структура религии.

3. Исторические формы религиозного культа.

4. Функции религии.

Литература:

1. Гараджа В.И. Социология религии. – М., 1996.

2. Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. – М., 1998.

3. Мистика. Религия. Наука: Классики мирового религиоведения: Антология. – М., 1998.

4. Психоанализ и религия. – М., 1987.

5. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. – М., 1996.

6. Социология религии: Классические подходы: Хрестоматия. – М., 1994.

7. Томпсон М. Философия религии. – М., 2001.

8. Угринович Д.М. Психология религии. – М., 1986.

9. Яблоков И.Н. Религия: сущность и явление. – М., 1982.

 

Занятие 2. Иудаизм и буддизм.

1. Основные причины возникновения иудаизма и буддизма.

2. Важнейшие особенности вероучения и культа иудаизма и буддизма.

3. Иудаизм и буддизм в России.

Литература:

1. Буддизм в России: Пособие по курсу религиоведения. – Н.Новгород, 2006.

2. Буддизм: происхождение, сущность, основные направления: Пособие по курсу религиоведения. – Н.Новгород, 2005.

3. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., Ростов-на-Дону, 1999.

4. Иудаизм в России. – М., 1997.

5. Корнев В.И. Буддизм – религия Востока. – М., 1990.

6. Пилкингтон С.М. Иудаизм. – М., 1999.

7. Томпсон М. Восточная философия. – М., 2000.

8. Эррикер К. Буддизм. – М., 1999.

9. Янг Л., раввин. Сущность иудаизма. – М., 1993.

 

Занятие 3. Христианство как мировая религия.

1. Основные причины возникновения христианства.

2. Важнейшие особенности христианства.

3. Православие, католицизм, протестантизм как направления христианства.

4. Христианство в современном мире.

Литература:

1. Бессонов М.Н. Православие в наши дни. – М., 1990.

2. Донини А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана). – М., 1989.

3. Кантценбах Ф.В., Штедке И. Мартин Лютер. Жан Кальвин. – Ростов-на-Дону, 1998.

4. Кубланов М.М. Новый Завет: поиски и находки. – М., 1985.

5. Кураев А., диакон. Трудное восхождение: о протестантизме в современной России // Новый мир. 1993. № 6.

6. Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность. – СПб., 1997.

7. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. – М., 1998.

8. Экономцев И., игумен. Православие, Византия, Россия. – М., 1992.

9. Янг Дж. Христианство. – М., 1999.

 

Занятие 4. Русское православие.

1. Основные причины крещения Руси.

2. Киевский, Московский, Петербургский этапы развития Русской православной церкви.

3. Русская православная церковь в современных условиях.

Литература:

1. Введение христианства на Руси. – М., 1987.

2. Иоанн, митрополит. Русская симфония. Очерки русской историософии. – СПб., 1998.

3. Карташев А.В. Очерки истории русской церкви. – М., 1991. Т. 1, 2.

4. Лебедев Л., протоиерей. Крещение Руси. – М., 1987.

5. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. – М., 2002.

6. Полунов А.Ю. Под властью обер-прокурора. – М., 1996.

7. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в ХХ веке. – М., 1995.

8. Русское православие: вехи истории. – М., 1989.

9. Цыпин В. История Русской православной церкви: 1917-1997. – М., 1997.

 

Занятие 5. Ислам как мировая религия.

1. Основные причины возникновения ислама.

2. Особенности вероучения и культа ислама.

3. Ислам в России.

Литература:

1. Аширов Н. Ислам и нация. – М., 1997.

2. Ефремов Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. – М., 1990.

3. Жданов Н.В. Исламская концепция правопорядка. – М., 1991.

4. Идрисов У.Ю. и др. Из истории нижегородских мусульманских общин.
В ХIХ – 30-х годах ХХ века. – Н.Новгород, 1997.

5. Ислам: вопросы истории, образования, цивилизаций. – Н.Новгород, 2000.

6. Ислам и мусульмане в России. – М., 1999.

7. Керимов Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. – СПб, 2007.

8. Максуд Р. Ислам. – М., 2000.

9. Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России. – М., 1998.

Занятие 6. Религия и право.

