Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вся коммерция – это попытка предвидеть будущее». С.Батлер

Поиск

Логически не возможно, чтобы одна страна была эффективней другой в производстве всего

Многих давно интересовал такой вопрос, почему какая-нибудь «банановая» республика вполне способна подняться и занять достойно место в мировом рынке. Ответил на этот вопрос Пол Хейн в своей замечательной книге «Экономический образ мышления».

Начнем с того что такое эффективность. Эффективность- это достоинство, наиболее последовательно превозносимое экономистами. Это не должно удивлять, поскольку эффективность и экономичность – почти синонимы. Оба термина характеризуют «результативность» использования средств для достижения целей.

Эффективность не является объективной характеристикой. То, что для одного более ценно, для другого – менее ценно. На этом основан обмен. Обмен в экономике — движение товара от одного владельца к другому. В процессе обмена суммарная ценность возрастает (иначе бы обмен не состоялся).

Эффективность неизбежно является оценочной категорией. Это первый пункт, который необходимо зафиксировать. Эффективность всегда связана с отношением ценности результата к ценности затрат:

Существует предположение, что не многие страны могут производить почти все с наименьшими издержками. Если заработная плата в Испании и Бразилии ниже, чем в Соединенных Штатах, разве не смогут испанские или бразильские промышленники производить практически все дешевле, чем американские?

Ошибка состоит в том, что они не учитывают альтернативную стоимость. Логически невозможно, чтобы одна страна была эффективнее другой в производстве всего. Эффективность рассчитывается как отношение того, что произведено, к тому, что вследствие этого не произведено. Реальные затраты на производство чего угодно – это ценность того, от чего отказываются для этого производства.

Мы не можем решить, какая страна производит товары с наименьшими издержками, так как нет никакого способа этого сделать. Все что мы можем – это определить что та или иная страна является более эффективным, производителем товара относительно другого товра или товаров. В этом смысл сравнительного преимущества.

Страна не может быть неэффективной в производстве, несмотря на абсолютную низкую производительность. Найдутся товары, производство которых будет обладать сравнительным преимуществом!

 

 

Бесплатных завтраков не бывает

Все повторяют эту фразу, но мало кто знает, что за нею стоит.

Прежде всего вспоминается роман Роберта Хайнлайна «Луна — суровая хозяйка» (1966). В СССР он переведен не был; перевод Александра Щербакова («Луна жестко стелет») удалось издать только в 1993 г. Отсюда русский читатель узнал загадочное слово «элдээнбэ» — сокращение от «Ленчей даром не бывает».

Но что же такое «бесплатный завтрак», или, точнее, «бесплатный обед», «бесплатная закуска» («free lunch»)? «Бесплатная закуска» была хорошо знакома современникам Марка Твена и Джека Лондона. В тогдашней Америке существовало огромное множество баров (на Западе их называли салунами); иногда в городке с населением в 3 тыс. человек насчитывалось десятка три баров. И вот, для привлечения клиентуры, многие бары стали предлагать «бесплатный обед» тому, кто заплатит за кружку пива или рюмку спиртного. «СДЕЛАЙ ГЛОТОК ЗА 15 ЦЕНТОВ И СЪЕШЬ ОБЕД, КОТОРЫЙ В РЕСТОРАНЕ СТОИТ 1 ДОЛЛАР». И — самое удивительное — это было почти правдой. «Бесплатная закуска» обычно стоила существенно больше самого напитка; очень часто она была вполне полноценным обедом. Расчет был на то, что большинство посетителей выпьет не одну, а гораздо больше кружек или же рюмок.

Изречение «Бесплатных завтраков не бывает» нередко приписывалось экономисту Милтону Фридману, который в 1975 г. опубликовал книгу под этим названием. Потом обнаружили, что тот же лозунг встречался к книге Бартона Крейна «Искушенный инвестор», изданной в 1959 г. Однако и Крейн не был первым: он использовал изречение, появившееся в годы Второй мировой войны.

Дать своему сочинению такой полемический заголовок Б. Крейна побудила реалия американской жизни — своеобразная рекламная акция (известная с середины XIX в.) многих баров, когда к заказанному клиентом пиву хозяин подавал и так называемый free lunch, то есть «бесплатную закуску» (этот перевод более точен). Разумеется, ничего бесплатного тут не было: стоимость закуски включалась в стоимость пива. Отсюда и фраза публициста.

