ТОП 10:

Билет 3. Централизованная империя Цинь. Внешняя политика Цинь Шихуанди. Обострение социально-экономических противоречий. Гибель империи Цинь.



Билет 1. Хронология, периодизация, основные виды источников по истории древнего Китая. Появление человека на территории Восточной Азии. Неолитические истоки древнекитайской цивилизации. Китай в эпоху Шан-Инь. Производительные силы, общество и государство.

Как и в других странах древнего мира, в Китае не существовало единой системы летоисчисления. Начиная с I тысячелетия до н. э. даты обозначались по годам правления вана (верховного правителя), поэтому установление абсолютной хронологии наталкивается порой на значительные трудности. С I в. н. э. древние китайцы начали использовать для обозначения лет особые знаки шестидесятиричного цикла, до того служившие для наименования дней. Шестидесятилетний цикл, использующийся с тех пор в Китае непрерывно, полностью устранил возможность сколько-нибудь серьезных ошибок в датах.

Для традиционной китайской исторической науки была характерна периодизация древней истории Китая по династиям:

1) Эпоха «пяти мифических императоров»

2) Время правления трёх династий:

· Династия Ся

· Династия Шан-Инь

· Династия Чжоу: Западное Чжоу (XI — VIII вв. до н. э.), Восточное Чжоу (VIII — III вв. до н. э.) (включает периоды чуньцю и чжаньго)

3) Династия Цинь (221-207 гг. до н.э.)

4) Династия Хань: Западная (202 – 9 гг. до н. э.), Восточная (25—220 гг)

5) Эпоха Троецарствия (220-280)

6) Династия Цзинь (Западная (с 265 по 316 г.) Восточная (с 317 г. по 420 г.)) и эпоха Южных и Северных династий (420 - 589 гг.)

7) Династия Суй (581-618гг.) и династия Тан (618-907)

8) Династия Сун (960-1279)

9) Монгольская династия Юань (1271—1368)

10) Династия Мин (1368-1644)

11) Династия Цин (1644-1911)

12) Советский Китай

Династийная периодизация не может полностью удовлетворить требования современного исследователя. Поэтому мы пользуемся археологической периодизацией, членящей этапы развития общества по уровню производительных сил и основному материалу, из которого изготавливались орудия труда.

Для нас, разумеется, наиболее существенна периодизация, основным критерием которой является социально-экономическое развитие общества. Мы выделяем пять основных периодов истории древнекитай­ского общества: 1. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение классового общества и древнейших государств (II тысячелетие до н. э.). 2. Древний Китай в VIII — III вв. до н. э. 3. Первое централизованное государство в Китае — империя Цинь (221—207 гг. до н. э.). 4. Империя Хань ( III — I вв. до н. э.). 5. Древний Китай в I — III вв. н. э.

Основные виды источников по истории Китая: археологические находки, исторические памятники, расписанная керамика, летописи и письменные источники (Чуньцю, Цзочжуань, Шаншу, Шицзин, Шицзи), легенды.

Происхождение человека на территории ВА:

Синантроп, костные останки обнаружены в пещерах Чжоукоудянь недалеко от Пекина. Гипотеза , что чжоукоудяньский синантроп, как и обнаруженные позже юлизкие к нему ланьтяньский и юаньмоуский архантропы, является прямым предком-предшественником китайцев. Гипотеза не беспочвенна, но сомнительна (предположения о тупиковой ветви развития, в происхождении современных сапиентных монголоидов должны были сыграть существенную роль иные предковые линии, возможно смешавшиеся с потомками синантропа). Об этом свидетельствуют некоторые явно западные черты и признаки нижнепалеолетической культуры Динцунь (200-150 тыс. лет назад).

Процесс формирования человека современного вида (сапиентация), протекал около 40 тыс. лет назад, поэтому трудно сказать, какую роль в этом процессе сыграл динцуньский человек (обнаружены только культурные вещные памятники). + этот процесс протекал на Ближнем Востоке, а не в Китае (туда сапиентные люди пришли достаточно поздно). Для обеих груп монголоидных неоантропов (людей сапиентного типа в Китае) характерна морфологическая нечёткость: сочетание разовых черт в разной пропорции (при заметном преобладании монголоидных).

