Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сенсорная интеграция в диалоге

Поиск

Понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие

Под редакцией Е.В. Клочковой


 


Verlag modernes lernen - Dortmund


Москва Теревинф 2010


УДК 159.922.7:159.939.93 ББК 88.8 К44

Кислинг, Улла. Сенсорная интегртеграция в диалоге: понять ребенка, распо­знать проблему, помочэмочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е.В. Клочковой; |юй; [пер. с нем. К.А. Шарр]. - М.: Теревинф, 2010. - 240 с. ISBN 97N 978-5-4212-0003-1.

"Книга немецкого терапевта Уллы Кислинг продолжает публикации, посвященные сенсорно - интегративной терапии. Автор - специалист с огромным опытом практической работы - рассказывает читателям о своих находках и о том, как теоретические принципы сенсорной интеграции могут быть применены в конкретных ситуациях."

Книга адресованввана родителям и специалистам - невроло­гам, психологам, реабилитологам, педагогам и др.

Перевод с немецкяецкого Ксения Шарр

Фотографии УллаУлла Кислинг, Имке Кордтс, цирк Миньон

Дизайн и верстка стка Н.Э. Бернштейн

Научный редакторктор Е.В. Клочкова

Литературный реД редактор М.И. Соколова

Редактор М.С. ДиЛ. Дименштейн

Корректор Н.С. СсС. Самбу

Подписано в печать 26.10.16.10.2009. Формат 60x84/16

Гарнитура NewCentury Schcy Schoolbook. Печ. л. 15. Бумага офсетная. Заказ 8310

Издательство «Теревинф» шф»

для переписки 1 19002, Мо)2, Москва, а/я 9. тел./факс (495) 585 0 587

эл. почта zakaz@terevinf.ru cinf.ru сайт www.terevinf.ru

Отпечатано в ОАО «ИПК «ИПК «Ульяновский Дом печати»

432980, г. Ульяновск, ул. Г(, ул. Гончарова, 14.

ISBN 978-5-4212-0003-1 (р)3-1 (рус.) ISBN 978-3-8080-0446-3 (нем.)

© «Теревинф», перево;ревод, оформление, 2009 © verlag modernes lens lernen, Dortmund, 2007


Содержание

Предисловие к русскому изданию.............................................. 8

Предисловие Инге Флемиг......................................................... 9

Неповторимое Я.................................................................... 11

Введение.............................................................................. 12

Основы сенсорной интеграции в диалоге.................................. 15

Вестибулярная система =

система поддержания равновесия................................................. 18

Тактильная система =

система кожной чувствительности =

экстероцепция...................................................................................... 26

Проприоцептивная система =

система кинестетического восприятия (мышечно-суставное чувство) =

восприятие собственной позы и движения.................................. 34

Кинестетическое восприятие и язык................................................... 42

Диалог................................................................................. 44

Кому может помочь терапия

по методу сенсорной интеграции в диалоге?......................... 58

Первая встреча - «наблюдающая диагностика».......................... 61

Характеристики поведения...................................................... 76

Младенец.................................................................................................... 76

Ребенок дошкольного возраста............................................................ 76

Ребенок школьного возраста................................................................ 76

Возможные причины нарушений............................................ 80

Идеальное помещение для проведения терапевтических занятий

по методу сенсорной интеграции в диалоге........................... 83

Размеры помещения................................................................................ 83

Свет, цвет и атмосфера в помещении для занятий......................... 84

Крупные терапевтические снаряды................................................... 86

«Ароматные вещества»

в помещении для терапевтических занятий................................ 93

Занятия в учебном бассейне................................................................. 94


Занятия на природе......................................................... 96

Использование музыки

на занятиях сенсорной интеграцией в диалоге.......... 96

Правила игры и границы

обеспечивают безопасность, уверенность

и помогают ориентироваться в пространстве.................. 98

Первое занятие.................................................................. 108

Доверие.......................................................................... 109

