Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Этим заканчивается сарга третья «о сотворении мира» книги второй «о пути искателя» маха-рамаяны шри Васиштхи, ведущей к освобождению, записанной валмики.
Сарга 4. О личных усилиях.
1. Васиштха сказал: Как вода остается водой и в океане, и в его игривых волнах, так и мудрость мудрого остается неизменной вне зависимости от проявлений тела или отсутствия оных. 2. Свобода и мудрость не зависят от наличия или отсутвия тела, воистину они не в объектах органов чувств. К чему тогда наслаждения безвкусными ощущениями? 3. Вьяса, лучший из мудрых, сидящий здесь, - воистину освобожденный в этой жизни, у него нет никаких внешних стремлений, препятствующих мудрости. 4. Мудрость освобожденного, имеющего тело, и мудрость того, кто не имеет тела, подобны, как подобна вода в океане, покрытом волнами, и в спокойном океане. 5. Нет отличий между мудрым, освобожденным в теле, или без тела, как воздух остается одним и тем же, спокоен ли он, или дует ветер. 6. Освобождение одинаково для имеющего тело и для не имеющего, в Единстве нет различий. 7. Потому слушай внимательно это ублажающее слух учение, которое я тебе собираюсь дать, воистину эта мудрость уничтожит слепоту невежества. 8. Все здесь, в этой самсаре, О лучший из Рагху, достигается человеком его собственными усилиями, правильно приложенными. 9. Как восходящая луна наполняет сердце приятной прохладой, так только собственными усилиями достигается желательный результат, и никак иначе. 10. Результаты собственных усилий ощущаются лично каждым, и никто не видел то, что называют судьбой, это - выдумка глупцов и лентяев. 11. Собственные усилия - это те умственные и физические действия, которые делаются в соответствии с инструкциями мудрого человека, тогда они приносят результат, в противном случае - это бессмысленное напряжение. 12. Несомненно, желающий всем сердцем достигнуть своей цели, достигнет этого, приложив достаточные усилия, если не остановится на пол-дороге. 13. Только благодаря своим личным усилиям, Индра достиг своего состояния и стал королем всех трех миров. 14. Только усилиями достигается положение лотосо-рожденного Брахмы и блистающее Сознание неподвижного Брахмана. 15. Даже Вишну, под знаменем Гаруды, достиг своего положения лучшего среди существ, своими усилиями стремясь к собственной высочайшей цели. 16. И Шива, украшенный драгоценным полумесяцем, в компании со своей игривой спутницей, достиг своего высокого положения только благодаря собственным усилиям. 17. Знай, что усилия могут быть двух видов – прошлых рождений и этого рождения. Усилия в настоящем могут победить результат прошлых действий. 18. Приложенные усилия, непоколебимая решительность, вместе с мудростью и силой, способны разрушить гору Меру. Что уж говорить о результатах прошлых усилий? 19. Человеческая способность прилагать высочайшие усилия под руководством писаний имеет силу приносить желаемые результаты, но без такого руководства усилия бесполезны. 20. Один человек обнаруживает себя в старости жалком состоянии и не может поднести ко рту воды в сложенных ладонях, расплескивая ее по пути в дрожащих руках, другой, получив достойный результат своих усилий, владеет землями, горами, морями и городами, и сама земля не слишком велика для него.
Этим заканчивается сарга четвертая «О личных усилиях» книги второй «О пути искателя» Маха-Рамаяны Шри Васиштхи, ведущей к Освобождению, записанной Валмики.
Сарга 5. Необходимость усилий.