В эпоху неолитической революции (10-6 тыс. до н.э.) произошёл решающий переход от присваивающего хоз-ва к производящему (сложный комплекс взаимосвязанных нововведений и изобретений: окультуривание растений, одомашнивание животных, переход к осёдлому образу жизни, изобретение прядения и ткачества, строительство домов, изготовление сосудов из керамики и т.д.). Результаты: мощный демографический взрыв, быстрое распространение неолитических земледельцев в ойкумене, появление избыточного продукта. В Китае неолит появился уже в более менее сложившемся виде извне. Первые неолитические культуры появились на территории Китая (Яншао, Хэмуду) в виде неолита расписной керамики. Элементы росписи в основном были общими и одинаковыми для всех, что явственно свидетельствует о единстве процесса генезиса и распространения по ойкумене неолитического человека с его развитой материальной и духовной культурой. Жилища в культуре Яншао – квадратные или круглые полуземлянки с жердево-земляным покрытием, небольшим очагом, обращённым к югу входом. Рядом – загоны для свиней, амбары для хранения пищи. Посёлок из нескольких домов (+мастерские). Одно здание выделялось размерами (ритуально-культовый общинный центр). Каменные орудия труда, костяные орудия. Захоронения неподалёку от посёлков (погребальный инвентарь, оориентация головы покойника на запад). Нововведения Луншань не слишком сказались на образе жизни. Нормативные принципы организации: обязательность эквивалентного обмена-дара (подчёркнутое уважение коллектива к тем, кто способней других и чаще приносит им свою добычу или щедро делится всем, что имеет) - > традиционная система патронажно-клиентских связей (получатели даров и потребители даров оказываются в зависимости от тех, кто даровал). Каждое домохозяйство обычно принадлежало большой семейно-клановой группе: глава имел право распоряжаться всем совокупным имуществом коллектива. Обязательный эквивалентный обмен, право перераспределения – возникновение усложнённой структуры в виде земледельческой общины с её выборным руководством.

Земледельческая община – фундамент первичных протогосударств.

Появление в сер 2 тыс. до н.э. дворцовых комплексов в бассейне Хуанхэ – Эрлитоу-эрлиганский комплекс.

В районе Аньяна в конце 20-х гг. нашего века были найдены городища и могильники эпохи развитой бронзы. Надписи на гадательных костях (цзягувэнь) -> отождествление с государством Шан-Инь. Гробницы в Аньяне содержали бронзовые изделия и боевые колесницы (китайский неолит не знал ни колесниц, ни повозок, ни колёс, не было одомашненной лошади).

Протогосударство Шан:

Раса: в массе монголоиды.

Хилища: не считая дворцов, жили в таких же хижинах –полуземлянках, что и земледельцы неолита. Дворцы – метод хан-ту (уплотнение каменными пестами слоёв земли или глины, функциональная замена кирпича).

С\х: ближневосточные по происхождению злаки (в основном, чумиза), шелкопрядство, животноводство – свинья, собака (в основном). Рыболовство. Господствовал ручной труд с использованием деревянных орудий с каменными рабочими частями. Охота (помимо всего ритуальное значение).

Развитое ремесло.

Административное подразделение: зона с центром в столице (непосредственно управлялась ваном и ценр. адм.), зона региональных владений (управлялась уполномоченными шанского вана, его родственниками и приближёнными, около 200 владений). С третьей зоной – постоянные войны (служба вану – обязанность жителей второй зоны). Соседние племена не только воевали с шанцами, но и перенимали у них цивилизационные нововведения. Позднее: высшие администраторы (сановники и советники, причастные к принятию важных решений), низшие чиновники-распорядители (посредники и ведавшие учётом канцеляристы), лица, отвечавшие за военную подготовку и охоту. Аппарат содержался за счёт урожая с полей, которые обрабатывались привлекавшимися из пригородных районов земледельцами.

Ван: был одновременно и первосвященником. Исполнял торжественный риитуал в честь покойных предков шан-ди. Символизировал сакральное единство шанской общности. Посредник между миром живых и предками ди. К предкам обращались за советом и содействием по любому вопросу.

Практика наследования должности правителя находилась на стадии становления. Со времён У Дина (конец 13 в до н.э.) до У И (нач. 11 в. до н.э.) должность вана переходила от брата к брату или от дяди к племяннику с учётом старшинства и поколения. Только с У И стала нормой передача титула от отца к сыну.

Чужеземцы пленники, в основном использовались для жертвоприношений или на очень тяжёлой работе.

