ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые обычаи не относятся к писаному праву и выступают как сложившиеся на основе постоянного и единообразного повторения нормативы поведения, имеющие представительно-обязывающий характер.



Правовой обычай как источник права используется в современном праве в первую очередь в виде обычая делового оборота, а также в международном праве:

1) юридический (судебный и административный) прецедент — решение по конкретному делу, которое впоследствии рассматривается как обязательное правило при рассмотрении аналогичных дел. Юридический прецедент выступает как основной источник англоамериканского права.

2) нормативно-правовой акт — письменный документ, изданный в установленном порядке компетентными органами государства и содержащий правила поведения общего характера (правовые нормы). В правовой системе Украины нормативно-правовой акт (законы и подзаконные акты) выступает в качестве основного источника права;

3) нормативный договор — выступает как правовой текст, основанный на взаимном волеизъявлении сторон, интерпретация которого .. образует правовую норму. Нормативный договор может быть соглашением между двумя и более субъектами права, содержащим

обязательные для них нормативные предписания.

4) юридическая доктрина — представляет собой концептуально закрепленные идеи, правовые принципы и нормативы, содержащиеся в трудах ученых — юристов, которым придается общезначимое и общеобязательное значение, и из которых выводятся правила поведения представительно-общеобязывающего характера. В настоящее время этот источник права имеет широкое распространение в религиозных правовых системах (например, мусульманском праве).

. 5) священные книги - разнообразные письменные сакральные тексты, содержащие религиозные нормативы, признаваемые в качестве общеобязательных правовых нормативов (Веды, Библия, Коран).

В правовой системе Украины определяющим источником права остается нормативно-правовой акт. Среди дополнительных источников права Украины можно выделить нормативный договор, правовой обычай и судебный прецедент. Обратим внимание на то, что создание в Украине Конституционного Суда и признание нашим государством юрисдикции Европейского Суда по правам человека повлекло за собой утверждение судебного прецедента в правовой системе Украины.

№46

 

В юриспруденции вопрос о формировании права, в результате которого в действующую правовую систему вводятся новые (изменяются или отменяются) правовые нормы традиционно разграничивается на две составляющие: социальный процесс формирования права (иначе правообразование) и правотворчество (иначе нормотворчество).

Само обособление социального процесса формирования права (правообразования), в первую очередь, связано с выделением различного рода объективных и субъективных факторов, сказывающихся на правовом развитии. Вся совокупность факторов, обеспечивающих оптимальное и эффективное правотворчество разграничивается по следующим разновидностям:

1) экономические факторы, т. е, материальные условия жизни общества, существование различных форм собственности, предпринимательство и т. п.;

2) политические факторы, выраженные в соотношении гражданского общества и государства, деятельности элит, политических партий, движений и общественных объединений, групп давления и т. п.;

3) социальные факторы как сложившиеся отношения общества и государства к личности, ее интересам и потребностям, охране и обеспечению прав и свобод и пр.;

4) историко-культурные факторы — связанные со сложившимися обычаями, традициями, менталитетом, ценностями, выработанными в пределах данной цивилизации и культуры;

5) геополитические факторы — выраженные в особенностях распо-ложения государства, его взаимодействия с другими государствами и международными организациями, региональными объединениями;

6) государственно-организационные факторы — связанные с ис-пользованием достижений юридической теории и практики, учетом общественного мнения, существующей системой государственных органов, при разработке проектов нормативно-правовых актов.

Правотворчество (точнее нормотворчество) предстает как одна из форм государственной деятельности, которая направлена на формирование правовых норм, их совершенствование, изменение или отмену.

Определяющее значение в правотворчестве имеет выработка и утверждение новых правовых норм. Другие проявления правотворчества, а именно: отмена и изменение правовых норм, либо совершенствование их редакции. — выступают как вспомогательные направления правотворческой деятельное: и.

