Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Введение в принципы пути воина↑ Стр 1 из 17Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Введение в принципы пути воина "Сунь-цзы сказал: Война - это великое дело государства, основа жизни и смерти, Путь [Дао] к выживанию или гибели. Это нужно тщательно взвесить и обдумать". Принципы пути воина (часть 1 - 3) Прежде чем Вы приступите к чтению собранных здесь цитат, мне хотелось бы сделать одну небольшую ремарку. Большая часть приведенных мыслей - это высказывания дона Хуана, предназначенные Карлосу Кастанеде. Надо учитывать, что это сказано одним конкретным человеком другому конкретному человеку, т.е. данные высказывания - это продукт взаимодействия двух определенных людей. У меня есть большое подозрение, что, говори о пути воина какой-нибудь другой представитель толтекской традиции какому-нибудь другому пытливому исследователю, он наверняка сказал бы несколько иначе. Прежде всего, это касается формы высказываний. Возможно, в некоторых случаях излишняя категоричность, безапелляционность и резкость формулировок могли быть выбраны доном Хуаном неслучайно и выбраны, прежде всего, исходя из задач обучения Кастанеды, с учетом его характера и личных особенностей. Возможно также, что это отражение личности дона Хуана и его темперамента. Поэтому, мне кажется разумным, читая то или иное высказывание, прежде всего, вникать в его смысл и чутко прислушиваться к самому себе. Созвучно ли это мне (в смысле Вам:), моим устремлениям, ценностям и целям? Часть 1 Воин принимает ответственность за все свои действия и решения Когда воин принимает решение, он должен быть готов к смерти Никому и ничему не давать воздействовать на себя Отношение воина к любви Воин должен культивировать чувство, что у него есть все необходимое Отношение воина к вещам Воин живет действием Действовать, не веря, не ожидая наград Действовать не ради выгоды, но ради духа Действовать без сомнений и сожалений Единственно возможный для воина курс - это действовать неуклонно Воин должен быть спокоен и собран Воля воина Воин берет свою судьбу, какой бы она ни была Ход жизни воина неизменен Смирение воина и смирение нищего Безупречность воина Отношение к успеху Цель пути воинов Бесполезно сердиться или разочаровываться в самом себе Любовь воина Личная сила Уверенность в себе воина Главное - это безупречность воина Во всем, что мы делаем необходимо лишь одно - "дух" Стирание личной истории Алертность воина Разное Путь воина У воина нет возможности отдавать что бы то ни было на волю случая Мы делаем выбор только один раз Путь воина приводит человека в новую жизнь Часть 2 Отказ от чувства собственной важности Смерть - советчик Осознание смерти Недоступность воина Воин свободен, текуч и непредсказуем Ответственность воина за свое пребывание на этой земле Отпущенного времени слишком мало Изменение воина Поступки обладают силой Нам всем предстоит умереть Смерть ожидает нас Силы, которые нас направляют Воин - это безупречный охотник, который охотится на силу Воин может стать человеком знания Стремление к совершенствованию духа воина В жизни воина нет места для жалости к себе Настроение воина Охота за силой Человек знания Воин - всего лишь человек Воин действует так, словно знает в точности, что делает Существует один способ учиться - реальное действие Воин не испытывает угрызений совести за что-либо содеянное Внутреннее благополучие Мы либо делаем себя жалкими, либо делаем себя сильными Часть 3 Борьба воина Не-делание Превратить свой мир в свои охотничьи угодья Кубический сантиметр шанса Искусство воина Быть воином Жизнь воина - бесконечный вызов Последняя битва Воин должен осознавать все и всегда Воин признает свою боль, но не индульгирует в ней Изменение фасадов жалости Воин знает, что он ждет Отрешенность воина Я уже отдан силе, что правит моей судьбой Не иметь ничего, что следовало бы защищать Контролируемая глупость Принципы сталкинга Применение принципов сталкинга Правило сталкера Индульгирование По поводу стирания личной истории Накопление знания Без печали и тоски полнота не достижима Магия - тупик Чувство собственной важности - главнейший и могущественный враг Самообладание Борьба с чувством собственной важности Безупречность Использование мелочных тиранов Мелюзговые тиранчики Совершенный вызов