Значимость ошибки........................................................... 113

Примеры работы............................................................... 120

а) Беньямин, 1,2 года

(сильное отставание в развитии).............................. 120

б) Мартин, 2,5 года (по заключению врача,

здоровый ребенок, нездорова мать?)....................... 131

в) Флориан, 7 лет (проблемы в обучении,

нарушение поведения, гиперактивность)................. 139

г) Филипп, 7 лет («умственная отсталость»,
стереотипии, тики).................................................... 150

д) Амира, 14 месяцев (аутизм, эпилепсия,

задержка развития).................................................... 157

е) Пауль, 5 лет............................................................... 168

«Прислушиваться к мелодии ребенка».............................. 172

Отсутствие результата на занятиях? Развитие вспять?..... 174

Роль терапевта................................................................. 181

Роль родителей в терапии................................................ 186

Сотрудничество с воспитателями, учителями,

другими терапевтами и врачами.................................... 193

Мои мнимые уловки.......................................................... 198

Как найти подходящего терапевта?................................... 201

Идеальная детская комната для развития......................... 203

Сенсорная интеграция в диалоге

за пределами терапевтического кабинета..................... 205

Где лучше отдыхать..................................................... 212

Какие виды терапии разумно дополняют

сенсорную интеграцию в диалоге?................................ 215

Логопедия, коррекция речи.......................................... 215

Физическая терапия, эрготерапия................................ 216


Мартин Кливер (Гамбург).

Амбулаторный кабинет лечебной педагогики......................... 216

Мартин Кливер (Гамбург).

Занятия по раннему развитию на дому..................................... 217

Мартин Кливер (Гамбург). Лечебная эвритмия............................ 218

Метод Фельденкрайза.......................................................................... 219

Двигательная терапия - психомоторика......................................... 220

Терапевтические игры в воде............................................................. 221

Лечебная верховая езда (иппотерапия)........................................... 221

Кинезиология.......................................................................................... 222

Рейки.......................................................................................................... 222

Лотар Урсинус (гомеопат, Гамбург). Натуропатия.................... 223

Иоахим Купце (институт Томатиса в Гамбурге).

Метод доктора Томатиса............................................................... 226

Габриэле Каэхеле (Гамбург). Шиатсу для детей -

шиатсу в диалоге.............................................................................. 228

Интегративный

лечебно-педагогический/терапевтический цирк..................... 229

Когда заканчивается терапия?............................................... 231

«Финиш».................................................................................................... 233

Редко речь идет о том............................................................................ 234

Литература................................................................................................ 235

 


Введение

Пришло время, и я наконец решилась издать свои материалы по Сенсорной интеграции в диалоге в формате небольшой кни­ги: желание писать не раз появлялось у меня после выступле­ний перед родителями, терапевтами и педагогами.

Я разрабатываю и применяю этот метод уже 16 лет. Я осо­бенно благодарна Инге Флемиг, которая когда-то заставила меня «прыгнуть в холодную воду» и с тех пор много раз беседо­вала со мной, будучи необыкновенным наставником-суперви­зором. За те несколько недель, когда я проходила практику на ее врачебных приемах, она очень быстро заметила, что мне удается интуитивно установить диалог с детьми с тяжелыми нарушениями поведения и общения. Первым аутичным ребен­ком, с которым она позволила мне проводить терапию, была Ронни. Инге Флемиг тогда сказала мне: «Работайте интуитив­но, собирайте материал. Позже, работая осознанно, вы пойме­те, что именно вы делаете».

Так началось приключение, которому, казалось, не будет конца.

Чтобы добиться более объективного контроля и получить возможность анализировать свою терапевтическую деятель­ность, я попросила доктора Рольфа Флемига как можно чаще снимать мои терапевтические занятия на видео. Вскоре мы стали работать так слаженно, что ни детям, ни мне присутствие камеры уже не мешало.

