Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Этим заканчивается сарга шестая «неприятие судьбы» книги второй «о пути искателя» маха-рамаяны шри Васиштхи, ведущей к освобождению, записанной валмики.
Сарга 7. Превозношение человеческих усилий.
1. Васиштха сказал: Со здоровым телом и спокойным разумом, человек должен стремиться к само-осознанию, чтобы не рождаться здесь снова. 2. Тот, кто желает собственными усилиями победить судьбу, достигает всего желаемого и в этом, и в следующем мирах. 3. Тот, кто отвергает эти рассуждения и продолжает полагаться на судьбу и везение, тот враг сам себе, и сам разрушает собственные добродетели, желания и надежды. 4. Собственные усилия, приводящие к достижению цели, бывают нескольких видов - энергия своего сознания, разумные решения и физические действия. 5. Желания разума приводят к появлению энергии, которая приводит в действие тело, в результате чего достигается желаемое. 6. Даже ребенку с раннего возраста понятно, что все в этом мире так или иначе достигается человеческими действиями, а не судьбой. 7. Только собственными усилиями Брихаспати стал учителем богов, и Шукра стал учителем короля демонов тоже только собственными усилиями. 8. Только собственными усилиями, О садху, лучшие из людей поднялись из страданий, бедности и несчастий до уровня самого бога Индры. 9. А другие великие мира сего, со всем своим богатством, наслаждениями и разнообразными удовольствиями, из-за собственных неверных действий стали посетителями ада. 10. Из бесчисленных циклов богатства и бедности, и самых разнообразных жизненных ситуаций, живые существа достигают освобождения только своими собственными усилиями. 11. Личные усилия имеют тройственную основу – знание писаний, инструкции учителя и собственно личные усилия. Божественное провидение здесь не фигурирует. 12. Желающий спасения должен постоянными упражнениями превратить нечистый разум в чистый – и в этом суть всех писаний. 13. Святые подчеркивают – с постоянством практикуй возвышенное, истинное и осмысленное, то, что не подвержено смерти и разрушению, О мой сын. 14. Результаты моих стараний будут соразмерны интенсивности собственных усилий; только с помощью собственных усилий я наслаждаюсь плодами, и никакая судьба не может этого изменить. 15. Только собственными усилиями достигаются цели, только собственными усилиями человек становится мудрым. Судьба - это утешение в печали для несчастных и слабых разумом. 16. Результаты собственных усилий очевидны в этом мире - в дальнюю страну попадает только тот, кто идет. 17. Только тот, кто ест, удовлетворит свой голод, только идущий осилит дорогу, только говорящий скажет речь. Усилия создают человека. 18. Только собственными усилиями разумные люди выходили из самых трудных и опасных ситуаций, в отличие от бессильных фаталистов, покоряющихся судьбе. 19. Результаты всегда соответствуют затраченным усилиям. Без усилий нет результатов. Чего можно достичь, не делая ничего? 20. Чистыми усилиями достигаются чистые результаты, результаты плохих действий будут плохими. Подумав над этим, О Рама, поступай как знаешь. 21. Действия человека приводят к результатам, в соответствии с временем, местом и затраченными усилиями, скоро или совсем не скоро, и это то, что называют судьбой. 22. Никто не видел судьбы ни здесь, ни в другом мире. То, что называется судьбой - это плоды собственных действий, наслаждаться которыми мы будем в раю. 23. Человек рождается, растет и стареет в этом мире, вновь и вновь, а у судьбы нет ни детства, ни юности, ни старости. 24. Мудрые понимают под усилиями целенаправленное, интенсивное сосредоточение на исполнении действия, привящее к цели, - все достигается только таким образом. 25. Человек попадает из одного места в другое, собственными усилиями передвигая ноги и держа что-то в руках, - это его собственные усилия, а не его судьба. 26. Бесцельные и нецеленаправленные усилия - это характеристика беспокойного разума, и такие усилия ни к чему не приводят. 27. Понимающие люди содействуют собственному спасению изучением истинных писаний, находясь в компании мудрых и энергичными усилиями в соответствии с дхармой. 28. Знай, что высочайшая цель, безграничное блаженство спокойствия, достигается усилиями и следованием писаниям и мудрецам. 29. Следование писаниям возвышает разум, и возвышенный разум еще больше желает следовать писаниям, так они способствуют своему взаимному росту, подобно тому как лотос и его отражение в пруду украшают друг друга. 30. С детства постоянно будь в мудрой компании и следуй писаниям, - правильными усилиями достигается избранная цель. 31. Вишну победил демонов, установил и поддерживает разные миры только своими собственными усилиями, и не судьбой. 32. О лучший из Рагху, в этом мире все достигается действиями, делай усилия, не будь подобным сытому ленивому удаву возлежащему в ветвях дерева.