Определяющая цель правотворчества состоит в совершенствовании действующего законодательства. Для достижения этой цела правотворчество основывается на таких принципах как законность, демократизм, научность, профессионализм. Использование принципов правотворчества в правотворческом процессе позволяет наиболее эффективным образом реализовать такие функции правотворчества: 1) первоначального регулирования: 2) обновления правового материала; 3) ликвидации пробелов в праве; 4) упорядочения нор- мативно-правового материала (систематизации).

Принято разграничивать две основные стадии правотворческого процесса: стадию подготовки проекта нормативно-правового акта и стадию рассмотрения и принятия нормативно-правового акта. На стадии подготовки проекта: принимается решение о его подготовке, составляется концепция и определяются его важнейшие положения, готовится первоначальный текст, происходит предварительное обсуждение проекта. Наконец, происходит обработка и редактирование текста. На стадии рассмотрения и принятия нормативно-правового акта: вносится проект в официальном порядке, обсуждается проект, принимается нормативно-правовой акт, наконец, он официально провозглашается (публикуется).

Правотворческая деятельность предполагает использование системы правил и приемов подготовки проектов нормативных актов, которые обеспечивают полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, создают доступность, простоту и обозримость нормативного материала, его беспробельность.

 

№47

 

В юриспруденции понятие юридической практики относится к разряду дискуссионных. Традиционно предпочитают использовать термин "судебная практика" не стараясь вникнуть в особенности более общего понятия "юридическая практика".

Так под юридической практикой понимается:1) юридическая деятельность, 2) результат юридической деятельности и 3) единство юридической деятельности и объективированного опыта.

Юридическая практика (В. Н. Карташов) это разнообразная деятельность по формированию, толкованию, реализации и применению правовых нормативов, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом.

Среди признаков юридической практики называют то, что она является важным компонентом правовой системы общества и образует составляющую правовой культуры общества. Она складывается путем издания нормативно-правовых предписаний, их толкования, использования и применения. Юридическая практика связана с разнообразными изменениями в жизни общества в виде определенных юридических последствий. Юридическая практика складывается в определенных процессуальных рамках. Существование юридической практики связано с деятельностью юристов-профессионалов.

Различается внешняя и внутренняя формы юридической практики. Внешнюю форму юридической практики составляют разнообразные акты-документы, которыми закрепляются вынесенные решения. Внутреннюю форму юридической практики составляют пропедурно- процессуатьные оформления юридической деятельности в многообразии ее субъектов, объемов их прав и обязанностей, срока совершения действий, процессуальные гарантии и многое другое

Классификация юридической практики осуществляется по различным основаниям. В зависимости от направленности действия права могут рассматриваться практика правотворчества, практика правоприменения, практика реализации субъективных прав В зависимости от профессионализации в юридической практике могу: быть выделены такие виды: судебная практика, прокурорская практика, нотариальная практика, адвокатская практика.

По функциям юридической практики она может быть разделена на: правотворческую, праворазъяснительную, правоисполнительную. право-охранительную, праворегистрационную, правовосстановительную и др.

 

№49

 

Субъекты права разделяются на индивидуальных субъектов (физических лиц) и коллективных субъектов (юридических лиц). Среди коллективных субъектов права выделяют: государство в целом, государственные органы, учреждения и предприятия, нег<-сударс гвгк- ные организации (фирмы, банки, акционерные компании); общественные объединения (партии, союзы, ассоциации а пр ): административно-территориальные единицы (города, области., районы) избирательные округа: религиозные организации; социальные общности (народ, нация, население региона, трудовой коллектив). Большинство из перечисленных субъектов права (исключая государство в целом, социальные общности и некоторые другие) для участия в правоотношениях в сфере частного права приобретают качество юридического лица. Для признания коллективного субъекта юридическим лицом требуется регистрация в государственных органах.