Четыре основных шага на пути знания Воображение на пути знания Извлекать прок из всего, что встречается Воин ориентирован на себя Слабое место обычного человека - серьезное отношение к себе Четыре атрибута жизни воина Контроль Дисциплина Выдержка Чувство времени Поражение, нанесенное мелюзговым тираном Часть 4 Смысл жизни Понимание требует трезвой уравновешенности Взаимоисключающие предпосылки Самопоглощенность Новые видящие рекомендуют экономить энергию Неизвестное неизменно присутствует здесь и сейчас Печаль без каких бы то ни было явных причин Воистину, человеческие существа ничтожны Новые видящие стремятся к свободе Самопоглощенность является очень мощной фиксирующей силой Безупречные воины никогда не становятся душевнобольными Воины абсолютной свободы Чувство собственной важности мотивирует любые приступы меланхолии Внутренний диалог фиксирует точку сборки в ее исходном положении Воин приходит в мир для того, чтобы стать отрешенным наблюдателем Испытание для воина Чтобы стать отрешенным наблюдателем... Следуя по пути знания, можно с легкостью заблудиться Искусство овладения осознанием О сталкинге Путь воина, как сложная многоэлементная система поведения Внутренняя сила и уравновешенность Безупречного воина вовсе не обязательно должен кто-либо вести Безупречность и несгибаемое намерение Истинная тайна осознания Сталкинг преследует двоякую цель Не имеет значения - нравится воин людям или нет Два основных качества воина Сдвиг точки сборки - главная и единственная задача Поведение и ощущения диктуются только позицией точки сборки Понимание бывает двух видов Отношение воина к жизни Воин всегда живет бок о бок со смертью Нужно обладать неиссякаемой любознательностью и огромной смелостью Принцип «твоя команда есть команда Орла» Быть настороже и не терять уверенности Ускорить процесс понимания в принципе невозможно Рациональность мышления О свободе О тайне Управление намерением начинается с команды, данной самому себе Полное осознание и полная свобода Часть 5 Необходимо чувствовать мир вокруг себя Чувство собственной важности делает человека безнадежным О страхе Только дырявый горшок… Знание - это сила Воин сам отвечает за свое самочувствие Идея смерти - единственное, что способно закалить наш дух Огни на голове смерти Отношение к работе Никакая магия не в силах превратить человека в воина Контролируемая глупость Ничто не имеет особого значения Нет ни побед, ни поражений, ни пустоты Когда умирает тот, кого я люблю Неосторожность в магии - это игра со смертью Если не думать о своей смерти… Ты слишком много думаешь… Видение рассеивает иллюзии побед, поражений, страданий Воин знает о своем ожидании и знает, чего он ждет Все равны Чтобы научиться действовать, как воин, нужно действовать, а не болтать Воля Видящий не должен жить как воин или как кто-то еще Первое, что необходимо сделать на этом пути, - захотеть стать воином Смерть на этом пути - верный попутчик, незаменимый партнер Только мысль о смерти может дать человеку отрешенность Когда воин достиг терпения, он на пути к своей воле Воин недоступен, он никогда не стоит посреди дороги Что такое смерть? Воля - вот что собирает мага Видеть намного лучше, чем быть магом В образе жизни воина кроется сила Единственная привязанность воина - битва Щиты воина Ты слишком много думаешь и разговариваешь сам с собой… Брать ровно столько, сколько нужно Страх - это сильное чувство Ты слишком сильно себя жалеешь… Теперь ты должен жить как воин Часть 1 Отношение воина к любви Обычный человек слишком озабочен тем, чтобы любить людей, и тем, чтобы его любили. Воин любит, и все. Он любит всех, кто ему нравится, и все, что ему по душе, но он использует свою контролируемую глупость, чтобы не беспокоиться об этом. Что полностью противоположно тому, чем занимается обычный человек. Любить людей или быть любимыми ими - это еще далеко не все, что доступно человеку [11]. Отношение воина к вещам Воинам рекомендуется не иметь никаких материальных вещей, на которых концентрировалась бы их сила, фокусироваться на духе, на действительном полете в неведомое, а не на тривиальных вещах. Каждый, кто хочет следовать пути воина, должен освободиться от страсти владеть и цепляться за вещи [11]. Воин живет действием Воин живет действием, а не думанием о действии или думанием о том, что он будет делать, когда