Тема 9. Законодательство о религиозных культах в постсоветской России. ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Законодательство о религиозных культах в постсоветской России. ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».



В Конституции РФ вопросам свободы совести посвящены прежде всего статьи 14 (пункты 1, 2), 19 (пункт 2), 28, 29. Конкретные же вопросы свободы совести определяет ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Студенту следует обратить внимание на определение свободы совести (ст. 3), основывающейся на равенстве граждан во всех областях жизни, независимо от их отношения к религии. В этой связи важнейшее положение Закона – провозглашение того, что «Российская Федерация – светское государство», где «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», а «религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» (ст. 3).

Отделение религиозных объединений от государства предполагает, что государство не вмешивается во внутреннюю деятельность религиозных объединений, а религиозное объединение «не выполняет функций органов государственной власти», «не участвует в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления», «не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную или иную помощь» (ст. 4). Однако эти положения
ни в коей мере не распространяются на конкретных членов религиозных объединений – равноправных граждан России.

Значительное внимание в Законе уделяется религиозным объединениям, их видам (религиозным группам и религиозным организациям), порядку регистрации и ликвидации. В отличие от религиозной организации, религиозная группа осуществляет свою деятельность без государственной регистрации и обретения правоспособности юридического лица. Религиозная группа может преобразоваться в религиозную организацию, если у неё «имеется подтверждение существования на данной территории на протяжении
не менее 15 лет» (ст. 9). Использовать же в своих наименованиях
слова «Россия», «российская» могут лишь религиозные организации, существующие в России не менее 50 лет.

Студентам необходимо обратить внимание и на охрану государством прав граждан на свободу совести. Так, например, Законом строго охраняется тайна исповеди, запрещаются проведения публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства верующих граждан и пр.

При подготовке данной темы студенту следует, прежде всего, изучить ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и комментарий к этому закону. (См. источники (№ 4), дополнительная литература (№ 1), а также религиоведческие Интернет-ресурсы (№ 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10), материалы журнала «Религия и право»).

 

Тема 10. Современные неорелигиозные движения и право.

Облегчая ориентирование среди множества новейших религий, студенту необходимо классифицировать эти неорелигиозные движения.
В основе классификации – базисные представления, в зависимости от следования которым каждую конкретную неорелигию и относят к тому или иному направлению.

1. Неохристианское направление, как «новейший» вариант христианства, предлагает уникальную «богооткровенную» истину и единственный путь к спасению человечества. Как правило, это вероучение – продукт индивидуального творчества основателей данных направлений. Здесь особо выделяется «Церковь Богородицы» («Церковь Воскресающей Богородицы»).
Её вероучение, направленное прежде всего против православной церкви, «отменяет» Священное Писание и Священное Предание, заменяя их своим «новейшем третьем заветом».

2. Неоориенталистское направление (лат. «ориенталис» – восточный) представляет собой восточные религии, пересаженные на почву Запада. Положение о том, что за иллюзорным существующим скрыта искренняя божественная природа, которая гармонична и справедлива, – общее для их вероучения. Используя различные способы медитации, они стремятся слиться с этой подлинной природой. Самое значительное из этих направлений в России – Общество сознания Кришны.

3. Сциентистское направление (лат «scientia» – знание, наука) формируется в недрах модернистских увлечений поисками теоретического знания. В данном направлении особо выделяется «Церковь сайентологии», созданная писателем-фантастом Хаббардом. Основы своего вероучения он изложил в книге «Дианетика: современная наука о душевном здоровье». Это синтез учений Фомы Аквинского, З. Фрейда и буддизма, которые окрашены «дианетикой» – наукой о мышлении, или «сайентологией» (наукологией).

4. «Сатанинское» направление возвеличивает зло и насилие, проповедует общение с мистическими источниками зла: демонами и Сатаной. Вероучение и культ данного направления, своеобразного антипода христианства, построены на зеркальном отражении этой мировой религии.
Их учение пронизано крайним индивидуализмом, прагматизмом, эгоизмом, культом силы.

Кроме этого, можно выделить и реабилитирующее религии древности неоязычество, и использующие религиозные и оздоровительные элементы мистико-оздоровительные направления.

Отсутствие по данной теме семинарского занятия накладывает на студента определенные обязательства по самостоятельному овладению темой. В этом ему помогут рекомендованные в качестве дополнительной литературы издания (№ 2, 8, 19), а также соответствующие разделы указанных в списке основной литературы учебников (№ 1, 2, 3, 5, 6, 7). Можно использовать и материалы Интернет-ресурсов (№ 4, 5, 8, 9, 22).

ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Поскольку учебный план заочного отделения отводит лекционным занятиям чрезвычайно мало времени, а семинарские занятия не предусмотрены вообще, на самостоятельную работу отводится подавляющее количество часов. Все это придает дополнительную актуальность методическим рекомендациям для студентов очной формы обучения, которыми студенты заочного отделения должны воспользоваться в полной мере (особенно по темам, не рассматриваемым на лекционных занятиях).