Те, кто видел на моих выступлениях некоторые из этих за­писей (всего их около трехсот), - могут это подтвердить. Огром­ный такт и глубокое понимание работы терапевта со стороны Рольфа Флемига позволяют зрителям участвовать в работе так, как если бы они присутствовали на занятиях. Сердечное ему за это спасибо!

Эти записи помогли мне больше узнать о том, что, собствен­но, делала я, и о том, что делали дети. Интуитивный метод ра­боты хорош, но он таит в себе определенные опасности. Хоро-


ший терапевт не может ограничиваться одним лишь интуи­тивным методом.

Работать интуитивно и все же отдавать себе отчет в том, что ты делаешь, - нет ли здесь противоречия? Интуиция - это результат взаимодействия знания и опыта. И то и другое нам, терапевтам и педагогам, нужно накопить. Я думаю, что путь учения бесконечен.

За первые пять месяцев тесного сотрудничества с Инге Фле-миг я познакомилась со многими детьми с самыми разными проблемами. Инге Флемиг взяла меня с собой на семинар по повышению квалификации и попросила представить нашу ра­боту выступлением и наглядными примерами. Я смонтирова­ла первое видео о терапии посредством диалога и, сильно вол­нуясь, выступила на семинаре. Начался новый важный этап моей жизни.

Теперь мне нужно было яснее представлять себе, что имен­но я делаю, чтобы подробно отвечать на бесконечные вопросы родителей и терапевтов. Новая форма понимания начала при­обретать определенные черты. Мне стало ясно, как плохо ин­формированы родители и как мало они узнают о занятиях, по­ка ждут своих детей в коридоре. Сколько возможностей поболь­ше узнать о своих детях они при этом упускают! До сих пор я считаю, что терапевты ущемляют права родителей, если не допускают их к детям, а детей - к ним во время занятий.

Мы слишком высоко замахиваемся, если за сорок пять ми­нут терапевтического сеанса (раз в неделю) хотим добиться достаточного положительного воздействия на нарушения, от которых страдают дети!

Еще одно сердечное спасибо - всем родителям. Постоянно задавая важные вопросы, они помогли мне лучше понять мою собственную работу.

И все же моими лучшими учителями были дети. Вас я хочу поблагодарить за доверие на нашем общем отрезке жизненно­го пути. Все большие и маленькие проблемы, с которыми мы сталкивались по дороге, помогли нам подрасти.

Кристине Урсус я благодарна за ее дружескую поддержку и за то, что она помогла мне изложить на бумаге мои мысли и



идеи. Без практических советов Коры Бессер-Зигмунд о том, «как начать писать», эта книга никогда бы не состоялась. Миха-эла Цайсинг, Инго Вюртель и мой кузен Экхард Вестфаль тру­дились не покладая рук, чтобы выловить все назойливые орфо­графические и пунктуационные ошибки. Им тоже сердечное спасибо!

Некоторые читатели, наверное, хотели бы познакомиться и с научно обоснованными высказываниями и заключениями о работе нервной системы. Я не являюсь специалистом в этой области, а специалисты написали на эту тему уже много книг. Я прошу вас обратиться к ним.

Я пишу эту книгу без претензий на научность. Это ориенти­рованное на практику обобщение моего личного опыта. Теоре­тической базой для всего, что здесь изложено, являются книга Джин Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция»*, а также мно­гочисленные прослушанные мною курсы. Уже более десяти лет я именую свою работу «Сенсорной интеграцией в диалоге».

Моя цель - связать упрощенное и доходчивое изложение теории с многочисленными практическими примерами.

* A. JeanAyres. Sensory Integration and the Child. Los Angeles: Western Psychological Association, 1979 - Э. Джин Айрес. Ребенок и сенсорная интеграция: Понимание скрытых проблем развития / Пер. с англ. Ю. Даре. М.: Теревинф, 2009. -Примеч. пер.

 

 

Улла Кислинг

Сенсорная интеграция в диалоге.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.185.12 (0.007 с.)