ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Превышение власти или должностных полномочий. Объективные и субъективные признаки. Разграничение со смежными составами.



Объективная сторона данного преступления заключается в совершении должностным лицом действий по службе, которые, во-первых, явно выходят за пределы его полномочий; во-вторых, повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства и, в-третьих, эти действия находились в причинной связи с наступившими последствиями.
При отграничении злоупотребления должностными полномочиями от их превышения следует учитывать, что в первом случае должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему права и полномочия, а во-втором - совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции, т.е. такие действия, которые относятся к полномочиям другого должностного лица, либо если они могли быть совершены самим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (совершение действий при обоснованном риске либо в целях предупреждения более значительного вреда без превышения пределов крайней необходимости), а также действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить (например, превышение мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, либо совершение противоправных действий, выразившихся в применении насилия в отношении подчиненного).
Совершенные должностным лицом действия могут быть признаны явно выходящими за пределы его полномочий в случае, когда такое превышение было очевидным, бесспорным для самого виновного.

Применительно к данному составу преступления под существенным нарушением прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства понимаются последствия, связанные с причинением морального, физического или имущественного вреда личности, нарушением конституционных прав гражданина, нарушением нормальной работы предприятия, учреждения, организации, которое привело к длительному перерыву либо приостановлению их деятельности и т.п. Вопрос о существенности нарушения указанных прав и интересов решается исходя из конкретных обстоятельств дела.
Для установления факта превышения должностных полномочий следует в обязательном порядке выяснять, каким законом либо иным нормативным правовым актом регламентированы полномочия должностного лица и в чем конкретно выразилось их противоправное превышение. Отсутствие в соответствующих процессуальных документах такого обоснования исключает ответственность по комментируемой статье.
Превышение должностных полномочий может иметь место как при осуществлении должностным лицом функций представителя власти, так и при выполнении им организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных функций. В этом заключается отличие рассматриваемого состава преступления от других уголовно наказуемых деяний, также связанных с превышением должностных полномочий.

50. Превышение власти или должностных полномочий. Объективные и субъективные признаки. Разграничение со смежными составами.Как видно из диспозиции статьи 308 УК РК, превышение власти или должностных полномочий посягает на круг отношений, складывающихся в сфере функционирования государственных органов и органов местного самоуправления, которые играют важную роль в период перестройки всех важнейших сфер жизни общества, построение демократического правового государства, становления и развития цивилизованной экономики. это преступление посягает на совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере функционирования органов государственной власти, обеспечиваемых государством и охраняемых уголовным правом. Объективные признаки. Преступное действие (или бездействие) является обязательным элементом объективной стороны любого состава преступления, при отсутствии которого не может быть речи ни о последствиях, ни о причинной связи, а следовательно, и о составе преступления. В содержание объективной стороны преступления, в зависимости от индивидуальных особенностей конкретных преступлений, кроме основных признаков, входят факультативные признаки: последствия, причинная связь, условия, место, время, способ и обстановка совершения преступления. Обязательными признаками объективной стороны состава превышения власти или должностных полномочий, предусмотренного в статье 308 УК РК, являются: а) использование должностным лицом своего служебного положения, нарушающее требования служебного долга; б) причинение действиями должностного лица существенного вреда государственным интересам либо правам и охраняемым законом интересам граждан; в) причинная связь между незаконными действиями должностного лица с наступившим вредным последствием. Содержание диспозиции статьи 308 УК РК означает, что общественно опасное деяние должностного или уполномоченного лица образует преступное превышения власти или должностных полномочий тогда, когда оно совершается виновным лицом в силу занимаемого им служебного положения при использовании его в преступных целях. Если наступившие последствия по характеру и по степени общественной опасности являются несущественными, они не влекут уголовной ответственности, а за них возможна лишь дисциплинарная ответственность. Составы преступлений, в которых предусмотрена ответственность указанных лиц, называются составами со специальными субъектами. По общему правилу под специальными субъектами преступлений понимаются субъекты преступлений, обладающие определенными особенностями. Таким образом, по Уголовному кодексу Республики Казахстан в настоящее время субъектом преступления может быть должностное лицо или уполномоченной лицо из числа государственных служащих.К лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, относятся должностные лица, депутаты Парламента и маслихатов, судьи и все государственные служащие в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственной службе. Субъективная сторона преступления - это психическое отношение виновного лица к совершаемому им преступлению, которое характеризуется конкретной формой вины, мотивом и целью преступления. В отличие от объективной стороны, представляющей собой внешнюю сторону преступления, субъективная сторона есть его внутренняя сущность. Следовательно, субъективная сторона преступления представляет собой отражение в сознании субъекта объективных признаков содеянного. Вина составляет основной признак субъективной стороны любого состава преступления. Мотив и цель преступления для одних составов служат обязательными, а для других - факультативными признаками состава. Вина - это психическое отношение лица к совершаемому им преступлению, выражающееся в форме умысла или неосторожности. Психическое отношение представляет собой процесс мышления, проходящий в сознании человека. Рассматривая формы вины применительно к должностному преступлению, следует отметить, что ряд коррупционных преступлений может совершаться только умышленно; другие - только по неосторожности. В отличие от них уголовное законодательство знает ряд составов преступлений по службе, которые могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности. В уголовном законодательстве встречаются также некоторые сложные составы, в которых возможно различное психическое отношение к действию, с одной стороны, и к наступившими общественно опасным последствиям - с другой. Такая форма вины в теории уголовного права называется "смешанной формой вины". Преступное превышение власти или должностных полномочий в отличие от некоторых других составов преступлений не может быть отнесено к преступлениям со смешанной формой вины, т.к. одно и то же преступление не может быть одновременно признано умышленным и неосторожным; К тому же, если признать, что исследуемое преступление может быть совершено как умышленно, так и неосторожно, то теоретически и практически невозможно было бы отграничить это преступление от должностной халатности, предполагающей вину неосторожную. Такой вывод, вполне соответствует требованиям статьи УК РК и подтверждается материалами судебной практики республики.Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что субъективная сторона превышения власти или должностных полномочий предполагает умышленную форму вины как по отношению к самому деянию, так и к преступному последствию. Мотив рассматриваемого преступления является весьма важным обстоятельством, характеризующим как степень общественной опасности преступления в целом, так и характер, и степень общественной опасности лица, его совершившего. Установление цели преступления играет важное значение также при отграничении превышения власти или должностных полномочий от смежных с ним составов преступлений. Так, например, если данное преступление совершено с целью подрыва или ослабления государства, то ответственность за него наступает как за государственное, а не как за коррупционное преступление.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 184.72.102.217 (0.015 с.)