Выражение стало очень популярным после выхода в свет (1975) книги американского экономиста-неолиберала лауреата Нобелевской премии (1976) по экономике Милтона Фридмана (р. 1912) о новой экономической политике США. У книги было такое же афористическое название «Бесплатных завтраков не бывает» («There's No Such Thing As a Free Lunch»). Поэтому иногда авторство этого афоризма приписывается М. Фридману.

Смысл выражения: ничего «бесплатного» не бывает, если за какие-то блага их получатель не платит, это обязательно делает кто-то другой или тот же получатель, но в иной, скрытой форме.

 

Наполеон Бонапарт

Наполеон Бонапарт сформулировал эту мысль, находясь на пике своего могущества, став пер-вым французским императором и добившись в жизни невероятного успеха. Он имел право на это высказывание, так как добился таких высот в жизни за счёт своих личных качеств. Я даже думаю, это был его девиз в жизни «Богатство не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться». Смысл этого высказывания актуален и в наши дни. Не все люди могут добиться материального благополучия в жизни и правильно распоряжаться своими доходами. Проблемой многих начинающих предпринимателей является то, что они не умеют рационально использо-вать свой начальный капитал. Многие из них «прогорают» в самом начале своей карьеры.
Мне кажется, человек, имеющий стартовый капитал, должен уметь правильно использовать имеющиеся у него средства. Чтобы сохранить и приумножить нажитые богатства, любой из нас должен иметь в жизни цель. Она должна быть определённой, сочетаться с настойчивостью, трудолюбием, честностью и другими качествами.
Наполеон, Эдисон, Рокфеллер и многие другие известные люди добились успеха в своих об-ластях благодаря осознанию цели и принципов, лежащих в основе достижения успеха и богат-ства. Богатство – это не только то состояние человека, при котором он может позволить себе достойную жизнь и процветание, не переживая за завтрашний день, но и умение приобретать и использовать материальные средства.
История знает множество примеров, когда люди, а иногда и целые страны, теряли своё могу-щество и славу, потому что не сумели воспользоваться своими богатствами. К примеру, Испа-ния, ставшая в 16 веке крупнейшей мировой державой, захватив огромные просторы Южной и Латинской Америки, не смогла сохранить свои огромные богатства и через двести лет превра-тилась в «полуперифирийную» страну, которая уже не играла большой роли в мировой полити-ке и экономике. Совсем иначе ситуация сложилась в Англии, которая вкладывала ресурсы сво-их колоний не в укреплении и обогащении королевской власти, а в развитие торговли, про-мышленности и частного капитала. В результате этого Англия на протяжении 17 – 19 веков бы-ла крупнейшей торговой и промышленной державой мира. Её называли «Хозяйкой морей и мастерской мира». Исходя из опыта этих стран, можно понять, как трудно накопить большое денежное состояние, но ещё труднее его использовать.
Человеку следует помнить, что обладание деньгами ещё ничего не значит, но если чётко по-ставить в своей жизни задачу и рационально проявить свои личные качества и приобретённые навыки, можно достичь в жизни огромного успеха.

 

 

Капитал, проистекающий сам собой из предприятия, употребляемый на то, чтоб помогать рабочему идти вперед и поднять свое благосостояние, капитал, умножающий возможности работы и одновременно помножающий издержки по общественному служению, будучи даже в руках одного лица, не является опасностью для общества. Он ведь представляет собой исключительно ежедневный запасный рабочий фонд, доверенный обществом данному лицу и идущий на пользу общества. Тот, чьей власти он подчинен, отнюдь не может рассматривать его как нечто личное. Никто не имеет права считать подобный излишек личной собственностью, ибо не он один его создал. Излишек есть общий продукт всей организации. Правда, идея одного освободила общую энергию и направила ее к одной цели, но каждый рабочий явился участником в работе. Никогда не следует рассматривать предприятие, считаясь только с настоящим временем и причастными к нему лицами. Предприятие должно иметь возможность развиваться. Всегда следует платить высшие ставки. Каждому участнику должно быть дано приличное содержание, безразлично какую бы роль он ни играл.
Капитал, который не создает постоянно новой и лучшей работы, бесполезнее, чем песок. Капитал, который постоянно не улучшает повседневных жизненных условий трудящихся и не устанавливает справедливой платы за работу, не выполняет своей важной задачи. Главная цель капитала – не добыть как можно больше денег, а добиться того, чтобы деньги вели к улучшению жизни.