При этом необходимо обладать совокупностью организационных, имущественных и правовых признаков, среди которых: 1) организационное единство в виде управленческих и организационных связей и структур, необходимых для ведения коммерческой и некоммерческой деятельности, обозначенных в учредительных документах (общих положениях для некоторых некоммерческих организаций); 2) обособленное имущество, находящееся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении; 3) самостоятельная имущественная ответственность, предполагающая, что кредиторы могут обращаться с требованиями, вытекающими из обязательств юридического лица только к нему, а взыскания обращаются на его обособленное имущество; 4) выступление от своего имени в гражданском обороте, включающее возможность приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; 5) имеет, как правило. текущие и расчетные счета в банках.

По характеру деятельности юридические лица могут быть коммерческими и некоммерческими, что получает отображение в их правовом статусе. Коммерческиеорганизации преследуют цель извлечения прибыли.

Некоммерческие организации не имеют цели извлечения прибыли в качестве основы своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками.

Правовой статус юридического лица получает свое отображение в наличии правосубъектности и специальной компетенции.

Правовой статус коммерческих организаций рассчитан на их деятельность в сфере частного права, в то время как правовой статус некоммерческих субъектов, и прежде всего таких как государственные органы, связан со сферой публичного права

Компетенция (юридический термин) —совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица; определяет его место в системе государственных органов (органов местного самоуправления);

№50

 

Правовой нигилизм предстаёт как отрицание или непризнание правовых ценностей, отказ праву в его регулятивных возможностях, противопоставление праву других социальных регуляторов (религии, политики, морали)

Среди форм правовго нигилизма: прямое нарушение законов т других нормативно-правовых актов; неисполнение юридических обязанностей; еподмена законности целесообразностью; отрицательное отношение к деятельности суда и правоохранительных органов: нарушение прав человека и др. Разновидностью правового нигилизма считается правовой дилетантизм как незнание или пренебрежительное отношение к правовым ценностям

Среди причин правового нигилизма в Украине называют: исторические, связанные с особенностями государственной власти и правовыми нормативами: отсутствие демократических правовых традиций; распространение неправовых форм решения конфликтов; несовершенство суда и правоохранительной системы, издержки законодательной и правоохранительной деятельности.

Наряду с правовым нигилизмом в качестве другой правовой аномалии выступает правовой идеализм (правовой романтизм), который связан с преувеличением значения и возможностей правового регулирования. Крайностью правового идеализма является правовой фетишизм как гипертрофированное представление о роли правовых средств, возможностей закона, деятельности суда и правоохранительных органов.

Правовой догматизм — правосознание личности, общества, группы, характеризующееся формальным принятием (без доказательств, на веру) положений закона, отождествлению его с правом, слепое следование догме права. Вне поля зрения остаются доказательства, не ¦ учитываются различного рода социальные обстоятельства; главным признается норма права, ее обязательность, наказуемость. Правовая

форма ставится выше ее социального содержания. Происходит отрыв закона от права, а права от других сфер жизнедеятельности общества.

 

№51

Участникамиправоотношения могут быть не все люди, а только те из них, кто обладает правоспособностью, дееспособностью и де- ликтоспособностью (правосубъектностью). И наоборот, правосубъектность может быть признана качеством не только человека, но и организации, предприятия, учреждения (юридического лица)

Субъекты права — это лица, обладающие способностью быть участниками правовых отношений Правосубъектность включает следующие юридические характеристики лица: правоспособность — возможность лица обладать субъективными юридическими правами и исполнять юридические обязанности; дееспособность — способность лица своими действиями приобретать права и обязанности;

деликтоспособностъ — способность лица нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения.

Виды субъектов права: 1) физические лица — граждане или подданные данного государства, иностранные граждане или подданные, лица без гражданства: 2) юридические лица — организации, в том числе объединения граждан, предприятия, учреждения; 3) государство. государственные органы и органы местного самоуправления; 4) социальные общности — народ, нация, этнические группы.

