Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Переменные. Описание переменных.

Поиск

Все переменные должны быть описаны с указанием типа:

Var a, b: integer; f, d, c: read;

Тип переменных указывается после списка переменных через двоеточие (:).

Числовые переменные можно описать по-разному, в зависимости от вида (целые, вещественные)


 

5. Структура программы:

Заголовок программы (необязателен) Program <имя>;
Раздел описаний Список используемых модулей Uses...;
Метки Label...;
Константы Const...;
Типы Type...;
Переменные Var...;
Процедуры Procedure...;
Функции Function...;
Раздел операторов   Begin <Операторы программы> End.

 

§ Нестандартный оператор очистки экрана:

Clrscr;

Оператор требует подключения (Uses crt;) модуля crt, например:

Uses crt;

Begin

Clrscr; … End.

§ Нестандартный оператор перемещения текстового курсора в заданный символ x строки y: gotoxy(x,y);

§ Нестандартные оператор изменения фона экрана (цвет фона):

Textbackground(...);

Чтобы очистился весь экран, после оператора textbackground должен следовать оператор clrscr. В противном случае фон меняется только под текущей строкой.

§ Нестандартные оператор изменения цвета переднего плана (цвет букв):

Textcolor(...);

Например,

Uses crt;

Begin

Textbackground (yellow); clrscr; … Textcolor(blue); … End.

7. Операторы ВВОДА данных в переменные с клавиатуры:

Read (<список переменных>);

Readln (<список переменных>);

Операторы являются нестандартными, находятся в модуле Sistem, не требующем специального подключения.

При переходе к выполнению этих операторов программа ожидает ввода данных и нажатия клавиши Enter.

Данные, вводимые в разные переменные, разделяются пробелом. Отличия операторов заключаются в том, что второй оператор после ввода информации (выполнения оператора) переводит курсор на следующую строку, а первый оператор - нет.

Пример записи оператора - Readln(k,t,e);

Оператор Readln; без списка переменных используется для задержки информации на экране до нажатия на клавишу Enter и ставится в конце программы.

8. Операторы ВЫВОДА текстовой информации на экран:

Write(<список переменных, констант и арифметических выражений>);

Writeln(<список переменных, констант и арифметических выражений>);

Операторы являются нестандартными, находятся в модуле Sistem, не требующем специального подключения.

Например, Write(2+У, Х);Writeln (‘A=’, а);Write(а, с);

Отличия операторов заключаются в том, что второй оператор после вывода информации переводит курсор на следующую строку, а первый оператор - нет.

Переменные типа Real рекомендуется выводить в форматированном виде.

Форматированный вывод - вывод информации с указанием размерности, т.е. после переменной через двоеточие указывается количество символов под все число, а затем, для вещественных переменных, снова через двоеточие число десятичных знаков.

Например: Write(а:5:2,с:6:3); - под а отводится 5 символов, включая точку, знак числа и два десятичных знака величины числа. Знак «+» перед числом при выводе будет опущен. Если в а находится число 2,5678, то выведется на экран: _2.56

 

Оператор ожидания нажатия на клавишу.

Readkey;

Используется для задержки изображения на экране до нажатия на клавишу (Enter). Можно ставить в конце программы, перед end.

 

10. Целочисленные арифметические операции:

 

Операция Назначение Пример записи Тип используемых переменных Тип результата
div Вычисление частного при делении a на b C:=a div b; целый целый
mod Вычисление остатка от деления a на b D:=a mod b; целый целый

 

Например, Y:= 25 div 3; (переменной Y присваивается 8), Y:= - 25 div 4; (переменной Y присваивается -6),

Y:= 13 mod 3; (переменной Y присваивается 1), Y:= 13 mod 4; (переменной У присваивается 1).

 

10. Функции, преобразования числовых переменных:

 

Функция Назначение Тип аргумента Тип функции
trunc(x) Нахождение целой части x (дробная часть числа отбрасывается) вещественный целый целый  
int(x) Округление вещественного числа x по направлению к нулю вещественный вещественный
round(x) Округление x в сторону ближайшего целого по математическим правилам вещественный целый целый целый
Frac(x) Вычисление дробной части числа Х вещественный вещественный

Примеры:

Y:= trunc(13.999); (переменной Y присваивается 13), Y:= trunc(13.111); (переменной Y присваивается 13),

Y:= round(3.145); (переменной Y присваивается 3), Y:= round(23.5); (переменной Y присваивается 24), Y:= round(-12.5); (переменной Y присваивается -13).

Y:= int(2.7) (переменной Y присваивается 2), Y:= int(-32.3) (переменной Y присваивается -32).

 

Получение случайных чисел.

- Random – получение (генерация) случайных чисел в диапазоне от 0 до 1. Например, Y:= random; (переменной Y присваивается значение равное числу из промежутка от 0 до 1, возможно 0.45678).

- Random(X) - Получение случайных целых чисел в диапазоне от 0 до (Х-1). Аргумент Х - целое. Например, Y:=Random(39); (переменной Y присваивается значение равное числу из промежутка от 0 до 38).

