Глава 6. Воспитание в юридическом вузе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 6. Воспитание в юридическом вузе



§ 1. Цели, принципы, содержание и методы воспитания

 

Современное воспитание базируется на целостном подходе к человеку, сосредоточении на его личности и личном опыте как первичных феноменах, присущих человеку, подчеркивании таких исключительных человеческих свойств, как выбор, творчество, самоактуализация, признание человеческого достоинства как самостоятельной ценности, а также на установке на развитие потенциальных возможностей каждого.

Цели воспитания определяются ценностными установками, которые провозглашает современное российское общество, конкретизируя их в соответствующих нормативных актах.

Воспитание и обучение студентов — это две взаимосвязанные стороны единого образовательного процесса, цель которого заключается в содействии становлению и развитию профессионально компетентной личности юриста, обладающего профессионально и социально значимыми качествами для успешного выполнения профессиональной деятельности. Воспитание и обучение настолько неразрывно связаны друг с другом, что на практике трудно выделить сферы исключительного влияния того или другого аспекта этого процесса на развитие личности студента. Успешность воспитания в определяющей степени зависит от того, созданы ли необходимые условия для саморазвития личности в ходе вузовского обучения, в какой степени сформирована установка каждого студента на самовоспитание и самообразование.

Системно-целостный подход предполагает рассмотрение воспитания во всех его измерениях как многостороннего и многофакторного процесса, структуру которого характеризуют цели, закономерности, принципы, содержание, методы, средства и достигаемые результаты. Наряду с общей целью воспитания (целью-идеалом) для каждого воспитанника существует еще индивидуальная цель, отражающая еговозможности и уст-

ремления. Общая цель воспитания указывает на его понимание вшироком смысле как управляемую социализацию, т. е. как процесс и результат усвоения и воспроизводства человеком социального опыта. Этот процесс осуществляется в широком, многостороннем взаимодействии социальных субъектов между собой, с окружающей природной и социальной средой. Воспитатель, каковым должен быть каждый преподаватель, и воспитываемый одновременно выступают при этом субъектами самоизменения и объектами внешнего воздействия.

Воспитание в узком смысле рассматривается как процесс систематического взаимодействия воспитателя и воспитанника с целью развития у воспитываемого профессионально и социально значимых качеств, что объективно должно совпадать синдивидуальной целью воспитанника.

Понимание воспитания как единства деятельности, с одной стороны, педагогов, осуществляющих педагогические воздействия на мышление, чувства, волю, сознание и поведение, а с другой — воспитываемых, активно реагирующих на эти воздействия под влиянием своих потребностей, мотивов, жизненного опыта, убеждений и других факторов, охватывает саму суть процесса воспитания. Гармоничное сочетание общей и индивидуальной целей является важным условием решения проблемы эффективного воспитания.

В педагогике выделяют три вида целей воспитания: 1) общая цель, соответствующая представлениям общества об идеале личности; 2) педагогические цели на определенном этапе становления и развития личности (цели воспитания в образовательном учреждении с учетом возраста обучающегося); 3) оперативные цели, которые ставятся при изучении отдельной учебной дисциплины, проведении учебного занятия или воспитательного мероприятия. Цели воспитания — это ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально организованных воспитательных действий, включая самовоздействие.

Исходя из рассмотренных ранее целей юридического образования, можно сформулировать следующие задачи воспитания студентов в юридическом вузе:

— формирование у студентов научного мировоззрения, основу которого составляют профессионализм, гражданственность, нравственность, приверженность закону;

—развитие положительной учебной мотивации, творческого отношения к выполнению своих обязанностей, добросовестности и активности в учебной и общественной деятельности;

—гармоничное, целостно-ориентированное развитие личности каждого студента на единой основе его возможностей и требований профессиональной юридической деятельности;

—усвоение общечеловеческих и национальных ценностей гуманистических и демократических традиций, развитие таких профессионально важных качеств, как: справедливость, доброта, честность, бескорыстие, ответственность, стремление к истине, человеколюбие, понимание, независимость;

—обеспечение высокой культуры общения и взаимоотношений в коллективе.