закончит действовать [11]. "Я сказал дону Хуану, что его объяснения не удовлетворяют мои чувства, хотя интеллектуально я полностью согласен с ним. - В этом слабая сторона слов, - сказал он одобряюще. - Они заставляют нас чувствовать себя осведомленными, но, когда мы оборачиваемся, чтобы взглянуть на мир, они всегда предают нас и мы опять смотрим на мир как обычно, без всякого просветления. Поэтому маг предпочитает действовать, а не говорить. В результате он получает новое описание мира, в котором разговоры не столь важны, а новые поступки имеют новые отражения" [4]. "- Что такое правильный тональ? - спросил я. - Тональ, который совершенно правилен, уравновешен и гармоничен… У каждого тоналя есть две стороны. Одна - внешняя сторона, бахрома, поверхность острова. Эта часть связана с действием и действованием - беспорядочная сторона. Другая сторона - это решения и суждения, внутренний тональ - более мягкий, более нежный, более сложный. Правильный тональ - это такой тональ, где оба уровня находятся в гармонии и равновесии" [4]. Путь воина - это вначале гармония между действиями и решениями, а затем гармония между тоналем и нагвалем [4]. В зачет идет только одно - действие. Действие, а не разговоры [3]. Воля воина То, что воин называет волей, есть сила внутри нас самих. Это не мысль, не предмет, не желание. Воля - это то, что заставляет воина побеждать, когда рассудок говорит ему, что он повержен. Воля - это то, что делает его неуязвимым. Воля - это то, что позволяет шаману пройти сквозь стену, сквозь пространство, в бесконечность [11]. Ход жизни воина неизменен Ход жизни воина неизменен. Вопрос лишь в том, насколько далеко уйдет он по узкой дороге, насколько безупречным он будет в пределах этих нерушимых границ… Если на его пути встречаются препятствия, воин стремится безупречно преодолеть их. Если на своей тропе он встречает невыносимые трудности и боль, он плачет, и все его слезы, вместе взятые, не смогут сдвинуть линию его судьбы даже на толщину волоска [6]. Безупречность воина "- Я все время пытаюсь жить по твоим советам, - сказал я. - Может быть, у меня не всегда все получается, но я делаю все, что могу. Можно ли назвать это безупречностью? - Нет. Ты должен делать нечто большее. Ты должен постоянно превосходить самого себя" [4]. "Безупречность - это делать лучшее, что можешь, во всем, во что ты вовлечен. - Дон Хуан, я считаю, что всегда делаю лучшее, что могу. Но очевидно - это не так… Ключом к безупречности является чувство времени. Запомни: когда чувствуешь и действуешь как бессмертное существо - ты не безупречен. Оглянись вокруг. Твое представление о том, что у тебя есть время, - идиотизм. Нет бессмертных на этой земле" [4]. "- Я стараюсь, как только могу, - сказал я. - Нет. Я не согласен. Ты не стараешься, как только можешь. Ты сказал так, потому что для тебя это звучит красиво. Ты говоришь так обо всем, что бы ты ни делал. Ты годами стараешься, как только можешь, и все без толку. Что-то нужно сделать, чтобы с этим покончить" [3]. Отношение к успеху Если воин в чем-то добивается успеха, то этот успех должен приходить мягко, пусть даже с огромными усилиями, но без потрясений и навязчивых идей [11]. Цель пути воинов У воинов только одна цель - их свобода [4]. Единственная свобода для воина состоит в том, что он должен быть безупречным. Безупречность является не только свободой, но и единственным способом вспугнуть человеческую форму [11]. Любовь воина "- Только если любишь эту Землю с несгибаемой страстью, можно освободиться от печали, - сказал дон Хуан. - Воин всегда весел, потому что его любовь неизменна. И его возлюбленная - Земля - обнимает его и осыпает его невообразимыми дарами. Печаль - удел лишь тех, кто ненавидит эту Землю, дающую укрытие всем живым существам. Дон Хуан с нежностью погладил землю. - Это милое существо, которое является живым до самой пылинки и понимает каждое чувство, успокоило меня. Оно излечило мою боль, и наконец, когда я полностью понял мою любовь к нему, оно научило меня свободе. …Без неизменной любви к тому существу, которое дает нам укрытие, уединенность является одиночеством. Только любовь к этому великолепному существу может дать свободу духу воина. А свобода - это радость, эффективность и отрешенность перед лицом любых препятствий" [4]. Личная сила Сила зависит