То на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов именуется объектом правоотношения. В юридической литературе существуют два подхода к вопросу об объекте правоотношения. Один подход (монистический) в качестве объекта правоотношений рассматривает поведение людей, поскольку только поведение людей способно реагировать на правовое воздействие. Возражения сторонникам монистического подхода сводится к том\, что если считать поведение людей единственным объектом правоотношения. то невозможно выяснить природу большинства правоотношений, поскольку нужно признать отсутствие у них обьекта

Отсюда более распространено представление о многообразии обы-к""в правоотношения, которыми могут выступать материальные и нематериальные блага.

Объкты праоотношений: 1) материальные блага, которые составляют вещи, предметы, ценности, что характерно, в первую очередь, для гражданских правоотношений: 2) нематериальные личные блага, среди которых жизнь, здоровье, честь, достоинство, безопасность, что характерно для УГОЛОВНЫХ правоотношений; 3) поведение участников правоотношений, как правило поведение обязанного лица и значительно реже управомоченного лица, что характерно для административных правоотношении; 4» результаты поведения участников правоотношений, здесь н<- само поведение, а его последствия (из договора подряда, перевозки и : д г 5) продукты духовного творчества, т. е. произведения литературы, искусства, живописи и др., а также разработки интеллектуальной деятельности (открытия, изобретения и пр.); 6) ценные бумаги, официальные документы (акции, облигации, векселя, деньги, чеки, паспорта, аттестаты. дипломы и др.). Многие из них становятся объектом правоотношения при их утрате и восстановлении, однако они могут быть и объектом сделок (акции).

№52

 

Систематизации законодательства — это деятельность, направленная на упорядочение нормативно-правовых актов, приведение их в определенную согласованную систему. Различают следующие виды систематизации нормативно-правовых актов:

1) учет нормативно-правовых актов, т. е. объединение государственными органами и неофициальными организациями действующих нормативных актов, их обработку и расположение по определенной системе.

Разновидности учета нормативно-правовых актов: журнальный учет: картотечный учет: ведение контрольных текстов действующих норма- тивно-правовых актов автоматизированный (компьютерный) учет. Помимо самостоятельного значения, учет нормативно-правовых актов является подготовительной стадией для иных видов систематизации;

2) инкорпорация — это объединение нормативно-правовых актов без их изменения в сборник по определенному признаку. По субъектам осуществления инкорпорации различают: официальную инкорпорацию — она создается государственными органами, и неофициальную инкорпорацию — она осу ществляется издательствами, научными и учебными заведениям: -сдельными специалистами.

По критерию отбора нормативно правого материала существуют такие разновидности инкорпорации хронологическая — нормативно- правовые акты собираются по времени их вступления в силу; предметная — нормативно-правовые акты систематизируются по отраслям или институтам права, сферам юсударстзеннои деятельности.

Разновидности инкорпорации по обьему охватываемого нормативно-правового материала: генеральная — в собрание включаются все нормативно-правовые акты субьекта правотворчества: частичная — в собрание включаются нормативно-правовые акты по определенной сфере правового регулирования;

4) консолидация — принятие укрупненного унифицированного акта на основе объединения норм разрозненных актов правотворческим органом. При этом новые нормы не создаются, всего лишь устраняются повторы, исправляется устаревшая терминология. Эта форма система-тизации с успехом применяется в англоязычных странах.

4) кодификация — создание нового логически цельного нормативно-правового акта (кодекса, основ1) на основе старых актов, с частичным или полным изменением их содержания, устранением пробелов и противоречий.

Кодификация— один из приемов правотворчества и в качестве такового может осуществляться только государством

Разновидности кодификации по обьему охватываемого нормативно- правового материала: всеобщая — образование сводного акта по всем отраслям законодательства ("кодекса кодексов"); отраслевая — объединение правовых норм той или иной отрасли; межотраслевая (комплексная) — объединение правовых норм разных отраслей права, регулирующих общественные отношения в определенной сфере государственного управления: специальная (внутриотраслевая) — объединение правовых норм отдельного института «ли подотрасли права.