Мера воспитанности определяется степенью ориентации специалиста в правилах, нормах, идеалах, ценностях общества и мерой руководства ими в поступках и профессиональной деятельности, а также уровнем сформированности на их основе профессиональных и личностных качеств.

Воспитательная работа — это специально организованная деятельность педагогов по реализации целей и задач воспитания в условиях вуза. Специфика воспитательной работы в юридическом вузе заключается в углубленном анализе, выявлении и развитии тех свойств профессиональной личности юриста (профессионально значимых качеств и компетенций), которыми он должен обладать для успешного выполнения профессиональной деятельности. Воспитание становится действенным, когда переходит в самовоспитание, т. е. деятельность человека по совершенствованию своих положительных качеств и преодолению недостатков.

Сущность воспитательной работы состоит в создании благоприятных условий для самовоспитания студента путем раскрытия перед ним поля возможных выборов и их последствий; при этом окончательное решение всегда должен принимать сам воспитываемый. Если цель обучения состоит в усвоении необходимых для специалиста профессиональных знаний и умений, то цель воспитания заключается в усвоении общих и специальных форм поведения.

К основным функциям воспитания можно отнести следующие:

статусно-ролевая — обеспечивает понимание и принятие студентами своего специального статуса, ролевых функций, ответственности и обязанностей;

развивающая — состоит в активном влиянии на развитие и саморазвитие ценностных установок и профессионально важных качеств, а также продуктивную реализацию творческого потенциала студентов в учебной деятельности;

информационно-коммуникативная — обусловливает активное влияние воспитания на познавательную деятельность студентов, развитие социально значимых связей и взаимоотношений;

мотивационно-мобилизующая — состоит в создании социально-психологических и педагогических условий, побуждающих студентов к продуктивному выполнению своих обязанностей;

профилактико-перевоспитывающая — заключается в прогнозировании, предупреждении и ликвидации нежелательных проявлений поведения, педагогической профилактике отклоняющегося поведения, преодолении и устранении негативных черт личности студента в интересах развития социально и профессионально необходимых качеств.

Преподавателям важно помнить, что множество взаимоотношений и взаимодействий, в которые вступает студент, как и любой человек, не усваиваются им пассивно и механически. Одни из них стимулируют деятельность и формируют мотивы поведения; другие оказываются нейтральными; третьи вызывают сопротивление с его стороны. В воспитании спонтанно проявляются природные сущностные силы человека. Все это характеризует его как целостный феномен, который одновременно является как субъектом, так и объектом воспитания.

В качестве субъекта воспитательного процесса студент предстает как развивающаяся индивидуальность. В основе такого развития лежат его взаимодействия с социальной средой, природные силы и духовный мир. При этом он осуществляет собственный критический анализ влияний, отношений, взаимодействий и совершает сознательный выбор идей, действий, поступков. Появляется возможность ставить собственные цели, поскольку любой человек стремится к активному самопроявлению, самопознанию и самоутверждению. Таким образом, он стремится удовлетворить свои потребности в деятельности и общении, аккумулируя и перерабатывая воспитательные воздействия, принимая их или сопротивляясь им в силу своей частной автономии.

Эффективность воспитания во многом зависит от знания и учета преподавателями и сотрудниками вуза закономерностей и принципов воспитания. Под закономерностями воспитания понимаются устойчивые, повторяющиеся и существенные связи воспитательного процесса, реализация которых позволяет добиваться требуемых результатов.

Знание закономерностей воспитательного процесса позволяет:

—создавать условия, при которых воспитание будет протекать в соответствии с действием объективных закономерностей а не вопреки им (игнорирование законов с неизбежностью приводит к обострению противоречий, повторению ошибок и нелогичности в воспитательной работе);

—утверждать продуктивную практику воспитательной работы, освобождаясь от стереотипов и постигая суть движения от устаревших педагогических представлений к новым, более эффективным;

—прогнозировать изменения в системе воспитательной работы, осуществление которых обеспечивает ее оптимизацию.

Можно выделить следующие педагогические закономерности воспитания применительно к юридическому вузу.