Традиционное первобытное мифологическое мышление приходит в упадок.

 

Билет 2. Возникновение государства Чжоу (Западное Чжоу). Концепция Небесного Мандата. Китай в эпоху Восточного Чжоу. Борьба за гегемонию. Сдвиги в социально-экономическом строе общества. Реформы Шан Яна.

Первые сведения о племени чжоу появляются в иньских эпиграфических памятниках периода правления У Дина. В это время чжоу входили в сферу политического влияния Инь на правах подчиненной территории. Усиление чжоусцев ознаменовалось тем, что иньский ван официально присвоил вождю этого племени и его сыну титул «чжоуского хоу» (зависимого правителя). Но к этому времени относятся и сообщения о военных столкновениях между Инь и Чжоу.

Особенно много для развития чжоусцев сделал Вэнь-ван. Заимствование шанских культуры, письменности, боевых колесниц, бронзы, образа жизни. Делал акцент на культуру, образование, гуманитарные знания. Сколачивал вокруг Чжоу антишанскую коалицию.

Постепенно складывается мощная коалиция западных племен, возглавляемая чжоусцами. Предприняв поход на восток, У-ван («Воинственный правитель») нанес поражение иньскому войску (1027 г. до н. э.). Чжоусцы довольно быстро усвоили важнейшие технические и культурные достижения побежденных, переняв прежде всего технику бронзолитейного производства. До завоевания чжоусцы практически не знали бронзы. Теперь же, захватив иньских мастеров, они привлекли их к себе на службу. Не случайно, что по внешнему виду оружие, ритуальные сосуды, металлические украшения чжоусцев трудно отличить от иньских изделий. Чжоусцы научились у иньцев изготавливать и использовать боевые колесницы — основную ударную силу армии того времени. Легкие колесницы с дышлом, запрягавшиеся парой лошадей, не знали преград на плоских лессовых равнинах в бассейне Хуанхэ и ее притоков. На такой колеснице располагалось обычно три воина: возница, управляющий лошадьми; лучник, поражавший противника стрелами; копейщик, вооруженный копьем или алебардой —оружием ближнего и среднего боя. Вплоть до изобретения арбалетов древнекитайская колесница иньского типа оставалась мощным средством нападения на врага.

Одним из важнейших заимствований чжоусцев была иньская письменность. Есть основания предполагать, что до завоевания чжоусцы пользовались своей системой письменности. Она, по-видимому, была не­совершенной, и чжоусцы восприняли иньское письмо. Чжоуские эпиграфические памятники XI — IX вв. до н. э. написаны иньскими иероглифами, с течением времени лишь частично модифицированными.

После окончательного разгрома иньцев чжоусцы осуществили ряд мероприятий, известных под названием «наследственных пожалований». Сущность их заключалась в том, что родственники У-вана и некоторые представители знати получили во владение земли вместе с их населением, причем в зависимости от размеров пожалования новым наследственным владетелям присваивался соответствующий титул. Кроме того, такими владетелями (чжухоу) были признаны многие предводители племен, ранее входивших в иньскую коалицию, но во время завоевания Инь поддержавших чжоусцев. Население, «жалуемое» тому или иному чжухоу, исчислялось количеством цзу, т. в, родоплеменных групп, живущих на соответствующей территории в иньское время. Общее число вновь созданных или существовавших ранее признанных ваном наследственных владений составляло в XI в. до н. э. не менее 200—300.

В целом чжоуское завоевание не вызвало коренных изменений в системе управления подчиненными вану территориями.

Небесный мандат (кит. упр. 天命, ) — одно из центральных понятий традиционной китайской политической культуры, используемое как источник легитимации правящей династии. Широко известен начиная с эпохи Чжоу, XI в. до н. э. Примерно через сто лет (правление Му-вана, 976—922 до н. э.) в Чжоу получает широкое распространение термин «Сын Неба» (天子), используемый по отношению к держателю мандата.

Правящий дом выступал носителем монополии на связь с Небом, в качестве обладателя «небесного доверия», заслуженного путём накопления добродетели Дэ. Утрата добродетели трактовалась традиционной конфуцианской историографией как основная причина потери власти. Поэтому в классической литературе Китая основатели новой династии непременно предстают носителями добродетели, а падение династии связывается с нравственным разложением правителя, приведшим к потере мандата.