Учитывая, что далеко не все студенты (прежде всего в сельской местности) могут иметь сколько-нибудь широкий и свободный доступ к рекомендованной литературе, желательно чтобы они заранее запаслись нужными учебниками. (К сожалению, возможности библиотеки РАП пока ещё ограничены, но в продаже учебники есть). Широкие возможности предоставляет и постоянно расширяющаяся сеть религиоведческих Интернет-ресурсов, становящаяся все более доступной.

Организуя свою самостоятельную работу, студент должен четко и ясно осознавать, что изучаемые им материалы должны быть не заучены, а поняты и творчески осмысленны. Тем более, что проведение рубежного контроля, растянутого на два семестра курса (от 4 до 8 лекционных часов) представляется явно нецелесообразным. Однако студенты-заочники могут воспользоваться еженедельными консультациями для студентов очной формы обучения. По инициативе студентов заочной формы обучения возможна организация и дополнительных консультационных занятий.

Особое внимание следует обратить на тему № 1 «Религия как явление социальной и духовной жизни: происхождение, сущность, структура, функции». Важно в достаточной мере полно и всесторонне осознать базовые мировоззренческие подходы определения сущности религии (особенно если религиоведческий курс читается до, а не после курса философии). При этом следует обратить внимание на сложно воспринимаемую позицию материалистов, обнаруживающих сущность религии, причины её возникновения и воспроизводства в сфере бытия, а не сознания. Рассматривая функции религии, студент должен обнаружить специфику религии, а не ограничиться разъяснением названий этих функций.

Темы, посвященные изучению различных религиозных направлений
и организаций (№ 2-6), в тематических планах группируются в порядке наиболее благоприятном для лекционного обеспечения студентов, исходя из их базового образования. Поскольку при изучении этих тем студенту неизбежно придется столкнуться с большим объемом материала, ему необходимо четко организовать свою работу. В этой связи по каждой теме необходимо рассмотреть: основные причины возникновения религии, её основные особенности (структура, вероучение, культ), основные направления, современное состояние.

В теме 7 «Религия и право: основные этапы взаимовлияния, особенности, современное состояние» следует четко выделить основные этапы её развития, определив их, ориентируясь на план проведения
6 семинарского занятия. Особое же внимание должно быть уделено
участию Русской православной церкви в сфере религиозно-правовых взаимоотношений, выяснению проблемы сходства и различий церковного и национально права.

В темах № 8 и 9 рассматриваются главным образом религиозно-правовые и конфессионально-государственные взаимоотношения, получившие развитие в нашей стране. При серьезной организации самостоятельной работы студент заочной формы обучения должен не только проанализировать различные этапы отечественного законодательства о религиозных культах, но и подробно рассмотреть ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Помощь в этом ему может оказать дополнительная литература (№ 1).

Тема № 10 «Современные неорелигиозные движения и право», представляет сложность в первую очередь из-за многочисленности этих движений. (По некоторым данным общее количество неорелигиозных движений, существующих в настоящее время, – от 3 до 8 тысяч). Студенту следует ограничиться характеристикой 2-3 из них. Хотя это отнюдь не исключает знание самого феномена данной религиозности, социально-культурных условий её возникновения, типологии и пр.

 

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

 

1. Сущностные характеристики религии.

2. Социальная роль религии в жизни человека и общества.

3. Ранние формы религии: история и современность.

4. Шаманизм: история и современность.

5. Грех и преступление: религиозно-философская и юридическая интерпретация.

6. Кровная месть как форма древнего правосудия: религиоведческая интерпретация.

7. Принцип талиона как основа правовых систем древности: религиоведческий аспект.

8. Иудаизм как идейный источник христианства.

9. Иудейское право в прошлом и настоящем.

10. Ламаизм: основные особенности и современное состояние.

11. Дзэн-буддизм: основные особенности и современное состояние.

12. Моральные и правовые идеи буддизма.

13. Основные причины возникновения христианства.

14. Православие и католицизм: сходство и различия.

15. Баптизм: конфессиональные особенности и современное состояние.

16. Адвентизм: конфессиональные особенности и современное состояние.

17. Свидетели Иеговы: конфессиональные особенности и современное состояние.

18. Церковное и каноническое право: сходство и различия.

19. Влияние церковного права на европейские правовые традиции.

20. Протестантизм в России и законодательство о религиозных культах в прошлом и настоящем.

21. Христианизация Руси: основные причины и исторические условия.

22. Взаимоотношения государства и церкви в истории царской России.

23. Русская православная церковь при тоталитарном социализме.

24. Особенности государственно-правового регулирования религиозных процессов в постсоветской России.

25. Влияние церковного права на отечественные правовые традиции в дореволюционной и постсоветской России.

26. Основные причины возникновения ислама.

27. Шариат как свод норм мусульманского права и религиозных предписаний.

28. Мусульманское право: основные особенности и современное состояние.

29. Эволюция мусульманского права в современном мире.

30. Свобода совести в современном обществе: религиоведческий и правовой аспекты.