1. Обусловленность целей и задач воспитательной работы конституционными, мировоззренческими, нравственно-этическими ориентирами и позициями, правовыми рамками образовательной и профессиональной юридической деятельности.

2. Соответствие системы и процесса воспитания требованиям нормативных документов, научно-методических рекомендаций.

3. Усиление цивилизационно-технологического компонента в развитии социально и профессионально компетентной личности юриста. Данная закономерность выражается в необходимости эффективной социализации на общечеловеческом и конкретном уровнях посредством сопоставления вариантов и опыта мировой практики, применения целостных педагогических технологий, ориентированных на использование творческого потенциала студентов.

4. Развитие и проявление личности студента как результат его самовыражения в учебной деятельности и повседневном общении. Проживая жизнь в неповторимо-индивидуальном варианте, студент должен получать достаточно конструктивных

воспитывающих импульсов, которые ориентируют его и способствуют продуктивной самореализации.

5. Зависимость эффективности воспитания от интенсивности воспитательной работы и самовоспитания, реальных условий и качества взаимоотношений всех субъектов воспитательного процесса. В соответствии с данной закономерностью необходимо обеспечивать нормальные условия жизни и деятельности студентов и педагогов с целью наилучшего удовлетворения всего комплекса их потребностей, которое возможно в реальной ситуации. Особое внимание важно уделять гармоничному сочетанию воспитания и обучения.

Воспитательная работа в вузе должна осуществляться на основе принципов воспитания, которые выдвигаются в рамках выявленных закономерностей. Принципы воспитания — это общие исходные положения, которые определяют направленность, содержание, организацию и методы воспитания в образовательном учреждении. Так же, как и принципы обучения, принципы воспитания объективны по содержанию, но субъективны по форме своего существования. Поэтому знание принципов воспитания, отражающих закономерности воспитательного процесса, позволяет преподавателям и администрации вуза сознательно и творчески решать задачи воспитания студентов, систематизировать и упорядочивать свою профессиональную деятельность, осуществлять ее педагогически обоснованно, уверенно достигать поставленной цели воспитания.

К принципам воспитания предъявляются следующие требования: обязательность, комплексность, равнозначность. Это означает, что они требуют обязательного и полного воплощения в учебно-воспитательную практику, одновременного, а не изолированного применения на всех этапах воспитательного процесса; что среди них нет главных и второстепенных.

Вместе с тем принципы воспитания — не догма, не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства преподавателя. Они — своеобразное руководство к действию для воспитателя, предполагающее творческий подход к воспитательный работе с различными студентами и группами, позволяющее учитывать особенности этой работы в каждом конкретном случае. Принципы лаконично выражают основные идеи, на основе

которых взаимодействуют все субъекты воспитательного процесса и строится все профессиональное воспитание.

Принцип гуманистической направленности профессионального воспитания ориентирован на уважение личности, ее суверенитета, веру в ее творческие силы и возможности, сотрудничество во взаимоотношениях между студентами, а также между ними и преподавателями. Этот принцип утверждает высшую ценность человека, его прав и свобод и требует особого внимания к культурной и моральной эволюции личности будущего юриста, признающего ядром нравственности древний постулат: «Во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Принцип демократизации направлен на обеспечение демократических норм в усвоении общей и профессиональной культуры студентами, развитие студенческого самоуправления во всех сферах жизнедеятельности обучающихся; исключение формализма и единообразия из процесса воспитания.

Принцип целостности учебного и воспитательного процессов предполагает усиление когнитивных, мотивационных, эмоционально-ценностных компонентов учебной и внеучебной деятельности студентов, направленной на усвоение и развитие профессионально значимых качеств целостной личности юриста.

Принцип сочетания дифференцированного, индивидуального и комплексного подходов в воспитании утверждает необходимость ориентации на конкретный, индивидуальный исходный уровень воспитанности и культуры будущего юриста, отбор содержания, методов и средств воспитательной работы в соответствии с особенностями студентов и студенческих групп.

Принцип совместно-раздельной творческой деятельности студента и преподавателя заключается в соблюдении пропорционального соотношения усилий и первого, и второго в совместной учебно-профессиональной деятельности с постепенным становлением студента самостоятельным субъектом этой деятельности, выступающей основой профессионально-личностного развития будущих юристов.

