ТОП 10:

Шубха 2: Аргументация словом «и его длина была 60 локтей»




Говорит шейх аль-Альбани да простит ему Аллах:


"Этот хадис не нуждается в моем знании в толковании, поскольку имам Аль-Бухари передал его в своем "Сахихе" с дополнением, которое делает ненужным толкование, и это: "Воистину, Аллах создал Адама по его образу, длинна его была 60 локтей", поэтому местоимение "его" (в слове образ) не возвращается к Аллаху, а возвращается к Адаму»

 

Ответ:


Это ошибочные слова противоречащие Сунне и иджма саляф и соглашающиеся с аргументацией джахмитов.


И первым от кого известны эти слова – муаттыль джахмит Абу Сулейман ад Димашкы в диспуте с имамом суннитом Ибн Шакиляном аль Ханбали.


И он сказал в ответ этому ашариту:


فقال لي: بلى قد جاء في الحديث: " طوله ستون ذراعاً " على أنه آدم. فقلت له: ..استدللت بقوله: " ستون ذراعاً " على أنه آدم وهذا خبر جاء عن النبي - صلى الله عليه وسلم - من وجهين. فأبو الزناد عن أبي هريرة رضي الله عنه عن النبي - صلى الله عليه وسلم -: " إن الله خلق آدم على صورته " وروى جرير عن الأعمش عن حبيب بن أبي ثابت عن عطاء عن ابن عمر رضي الله عنهما عن النبي - صلى الله عليه وسلم - قال: " لا تقبحوا الوجوه فإن الله خلق آدم على صورة الرحمن " قال أبو إسحاق: وهذا الحديث يذكر عن إسحاق بن راهويه: أنه صحيح مرفوع وأما أحمد بن حنبل فذكر أن الثوري أوقفه على ابن عمر فكلاهما الحجة فيه على من خالفه فإن كان رفعه صحيحاً إلى النبي - صلى الله عليه وسلم - فقد سقط العذر وإن كان ابن عمر القائل له: فقد اندحض بقول ابن عمر تأويل من حمل قوله: " على صورته " .قال أبو إسحاق: وهذا لم يجر بيني وبينه وإنما بينته لأصحابي ليفهموه. ثم قلت له: قوله: " خلق آدم على صورته " لا يتأول لآدم على صورة آدم لما قاله أحمد: " وأي صورة كانت لآدم قبل خلقه؟ " فقد فسد تأويلك من هذا الوجه وفسد أيضاً بقول ابن عمر عن النبي - صلى الله عليه وسلم -: " إن الله خلق آدم على صورة الرحمن تبارك وتعالى وأما الاستدلال بقوله - صلى الله عليه وسلم -: " طوله ستون ذراعاً " فإن كانت هذه اللفظة محفوظة فكان قوله: " خلق آدم على صورته " فتم الكلام ثم قال: " طوله ستون ذراعاً " إخباراً عن آدم

 

«И он сказал мне: «Пришло в хадисе: «И его длинна – 60 локтей», и это далиль, что дамир возвращается на Адама.

 

Я сказал ему: «..Ты аргументировал словом Пророка: «60 локтей», на то, что дамир возвращается на Адама.

 

Однако это сообщение пришло от Пророка с двух сторон.

 

Первая – Абу аз-Зинад, от Абу Хурейры, от Пророка, мир ему, что он сказал: «Истинно, Аллах сотворил Адама по его образу», и передал Джарир, от аль-Амаша, от Хабиба Ибн Аби Сабита, от Ата, от Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, от Пророка, мир ему, что он сказал: «Не уродуйте лица, истинно, Аллах создал Адама по Образу Милостивого».

 

И пришло от Исхака Ибн Рахавейхи, что он сказал: «Этот хадис достоверен от Пророка», что же касается Ахмада, то он упомянул, что Суфьян ас-Саури передал его маукуфан от Ибн Умара. И оба эти варианта – довод против противоречащего. Если это достоверно как слово Пророка, мир ему, то отпало всякое оправдание у противоречащего, если же это сказал Ибн Умар, то разрушился словом Ибн Умара тауиль того, кто истолковал слово «по его образу» как по образу Адама. И это я не сказал ему, а разьяснил затем своим ученикам чтобы они поняли.

