Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 9. Законодательство о религиозных культах в постсоветской России. Фз «о свободе совести и о религиозных объединениях».↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В Конституции РФ вопросам свободы совести посвящены прежде всего статьи 14 (пункты 1, 2), 19 (пункт 2), 28, 29. Конкретные же вопросы свободы совести определяет ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Студенту следует обратить внимание на определение свободы совести (ст. 3), основывающейся на равенстве граждан во всех областях жизни, независимо от их отношения к религии. В этой связи важнейшее положение Закона – провозглашение того, что «Российская Федерация – светское государство», где «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», а «религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» (ст. 3). Отделение религиозных объединений от государства предполагает, что государство не вмешивается во внутреннюю деятельность религиозных объединений, а религиозное объединение «не выполняет функций органов государственной власти», «не участвует в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления», «не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную или иную помощь» (ст. 4). Однако эти положения Значительное внимание в Законе уделяется религиозным объединениям, их видам (религиозным группам и религиозным организациям), порядку регистрации и ликвидации. В отличие от религиозной организации, религиозная группа осуществляет свою деятельность без государственной регистрации и обретения правоспособности юридического лица. Религиозная группа может преобразоваться в религиозную организацию, если у неё «имеется подтверждение существования на данной территории на протяжении Студентам необходимо обратить внимание и на охрану государством прав граждан на свободу совести. Так, например, Законом строго охраняется тайна исповеди, запрещаются проведения публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства верующих граждан и пр. При подготовке данной темы студенту следует, прежде всего, изучить ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и комментарий к этому закону. (См. источники (№ 4), дополнительная литература (№ 1), а также религиоведческие Интернет-ресурсы (№ 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10), материалы журнала «Религия и право»).
Тема 10. Современные неорелигиозные движения и право. Облегчая ориентирование среди множества новейших религий, студенту необходимо классифицировать эти неорелигиозные движения. 1. Неохристианское направление, как «новейший» вариант христианства, предлагает уникальную «богооткровенную» истину и единственный путь к спасению человечества. Как правило, это вероучение – продукт индивидуального творчества основателей данных направлений. Здесь особо выделяется «Церковь Богородицы» («Церковь Воскресающей Богородицы»). 2. Неоориенталистское направление (лат. «ориенталис» – восточный) представляет собой восточные религии, пересаженные на почву Запада. Положение о том, что за иллюзорным существующим скрыта искренняя божественная природа, которая гармонична и справедлива, – общее для их вероучения. Используя различные способы медитации, они стремятся слиться с этой подлинной природой. Самое значительное из этих направлений в России – Общество сознания Кришны. 3. Сциентистское направление (лат «scientia» – знание, наука) формируется в недрах модернистских увлечений поисками теоретического знания. В данном направлении особо выделяется «Церковь сайентологии», созданная писателем-фантастом Хаббардом. Основы своего вероучения он изложил в книге «Дианетика: современная наука о душевном здоровье». Это синтез учений Фомы Аквинского, З. Фрейда и буддизма, которые окрашены «дианетикой» – наукой о мышлении, или «сайентологией» (наукологией). 4. «Сатанинское» направление возвеличивает зло и насилие, проповедует общение с мистическими источниками зла: демонами и Сатаной. Вероучение и культ данного направления, своеобразного антипода христианства, построены на зеркальном отражении этой мировой религии. Кроме этого, можно выделить и реабилитирующее религии древности неоязычество, и использующие религиозные и оздоровительные элементы мистико-оздоровительные направления. Отсутствие по данной теме семинарского занятия накладывает на студента определенные обязательства по самостоятельному овладению темой. В этом ему помогут рекомендованные в качестве дополнительной литературы издания (№ 2, 8, 19), а также соответствующие разделы указанных в списке основной литературы учебников (№ 1, 2, 3, 5, 6, 7). Можно использовать и материалы Интернет-ресурсов (№ 4, 5, 8, 9, 22). ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Поскольку учебный план заочного отделения отводит лекционным занятиям чрезвычайно мало времени, а семинарские занятия не предусмотрены вообще, на самостоятельную работу отводится подавляющее количество часов. Все это придает дополнительную актуальность методическим рекомендациям для студентов очной формы обучения, которыми студенты заочного отделения должны воспользоваться в полной мере (особенно по темам, не рассматриваемым на лекционных занятиях). Учитывая, что далеко не все студенты (прежде всего в сельской местности) могут иметь сколько-нибудь широкий и свободный доступ к рекомендованной литературе, желательно чтобы они заранее запаслись нужными учебниками. (К сожалению, возможности библиотеки РАП пока ещё ограничены, но в продаже учебники есть). Широкие возможности предоставляет и постоянно расширяющаяся сеть религиоведческих Интернет-ресурсов, становящаяся все более доступной. Организуя свою самостоятельную работу, студент должен четко и ясно осознавать, что изучаемые им материалы должны быть не заучены, а поняты и творчески осмысленны. Тем более, что проведение рубежного контроля, растянутого на два