Принцип стимулирования учебной и социально ценностной активности студентов обусловлен большой общественной значимостью профессиональной деятельности юриста, требующей высокой степени его самоотдачи в сочетании с пониманием им своей личной ответственности за судьбу каждого человека.

Творческий и духовный потенциалы личности юриста могут быть сформированы на основе развития и закрепления у студентов способностей к сопереживанию, состраданию, соучастию в делах и жизненных ситуациях других людей.

Принцип эстетики студенческой жизни обеспечивает оптимистический стиль жизни студентов, внедрение разнообразных студенческих и профессиональных традиций, праздников, форм организации коллективного досуга, здорового образа жизни студентов. Эстетизация среды образовательного учреждения способствует благоприятному морально-психологическому климату и самочувствию студентов, определяет стилистику их поведения и отношений, моделирование профессионального и человеческого образа собственного Я. Красота во всех формах ее проявления и созидания входит наряду с добром и истиной в число критериев оценки воспитанности человека.

Среди других принципов воспитания можно назвать следующие: опора на положительное в личности и коллективе; субъект-субъектный характер педагогического взаимодействия; системность и последовательность воспитательных мер; единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий; рациональное сочетание методов и средств воспитания (убеждения, принуждения, поощрения, порицания и т. д.).

Принципы воспитания тесно взаимосвязаны друг с другом и с принципами обучения, что обеспечивает воспитывающий характер обучения и развивающий эффект воспитания. Совокупность требований принципов воспитания, реализованных в педагогической деятельности, обеспечивает системный подход к воспитанию, его комплексный характер. Принципы воспитания обусловливают систему методов воспитания, через которую они реализуются в практической деятельности.

Методы воспитания — это общественно обусловленные способы педагогического взаимодействия субъектов воспитательного процесса с целью достижения заданной цели и задач воспитания. Они направлены на формирование и развитие социально одобряемых и профессионально необходимых качеств, установок, способов поведения воспитанников и преодоление, искоренение негативных.

Метод воспитания иногда определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения поставленной цели и запланированных задач.

Прием воспитания — часть общего метода, отдельное воспитательное действие. Творчески работающий воспитатель в меру собственных сил и возможностей вносит в разработку общих методов свои частные изменения и дополнения, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса. Эти усовершенствования также могут быть причислены к приемам воспитания.

Средства воспитания — это предметы среды или педагогические ситуации, преднамеренно включенные в воспитательный процесс, совокупность приемов. Например, слово (в широком понимании) — средство воспитания, а ироническое замечание оценочное суждение, сравнение — приемы. К средствам воспитания относятся наглядные пособия, произведения изобразительного и музыкального искусства, оформление учебных аудиторий и интерьер образовательного учреждения в целом, СМИ, различные виды деятельности (учебная, трудовая, игровая), педагогическая техника преподавателя (речь, мимика, движения), его внешний вид.

Выбор и успешное применение методов, приемов и средств воспитания определяются уровнем профессиональной компетентности воспитателя, индивидуальными особенностями его личности; также они связаны с поиском оптимального пути воспитания, позволяющего быстро и с разумными затратами времени, энергии, средств достичь намеченной цели.

Выбор метода воспитания определяют следующие факторы:

—цели и задачи воспитания;

—содержание и закономерности воспитания;

—конкретные условия воспитания (учебно-материальные, психофизиологические, психологический климат в коллективе, стиль педагогического руководства);

—возрастные, индивидуальные, личностные особенности воспитанников;

—уровень профессионально-педагогической квалификации преподавателя;

—время воспитания (сильнодействующие методы, связанные с наказанием и принуждением, используются обычно при перевоспитании, когда за возможно более короткое время требуется искоренить негативные стереотипы поведения; щадящие методы, связанные с увещеваниями и постепенным приучением, используются в благоприятных условиях);

— ожидаемые последствия (выбирая тот или иной метод, воспитатель должен предвидеть, к каким результатам приведет применение данного метода).