лишь от того, какого рода знанием владеет человек. Какой смысл в знании вещей, которые бесполезны? Они не готовят нас к неожиданной встрече с неизвестным [11]. Что бы мы ни делали и кем бы ни являлись - все это основывается на нашей личной силе. Если ее достаточно, то всего одно сказанное нам слово может изменить нашу жизнь. А если ее мало, то пусть даже будут раскрыты все сокровища мудрости - это ничего нам не даст [4]. В мире воина все зависит от личной силы, а личная сила зависит от безупречности [5]. Каждый имеет достаточно личной силы для чего угодно. В случае воина фокус состоит в том, чтобы отвернуть свою личную силу от своих слабостей и направить ее к своей цели воина [11]. Личная сила - это чувство. Что-то вроде ощущения удачи или счастья. Можно назвать ее настроением [3]. Верь своей личной силе. Это - единственное, что есть у человека в этом таинственном мире [3]. Воспитание не имеет никакого значения. Все зависит от личной силы. Личность человека - это суммарный объем его личной силы. И только этим суммарным объемом определяется то, как он умирает [3]. Все, что совершает человек, определяется уровнем его личной силы [3]. Личная сила решает, кто может, а кто не может извлечь пользу из объяснения. Я убедился на собственном опыте, что очень немногие хотят даже слушать, а тем более - действовать в соответствии с тем, что они услышали. А из горстки тех, кто хочет действовать, лишь единицы имеют достаточно личной силы, чтобы извлечь пользу из своих действий [4]. Уверенность в себе воина Уверенность в себе воина и самоуверенность обычного человека - это разные вещи. Обычный человек ищет признания в глазах окружающих, называя это уверенностью в себе. Воин ищет безупречности в собственных глазах и называет это смирением. Обычный человек цепляется за окружающих, а воин рассчитывает только на себя. Похоже, что ты гоняешься за радугой вместо того, чтобы стремиться к смирению воина. Разница между этими понятиями огромна. Самоуверенность означает, что ты знаешь что-то наверняка; смирение воина - это безупречность в поступках и чувствах [4]. Стирание личной истории Воин не нуждается в личной истории. В один прекрасный день он обнаруживает, что в ней нет никакой нужды, и просто избавляется от нее [11]. "Я собираюсь взять твоего отца в качестве примера, чтобы проиллюстрировать мою точку зрения на личную историю. Твой отец знает о тебе все. Поэтому ты для него - как раскрытая книга. Он знает, кто ты такой, что из себя представляешь и чего стоишь. И нет на земле силы, которая могла бы заставить его изменить свое отношение к тебе. Естественно, такое интимное знание о тебе есть и у всех твоих друзей. У каждого, кто тебя знает, сформировался определенный образ твоей личности. И любым своим действием ты как бы подпитываешь и еще больше фиксируешь этот образ. Личная история постоянно нуждается в том, чтобы ее сохраняли и обновляли. Поэтому ты рассказываешь своим друзьям и родственникам обо всем, что делаешь. С другой стороны, для воина, у которого нет личной истории, нет необходимости в объяснениях, его действия не могут никого рассердить или разочаровать, а самое главное - он не связан ничьими мыслями и ожиданиями" [11]. Ты должен постепенно создать вокруг себя туман, шаг за шагом стирая все вокруг до тех пор, пока не останется ничего гарантированного, однозначного или очевидного. Сейчас твоя проблема в том, что ты слишком реален. Реальны все твои намерения и начинания, все твои действия, все твои настроения и побуждения. Но все не так однозначно и определенно, как ты привык считать [3]. "- Начни с простого - никому не рассказывай о том, что в действительности делаешь. Потом расстанься со всеми, кто тебя хорошо знает. В итоге вокруг тебя постепенно возникнет туман. - Но это же полный абсурд! - воскликнул я. - Почему меня никто не должен знать? Что в этом плохого? - Плохо то, что те, кто хорошо тебя знает, воспринимают твою личность как вполне определенное явление. И как только с их стороны формируется к тебе такое отношение, ты уже не в силах разорвать путы их представлений о тебе. Мне же нравится полная свобода неизвестности! Никто не знает меня с полной определенностью, как, например, многие знают тебя" [3]. Ложь существует только для тех, у кого есть личная история [3]. Если у человека нет личной истории, то что бы