Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сборник упражнений по общей химии↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
М.В. Ломоносова СБОРНИК упражнений ПО ОБЩЕЙ ХИМИИ Методические указания к выполнению самостоятельной работы студентов Архангельск Рассмотрены и рекомендованы к изданию Методической комиссией Института теоретической и прикладной химии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова __ декабря 2011 года Составители: Л.В. Герасимова, доц., канд. хим. наук; Н.А. Онохина, доц., канд. техн. наук. Рецензент Л.Н. Нестерова, доц. каф. теории и методики предмета АО ИППК РО, Канд. пед. наук, заслуж. учитель РФ УДК 546 ББК 54 Сборник упражнений по общей химии: методические указания к выполнению самостоятельной работы студентов / Л.В. Герасимова, Н.А. Онохина. – Архангельск: САФУ, 2012. – 79 с. Сборник содержит упражнения по всем разделам общей химии. Предназначен для студентов I курса дневной формы обучения, изучающих дисциплину «Химия». © Северный (Арктический) федеральный университет, 2012 ВВЕДЕНИЕ
При изучении дисциплины «Химия» в высших учебных заведениях большое значение имеет приобретение навыков в решении задач, что является одним из критериев прочного усвоения дисциплины. Предлагаемые в сборнике задачи охватывают весь основной материал общей химии: строение атома и химическая связь, термохимические расчеты, обменные и окислительно-восстановительные реакции, растворы, общие свойства растворов, комплексные соединения, свойства основных классов неорганических соединений. Это дает возможность студенту проверить уровень усвоения им соответствующего учебного материала.
СТРОЕНИЕ АТОМА
1. Какие значения квантовых чисел n, l, m, ms допустимы для электрона, находящегося на орбитали: 1) 4f; 2) 3d; 3) 5s; 4) 4p; 5) 6d; 6) 4s; 7) 4d; 8) 5p; 9) 5d; 10) 6p; 11) 7f; 12) 6s; 13) 7p; 14) 6f; 15) 7s? 2. Охарактеризуйте квантовыми числами электроны атомов в невозбужденном состоянии: I) 3s -электроны магния; 2) 4d - электроны технеция; 3) d -электроны цинка; 4) d -электроны меди; 5) d -электроны хрома; 6) 3р -электроны хлора; 7) 5р -электроны теллура; 8) 4d -электроны молибдена; 9) р -электроны углерода; 10) р -электроны внешнего уровня селена; 11) р -электроны азота; 12) d -электроны кобальта; 13) 4d -электроны ниобия; 14) d - электроны ванадия; 15) d -электроны марганца. 3. Напишите электронные и электронно-графические формулы атомов элементов с порядковыми номерами, приведенными в задании ниже. К какому электронному семейству относятся эти элементы? Какие электроны являются валентными? Для атома элемента, приведенного в задании последним, напишите электронно-графическую формулу в возбужденном состоянии, укажите возможные степени окисления, напишите электронные формулы атомов с минимальной и максимальной степенями окисления. 1) 11, 9, 48; 2) 37, 24, 51; 3) 13, 19, 72; 4) 21, 55, 33; 5) 3, 32, 76; 6) 12, 80, 15; 7) 4, 34, 40; 8) 20, 41, 81; 9) 38, 82, 42; 10) 56, 43, 14; 11) 87, 57, 50; 12) 88, 7, 77; 13) 5, 49, 78; 14) 22, 83, 39; 15) 16, 73, 52; 16) 6, 23, 89; 17) 10, 74, 84; 18) 25, 8, 79; 19) 17, 27, 47; 20) 26, 45, 85; 21) 28, 75, 31; 22) 29, 46, 53; 23) 35, 30, 44.
ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ 1. Выпишите из приложения 1 значения относительных электроотрицательностей для атомов элементов, входящих в приведенные ниже молекулы; составьте графические формулы молекул, укажите полярные связи в молекулах и направление смещения общей электронной пары. Какая из связей характеризуется наибольшей степенью ионности? 1. CHCl2Br; 2. BaOHCl; 3. SbOCl2; 4. AlOHBr2; 5. CaOHCl; 6. H2CCl(OH); 7. CHBrI2; 8. MgOHI; 9. CHBr2Cl; 10. SiHCl2I; 11. BHClBr; 12. NiOHCl; 13. NNaCl2; 14. FeOHCl2; 15. PHCl2; 16. CaOHBr; 17. CrOHI2; 18. BH2Cl; 19. NH2HgCl; 20. Ca(OCl)Cl.
2. Определите дипольный момент молекулы, длина диполя которой равна: 1. HBr – 0,18∙10-10 м; 2. AsH3 – 0,03∙10-10 м; 3. C6H5NO2 – 0,82∙10-10 м; 4. HF – 4∙10-11 м; 5. HCl – 0,22∙10-10 м; 6. C2H2 – 1,38∙10-10 м; 7. C2H4 – 1,47∙10-10 м; 8. C2H6 – 1,54∙10-10 м; 9. HCl – 0,22∙10-10 м; 10. NH3 – 0,31∙10-10 м.