1. Основные особенности взаимоотношений религии и права в доклассовом и раннеклассовом обществе.

2. Мусульманское право.

3. Западное христианство и право.

4. Русская православная церковь и право (церковное и каноническое право).

Литература:

1. Белякова Е.В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. – М., 2004.

2. Касторский Г.Л. Мировые религии и преступность. – СПб, 2001.

3. Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. – СПб, 2007.

4. Марченко М.Н. Основные принципы иудейского права // Вестник Московского ун-та. Серия 11: Право. 2001. № 1.

5. Неволин А. Церковь и государство: история правовых отношений. – М., 1997.

6. Старообрядчество: светское и церковное законодательство XVII-XVIII вв. – Арзамас, 2001.

7. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики. – М., 1986.

8. Тихонравов Ю.В. Судебное религиоведение. – М., 1998.

9. Цыпин В., протоиерей. Курс церковного права. – Клин, 2004.

 

Занятие 7. Законодательство о религиозных культах в царской
России и СССР.

1. Веротерпимость и свобода совести в нашей стране.

2. Правовой статус религиозных объединений в Российской империи.

3. Основные ограничения свободы совести в царской России и СССР.

4. Свобода совести и законодательство о религии в советской России.

Литература:

1. Белякова Е.В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. – М., 2004.

2. Калинин В.Н. Советское законодательство о свободе совести и религиозных организациях. – М., 1989.

3. Керимов Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. – СПб, 2007.

4. Куницын А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. – М., 2000.

5. На пути к свободе совести. – М., 1989.

6. Одинцов М.И. Государственно-церковные отношения в России (на материалах отечественной истории ХХ в.). – М., 1996.

7. Религиозные объединения, свобода совести и вероисповедания: нормативные акты, судебная практика. – М., 2001.

8. Религия и закон: Конституционно-правовые основы свободы совести, вероисповедания и деятельность религиозных организаций: Сборник правовых актов с комментариями. – М., 1996.

9. Старообрядчество: светское и церковное законодательство. XVII-XVIII вв. – Арзамас, 2001.

 

Занятие 8. Законодательство о религиозных культах в постсоветской России.

1. Основные модели взаимоотношения религиозных организаций и государства.

2. Свобода совести в постсоветской России.

3. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Литература:

1. Куницын А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. – М., 2000.

2. Лопаткин Р.А. Конфессиональный портрет России: к характеристике современной религиозной ситуации. – М., 2001.

3. Пчелинцев А.В. Свобода религии и права верующих в современной России. – М., 2007.

4. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. (Нормативные акты, судебная практика). – М., 2001.

5. Религия и закон: Конституционно-правовые основы свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных организаций: Сборник правовых актов с комментариями. – М., 1996.

6. Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. – М., 2005.

7. Современная религиозная жизнь в России. Опыт систематического описания. – М., 2003. Т. 1, 2.

8. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» // СЗ РФ. 1997. № 39.

9. Черемных Г.Г. Свобода совести в Российской Федерации. – М., 1996.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Поскольку учебный план заочного отделения отводит лекционным занятиям чрезвычайно мало времени, а семинарские занятия не предусмотрены вообще, на самостоятельную работу отводится подавляющее количество часов. Все это придает дополнительную актуальность методическим рекомендациям для студентов очной формы обучения, которыми студенты заочного отделения должны воспользоваться в полной мере (особенно по темам, не рассматриваемым на лекционных занятиях).

Учитывая, что далеко не все студенты (прежде всего в сельской местности) могут иметь сколько-нибудь широкий и свободный доступ к рекомендованной литературе, желательно чтобы они заранее запаслись нужными учебниками. (К сожалению, возможности библиотеки РАП пока ещё ограничены, но в продаже учебники есть). Широкие возможности предоставляет и постоянно расширяющаяся сеть религиоведческих Интернет-ресурсов, становящаяся все более доступной.

Организуя свою самостоятельную работу, студент должен четко и ясно осознавать, что изучаемые им материалы должны быть не заучены, а поняты и творчески осмысленны. Тем более, что проведение рубежного контроля, растянутого на два семестра курса (от 4 до 8 лекционных часов) представляется явно нецелесообразным. Однако студенты-заочники могут воспользоваться еженедельными консультациями для студентов очной формы обучения. По инициативе студентов заочной формы обучения возможна организация и дополнительных консультационных занятий.

