Цель юридической ответственности опосредована в таких ее функциях как превентивная и карательная.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель юридической ответственности опосредована в таких ее функциях как превентивная и карательная.



Первая— связана с общим предупреждением правонарушений и воспитательным воздействием на личность, вторая— состоит в неблагоприятных последствиях применения санкций правовых норм для конкретного субъекта.

Основанием наступления юридической ответственности является единство двух составляющих: юридического (нормативного) и фактического. Юридическим (нормативным) основанием выступает наличие право-вой нормы (в ряде случаев — договора), устанавливающей юридическую ответственность за совершенное деяние. Фактическим основани-ем служит наличие правонарушения (состава преступления), т. е. сложного юр'идического факта или же, в некоторых случаях, объективно противоправного деяния.

Условиями, исключающими юридическую ответственность являются: 1) невменяемость лица; 2) наличие обстоятельств, исключающих общественную опасность-(вредность) деяния (непреодолимая сила, необходимая оборона, крайняя необходимость, обоснованный риск, физическое или психическое принуждение, исполнение приказа или распоряжения, примирение сторон и т. д.); 3) отсутствие в деянии признаков состава правонарушения: 4) истечение сроков давности привлечения к юридической ответственности; 5) издание_ актов амнистии или помилования либо отмена акта, устанавливающего юридическую ответственность.

 

№70

 

Среди юристов получило распространение (О. Э. Лейст) разделение юридической ответственности на две разновидности — штрафную и правовосстановитедьную. в зависимости от содержания санкций как штрафных (карательных) и правовосстановительных.

Эти разновидности санкций по разному служат правопорядку: штрафные санкции(уголовные, административные, дисциплинарные) устанавливают пределы наказания или взыскания, которые назначаются правонарушителю в соответствии с составом правонарушения; правовоста- новительные санкции (гражданско-правовые) направлены на устранение зреда и носят абсолютно определенный характер, поскольку размер ущерба может быть точно определен независимо от установления обстоятельств правонарушения.

Лица привлекаются к штрафной ответственности, наказанию или взысканию на основе решения, которое выносится в установленном законом порядке. Поэтому при штрафной ответственности так важна квалификация правонарушения, индивидуализация наказания, реализация мер принуждения, наконец, выход из состояния ответственности.

Лицо, совершившее правонарушение, за которое наступает право- восстановительная ответственность может в любой момент без вмешательства государственных органов возместить причиненный ущерб, восстановить нарушенные права, выполнить обязанности и прекратить противоправное состояние. Для правовосстановительнои ответственности определяющее значение имеет точное определение существующих обязанностей правонарушителя.

Она прекращается сразу же по исполнению правонарушителем своей обязанности.

В отличии от этого штрафная ответственность не только не завершается реализацией наказания, но и предполагает состояние наказанности (судимости), специфический шлейф ответственности, который тянется за правонарушителем. Штрафная ответственность протекает в строго процессуальной форме и не может быть завершена ни на одной из стадий своего развития. Среди стадий юридической ответственности: первая стадия: с момента совершения правонарушения до обнаружения компетентными государственными органами — стадия возникновения юридической ответственности; вторая стадия: с обнаружения правонарушения до вступления в силу акта применения права — стадия конкретизации юридической ответственности: третья стадия: с момента вступления в СИЛУ правоприменительного акта до исполнения наказания стадия реализации юридической ответственности.

№71

 

Государственная власть осуществляется с использованием принуждения.

Государственное принуждение включает в себя такие элементы как: 1) субъекты принуждения — государственный орган или должностное лицо; 2) осуществление принуждения — процесс воздействия государственной власти на правоприменителя. 3) объект принуждения — физическое или юридическое лицо, допустившее противоправное деяние. Характерной чертой государственного принуждения современного государства является осуществление его исключительно в правовых формах, что дает основание называть такое принуждение правовым принуждением. Действительно, государственное принуждение, основанное на праве и осуществляемое в пределах права, приобретает качество правового принуждения.

Высший уровень правового содержания государственного принуждения есть свидетельство исключения произвола со стороны государственных органов и должностных лиц, что характерно для правового государства.

Неоднородность общественных отношений, регулируемых правом, определяет существование таких видов правового принуждения как уголовно-правовое, гражданско-правовое, дисциплинарно- правовое и административно-правовое. По функциональному значению в деле охраны правопорядка различаются государственные средства предупреждения, пресечения и наказания. Среди принудительных мер значительную роль играют восстановительные меры (меры защиты). Их необходимо отличать от мер юридической ответственности (штрафные меры). Штрафные меры (меры ответственности) и меры защиты (иравовосстановительные меры) выполняют разные функции.

Применение штрафных мерсвязано с официальных!обвинением .типа в совершении правонарушения (преступления или проступка). Отсюда выделяется уголовная, административная или дисциплинарная ответственность.

Существование правовой процедуры применения мер государственного принуждения — одна из важнейших составляющих принципа законности в деятельности правового государства.

Меры государственного принуждения могут применяться в связи с экстремальными социальными условиями, военными действиями и стихийными бедствиями. Государство использует также профилактические меры в интересах государственной безопасности, охраны прав граждан. К примеру, применяется досмотр багажа, личный досмотр, проверка документов и др.

№72

 

Государство – суверенная политико0правовая организация общества, обладающая публичной властью, которая осуществляется специальным аппаратом управления и принуждения на основе юридических норм, обеспечивающих согласование социально-групповых и общественных интересов.