Потеря Небесного мандата представлялась событием космического значения: её изображали сопровождаемой катаклизмами и чудесами.

Согласно Мэн-цзы, безнравственность правителя могла стать поводом его свержения, то есть, благоволение Неба не считалось вечным. Подобное оправдание революции было настолько проблематичным для правящей династии, что основатель династии Мин император Хунъу изъял соответствующие места из трактата. .После его смерти целостность текста была восстановлена.

Восточное Чжоу. Период Чуньцю:

Начало – гибель Ю-вана и перенос его сыном Пин-ваном столицы на восток, в Лои. Ван давно уже перестал быть полновластным властителем Поднебесной, её делами распоряжались правители фактически независимых гос-в. За время правления Пин-вана его домен окончательно перестал быть центром политической жизни. Такого рода центрами попеременно становились наиболее могущественные из царств: Ци, Цзинь и т.д. Сложилось нечто вроде политического полицентризма.

Начало периода «Чуньцю» (722-479(464) гг. до н.э.). В 8-6 вв. до н.э. территория бассейна Хуанхэ к востоку от излучины была поделена между несколькими крупными царствами и около десятка средними и малыми княжествами, число которых постоянно убывало. Северо-восток – Ци, север – Янь, северо-запад, запад – Цзинь, к востоку от Цзинь – Вэй, за Хуанхэ – домен вана, Чжэн, Сун, к востоку от Сун – Лу. Между перечисленными располагались остальные царства. На расположенных рядом территориях было немало кочевых и полукочевых образований варваров. Ослабление центра грозило большими неприятностями для Чжоу. Ситуация резко изменилась, когда усилилось и начало диктовать свою волю царство Ци.

Реформы Гуань Чжуна (глава циской администрации):

1) В столичной зоне создан 21 район – сян (по 3 для ремесленников и торговцев, 15 для служилого населения).

2) Каждые 5 из этих 15 возглавлялись гуном и двумя его влиятельными сановниками и сторонниками.

3) На периферии создавались поселения и – по 30 семейств.

4) Десяток и – волость цзу, округа – шу (во главе сановник дафу). Каждый ркуководитель шу обязан был отчитываться о делах своего шу. Существовали также инспектора , в обязанность которых входило знакомство с делами на местах.

Выполнение этих предписаний было в то время нереальным (можно принять за образец, существует версия, что создана намного позже). Но стремление упорядочить администрацию было вполне реальным. За короткое время Ци превратилось в сильное и крепкое гос-во с мощной армией и обрело огромное полит влияние на Чжунго -> Хуань-гун играет решающую роль на полит сцене.

Ба-дао – правление нелегитимных, но могущественных правителей, отвечавших за порядок в Поднебесной, когда ван не мог его обеспечить. Ба считались гегемонами, в их функции официально входило «поддерживать дом Чжоу» и защищать Чжунго от набегов кочевников.

После смерти Гуань Чжуна и Хуань-гуна в Ци начались междоусобицы -> ослабление Ци.

Место ба попытался захватить правитель Сун, однако царство Сун было слишком маленьким, чтобы стать гегемоном. Через несколько лет место ба занял цзиньский Вэнь-гун.

Вэнь-гун упорядочил администрацию в собственном царстве, покарал тех правителей, которые плохо отнеслись к нему во время его странствий, и помог тем, кто содействовал ему. Добился успехов в упорядочении Чжунго, способствовали укреплению позиций вана. После его смерти Цзинь ещё на протяжении века оставалось сильнейшим из царств.

Киатйская историографическая традиция – 5 ба. Главных же было только 2.

Шан Ян— выдающийся китайский мыслитель, один из основоположников легизма. Реформы в царстве Цинь (359-348 до н. э.): впервые в истории Китая узаконивалось право частной собственности на землю, официально разрешалась купля и продажа земельных участков, поощрялось земледелие (те, кто производил много зерна, освобождались от несения гос. трудовой повинности), ограничивалось свободное занятие ремеслом и торговлей, часть ремесленников и мелких торговцев была превращена в гос. рабов, аристократия лишилась права наследования адм. постов, ликвидировалась система наследств. владений знати, вся терр. царства была разделена на 31 адм. уезд, проводился насильств. раздел больших (патриархальных) семей и введена система круговой поруки в деревнях. Способствовали укреплению центр. власти и усилению царства Цинь. После объединения Китая царством Цинь в 221 до н. э. мн. преобразования Шан Яна были распространены на всю страну.