семестра курса (от 4 до 8 лекционных часов) представляется явно нецелесообразным. Однако студенты-заочники могут воспользоваться еженедельными консультациями для студентов очной формы обучения. По инициативе студентов заочной формы обучения возможна организация и дополнительных консультационных занятий. Особое внимание следует обратить на тему № 1 «Религия как явление социальной и духовной жизни: происхождение, сущность, структура, функции». Важно в достаточной мере полно и всесторонне осознать базовые мировоззренческие подходы определения сущности религии (особенно если религиоведческий курс читается до, а не после курса философии). При этом следует обратить внимание на сложно воспринимаемую позицию материалистов, обнаруживающих сущность религии, причины её возникновения и воспроизводства в сфере бытия, а не сознания. Рассматривая функции религии, студент должен обнаружить специфику религии, а не ограничиться разъяснением названий этих функций. Темы, посвященные изучению различных религиозных направлений В теме 7 «Религия и право: основные этапы взаимовлияния, особенности, современное состояние» следует четко выделить основные этапы её развития, определив их, ориентируясь на план проведения В темах № 8 и 9 рассматриваются главным образом религиозно-правовые и конфессионально-государственные взаимоотношения, получившие развитие в нашей стране. При серьезной организации самостоятельной работы студент заочной формы обучения должен не только проанализировать различные этапы отечественного законодательства о религиозных культах, но и подробно рассмотреть ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Помощь в этом ему может оказать дополнительная литература (№ 1). Тема № 10 «Современные неорелигиозные движения и право», представляет сложность в первую очередь из-за многочисленности этих движений. (По некоторым данным общее количество неорелигиозных движений, существующих в настоящее время, – от 3 до 8 тысяч). Студенту следует ограничиться характеристикой 2-3 из них. Хотя это отнюдь не исключает знание самого феномена данной религиозности, социально-культурных условий её возникновения, типологии и пр.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
1. Сущностные характеристики религии. 2. Социальная роль религии в жизни человека и общества. 3. Ранние формы религии: история и современность. 4. Шаманизм: история и современность. 5. Грех и преступление: религиозно-философская и юридическая интерпретация. 6. Кровная месть как форма древнего правосудия: религиоведческая интерпретация. 7. Принцип талиона как основа правовых систем древности: религиоведческий аспект. 8. Иудаизм как идейный источник христианства. 9. Иудейское право в прошлом и настоящем. 10. Ламаизм: основные особенности и современное состояние. 11. Дзэн-буддизм: основные особенности и современное состояние. 12. Моральные и правовые идеи буддизма. 13. Основные причины возникновения христианства. 14. Православие и католицизм: сходство и различия. 15. Баптизм: конфессиональные особенности и современное состояние. 16. Адвентизм: конфессиональные особенности и современное состояние. 17. Свидетели Иеговы: конфессиональные особенности и современное состояние. 18. Церковное и каноническое право: сходство и различия. 19. Влияние церковного права на европейские правовые традиции. 20. Протестантизм в России и законодательство о религиозных культах в прошлом и настоящем. 21. Христианизация Руси: основные причины и исторические условия. 22. Взаимоотношения государства и церкви в истории царской России. 23. Русская православная церковь при тоталитарном социализме. 24. Особенности государственно-правового регулирования религиозных процессов в постсоветской России. 25. Влияние церковного права на отечественные правовые традиции в дореволюционной и постсоветской России. 26. Основные причины возникновения ислама. 27. Шариат как свод норм мусульманского права и религиозных предписаний. 28. Мусульманское право: основные особенности и современное состояние. 29. Эволюция мусульманского права в современном мире. 30. Свобода совести в современном обществе: религиоведческий и правовой аспекты. 31. Основные трактовки и модели свободы совести. 32. Свобода совести и правовой статус религиозных организаций в истории России. 33. Законодательство о религиозных культах в дореволюционной России. 34. Советское законодательство о религиозных культах. 35. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и демократизация религиозно-конфессиональных отношений в России. 36. Основные причины возникновения современных нетрадиционных религиозных движений. 37. Классификация и особенности новых религиозных движений. 38. Характеристика новых религиозных движений в России и за рубежом. 39. Неорелигиозные движения в контексте современного законодательства: отечественный и зарубежный опыт. 40. Правовая регламентация неорелигиозных движений в современной России.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ
Рубежный контроль проводится через 2-2,5 месяца после начала семестра для определения уровня освоения студентами теоретических и практических знаний. Главная задача рубежного контроля – проверка студентами знания изученного материала. Форма проведения – коллоквиум – обсуждение студентами проблем: А) происхождение и сущность религии; Б) структура религии; В) функции религии при рассмотрении: 1) ранних форм религии; 2) иудаизма; 3) буддизма; 4) христианства; 5) ислама. ЛИТЕРАТУРА
Источники 1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета (любое издание). 2. Коран (любое издание). 3. Элиаде М. Священные тексты народов мира. – М., 1998. 4. ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»// СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 7666-7678. 5. Сборник документов и материалов юбилейного Архирейского собора Русской православной церкви. – Н.Новгород, 2000.