Этим заканчивается сарга седьмая «Превозношение человеческих усилий» книги второй «О пути искателя» Маха-Рамаяны Шри Васиштхи, ведущей к Освобождению, записанной Валмики.
Сарга 8. Обличение судьбы.
1. Васиштха сказал: У судьбы нет ни формы, ни могущества, ни энергии, и ни последствий. Что такое судьба, О Рама, как не заблуждение? 2. Получение результатов собственных действий, и неверный вывод, что это «так случилось», - это то, что известно под словом «судьба». 3. Поэтому глупцы уверены в существовании судьбы, в своем невежестве принимая веревку за змею. 4. Вчерашние неправильные дела исправляются делами сегодня, поэтому своими усилиями действуй верно прямо сейчас. 5. Глупецы, верящие в судьбу и убежденные, что «мне не суждено сгореть», с легкостью лезут в огонь. 6. Если судьба ответственна за все, к чему тогда человеку вообще делать что-либо? Пусть судьба делает омовения, сидит в медитации, раздает милостыню и разговаривает. 7. Если бы судьба предопределяла все, увы, человек был бы нем, ни к чему были бы писания и наставления. Разве можно было бы кого-нибудь чему-нибудь научить? 8. В этом мире все действуют, кроме трупов, и эта активность приводит к соответствующим результатам, - понятие «судьба» не имеет смысла. 9. Никто никогда не видел судьбу и не ощущал ее воздействие в делах, - понятие «судьба» не имеет смысла. 10. Руки действуют вместе для одной цели, если нет умелых рук, не поможет никакая судьба. 11. Судьба, в отличие от разума или интеллекта, никак не ощущается, ни простым пастухом, ни ученым пандитом, воистину, судьбы не существует. 12. Если разум придает им разные значения, в чем тогда разница между действиями и судьбой? Если разница только в названиях, почему бы не называть это человеческими усилиями? 13. Бесформенное не взаимодействует с имеющим форму, как пространство с телом, а имеющее форму становится видимым. Судьбу же никто не видел и не знает. 14. Если судьба ответственна за все в трех мирах, тогда пусть все существа спокойно отойдут от дел - судьба сделает за них все! 15. Люди используют выражения «судьба толкает меня на что-то» только для самоуспокоения, потому что это не верно. 16. Глупец, слепо верящий в судьбу, бессмысленно пропадает, а разумный человек, своими собственными усилиями, поднимается до высочайших вершин. 17. Скажи мне, кто из героев, могучих воинов, мудрых и ученых этого мира, полагается на судьбу? 18. Тот, кому астрологи предсказали долгую жизнь, - сможет ли он долго жить, если ему отрубят голову? Воистину, это действительно была бы судьба! 19. Если астролог предсказывает, что молодой человек станет великим ученым, станет ли он ученым без образования и чтения книг, О Рагхава? 20. О Рама, мудрый Вишвамитра, отбросив понятие судьбы, достиг состояния Брахмана только своими собственными усилиями и никак иначе. 21. Все мы тут, О Рама, достигли мудрости и способности путешествия в пространстве только своими собственными долгими усилиями. 22. Могучие демоны-Данавы только собственными усилиями стали правителями всех трех миров, победив богов в битве. 23. И затем боги победили Данавов, разбив их силы собственной мощью, - только благодаря собственным усилиям. 24. О Рама, только с применением усилий можно хранить воду в плетеном кувшине, судьба здесь ни при чем, мой сын. 25. Чтобы удержать, дать, взять, для любого движения и занятия, - для всего на земле необходимы усилия, а не судьба, как только лекарство может излечить болезнь. 26. О Рама, откажись от понятия несуществующей судьбы, в которой нет причин и следствий, порождение ошибочных представлений, и обратись вместо этого к очищающим действиям.
|