Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современное государство предстает в виде управленческой системы, эффективность которой во многом обусловлена тем, как она спроектирована.

Поиск

Современное государство определяется (В. Е Чиркин!как обусловленная социальной асимметрией общества и необходимостью решения общих дел универсальная политическая организация, действующая на основе административно-территориального деления, и гражданства, осуществляющая с помощью специализированного аппарата управление, арбитрирование и легали юванное принуждение. Современное государство несет на себе отпечатки свойств современного человека, среди которых присутствуют активность, рациональность, автономность, открытоп ь в чт-лдти смены исторических возможностей и притязании. Современное государство — это инструмент политической рациональности, способный обеспечить равновесие между государством и обществом.

В отличие от современного государства досовременое государ ство отягощено прежними представлениями о роли государства, его институтах и функциях. Для него характерен непрофессионализм бюрократии, низкая легитимность институтов государства, функцио-нальная перегруженность, неспособность эффективно использовать имеющиеся ресурсы и т. д. Современное государство способно не только провозглашать и оформлять права и свободы человека, но и реально их обеспечивать. Проблема преодоления несовременных черт государства для Украины имеет принципиальное значение, с учетом политической ориентации на объединенную Европу.

№75

 

Власть является универсальным механизмом интеграции и упорядочения поведения людей. В первую очередь она представлена государством, его ресурсами. Вместе с тем власть многолика, выступает в самых разных отношениях, где взаимодействуют субъекты власти (государство, его институты, политические элиты и лидеры, политические партии, группы давления), объекты власти (индивиды. социальные группы, классы, общество). Уже отсюда следует, что понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Многообразны источники власти — это авторитет, сила, престиж, закон, богатство, знание, харизма, тайна, интерес, и т. д.

Те средства и методы, применение которых дает возможность субьектам власти влиять на объект, именуются ресурсами власти.

Государственная власть - разновидность публичной политической власти (см. схему 8.1.), представляющая собой способ управления обществом, выражающийся в публично-политических волевых отношениях господства (руководства) -подчинения(принятия), которые складываются между государственным аппаратом и объектами политического властвования на основе правовых норм, при использовании, в случае необходимости, государственного принуждения. Выделяют такие черты государственной власти: публичность (выступает от имени всего общества, народа); аппаратный характер (концентрируется и осуществляется через систему органов государства); верховность (монополия на законотворчество и применение насилия); универсальность (распространяется на всё общество); суверенность (независимость от других государств, политических партий, религиозных организаций и т.д.); легитимност ь (юридическая обоснованность и признанность народом и международным сообществом; антиподом легитимной власти является власть узурпаторская); легальност ь (узаконенность, юридическое выражение легатимности).

Государственная власть воплощена в механизме государства и распространяется с помощью законов и властеотношений на всю территорию и население государства. Понятие государственной власти как бы соединяет социально-психологические, волевые, силовые и институционализированные элементы. При характеристике государственной власти важно выделить вопросы отношения к власти; многомерности ее природы; различия действительной и потенциальной власти; целей власти.

Многомерная природа государственной власти может быть раскрыта через основные свойства государственной власти: верховенство, единство, универсальность, общеобязательную принудительность. В этом плане государственная власть может быть охарактеризована от пределов ее могущества (сильная государственная власть) до пределов ее слабости (слабая государственная власть). По расходам на содержание государственной власти можно заключить о ее стоимости. Отсюда различается дорогая власть и дешевая власть. Вопрос об эффективной и неэффективной государственной власти связан как с целями власти, так и с различием между действительной и потенциальной государственной властью.

Принцип разделения властей (англ. separation of powers) — основополагающая норма, согласно которой в демократическом правовом го-сударстве должны сосуществовать самостоятельные отрасли («ветви») государственной власти — законодательная, исполнительная, судебная, каждая из которых осуществляется независимыми друг от друга органами, находящимися в состоянии сдерживания и взаимного контроля. (Монтескье).

Юридическое выражение единства и гармоничности власти состоит в том, что:

1) органы государственной власти в совокупности обладают компетенцией, необходимой для осуществления функций и выполнения задач государства;

2)различные органы государства не могут предписывать одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисклю-чающие друг друга правила поведения.

