Глава 7. Профессионально-педагогическая компетентность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 7. Профессионально-педагогическая компетентность



преподавателя............................................................. 340

§ 1.Структура и содержание профессионально-
педагогической компетентности преподавателя.............. 340

§ 2. Профессионально значимые качества личности

преподавателя.............................................................. 352

§ 3. Коммуникативная компетентность преподавателя....360

§ 4. Самосовершенствование личности педагога.... 388

Вопросы для самоконтроля........................................ 408

Литература................................................................... 409

Приложения................................................................ 410

Приложение I. Методические рекомендации по анализу
и самоанализу педагогической деятельности
преподавателя....................................................................... 410

Приложение II. Тесты для самодиагностики

и оценки личности преподавателя............................ 423


Предисловие

 

Актуальность появления настоящего учебника обусловлена обострившимся в последние годы противоречием между резко возросшей общественной потребностью в достаточно большом количестве компетентных юристов, качество профессиональной подготовки которых должно соответствовать современным международным и внутригосударственным образовательным стандартам, и не удовлетворяющим этим критериям уровнем личностно-профессионального развития выпускников многих юридических вузов и факультетов. Очевидно, что повышение качества и эффективности юридического образования невозможно без высококлассных преподавателей-профессионалов. Преподаватели юридических вузов и факультетов, как правило, не имеют профессионального педагогического образования, а являются специалистами разных предметных областей, не ориентированных на деятельность в сфере образования. Нельзя забывать и о важной роли фонда актуальных педагогических знаний, умений и навыков юристов в их практической деятельности.

Эту актуальность усиливает почти полное отсутствие в стране учебников по педагогике юридического образования за исключением ведомственной педагогической литературы инструктивного характера для юридических вузов МВД России. Педагогика высшей школы, сложившаяся как самостоятельная дисциплина в системе повышения квалификации преподавателей вузов в 1980-е гг., предлагает научно обоснованный путь освоения новой для юристов профессионально-педагогической деятельности вместо копирования не всегда лучших педагогических образцов, трудных проб, ошибок и находок.

Автор учебника доктор педагогических наук, профессор К. М. Левитан почти 30 лет преподает в одном из передовых юридических вузов страны — Уральской государственной юридической академии, отметившей в 2006 г. свой 75-летний юбилей. За эти годы в УрГЮА сформировались солидные научно-педагогические школы по многим отраслям права, накоплен богатый опыт профессионального образования высококвали-

фицированных юристов, проведены десятки научно-практических конференций различного уровня в поисках оптимальной модели юридического образования. Обобщение передового педагогического опыта в сфере юридического образования, анализ достижений современной педагогической науки, экспериментально-поисковая работа побудили автора разработать курс педагогики высшей школы, который он читает в магистратуре и институте повышения квалификации. Материалы этого курса легли в основу данного учебника.

Структура книги обусловлена авторским пониманием предмета юридической педагогики как исследования и проектирования учебно-воспитательного процесса в юридическом вузе и управления данным процессом. Исходя из этого в первых главах книги определяются основные понятия педагогики высшей школы как науки о высшем профессиональном образовании, месте педагогики в системе педагогических наук, раскрывается сущность компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании. Цель настоящей работы — содействие повышению качества и эффективности юридического образования на основе исследования и проектирования учебно-воспитательного процесса в юридическом вузе и управления этим процессом. Также формулируются главные задачи курса в свете прогрессивных идей и концепций гуманистической педагогики, среди них:

содействие развитию педагогического мышления (усвоение идеи уникальности каждого человека; отношение к личности как высшей ценности; формирование представлений об активном, творческом характере человеческой личности; признание межличностных отношений в качестве главной движущей силы развития и источника психических новообразований личности, установление партнерских отношений между преподавателем и студентами; принятие идеи единства органической и духовной жизни человека с утверждением примата духовного начала, его ведущей роли в развитии личности специалиста);

ознакомление с современными трактовками предмета педагогики высшей школы и предмета юридической педагогики, изложение основных проблем и тенденций развития юридического образования в стране и за рубежом;

ознакомление с историей и современным состоянием юридического образования в России (основными подходами к определению целей высшего образования, в том числе юридиче-

ского, методами обучения и воспитания студентов-юристов, способами педагогического контроля);

формирование установки на непрерывное образование в течение всей жизни и саморазвитие личности;

способствование усвоению норм педагогической этики в соответствии со спецификой профессиональной деятельности преподавателя юридического вуза.