Особое внимание следует обратить на тему № 1 «Религия как явление социальной и духовной жизни: происхождение, сущность, структура, функции». Важно в достаточной мере полно и всесторонне осознать базовые мировоззренческие подходы определения сущности религии (особенно если религиоведческий курс читается до, а не после курса философии). При этом следует обратить внимание на сложно воспринимаемую позицию материалистов, обнаруживающих сущность религии, причины её возникновения и воспроизводства в сфере бытия, а не сознания. Рассматривая функции религии, студент должен обнаружить специфику религии, а не ограничиться разъяснением названий этих функций.

Темы, посвященные изучению различных религиозных направлений
и организаций (№ 2-6), в тематических планах группируются в порядке наиболее благоприятном для лекционного обеспечения студентов, исходя из их базового образования. Поскольку при изучении этих тем студенту неизбежно придется столкнуться с большим объемом материала, ему необходимо четко организовать свою работу. В этой связи по каждой теме необходимо рассмотреть: основные причины возникновения религии, её основные особенности (структура, вероучение, культ), основные направления, современное состояние.

В теме 7 «Религия и право: основные этапы взаимовлияния, особенности, современное состояние» следует четко выделить основные этапы её развития, определив их, ориентируясь на план проведения
6 семинарского занятия. Особое же внимание должно быть уделено
участию Русской православной церкви в сфере религиозно-правовых взаимоотношений, выяснению проблемы сходства и различий церковного и национально права.

В темах № 8 и 9 рассматриваются главным образом религиозно-правовые и конфессионально-государственные взаимоотношения, получившие развитие в нашей стране. При серьезной организации самостоятельной работы студент заочной формы обучения должен не только проанализировать различные этапы отечественного законодательства о религиозных культах, но и подробно рассмотреть ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Помощь в этом ему может оказать дополнительная литература (№ 1).

Тема № 10 «Современные неорелигиозные движения и право», представляет сложность в первую очередь из-за многочисленности этих движений. (По некоторым данным общее количество неорелигиозных движений, существующих в настоящее время, – от 3 до 8 тысяч). Студенту следует ограничиться характеристикой 2-3 из них. Хотя это отнюдь не исключает знание самого феномена данной религиозности, социально-культурных условий её возникновения, типологии и пр.

 

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

 

1. Сущностные характеристики религии.

2. Социальная роль религии в жизни человека и общества.

3. Ранние формы религии: история и современность.

4. Шаманизм: история и современность.

5. Грех и преступление: религиозно-философская и юридическая интерпретация.

6. Кровная месть как форма древнего правосудия: религиоведческая интерпретация.

7. Принцип талиона как основа правовых систем древности: религиоведческий аспект.

8. Иудаизм как идейный источник христианства.

9. Иудейское право в прошлом и настоящем.

10. Ламаизм: основные особенности и современное состояние.

11. Дзэн-буддизм: основные особенности и современное состояние.

12. Моральные и правовые идеи буддизма.

13. Основные причины возникновения христианства.

14. Православие и католицизм: сходство и различия.

15. Баптизм: конфессиональные особенности и современное состояние.

16. Адвентизм: конфессиональные особенности и современное состояние.

17. Свидетели Иеговы: конфессиональные особенности и современное состояние.

18. Церковное и каноническое право: сходство и различия.

19. Влияние церковного права на европейские правовые традиции.

20. Протестантизм в России и законодательство о религиозных культах в прошлом и настоящем.

21. Христианизация Руси: основные причины и исторические условия.

22. Взаимоотношения государства и церкви в истории царской России.

23. Русская православная церковь при тоталитарном социализме.

24. Особенности государственно-правового регулирования религиозных процессов в постсоветской России.

25. Влияние церковного права на отечественные правовые традиции в дореволюционной и постсоветской России.

26. Основные причины возникновения ислама.

27. Шариат как свод норм мусульманс



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.56.184 (0.045 с.)