 

Билет 5. Восстание «желтых повязок» и гибель империи Хань. Троецарствие и империя Цзинь. Реформа Сыма Яня. Вторжение кочевников. Китай в эпоху Южных и Северных династий (IV–VI вв.). Государство племени Тоба – Северное Вэй (V–VI вв.). Надельная система.

 

184 г. – начало восстания «жёлтых повязок» (очень многочисленное). Его возглавил даоский проповедник Чжан Цзио — основатель одной из тайных даоских сект. Чжан Цзио стал проповедовать своё учение задолго до начала восстания. У него было много последователей. Однако слухи о восстании расползлись ещё до его начала. В течение 20 лет в различных областях империи наряду с отрядами «Жёлтых повязок» действовали под разными наименованиями разрозненные повстанческие отряды. Было быстро подавлено. Главный итог: точка на затянувшемся противоборстве в верхах, открытая борьба активных сил империи, что означало конец династии Хань.

На передний план выдвинулись новые лидеры, наиболее влиятельный – Цао Цао (способствовал возвращению императора в Лоян, стал опорой для трона). Вскоре Цао Цао сумел одержать победу над соперниками. Добившись фактического положения диктатора на рубеже 2-3 вв., Цао Цао достаточно долго управлял империей. Став высшим должностным лицом и присвоив все мысленные звания, Цао Цао приучал своё окружение к тому, что вскоре власть в империи перейдёт к новой династии. В 220 г его сын Цао Пэй основал династию Вэй. Одновременно с ним двое других претендентов на императорский трон основали на юго-западе и юго-востоке страны ещё два государства Шу и У. Этот феномен получил название Троецарствия.

Вэй: столшица – Лоян. Успешные войны с кочевниками и политическими соперниками. Реформы: отмена подушной подати, создание «военных поселений» для компенсации недостатка рабочей силы.

Шу: столица – Чэнду. Во главе – отпрыск императорского дома Лю Бэй.Чжугэ Лян-искусный военачальник и мудрый политик: много внимания уделялось организации с\х и совершенствованию военного дела. Со смертью Чжугэ Ляна распри в правящих кругах ослабили Шу, свели на нет все начинания, и скоро царство Шу было присоединено к Вэй.

У: основано Сунь Цюанем, столица в районе современного Нанкина.Долго время стояло в стороне от междоусобной борьбы. Малоосвоенные земли. Редкое население занималось подсечно-огневым земледелием.

Противостояния между царствами сопровождались постоянными войнами. Сначала северяне завоевали Шу, затем – У. Политическая власть в самом царстве Вэй ещё в 249 году фактически перешла в руки рода Сыма. Один из его представителей Сыма Чжао объявил себя цзиньским ванном, а после его смерти его сын Сыма Янь низложил правителя Вэй и занял престол, назвав свою династию Цзинь. В 280 г. на смену Троецарствию пришёл период Западная Цзинь (265-316). Нообъединённым под властью этой династии Китай был недолго.

Реформы Сыма Яня:

1) Раздача уделов ближайшим родственникам.

2) 280 г. – указ о надельной системе (предоставление возможности каждому трудоспособному получить надел при условии выполнения повинностей в пользу казны; упорядочение отношений казны с чиновниками: предоставление за службу должностных наделов).

Несмотря на провозглашение аграрной реформы стабилизация в стране не наступала. Китай оказался незащищённым перед нашествием кочевников.

В 3-4 вв. в Восточной Азии к северу от Китая шёл процесс великого переселения народов. Север страны был отторгнут степными племенами. Войска Цзиньской империи оказались бессильными против кочевников. Император династии Цзинь был схвачен и казнён. Придворные, собравшиеся в г. Цзянъе (Нанкин) провозгласили одного из отпрысков дома Сыма императором Восточная Цзинь(316-419).

Вслед за гуннами пришли в движение другие многочисленные племена, кочевавшие вдоль сухопутных рубежей китайской империи. Государства, созданные на севере, отличались крайней нестабильностью. Северный Китай превратился в арену почти столетней войны. Лишь новое грандиозное нашествие прекратило эти беспрерывные столкновения: сяньбийские племена тоба захватили Северный Китай. В конце 4 века их вождь Тоба Гуй был провозглашён императором. На завоёванной территории создавались органы власти по китайскому образцу. Внук Тоба Гуя установил в Сев. Китае правление династии Северных Вэй.