Центральное место по своему значению занимают главы, посвященные дидактике юридического образования и воспитанию студентов-юристов, поскольку юридическое образование правомерно рассматривается автором как единый, неразрывный процесс обучения, воспитания и развития личности специалиста в юридическом вузе. Значительный интерес представляет освещение автором учебника способов реализации дидактических принципов в юридическом образовании, описание методов и форм обучения и современных образовательных технологий (личностно-ориентированного, модульно-рейтингового, проблемного, игрового, компьютерного обучения).

Научная новизна есть и в главе о воспитании в юридическом вузе. Здесь применительно к специфике юридической деятельности раскрываются цели, принципы, содержание и методы воспитания студентов-юристов, сущность и содержание деонтологической подготовки юристов, основы формирования конфликтной компетентности, причины и сущность девиантного поведения, способы его профилактики и коррекции. Изучение этих вопросов должно способствовать становлению компетентного юриста не только как узкого специалиста, оснащенного определенными знаниями, умениями и навыками, но и как высококультурного человека, обладающего социально ценными компетенциями и качествами личности с гуманистической направленностью.

Заключительная глава учебника посвящена личности основного субъекта организации образовательного процесса в юридическом вузе — преподавателя. В ней подробно анализируются структура и содержание профессионально-педагогической компетентности преподавателя, профессионально значимые качества его личности, коммуникативная компетентность, организация, содержание и методы самосовершенствования личности педагога. Приложения содержат практико-ориентированные методические рекомендации по анализу и самоанализу пе-

дагогической деятельности преподавателя, а также тесты для самодиагностики и оценки его личности.

Надеюсь, что предлагаемый учебник будет способствовать профессионализации личности преподавателя юридического вуза, развитию его профессионально-педагогической компетентности, т. е. готовности и способности осуществлять образовательную деятельность в соответствии с педагогическими закономерностями юридического образования, ориентацией на гуманистические и демократические ценности, а также четко осознаваемой ответственностью за качественное исполнение своего профессионального долга и призвания.

В. Д. Перевалов,

ректор Уральской государственной

юридической академии,

заслуженный юрист РФ,

доктор юридических наук, профессор


 

Глава 1. Педагогика как наука об образовании

Основные понятия педагогики

 

Все люди так или иначе являются воспитателями. Кто-то, получив специальное педагогическое образование, занимается воспитанием и обучением детей и взрослых профессионально, остальные — неосознанно или сознательно, ориентируясь на свой жизненный опыт и индивидуальные представления о должном поведении человека. Рождаясь чисто биологическим существом, индивид в процессе социализации, т. е. усвоения и активного воспроизводства социального опыта в общении и деятельности, приобретает социально значимые качества, становится личностью. Такое усвоение принятых в обществе норм поведения происходит путем подражания, идентификации с каким-то образцом в результате перенимания социального поведения тех, кто служит примером.

Естественно, преступные взгляды и способы поведения также могут формироваться на основе подражания успешным примерам и ситуациям в ходе социального взаимодействия. Отсюда вытекают необходимость и важность педагогических знаний для всех образованных людей, в первую очередь для тех, кто наряду с педагогическими работниками занят непосредственно в производственных системах «человек—человек», например, для юристов, социальных работников, руководителей всех рангов, актеров, врачей, работников сферы обслуживания и т. п.

Жизнедеятельность любого человека имеет педагогический аспект, так как неизбежно включает в себя взаимоотношения с детьми, родителями, супругой или супругом, товарищами, коллегами, руководителями, подчиненными и т. д., т. е. те сферы, где требуется оказание воздействия на людей с целью значительного изменения или частичной коррекции их поведения. Эффективность такого воздействия напрямую зависит от уровня педагогической грамотности того, кто выступает в роли воспитателя. А педагогическая грамотность предполагает изучение педагогики.

