Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика романов Кретьена де Труа.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Кретьен де Труа – образованный клирик, был придворным поэтом Марии Шампанской – сестры Ричарда Львиное Сердце и внучки первого трубадура ГийомаАквитанского. Жил в XII веке.
Заслуга Кретьена не только в том, что он адаптировал фигуру короля Артура к совсем иному – куртуазному – миру. У Кретьена была своя, вполне оригинальная, концепция куртуазии, которую он считал не игрой и не условностью, а основой практического, повседневного поведения рыцаря. Поэтому Кретьена прежде всего интересуют проблемы, возникающие при переносе куртуазной этики в социальную практику рыцарства. Каждый из пяти романов Кретьена посвящен одному из таких морально-этических или морально-психологических конфликтов.
В «Эреке и Эниде» ставится главный для Кретьена вопрос – о совместимости куртуазной этики и воинской доблести. В «Клижесе» - проблема неделимости чувства; в «Ланселоте» - вопрос о соотношении рыцарской чести и преданности даме. В «Ивейне» - та же проблема соотношения любви и рыцарских подвигов, что в «Эреке и Эниде», но с измененными акцентами. «Персеваль» - последний, незаконченный и самый большой из романов Кретьена; здесь впервые вводится тема святого Грааля и в связи с ней, тоже впервые, ставится вопрос о достаточности или недостаточности куртуазии для формирования совершенного рыцаря.
Морально-этическая проблематика куртуазии, важная для самого Кретьена, исчезает из произведений его последователей. В их романах центральной становится фигура рыцаря-авантюриста, рискующего жизнью не ради вассального или религиозного долга (как Роланд), а из удальства, любви к опасности или ради личной славы. Этот стиль поведения мотивируется «куртуазной необходимостью»: придерживаясь его, рыцарь добивается благосклонности дамы. Он оказался широко востребованным членами сословия: сложившись в романном, то есть вымышленном, мире, этот стиль поведения был воспроизведен в рыцарском спорте (турнирах) и даже перенесен в условия реального боя – с весьма печальными для рыцарства последствиями.
В северофранцузских рыцарских романах был сформулирован иной, чем в Провансе, вариант «куртуазного компромисса» между сословной и христианской этикой. Вооруженное насилие не исключается служением даме, но санкционируется им при двух условиях: 1) если рыцарь применяет оружие для защиты слабых и обиженных; 2) если сами боевые поединки становятся «честной игрой» с обязательными для участников и строго соблюдаемыми правилами.
11. Жанры литературы клириков. Жанры городской литературы. средневековая городскаялитература(жанры) Жанр басни, сформировавшийся уже в античной литературе, был известен в средние века. Поэтому первоначально любую забавную историю отождествляли с басней. Сохранилось около ста шестидесяти фаблио, написанных с конца XII до середины XIV вв. По разрабатываемым сюжетам и общей тональности фаблио весьма разнообразны и представляют собой шутливые рассказы, фривольные истории, нравоучительные новеллы. Действие, как правило, происходит в городе. В фаблио господствует стихия повседневности. События разворачиваются стремительно. Излюбленный сюжет фаблио — адюльтер. Обычно персонажами фаблио являются горожанин, богатый торговец и его жена, клерк, священник. Иногда финал фаблио содержит нравоучение. Главная задача, которую решали авторы фаблио, — заставить читателя смеяться над смешными положениями, в которые попадали персонажи, раскрывая при этом свои отрицательные качества. В фаблио "Завещание осла" священник, обвиненный в том, что похоронил своего любимого осла на освященной земле, избегает наказания, вручив епископу двадцать ливров, якобы завещанных тому ослом. Драма. К жанрам городской литературы относятся и драматургические жанры возродившегося в церкви, а затем вышедшего из ее пределов и перекочевавшего на торговые городские площади средневекового театра. Литургическая драма игралась