1. Васиштха сказал: То, что делается в соответствии с писаниями, с самого начала находится на пути к успеху. Такой искатель наполняет светом все свои действия, подобно солнцу, освещающему разнообразные формы. 2. То, что желается и достигается методами, не соответствующими писаниям, приводит только к заблуждениям и никогда - к истинному успеху. 3. Каковы здесь усилия, таковы и результаты. То, что называется судьбой - просто другое название для своих собственных усилий. 4. Усилия могут быть двух видов - соответствующие и несоответствующие писаниям. Несоответствующие писаниям - бесполезны, соответствующие - приносят прекраснейший результат. 5. Как два драчливых барана, прошлые усилия и усилия в настоящем находятся в постоянном конфликте, и менее сильные проигрывают. 6. Поэтому человек должен стремиться к тому, чтобы усилия в настоящем, направленные к Истине, победили. 7. Как два драчливых барана, собственные усилия и внешние факторы находятся в противостоянии, и побеждает сильнейший из них. 8. Когда верные усилия в соответствии с писаниями не приносят результат, знай, что причиной этому - собственные огромные усилия в прошлом. 9. Тогда надо, стиснув зубы, прилагать усилия победить зло добром, и прошлые усилия – усилиями в настоящем. 10. Ты можешь считаеть, что прошлые действия сильнее тебя, но в действительности, они не имеют большей силы. 11. Верные усилия в настоящем успокаивают нечистые тенденции прошлых действий. 12. Заблуждения прошлого излечиваются хорошими деяниями настоящего. Вчерашние ошибки исправляются сегодняшними правильными делами. 13. Оставив волнения о несуществующей судьбе, с помощью разума стремясь к пониманию собственной сущности, человек освобождается от оков самсары. 14. Ленивый человек подобен ослу, но направляющий свои усилия в соответствии с писаниями, достигает успеха и в этом мире, и в мире ином. 15. Спасись из ловушки самсары собственными усилиями, подобно пойманному льву, ломающему свою клетку. 16. Необходимо постоянно размышлять о недолговечности тела, отказаться от низких животных стремлений и делай то, что действительно достойно человека. 17. Не трать напрасно усилия молодости на чувственные услады прекрасных женщин, еду и питье в уюте своего дома, подобно червю, копошащемуся в крови и гное раны. 18. Чистыми усилиями, несомненно, достигается чистый результат, нечистые усилия приводят только к нечистому. Нет того, что называют судьбой. 19. Отбрасывающий очевидное и полагающийся на фантазии, подобен человеку, который видит змей вместо своих собственных рук и в испуге бежит прочь. 20. Удача отворачивается от того, кто, разводя руками, беспомощно говорит в свое оправдание, что «такова моя судьба». 21. Поэтому собственными усилиями сначала займись различением преходящего от истинного, и потом обратись к писаниям для обретения высочайшей цели Само-осознания. 22. Человек должен стремиться к этой цели всеми силами и в соответствии с писаниями. Увы тем глупцам, которые не стремятся к этому! 23. Усилия необходимы только до достижения цели, они не бесконечны. Бесконечные усилия бесполезны, из простого камня никакими усилиями не добудешь драгоценности. 24. Человеческие усилия и цели имеют свои границы, подобно тому, как ограничены глиняный горшок или нарисованная картина. 25. Верные писания, хорошая компания и достойное поведение скоро приносят замечательные результаты, такова их природа. Без этого желаемые цели не достигаются. 26. Природа человеческих усилий, в соответствии с которой человек должен действовать, такова, что никак и никогда не бывает усилий без соответствующего им результата. 27. Некоторые величайшие из людей, только своими собственными усилиями смогли подняться из состояния несчастья, бедности и страданий до высот, достойных самого Индры! 28. Человек достигает своих целей собственными усилиями в целеустремленной, верной и постоянной практике, с помощью писаний, мудрой компании и добродетелей. 29. Это все видят собственными глазами, ощущают на опыте, об этом слышат и согласно этому действуют. И только глупцы говорят, когда им не везет, что «это судьба». 30. Если бы не было на земле источника зла под названием лень, остался бы кто безграмотным и бедным? Из-за лени люди на земле ведут жизнь скотов и нищих. 31. Когда детство с его постоянными играми и развлечениями прошло, в юности и далее, человек должен стремиться к мудрой компании и прилагать усилия для понимания слов писаний, а также собственных ошибок и добродетелей. 32. Валмики сказал: Когда мудрый сказал эти слова, день закончился и, в соответствии с обычаями, с поклонами собрание разошлось до конца дня для вечерних молитв и омовений.
Этим заканчивается сарга пятая «Необходимость усилий» книги второй «О пути искателя» Маха-Рамаяны Шри Васиштхи, ведущей к Освобождению, записанной Валмики.
Сарга 6. Неприятие судьбы.