Вторжение кочевников в Северный Китай открыло новую эпоху – Южных и Северных династий. Обозначилось противостояние Севера и Юга.

Массовое бегство китайцев на юг. На Юге разгорелась борьба за землю. Государственная организация была весьма слаба и не могла отстоять свои притязания на верховную собственность на землю. Фонд государственных земель оставался скудным. Крупные землевладельцы брали под своё покровительство беглых, увеличивая за их счёт свои хозяйства. Поля крупных владельцев обрабатывались зависимыми от них арендаторами.

В 4 в. противоречия между местным и пришлым населением с Севера часто выливались в вооружённые столкновения. В конце 4 –начале 5 вв. восстание крестьян, рост противоречий внутри правящих кругов привели к падению династии Цзинь. После этого сменилось ещё 4 династии. Власть их императоров обычно не простиралось за пределы столичного района.

Начиная с 4 в. на севере господствовали варвары. Исконное китайское население занимало подчинённое положение. С прекращением нашествий и войн население постепенно возвращалось к «очагам и колодцам». Сильные дома захватили земли и подчинили себе землепашцев. Сбор налогов был крайне затруднён, казна быстро пустела. Вэйский двор в лице императора Тоба Хуна прибегнул к мерам по закреплению права государства в распоряжении землёй. В 485 г. императорский указ, устанавливающий некоторые ограничения роста крупных землевладений, способствовал дальнейшему развитию опыта аграрных преобразований.

Надельная система: фиксация права крестьян на казённый надел(размеры и обязанности его держателей). Крестьяне от 15 до 70 лет имели право на владение землёй. Женщины получали вдвое меньше земли. После смерти или при потере трудоспособности податного его земля передавалась другому держателю. Купля-продажа и любой вид временной передачи пахотного участка воспрещались, хотя на деле этот запрет нарушался. Вторую часть надела составляла приусадебная садово-огородная земля. Считался наследственным. Держание надела было обусловлено ежегодными налогами – зерном, шёлком или конопляной тканью и казёнными работами.

Казхна стремилась гарантировать своё право на получение постоянного потока налогов. С этой целью в деревне вводилась детализированная система управления (деревенская организация, управляемая сельскими старостами).

Двор как податная единица служил системой учёта.

Чиновникам, состоящим на гос службе, полагались во временное пользование наделы земли.

Надельная система не исключала наличия землевладения сильных домов. Укрепление государственной собственности на землю способствовало усилению централизованной империи.

 

Билет 6. Общекитайская империя Суй. Падение Суй и утверждение династии Тан. Внешняя политика империй Суй и Тан. Социально-экономическое развитие Китая при династии Тан. Мятеж Ань Лушаня. Разложение и кризис надельной системы. Реформа Ян Яня. Крестьянская война под предводительством Хуан Чао и Ван Сяньчжи. Эпоха «пяти династий и десяти царств» в Китае.

Во второй половине VI века культурные, экономические и политические различия между Севером и Югом значительно смягчились. Варвары севера постепенно ассимилировались с местным населением, а боеспособная тобийская конница перестала существовать. Кочевники Центральной Азии, создав Тюркский каганат, угрожали северянам вторжением. Поэтому инициатива воссоединения поступила от них.

В северном гос-ве Чжоу к власти пришла военнаягруппировк китайско-варварской знати, ставшая центром консолидации сил. В 581 г. военачальник Севера Ян Цзянь (Вэнь-ди) был провозглашён императором новой династии, получившей название Суй.

Прекращение междоусобицы вызвало мощный экономический и культурный подъём в стране. Возродилось градостроительство.

Складываются торгово-ремесленные объединения туань и хан.

Император Ян Цзянь выдвинул курс на упорядочение отношений в стране, стабильность и процветание. Снижение налогов, отмена соляной и винной монополии казны, выпуск новой монеты. Вэнь-ди стал приглашать на службу учёных, заложил основу экзаменов.

Суйский двор заимствовал бюрократическую систему ханьского двора.

Ян Цзянь настойчиво добивался укрепления власти центра и беспощадно расправлялся с местной знатью. В 604 г. он был убит своим сыном Ян Гуаном, который вступил на престол. Основу его политики составляли мероприятия, направленные на обогащение казны, экономическую и политическую централизацию. Перенёс столицу в Лоян. Водный путь, соединивший реки Хуанхэ и Янцзы, укрепление и реконструкция Великой Китайской стены.

