ТОП 10:

Судебная защита экологических прав граждан



Конституционное закрепление принципа разделения властей и выделение в структурах власти судебной предполагает качественное изменение роли, авторитета и влияния судов в сфере решения государственных дел, в частности, в области охраны окружающей среды, с одной стороны, и открывает для граждан новые юридические пути защиты своих экологических прав и интересов – с другой.

Российская Конституция гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Важнейшую роль при этом играет право граждан на судебный иск – один из новейших инструментов российского законодательства в сфере охраны окружающей среды. В соответствии со ст. 12 Закона « Об охране окружающей природной среды» граждане вправе требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую среду и здоровье человека. Право граждан на предъявление исковых требований в суд предусмотрено также в ст. 91 этого Закона и касается прекращения экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей природной среде. В Законе имеется общая норма, согласно которой споры об охране окружающей природной среды с участием граждан подлежат рассмотрению в судебном порядке (ст. 78).

Право гражданина на судебный иск в качестве универсального юридического средства защиты позволяет отстаивать не только интересы истца, но в конечном счете и всего общества, содействуя тем самым обеспечению законности и правопорядка. Одновременно это право служит действенной формой контроля за деятельностью аппарата, средством борьбы с бюрократией и злоупотреблениями властью. Судебная защита прав и свобод предусмотрена во многих действующих конституциях экономически развитых государств.

Порядок судебного обжалования регулируется Законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Закон определяет также круг действий (решений), которые могут быть обжалованы в суд. В качестве таковых он называет коллегиальные и единоличные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих, в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых: а) нарушены права и свободы гражданина; б) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; в) на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации»*. Действие данного Закона в отношении государственных служащих распространяется также на муниципальных служащих, если федеральное законодательство приравнивает их к государственным служащим.

_________________________

*СЗ РФ. 1995. №31. Ст. 2900.

Граждане вправе обжаловать также бездействие органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, которое повлекло за собой перечисленные выше последствия. Для сферы охраны окружающей среды возможность обжалования бездействия государственных органов и иных субъектов, деятельность которых связана с охраной окружающей среды, потенциально является мощным правовым средством повышения эффективности природоохранительной деятельности государства.

Гражданин вправе обжаловать как названные выше действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно. При этом к официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и предоставленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (или принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действий (принятия решений).

Обжалование допускается, если нарушены лишь права, свободы и интересы истца. При этом гражданин не имеет права обжаловать в суд действия или бездействие, имеющие неблагоприятные экологические последствия для общества в целом. Между тем порой трудно доказать, что явно незаконное решение или действие (бездействие) нарушает экологические права истца. Но в случае признания решения незаконным обеспечивается защита права на благоприятную среду не только гражданина, который обжаловал этот акт, но и более широкого круга лиц, подпадающих под его действие.

Жалоба может быть подана как самим гражданином, права которого нарушены, так и его представителем, а также – по просьбе гражданина – надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

Для обращения с жалобой в суд по поводу неправомерных экологически значимых действий или решений государственного органа необходимо обладать некоторым минимумом правовых и экологических знаний. Подавляющее же большинство российских граждан такими знаниями не обладают. С учетом этого, а также значительной потенциальной роли права гражданина на иск по поводу невыполнения требований природоохранительного законодательства, должно быть обеспечено представительство и защита в суде экологических прав и интересов отдельных граждан. Согласно Конституции РФ, каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48). Ее оказывают в основном юридические консультации, адвокатские конторы. Однако и эти организации едва ли способны оказать действительно квалифицированную юридическую помощь по экологическим вопросам, так как правовая охрана окружающей среды в России слабо развита. Поскольку в практической деятельности ей уделяется второстепенное внимание, это не могло не сказаться на уровне правовых экологических знаний работников юридических консультаций и адвокатских контор.

 

 

Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности

Основные принципы охраны окружающей среды допускают воздействие предприятий на природную среду,исходя из требований в области охраны окружающей среды. При этом снижение негативного воздействия на окружающую среду должно достигаться на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов. Общие требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности установлены в главе 7 федерального закона «Об охране окружающей среды».

 

Условно требования, предъявляемые к природопользователям можно разделить на следующие основные группы:

  • требования в области охраны окружающей среды при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов (ст. 35);
  • требования в области охраны окружающей среды при проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов (ст. 36);
  • требования в области охраны окружающей среды при строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов (ст. 37);
  • требования в области охраны окружающей среды при вводе в экс-плуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов (ст. 38);
  • требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и вводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов (ст. 39);
  • требования в области охраны окружающей среды к объектам некоторых отраслей промышленности (энергетики, вооружения, гидротехнических сооружений, сельхозназначения и др.) (ст.40-47).