Принцип разделения властей включает систему требований:

1) распределение функций и полномочий между органами различных отраслей государственной власти в соответствии с требованиями разделения труда;

2) закрепление определенной самостоятельности каждого органа всех отраслей власти при осуществлении своих полномочий, недопустимость вмешательства в прерогативы друг друга и их слияния;

3) наделение органов каждой отрасли власти возможностью противопоставлять свое мнение решению органа другой отрасли власти;

4) исключение сосредоточения всей полноты власти у одной из отраслей, ее органов или отдельного человека либо группы лиц, то есть предотвращение узурпации власти;

5) согласование и взаимный правовой контроль действий органов всех отраслей власти;

6) равенство органов всех отраслей власти перед законом, осуществление полномочий в границах, установленных законами и в соответствии с ними, невозможность изменения компетенции органов государства внеконституционным путем.

№76

 

Типология — это теория о типах тех или иных явлений. Когда мы говорим о типологии государств, то имеем ввиду «разделение» всех государств, существующих в прошлом и настоящем, на группы, классы — типы. Разделение государств на типы призвано помочь выяснить, чьи интересы выражали и обслуживали государства, объединенные в данный тип.

Тип государства — совокупность государств, которые имеют сходные общие черты, проявляющиеся в единстве закономерностей и тенденций развития: базирование на одинаковых экономических (производственных) отношениях, равном сочетании общесоциального и узкогруппового (классового) аспектов их сущности, близком уровне культурно-духовного развития.

Тип государства определяется:

— элитой (классом, социальной группой), которая находится у власти;

— системой производственных отношений и форм собственности, на которых эта власть базируется;

— системой методов и способов, которые применяет власть при защите производственных отношений и форм собственности;

— реальным (а не декларируемым) общесоциальным содержанием политики государства, его истинной ролью в обществе;

— уровнем культурно-духовного развития населения государства в целом и личности в частности и др.

Формационный подход основан на учении о смене общественно-экономических формаций (их базис — тип производственных отношений), каждой из которых соответствует свой исторический тип государства. Формация — это исторический тип общества, имеющий определенный способ производства, господствующую форму собственности, классовую структуру. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших типов производственных отношений и замены их новым экономическим строем.

Выделены три основных исторических типа эксплуататорских государств: рабовладельческое, феодальное, буржуазное.

Неэксплуататорский: социалистическое государство

Достоинства формационного подхода: 1) акцентирование внимания на существенной роли экономических отношений в формировании государств и изменении их типов; 2) подчеркивание классовой сущности государства (интересы какого класса выражает); 3) рассмотрение развития государств в поэтапности и естественности исторического характера.

Недостатки формационного подхода: 1) переоценка классово-экономического фактора, который не всегда может иметь и имеет решающее значение в процессе образования государства, уступая ведущую роль другим факторам; 2) оставление вне поля зрения огромного пласта культурно-ценностных идей и представлений, которые не могут быть охарактеризованы как классовые; 3) рассмотрение социалистического государства как антикапиталистического и отрицание преемственности с ним; 4) неоправданное восхваление социалистического государства как высшего и последнего исторического типа; 5) порождение мифа об обществе коммунистического самоуправления.

Цивилизационный подход использует понятие «цивилизация» {лат. civilis)1 — тип культуры в качестве основы типовой классификации государств. Цивилизации определяются наличием общих черт объективного порядка, таких, как язык, история, религия, обычаи, институты, а также субъективной самоидентификацией людей (то есть возможностью характеризовать себя как гражданина государства, представителя определенной религии, человека западного мира и т. д.).

Достоинства цивилизационного подхода. 1) раскрывает сущность любой исторической эпохи через человека, через совокупность гос-подствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни, о ценностях и цели ее собственной деятельности; 2) рассматривает государство как важнейший фактор духовно-культурного развития общества, направленного на ограничение и исключение даже легализованного насилия по отношению к личности; 3) утверждает зависимость типов государств от разнообразия национальных культур, мировоззрения общества, его морали, ценностной ориентации.

Недостатки цивилизационного подхода: 1) недооценивает экономический фактор, отводит ему второразрядное место в развитии цивилизаций; 2) игнорирует влияние социальной дифференциации общества, классовых противоречий на цивилизационные процессы; 3) возводит в абсолют культурный элемент, квалифицирует его как «душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации» (А. Тойнби).