3. Определите длину диполя молекулы, дипольный момент которой равен: 1. HCN – 9,6∙10-30 кл∙м; 2. H2O – 6,1∙10-30 кл∙м; 3. H2S – 3,1∙10-30 кл∙м; 4. PH3 – 0,18∙10-29 кл∙м; 5. H2Se – 0,08∙10-29 кл∙м; 6. HCl – 3,52∙10-30 кл∙м; 7. NH3 – 4,93∙10-30 кл∙м; 8. SO2 – 5,4∙10-30 кл∙м; 9. AsH3 – 3,51∙10-28 кл∙м; 10. HF – 6,41∙10-30 кл∙м. 4. Разберите образование приведенных ниже молекул по методу валентных связей. Определите тип гибридизации (если гибридизация имеет место). Какие атомные орбитали участвуют в образовании химических связей молекул? Изобразите перекрывание электронных облаков, укажите σ- и π-связи. Какова пространственная структура этих молекул? Укажите направление дипольных молекул каждой связи и определите будут ли эти молекулы полярными или неполярными: 1. NH3 и BCl3; 2. AlCl3 и H2Se; 3. C2H4 и NF3; 4. PH3 и BeF2; 5. CCl4 и AlF3; 6. SiF4 и AsCl3; 7. C2F2 и AlCl3; 8. SiH4 и PCl3; 9. C2H2 и NH3; 10. C2H6 и H2S; 11. H2Se и BH3; 12. BBr3 и PH3; 13. PH3 и SiBr4; 14. BF3 и CBr4; 15. C2Cl4 и SbH3; 16. C2H2 и H2S; 17. NH3 и BeCl2; 18. SbH3 и CO2; 19. C2Cl4 и NF3; 20. H2Se и AlCl3. 5. Составьте энергетическую схему образования следующих частиц с позиций метода молекулярных орбиталей. Расположите электроны на молекулярных орбиталях. Определите порядок (кратность) связи и магнитные свойства каждой частицы. Объясните, как изменяется длина и энергия связи в приведённом ряду частиц. Напишите электронные формулы молекул и ионов. Сделайте вывод о возможности существования молекулы или иона. 1. LiC LiC+ LiC– 2. LiN LiN+ LiN– 3. LiB LiB+ LiB– 4. BeF BeF+ BeF– 5. LiO LiO+ LiO– 6. OF OF+ OF– 7. BO BO+ BO– 8. BeO BeO+ BeO– 9. F2 F2+ F2– 10. CN CN+ CN– 11. CO CO+ CO– 12. NO NO+ NO– 13. BF BF+ BF– 14. BeB BeB+ BeB– 15. BeC BeC+ BeC– 16. BeN BeN+ BeN– 17. BC BC+ BC– 18. CF CF+ CF– 19. NF NF+ NF–
ХИМИЧЕСКАЯ ТЕРМОДИНАМИКА. КИНЕТИКА ХИМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. ХИМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ. 1. Для каждого варианта нижеперечисленных систем выполните следующие задания: а) Вычислите тепловой эффект реакции на основании значений стандартных энтальпий образования DН0обр (приложение 2) и укажите, какая это реакция: экзотермическая или эндотермическая. б) Вычислите изменение энтропии DS0 реакции на основании значений стандартных энтропий S0 (приложение 2) и объясните причину изменения энтропии. в) Рассчитайте исходя из значений DН0 и DS0 величину DG химической реакции при постоянном давлении и укажите возможность ее самопроизвольного протекания в прямом направлении при стандартных условиях. При невозможности протекания реакции в прямом направлении при стандартных условиях рассчитайте температуру начала реакции. г) Запишите выражения скоростей прямой и обратной реакции, константы химического равновесия. д) Рассчитайте, во сколько раз изменятся скорости прямой и обратной реакции, и укажите, как сместится при этом химическое равновесие, если: – уменьшить концентрацию реагирующих веществ в 5 раз (системы №1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46); – увеличить давление в системе в 4 раза (системы №3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30, 33, 36, 39, 42, 45); – увеличить объем системы в 2 раза (системы №2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44). е) Объясните, каким образом можно сместить химическое равновесие в данной системе в целях достижения большего выхода продуктов реакции, меняя давление, температуру, концентрации исходных веществ и продуктов реакции.
