Податные сословия (мещанство или городское сословие, крестьянство)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Податные сословия (мещанство или городское сословие, крестьянство)



До Петра городское сословие составляло очень малочисленный и бедный класс. Петр хотел создать в России городской экономически сильный и деятельный класс, подобный тому, что он видел в Западной Европе. Петр расширил городское самоуправление. В 1720 году был создан главный магистрат, который должен был заботиться о городском сословии. Все города были разделены по числу жителей на классы. Жители городов делились на «регулярных» и «нерегулярных» («подлых») граждан. Регулярные граждане составляли две «гильдии»: в первую входили представители капитала и интеллигенции, во вторую - мелкие торговцы и ремесленники. Ремесленники делились на «цехи» по ремёслам. Нерегулярными людьми или «подлыми» назывались чернорабочие. Город управлялся магистратом из бургомистров, избираемых всеми регулярными гражданами. Кроме того, городские дела обсуждались на посадских сходах или советах из регулярных граждан. Каждый город был подчинён главному магистрату, минуя всякое другое местное начальство.

Несмотря на все преобразования, русские города так и остались в том же жалком положении, в каком были и раньше. Причина этого - далёкий от торгово-промышленного строй русской жизни и тяжелые войны.

В первой четверти века выяснилось, что подворный принцип налогообложения не принёс ожидаемого увеличения поступления податей.

В целях повышения своих доходов помещики сселяли несколько крестьянских семей на один двор. В результате, во время переписи в 1710 году выяснилось, что число дворов с 1678 года сократилось на 20% (вместо 791 тыс. дворов в 1678 году - 637 тыс. в 1710). Поэтому был введён новый принцип обложения. В 1718 - 1724 гг. осуществляется перепись всего податного населения мужского пола независимо от возраста и работоспособности. Все лица, внесённые в эти списки («ревизские сказки»), должны были платить по 74 коп. подушной подати в год. В случае смерти записанного подать продолжали платить до следующей ревизии семья умершего или община, в которую он входил. Кроме того, все податные сословия, за исключением помещичьих крестьян, платили государству по 40 коп. «оброка», что должно было уравновесить их повинности с повинностями помещичьих крестьян.

Переход к подушному обложению увеличил цифру прямых налогов с 1.8 до 4.6 млн., составляя более половины бюджетного прихода (8.5 млн.). Подать была распространена на целый ряд категорий населения, которые её до этого не платили: холопов, «гулящих людей», однодворцев, черносошенное крестьянство Севера и Сибири, нерусских народов Поволжья, Приуралья и др. Все эти категории составляли сословие государственных крестьян, и подушная подать для них была феодальной рентой, которую они платили государству.

Введение подушной подати увеличило власть помещиков над крестьянами, так как представление ревизских сказок и сбор подати был поручен помещикам.

Наконец, помимо подушной подати, крестьянин платил огромное количество всевозможных налогов и сборов, призванных пополнить казну, опустевшую в результате войн, создания громоздкого и дорогостоящего аппарата власти и управления, регулярной армии и флота, строительства столицы и других расходов. Кроме этого государственные крестьяне несли повинности: дорожную - по строительству и содержанию дорог, ямскую - по перевозке почты, казённых грузов и должностных лиц и т.д.

Итак, в конце царствования Петра Великого очень многое изменилось в жизни сословий. Дворяне стали иначе служить. Горожане получили новое устройство и льготы. Крестьянство стало иначе платить и на частных землях слилось с холопами. А государство продолжало смотреть на сословия также, как и ранее. Оно определяло их жизнь повинностью, а не правом. Все подданные жили не для себя, а «для государева и земского дела», должны были быть послушным орудием в руках государства.

 

(30.) Воинские артикулы.

Воинский устав Петра́ I — военный устав, утверждённый Петром I 30 марта 1716 года при Данциге. Является одним из основных документов, положенных в основу реформ юридической системы Российской империи, проводимых при Петре.

