ТОП 10:

Вопрос 66. Внешняя политика Российской Федерации (1992 г. – по настоящее время).



Внешняя политика Российской Федерации характеризовалась стремлением развивать партнёрские отношения со странами «ближнего» (бывшие республики СССР) и «дальнего» зарубежья. Был заключён ряд многосторонних и двухсторонних соглашений (с США, Германией, Францией и другими странами), отвечавших текущим и долговременным интересам России (соглашения о сотрудничестве с НАТО, ряд соглашений в области разоружения и др.). Россия была принята в Совет Европы, традиционным стало участие российского президента во встречах «большой семёрки». За Российской Федерацией закреплено принадлежавшее СССР место в Совете Безопасности ООН. Однако изменение геополитической ситуации, связанное с распадом СССР, объективно вело к сужению роли России на международной арене. При всех вариантах главным звеном в столкновении интересов является Россия, на которую приходятся 60 - 65% экономики СНГ, 85 % - ЕврАзЭс и 95 % экономики российско-белорусского союзного государства. В зависимости от того, сможет ли она преодолеть свою мирохозяйственную периферийность и превратиться в растущую и привлекательную часть глобализируемой экономики, во многом будут развиваться события на постсоветском пространстве. Надо отметить, что известные постдефолтные позитивные подвижки в РФ в некоторой степени улучшили атмосферу наших отношений со странами СНГ; поведение России становится более последовательным и предсказуемым, что находит адекватный отклик со стороны партнеров. Но это не избавляет нас от весьма тяжелого выбора: на каком из реинтеграционных процессов сделать стратегический акцент - на СГРБ, ЕврАзЭс или на СНГ в целом? Одновременно двигаться по трем линиям в условиях активизации усилий по вступлению в ВТО, расширению сотрудничества с ЕС и АТЭС (в том числе с Китаем) не представляется возможным: даже ограниченный прогресс по какой-либо одной из них требует значительных интеллектуальных усилий и, разумеется, финансовых ресурсов. В то же время концентрация усилий на одном из направлений провоцирует ухудшение отношений в рамках других объединений. Начало новой чеченской кампании осенью 1999 г. вызвало на Западе резко отрицательную реакцию. Россию обвиняли в неприемлемых методах ведения войны, в больших жертвах среди мирного населения. Особенно непримиримую позицию заняла Франция. Российские политики обоснованно отвечали, что в Чечне Россия ведет борьбу с международным терроризмом и восстанавливает конституционный порядок на своей территории, в то время как НАТО в Югославии действовала на территории другого государства. Недовольство Запада привело даже к приостановке деятельности российской делегации в Совете Европы. Международный имидж России серьезно пострадал не только в результате войны в Чечне, но также в результате невыплаты долгов, множества коррупционных скандалов, активизации российских преступных групп за пределами России. В настоящее время, после смены президента, происходит налаживание новых отношений России с внешним миром, в том числе со странами Запада. Место России на международной арене в будущем будет зависеть не столько от ее военной мощи, сколько от того, насколько успешно возродится российская экономика, насколько прочными будут демократические основы российской государственности.

Вопрос 67. Межнациональные конфликты в Российской Федерации. Положение на Северном Кавказе.После распада СССР отношения Федеральных властей с отдельными субъектами Российской Федерации складывались непросто. Один из очагов межнациональных конфликтов находился на Северном Кавказе. Лишь при помощи Российской армии удалось прекратить возникшие из-за территориальных споров вооруженные столкновения между ингушами и осетинами. В 1992 состоялось разделение Чечено-Ингушетии на две самостоятельные республики. 31 марта 1992 между автономными республиками России был подписан Федеральный договор. Он предусматривал разделение полномочий между федеральными и республиканскими органами власти. Договор зафиксировал отказ федеральной власти от стремления к диктату. Документ стал основой государственного единства страны, развития последующих взаимоотношений между центром и национально-государственными образованиями РФ. Татарстан присоединился к договору в 1994, по нему он остается полноценным субъектом Федерации. Специфические отношения сложились с руководством республики Чечня, которое не только не подписало Федеральный договор, но настойчиво стремилось к выходу из состава России. Принятие Конституции 1993 явилось важным шагом в укреплении единства Российского государства. Вместе с тем сохранилась напряженность в отношениях с отдельными субъектами Федерации. Развитие сепаратистского движения в Чечне привело к расколу в руководстве республики и вооруженными конфликтами сепаратистов с официальной властью. В декабре 1994 на территорию Чечни были введены Вооруженные силы России. Это положило начало чеченской войне, завершившейся лишь в конце 1996. Подписанное в ноябре 1996 между российскими и чеченским руководством Соглашение о мире предусматривало вывод федеральных вооруженных сил из Чечни и проведение в республике президентских выборов. Соглашение и прекращение военных действий не сняли сепаратистских стремлений чеченского руководства. Ситуация в республике оставалась крайне напряженной и взрывоопасной.