 

Затем я сказал ему: «Слово «Аллах создал Адама по его образу» не истолковывается как «Создал Адама по образу Адама», по причине того что упомянул Ахмад, сказав: «Какой образ был у Адама, до того как Аллах его создал?!». И стало негодным твоё толкование с этой стороны, и стало негодным также по причине слова Пророка переданного Ибн Умаром: «Истинно, Аллах создал Адама по образу Милостивого».

 

Что же касается твоей аргументации словом Пророка, мир ему: «И его длинна была 60 локтей», то если это слово достоверно, то смысл будет такой: Пророк сказал: «Истинно, Аллах создал Адама по Его образу», и на этом завершилось предложение, а затем сказал: «А его длинна была 60 локтей», рассказывая уже об Адаме»

 

Источник: «Табакат аль Ханабиля», 3/235


И также ответил на эту шубху шейх уль Ислам Ибн Теймия.

 

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:


ليس هذا ظاهر الحديث ومن زعم أن الله طوله ستون ذراعاً وزعم أن هذا ظاهره أو حمله عليه فهو مفترٍ كذاب ملحد

 

«Будет сказано в ответ тем кто говорит что если вернуть местоимение на Адама, то очевидным смыслом хадиса будет что длина Аллаха 60 локтей – это не является очевидным смыслом хадиса!! И кто утверждает, что длинна Аллаха 60 локтей и утверждает что это очевидный смысл хадиса, или отнёс хадис на этот смысл – тот клеветник безбожник и каззаб (великий лжец)!»

 

Источник: «Баян тальбис аль-джахмия», 6/530

 

И затем шейх уль Ислам Ибн Теймия подробнейше разьяснил ложность этой шубхи со стороны Шариата и арабского языка с многих сторон, и привел многочисленные доводы на верность понимания саляфов.

 

И то что дамиры в одном предложении возвращаются на разные места, известно и присутствует в арабском языке.


Сказал Аллах:


إِنَّا أَرْسَلْنَاكَ شَاهِدًا وَمُبَشِّرًا وَنَذِيرًا لِتُؤْمِنُوا بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ وَتُعَزِّرُوهُ وَتُوَقِّرُوهُ وَتُسَبِّحُوهُ بُكْرَةً وَأَصِيلًا

 

«Воистину, Мы отправили тебя свидетелем, добрым вестником и предостерегающим увещевателем, чтобы вы уверовали в Аллаха, Его Посланника, почитали его (т.е. Пророка), и уважали его (т.е. Пророка), прославляли Его (т.е. Аллаха) утром и перед закатом»

 

Источник: «Аль-Фатх», 8-9 аяты.


И первый и второй дамир возвращаются на Посланника Аллаха, а последний – на Аллаха, согласно верному мнению муфассиров.

 

И таких примеров много.

 

И когда у нас есть иджма саляфов на то что дамир возвращается на Аллаха – то они были более знающие о языке и толковании и акыде, чем джахмиты, ашариты, или шейх аль-Альбани, а у них не было разногласий что дамир в слове Пророка: «По Его Образу» возвращается на Аллаха, и они не обратили внимания на такие шубхи.

 

Шубухат 3: «Утверждение что имам Малик запрещал рассказывать этот хадис»

 

Передано от Малика, что якобы он запрещал рассказывать хадис «Создал Аллах Адама по Его Образу» и ослаблял его.


Ответ: Это недостоверно от имама Малика, однако это из выдумок лжецов.


Передано это от Малика по двум путям.


Первый путь


1. Сказал аль-Укейли:


حدثنا مقدام بن داود قال : حدثنا أبو زيد أحمد بن أبي الغمر ، والحارث بن مسكين قالا : حدثنا عبد الرحمن بن القاسم قال : سألت مالكا

 

«Рассказал нам Микдам Ибн Дауд, что рассказали ему Абу Зейд Ахмад Ибн Аби аль-Гамар, и аль-Харис Ибн Мискин, что рассказал им Абдур-Рахман Ибн аль-Косим, что он спросил Малика..»