Устав Петра Великого включает сам Военный устав и 3 приложения к нему. Таким образом, можно выделить 4 части:1-Воинский устав, состоит из 68 глав.2-«Артикул воинский» — изданный 25 апреля 1715 года военно-уголовный кодекс (без общей части, в основном излагал наказания за воинские преступления). Состоит из 209 статей-артикулов.3-Краткое изображение процесса или судебных тяжб», изданный в 1715 году военный уголовно-процессуальный кодекс.4-О экзерциции (или учении), о приготовлении к маршу, о званиях и о должности полковых чинов.Основным нормативным документом, регламентировавшим уголовное право, являлся «Артикул воинский»1715 г., в котором давалось понятие преступления, вины, цели наказания, необходимой обороны, крайней необходимости, приводился перечень смягчающих и отягчающих обстоятельств. Главным источником Воинского артикула послужил военный артикул Густава Адольфа в дополненной, так называемой новошведской, редакции 1683 г., сделанной при Карле XI. Составленный для войска, В. артикул проводит и чисто военный взгляд на преступление. Преступление рассматривается не с точки зрения правонарушения, а как нарушение субординации,

Этот нормативный документ подготовлен при непосредственном участии Петра I. Это первая попытка систематизации уголовно-правовых норм России.
Артикул предусматривал усиление суровости наказаний и их исполнения, развивая идеи "Соборного уложения" о мести преступнику и устрашения населения. Расширилось применение смертной казни, телесных наказаний, тюремного заключения, появились наказания в виде каторжных работ, ссылки на галеры, новые разновидности позорящих наказаний. Теперь уже более ста видов преступных деяний влекли смертную казнь, которая могла быть простой (повешение, отсечение головы, расстрел) либо квалифицированной (сожжение, колесование, четвертование и др.). К последнему виду казни приговаривались за наиболее опасные преступления. К ним относились нарушения христианской заповеди "не сотвори себе кумира", выразившееся в идолопоклонничестве, чародействе (чернокнижничестве). За это назначалась смертная казнь в виде сожжения (артикул 1). А за поношение имени божьего и божьей службы надлежало преступнику сначала язык раскаленным железом прожечь, а затем голову отсечь. За измену России следовало четвертование - поочередное отсечение рук, ног и головы, если изменой был причинен "великий вред", то вдобавок предписывалось еще и "рвание конечностей клещами". За убийство и отравление близких родственников предназначалось колесование - дробление тела окованным колесом.
В соответствии с Артикулом расширилось применение телесных нака заний (пробитие рук гвоздями, отсечение пальцев или руки, отрезание носа и ушей, разрыв ноздрей и т.д.).
К избиванию кнутом и батогами добавились шпицрутены, заковывали в железо и др. Кроме того, в ряде случаев преступник подлежал клеймению каленым железом.
Довольно значительное распространение получила ссылка на каторжные работы или на галеры на определенный срок или бессрочно. На каторгу могли послать за прелюбодействия, а на вечную ссылку на галеры - за мужеложство и изнасилование.
Однако в период правления Петра I государственных структур по управлению исполнением всех видов наказаний, а также специализированного законодательства учреждено не было.

 

(31.) Государственный механизм абсолютизма.

Период, который начался после смерти Петра I (1725 г.) и длился вплоть до восшествия на престол Екатерины II (1762 г.), традиционно характеризуется исследователями как «эпоха дворцовых переворотов. Проявилась опасная для монархии тенденция – стремление представителей высшей знати ограничить права монарха в свою пользу, ввести в России олигархическое правление. Позиции монархической власти значительно укрепились в годы правления Екатерины II (1762–1796). Императрица отвергла очередные проекты ограничения императорской власти и четко обозначила свое намерение править единолично. Екатерина восстановила права Сената, который превратился в высшее административно-судебное учреждение. С 1762 г. начала свою работу Тайная экспедиция Сената, на которую возлагалась борьба с политическими преступлениями. Однако к концу царствования Екатерины Сенат стал утрачивать свои позиции как орган управления и постепенно превратился в высшую судебную инстанцию. В 1775 г. было издано «Учреждение для управления губерний Российской империи», положившее начало масштабной административной реформе.