в церкви, актуализируя отдельные библейские сцены по ходу исполнения литургии — церковного песнопения. Полулитургическая драма, или драма на паперти исполнялась за пределами церкви, на церковном крыльце, инсценируя различные эпизоды из Библии. Миракль —пьесао чудесах, например, "Чудо о Теофиле" ("Miracle de Théophile") французского горожанина Рютбёфа (Rutebeuf, XIII в.) о спасении Богородицей Теофиля, продавшего за власть душу дьяволу). Мистерия — инсценирующая библейскую историю грандиозная пьеса, представление которой длилось несколько дней Среди самых ранних мистерий — написанная в XII веке мистерия "Воскресение Спасителя" ("La Résurrection du Sauveur"), текст целиком на старофранцузском языке, фигурируют слова "вассалы", "рыцари", "сержанты", что является очевидным анахронизмом. Моралите — пьеса религиозно-дидактического характера, в которой персонажами выступали аллегорические фигуры Вера, Надежда, Любовь и т. д. Пример моралите — "Нынешние братья" ("Les Frères de Maintenant", дошло в рукописи XVI в.), где среди персонажей — Братская Любовь, Зависть, Угрызение Совести. Из комических вставок в мистерии возникли фарсы. Примером жанра могут служить фарс "Господин Пьер Пателен" ("Maistre Pierre Pathelin", XV в.) о ловком адвокате Пателене, который сам становится жертвой Пастуха, еще большего пройдохи. Пателен становится популярным персонажем французских фарсов ("Завещание Пателена" и др.). На фарс похож и жанр соти (sotie, sottie), только в нем, как и в моралите, действуют аллегорические фигуры. Светская драматургия, помимо фарса, представлена также жанром игры.Яркий пример — пьеса французского горожанина Адама де ла Аля (Adam de la Halle, ок. 1238–1286) "Игра о Робене и Марион" ("Jeu de Robin et Marion", 1283–1286), предполагавшая музыкальное исполнение и напоминавшая инсценировку пасторали. С возникновением драматургических жанров вся система жанров средневековой литературы обрела свою полноту и завершенность.
13. Смысл и содержание термина «Возрождение». В слове «Возрождение», как и в словосочетании «Средние века», имплицированы научный термин и самоназвание эпохи.
Сущность научного термина – в уникальных особенностях эпохи, отличающих ее от других исторических эпох. Значение имени «Возрождение» - в той программе, которая была выдвинута современниками эпохи, осознана ими как важнейшее событие времени и реализовано в этот период.
Эта программа сформулирована Дж.Вазари в его известном труде о художниках Возрождения, и из этого фрагмента мы можем понять, что такое «Возрождение».
Вазари конструирует культурно-исторический миф о Возрождении античности. Вот его суть: истинное искусство процветало в древности, затем было «убито» варварами, захватившими Рим, семь веков пролежало в могиле, «по велению Неба» явилось из-под земли в виде археологических артефактов и было «возрождено» художниками того времени «путем подражания». В изложении Вазари история Возрождения – это история чуда: воскрешения из мертвых «убитой и похороненной» древней культуры. В этой концепции можно обнаружить характерное для людей того времени стремление к невероятному, исключительному и невозможному. Однако эти качества присущи не только людям Ренессанса, но и объективным характеристикам эпохи; они входят в ее сущность и отличают от других исторических эпох.
К ним можно отнести следующие особенности: 1) сходство социально-политических характеристик классической Греции V-IV вв. и ренессансной Италии XIV-XVI вв.; 2) доминирующую роль искусства в радикальном обновлении культуры; 3) исключительную творческую продуктивность ренессансной культуры; 4) абсолютное преобладание в культуре эпохи одного явления – гуманизма; 5) наличие у Ренессанса «отца-основателя» - Фр.Петрарки (это единственная историческая эпоха, которая была порождена интеллектуальной деятельностью одного человека).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 984; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.36.106 (0.01 с.) |