Первичные - (Древний Египет, Персия, Шумер, Вавилон, Бирма и др.) — характеризуются командно-административной организацией государственной власти. Государство (власть), находясь в единении с культурно-религиозным комплексом, обеспечивает как политическое, так и социально-экономическое развитие общества, а не определяется ими. Из первичных цивилизаций сохранились только те, которые смогли последовательно развить духовно-культурное начало во всех видах деятельности человека (египетская, китайская, мексиканская, западная, православная, арабская и др.) Вторичные - (государства Западной Европы, Восточной Европы, Северной Америки и др.) — возникли на основе изначально обозначившегося различия между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Власть оказалась не такой всемогущей и всепроникающей силой, какой она была в первичных цивилизациях. Европейская цивилизация с древнейших времен тяготеет к рыночно собственническому укладу, гражданскому обществу и правовой организации. Государства Северной Америки восприняли и развили эту направленность европейских государств.

Кроме того, различают цивилизации: индустриальные и постиндустриальные; восточные, западные, смешанные; древние, средневековые, современные.

Технократия (политология) — меритократическое общество, где власть принадлежит специалистам и идеология построения такого общества.

Технократия (социология) — социальная прослойка (страта) высококвалифицированных специалистов.

№77

 

Механизм государства (англ. mechanism of state) — целостная, иерархическая, реально работающая система государственных органов, предприятий, учреждений, посредством которой реализуются задачи и функции государства.

Признаки механизма государства: 1) структурированная 2) иерархическая система 3) целостная система 4) функционирующая (реально работающая) система 5) обладает организационно-экономической 6) легитимная система 7) эффективность действия определяется человеческим фактором.

Механизм государства: - Государственный аппарат —обладает государственно-властными полномочиями; - Государственные предприятия и учреждения —не обладают государственно-властными полномочиями; Вооруженные силы-часть структуры государства, подчиненная его главе.

Государственный аппарат {англ. state machinery) — отделенная от общества специально созданная и юридически оформленная система органов государства и их подразделений, осуществляющих управление обществом (государственную власть) с целью выполнения задач и функций государства, опирающихся, в случае необходимости, на легализованное государственное принуждение.

Государственный аппарат может быть представлен через:

аппарат управления (государственная администрация) — система органов государства, состоящих из государственных служащих, специально занимающихся управлением: высшие органы (правительство), центральные органы (министерства), местные органы (местная государственная администрация);

аппарат принуждения — структурные подразделения правоохранительных органов (милиция /полиция/, разведка и контрразведка, таможня /в определенной степени/) и учреждения пенитенциарной системы (тюрьмы, исправительные колонии и др.)

Признаки государственного аппарата:

1) является носителем государственно-властных полномочий, обладающих возможностями устанавливать формально обязательные правила поведения общего и индивидуального характера и обеспечивать их выполнение;

2) формируется и действует как системное образование на основе единства общих принципов и конечной цели;

3) состоит из юридически оформленных государственных органов (определен правовой статус, установлена компетенция), находящихся в иерархическом соподчинении;

4) в функциональном отношении (по принципу разделения властей) делится на законодательные, исполнительные и судебные органы;

5) штатными работниками являются государственные служащие, занимающиеся управлением общества на профессиональной основе (менеджмент);

6) деятельность государственных служащих строго отграничена от «собственности», принадлежащей им как субъектам;

7) опирается на материально-технические ресурсы, получаемые в основном из государственной казны;

8) использует в случае необходимости легализованное государственное принуждение.

Состав государственного аппарата:— государственные органы как коллективные образования.— самостоятельные должностные лица.

Административные услуги — публично-правовая обязательственная деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц по обеспечению реализации прав и законных интересов физических и юридических лиц, которые обращаются к ним с этой целью.

 

 

№78

 

Законодательная власть (англ. legislature) — это отрасль государственной власти, делегированная народом своим представителям в парламенте и обладающая исключительным правом принимать законы.

Органы законодательной власти, как правило (но не всегда), являются выборными и носят разные названия: Верховная Рада, Государственная Дума, Конгресс, Сейм, Фолькетинг, Альтинг. Парламенты могут быть двухпалатные (США, Великобритания, Россия) и однопалатные (Израиль, Новая Зеландия, Украина).

Парламент — единый представительный орган народа и единый законодательный орган, который полностью или частично создает другие высшие органы государства, определяет основы внутренней и внешней политики и принимает участие в ее осуществлении, контролирует деятельность других высших органов и должностных лиц1.

Функции парламента:

представительная — реализуется через обязанность представлять интересы народа, его различных слоев с помощью депутатского корпуса (постановления парламента как представительного органа имеют политический характер.