он ни сказал, ложью не будет" [3]. Ты просто должен показывать людям то, что считаешь нужным, но никогда не говори, как достиг этого [3]. Наш выбор ограничен: либо мы принимаем, что все реально и определенно, либо - нет. Если мы выбираем первое, то в конце концов смертельно устаем и от себя самих, и от всего, что нас окружает. Если же мы выбираем стереть личную историю, то все вокруг нас погружается в туман. Это восхитительное и таинственное состояние, когда никто, даже ты сам, не знает, откуда выскочит кролик [3]. Алертность воина Когда отсутствует какая бы то ни было определенность, мы все время алертны, мы постоянно готовы к прыжку. Гораздо интереснее не знать, за каким кустом прячется кролик, чем вести себя так, словно тебе все давным-давно известно [11]. Разное Человек становится мужественным, когда ему нечего терять. Мы малодушны только тогда, когда есть еще что-то, за что мы можем цепляться [11]. После описания мира в очень прекрасной и просвещенной манере ученый в пять часов уходит домой отдыхать от своих замечательных построений [11]. Если воин хочет отдать долг за все то добро, которое для него сделали, и у него нет возможности сделать это по отношению к конкретному человеку, который когда-то помог ему, он может сделать свой вклад в человеческий дух. Это может быть очень немного, но сколько бы он ни вложил, этого всегда будет более чем достаточно [11]. Битва происходит именно здесь, на этой земле. Мы - человеческие существа. Кто знает, что ожидает нас и какого рода силу мы можем иметь [11]? Особое значение воины всегда придают первому событию из любой серии событий, так как оно является подлинным знаком. Воины рассматривают такое событие как программу или карту того, что должно произойти впоследствии [11]. К сожалению, человек изменяется с большим трудом, и изменения эти происходят очень медленно. Иногда только на то, чтобы человек убедился в необходимости измениться, уходят годы. Я, в частности, потратил на это годы. Но, возможно, у меня не было способностей к охоте. Я думаю, что самым трудным для меня было по-настоящему захотеть измениться [3]. "Охотник должен не только разбираться в повадках тех, на кого охотится. Кроме того, ему необходимо знать, что на этой земле существуют силы, которые направляют и ведут людей, животных и вообще все живое, что здесь есть. - О каких силах ты говоришь? - спросил я после длительной паузы. - О силах, которые руководят нашей жизнью и нашей смертью" [3]. Ужаснее всего здесь то, что мы цепляемся… Если бы человек отказался от своего чувства обладания, то в нем не было бы никакого страха [6]. Намного легче двигаться в условиях максимального стресса, чем быть безупречным в обычных обстоятельствах [6]. Совершенно необходимо было воспитать в себе чувство легкости при столкновении с затруднительными социальными ситуациями [6]. Путь воина Воин представляет собой нечто большее, чем просто принцип. Это образ жизни; этот образ жизни является единственным средством, сдерживающим страх, и единственным каналом, с помощью которого практик может обеспечить свободное течение своей деятельности. Без концепции воина было бы невозможно преодолеть все камни преткновения на пути знания. Дон Хуан определял воина прежде всего как бойца. Это особое настроение, которому способствует намерение шаманов древности, и любой человек способен перейти к этому настроению. - Намерение тех шаманов, - говорил дон Хуан, - было таким отточенным, таким мощным, что уплотняло структуру воина, хотя сам практик мог об этом даже не подозревать. Коротко говоря, для шаманов Древней Мексики воин был настолько согласованной с протекающей вокруг него битвой, настолько бдительной боевой единицей, что в его чистейшей форме воину не нужно было ничего лишнего для того, чтобы выжить. Не было необходимости делать воину какие-либо подарки, ободрять его словами или действиями или пытаться утешать и воодушевлять его - все это уже встроено в структуру самого воина. Поскольку эта структура определялась намерением шаманов Древней Мексики, они заранее позаботились о том, чтобы в нее вошло все, что только может понадобиться. Окончательным результатом стал боец, сражающийся в одиночестве и обеспеченный в рамках его безмолвных убеждений всеми побудительными силами, необходимыми для продвижения вперед без жалоб и потребности в