Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Б. Влияние монголо-татарского ига на российскую государственность.
Монгольское завоевание привело к коренному изменению типа государственного развития. Недаром говорят: «домонгольский период» — именно потому, что тогда Руси был присущ традиционно европейский путь феодального развития (конечно, с определенной региональной спецификой). А в тех условиях, в которых Россия оказалась в XIII—XV веках, под воздействием необходимости ускоренной централизации сформировался тип развития страны, отличающийся значительным своеобразием. 1) В целом – (что отразилось и на государственности) естественный ход развития Руси оказался прерванным, и это стало одной из главных причин ее отставания от европейских стран. Почему? - Социально-экономический упадок. Подорван экономический потенциал Руси. Разорены города (49) и села. Регулярные поборы в виде дани и иных повинностей выкачивали из страны огромные средства, которые могли бы быть вложены в развитие собственной экономики. Оборваны торговые отношения. Приостановлено колонизационное движение на восток. Исчез целый ряд ремесленных производств. В древнерусских городах не успели возникнуть ремесленные цеховые организации и купеческие гильдии, подобные западным – слабость городского сословия. Более примитивной стала социальная структура общества. - Демографический упадок. Тактика массового террора. Резко сократилась численность населения. Генофонд народа подорван. Террор. В Старой Рязани мы нашли захоронение беременной женщины. На костяках — следы ударов холодным оружием, в некоторых застряли наконечники стрел, громоздятся груды черепов, как на известной картине Верещагина. Убивали и всех домашних животных, кроме лошадей. За исключением северо-западных и западных земель, не затронутых нашествием, к 1241 году на Руси наступил демографический спад, не сравнимый ни с какой эпидемией или опустошительным голодом. Тактика массового террора была призвана парализовать волю к сопротивлению, предотвратить восстания в тылу монголов. В Москве «людей избили от старца до грудного младенца, а город и церкви святые огню предали, и все монастыри и села сожгли, и, захватив много добра, ушли». В Суздале перебили «старых монахов и монахинь, и попов, и слепых, и хромых, и горбатых, и больных». Вот пресловутая веротерпимость монголов в действии! Сообщения летописей соответствуют данным археологии, антропологических анализов: боеспособных мужчин убивали, юношей, девушек и молодых женщин распределяли между знатью и воинами. Искусных ремесленников угоняли в Монголию. «Синкретическая» культура Золотой Орды создана руками пленных мастеров из Средней Азии, Руси, Западной Европы. Таким образом, генофонд народа был подорван, что неминуемо сказалось на последующих поколениях.
- Культурный упадок. Культурный упадок еще более явствен. Разгром произошел в период высшего подъема древнерусской цивилизации. Сотни поселений, небольших городков и столиц земель-княжений, где процветали дальняя торговля и все виды ремесленного производства, городов как культурных и административных центров были стерты с лица земли. Погибли или расхищены неисчислимые материальные и художественные ценности. Сгорели монастырские и княжеские библиотеки, множество икон. Только кое-где среди пожарищ возвышались полуразрушенные церкви с закопченными росписями. После завоевания пришли в упадок целые отрасли ремесла: так, ювелиры перестали применять сложные приемы перегородчатой эмали, черни, зерни, скани. Не оставалось ни сил, ни средств на каменное храмовое строительство и развитие монументальной живописи, а также иконописи. Возрождение наступило только через полтора столетия. Усилия народа были направлены скорее на выживание, чем на творчество. Оборвались традиционные связи с Византией, Западной Европой, мусульманским Востоком, что вело к культурной изоляции и отсталости. 2) Концепция Ю. Пивоварова и Ф. Фурсова, согласно которой системообразующим элементом русской истории государственного управления становится «Власть» — не политическая, государственная или экономическая, а Власть как метафизическое явление. Власть вообще. Именно Орда принесла на Русь принцип: «Власть — все, население — ничто»; Власть — единственно значимый социальный субъект. Получается, что ордынское нашествие как бы изменило национальный генетический код с европейского на какой-то иной. «...Ордынское иго не просто изменило властные отношения на Руси — оно выковало, вылепило принципиально нового, невиданного доселе в христианском мире субъекта-мутанта.