Опыт существования государства определил такие его атрибхлы как народ, территорию и власть. В современной интерпретации они обозначаются в виде государственного народа, государственной территории и государственной власти.

Государственный народ выступает как этническая общность, самоопределяющаяся нация, объединение людей, действующее в едином правовом пространстве и связанное государственной принадлежностью.

Государственная территория является частью территории земли, с которой исторически связан государственный народ в границах, признанных мировым сообществом.

Государственная власть представляет собой организацию публичной политической власти, обладающую суверенитетом и действующую в соответствии с правами человека.

В то же время каждое из этих проявлений государства невозможно без организационного единства. При этом в систему организационного единства входят: политическое единство, обеспечивающее каждому возможность участвовать в политической жизни;правовое единство, гарантированное конституцией и иерархией нормативно-правовых актов: единство власти при разделении властей и ответственности каждой власти за свои действия; единство народа, выраженное в государственном образе мысли людей и гражданстве; территориальное единство, сложившееся в устойчивых границах и территориальной целостности.

Государство выступает как суверенный институт, отвечающий за целостность территории, контролирующий вооруженные силы, способный изыскивать достаточные финансовые средства для содержания должностных лиц и обладающий правом принимать властные решения. Государство может быть названо сильным, если оно способно управлять территорией, защищать ее и контролировать, принимать решения, финансировать свою деятельность, осуществлять общее управление экономикой и обладать властью в системе коммуникаций. Государство, которое при осуществлении этих задач проявляет свою несостоятельность, а также постоянно сталкивается с противостоянием своей политике как изнутри, так и снаружи, может быть названо слабым государством. В механизме управления делами общества государство становится средством общественного компромисса.

Деятельность государства связана с двумя основными началами в его организации и функционировании: демократического и бюрократического принципов. Демократический принцип выражен в участии населения или его части в осуществлении власти, ее выборов, наличии институтов представительной и непосредственной демократии. При этом проявляется коллегиальность в принятии решений, подконтрольность исполнительной власти законодательной власти и самостоятельный все более высокий статус судебной власти. Бюрократический принцип связан с тем, что государственное управление нуждается в профессионалах. Централизм, строгая иерархия, назначение на должность, обязательность решений вышестоящих для нижестоящих. Для современного бюрократического управления характерно, что оно осуществляется на основе профессионализма и

законности.

Гражданское общество — это своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют между собой независимо от государства. Здесь самореализация индивидов и коллективов происходит через такие институты как семья, церковь, средства массовой информации, различного рода объединения.

Выделяется количественный и качественный аспект отношений между гражданским обществом и государством .

Степень погружения государства в гражданское общество и его удельный вес в обществе составляет количественный аспект проб темы.

Качественный аспект взаимоотношения гражданского общества и государства связан с механизмом взаимодействия между ними. В этом механизме фиксируется два основных элемента. Во-первых, это система взаимодействия через партии, выборы, представительные органы власти, осуществляемая на территориальной основе Во-вторых, взаимодействие гражданского общества и государства через группы и объединения по интересам цтообизм) -С помощью гои системы, именуемой функциональным представительством, обе лечивается связь между государством и обществом, согласовываются общегосударственные и частные интересы.

Гражданское общество выступает не только как материальное основание деятельности современного государства. Духовная опора бытия государства также зиждется в гражданском обществе, создавая условия для продвижения к новому типу культуры и новой организации социального управления Суверенные индивиды в гражданском обществе посредством общественного договора формируют государство, которое получает правовые основания для своей деятельности в форме конституции и законов. Глубинный смысл демократических выборов как раз и состоит в том, чтобы формирование государства шло из недр гражданского общества.

№73

 

Суверенитет выступает как свойство, присущее государственной власти. Отсюда следует важный вывод, что любое государственное образование должно обладать суверенитетом.

В самом общем виде понятие суверенитета означает верховенство и независимость государственной власти внутри страны и во внешне-политической сфере. Различается государственный суверенитет, суве-ренитет нации и суверенитет народа. Суверенитету народа принадлежит высшее право определять экономическую, социальную и политическую систему государства. Национальный суверенитет рассматривается как полновластие нации, ее политическая свобода, возможность самоопределения для сохранения своей самобытности, языка, культуры. истории. Государственный суверенитет определяют как исходящую от народа верховную власть, состоящую в самостоятельном осуществлении государством своих функуий в рамках национального и международного права.

Содержание и объём суверенитета зависят от того, является ли государство независимым в международных отно-шениях, либо оно выступает как составная часть более крупного государственного образования (федерации, конфедерации), либо оно член межгосударственного союза.

Суверенность государства выражена не только -в обладании этим свойством, но и состоит в способности распоряжаться собственным суверенитетом от частичного самоограничения до полного отказа (суверенное решение ГДР об объединении с ФРГ). По существу же каждый участник международного соглашения идет на определенное ограничение своего суверенитета.

По существу деление суверенитета на внешний и внутренний сегодня отображает связь между фактом существования государственной власти и ее внешним признанием.

Внутренняя сторона суверенитета – выражает верховенство и полноту власти государства по отношению ко всем другим организациям в политической системе общества, его монопольное право на законодательство, управление и юрисдикциб внутри страны в пределах всей государственной территории.

Внешняя сторона суверенитета – выражает независимость и равноправие государства как субъекта международного права во взаимоотношении с другими государствами, недопустимость вмешательства во внутригосударственные делаизвне, равноправное членство в международных организацияхю

№74

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.192.241 (0.012 с.)