Педагогика — это наука об образовании и развитии человека.

Термин «педагогика» происходит от двух греческих слов — «дитя» и «вести» — и буквально переводится «детовождение». Педагогом в Древней Греции назывался раб, сопровождавший ребенка своего господина в школу. Позднее слово «педагогика» стало употребляться в более широком смысле для обозначения искусства воспитания и обучения, причем не только детей, но и взрослых.

Овладение педагогической наукой, развитие научно-педагогического мышления не может происходить иначе, как через усвоение соответствующих научных категорий и понятий. Педагогику, как каждую отрасль знания, условно можно сравнить с гигантской пространственной решеткой, в узлах которой находятся понятия, отражающие объективные предметно-логические связи между явлениями внешнего мира и сохраняющие свою действенность для человеческой деятельности. Понятийно-терминологическая система представляет собой совокупность тех «кирпичиков», из которых уже выстроено «здание» современной науки и с помощью которых осуществляется выработка нового знания. Будучи проводниками научно-педагогической информации, понятия и термины способствуют адекватному постижению педагогической реальности и эффективному поведению. Основными понятиями педагогики являются: воспитание, обучение, образование, развитие личности, и соответственно, самовоспитание, самообучение, самообразование и саморазвитие личности.

Понятие «личность» — одно из центральных в понятийно-терминологической системе гуманитарных и социальных наук. Подход к определению личности основывается на общем философско-психологическом различии понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Понятие человек выражает общеродовые черты, присущие человеческому существу, указывает на его принадлежность к человеческому роду. Понятие индивид обозначает человека как единичного представителя человеческого рода, принадлежащего одновременно природе и человеческому обществу. Понятие личность фиксирует общественно значимые черты человека, меру его социальности, а понятие индивидуальность выражает способ ее бытия как субъекта самостоятельной деятельности.

Понятие личность, следовательно, включает в себя совокупность присущих индивиду социальных качеств, которые обра-

зовались у него на основе природных свойств (пол, темперамент и т. д.) в процессе активных взаимодействий с социальной средой (семья, школа и проч.) и деятельности (игровой, познавательной, трудовой). Личность человека представляет собой синтез всех его характеристик в уникальной структуре, которая определяется и изменяется в результате адаптации к социальной среде. Уровень развития личности характеризуется степенью сформированности социально значимых качеств, которые позволяют человеку управлять своими природными, биологическими инстинктами.

Развитие личности есть последовательные количественные и качественные прогрессивные и регрессивные изменения, которые происходят в ее структуре. Они затрагивают все сферы личности: потребностно-мотивационную, интеллектуальную, поведенческую. Личностное развитие не прекращается до момента смерти человека, изменяясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству. В связи с этим возможны разные модели поведения для каждой стадии развития личности. Общими характеристиками развития являются: необратимость, прогресс или регресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменения и сохранения качеств.

Развитие личности учащегося является основной целью любой системы образования. Истоки самого понятия «образование» восходят к раннему Средневековью, соотносясь с понятиями «образ», «образ Божий». Образование с эпохи Возрождения понималось как постижение этого образа и следование ему. Образование становится способом создания своего образа, своей личности.

Аналогичное содержание имеет немецкоязычный термин «Bildung» образование, корневой морфемой которого также является «образ» — Bild. С позиций гуманитарного образования образованным человеком считается тот, кто может управлять своими природными инстинктами, делать сознательный нравственный выбор, устанавливать отношения с другими людьми, понимать основные взаимосвязи в окружающем мире, логически мыслить, размышлять об основных вопросах бытия: о смысле и цели жизни, смерти, возможностях человеческого разума и познания. Согласно классику немецкой философии И. Канту (1724—1804), образование — это приобретение способности к разумному самоопределению и самосовершенствованию, способности вырабатывать собственные моральные убеж-

дения и пользоваться своим разумом без руководства со стороны другого человека. Швейцарский педагог И. Г. Песталоцци (1746—1827) рассматривал всестороннее общее образование как образование «головы, сердца и руки», т. е. развитие интеллекта, воспитание чувств и формирование практических трудовых навыков.