На примере династии Суй отчётливо видна классическая динамика восходящей и нисходящей линий развития династий (сначала упрочение императорской власти, культурный взлёт, уступки основным производствам, а затем – усиление агрессивной внешней политики, рост налогов и крупного землевладения, развал страны). Правители Суй вели затяжные, но малоуспешные войны на всём протяжении границ империи.

Тяготы военных походов, особенно неудачи корейских войн, послужили толчком к широкому народному выступлению против правящей династии. Одновременно начались раздоры в правящих кругах. Сильнейшим оказался противник Ян Гуана по женской линии Ли Юань. В617 г. он поднял мятеж, а в 618 г. Ян Гуан был убит, Ли Юань провозгласил основание династии Тан.

Танский период стал эпохой расцвета средневекового Китая.

Лю Юань отменил податную задолженность за прошлые годы и ограничил сроки гос. барщины, освободил крестьян, проданных в рабство. Политическим противникам было обещано помилование в случае повиновения. Государство покровительствовало купцам и торговле.

624 г. –каждый взрослый трудоспособный мужчина получал право на садово-огородный надел и пахотное поле в 80 му. Размеры наделов зависели от качества почвы и от степени заселённости данной местности. Новым при Тан явилось лишение женщин права на надел. В условиях надельной системы непосредственные производители становились вместе с наделами единым объектом собственности гос-ва, облагаемым рентой-налогом. Надельная система заложила основу процветания страны.

Расцвет Танского Китая был также связан с государственной мудростью его правителей.

Ли Шиминь (После Ли Юаня) добивался при дворе более равномерного и целесообразного представительства важнейших регионов, последовательно поощрял приток новых сил в администрацию.

Высшим слоем общества была привилегированная наследственная аристократия, которая различалась по титулам и рангам. Наиболее многочисленную часть правящего слоя составляли чиновники. Они занимали различные ступени на иерархической лестнице чинов и делились на 9 рангов. Чинам и рангам соответствовала оплата в виде земельного владения или жалования. Большая часть населения причислялась к так называемому «доброму люду». Государь по традиции считался представителем высших небесных сил и проводником их воли.Ближайшими помощниками сына Неба были два советника – цзайсяны.

В 628-630 гг. при Ли Шимине был осуществлен грандиозный поход против тюрок. За ним последовала целая серия захватнических походов по Великому шелковому пути. В 640 г. танские войска уничтожили государство Гаочан, расположенное в Турфанской низменности. Затем они вели многолетнюю войну против уйгур. В 657 г. с их помощью, а в 679 г. в союзе с Восточным каганатом танские власти нанесли окончательный удар Западному каганату.

При Ли Шимине продолжалось завоевание Кореи. В 645 г. танские войска приблизились к Пхеньяну, но из-за сопротивления горожан вынуждены были отступить. В 660 г. 130-тысячная китайская армия высадилась на юге Корейского полуострова и разгромила Пэкче. Его окончательное падение произошло в 663 г., когда Китай в союзе с государством Силла нанес поражение японскому флоту, прибывшему на помощь Пэкче. Одновременно китайские армии вторглись в Корею с севера. В 668 г. они захватили Пхеньян. Территории Когуре и Пэкче были превращены в военные губернаторства и присоединены к Китаю. Борьба корейцев против поработителей привела к объединению Кореи во главе с государством Силла. Китайцам пришлось отступить. Ту же традиционную политику разжигания вражды между племенами китайские власти вели в отношении киданей и мохэ.

С начала VII в. Китай установил первые официальные связи с Японией.

В начале VII в. китайские войска разгромили племя тогонцев, родственных сяньбийцам (в пров. Цинхай), включив их земли в состав Танской империи.

Начало официальных отношений между Китаем и Индией также относится к VII в.

Частые военные столкновения происходили на юго-западе с образовавшимся в Юньнани государством Наньчжао. Эти войны, как правило, кончались поражением Китая. Захватническая политика танского Китая распространялась и на юг. В 602—603 гг. китайские войска вторглись в северную часть современного Вьетнама, а затем направились к государству Тямпа, откуда вскоре они были вытеснены. В Северном Вьетнаме в 679 г. танские правители учредили наместничество Аньнань (Умиротворенный Юг). С Камбоджей, островной империей Шривиджайей и Читу (на юге Малакки) Китай поддерживал посольские отношения.

