Тема 2. Ранние и национальные формы религии. Иудаизм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Ранние и национальные формы религии. Иудаизм.



При изучении ранних форм религии студенту важно обратить внимание на следующее: если фетишизмом чаще всего называют поклонение неодушевленным материальным объектам, которым приписываются сверхъестественные свойства, то тотемизм – отнюдь не вера в сверхъестественные свойства каких-либо животных (растений). Тотемизм основывается на вере в сверхъестественное родство между тотемом и группами людей (родами, племенами). Животные или растения при этом не обожествляются.

Магия же в отличие от фетишизма – не просто поклонение материальным объектам, обладающим сверхъестественными свойствами, а вера в возможность воздействовать на них с помощью колдовских (магических) действий в желательном направлении.

В анимизме отсутствуют сугубо духовные (лишенные каких-либо материальных характеристик) сущности. Ибо первобытный человек не мог представить себе нечто абсолютно лишенное материальных свойств.
Для него душа, дух состоят из особой, тонкой материи, характеризующейся особыми свойствами (проникать сквозь твердые предметы, менять свою величину и вид и т.д.).

Знание особенностей ранних форм религии позволяет глубже и полнее понять последующие направления религиозности. Прежде всего национальной, среди которой иудаизм занимает особо заметное место. Значительную роль на это оказал созданный иудеями Ветхий завет. Особо почитаются его пять первых книг (Пятикнижие Моисея) – Тора.

В отличие от ранних форм религии, при изучении иудаизма студенту необходимо познакомиться не только с религиоведческой литературой
(См. литературу ко 2 семинарскому занятию), но и с текстами Ветхого завета (или хотя бы с их фрагментами). Прежде всего могут быть рекомендованы: Бытие, Исход, Книга Иова, Притчи Соломона, Книга Екклесиаста.
Для изучения данной темы представляют интерес и материалы некоторых Интернет-ресурсов (например, № 4, 22).

Тема 3. Буддизм: возникновение, особенности, направления, современное состояние.

В своей организации самостоятельной работы студент должен учитывать, что причины возникновения буддизма могут излагаться с различных мировоззренческих позиций. А поэтому создателем этой религии может быть или Будда, воплощением которого стал царевич Гаутама, или сам Гаутама как реальное историческое лицо – человек, самостоятельно создавший основы данного религиозного направления. Хотя буддизм возникает и как идеология, складывающегося в Индии рабовладельческого общества, оппозиция кастовому строю, апеллировавшая ко всем
слоям населения.

Понимание вероучения буддизма невозможно без знания его этико-психологических принципов и обрядово-ритуальной практики. Поэтому при разработке данной темы студенту следует уделить особое внимание рассмотрению «четырех великих истин», являющихся интегральной основой буддизма.

Согласно «четырем великим истинам»: жизнь есть страдание; страдание порождается желаниями; чтобы избавиться от страданий, нужно избавиться от желаний; к преодолению же страданий ведет «восьмеричный путь спасения». Он предполагает соблюдение восьми заповедей: праведной веры, праведной решимости, праведной речи, праведных дел, праведной жизни, праведной мысли, праведных помыслов, праведного созерцания.

Вместе с тем, студенту важно освоить те направления буддизма, которые (хотя и в различной мере) получили распространение на территории нашей страны. Это прежде всего ламаизм и дзэн-буддизм. Однако изучение буддизма за рубежом, где он все более активно участвует в современной политической и социокультурной жизни, также необходимо.

При разработке темы следует воспользоваться как источниками (№ 3), так и основной (№ 2, 3), а также рекомендованной к 3 семинарскому занятию (№ 1, 2, 3, 5, 7, 8) литературой. Значительную помощь могут оказать материалы религиоведческих Интернет-ресурсов (№ 5, 9, 20, 21).

Тема 4. Христианство: основные причины возникновения, особенности, направления, современное состояние.

Студент должен помнить, что существуют различные мировоззренческие подходы к проблеме возникновения христианства. Богословы, объясняя возникновение христианства волей Бога, связывают
его с деятельностью богочеловека Иисуса Христа. Стержень христианской доктрины – учение о Иисусе Христе. Последователи биолого-антропологической позиции находят причины возникновения христианства в деятельности человека Иисуса Христа. Для материалистов же главная причина возникновения христианства – кризис Римской империи.

Следует иметь ввиду, что, согласно исследователям, отрицающим сугубо ортодоксальные позиции, христианство проделало значительную эволюцию от этнической секты в рамках иудаизма до самой многочисленной мировой религии. При этом важно понять, что в отличие от иудаизма, жестко регламентировавшего жизнь человека, христианство ориентируется в первую очередь не на внешний распорядок действия, а на внутреннее устройство сердца. Поэтому христианство – это религия любви (Бога к человеку и человека к Богу).

Студент должен уяснить особенности как православия, на базе идей и традиций которого сформировались 15 автокефальных церквей, так и католицизма, создавшего единый всемирный центр (Ватикан) и избирающего единого главу церкви – римского папу. Идеология и организация протестантизма также во многом обусловлены историей его возникновения.

 

Знание христианства невозможно без изучения Нового Завета, прежде всего Евангелий (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна) и Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса) (См. в источниках № 1). Кроме рекомендованной к 3 семинарскому занятию литературы весьма полезно обращение к религиоведческим Интернет-ресурсам (№ 1, 3, 4, 5, 8, 10, 15, 16, 17, 18).

 

Тема 5. Русское православие: основные причины возникновения, особенности, этапы развития, современное состояние.

Изучая проблему крещения Руси, студент должен иметь в виду различные мировоззренческие подходы, весьма разнообразно анализирующие данное событие. Для богословов принятие христианства – бесспорный провиденциальный акт. Сторонниками биолого-антропологической точки зрения принятие христианства усматривалось главным образом в возникшем у князя Владимира желании замены язычества восточным христианством. Материалисты же объясняют обращение к православию потребностями социально-экономического и политического развития Руси в эпоху переходного периода от родоплеменных отношений к феодализму.

Целесообразно рассматривать историю Русской православной церкви в тесной связи с событиями отечественной истории, сравнивая позиции церковных и светских исследователей. Учитывая, что многие из них, определяя основные этапы эволюции русского православия, ориентировались на церковно-административные центры, эти этапы можно обозначить как «Киевский», «Московский», «Петербургский». История Русской православной церкви повторяла все перипетии истории страны.
А поэтому студенту следует обратить внимание на качественное своеобразие основных периодов нашей истории и выявить роль церкви в развитии государства, этноса, культуры.

При этом важно всесторонне изучить синодальный период в
истории и церкви, и страны. Следует ознакомиться с сутью церковной реформы, осуществленной Петром I, её причинами и последствиями. Развитие Русской православной церкви после 1917 г. также весьма неоднозначно рассматривается разными исследователями. Для того чтобы сориентироваться в этих вопросах, важно рассмотреть не только религиоведческие, но и юридические источники.

При разработке темы необходимо обратиться к литературе
4 семинарского занятия. Значительную помощь могут оказать и религиоведческие Интернет-ресурсы (№ 3, 9, 11, 12), а также «Основы социальной концепции Русской православной церкви» и «Устав Русской православной церкви» (См.: «Сборник документов и материалов юбилейного Архиерейского собора Русской православной церкви» (Н.Новгород, 2000).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.130.41 (0.007 с.)