 

«Мир с нулевыми трансакционными издержками оказывается столь же странным, как физический мир без сил трения»

Еще перед тем как в экономической теории появилось понятие «трансакционные издержки» считалось что абсолютно все процессы взаимодействия между субъектами экономики производились безо всяких проблем, таких как денежные потери, конфликты интересов. Считалось, что в ходе этих процессов не требовалось дополнительных усилий, как например договор об условиях сделки, сбор информации о качестве, количестве и стоимости продукции. Но на самом деле для любого процесса взаимоотношений экономических субъектов требуются издержки, впоследствии получившие название «трансакционные», этот термин был введен американским экономистом Рональдом Коузом.

В 1960 году Джордж Стиглер на основе статьи Рональда Коуза описал «теорему Коуза» о том, что если трансакционные издержки равны нулю и права собственности имеют четкие границы, то конечный результат, который максимизирует ценность производства, будет независим от изменений в распределении прав собственности. Иначе говоря, нулевые трансакционные издержки это значит, что у всех друг с другом заранее согласованы интересы, и даже при изменении каких-либо условий, то все быстро приходят к единому мнению. Все экономические агенты идеально понимают друг друга, им не нужно тратить средства на то чтобы договориться, все владеют полной информацией обо всем, и естественно не существует никаких оппортунистических издержек, т.е. полное отсутствие нелегальных моментов. В таком случае изначальное распределение прав собственности не влияет на максимизацию ценности производства, так как все права окажутся у собственника, который сможет предложить за них наивысшую цену. Сравнивая систему образования цен, в которой существует плата за нанесение ущерба от внешних эффектов, и систему ценообразования, в которой ее нет, Коуз пришел к такому выводу, что если участники смогут сами договориться и издержки равны нулю, то достигается максимальная ценность производства.

Как мне кажется, мысль этой теоремы в итоге сводилась к тому, что рынок без трансакционных издержек и с условием определенных предпосылок сам сможет справиться с внешними эффектами и все расставит по местам. И впрямь если предпосылки теоремы Коуза будут выполняться, то рынок сможет справиться сам, однако в реальности такого просто не будет. Идеи Коуза весьма утопичны, и в действительности не практичны, его теория возможно иногда и верна для небольшого количества участников сделки, к примеру, двух, возможно она верна в какой-то ситуации, но в большинстве случаев это не так.

 

Процесс, при котором экономические агенты стараются как можно больше уменьшить издержки, регулирует рынок. Чтобы приобрести автомобиль зарубежного производства, вам придется заплатить не только за него, но еще и за аренду помещения автосалоном, перевозку его в вашу страну, таможенные пошлины. Если бы продавец не включал этих расходов в общую стоимость, то смог бы он содержать свой бизнес? Нет, потому что у него не было бы прибыли, без денег его салон закроется, а если 100% таких салонов закроются, то и рынок автомобилей исчезнет. Рынок – это сложная структура, и присутствие в нем трансакционных издержек неизбежно. Продукт доходит до потребителя, но чтобы достичь своей конечной остановки ему нужно будет пройти через систему ценообразования, в которой «полезность» продукта распределяется на тех через кого он проходит.

Действительно, экономический мир с нулевыми трансакционными издержками – это как, если бы физический мир не имел силы трения. Как сила трения создает препятствия для передвижения физических тел, так и трансакционные издержки препятствуют переходу ресурсов к тем, для кого они полезны. В физическом мире пытаются уменьшить трение и получить от этого уменьшения какой-то положительный эффект, в экономическом пытаются уменьшить воздействие трансакционных издержек, тем самым извлечь максимальную прибыль от обмена. Как в физике не возможно будет игнорировать факт трения, без него попросту не возможно будет понять принцип взаимодействия физических объектов, так же и в экономике никак нельзя будет обойти стороной явление трансакционных издержек.

 

Цена

Объем производства

Равновесная цена

 

Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, количество товара, производимого в единицу времени, можно назвать равновес­ным количеством, а цену, по которой он продается, равновесной ценой. Такое равновесие является устойчивым, т.е. цена при некотором отклонении от него будет стремиться к возвращению в прежнее поло­жение подобно тому, как маятник колеблется в ту и другую сторону от своей низшей точки». Равновесная цена не есть раз и навсегда данная и неизменная цена. Она меняется, поскольку меняются ее составляющие: спрос – под влиянием убывающей или возрастающей предельной полезности то­рта; предложение – в результате возрастания или убывания предель­ных издержек. Изменения происходят под воздействием многих фак­торов: доходов, времени, перемен в экономической ситуации.

Если подвести итог, то равновесие по Маршаллу – это равновесие только рынка товаров. Оно достигается при наличии определенных условий, прежде всего – свободной конкуренции.