 

И в этом иснаде Микдам Ибн Дауд, обвиненный во лжи не достоверный передатчик.

 

Приведем слова ученых о нём.

 

Сказал о нём ан-Насаи:


ليس ثقة

 

«Он недостоверный»


Источник: «Ат-Такмиль», 1/168

 

Сказал о нём Мухаммад Ибн Юсуф:


كان فقيهاً، ولم يكن بالمحمود في الرواية

 

«Он был факихом, однако его состояние в передаче было далеко не хвалимым!»

 

Источник: «Ат-Такмиль», 1/168


Сказал о нём аз Захаби, приведя выдуманный хадис, который он передает:


لم يتَكَلَّم عَلَيْهِ الْحَاكِم وَهُوَ مَوْضُوع على سَنَد الصَّحِيحَيْنِ ومقدام مُتَكَلم فِيهِ والافة مِنْهُ

 

«Не поговорил о нём аль-Хаким, в то время как это хадис вымышленный под иснад двух «Сахихов», и Микдам – о нём говорили с плохой стороны, и эта язва от него!»

 

Сказал Бурхануддин аш Шафии приведя эти слова аз Захаби:


فَقَوله والافة مِنْهُ يحْتَمل أَنه وَضعه

 

«И его слово: «И эта язва от него», видимо его смысл, что он выдумал этот хадис!»

 

Источник: «Аль-Кашф аль-Хасис», 1/261


И сказал аз Захаби приведя хадис который он рассказывает от Абдуллаха Ибн Юсуфа:


فهذا باطل، ما حدث به ابن يوسف أبدا

 

«Это батыль!! Никогда не рассказывал такое Ибн Юсуф!»

 

Источник: «Ас-Сияр», 13/346


Сказал имам Ибн Аби Хатим и имам Мисра Ибн Юнус:


تكلموا فيه

 

«Поговорили о нём с плохой стороны»

 

Источник: «Аль Джарх уа ат-Тадиль», 8/303, «Тарих Миср»

 

Сказал о нём имам ад Даракутни:


ضعيف

 

«Он слабый»

 

Источник: «Ас-Сияр», 13/345

 

И слова имамов о нём очень многочисленны

 

Таким образом это крайне слабый передатчик обвиненный во лжи и на переданное им даже не обращают внимания!

 

Второй путь

 


Передал это от Малика аль-Утби в своей печально знаменитой «Мустахрадже».

 

Сказал имам Ибн Аби Заманин:


حَدَّثَنِي إِسْحَاقُ، عَنْ مُحَمَّدِ بْنِ عُمَرَ بْنِ لُبَابَةَ، عَنْ مُحَمَّدِ بْنِ أَحْمَد اَلْعتْبِي، عَنْ عِيسَى بْنِ دِينَارٍ، عَنْ عبد الرحمن بْنِ اَلْقَاسِمِ أَنَّهُ قَالَ

 

«Рассказал мне Исхак, от Мухаммада Ибн Умара Ибн Любабы, от Мухаммада Ибн Ахмада аль Утби, от Исы Ибн Динара, от Абдур-Рахмана Ибн аль-Косима, что он сказал…»

 

Источник: «Усуль ас-Сунна», 25


Этот иснад также очень недостоверен! Ведь в нём Аль-Утби, чьи ответы от Малика, как сказал имам Ибн Абдуль Хакам, ученик Малика – в большинстве своём ложь!

 

Сказал имам Ибн Абдуль Хакам аль-Мисри, ученик Малика, о котором имам Ибн Хузейма сказал: «Я не видел на земном шаре более знающего о мазхабе Малика, и запомнившего больше о мазхабе Малика!».

 

Так вот сказал имам Ибн Абдуль Хакам:


أتيت بكتب حسنة الخط ، تدعى : " المستخرجة " من وضع صاحبكم محمد بن أحمد العتبي ، فرأيت جلها كذوبا ، مسائل المجالس له لم يوقف عليها أصحابها

 

«Мне дали книгу с красивым почерком, которая называется «Аль-Мустахраджа», составленная Мухаммадом Ибн Ахмадом аль-Утби. И я увидел, что почти вся она – ложь, ответы с маджлисов, о которых не знают ничего те, кто были в этих маджлисах!»