законодательная — реализуется через право издавать законы (основнаядеятельность, имеющая правовой характер).

финансова я — реализуется через право принимать решения по финансовым вопросам (ежегодно утверждать бюджет страны.

учредительная — реализуется через право принимать участие в формировании высших исполнительных, а также судебных органов.

контрольная — реализуется через право осуществлять контроль над деятельностью правительства, других высших органов и должностных лиц.

политическая — реализуется через право определять основы внутренней и внешней политики и через обязанность принимать участие в ее осуществлении.

 

№79

 

Судебная власть (англ. ^паЧаагу) — независимая отрасль государственной власти, обладающая исключительным правом отправлять правосудие и принимать решения в процессе гражданского, уголовного, административного и хозяйственного судопроизводства.

Правосудие (лат. justitia; англ. justice; фр. justice) — форма защиты права судебной властью, выражающаяся в рассмотрении и разрешении гражданских и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и законных интересов граждан, организаций, общества и государства. Решение суда является актом правосудия по защите нарушенного или оспариваемого права.

Основные функции судебной власти: охранительная (профилактическая), контрольная, конституционного надзора.

Основные принципы правосудия: независимость, исключительность.

Все большее значение приобретает суд присяжных (англ. jury), который обеспечивает связь правосудия с населением, характеризуется обо-стренным чувством справедливости и большей беспристрастностью, чем судьи-профессионалы. Появившийся вначале в правовых системах англо-американского типа, суд присяжных получил распространение в Западной Европе и имеет своеобразие в каждой стране, где он официально признан. В Украине он предусмотрен Конституцией и его статус определен Законом «О судоустройстве Украины» (2002 г.).

Сложились две судебные системы, одна из которых именуется состязательной, а(^вторая — следственной. Характерной чертой состязательной судебнои системы является непосредственное состязание сторон перед судом, когда стороны (адвокаты) имеют воз-можность контролировать ход процесса и являются главными действующими лицами в этом процессе. Судья здесь близок по своей позиции к роли третейского судьи. Если при этом имеются присяжные, то судья не решает вопроса, кто прав, а кто виноват. Судья не вмешивается в процесс принятия решения.

Среди гарантий независимости суда, как правило, выделяется неприкосновенность судьи, пожизненный срок их назначения или избрания, эффективное исполнение судебных решений. Основными формами пересмотра судебных решений выступают апелляция и кассация.

Судебная власть препятствует действию неразумных законов, обеспечивает ответственность исполнительной власти за несоблюдение воли законодателя, защищает права граждан от произвола бюрократии.

Самостоятельность и независимость судебной власти характеризуется: признанием за судебной властью в механизме государства равенства с законодательной и исполнительной властью; защитой и соблюдением основных прав и свобод граждан в процессе судопроизводства; организацией судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности; признанием права каждого на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом; установлением судебного контроля за законностью заключения под стражу; совершенствованием системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону, закреплением принципа несменяемости судей.

 

№80

 

Исполнительная власть (англ. executive) — отрасль государственной власти, обладающая правом непосредственного управления страной, исполнения законов и иных нормативных актов, принятых законодательной властью.

Носителем исполнительной власти в масштабах всей страны является правительство.

Исполнительная власть осуществляется главным образом через государственное управление. В демократическом государстве функции и полномочия исполнительной власти могут быть делегированы государством: 1) органам местного самоуправления; 2) некоторым негосударственным институтам (например, отдельным общественным организациям).

Исполнительная власть, будучи ответственна перед законодательной властью, подотчетна и подконтрольна ей, не исчерпывается одним только «исполнением законов» (исполнительской деятельностью). Она также призвана отрабатывать пути и способы реализации законов и иных законодательных актов, заниматься текущим управлением, осуществлять распорядительную деятельность. В этих целях по всем вопросам своей компетенции правительство издает нормативно-правовые акты (указы, распоряжения и др.), которые имеют подзаконный характер.

Содержание деятельности органов исполнительной власти — управление, включающее:

I) исполнительную деятельность — осуществление решений, которые приняты органами законодательной власти;

1) распорядительную деятельность — осуществление управления путем издания подзаконных актов и выполнения организационных - действий.

Основные функции исполнительной власти:

исполнительская — непосредственное исполнение нормативных предписаний правовых актов, принятых органами законодательной власти.