Петр I провел радикальные реформы государственного строя. Они были подчинены задаче обеспечения неограниченной власти царя (с 1721 г. императора).

Вместо упраздненной Боярской думы создается Сенат, наделенный законодательными правами. При Сенате с контрольными функциями находится генерал–прокурор.

Приказы уступили место коллегиям, число которых равнялось 12. Среди них была Духовная коллегия – Святейший Синод – заменившая патриарха и подчинившая православную церковь государству.

Возрос удельный вес карательных органов – Преображенского приказа, Канцелярии тайных розыскных дел. Была создана регулярная полиция.

В стране было введено новое административно–территориальное деление – губернии и уезды.

В результате проведения военной реформы создана национальная регулярная армия, формировавшаяся на основе регулярных рекрутских наборов.

Была произведена первая попытка отделения суда от администрации (надворные и нижние суды). В 1775 г. вводятся сословные (для каждого сословия отдельно) суды.

 

(32.)Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.

Смысл состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ,уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда

делавшие шаг в сторону буржуазного развития). Для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Задачи монарха Екатерина II представляла себе так1.Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. ввести добрый порядок в государстве, поддерживать законы. 3. Нужно учредить хорошую и точную полицию. 4. Нужно способствовать расцвету государства. 5. Нужно сделать государство грозным. Екатерина решила созвать(потому что соборное уложение устарело) выборных представителей от сословий и поручить им выработать новое Уложение. В течении двух лет она трудилась над программой своего царствования и предложила ее в 1767 г. в форме “Наказа”, в котором впервые в истории России были сформулированы принципы правовой политики и правовой системы.

“Просвещённый абсолютизм” Екатерины II.

Время царствования Екатерины II называют эпохой “просвещенного абсолютизма”. Смысл “просвещенного абсолютизма” состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых,

разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ. В роли тогдашних “просветителей” выступали и прусский король Фридрих II, и шведский - Густав III, и австрийский император Иосиф II.

Развитие и воплощение начал “просвещенного абсолютизма” в России приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями. Это связано с деятельностью крупных государственных и военных деятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других. Сама Екатерина II активно участвовала в государственной жизни. Любовь к России, её народу и всему русскому являлись существенным мотивом ее деятельности.

Политика Екатерины II по своей классовой направленности была дворянской.

Задачи “просвещенного монарха” Екатерина II представляла себе так:

“1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.

2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.

3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям”.

И это не было лицемерием или нарочитой позой, рекламой или честолюбием. Екатерина действительно мечтала о государстве, способном обеспечить благоденствие подданных. И, по моему мнению, с этой задачей она успешно справлялась. Свойственная веку Просвещения вера во всемогущество человеческого разума заставляла царицу полагать, что все препятствия к этому могут быть устранены путем принятия хороших законов. Российское же законодательство была крайне запутанным. Формально все еще продолжало действовать Соборное Уложение 1649 г., но за прошедшие с тех пор более 100 лет было издано множество законов и указов, зачастую не согласующихся друг с другом. Хотя при Петре I, а затем при его преемниках предпринимались попытки создать новый свод законов, но всякий раз по тем или иным причинам этого сделать не удавалось.

Екатерина взялась за эту грандиозную задачу по-новому: она решила созвать выборных представителей от сословий и поручить им выработать новое Уложение. В течении двух лет она трудилась над программой своего

царствования и предложила ее в 1767 г. в форме “Наказа”, в котором впервые в истории России были сформулированы принципы правовой политики и правовой системы.

“Наказ” состоял из 20 глав, к которым потом добавилось еще две, главы делились на 655 статей, из них 294 были заимствованы из тракта Ш. Монтескье “О духе законов”; 104 из 108 статей в десятой главе взяты из тракта Ч. Беккариа “О преступлениях и наказаниях”. Тем не менее “Наказ” является самостоятельным произведением, выразившим идеологию российского “просвещенного абсолютизма”.