- Randomize - Формирование базы случайных чисел, на основе временного таймера ПК. Обеспечивает генерацию неповторяющихся последовательностей случайных чисел. Используется, чтобы получать разные случайные числа при каждом запуске программы. Должен стоять в программе до первого использования функции Random.

Генерация случайных чисел (А)
Что требуется получить Дано Оператор Результат (А)
Любое число от 0 до 90 Аргумент - 91 А: = Random(91); Любое число от 0 до 90, например 62.
Двухзначные целые положительные числа Числа от 10 до 99, всего: 99-10+1=90 (числа). А: = Random(90)+10; Любое число от 10 до 99, например 12.
Двухзначные целые положительные четные числа Числа 10, 12, 14, … до 98, всего чисел (98-10)/2+1=88/2+1=45. А: = Random(45)*2+10;   Получаются число от 0 до 44, умножаются на 2 и увеличиваются на 10. Например, 56
Числа в заданном промежутке с заданным шагом. N - начало промежутка, M - конец промежутка, шаг - К. А: = Random (((N–M) div K)+1)*К+N; Сгенерируем случайное число в промежутке от 0 до (N – M) div k. Умножаем на К и прибавляем N.

 

Примеры программ:

Задание Реализация
Объявите переменные, необходимых для вычисления значения функции y=x2. Var x:real, y:real;
Объявите переменные, необходимые для вычисления площади кольца. Var r1,r2,s:real;
Запишите на языке Паскаль Y=-2,7x3+0,23x2-1,4 Y:=-2.7*x*x*x+0.23*x*x-1.4
Написать программу, которая выводит на желтом фоне синими буквами: Буря мглою небо кроет … То заплачет, как дитя. А.С.Пушкин Ответ: Uses crt; Begin Textbackground (yellow); Textcolor(blue); Clrscr; Writeln(‘Буря….’); … Writeln; Writeln(‘ ‘ А.С.Пушкин’); Readkey; End.
Написать программу вывода значений переменных a,b,c. Значение каждой переменной – на отдельной строке и начинается с имени переменной, затем знак =, затем значение. Uses crt; Var a,b,c:integer; Begin A:=5; b:=6; c:=7; Writeln(‘a=’,a); Writeln(‘b=’,b); Writeln(‘c=’,c); Readkey; end.
Объявите переменные и напишите программу для вычисления стоимости покупки нескольких тетрадей и карандашей. Uses crt; Var koltet, sttet, kolkar,stkar,obst:integer; Begin Writeln(‘Введите колтетрадей’); Readln(koltet); … obst:=koltet*sttet+kolkar*stkar; writeln(‘obst=’, obst); Readkey; end.
Написать программу вычисления величины дохода по вкладу. Процентная ставка (в процентах годовых) и время хранения (в днях) задаются во время работы программы. Uses crt; Var sum,srok,stavka,dohod:real; Begin Readln(sum); Readln(stavka); Readln(srok); Dohod:=((sum*(stavka/100))/36)*srok; Sum:=sum+dohod; Writeln(sum:9:2,’руб’); Readkey; end.
Написать программу вычисления величины стоимости поездки на дачу. Расстояние, расход бензина на 100 км. и цена бензина может задаваться с клавиатуры или задаваться случайными числами. Uses crt; Var … Begin Clrscr; Writeln(’ … ’); Readln(…); … Readkey; end.
Найти остаток от деления и округленный результат деления двух целых чисел, заданных с клавиатуры Uses crt; Var a,b,c,d:integer; Begin Clrscr; Writeln(‘Введите два целых числа’); Readln(a,b); с:= a div b; d:= a mod b; Writeln(‘округленный результат - ’, c); Writeln(‘остаток от деления - ’,d); Readln; end.
Преобразовать вещественное число в денежный формат. Пример, 24.5 – 24 тенге 50 тиын   Uses crt; Var a: real; b,c: integer; Begin Clrscr; Writeln(‘Введите вещественное число’); Readln(a); b:= trunc(a); c:= round((a-b)*100); Writeln; Writeln(b:4,' тенге', c:6,’тиын’); Readkey; end.  
Сгенерировать случайные числа: 1) целое в интервале от 0 до 67; 2) целое двухзначное; 3) вещественное с двумя целыми знаками; 4) целое из ряда 60, 70, 80, 90, …, 150; 5) вещественное из ряда -1.5, -1.3, -1.1, …, 0.7, 0.9. Uses crt; Var a… Begin Clrscr; Randomize; a:=random(68-); Writeln(‘1 -’, a); a:=random(90)+10; Writeln(‘2 -’, a); a:=random; b:=b*100; Writeln(‘3 -’, b); a:=random(10)*10+60; Writeln(‘4 -’, a); a:=random(round((0.9-(-1.5))/0.2+1))*0.2-1.5; … Readkey; end.

 


 

Практическая работа №11



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.240 (0.008 с.)