одобрении [11]. Он медленно и методично направлял мою осознанность ко все более сильной сосредоточенности на абстрактном уточнении той концепции воина, которую называл путем воинов. Он объяснил, что путь воинов представляет собой совокупность идей, утвержденных шаманами Древней Мексики. Они выстроили эту структуру благодаря своей способности видеть энергию так, как она течет во Вселенной. Таким образом, путь воинов представлял собой наиболее гармоничное сочетание энергетических фактов - несократимых истин, определяемых исключительно направлением течения энергии во Вселенной. Дон Хуан категорически заявлял, что в пути воинов нет ничего такого, что можно было бы оспорить или изменить. Он являлся единственной в своем роде совершенной структурой, и любой, кто следовал по этому пути, овладевал энергетическими фактами, не допускающими ни возражений, ни рассуждений в отношении их действенности и значимости. Дон Хуан сказал, что шаманы древности назвали эту структуру путем воинов, так как она охватывала все яркие возможности, с которыми воин может столкнуться на пути знания. В своих поисках таких возможностей эти шаманы были чрезвычайно внимательными и методичными. По словам дона Хуана, они действительно были способны включить в свои абстрактные построения все, что в человеческих силах. Дон Хуан сравнил путь воинов с величественным сооружением, любой элемент которого является опорным; единственная функция каждого элемента заключается в том, чтобы поддержать душу воина в его роли инициированного шамана и сделать его движения легкими и исполненными значения. Он недвусмысленно заявил, что путь воинов был жизненно важным построением, без которого новообращенные шаманы затерялись бы в беспредельности Вселенной. Дон Хуан назвал путь воинов венцом славы шаманов Древней Мексики. Он считал его их важнейшим вкладом, самой сутью их трезвости. - Неужели путь воинов так невероятно важен, дон Хуан? - однажды спросил его я. - "Невероятно важен" - это просто слова. Путь воинов - это все. Это воплощение умственного и физического здоровья. Я не могу объяснить этого иначе. То, что шаманы Древней Мексики создали такое построение, означает для меня, что они находились на вершине своего могущества, на пике счастья, в высшей точке радости [11]. Часть 2 Смерть - советчик Смерть - наш вечный попутчик. Она всегда находится слева от нас на расстоянии вытянутой руки [3]. Когда ты в нетерпении или раздражен - оглянись налево и спроси совета у своей смерти. Масса мелочной шелухи мигом отлетит прочь, если смерть подаст тебе знак или краем глаза ты уловишь ее движение, или просто почувствуешь, что твой попутчик - всегда рядом и все время внимательно за тобой наблюдает [3]. Единственный по-настоящему мудрый советчик, который у нас есть, - это смерть. Каждый раз, когда ты чувствуешь, что все складывается из рук вон плохо и ты на грани полного краха, повернись налево и спроси у своей смерти, так ли это. И твоя смерть ответит, что ты ошибаешься и что кроме ее прикосновения нет ничего, что действительно имело бы значение. Твоя смерть скажет: "Но я же еще не коснулась тебя!" [3]. …Обратиться к смерти за советом, чтобы избавиться от бездарной мелочности, свойственной людям, которые живут так, словно смерть никогда их не коснется [3]. Осознание смерти Единственным средством, сдерживающим отчаяние, является осознание смерти как ключа к магической схеме существования. Осознание нашей смерти является единственной вещью, которая дает нам силу вынести тяжесть и боль нашей жизни и боязни неизвестного [5]. Недоступность воина Ты должен научиться сознательно становиться доступным и недоступным на соответствующих поворотах пути [3]. Быть недоступным вовсе не значит прятаться или быть скрытным. Это значит - быть недостижимым, то есть закрытым и защищенным [3]. "Я почувствовал какую-то угрозу и попытался защититься. - Не нужно оправдываться, - сухо сказал дон Хуан. - В этом нет никакой нужды. Все мы дураки, и ты не можешь быть другим. Когда-то я тоже, подобно тебе, был доступен и раскрывался снова и снова до тех пор, пока от меня почти ничего не осталось. А то, что осталось, могло только ныть. Что я и делал, так же как ты" [3]. Быть недостижимым - значит бережно прикасаться к окружающему миру. Съесть не пять перепелов, а одного. Не калечить растения лишь для