1. Васиштха продолжил: Судьба - это ничто иное, как результат прошлых усилий. Отбросив это, с помощью мудрой компании и истинных писаний, преодолей это ограниченное существование! 2. Непосредственный результат полностью соответствует приложенным усилиям. Таков смысл усилий, и это еще называют судьбой. 3. Когда случается несчастье, люди восклицают: «Увы, какая трагедия!» или «Увы, такова моя судьба», и то, и другое значат по сути одно и то же. 4. Судьба - это ничто иное, как собственная прошлая карма, и ее можно победить, подобно тому, как взрослый легко может справится с ребенком. 5. Вчерашние плохие действия исправляются действиями в настоящем, и таким образом прошлые действия очищаются. 6. Желающий достичь цели, не отбросив усилием жадность и заблуждения, - несчастный глупец, слепо верящий в удачу и судьбу. 7. Если собственные усилия не приводят к успеху, это значит, что усилия того, кто помешал достижению цели, были сильнее. 8. Если из двух плодов на одной ветке один безвкусен и изъеден червями, это значит, что усилия червей, познавших вкус плода, были больше усилий самого плода! 9. Когда даже казавшееся успешным предприятие приводит к неудаче, это значит, что усилия разрушения оказались большими. 10. Как два бодливых барана, усилия создания и разрушения находятся в противостоянии, и побеждает сильнейший из них. 11. Когда слон выбирает (в соответствии с древней традицией) бродягу на пост правителя страны, это не случайность, а результат общих усилий министров, жителей города, и самого слона. в прошлых жизнях. 12. Как усилия необходимы, чтобы разжевать пищу, так своими собственными усилиями герой побеждает своих врагов. 13. Сильнейшие используют усилия более слабых в соответствии со своими желаниями, глотая их как куски пищи. 14. Усилия сильных и мудрых, видимые или незаметные, слабыми и глупыми понимаются как судьба. 15. То, что сильнее всех сильных - это самый верховный правитель, а не судьба, - мудрые согласны между собой по этому поводу. 16. Спонтанное естественное намерение писаний, министров, слона и жителей города избрало бродягу на пост короля, защитника и предводителя людей. 17. Но изначальной причиной того, что слон избрал бродягу королем, были только его собственные усилия в прошлых жизнях. 18. Действия в настоящем побеждают усилия прошлого, или прошлое может разрушить настоящее, если оно сильно; но всегда усилия целеустремленного человека могут победить даже могучую прошлую карму. 19. Из них, воистину, усилия в настоящем сильнее, они легко побеждают судьбу, как взрослый мальчишку. 20. Иногда случается, что град побивает весь урожай крестьянина, сила града была больше усилий крестьянина. 21. Но и в этом случае не стоит расстраиваться о неизбежном. Мои силы оказались недостаточными - к чему теперь печалиться? 22. Если бы печаль в этом случае была оправдана, я должен был бы рыдать целыми днями о неизбежности смерти. 23. Несомненно, для успешного достижения цели важны и правильные место, время, действия и объекты, - весь этот мир. 24. Собственными усилиями, с истинными писаниями и мудрой компанией, достигни чистейшей мудрости и освободись из сетей самсары! 25. Прошлое и настоящее - два плодоносных дерева людских усилий, растущие вместе в лесу сердца человека, и более сильное приносит лучшие плоды. 26. Тот, кто не уничтожает полностью свои прошлые действия чистым желанием, тот невежественый и бессильный червяк, не властный над своими наслаждениями и несчастьями. 27. Тот, кто считает, что Бог посылает его в рай или ад, воистину является животным в человеческом облике. 28. Тот человек прекрасен и удивителен, который следует истинному пути. Такой освобождается от заблуждений этого мира, подобно льву, вырывающемуся из клетки на свободу. 29. Глупость и недостойная ошибка думать, что «судьба (или что-то независящее от меня) заставляет меня делать то или это», - таких глупцов следует сторониться и избегать их компании. 30. Во множестве действий и практик, следуй писаниям, и освободись от чувств привлекательности и отвращения. 31. Те, кто всегда следует писаниям и не преступает границы морали, обретают бесчисленные сокровища, подобные жемчугам в океане. 32. Мудрые говорят, что только собственными сосредоточенными и интенсивными усилиями достигаются цели, и только следование писаниям приводит к достижению их. 33. Искателю следует стремиться к цели энергичными и добродетельными действиями, воодушевляемыми компанией мудрых и верными писаниями. 34. Мудрые говорят, что высочайшей целью является безначальное и бесконечное блаженство спокойствия, и достигают его те, кто следует словам мудрых и писаний. 35. Воистину, судьба, спускающаяся к нам от богов и на благо обоих миров, есть ничто иное, как наши собственные прошлые усилия. 36. Что это именно так, не вызывает сомнения у мудрых. Но те невежи, считающие что судьбе невозможно противиться, приходят только к разрушению. 37. Только собственными усилиями оба мира приводятся в движение, и вчерашние неправильные действия очищаются верными действиями в настоящем. 38. Настоящее - результат и прошлого, и настоящего, и прилагающий усилия достигает своей цели так же просто, как видится плод на открытой ладони. Невежи, не видя очевидное, заблуждаются в своих понятиях о судьбе. 39. Откажись от веры в несуществующую судьбу, сотворенную воображением и в которой совсем нет причин и следствий, и надейся только на собственные чистые усилия. 40. Когда ты следуешь писаниям, добродетелям и местным обычаям, это прорастает в сердце и приносит замечательные и многочисленные плоды для разума и всего тела, запуская их в действие, и это и называется человеческими усилиями. 41. По размышлении становится понятно, что собственные усилия всегда приводят к цели и это то, что делает человека действительно человеком. К высочайшему результату приводит служение истине, писаниям, мудрецам, ученым и всему человечеству. 42. Поразмыслив о судьбе и усилиях, и постоянно прилагая усилия, человек достигает высочайшего, служа мудрым людям. 43. Лучшим лекарством от болезни постоянных рождений в мире являются собственные усилия в мире, приводящие к высочайшему истинному спокойствию. Прими это лекарство по совету мудрых, и, служением им, достигни умиротворения.
|