Я описала лишь один аспект среди множества, выведенных Маршаллом. Это и теория «предела» и «замещения», и эластичность спроса, его известный «Крест» и временный фактор, потребительский излишек и исследование монополий. Благодаря ему в экономической науке стал широко применяться графический метод анализа. Таким образом, подобно А. Смиту Маршалл создал систему науки (статическую микроэкономику), но не на пустом месте, а используя здание, возведенное классиками. Однако он его основательно перестроил. Новую экономическую науку вместо политической экономии он назвал экономикой (economics).

 

 

Вся коммерция – это попытка предвидеть будущее». С.Батлер

Тема 5. Производство и его факторы. Равновесие производителя.
1. Факторы производства: постоянные и переменные. 2. Кругооборот капитала. Время оборота. Основной и оборотный капитал. 3. Основные производственные фонды. Оборотные производственные фонды и фонды обращения. Оборотные средства предприятий. Проблема оборачиваемости средств предприятий. 4. Проблема оптимального сочетания факторов производства. Понятие производственной функции. 5. Продукт предприятия (фирмы): общий, средний, предельный. Закон убывающей отдачи факторов производства. Равновесие производителя. 1. Факторы производства: постоянные и переменные. Чтобы производить товары, осуществлять производственную деятельность, предприятию (фирме) необходимо иметь факторы производства – те ресурсы, которые реально вовлекаются в производственный процесс и используются для создания продукта. Ими являются труд, земля и капитал. Взаимодействие факторов производства, в результате которого создается продукт, и есть производство. Используемые факторы производства разделяются на постоянные и переменные. Постоянными факторами производства называют такие, количество которых остается неизменным при производстве данного товара (например, станочное оборудование при производстве данной партии обуви). Переменные факторы производства – те факторы, количество которых изменяется при производстве данного продукта (например, электроэнергия, сырье). Производство каждого продукта требует наличия конкретных факторов производства, при том в определенных сочетаниях. 2. Кругооборот капитал. капитала. Время оборота. Основной и оборотный

Пол Самуэльсон, автор наиболее известного американского учебника, так определяет капитал: «Капитал – сложное машинное оборудование, фабрики, заводы, запасы готовой продукции, полуфабрикатов, сырья. Поскольку этот капитал находится в условиях наших стран в руках частного владельца, то он как собственник капитала получил имя капиталиста, а сама экономика – «капитализма». Обобщая вопрос о том, что такое...

 

 

. «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований». М.Станс
Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований, как сказал кто-то из американских политиков.
1 декабря Сейм Латвии утвердил предложенный правительством бюджет на 2010-й год. Многие слышали об этом, но многие ли представляют все разочарования, которые принесет нам этот бюджет? К сожалению, согласно опросу, более половины респондентов даже не догадывается, что их ждет. Попробуем разобраться.
Разочарование первое, которое затронет всех, пока еще получающих зарплату, — рост подоходного налога с 23 до 26%. Грубо говоря, с каждой сотни начисленных латов еще три латика до нас не дойдет. Может, кто-то и посчитает, что это не много, но для значительного числа латвийских семей это еще один голодный день. А у тех, кто занимается хозяйственной деятельностью или живет за счет гонораров, налог скакнет с 15 до 26%. Тут желание заниматься всякой деятельностью поубавится. Не забыли и крестьянские хозяйства, которым необлагаемый минимум сократили вдвое.
Второе разочарование, приготовленное бюджетом, ждет тех, кто пока еще является собственником квартиры или дома: с 1 января будущего года налог на недвижимость будет применяться и к жилой площади. Пусть для большинства квартир это всего 0,1% от кадастровой стоимости, но минимальный платеж будет не меньше 5 Ls. А уж если вам посчастливилось быть хозяином дома с кадастровой стоимость в 50 тысяч, то готовьте сотенку.
Еще одно бюджетное разочарование с Нового года ожидает владельцев транспорта: ежегодная пошлина на легковые машины будет повышена в 2 раза, а на мотоциклы — в 8 раз. Дополнительные поборы ждут и транспорт, принадлежащий предприятиям: правительство превзошло само себя, придумав уже совершенно невообразимый налог за использование в личных целях принадлежащей работодателю автомашины. Как это будет контролироваться, как обычно, непонятно.

 

Бизнес-это искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию.