 

В соответствии со статьей35 при размещении объектов (зданий, строений, сооружений и др.)обеспечение выполнения требований в области охраны окружающей среды должно осуществляться на основе учета последствий (воздействий)эксплуатации указанных объектов для окружающей среды.
Для определения возможных неблагоприятных воздействий проводится оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) планируемой хозяйственной и иной деятельности.Задача ОВОС выявить возможные воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, определить их значимость, дать прогноз изменения окружающей среды в результате этих воздействий и разработать комплекс мероприятий по предотвращению или снижению негативных воздействий намечаемой деятельности.
ОВОС проводится в отношении деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов этой деятельности. Причем при проведении оценки воздействия на окружающую среду необходимо исходить из принципа презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности.
Процедура проведения ОВОС регламентируется «Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» (утв. Приказом Гокомэкологии от 16.05.2000 № 372).

!

«Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» устанавливает три этапа проведения оценки воздействия:

  1. Уведомление, предварительная оценка и составление Технического задания на проведение оценки воздействия.
  2. Проведение исследований по оценке воздействия и подготовка предварительного варианта Материалов по оценке воздействия.
  3. Подготовка окончательного варианта Материалов по оценке воздействия.

 

На первом этапе заказчик обязан уведомить органы власти и общественность об основных характеристиках предлагаемой им деятельности. На этом этапе заказчик собирает и документирует информацию о состоянии окружающей среды, ее наиболее уязвимых компонентах и о возможных значимых воздействиях на окружающую среду. С учетом полученной информации и по предложениям заинтересованных сторон готовиться Техническое задание на проведение оценки воздействия на окружающую среду.
Основной задачей второго этапа является проведение исследований по оценке воздействия и подготовка и обсуждение предварительного варианта Материалов по оценке воздействия с заинтересованным сторонам.
Наконец, на третьем этапе готовится окончательный вариант Материалов по оценке воздействия, в котором учитываются предложения и замечания, поступившие при обсуждении предварительного варианта и протоколы общественных слушаний (в случае их проведения). Окончательный вариант Материалов по оценке воздействия представляется на государственную экологическую экспертизу (в случае если таковая проводится).
Согласно статье 36 при проектировании хозяйственных объектов должны учитываться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду,предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды. Данное требование реализуется при подготовке проектной документации по намечаемой деятельности, при этом должны использоваться наилучшие существующие технологии, способствующие охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в состав рабочей документации должен входить раздел «Мероприятия по охране окружающей среды». Документом, регламентирующим требования к данному разделу,является Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
В состав проектной документации входят материалы по оценке воздействия на окружающую среду по намечаемой деятельности, а также перечень природоохранных мероприятий.

 

Перечень мероприятий по предотвращению и (или) снижению воз-можного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельно-сти на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации объекта капитального строительства, включает:

  • результаты расчетов приземных концентраций загрязняющих ве-ществ, анализ и предложения по предельно допустимым и временно согласованным выбросам;
  • обоснование решений по очистке сточных вод и утилизации обез-вреженных элементов, по предотвращению аварийных сбросов сточных вод;
  • мероприятия по охране атмосферного воздуха;
  • мероприятия по оборотному водоснабжению - для объектов производственного назначения;
  • мероприятия по охране и рациональному использованию земельных ресурсов и почвенного покрова, в том числе мероприятия по рекультивации нарушенных или загрязненных земельных участков и почвенного покрова;
  • мероприятия по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов;
  • мероприятия по охране недр - для объектов производственного назначения;
  • мероприятия по охране объектов растительного и животного мира и среды их обитания (при наличии объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации, отдельно указываются мероприятия по охране таких объектов);
  • мероприятия по минимизации возникновения возможных аварийных ситуаций на объекте капитального строительства и последствий их воздействия на экосистему региона;
  • мероприятия, технические решения и сооружения, обеспечивающие рациональное использование и охрану водных объектов, а также сохранение водных биологических ресурсов (в том числе предотвращение попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения) и среды их обитания, в том числе условий их размножения, нагула, путей миграции (при необходимости);
  • программу производственного экологического контроля (монито-ринга) за характером изменения всех компонентов экосистемы при строительстве и эксплуатации объекта, а также при авариях.

 

Раздел «Мероприятия по охране окружающей среды» наряду с другими материалами рабочего проекта представляется на государственную экспертизу. Так как государственная экологическая экспертиза по проектной документации в настоящее время не проводится (за исключением объектов строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых осуществляется в исключительной экономической зоне РФ, на континентальном шельфе РФ, во внутренних водах, в территориальном море) государственный экологический надзор осуществляется в рамках строительного надзора при проведении государственной экспертизы рабочей документации.
Основные требования в области охраны окружающей среды при строительстве (реконструкции)объектов хозяйственной деятельности, а также при вводе их в эксплуатацию, определенные статьями 37 и 38 федерального закона «Об охране окружающей среды», включают осуществление строительства(реконструкции) объектов в соответствии с утвержденной проектной документацией и при выполнении в полном объеме предусмотренных проектами мероприятий в области охраны окружающей среды.
Общие требования в области охраны окружающей среды при экс-плуатации предприятий установлены в статье 39 федерального закона «Об охране окружающей среды». Законом определено, что эксплуатация предприятий и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду,осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В соответствие с требованиями федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию предприятий, обязаны соблюдать утвер-жденные технологии и требования в области охраны окружающей среды и обязаны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий,обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 75.101.173.236 (0.005 с.)