31. Основные трактовки и модели свободы совести.

32. Свобода совести и правовой статус религиозных организаций в истории России.

33. Законодательство о религиозных культах в дореволюционной России.

34. Советское законодательство о религиозных культах.

35. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и демократизация религиозно-конфессиональных отношений в России.

36. Основные причины возникновения современных нетрадиционных религиозных движений.

37. Классификация и особенности новых религиозных движений.

38. Характеристика новых религиозных движений в России и за рубежом.

39. Неорелигиозные движения в контексте современного законодательства: отечественный и зарубежный опыт.

40. Правовая регламентация неорелигиозных движений в современной России.

 

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ

 

Рубежный контроль проводится через 2-2,5 месяца после начала семестра для определения уровня освоения студентами теоретических и практических знаний.

Главная задача рубежного контроля – проверка студентами знания изученного материала.

Форма проведения – коллоквиум – обсуждение студентами проблем:

А) происхождение и сущность религии;

Б) структура религии;

В) функции религии

при рассмотрении:

1) ранних форм религии;

2) иудаизма;

3) буддизма;

4) христианства;

5) ислама.

ЛИТЕРАТУРА

 

Источники

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета (любое издание).

2. Коран (любое издание).

3. Элиаде М. Священные тексты народов мира. – М., 1998.

4. ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»// СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 7666-7678.

5. Сборник документов и материалов юбилейного Архирейского собора Русской православной церкви. – Н.Новгород, 2000.

 

Основная литература

1. Бажан Т.А., Старков О.В. Религиоведение для юристов. – СПб, 2007.

2. История религии: в 2 т. Учебник / Под ред. И.Н. Яблокова. – М., 2002.

3. История религий в России / Под ред. Н.А. Трофимчука. – М., 2001.

4. Лобазова О.Ф. Религиоведение. – М., 2007*.

5. Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. – М., 2000.

6. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. – М., 1996.

7. Религиоведение / Под ред. М.М. Шахнович. – СПб, 2007*.

8. Тихонравов Ю.В. Судебное религиоведение. – М., 1998.

Дополнительная литература

1. Комментарий к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях». – М., 1999.

2. Баркер А. Новые религиозные движения. Практическое введение. – СПб, 1997.

3. Беленький М.С. Что такое талмуд. – М., 1970.

4. Белякова Е.В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. – М., 2004.

_____________________________

* Литература, имеющаяся в библиотеке ПФ РАП

5. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., Ростов-на-Дону, 1999.

6. Воейков Н.Н. Церковь, Русь, и Рим. – Минск, 2000.

7. Гараджа В.И. Протестантизм. – М., 1971.

8. Дворкин А.Л. Сектоведение. Таталитарные секты. Опыт систематического исследования. – Н.Новгород, 2000.

9. Донини А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана). – М., 1989.

10. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. – М., 1990.

11. Зюбанов Ю.А. Христианские основы Уголовного кодекса Российской Федерации: Сравнительный анализ норм УК РФ и Священного Писания. – М., 2007.

12. Иоанн, митрополит. Русская симфония. Очерки русской историософии. – СПб, 1998.

13. Касторский Г.Л. Мировые религии и преступность. – СПб, 2001.

14. Керимов Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. – СПб, 2007.

15. Куницын А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. – М., 2000.

16. Кураев, диакон. Трудное восхождение: о протестантизме в современной России // Новый мир. 1993. № 6.

17. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. – М., 1994.

18. Максуд Р. Ислам. – М., 2000.

19. «Нетрадиционные религии» в посткоммунистической России: «Круглый стол» // Вопросы философии. 1996. № 12.

20. Пилкингтон С.М. Иудаизм. – М., 1999.

21. Пчелинцев А.В. Свобода религии и права верующих в современной России. – М., 2007.

22. Религиозные объединения, свобода совести и вероисповедания: нормативные акты, судебная практика. – М., 2001.

23. Религия и закон: Конституционно-правовые основы свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных организаций: Сборник правовых актов с комментариями. – М., 1996.

24. Старообрядчество: светское и церковное законодательство. XVII-XVIII вв. – Арзамас, 2001.

25. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики. – М., 1986.

26. Токарев С.А. Ранние формы религии. – М., 1990.

27. Томпсон М. Восточная философия. – М., 2000.

28. Томпсон М. Философия религии. – М., 2001.

29. Фрейзер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. – М., 1983.

30. Цыпин В., протоиерей. Курс церковного права. – Клин, 2004.

31. Чанышев А.И. Протестантизм. – М., 1969.

32. Шапошников Е.Л. Государственно-церковные отношения в России в XX – начале XXI века. – Н.Новгород, 2007.

33. Шмеман А., протоиерей. Исторический путь православия. – М., 1993.

34. Экономцев Э., игумен. Православие, Византия, Россия. – М., 1992.

35. Эррикер К. Буддизм. – М., 1999.

36. Яблоков И.Н. Религия: сущность и явление. – М., 1982.

37. Янг Дж. Христианство. – М., 1999.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.173.209 (0.019 с.)