Содержание воспитания в юридическом вузе обусловлено его целями, структурой профессионально значимых качеств личности юриста. Зная природу и психологическую структуру того или иного качества, можно более успешно использовать воспитательные возможности различных учебных дисциплин, внеаудиторной воспитательной работы и условий вуза в целом. Началом формирования качества является понимание факта, явления, события. Далее следует усвоение и выработка положительного отношения к усвоенному, уверенности в его истинности. Затем происходит синтез интеллектуальных, эмоциональных, волевых и мотивационных процессов, превращение в устойчивое новообразование — качество. Важнейший путь формирования и развития качеств — активная деятельность студентов, выполнение учебных, профессиональных, общественных задач, которым обычно предшествует создание их ориентировочной и мотивационной основ.

Формирование научного мировоззрения становится более эффективным, если, например, преподаватель учитывает, что этот процесс предполагает не только усвоение научных знаний, но и овладение умением применять их на практике, переход мировоззренческих знаний в личные взгляды и убеждения, развитие диалектического подхода к объяснению явлений действительности. Существенным условием успешного формирования мировоззрения выступает выявление уровня его развития у студентов (степень понимания мировоззренческих идей и закономерностей общественного развития; умение научно объяснить социальные, политические, экономические, правовые, экологические, нравственные, эстетические и другие явления; способность занять активную позицию по отношению к негативным сторонам жизни; умение самостоятельно применить мировоззренческие знания к решению различных вопросов).

Становление профессиональной личности юриста в вузе начинается с формирования и укрепления положительной установки студентов на свою профессию. Прежде всего надо создать у обучающихся правильное представление об общественном значении и содержании юридической деятельности, о личных перспективах карьерного роста. Важно поддерживать уверенность каждого студента в его профессиональной пригод-

ности, а также понимание необходимости овладения всеми учебными предметами, видами профессиональной подготовки, предусмотренными учебным планом вуза. В образовательном процессе желательно связывать личные стремления и жизненные цели студентов с задачами общества, укреплением демократического правового государства, необходимостью его экономического и социального развития.

Содержание воспитания, таким образом, образует целостная система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт профессиональной личности юриста, устойчивых привычек поведения, которыми овладевают студенты в соответствии с поставленными целями и задачами. Хорошо организованное воспитание в юридическом вузе должно подготовить студента к эффективному исполнению трех главных социальных ролей в его жизни — гражданина, профессионально компетентного юриста, семьянина. Следовательно, здесь требуется специфическая воспитательная работа, направленная на выработку и формирование соответствующих внутренних компонентов отношений личности — потребностей, чувств, взглядов, убеждений, привычек поведения.

Результат профессионального воспитания — профессиональная воспитанность будущего юриста. Воспитанность как обобщенный результат социализации, воспитания и самовоспитания человека выражается в степени соответствия его слов и действий принятым в данном обществе нормам и правилам человеческого общежития.

Профессиональная воспитанность юриста — наличный уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между его профессионально значимыми качествами, знаниями, убеждениями и поведением, соответствующим социальным ожиданиям и стандартам.

Воспитываемость — потенциальный уровень развития личности студента, отражающий его подготовленность к сравнительно быстрому формированию новых для него познавательных, эмоциональных и поведенческих умений и навыков.

Универсальной формой проявления профессиональной воспитанности может служить нравственно-этическое отношение студента к окружающей действительности, ценностям и нормам профессионального сообщества юристов. Именно в учебно-профессиональной деятельности студент обретает устойчивые образцы для своего саморазвития, поскольку ядром лично-

сти является индивидуально-целостная система ее субъектно-оценочных, сознательно-избирательных отношений к действительности, представляющая собой интериоризованный опыт взаимоотношений с профессиональной средой.

Уже в первом Уставе Московского университета нравственно-эстетическое отношение рассматривалось как основа профессиональной воспитанности будущих специалистов. В частности, студенту предписывалось выполнять ряд правил, вытекающих из его обязанностей как христианина и гражданина: «быть опрятным, избегая циничной гнусности, как и излишнего щегольства, хранить чистоту телесную, жить скромно и соразмерно своим доходам, любить труд, блюстись подозрительных знакомств и обществ, строго соблюдать университетские узаконения». Университетское воспитание того периода было нацелено на формирование умственных сил человека в соединении с нравственным совершенствованием, что само по себе должно было стать основанием и залогом общего блага.