Дело в том, что в домонгольской Руси власть была рассредоточена между углами четырехугольника: князь — вече — боярство — церковь.... ни в одном случае князь не был единственной властью — Властью с большой буквы, и в целом ситуация была похожа на европейскую. Орда создала на Руси такую ситуацию, когда единственным субъектом стала Власть. Да еще церковь — по поручению Власти». В русском языке есть, пожалуй, слово, способное служить наименованием этой традиции. Слово это — самовластие, семантически близкое к понятию “авторитаризм”, но с более понятным для нас русским оттенком. 3) «Вотчинная» психология правителей В конце XV - XVI в. характерное для золотоордынского общества «вотчинное» мировоззрение великих князей приобрело политическую окраску. По убеждению северовосточных князей всё, что только есть на принадлежащей им земле - города, леса, пашни, луга и речные пути, - принадлежало им, в том числе в той или иной степени и все живущие на этой земле люди. В результате сформировалась своеобразная «княжеско-вотчинная» психология, согласно которой население, живущее на территории княжества, считалось так же собственностью правителя, как и сама земля. Вотчинная психология включала в понятие собственности и политическую власть. Уже Иван Калита (ум. 1340) в духовной называет Московское княжество своей вотчиной. Следом за ним это же делает его сын Иван Иванович Красный. Через несколько десятилетий сын Ивана Красного Дмитрий Донской (ок. 1389) определяет как вотчину уже не только княжество Московское, но и великокняжеский титул. Таким образом, вотчина как понятие преимущественно социально-экономическое переносится на политическую почву (государство - это вотчина!). Созданное в конце XV - начале XVI в. Московское государство носило по существу форму «личной» вотчины великого князя. Первоначально вотчинные притязания князей ограничивались городами и волостями, унаследованными или лично приобретенными ими. Однако с середины XV в. значение термина стало охватывать всю страну, всю территорию расселения. Это хорошо и четко высказали послы Ивана III литовцам: «Ано не то одно наша вотчина, кои городы и волости ныне за нами: и вся русская земля, Киев и Смоленск, и иные городы... наша отчина». Этими словами московские послы ясно выразили мысль о том, что понятие Русь как государственная организация включает в себя не только территорию в существующих границах, но рассматривается в рамках всего восточнославянского единства. Под понятием «вотчинный режим государства» скрывается представление о публичной власти (государстве) как личной собственности частного права князя, отношении к государству, как к личной вотчине. В основе вотчинного порядка лежала мысль о том, что между частной собственностью вотчинника и властью правителя государства нет принципиального различия. В Западной же Европе укоренилось сознание, что король является господином в стране в политическом смысле, но не в смысле собственника. Термин вотчинный режим лучше всего определяет тип политического строя, сложившегося в Российском (Московском) государстве к концу XV в. и определившего его развитие в XVI и XVII вв.
4) Усиление самодержавных государственных начал. Резкое увеличение веса единоличной власти — это тоже след влияния монгольской системы управления. Князь был непосредственно связан с ордынским ханом, старшим государем, и места боярству или какому-нибудь вече просто не оставалось. 5) Власть приобретает деспотический характер (восточная деспотия). Восточная система подданства, при которой даже высшие феодалы, включая удельных князей, считались слугами и холопами великого князя. Тип отношений господства и подчинения, сложившийся в правящей элите Руси эпохи монгольского владычества (новый тип князей-покорных-служебников), последовательно распространился на все слои русского общества. Деспотизм власти, имевший византийские корни, был многократно усилен ордынским игом и стал нормой политической жизни Московского, а затем и Российского государства. Отличие между феодальным монархом (Европа) и деспотом состоит прежде всего в том, что первый, обладая значительной властью, использует ее в определенных границах, как правило, ущемляя право собственности своих подданных, но формально признавая его. Вотчинный же правитель просто-напросто вообще не признает за ними этого права. В вотчинном государстве нет ни официальных ограничений политической власти, ни законоправия, ни личных свобод. Зависимость от Орды воспитывала в русских князьях бесконтрольность своей власти над народом. Собирая дань («ордынский выход»), князья беззастенчиво грабили население своего княжества, прикрываясь необходимостью защиты людей от новых «татарских» нашествий. Не случайно, наверное, один из князей московских получил прозвище «Калита» («мешок», «кошель»). При этом у русских князей благодатно воспитывался восточный менталитет рабской покорности своему сюзерену, образец которого они находили в Орде. Не забудем знаменитый афоризм Н.М. Карамзина: «Москва своим величием обязана ханам». 6) Азиатский (государственный) способ производства, рыхлая бесклассовую социальную структуру социума без частной собственности, без социальных групп собственников. Лишь во второй половине XVIII в. возникла частная собственность на землю и другое имущество наряду с гражданскими правами для привилегированного меньшинства. В 1762 г. император Петр III издал Указ, по которому дворяне были освобождены от обязательной службы с сохранением прав на землю. Но этот документ не внес полной определенности в статус земли и работавших на ней крестьян (до того находившихся в собственности государя). Тем не менее, можно считать, что с этого времени в России появился класс свободных подданных, не зависевших от государства. В 1765 г. Екатерина II своим Указом объявила владельцев поместий вне зависимости от наличия документальных подтверждений de jure собственниками земель. Наконец, в 1785 г. императрица подписала знаменитую Жалованную грамоту дворянству, по которой «благородное российское дворянство» получило в полную и неотчуждаемую собственность свои владения, т. е. земли, заселенные крестьянами. Произошло это на шесть столетий позже, чем в Англии. Само понятие «собственность», введенное Жалованной грамотой, вошло в обиход, к примеру, в Германии еще в первой половине XIII в. Грамота декларировала «вольность и свободу дворян», добровольный характер их службы государству.
7) Влияние на повседневную жизнь, быт, обычаи, речь, национальный характер русского народа, его коллективную психологию и менталитет. Отчасти с этим связано постепенное усиление самодержавных государственных начал. В домонгольское время русское общество, покоившееся на общинных принципах, состояло в основной массе из незакрепощенных свободных крестьян-смердов. Социальные конфликты разного рода нельзя смешивать с «классовой борьбой», на которой настаивают историки-марксисты. Но когда земля опустошена, грады порушены («им же несть числа»), близкие погибли или уведены в полон, «величество наше смирися». Возможно, в этот период русской истории зарождаются такие качества, как долготерпение, политическая пассивность, фатализм, ибо чужеземное иго давило самое душу народа. Период подчинения монголам — время суровой духовной дисциплины, внутренней сосредоточенности и аскезы. Атмосфера страха, всеобщей неуверенности в будущем при постоянном ожидании очередных набегов ордынцев надолго воцарилась на Руси. Религиозность приняла оттенок безысходности (нашествие — наказание Бога за грехи).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.150.237 (0.008 с.) |