“Наказ” торжественно провозглашал, что цель власти состоит не в том, “чтобы у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действие их направить к получению самого большего ото всех добра”. Вместе с тем Екатерина предусмотрительно отмечала: “Для введения лучших законов необходимо потребно умы людские к тому приуготовить”. На этом основании она предписывала: “Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как

только соединенная в его особе власть, не может действовать сходно с пространством толь великого государства”. Вольность в понимании Екатерины означала “право все то делать, что законы позволяют”. Свобода в ее представлении вполне сочеталась с неограниченным самодержавием.

Таким образом, взгляды императрицы отнюдь не полностью совпадали с идеями Монтескье, мечтавшего об ограниченной, конституционной монархии. Скорее, они приближались к взглядам тех просветителей (в частности Вольтера), которые предпочитали абсолютизм, но с просвещенным монархом. Гарантией от превращения такого монарха в деспота должны были послужить органы управления, стоящие между народом и верховной властью и действующие на основе законности. Идея была заимствована опять-таки у Монтескье, но при этом - совершенно искажена. Французский философ представлял эти “посредующие власти” относительно независимыми от престола, а у Екатерины они создаются и действуют исключительно по воле монарха.

Значительно решительнее императрица высказывалась за реформу судопроизводства. Она отвергала пытки, лишь в исключительных случаях допускала смертную казнь, предлагала отделить судебную власть от исполнительной. Вслед за гуманистами просветителями Екатерина провозглашала: “Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели наказывать”.

Однако все рассуждения о свободе довольно странно звучали в стране, где значительная часть населения находилась в крепостной зависимости, фактически в рабстве. Императрица уже в 1762 г., почти сразу после вступления на престол, издала Манифест, в котором однозначно заявила: “Намерены мы помещиков при их имениях и владениях нерушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать”. Указы 1765 и 1767 гг. еще больше усилили зависимость крепостных от их господ.

И все же Екатерина видела в крепостном праве “несносное и жестокое иго”, “человеческому роду нестерпимое положение”, чреватыми серьезными потрясениями для государства. Правда, и “генеральное освобождение” она считала несвоевременным и опасным, а для “приготовления умов” к освобождению императрица за 34 года своего царствования раздала генералам, сановникам и фаворитам около 800 тыс. казенных крестьян обоего пола, распространила крепостное право на Украину.

В духе “Наказа” проходило и его обсуждение. Еще в период работы над ним Екатерина показывала свое произведение сподвижникам и под влиянием их замечаний сожгла добрую половину написанного. Однако главное обсуждение этого документа намечалось на заседании специальной Комиссии для кодификации законов.

Комиссия начала свою работу 30 июля 1767 г. “Наказ” был выслушан с восхищением, некоторые депутаты даже прослезились. Тогда и было принято решение преподнести императрице титулы Великая, Премудрая, Мать Отечества. Впрочем, когда 12 августа делегация депутатов представилась с этой целью Екатерине, императрица сказала: “Ответствую: на Великая - о моих делах оставляю времени и потомству беспристрастно судить, Премудрая –

никак себя таковой назвать не могу, ибо один Бог премудр, и Матерь Отечества - любить Богом врученных мне подданных я за долг звания моего почитаю, быть любимой от них есть мое желание”. Тем не менее, именно с

этого момента уже современники будут называть её “Великой”.

Хотя комиссия в дальнейшем была распущена, она всё же имела важное значение, так как её члены ознакомили Екатерину с мнениями и желаниями русского общества. Императрица воспользовалась этими сведениями при

осуществлении крупнейших реформ, касавшихся губернских учреждений и сословий. Эти действия Екатерины II ещё раз доказывают, что она стремилась к власти, думая больше о развитии государства, чем о власти как таковой.

При Екатерине полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия свой суд. Дворян судили верхний земской суд в губернских городах и уездный суд - в уездных.

Горожан - соответственно губернский и городовой магистраты, государственных крестьян - верхняя и нижняя судебная расправы. В губерниях создавался совестный суд из представителей трех сословий, который выполнял

функции примирительной или третейской инстанции. Все эти сословные суды были выборными. Более высокой судебной инстанцией являлись создаваемые в губерниях судебные палаты - гражданская и уголовная, члены которых не избирались, а назначались. Высшим судебным органом империи был Сенат.