68. Новые институты государственной власти в Российской Федерации.Основными направлениями политического развития России в 1994-1999 гг. были: становление новых политических институтов; построение реальной многопартийности; стабилизация обстановки в стране. С конца 1993 г. началось становление новых органов власти, предусмотренных Конституцией РФ 1993 г. и иными нормативными актами. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в новый двухпалатный парламент. Кардинально изменилась избирательная система: выбор в Государственную Думу стали проводиться по смешанной, мажоритарно-пропорциональной системе; половина депутатов (225 человек), избираются по пропорциональной системе – избиратель голосует по стране в целом за партию, преодолевший барьер в 5%-ный барьер, получает количество мест, пропорциональное набранным голосам; другая половина – 225 депутатов, избирается по мажоритарным округам; при мажоритарных выборах традиционная для СССР (РСФСР) система абсолютного большинства была заменена на систему относительного большинства; было снижено требование о явке избирателей, необходимой для признание выборов состоявшимися – с 50% до25%; 178 депутатов первого Совета Федерации первоначально избирались от субъектов федерации – по два депутата от каждого субъекта; первый парламент избирался на два года. Особенностями большинства первых российских партий образца 1993 г. было то, что они: создавались, во многом, под очередные выборы; не имели развитой структуры и корней в народе; формировались часто не вокруг идеи, а вокруг личности лидера. Среди первых российских партий, перешагнувших 5%-ный барьер на выборах в Госдуму 1993 г. были: Либерально-демократическая партия, Коммунистическая партия РФ, «Выборы России», Блок «Яблоко», «Женщины России», Аграрная партия.

69. Принципы и функции истории.Ставя перед собой задачу всестороннего освоения истории, необходимо опираться на основные принципы научного исследования истории: объективность; историзм; социальный подход; всесторонность изучения проблемы. Принцип объективности обязывает рассматривать историческую реальность независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта. Необходимо прежде всего изучение объективных закономерностей, которые определяют процессы общественно-политического развития. Для этого следует опираться на факты в их истинном содержании, а также рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости. Принцип историзма гласит, что любое историческое явление должно изучаться с точки зрения того, где, когда и почему это явление возникло, каким оно было в начале, как затем развивалось, какой путь прошло, какие оценки ему давались на том или ином этапе развития, что можно сказать о его перспективах. Принцип историзма требует, чтобы любой, изучающий историю не становился судьей при оценке исторических и политических событий. Этот принцип обязывает учитывать реалии конкретного исторического периода. Под принципом социального подхода понимают проявление определенных социальных и классовых интересов, всей суммы социально-классовых отношений. Следует подчеркнуть, что принцип социального подхода к истории особенно необходим и существенен в оценке программ и реальной деятельности политических партий и движений, а также их лидеров и функционеров. Принцип всесторонности изучения истории подразумевает необходимость не только полноты и достоверности информации, но и учета всех сторон и взаимосвязей, влияющих на политическую сферу жизни общества. Выделяются следующие функции исторического знания: познавательная, интеллектуально-развивающая (функция исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного познания); практическо-политическая (функция выявления закономерности развития общества, помогает разработать научно обоснованный политический курс); мировоззренческая (функция при изучении истории в значительной степени определяется формированием научного мировоззрения); воспитательная (функция состоит в том, что знание истории активно формируется гражданские качества личности, позволяет разобраться в достоинствах и недостатках современной общественной системы) .

Вопрос 70. Варианты периодизации истории.Различные периодизации обусловлены различными методологическими ориентациями историков. В основе периодизации – личность, связь явлений, комплекс экономических, культурных, политических связей. 1. Киевская Русь 11 век – систематизированное изображение исторических событий; первые летописи – перечни фактов истории (источник изучения исторических событий); 2. 16 век - Московское княжество; 3. 1512 г. – старец Филофей составил хронограф – обозрение всемирной истории; большая часть хронографа – переводы с греческого, также русские и славянские исторические сказания; 4. 16 век – летописные своды (первый – степенная книга, описывала поколения , развитие, передавала деятельность митрополитов, князей с Рюрика); 5. 16 век – Воскресенская летопись (в основе – прежние летописи, Софийский временник); 6. середина 16 века – Никоновская летопись; 7. 1671 г. – первый учебник русской истории в Киеве «Синопсис», которым пользовались в эпоху Петра Великого; Байер – «Северная география», «Исследования о варягах»; Миллер – документальный «портфель Миллера»; 8. 1686 – 1750 – Татищев написал труд «История России древнейших времен», в основе – сильная монархическая власть, личность. По Татищеву: в основе – сильная монархическая власть, личность. Труд – «история России с древнейших времен». 1. совершенное единовластие (862 – 1132 – с Рюрика до Мстислава); 2. аристократия удельного периода (1132 – 1462); 3. восстановление монархии при Иване Великом 3 (с 1462 до правления Петра 1); 4. укрепление монархии при Петре 1. По Карамзину: ТРУД «Истрия государства Российского посвящает Александру 1. История человечества- история всемирного прогресса, в основе – духовное начало, совершенствование. Считал, что историю делают великие люди. 1. введение монархической власти (862 – 1015); 2. угасание самодержавия (1015 – 1238); 3. гибель русского государства (1238 – 1562); 4. утверждение монархии на Руси от Ивана 3 до Ивана 4 (1462 – 1533); 5. восстановление единовластия и превращение самодержавия в тиранию до Бориса Годунова (1533 – 1598); 6. смутное время Михаила Романова (1598 – 1613).

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.006 с.)