Нравственно-эстетическое отношение включает в себя три тесно связанных между собой компонента: когнитивный, эмоциональный, деятельностно-практический. Это отношение предстает как основа позиции личности, в которой эстетическое проявляет форму ее выражения, а нравственное — ее сущность. Содержание воспитания включает в себя развернутую систему конкретизированных задач и усложняющихся видов деятельности, в рамках которых происходит нравственно-эстетическое становление личности будущего юриста.

Когнитивная сфера деятельности включает в себя: усиление профессиональной направленности среды юридического вуза, формирование профессиональных ценностей и идеалов будущих юристов; обогащение нравственно-эстетического кругозора студентов, их духовных потребностей и интересов; формирование правосознания, гражданской позиции, нравственно-эстетического кредо будущих юристов.

В эмоциональную сферу деятельности входят: развитие эмоциональной отзывчивости, способностей самовыражения и самопрезентации студентов; обогащение эмоциональной сферы студентов, их нравственно-эстетических чувств; обогащение содержания и организации клубной деятельности студентов по интересам.

Деятельностно-практическая сфера включает в себя: внедрение студентов в профессиональную деятельность, художествен-

ное творчество, процесс творческой самореализации, развитие студенческого самоуправления; усвоение этикета, профессиональных норм и привычек, здорового образа жизни; моделирование эстетического облика студентов, включение их в эстетизацию среды жизнедеятельности.

Содержание воспитательной работы в вузе реализуется в следующих традиционных направлениях: профессиональное, умственное, нравственное, эстетическое, гражданское, правовое, трудовое, физическое, экономическое, экологическое. Используемые в профессиональном воспитании методы и технологии не могут не учитывать специфических особенностей студенчества как социокультурной, профессиональной и возрастной группы.

Профессиональное воспитание призвано формировать систему профессионально значимых качеств, необходимых специалисту для выполнения задач, связанных с профессиональной деятельностью. Главная цель данного направления воспитательной работы — развитие профессиональной компетентности специалиста.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей, познавательных интересов студентов; формирование культуры учебного и интеллектуального труда; развитие мышления, памяти и силы воли как основных условий познавательной деятельности; стимулирование интереса к работе с книгами и другими источниками информации; развитие самостоятельности и креативности.

Нравственное воспитание направленно на утверждение в сознании студентов общечеловеческих и национальных нравственных ценностей; разумное использование свободного времени и развитие нравственных качеств личности, а именно: внимательного и заботливого отношения к людям, честности, справедливости, терпимости, организованности, дисциплинированности, ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, стремления к истине.

Эти нравственные качества восходят к основам христианского учения о заповедях блаженства как идеалах истинного верующего и семи смертных грехах, которых следует избегать в жизни: гордыни, лихоимства, блуда, зависти, плотоугодия, злопамятности, уныния. Побеждаются эти грехи добродетелями, выполнением заповедей блаженства: кротостью и смирением, щедростью, противлением плоти, любовью, воздержанием, терпением и незлопамятностью, усердием и трудолюбием.

Эстетическое воспитание призвано развивать эстетическое отношение к действительности, которое предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного, пониманию красоты труда и культуры поведения, формирование представлений о добре и зле, красивом и безобразном. Благодаря эстетическому воспитанию человек привносит эстетическое отношение в личную жизнь и жизнь окружающих, в быт и профессиональную деятельность. Воспитательное значение имеет эстетическая организация учебной деятельности студентов, чистота и привлекательное оформление аудиторий, рекреаций, служебных помещений и прилегающих территорий образовательного учреждения, художественный вкус, проявляющийся в стилистике одежды студентов и преподавателей.

Гражданское воспитание предполагает формирование у студентов ответственного отношения к своему Отечеству, народу, семье, согражданам; добросовестное выполнение законов и профессиональных обязанностей, содействие развитию институтов гражданского общества и процветанию страны.

Правовое воспитание призвано обеспечить формирование правового сознания и правовой культуры студентов. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и конституции, правам человека и критического отношения к тем, кто их преступает.