Стремясь создать наиболее реальные гарантии просвещённой монархии, Екатерина II начала работать над жалованными грамотами дворянству, городам и государственным крестьянам. Грамоты дворянству и городам получили законную силу в 1785 г. Жалованная грамота дворянству закрепила за каждым потомственным дворянином свободу от обязательной службы. Они освобождались и от государственных податей, от телесного наказания. За ними сохранялось право собственности на движимое и недвижимое имущество (даже в случае осуждения владельца, дворянские имения не конфисковывались), а также право судиться только равными (т.е. дворянами), вести торговлю, "иметь фабрики и заводы по деревням". Дворянское общество каждого уезда и каждой губернии закрепляло за собой право периодически собираться, избирать сословных предводителей, иметь собственную казну. Правда,

императрица не забыла поставить дворянские собрания под контроль генерал-губернаторов.

Екатерина II внесла существенный вклад в развитие культуры и искусства в России. Сама она получила прекрасное домашнее образование: обучение иностранным языкам, танцам, политической истории, философии, экономики,

права и считалась умной и образованной женщиной. При Екатерине была создана Российская Академия, Вольное экономическое общество, основано множество журналов, создана система народного образования, основание Эрмитажа, открытие публичных театров, появление русской оперы, расцвет живописи.

Ряд мероприятий эпохи “просвещённого абсолютизма” имел прогрессивное значение. Так, например, основанный по почину Шувалова и Ломоносова в 1755 году Московский университет сыграл огромную роль в развитии просвещения,

русской национальной науки и культуры, выпустив большое число специалистов по разным отраслям знаний. В 1757г. начала обучение Академия художеств. Секуляризация церковного землевладения значительно улучшала положение

бывших монастырских крестьян, получивших пашню, луга и другие угодья, на которых они до этого отбывали барщину, избавляла их от повседневных наказаний и истязаний, от службы в дворне и насильственных браков.

Во время правлении Екатерины II творят такие мастера, как Василий Лукич Боровиковский, который приобрел известность портретами императрицы, Державина, многих вельмож, Дмитрий Григорьевич Левицкий, в 60-е годы стол академиком, преподавал в Академии художеств, Федор Степанович Рокотов, который работал вместе с Ломоносовым, написал коронационный портрет Екатерины II, который очень ей понравился.

Я привёл далеко не все дела совершённые Екатериной II. Чтобы сделать это потребовалось бы написать новую книгу. Но и перечисленные деяния Екатерины, ставят её в ряд действительно великих правителей, которых за всю

историю России было не так уж и много.

 

(33.) Основные государственные преобразования 1725-1762 гг. Верховный тайный совет. Конди­ции. Кабинет министров.

Верховный тайный совет — высшее совещательное государственное учреждение России в 1726—1730 (7-8 человек). Создан Екатериной I как совещательный орган, фактически решал важнейшие государственные вопросы.

Вступление на престол Екатерины I после смерти Петра I вызвало необходимость такого учреждения, которое могло бы разъяснять положение дел императрице и руководить направлением деятельности правительства, к чему Екатерина не чувствовала себя способной. Таким учреждением стал Верховный Тайный Совет.

Указ об учреждении Совета издан в феврале 1726. Членами его были назначены Меншиков, Апраксин, Головкин, Толстой,ь Димитрий Голицын и Остерман. Через месяц в число членов Верховного Тайного Совета был включен зять императрицы, герцог Голштинский. Таким образом, Верховный Тайный Совет первоначально был составлен почти исключительно из птенцов гнезда Петрова.

Конди́ции (от лат. condicio — соглашение) — документ околоконституционного содержания[, предложенный к подписанию Анне Иоанновне при ее вступлении на престол так называемыми «верховниками» (членами Верховного тайного совета). Был составлен в собрании ими в период с 18 по 20 января 1730 года: сразу после смерти Петра II и до их отправки в Митаву на представление Анне Иоанновне.