Ань Лушань (703 — 29 января 757) — китайский военачальник (цзедуши) согдийско-тюркского происхождения, который в 755 г. возглавил масштабное восстание с целью свержения царствующей династии Тан и захватил столицу империи, Чанъань.

Восстание Ань Лушаня вскрыло слабость Танской державы, которая для защиты своих границ полагалась на степняков-наёмников. Через 6 лет после гибели Ань Лушаня волнение улеглось и танский император пришел в столицу своих родителей, да и то ценой прощения главарей мятежников, которые соглашались его власть лишь номинально.

Потеря внешнеполитических позиций отражала постепенное нарастания кризисных явлений в империи, которые были обусловлены разложением крушением в конце VIII в. ее экономической основы - надельной системы землепользования. Бюрократический аппарат разрастался, что снижало его эффективность и умножало государственные расходы. Правительств пыталось его сократить, но это давало лишь временный успех. Введение экзаменов не могло искоренить процветавшие в чиновничьей среде протекционизм, взяточничество, злоупотребления властью. Не прекращалась борьба аристократических группировок за преобладающее влияние при дворе.

Реформы Ян Яня:

1) Узаконивание свободной купли-продажи земли (признание упадка надельной системы).

2) Отменил трехступенчатое обложение (зем. налог, промысловая подать и трудовые повинности).

3) Ввел единый ден. налог с имущества (взимался 2 раза в году - двухразовый).

Реформы имели позитивное значение для стабилизации экономических отношений.

Крестьянская война 874-901:

в Китае, одно из крупных антифеодальных народных выступлений, вызванных усилившимся во 2-й половине 9 в. процессом обезземеливания китайского крестьянства. Первые очаги К. в. возникли на С. Китая. Ядром, вокруг которого начали объединяться крестьянские массы, явился отряд под рук. Ван Сянь-чжи. В 875 к нему с несколькими тысячами своих сторонников присоединился Хуан Чао. Восстание охватило ряд провинций Центрального и Восточного Китая. В марте 878 войско Ван Сянь-чжи было разгромлено правительственной армией. После гибели Ван Сянь-чжи всё руководство действиями восставших перешло к Хуан Чао. После неудавшихся попыток овладеть главными центрами танской империи — Чанъанем и Лояном крестьянская армия совершила поход на Ю.—В. Осенью 879 повстанцы заняли Гуанчжоу (Кантон). В обнародованном после этого манифесте Хуан Чао объявлялось о возвращении его армии на С. с целью свержения династии Тан и завоевания власти в стране. В конце 880 повстанцы заняли г. Лоян, а 10 января 881 — Чанъань. Хуан Чао был провозглашен императором. Для борьбы с повстанцами танское правительство призвало отряды иноземцев. Борьбу танских властей против восставших облегчил начавшийся после 881 кризис в повстанческом лагере, где происходило постепенное феодальное перерождение части повстанческой верхушки. В 884 основные части восставших были разбиты; Хуан Чао покончил жизнь самоубийством. После его смерти до 901 продолжали действовать отряды, уцелевшие при разгроме главных сил восстания или ранее отколовшиеся от них.

В 907 г. правящая династия была свергнута. Страна раскололась на мелкие гос-ва. Время между 906 и 960 гг. традиционная историография назвала «Эпохой 5 династий и 10 царств».

Положением в Китае воспользовались кидане. Киданьские правители вмешивались в политическую жизнь Китая. В свою очередь, китайские власти искали помощи у киданьской конницы и потому платили им дань шёлком и уступали им северные районы страны.

Опасность вторжения со стороны киданей стимулировала прекращение междоусобиц и объединение страны.

 

Билет 10: Антимонгольское восстание «красных войск». Чжу Юаньчжан. Экономические мероприятия в начале правления династии Мин. Государственная организация империи Мин. Ее судебная система. Минские уделы. Переворот Чжу Ди. Внешняя политика, внешние связи и войны империи Мин. Чжэн Хэ. «Закрытие» страны.

К середине 14 века империя Юань пришла в полный упадок. Политика властей разрушительно действовала на жизнь города и населения. Обстановка в стране накалилась. Юаньские власти даже запретили народу хранить оружие. При дворе был разработан план истребления большей части китайцев.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.122.228 (0.025 с.)