Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Программы обучения гимнастическим упражнениям
по учебной дисциплине «Гимнастика»
Методические рекомендации для студентов 1- 3 курса
Дневного и заочного отделений
факультета физической культуры и спорта
Сыктывкар 2004
Утверждено учебно-методической комиссией факультета физической культуры и спорта 29 октября 2004.
Составитель: Сатосова Н.Л., старший преподаватель
Введение
Предлагаемые методические разработки по обучению гимнастическим упражнениям составлены в соответствии с содержанием программы по физической культуре в общеобразовательной школе и с современными требованиями к методике обучения гимнастическим упражнениям.
В основе рекомендаций заложен метод предписания алгоритмического типа. Учебный материал разделён на части и обучение им позволяет избежать появления и закрепления ошибок, а также значительно сократить сроки обучения.
Решение каждой частной задачи происходит за счёт подбора средств, выполняемых в строго определённой дозировке. Раздел организационных и методических указаний позволяет ориентировать специалистов на реализацию поставленной двигательной задачи. А также указывает на возможность выявления грубых и второстепенных ошибок при выполнении рекомендованных упражнений. Знание ошибок позволяет учителю выбрать правильный способ их исправления и объективно оценить уровень овладения двигательным действием.
В содержание сборника вошли упражнения, наиболее часто используемые на уроках физкультуры как у девушек, так и у юношей 9 – 10 кл. Также рекомендации могут использоваться и на уроках в других классах.
Предлагаемая работа ориентирована на широкий круг специалистов по физической культуре и поможет им повысить свой профессиональный уровень в области методики обучения гимнастическим упражнениям.
Программа обучения технике кувырка вперёд
Частные
задачи
| Средства
| Организационные и методические указания
| 1. Создать представление о кувырке вперёд.
| а) Рассказ об особенностях применения. Объяснение структуры движения. Показ диаграмм.
| Кувырок вперёд выполняется из упора присев, разгибая ноги, переставить руки вперёд, наклонить голову, приблизить затылок к мату, оттолкнуться ногами, сгруппироваться и перекатиться на лопатки, прийти в упор присев. Кувырок выполняется в одном темпе.
| б) Показ.
| Акцентировать внимание занимающихся на полное разгибание ног. При подаче плеч вперёд следует наклонить голову на грудь, переворачиваясь через голову, необходимо группироваться.
| в) Опробование с последующим разбором ошибок
| Учитель комментирует результаты выполнения. Типичные ошибки:
- неполное выпрямление ног;
- недостаточный наклон головы;
- отсутствие группировки.
| 2. Научить группировке.
| а) И.п. – о.с. Присесть, принять группировку.
б) И.п. – упор сидя сзади. Принять группировку.
в) И.п. – лёжа на спине руки вверх. Принять группировку.
г) И.п. – лёжа на спине. Принять группировку в седе.
| Группировка – это согнутое положение тела, при котором колени подтянуты к плечам, локти прижаты к туловищу, а кисти захватывают середину голени.
Каждое упражнение выполнить несколько раз, постепенно ускоряя движения и фиксируя положение группировки.
| 3. Научить перекату назад в группировке.
| И.п. – упор присев, спина круглая, голова опущена на грудь
1 – 2 – перекат назад с касанием лопатками мата, в группировке
3 – 4 – И.п.
| Во время выполнения обратить внимание на плотность группировки.
| 4. Научить граничным моментам (позам) при кувырке вперёд.
| а) Выполнение кувырка до положения упора согнувшись.
| Выполняется из упора присев. В конечной позе ученик фиксирует правильное положение тела: руки поставлены под плечи, ноги прямые, подбородок лежит на груди. Учитель исправляет его позу в случае необходимости.
| б) Выполнение второй половины кувырка.
| Выполняется в группировке перекат вперёд. При выходе в упор присев активно включаются в работу плечи, руки и голова. Выполняется быстрое движение вперёд.
| 5. Научить кувырку в целом.
| а) Выполнение кувырка вперёд с наклонной плоскости.
б) Выполнение на мате.
| Добиваться слитного выполнения.
Кувырок выполняется в одном темпе. Грубые ошибки:
- отсутствие группировки;
- при выходе с переката в упор присев опора руками сзади.
| 6. Закрепить умение выполнять кувырок вперёд.
| Выполнение кувырка с максимальной скоростью.
| Проводиться в форме соревнований на отрезке 8 – 10 м по прямой. Следует обратить внимание на выполнение всех технических требований.
| 7. Оценить технику кувырка вперёд
| Выполнение 3 кувырков вперёд в связке.
| «5» – ученик легко, слитно, уверенно, соблюдая все требования техники, выполняет элемент.
«4» – выполняет верно, но с одной грубой ошибкой.
«3» – выполняет с одной грубой или с тремя мелкими ошибками.
«2» – упражнение не выполнено.
| 8. Совершенствование техники кувырка вперёд
| а) Выполнение кувырка с максимальной скоростью.
б) Выполнение кувырка вперёд с 1 – 2 элементами в связке.
в) Выполнение кувырка вперёд в акробатической комбинации.
г) Выполнение кувырка вперёд на гимнастической скамейке.
| В виде соревнований, эстафет
10 – 15 м.
Постепенно усложняются условия выполнения кувырка вперёд.