 

Источник: «Ас-Сияр», 5/11

 

И «Аль-Мустахраджа», или «Аль-Утбия», печально известна среди маликитов огромным количеством выдуманных на имама Малика и отклоненных от истины ответов, и слова их известны. И это вне всякого сомнения – один из подобных ответов приписанных Малику, просим у Аллаха спасения.

 

Таким образом, не пришло от имама Малика подобных слов по достоверному иснаду и вся хвала Аллаху.

 

 

Вывод


1. Установлено согласно далилю из Сунны, и единогласному мнению саляфов, что местоимение в слове Пророка «Создал Аллах Адама по Его Образу» возвращается на Аллаха, а не на Адама

 

2. У Аллаха есть атрибут ас-Сура (Образ), мы веруем в него и не знаем «Как?» и не задаемся этим вопросом

 

3. Хадис «Создал Аллах Адама по Образу Милостивого» является достоверным, переданным по разным путям, подкрепляющим друг друга, и великие столпы науки хадиса как Ахмад и Исхак, назвали его достоверным, и приняли его имамы ахли-Сунна принятием и удостоверили.

 

И не достойно современникам, у которых нет даже некоторых путей этого хадиса, что были у саляф (как примеру маукуфан от Ибн Умара), выставляться и поправлять этих великих ученых, которые приняли этот хадис полным принятием, и передали его в своих книгах по акыде ахли-Сунна, аргументируя им против джахмитов

 

4. Нет в этом уподобления Аллаха человеку, как разьяснил шейх Ибн Баз.

 

Спросили шейха Ибн База:


صحة حديث: (إن الله خلق آدم على صورته أو على صورة الرحمن

 

«Какова достоверность хадиса «Истинно, Аллах создал Адама по Его Образу, или по Образу Милостивого»?

 

Шейх ответил:


الحديث صحيح، ومعنى خلق آدم على صورته، أي: سميعاً بصيراً يتكلم، ذا عين وذا يد وذا قدم، وليس معناه المشابهة، فإن الله لا يشبهه شيء { وَلَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُواً أَحَدٌ } [الإخلاص:4]، لكن معناه: خلقه الله على صورته سميعاً بصيراً، له وجه له يد له قدم يعلم ويسمع ويبصر، هكذا قال أهل السنة كـ أحمد و إسحاق وغيرهم رحمة الله عليهم.

 

 

«Хадис достоверен, и смысл сотворения Адама по Образу Аллаха – что Аллах создал Адама слышащим, видящим, говорящим, обладателем глаза, руки, ноги.

 

И его смыслом не является уподобление, так как Аллах не подобен с чем то еще: «И нет ничего подобного Ему» (Аль-Ихляс, 4)

 

Однако его смысл – что Аллах создал Адама по своему Образу: слышащим, видящим, у него есть лик, у него есть рука, у него есть нога, он знает, слышит, видит. Так сказали ахли-Сунна, как Ахмад, Исхак, и другие, да смилуется над ними Аллах»

 

Источник: «Дурус шейх Абдиль Азиз Ибн Баз», 4/35, урок «Баян акыдати ахлиСсуннати уалл джамаа», ответы на вопросы

 

И также обьяснил имам Ибн аль-Каййим в «Ас-Сауаик аль-Мурсаля», 1/697, и другие имамы.

 

5. Кто отрицал это, или заявлял что есть в этом вопросе разногласия – тот является нововведенцем вышедшем против акыды саляфов и согласившимся с джахмитами, как сказал об этом имам Ахмад.

 

Однако не спешат с вынесением этого хукма на конкретную личность, оставляя это учёным, так как это из тонких вопросов, где может быть оправдание.

 

Просим Аллаха простить всем мертвым мусульманам ахли-Сунна кто ошибся в этом вопросе.

 

А Аллах знает лучше

 

_________________________________________________________________________________________________

 

1. Эти слова не абсолютны, и оправдание по ошибке есть только в тонких вопросах, кто же истолковал Сыфаты известные из религии по очевидности, как Жизнь, Слух, Зрение, Слова, и другие, выносится хукм о его куфре

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.245.121 (0.018 с.)