В 1730 выдвинуты Верховным тайным советом Анне Ивановне при её вступлении на престол, чтобы ограничить монархию в пользу аристократической олигархии. Кондиции в Митаву привёз Долгорукий В.Л. По ним императрица не могла без решения Верховного тайного совета выходить замуж и назначать наследников престола, объявлять войну, заключать мир, командовать гвардией и армией, назначать высших чиновников, вмешиваться в налогообложение и финансовые дела, жаловать вотчины, отнимать у дворян без суда "жизнь, имение и честь". Распределение доходов казны и назначение преемника государю тоже д.б. находиться в руках Верховного тайного совета. Неисполнение "кондиций" означало лишение престола. Получив согласие Анны, Верховный тайный совет 2 ФВ 1730 официально огласил новость. Но подписав эти условия в Митаве и прибыв в Москву, Анна получила поддержку от дворянской оппозиции и гвардии. Условия "верховников" вызвали их недовольство. В их среде была выработана петиция, в которой выражалось требование отмены кондиций (166 дворян; Татищев В.Н., Кантемир Д.К., Феофан Прокопович). Семь проектов, выработанных в дворянской среде содержали требования сокращения срока службы, отмены ограничений в наследовании недвижимого имущества, облегчения условий службы в армии и флоте путём организации специальных учебных заведений для подготовки офицеров, более широкого привлечения дворян к управлению и т.д. 25 ФВ 1730 петиция была подана во время приема по случаю коронации. Анна Ивановна разорвала кондиции и объявила себя самодержицей Всероссийской. Её главным советником стал курляндский камергер Бирон Э.И., а Голицын Д.М., как инициатор составления кондиций, оказался в отставке. В 1736 его арестовали и приговорили к смертной казни, которую Анна заменила пожизненным заключением в Шлиссельбургской крепости.

КАБИНЕ́Т МИНИ́СТРОВ, высшее государственное учреждение России в период царствования императрицы Анны Иоанновны (1731-1741). Образован на основании именного указа от 10 ноября 1731 под названием «Кабинет Ее Императорского Величества». Его создание было вызвано прежде всего необходимостью придания процессу управления большей оперативности, а также стремлением облегчить императрице процесс принятия решений по важнейшим вопросам путем совета с кругом доверенных лиц. Поэтому первоначально Кабинет имел функции совещательного органа и состоял из трех человек — Г. И. Головкина, А. И. Остермана и А. М. Черкасского. Позднее в состав Кабинета входили П. И. Ягужинский (с 1735), А. П. Волынский (с 1738), А. П. Бестужев-Рюмин (с 1740) и Б. Х. Миних (с 1740).

Изначальная неопределенность сферы компетенции Кабинета наряду с высоким статусом в системе управления привели к тому, что по мере его деятельности власть этого органа постепенно распространялась на разные сферы управления. Ему были подчинены: Медицинская канцелярия, счетная, провиантская и кригс-комиссариатская комиссии, а с 1734 и Главная полицмейстерская канцелярия. Кабинет имел право запрашивать от всех государственных учреждений, включая Сенат, любую информацию по любым вопросам. Наконец, по указу от 9 июня 1735 подписи всех трех кабинет-министров были приравнены к подписи императрицы. С этого времени Кабинет фактически приобрел функции не только органа исполнительной, но и законодательной власти, подчинив себе Сенат, Синод и центральные коллегии. Именно в Кабинете принимались все важнейшие решения по военным, иностранным и финансовым делам. Ликвидирован Кабинет был после вступления на престол императрицы Елизаветы Петровны 12 декабря 1741.

 

34. Развитие российской правовой системы в период абсолютизма. Попытки систематизации рос­сийского законодательства XVIII в.

Общие тенденции развития права.