того, чтобы сделать жаровню. Не подставляться без необходимости силе ветра. Не пользоваться людьми, не выжимать из них все до последней капли, особенно из тех, кого любишь [3]. Быть недоступным - значит сознательно избегать истощения, бережно относясь к себе и к другим [3]. Охотник знает, что в его ловушки еще не раз попадет дичь, поэтому он не беспокоится. Беспокойство неизбежно делает человека доступным, он непроизвольно раскрывается. Тревога заставляет его в отчаянии цепляться за что попало, а зацепившись, ты уже обязан истощить либо себя, либо то, за что зацепился [3]. Быть недостижимым - вовсе не означает прятаться или скрываться. И не означает, что нельзя иметь дело с людьми. Охотник обращается со своим миром очень осторожно и нежно, и не важно, мир ли это вещей, растений, животных, людей или мир силы. Охотник находиться в очень тесном контакте со своим миром, и тем не менее он для этого мира недоступен [3]. Он недоступен потому, что не выжимает из своего мира все до последней капли. Он слегка касается его, оставаясь в нем ровно столько, сколько необходимо, и затем быстро уходит, не оставляя никаких следов [3]. Изменение воина "Я заявил, что осознаю неотвратимость своей смерти, но говорить или думать об этом бесполезно, потому что я ничего не могу сделать, чтобы ее избежать. Дон Хуан засмеялся и сказал, что я похож на балаганного актера, механически твердящего заученную роль. - Если бы это была твоя последняя битва на земле, я бы сказал, что ты - идиот, - спокойно проговорил он. - Свой последний поступок на земле ты совершаешь, находясь в совершенно дурацком состоянии. - Друг мой, у тебя же нет времени. Нет времени. Его нет ни у кого из нас. - Я согласен с тобой, дон Хуан, но… - Просто соглашаться ни к чему, - перебил он. - Вместо того чтобы так легко соглашаться на словах, ты должен соответствующим образом действовать. Прими вызов. Изменись. - Что, вот так взять и измениться? - Именно так. Изменение, о котором я говорю, никогда не бывает постепенным. Оно происходит внезапно. … - Ты не изменился ни на йоту, - сказал он. - И поэтому веришь, что меняешься очень постепенно, понемногу. Но однажды ты, возможно, очень удивишься, обнаружив, что внезапно, без каких бы то ни было предупреждений, изменился. Я знаю, что так оно и бывает, и поэтому не оставляю попыток тебя убедить" [3]. Осознай, что ни у одного из нас не может быть уверенности в том, что его жизнь будет продолжаться долго. Я только что сказал, что изменение происходит внезапно. Точно так же приходит смерть [3]. Поступки обладают силой Есть люди, которые очень аккуратно и осторожно относятся к природе своих поступков. Их счастье - в том, что они действуют с полным осознанием того, что у них нет времени. Поэтому во всех их действиях присутствует особая сила, в каждом их поступке есть чувство [3]. Поступки обладают силой. Особенно когда тот, кто их совершает, знает, что это - его последняя битва. В действии с полным осознанием того, что это действие может стать для тебя последним на земле, есть особое всепоглощающее счастье. Мой тебе совет: пересмотри свою жизнь и рассматривай свои поступки именно в таком свете [3]. Нам всем предстоит умереть "- Нам всем действительно предстоит умереть, - сказал он. Дон Хуан указал на далекие холмы. - Есть нечто, что ждет меня где-то там. Это - несомненно. И когда-нибудь оно меня дождется. Это тоже несомненно. Но ты, наверное, - совсем не такой, и смерть вовсе тебя не ждет. Я в отчаянии развел руками, и он рассмеялся. - Дон Хуан, я не желаю об этом думать. - Почему? - Это бессмысленно. Ведь она так или иначе где-то меня ждет, так какой смысл по этому поводу тревожиться? - Разве я сказал, что ты должен по этому поводу тревожиться? - Тогда что я должен делать? - Использовать ее. Сосредоточить внимание на связующем звене между тобой и твоей смертью, отбросив сожаление, печаль и тревогу. Сосредоточить внимание на том факте, что у тебя нет времени. И пусть действия твои текут соответственно. Пусть каждое из них станет твоей последней битвой на земле. Только в этом случае каждый твой поступок будет обладать силой. А иначе все, что ты будешь делать в своей жизни, так и останется действиями робкого и нерешительного человека. - А что, это так ужасно - быть робким и нерешительным человеком? - Нет, если ты намерен жить вечно. Но