Основная литература 1. Бажан Т.А., Старков О.В. Религиоведение для юристов. – СПб, 2007. 2. История религии: в 2 т. Учебник / Под ред. И.Н. Яблокова. – М., 2002. 3. История религий в России / Под ред. Н.А. Трофимчука. – М., 2001. 4. Лобазова О.Ф. Религиоведение. – М., 2007*. 5. Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. – М., 2000. 6. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. – М., 1996. 7. Религиоведение / Под ред. М.М. Шахнович. – СПб, 2007*. 8. Тихонравов Ю.В. Судебное религиоведение. – М., 1998. Дополнительная литература 1. Комментарий к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях». – М., 1999. 2. Баркер А. Новые религиозные движения. Практическое введение. – СПб, 1997. 3. Беленький М.С. Что такое талмуд. – М., 1970. 4. Белякова Е.В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. – М., 2004. _____________________________ * Литература, имеющаяся в библиотеке ПФ РАП 5. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., Ростов-на-Дону, 1999. 6. Воейков Н.Н. Церковь, Русь, и Рим. – Минск, 2000. 7. Гараджа В.И. Протестантизм. – М., 1971. 8. Дворкин А.Л. Сектоведение. Таталитарные секты. Опыт систематического исследования. – Н.Новгород, 2000. 9. Донини А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана). – М., 1989. 10. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. – М., 1990. 11. Зюбанов Ю.А. Христианские основы Уголовного кодекса Российской Федерации: Сравнительный анализ норм УК РФ и Священного Писания. – М., 2007. 12. Иоанн, митрополит. Русская симфония. Очерки русской историософии. – СПб, 1998. 13. Касторский Г.Л. Мировые религии и преступность. – СПб, 2001. 14. Керимов Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. – СПб, 2007. 15. Куницын А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. – М., 2000. 16. Кураев, диакон. Трудное восхождение: о протестантизме в современной России // Новый мир. 1993. № 6. 17. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. – М., 1994. 18. Максуд Р. Ислам. – М., 2000. 19. «Нетрадиционные религии» в посткоммунистической России: «Круглый стол» // Вопросы философии. 1996. № 12. 20. Пилкингтон С.М. Иудаизм. – М., 1999. 21. Пчелинцев А.В. Свобода религии и права верующих в современной России. – М., 2007. 22. Религиозные объединения, свобода совести и вероисповедания: нормативные акты, судебная практика. – М., 2001. 23. Религия и закон: Конституционно-правовые основы свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных организаций: Сборник правовых актов с комментариями. – М., 1996. 24. Старообрядчество: светское и церковное законодательство. XVII-XVIII вв. – Арзамас, 2001. 25. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики. – М., 1986. 26. Токарев С.А. Ранние формы религии. – М., 1990. 27. Томпсон М. Восточная философия. – М., 2000. 28. Томпсон М. Философия религии. – М., 2001. 29. Фрейзер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. – М., 1983. 30. Цыпин В., протоиерей. Курс церковного права. – Клин, 2004. 31. Чанышев А.И. Протестантизм. – М., 1969. 32. Шапошников Е.Л. Государственно-церковные отношения в России в XX – начале XXI века. – Н.Новгород, 2007. 33. Шмеман А., протоиерей. Исторический путь православия. – М., 1993. 34. Экономцев Э., игумен. Православие, Византия, Россия. – М., 1992. 35. Эррикер К. Буддизм. – М., 1999. 36. Яблоков И.Н. Религия: сущность и явление. – М., 1982. 37. Янг Дж. Христианство. – М., 1999.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.140.108 (0.009 с.) |