Трудовое воспитание направлено на развитие у студентов общетрудовых умений и способностей; трудолюбия; добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности; профессиональных умений и навыков.

Физическое воспитание преследует цель формирования физической культуры студентов; укрепления здоровья; развития необходимых физических качеств, здорового образа жизни; обеспечения высокой работоспособности и развития потребности в постоянном физическом самосовершенствовании.

Экономическое воспитание направлено на развитие экономического мышления студентов; формирование таких деловых качеств, как предприимчивость, расчетливость, бережливость; усвоение специальных знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения и т. д.

Экологическое воспитание ориентирует на развитие высокой экологической культуры студентов, включающей в себя понимание непреходящей ценности природы и всего живого на Зем-

ле, ответственное и бережное отношение к природным ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Каждый человек, а тем более профессиональный юрист, должен принимать активное участие в предотвращении экологической катастрофы.

Реальное личностно-ориентированное профессиональное воспитание в вузе осуществляется в конкретном взаимодействии с будущим юристом при инициирующей роли куратора первичного студенческого коллектива, отдельных преподавателей, сотрудников деканатов, управления по внеучебной работе органов студенческого самоуправления. Вся основная воспитательная работа проводится на уровне отдельной студенческой группы или конкретной личности студента. В такой работе доминирует личность воспитателя, осуществляющего управление профессиональным развитием личности студента и являющегося инициатором воспитательных воздействий, посредником в трансляции целей и ценностей профессионального воспитания на уровень сознания каждого студента.

Методы воспитания должны соответствовать сущностным характеристикам профессиональной воспитанности будущего юриста, учитывать реальный уровень его личностного развития. Они обращены к когнитивной, эмоциональной и деятельно-практической сферам личности студента. Доминирующими средствами воздействия на каждую из этих трех сфер оказываются соответственно слово, образ, действие. Доминирование отдельных средств воспитания обусловливает дифференциацию применяемых методов, воздействующих на сознание, волю, чувства, поведение студентов.

В современной педагогике имеется несколько классификаций методов воспитания, выстроенных по различным общим основаниям. По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение, наказание. Другая классификация включает в себя методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения студентов.

По результатам методы воспитания делятся на способы формирования нравственных установок, отношений, мотивов, представлений, понятий, идей и способы, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.

Наиболее распространенной в настоящее время является классификация методов воспитания на основе направленности — интегрированной характеристики, включающей в себя целевую, содержательную и процессуальную стороны методов

воспитания. Согласно этой классификации выделяют три группы: 1) методы формирования сознания личности (убеждение, объяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, пример); 2) методы организации деятельности и формирования опыта профессионального и социального поведения (упражнение, приучение, педагогическое требование, поручение); 3) методы стимулирования поведения и деятельности (поощрение, наказание, соревнование, субъективно-прагматический метод).

Убеждение, по словам Ушинского, есть главнейшая дорога человеческого воспитания. Метод убеждения считается основным не только в воспитании, но и в научной полемике, при решении конфликтных ситуаций, правовых споров. Он представляет собой интеллектуально-эмоциональное воздействие на сознание, чувства, волю партнеров по коммуникации, основанное на логике, доказательствах, с целью выработки у них собственных взглядов и нравственных установок. Убеждение основано на осмысленном принятии студентом каких-либо сведений или идей, их анализе и оценке. При этом заключение может быть сделано как самостоятельно, так и вслед за убеждающим, но в любом случае оно не воспринимается в готовом виде. Убеждение требует, как правило, больших затрат времени и использования разнообразных педагогических знаний и приемов, так как обращено к собственному критическому суждению личности.

Убедить человека — это значит сделать его личным достоянием приверженность идее, нравственным нормам, превратить их в главные мотивы действий, поведения. Метод убеждения предполагает использование двух основных средств воспитания: слова и дела (деятельности).

Распространенными приемами и средствами убеждения словом являются разъяснение, доказательство, опровержение, сравнение, сопоставление, аналогия, ссылка на авторитет. Убеждение словом должно органически сочетаться с убеждением делом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.06 с.)