Особой разновидностью исполнительской деятельности являются административные (исполнительско-обязывающие) услуги — услуги, ока-зываемые физическим и юридическим лицам органами исполнительной власти в целях реализации их прав и законных интересов (регистрация,

лицензирование, сертификация и т. п.)_

распорядительная — осуществление управления путем издания подзаконных (управленческих) актов и выполнения организационных дейст-вий (соответствующих распоряжений)

Субъектами государственного управления в Украине являются государственные администрации областей и районов, городов Киева и Севастополя, которые подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти (Президенту Украины, Кабинету Министров Украины — по вопросам, которые входят в их компетенцию). Главы местных государственных администраций назначаются на должность и освобождаются с должности Президентом Украины по представлению Кабинета Министров.

 

№81

 

Функционирование системы местного управления, то есть управление в административно-территориальных единицах, рассматривается как децентрализация и деконцентрация власти. Под децентрализацией понимается передача центром отдельных полномочий местным выбор-ным органам, а под деконцентрацией — делегирование полномочий назначаемым из центра органам местной администрации. Местное са-моуправление — это децентрализованная форма управления.

Местное государственное управление (англ. local state management) — целенаправленное организующее властное воздействие в границах права системы местных государственных органов, находящихся в иерархическом соподчинении друг с другом и с вышестоящими органами, на регулирование и контролирование отношений, складывающихся в ходе выполнения функций государства в соответствующих административно-территориальных единицах.

Субъектами государственного управления в Украине являются государственные администрации областей и районов, городов Киева и Севастополя, которые подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти (Президенту Украины, Кабинету Министров Украины — по вопросам, которые входят в их компетенцию). Главы местных государственных администраций назначаются на должность и освобождаются с должности Президентом Украины по представлению Кабинета Министров.

Местное самоуправление (англ. local self-government) — особый вид общественного управления, выражающийся в реализации гаран-тированных законом прав (возможностей) территориальных общностей граждан и избираемых ими органов самостоятельно, под свою ответственность, решать все вопросы местного значения, действуя в рамках закона и исходя из интересов населения.

Местное самоуправление в Украине осуществляет властные действия через:

1) выборные органы местного самоуправления:

советы (представительное направление властной деятельности, осуществляемое на сессиях, имеющих продолжительность один день и созываемых от одного раза в неделю до одного раза в месяц);

исполнительные комитеты советов (исполнительное направление властной деятельности, осуществляемое постоянно). Советы и их исполкомы объединены в единое целое одним руководителем — этим руководителем является председатель совета;

2)формы прямого участия граждан в реализации функций местного самоуправления — местный референдум, собрания (сходы) граждан и др.

Субъкты местного самоуправления: - Территориальная громада, Оганы местного самоуправления (сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные комитеты во главе с председателями; районные и областные советы, которые представляют общие интересы территориальных громад сел, поселков и городов; - Органы самоорганизации населения.

Объекты местного самоуправления — вопросы местного значения.

Компетенция местного самоуправления: 1) собственная; 2) делегированная (отдельные полномочия, переданные органами государственной администрации).

Направления деятельности местного самоуправления: нормотворчество, правоприменение, контроль за правоприменением, представительство интересов местного населения.

 

 

№82

 

Политическая система выступает как сложное образование, которое обеспечивает существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью. Выделяются четыре компонента политической системы: политическая структура; политические и правовые нормы; политические отношения; политическое сознание и Политическая культура. Среди институтов, составляющих политическую структуру, наряду с партиями, профсоюзами, общественными организациями, важнейшим институтом является государство. Bменно государство создает условия для обеспечения верховенства политической системы по отношению к экономической и духовной системам. При этом если для экономической системы главное состоит в производстве товаров и услуг, а для духовной системы — в адаптации индивидов на основе установления образцов и норм поведения, то главное, что характеризует политическую систему — это политическая власть. Не случайно основными функциями политической системы являются: 1) определение целей и задач общества; 2) мобилизация ресурсов; 3) интеграция элементов общества; 4) распределение ценностей в обществе. Характерные черты политической системы выражаются через такие категории как устойчивость, адаптивность, продуктивность и эффективность.

Устойчивость политической системы определяется продолжительностью ее существования во времени.

Адаптивность политической системы связана с приспособляемостью к изменениям, происходящим в обществе и в системе международных отношений.