если тебе предстоит умереть, то у тебя просто нет времени на проявление робости и нерешительности. Нерешительность заставляет тебя цепляться за то, что существует только в твоем воображении. Пока в мире - затишье, это успокаивает. Но потом этот жуткий таинственный мир разевает пасть, намереваясь тебя поглотить, и ты с полной очевидностью осознаешь, что все твои проверенные и надежные пути вовсе такими не были. Нерешительность мешает испытать и полноценно использовать свою судьбу - судьбу людей" [3]. Мы существа, уделом которых является смерть [3]. Смерть ожидает нас Смерть ожидает нас, и то, что мы делаем в этот самый миг, вполне может стать нашей последней битвой на этой земле. Я называю это битвой, потому что это - борьба. Подавляющее большинство людей переходит от действия к действию без борьбы и без мыслей. Охотник же, наоборот, тщательно взвешивает каждый свой поступок. И поскольку он очень близко знаком со своей смертью, он действует рассудительно, так, словно каждое его действие - последняя битва. Только дурак может не заметить, насколько охотник превосходит своих ближних - обычных людей. Охотник с должным уважением относится к своей последней битве. И вполне естественно, что последний поступок должен быть самым лучшим. Это доставляет удовольствие. И притупляет страх. Чтобы убедиться в том, что дело обстоит именно так, тебе понадобятся годы. И годы - на то, чтобы научиться действовать сообразно этому убеждению [3]. Настроение воина Нет в мире ничего более трудного, чем принять настроение воина. Бесполезно пребывать в печали и ныть, чувствуя себя вправе этим заниматься, и верить, что кто-то другой что-то делает с нами. Никто ничего не делает ни с кем и особенно - с воином. Сейчас ты здесь, со мной. Почему? Потому что ты этого хочешь. Тебе пора было бы уже принять на себя всю полноту ответственности за свои действия. В свете этого идея относительно одинокого листа и воли ветра не имеет права на существование [3]. Жалость к себе несовместима с силой. В настроении воина полный самоконтроль и абсолютное самообладание соединяются с отрешенностью, то есть с полным самоотречением [3]. Одновременно себя контролировать и от себя отказаться, бросив себя на произвол судьбы. Такое состояние я и называю настроением воина [3]. Воин сам формирует свое настроение [3]. Очень удобно действовать, всегда находясь в настроении воина. Оно не дает цепляться за всякий вздор и позволяет оставаться чистым [3]. Каждый из поступков следует совершать в настроении воина, иначе человек уродует себя и делается безобразным. В жизни, которой не хватает настроения воина, отсутствует сила. Посмотри на себя. Практически все мешает тебе жить, обижает и выводит из состояния душевного равновесия. Ты распускаешь нюни и ноешь, жалуясь на то, что каждый встречный заставляет тебя плясать под свою дудку. Сорванный лист на ветру! В твоей жизни отсутствует сила. Какое, должно быть, мерзкое чувство [3]! Воин же, с другой стороны, прежде всего охотник. Он учитывает все. Это называется контролем. Но, закончив свои расчеты, он действует. Он отпускает поводья рассчитанного действия. И оно совершается как бы само собой. Это - отрешенность. Воин никогда не уподобляется листу, отданному на волю ветра. Никто не может сбить его с пути. Намерение воина непоколебимо, его суждения - окончательны, и никому не под силу заставить его поступать вопреки самому себе. Воин настроен на выживание, и он выживает, выбирая наиболее оптимальный образ действия [3]. "Мне понравилась его установка, хотя она и была идеалистической. С точки зрения того мира, в котором я жил, она выглядела слишком упрощенной. Дон Хуан только посмеялся над моими аргументами. Я же продолжал настаивать на том, что настроение воина никак не сможет помочь мне преодолеть обиду и боль, вызванные неблаговидными поступками моих ближних. Я предложил рассмотреть гипотетический случай: меня преследует и по-настоящему изводит, вплоть до физического воздействия, жестокий и злобный негодяй, облеченный властью. Дон Хуан рассмеялся и сказал, что пример вполне удачный. - Воина можно ранить, но обидеть его - невозможно, - сказал он. - Пока воин находится в соответствующем настроени |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 918; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.227.37 (0.018 с.) |