Удивительно, как точно М.Амстердам охарактеризовал суть бизнеса с точки зрения предпринимателя. Я с ним полностью согласна. Когда человек открывает свое «дело» он задается тремя вопросами: что производить, как производить, для кого производить? Что производить? Те товары и услуги, которые удовлетворят потребности потребителя. А, если потребности в основном удовлетворены, то бизнесмен искусственно создаст новые: лишь бы его товар продавался. Легче всего это проиллюстрировать на примере фармацевтического бизнеса. Убедите население страны в том, что им не хватает йода- станут покупать Йод-актив, в том, что всем грозит остеопороз- станут повально пить кальций, который, в свою очередь, почти не усваивается организмом. Это ничего, лишь бы больше покупали препаратов. Причем, никто насильно не заставляет вас приобретать и употреблять таблетки. Через рекламу убедите человека, что у него огромные проблемы со здоровьем, и он сам помчится в аптеку, а владельцы этого бизнеса будут только богатеть. По данным Госкомстата за последние полгода доходы фармацевтических фирм составили 413,7 миллионов долларов США, причем почти треть этих доходов потрачена на рекламу- 72,5 млн долларов.
Вот менее драматичный пример, как заставить человека купить то, что он вовсе не собирался покупать еще минуту назад. Маркетинговые ходы - ценнейшее изобретение экономической мысли для предпринимателей. Продавцов специально обучают правилам «ненавязчивого» предложения клиентам не очень нужных вещей: на кассах супермаркетов следует располагать витрины с мелкими товарами, которые человек может купить, как бы мимоходом: шоколадки, жевательные резинки, батарейки, средства против насекомых и т.д. Они стоят недорого и в результате человек, пришедший в магазин за хлебом и молоком, унесет целую корзину вещей, которые он специально покупать не собирался. Скидки - вот еще один из способов усыпить бдительность клиента. Сначала цены искусственно завышаются в 3 раза. Товар не пользуется спросом. Потом объявляется льготная распродажа со скидкой в 30%. В результате – спрос превышает предложение. В итоге люди покупают товар с накруткой в 200%. При этом многие довольны, что им удалось купить что-либо так дешево.
Целые индустрии работают на то, чтобы постоянно поддерживать спрос на высоком уровне. Взять производство бытовой химии: шампунь необходим человеку для сохранения опрятного вида волос. Вы уже купили шампунь? Вроде бы потребность удовлетворена. А кондиционер, для лучшего расчесывания? А бальзам для питания волос? В результате потребитель вместо одного флакона парфюмерии купил три. Бизнесмены богатеют. Люди довольны. Именно поэтому вытягивание денег из карманов потребителей является искусством. Надо применить недюжинную фантазию, чтобы разнообразить маркетинговые ходы. Этим занимаются целые отделы креативщиков в каждой компании. Надо раскрутить грамотную рекламу, хорошо изучить психологию потребителя.
Нам, потребителям, остается пожелать не терять бдительности, считать и пересчитывать свои деньги, не быть слишком внушаемыми.

 

 

МОЕ ЛУЧШЕ, ЧЕМ НАШЕ

 

Б.Франклин Чубайс тоже говорил, что нам нужны собственники. Это первая задача приватизации. А вторая - создание эффективных собственников. Если первая решалась с грехом пополам, то есть с очень конкретным грехом, то вторая задача повисла в воздухе, как шарик на первомайской демонстрации. Франклин, он ведь как думал. Думал, что “мое”, это то, что принадлежит по праву. А значит, ты, е-мое, будешь об этом заботиться по обязанности, которая неминуемо вытекает из права. Не мог Франклин даже в страшном сне представить, что в России “моим” считается только то, что ты совершенно конкретно спулил, спер, скоммуниздил. Что деньги, спрятанные под моей подушкой, действительно мои, а вложенные в мой завод - какие-то не очень мои. Что в дилемме, куда вложить рубль: в чешскую недвижимость или в производство - собственик, владелец, хозяин предпочтет домик в чешской деревне. Принцип: что смогу, то приватизирую, может, и не так смертелен для экономики. Если в экономике присутствуют принципы перераспределения того, что собственник не может переварить. И ясные критерии эффективности процесса - переварил или не переварил. А пока действуют не экономические, а, скорее, биологические законы. Что смогу переварю, а не переварю, то понадкусываю. А биологические законы - это надолго. Франклин был идеологом американской экономики. А Америка - далекой и очень молодой. Без долгов перед всем миром. Без олигархов. Без путаных взаимоотношений власти и народа. Без фирм, которые за четыре процента комиссионных превратят любой инвестиционный проект в кучку зеленых бумажек с портретом Бенджамина Франклина.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.244.92 (0.01 с.)