№53

 

Система права –это объективно обусловленная системой общественных отношений внутренняя структкра права, которая выражается в единстве и соглосовании действующих норм права, логически распределённых по отраслям, подотраслям и институтам.

При этом система права представляет собой сложное,'многоуровневое отображение субъективных прав и юридических обязанностей в нормах, институтах, отраслях, общностях, которое позволяет обеспечивать устойчивое и эффективное действие права. Первичным элементом (кирпичиком) системы права выступает правовая норма.

Однако правовая норма способна проявлять свое действие только но взаимосвязи с другими правовыми нормами. Первый уровеньвзаимосвязи между нормами выражен в существовании институтов права (правовых институтов). Институт права — это группа правовых норм, которая направлена на регулирование однородных и взаимосвязанных отношений. Другой уровень взаимосвязи между правовыми нормами выражен в существовании отраслей права.От расль права — это совокупность правовых норм, объединенных в ннгтятуты'права, направленных на регулирование отношений, в определенной сфере человеческой деятельности.

Среди отраслей права выделяются профилирующие (фундаментальные) отрасли права: конституционное, гражданское, административное, уголовное, процессуальное (гражданское, административное, уголовное). Далее основные отрасли права — трудовое, коммерческое, семейное, земельное, финансовое, уголовно-исполнительное и др. Комплексные отрасли права — налоговое, транспортное, таможенное, экологическое, банковское и др.

Для института права (правового института) характерными являются однородность фактического содержания, юридическое единство норм и законодательная обособленность. Как правило институты права существуют в рамках отраслей права. Вместе с тем возможно их межотраслевое бытие. Тогда они носят наименование межотраслевых институтов права (институт права собственности, институт избирательного права, институт чрезвычайного положения и др.).

Третий уровень взаимосвязи между правовыми нормами выражен в существовании таких правовых общностей как материальное право и процессуальное право, а также частное право и публичное право. На этом уровне также обеспечивается согласованность и целостность права, которая находят свое выражение: в органическом единстве принципов правовых общностей; конкретизации одних норм с помощью других; последовательности действия правовых норм; иерархичности норм правовых общностей.

Следует подчеркнуть, что деление системы права на правовые общности нельзя понимать как деление отраслей права, поскольку оно может проходить также на уровне институтов права и даже на уровне правовых норм.

№54

 

Еще римские юристы рассматривали публичное право сферой интересов государства как целого, тогда как частное право представлялось сферой интересов индивида.

публичное право охраняется но инициативе государственной власти, а частное право по инициативе частных лиц.

Наиболее приемлемым критерием в разграничении частного и публичного права нужно считать централизацию или децентрализацию правового регулирования. Если правовое регулирование осуществляется из единого центра (юридическая централизация) — что сфера публичного права, если юридически значимые решения принимаются отдельными субъектами, по их инициативе (юридическая децентрализация), мы в сфере частного права.

Государство в сфере публичного права определяет место и роль каждого отдельного субъекта в системе правовых отношений, его права и обязанности по отношению к государству. Издаваемые в этой сфере нормы являются императивными, поскольку фиксируют поведение участников отношений. Представляемые в :той сфере права должны осуществляться. Неосуществление права есть одновременно неисполнение обязанности. Сфера частного права предполагает децентрализацию правового регулирования, т. е. юридически значимые решения принимаются участниками складывающихся правоотношений самостоятельно.

Для частного права характернытакие принципы как независимость и автономность личности, признание и защита частной собственности, свобода договора. В публичном праве одной из сторон всегда выступает государство либо его орган (должностное лицо), наделенный властными полномочиями.

Границы между публичным и частным правом подвижны, изменяются в связи с развитием общества, демократическими переменами, повышением уровня культуры, интегративными процессами. Однако при любых обстоятельствах обеспечение невмешательства государства в сферу частного права составляет важнейшую гарантию прав и свобод личности.