Варианты систем:
1. 2H2S(г)+3O2 (г) Û 2SO2 (г)+2H2O(г) 2. 2SO2 (г)+ O2 (г) Û 2SO3 (г) 3. 2N2O (г)Û 2N2 (г) + O2 (г) 4. 2NO (г)+ O2 (г) Û 2NO2 (г) 5. CS2 (ж)+3O2 (г) Û СO2 (г)+2SO2 (г) 6. Fe3O4 (к)+СO (г) Û 3FeO (к)+CO2 (г) 7. CH4(г)+2O2 (г) Û CO2 (г)+2H2O(г) 8. 4HCl (г)+ O2 (г) Û 2H2O(г)+2Cl2 (г) 9. CuO (к)+H2 (г) Û Cu (к)+H2O (г) 10. CO2(г)+4H2 (г) Û CH4 (г)+2H2O(ж) 11. 2N2O(г)+S (к) Û 2N2 (г)+SO2 (г) 12. CO(г)+H2О (г) Û CO2 (г)+H2(г) 13. H2 (г)+SO3 (г) Û SO2 (г)+H2O(г) 14. 4NH3(г)+3O2 (г) Û 2N2 (г)+6H2O(ж) 15. Fe2O3 (к)+3H2 (г) Û 2Fe (к)+3H2O (г) 16. 2CO2(г) Û 2CO (г)+O2(г) 17. SO2 (г)+ 2H2 (г) Û S (к)+2H2O 18. CuO (к)+C (графит) Û CO (г)+Cu (к) 19. Fe2O3 (к)+3СO (г) Û 2Fe (к)+3CO2 (г) 20. 2H2S(г)+SO2 (г) Û 3S+2H2O(ж) 21. 2P (к)+3Cl2 (г) Û 2PCl3 (г) 22. 2H2 (г)+O2 (г) Û 2H2O (г) 23. 2NO2 (г) Û 2NO (г)+O2(г) 24. 3Fe (к)+4H2О (г) Û Fe3O4 (к)+4H2 (г) 25. C (графит)+2H2(г) Û CH4 (г) 26. C2H4(г)+3O2 (г) Û 2CO2 (г)+2H2O(ж) 27. 3Fe2O3 (к)+СO (г) Û 2Fe3O4 (к)+CO2 (г) 28. 4NH3(г)+5O2 (г) Û 4NO (г)+6H2O(г) 29. 3N2O (г)+2NH3(г)Û 4N2 (г) + 3H2O (г) 30. 2NH4NO3 (к) Û 2N2 (г)+4H2O (г) +O2(г) 31. H2 (г)+Cl2 (г) Û 2HCl (г) 32. 2C2H2(г)+5O2 (г) Û 4CO2 (г)+2H2O(г) 33. C2H4(г)+3O2 (г) Û 2CO2 (г)+2H2O(г) 34. 2PH3(г)+4O2 (г) Û P2O5 (к)+3H2O(г) 35. MgCO3 (к) Û MgO (к)+CO2 (г) 36. H2S(г)+Cl2 (г) Û 2HCl (г)+S(к) 37. СCl4(ж)+ 2H2 (г) Û CH4(г)+2Cl2(г) 38. 2H2S(г)+О2 (г) Û 2H2О (г)+2S(к) 39. MgO (к) +Cl2(г)+С(графит) Û MgCl2 (к)+CO (г) 40. Al2O3 (к)+ 3SO3 (г) Û Al2(SO4)3 (к) 41. N2O3(г) Û NО (г)+NO2 (г) 42. 2NOCl (г) Û 2NO(г)+Cl2 (г) 43. 4HBr (г)+O2 (г) Û 2Br2(г)+2H2O (г) 44. 4HJ (г)+ O2 (г) Û 2J2(г)+2H2O (г) 45. 2ZnS (к)+3О2 (г) Û 2ZnO (к)+2SO2 (г) 46. СS2(ж)+ 2H2O (г) Û CO2(г)+2H2S(г)
2. Во сколько раз увеличится скорость химической реакции, если заданы значения начальной t1, конечной t2 температуры и температурного коэффициента скорости g? (Варианты приведены в таблице.)
3. Вычислите константу химического равновесия и начальные концентрации исходных веществ при заданных равновесных концентрациях (моль/л), учитывая, что во всех реакциях исходные вещества и продукты реакции – газы. По величине константы равновесия укажите, какие вещества (исходные или продукты реакции) будут преобладать в равновесной смеси веществ.
Варианты реакций:
КОМПЛЕКСНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ 1. Дайте названия комплексных соединений, определите, чему равны заряд комплексного иона, степень окисления и координационное число комплексообразователя. Напишите уравнения диссоциации этих соединений в водных растворах и выражения для константы диссоциации и константы нестойкости комплексных ионов следующих комплексных соединений.
2. Составьте координационные формулы комплексных соединений по следующим данным, дайте названия:
Оглавление Введение………………………………………………………………….…3 1. Основные классы неорганических соединений……………….………4 2. Строение атома…………………………………………………………12 3. Химическая связь………………………………………………………13 4. Окислительно-восстановительные реакции………………………….15 5. Химическая термодинамика. Кинетика химических процессов. Химическое равновесие……….………………………………………………...22 6. Растворы. Способы выражения содержания веществ в растворе……25 7. Физико-химические свойства растворов неэлектролитов и электролитов…………………………………………..………………………….……33 8. Электролитическая диссоциация………………….……………………50 9. Химические свойства металлов. Гальванический элемент. Коррозия металлов. Электролиз…………………………………………..………….…..55 10. Комплексные соединения……………………………………….………70 Приложения……………………………………………………….…………72
М.В. Ломоносова СБОРНИК упражнений ПО ОБЩЕЙ ХИМИИ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.28 (0.007 с.) |