Основным источником права было Соборное Уложение 1649 г. Этот крупнейший свод правовых норм частично изменялся и дополнялся царскими указами, боярскими приговорами, соборными определениями, совместными узаконениями царя, патриарха и боярской Думы, получившими общее название «Новоуказанных статей», число которых превысило полторы тысячи. Действовали и такие крупные нормативно-правовые акты, как Новоторговый устав 1667 г., Новоуказанные статьи о татебных, разбойных и убийственных делах 1669 г., Новоуказанные статьи о поместьях и Новоуказанные статьи о вотчинах 1676 г. и др. С конца XVII в. делаются попытки разработать новое всеобъемлющее уложение, которые, однако, не дали ощутимых результатов.

Нормотворчество шло по пути издания отдельных многочисленных узаконений.

Ежегодно издавалось в среднем по 160 законодательных актов. Они назывались или по-старому: указы (о единонаследии, о форме суда и др.), уставы (воинский, морской и др.), или заимствованными с Запада терминами: регламенты (Генеральный, Духовной коллегии и др.), Артикул (воинский) и др. Были и нетипичные названия нормативных актов: должности (Сената, генерал-прокурора), Табель (о рангах), Плакат (о введении паспортной системы). Военно-процессуальный закон назывался «Краткое изображение процессов и судебных тяжб», а закон военно-строевого характера – «О экзерциции и приготовлении к маршу». Эти акты, а также Артикул воинский, другие уставы фактически являлись кодексами, в них разносторонне регулировались отраслевые правоотношения.

Регламенты и «должности» определяли порядок образования и деятельность государственных органов и должностных лиц. Указы принимались не только царем-императором (именные), но и всеми государственными органами, принимавшими самостоятельные решения. Однако все эти указы (в том числе от Сената и Синода) имели подзаконный характер и издавались на основе именных законодательных актов, по письменному или устному указанию самодержца. В целях упорядочения законотворческой деятельности было установлено, что исполнению подлежат только те указы, которые зарегистрированы в Сенате. В законотворчестве использовался опыт стран Западной Европы, широко практиковалась иностранная лексика. Однако при этом учитывались и отечественный опыт, и местные условия.

Наметившееся в предшествующий период разграничение законодательства по отраслям в конце XVII – первой четверти XVIII вв. значительно углубилось.

Выделились военно-уголовное и военно-процессуальное законодательство. С изданием Регламента Духовной коллегии, по сути, обособляется церковное законодательство, оформляясь, как самостоятельная отрасль права. Вместе с тем многие законодательные акты были комплексными, а Морской устав был, в сущности, всеобъемлющим морским уложением, в котором не только всесторонне регулировались военно-служебные и технические вопросы на флоте, но и содержались нормы уголовно-правового и процессуального характера.

Законодательный акт стал основным источником права. На законодательном уровне изменениям подвергались практически все правовые отрасли и институты. Наряду с этим обычаи и традиции продолжали занимать значительное место в регулировании отношений внутри крестьянских общин. Имущественные правоотношения развивались на феодальной основе. Продолжавшееся приближение поместного землевладения к вотчинному завершилось, с изданием в 1714 г. Указа о единонаследии, слиянием этих двух форм, получивших единое название «имение». Имение и другая недвижимость наследовались только одним из сыновей, а при отсутствии сыновей могли наследоваться одним зятем, который в этом случае должен был взять фамилию наследодателя. Принцип майората в наследовании имений должен был стимулировать государственную службу дворян.

Движимое имущество при наследовании по закону делилось между всеми сыновьями наследодателя. Сохранялись ограничения на отчуждение имений. Проводятся мероприятия по секуляризации церковных земель. Земли, принадлежащие церковным организациям и монастырям в 1701 г. передаются в управление созданному тогда Монастырскому приказу, а позднее – Синоду. Указом 1700 г. отменяются установленные соборным уложением ограничения в обращении недвижимого имущества в городах, беломестцы уравниваются с чернотяглыми людьми, влияние городской общины уменьшается, в то же время роль сельской общины, как основного владельца казенных земель, увеличивается. Государство берет под контроль распоряжение недрами, землями и лесами вне зависимости от землевладения. Промышленные предприятия рассматривались казенным имуществом, в чьем бы владении или пользовании они не находились. Юридического понятия

полной собственности вообще не существовало.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.210.12.229 (0.02 с.)