Разделение права на частное и публичное не следует понимать как его деление на уровне отраслей права, поскольку оно может проводиться на уровне институтов права и даже конкретных правовых норм. Между тем обычно к сфере частного права относят отрасли гражданского права, коммерческого права, семейного права, тогда как сферой публичного права признается отрасль конституционного права, административного права, уголовной; права, процессуального права. Считается, что разделение права на частное и публичное в новое время должно быть дополнено социальным правом, которое как бы соединяет частный и общий интерес. Среди отраслей, которые относят к социальному праву: отрасли трудового права, право социального обеспечения, медицинское право и др.

 

№55

 

В современной юридической литературе вопрос о материальном и процессуальном праве относят к существованию правовых общностей в системе права. Разграничение между материальным и процессуальным правом не может быть проведено только по линии отраслей права, оно проходит через институты права и отдельные нормы.

К материальному праву относят те правовые нормы, которые непосредственно регулируют отношения между субъектами права, формируя позитивное поведение их участников. Кроме того, материальным правом считаются те охранительные нормы, которые обеспечивают положительное ре; шрование (нормы уголовного права). Нормы материального праве закрепляют правовое положение личности и коллективных субъектов права, отношения собственности и многие неимущественные отношения, определяют структуру, компетенцию и направление деятельности государствен-ных органов, учреждений и организаций. устанавливают основания и пределы ответственности за правонарушения и многое другое. Таким образом нормы материального права обеспечивают выполнение регулятивных и охранительных функции. Среди отраслей материального права конституционное, гражданское, административное, уголовное, финансовое, земельное, семейное и др.

К процессуальному праву относят те правовые нормы, которые определяют процедуру формирования и реализации норм материального права, либо процедуру применения санкций (реализация охранительных норм).

Процессуальные нормы определяют права и обязанности субъектов процессуальных правоотношений. Они формируются в институты и отрасли и регулируют отношения, складывающиеся при реализации всех отраслей права. Среди отраслей процессуального права: гражданско-процессуальное право, административно-процессуальное право, уголовно-процессуальное право, хозяйственно-процессуальное право, конституционно-процессуальное право, уголовно-исполнительное право.

Наличие процессуального права связано с существованием спе-цифически правового явления, именуемого юридическим процессом. Этот процесс регламентируется процессуальными нормами, а его результаты закрепляются в соответствующих правовых актах – офицмальных документах. Юридический процесс – это понятие охватывающее судебные процессы и правовые процедуры, где правовые процедуры связаны с внесудебными делами и проявляются в самых разных условиях: при регистрации и расторжении брака, при назначении на должность, при образовании юридического лица и т.д.

№56

 

Реализация права — воплощение правовых норм и принципов в правомерном поведении субъектов права, в их практической деятельности. Ее можно рассматривать как процесс и как конечный результат.

По уровню (глубине) реализации предписаний, содержащихся в нормативных актах, возможна:

Реализация общих установлений — это воплощение в жизнь тех установлений, которые содержатся в преамбулах законов; в статьях, фиксирующих общие задачи и принципы права и правовой деятельности («верховенство права»).

Воздействие права на общественные отношения в результате реализации его общих установлений, задач и принципов может быть немалым, но оно лишено определенной юридической силы и скорее имеет идейный, моральный характер, выражает «дух» права, а не его «букву».

Реализация конкретных правовых норм в конкретных правоотношениях — это воплощение в реальные отношения конкретных норм права, которое происходит через два вида связи между субъектами: 1) автономная связь (юридическое равенство сторон); 2) властная, авторитарная связь (предполагает отношения власти и подчинения, поскольку одной из сторон выступает государственный орган или должностное лицо). (См. Главу 20.)

Реализация общих правовых норм вне правоотношений — это воплощение в жизнь общих норм, устанавливающих правовой статус и компетенцию субъектов права, то есть беспрепятственное использование субъективных прав и сознательное исполнение юридических обязанностей без конкретных связей или отношений между субъектами права.