Продуктивность политической системы фиксируется способностью решать возникающие в обществе проблемы (чем больше проблем решается, тем политическая система продуктивнее). Эффективность политической системы связывается с поддержкой системы народом и именуется легитимностью власти.

Политическая система должна быть стабильной. Отсутствие стабильности политической системы характеризуется как ее сейсмичность, которая во многом обуславливается неустойчивостью центра.' Вообще решение проблемы центрирования политической системы как бы задает ей такие свойства как устойчивость, адаптивность, продуктивность, эффективность.

В институциональном аспекте для политической системы важнейшими вопросами являются: четкое разграничение государственной организации общества и негосударственной организации общества; создание надежной и доступной системы контроля за институтами власти; правовая гарантированность деятельности средств массовой информации; создание условий для функционирования в системе политических институтов представителей всех партий.

Политическая система — всегда формализованная система. Важнейшими требованиями для ее организации и деятельности являются законность и легитимность, которые состоят в обеспечении соответствия реальной политической жизни конституционным нормам и интересам народа. В деле становления и функционирования политической системы немалую роль играет политическое сознание, выступающее как субъективный образ политической системы. Знания, ориентация, ценности и установки в своей целостности составляют политический менталитет, формирующийся в массовом политическом сознании и усваиваемый индивидами. Политический менталитет или ментальность означает наличие у людей, принадлежащих к одной культуре, определенной психологической оснастки, которая позволяет специфично воспринимать и формировать политическую систему и самих себя в этой системе.

Лоббизм - один из современных институтов влияния на государственную власть, суть которого заключается в использовании воздействия частных и общественных организаций (групп давления) на процесс принятия решений органами государствен-ной власти (в частности, парламентом) по вопросам внутренней и внешней полгггики. Выделяют прямой и косвенный лоббизм: первый заключается в непосредственном воздействии на законодателей и должностных лиц путём личных встреч; второй осуществляется методами, не требующими личных контактов. Лоббизм осуществляется политическтгми и иными общественными организациями, крупным бизнесом, транснациональными компаниями через свои специальные подразделения или наёмных Лоббистов. Лоббисты используют' как законные, так и незаконные методы, в связи с чем возникает необходимость легализации лоббизма, регистрации лоббистских групп с выяснением их клиентов, целей деятельности и объемов финансирования.

 

№83

 

Конституционное государство - научная категория, получившая широкое распространение в начале XX в. и обозначающая «практическое осуществление идеи правового государства» (Ф. Кистяковский). Конституционное государство не может быть отождествлено с правовым государством: последнее - идешь правовой миф, первое же - реальное явление.

Основными признаками конституционного государства являются: 1) ограничение государственной власти конституционньши пределами; 2) конституционное закрепление и реализация принципа разделения властей; 3) реализация доктрины «конституционной защиты» (законодательные, судебные, административные и финансовые репрессивные меры, принимаемые в отношении политических партий и организаций, конкретных лиц, государствен-ных органов и др. с целью защиты государства и личности); 4) реализация доктрины «состояния необходимости», предполагающей возможность концентрации власти в одних руках в целях сохранения государства. Конституционное государство может рассматриваться как стадия формирования правового государства, его основа.

Правовое государство - тип государства, власть в котором основана на праве, ограничивается с помощью права и осуществляется в правовых формах.

Основные признаки правового государства:

1) приоритет прав и свобод личности; 2) верховенство правового закона в системе нормативно-правовых актов;

3) формирование власти демократическим легальным способом;

4) соблюдении реального разделения властей с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем; 5) связанность власти правом (разрешительный тип правового регулирования);

6) высокий уровень общей и правовой культуры граждан;

7) взаимная ответственность государства и личности;

8) достойное положение суда в обществе и государстве. Существуют два распространённых подхода к правовому государству: согласно первому правовое государство - единственно возможный вариант бытия современного государства; согласно второму - правовое государство представляется недостижимым идеалом, элементом государственно-правовой мифологии.

 

№84

 

Социальное государство - правовое государство развтгтого гражданского общества с социально ориентированным рыночным хозяйством, способное создать условия для реализации экономических, социальных и культурных прав человека, гарантировать социальную справедливость и социальную безопасность личности, установить социальное согласие в обществе.

Признаки социального государства: 1) мощный экономический потенциал; 2) социально ориентированная структура экономики; 3) чёткая социальная направленность политики государства; 4) наличи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.241.191 (0.013 с.)