Выполнение на ограниченной опоре развивает чувство равновесия.
|
Программа обучения технике кувырка назад
Частные
задачи
| Средства
| Организационные и методические указания
| 1. Создать представление о кувырке назад.
| а) Рассказ об особенностях выполнения. Объяснение структуры движения. Показ кинограмм.
| Кувырок выполняется из упора присев. Из и.п. нужно оттлокнуться руками, выполнить группировку и перекат назад. При касании лопатками мата опереться руками на линии головы и, переворачиваясь, выпрямить руки, прийти в упор присев.
| б) Показ.
| Акцентировать внимание занимающихся на быстрое выполнение переката назад, не касаться предплечьями опоры. При переворачивании быстро разгибать руки.
|
| в) Опробование с последующим разбором ошибок.
| Учитель комментирует результаты выполнения. Типичные ошибки:
- медленное выпрямление рук;
- неправильная или несвоевременная постановка рук;
- медленное выполнение переката назад.
| 2. Научить перекату назад в группировке.
| а) Повторить выполнение группировки из и.п. – сидя на мате и лёжа на мате.
б) И.п. – упор присев.
1– 2 – перекат назад в группировке.
3 – 4 – и.п.
| Упражнение выполняется по сигналу. Следует выполнять быстро.
Спина круглая, подбородок касается груди, обязательное касание мата лопатками.
| 3. Научить правильной постановке рук.
| а) И.п. – лёжа на мате.
Выполнить постановку рук.
б) Перекат назад в положение лёжа на мате и постановка рук.
| Поставить согнутые в локтях руки на мат, кисти около головы, пальцы под плечами.
Ошибки:
- при постановке рук сильно разведены локти;
- неодновременная постановка рук.
| 4. Научить граничным позам кувырка назад.
| а) Перекат назад до постановки рук.
б) из седа перекат назад через голову в упор присев.
| Должен быть энергичный перекат, руки ставятся под плечи, ноги разогнуть до касания носками пола.
При переворачивании следует быстро выпрямить руки.
| 5. Научить кувырку назад в целом.
| а) Выполнение с наклонной плоскости.
б) Выполнение на мате.
| Добиваться слитного выполнения.
Выполняется в одном темпе.
| 6. Закрепить умение выполнять кувырок назад.
| а) Выполнение 5 – 6 кувырков в быстром темпе.
| В виде соревнований или эстафет.
| 7. Оценить технику выполнения кувырка назад.
| Три кувырка в связке.
| «5» – упражнение выполнено слитно, легко, уверенно.
«4» – упражнение выполнено с одной грубой ошибкой.
«3» – допущены две грубые ошибки.
«2» – упражнение не выполнено.
| 8. Совершенствовать технику кувырка назад.
| а) Выполнение с максимальной скоростью.
б) Выполнение в связке с другими элементами в акробатической комбинации.
| До 10 м.
|
Программа обучения технике кувырка назад
Через плечо прогнувшись
Частные
задачи
| Средства
| Организационные и методические указания
| 1. Создать представление о выполняемом элементе.
| а) Рассказ об особенностях выполнения. Объяснение структуры движения. Показ кинограмм.
| Выполняется из седа или упора присев. С толчка руками или быстрого отведения плеч назад выполняется перекат в стойку на лопатки. Голова отводится при этом к левому плечу. Разгибаясь через стойку на правом плече, выполнить перекат через грудь и живот в упор на бёдрах.
| б) Показ.
| Акцентировать внимание на наклон головы и разгиб через стойку.
| в) Опробование и последующий разбор ошибок.
| Типичные ошибки:
- недостаточный наклон головы;
- отсутствие разгибания в стойку;
- неверный перекат.
| 2. Научить перекату.
| а) И.п. – стоя на коленях. Руки согнуты перед грудью.
б) И.п. – стоя на коленях. Руки за спиной.
| Выполнить перекат с опорой на руки. Подбородок поднят вверх. Максимально прогнуться и подать тело вперёд.
Выполнить перекат без опоры рук.
| 3. Научить разгибанию в стойку и наклону головы.
| а) И.п. – лёжа на спине. Наклон головы к плечу.
б) И.п. – лёжа на спине, руки в стороны. Стойка на лопатках, голова наклонена к плечу.
в) И.п. – то же. Стойка на плече.
| Голова должна быть максимально наклонена к плечу. Ухо касается плеча.
Упражнение выполняется без рывка и не до стойки на плече, а до стойки на лопатках.
Упражнение выполнять по сигналу. Стойку на 1 – 2 сек. зафиксировать. Голова ложится на плечо.
| 4. Научить граничным позам элемента.
| а) Стойка на плече.
| Выполняется из седа. Следить за правильностью выполнения стойки.
| 5. Научить выполнению элемента в целом.
| а) Выполнение кувырка назад через плечо прогнувшись с помощью.
б) Выполнение элемента на мате самостоятельно.
| Страховка: стоя сбоку от выполняющего. При разгибе взять его ноги за щиколотки и провести до наивысшей точки на стойке. 1 – 2 сек. зафиксировать, чтобы выполняющий успел начать прогибаться на перекат.
Добиваться слитного выполнения.
| 6. Закрепить умение выполнять упражнение.
| Выполнение кувырка назад через плечо в связке с другими элементами.
| Обратить внимание на слитность выполнения. Для закрепления навыка можно выполнить элемент на ограниченной опоре (мате).
| 7. Оценить технику элемента.
| Выполнение одного кувырка назад через плечо прогнувшись.
| «5» – упражнение выполняется легко, свободно, слитно и без ошибок.
«4» – упражнение выполнено с одной негрубой ошибкой.
«3» - упражнение выполнено с одной грубой ошибкой.
«2» – упражнение не выполнено.
| 8. Совершенствовать технику выполнения кувырка назад через плечо прогнувшись.
| Выполнение элемента в комбинации.
| Следить за правильностью выполнения элемента.
|
|