Реализовать правовые нормы вне правоотношений можно в двух формах:

1) активная — реализация общих правовых норм, которыми пользуются субъекты права по отношению ко всем остальным субъектам. Этим правам соответствуют обязанности всех других субъектов не совершать действий, которые могли бы помешать их осуществлению (свобода слова, свобода совести, участие в митингах и другие конституционные права);

2) пассивная — реализация норм, содержащих запреты, через воздержание субъекта от действий, за которые устанавливается юридическая ответственность. Выражается в соблюдении обязанностей, ненарушении запрещающих норм, согласовании своего поведения с нормами права, которые устанавливают юридическую ответственность.

Формы реализация права по количеству субъектов: —"'индивидуальная (личное участие в выборах); — коллективная (местный референдум может быть проведен по требованию не менее половины народных депутатов от общего количества местного совета).

Формы реализации права по сложности и характеру действий субъекта:

-простая, непосредственная(без участия государства)

-сложная, опосредованная (с участием государства)

соблюдение, 1 исполнение, использование применение

Соблюдение (запретов) - воздержание от действий, запрещенных юридическими нормами, строгое следование установленным запретам (например, соблюдение скорости движения автомобиля в городе — 60 км/час).

Предполагает пассивное поведение субъекта — независимо от его собственного желания

Исполнение (обязанностей - совершение активных действий, предписываемых нормами права, в интересах управомоченной стороны, выполнение обязанностей (например, своевременное заполнение и подача в налоговую администрацию декларации о доходах).

Предполагает активное поведение субъекта — независимо от его собственного желания

Использование (прав) - реализация возможностей, предоставленных правовыми нормами, реализация субъективных прав для удовлетворения собственного интереса (например, использование права на высшее образование).

Предполагает как активное,

-.так и пассивное поведение

№57

 

Идеология применения права

Применение права — это властная организующая деятельность компетентных органов (должностных лиц), которая связана с принятием индивидуального решения на основе правовых норм и их толкования. Применение права выступает как поднормативное регулирование и осуществляется в особых формах (процессуальное право).

Правоприменение выражается в деятельности различного рода органов и должностных лиц в пределах установленной для них компетенции. С помощью применения права происходит индивидуализация (персонификация) права. При этом для применения права характерна императивная форма, а именно: односторонность, обязательность и обеспеченность.

Признаки: - осуществляется компетентными органами; - связано с решением юридического дела; - принятое решение является общеобязательным; - носит властный характер; - регламентировано процессуальными нормами; - направлено на достижение правовых последствий.

Важнейшие из типов правоприменения это судебный! тип, управленческий тип и административный тип.

Применение права получает свое выражение в специфической юридической деятельности правоприменительной деятельности, представляющей собой систему разнородных правоприменительных действий основного и вспомогательного значения. Эта правоприменительная деятельность выражается в правоприменительных актах При этом различаются акт-действие, акт-решение и акт-документ Обычно і! правоприменительных актах говорят как об актах-документах.

Для осуществления применения права необходимо руководствоваться специфическими принципами, которые в своей совокупности составляют идеологию правоприменения Среди основных требований (принципов), обеспечивающих надлежащее применение права, выделяются принципы: обоснованности, законности, справедливости, целесообразности, оперативності!, единообразия, профессионализма. Следует подчеркнуть, что

применение права — это всегда сфера приложения профессиональных знаний, умений, навыков. Не случайно, многие направления применения права осуществляется носителями профессионального сознания, юристами, к тому же обладающими специализированной подготовкой. В юридической литературе справедливо предлагается четко определиться с перечнем должностей, которые должны замешаться только лицами с юридическим образованием для того, чтобы повысить профессионализм применения права.

№58

 

Реализация права рассматривается как воплощение в жизнь его предписаний посредством деянии (действий и бездействий) субъектов права, осуществляемых в пределах требований пра





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.51.78 (0.035 с.)