Образование возникло вместе с обществом и стало органичной частью его жизни. Развитие и функционирование образования обусловлено всеми условиями и факторами существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными. История человеческого общества свидетельствует, что больших успехов в развитии всегда достигали те народы и государства, у которых образование было поставлено лучше. Образование ориентировано на характер и ценности культуры, освоение ее достижений и ее воспроизводство, принятие социокультурных норм и включение человека в их дальнейшее развитие. Культура понимается как система сознания и образцов поведения людей, предметов и явлений в жизни общества, воспроизводящаяся при смене поколений.

Термин «образование» употребляется обычно в трех значениях:

1) для обозначения системы образования;

2) для обозначения образовательного процесса;

3) для характеристики результата этого процесса.

Понятие «система образования» раскрывается в ст. 8 Закона РФ «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ): «Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;

органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций;

объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования».

Следовательно, система образования может быть государственной, частной, муниципальной или федеральной. Она характеризуется уровневостью: дошкольное, школьное (начальная, средняя, старшая ступень); высшее (бакалавриат, подготовка

специалиста, магистратура); повышение квалификации; аспирантура, докторантура.

Образование имеет профиль: общее, специальное (естественно-научное, математическое, юридическое и т. д.). Для каждого уровня характерны определенные образовательные учреждения: детские сады, школы, гимназии, лицеи, институты, университеты, академии со своими организационными формами обучения — урок, лекция, семинар и т. п. — и специфическими формами контроля — опрос, зачет, экзамен и др. Обязательный минимум каждой образовательной программы устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом (ст. 9 Закона РФ «Об образовании»).

Образование как процесс определяется в преамбуле Закона РФ «Об образовании»: «Под образованием... понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государственных образовательных уровней (образовательных цензов)».

Исходя из данного определения, важно подчеркнуть, что в настоящее время образование рассматривается в качестве главного инструмента культурной преемственности поколений, что обучение и воспитание суть стороны единого процесса образования. Образование понимается сегодня как плодотворный процесс соединения знаний с качествами личности, вследствие чего эти знания, сформированные умения, установки и мировоззрение приобретают индивидуализированный образ, позитивно преображая личность. Непрерывность образования в настоящее время выступает в качестве его основной черты как процесса, который не прекращается до конца сознательной жизни человека, а лишь видоизменяется по целям, содержанию и формам.

Образование как результат подразумевает совокупность систематизированных знаний, умений, навыков, а также интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, сформированных в результате обучения и воспитания в определенной образовательной системе. В этом смысле можно говорить об общем или профессиональном, широком или недостаточном образовании. Стандартизированные требования к знаниям, умениям, навыкам, качествам выпускника специального учебного заведения содержатся в так называемых профессионально-квалификационных характеристиках. Например, международный стандарт специали-

ста с высшим образованием, рекомендованный ЮНЕСКО, предполагает, в частности, владение одним или двумя иностранными языками и компьютером. Важно подчеркнуть, что любое образование, общее или профессиональное, должно обязательно включать воспитание личной ответственности каждого за использование тех или иных знаний и умений.

Образованный человек сегодня должен быть:

1) ответственным за осуществление гуманистических ценностей;

2) способным это делать;

3) терпимым (диалогичным) по отношению к инакомыслящим людям.

Можно согласиться с древним афоризмом: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается».

Образование человека осуществляется через его воспитание и обучение. Понятие «воспитание» употребляется в педагогике в широком и узком смыслах. В широком смысле воспитание — это передача социального опыта, знаний, умений, нравственных и правовых норм, духовных ценностей от старших поколений младшим. В узком смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека с целью формирования (сохранения) у него желательных и устранения нежелательных установок и способов поведения.

В современном обществе действует целый ряд институтов, занимающихся воспитанием: семья, образовательные учреждения различного типа, средства массовой информации (СМИ), литература, искусство, трудовые коллективы, органы правопорядка. В этой ситуации нередко возникают вопросы о том, кто более других ответствен за воспитание людей; стоит ли винить только семью или педагогов в неудачах воспитания; какова роль СМИ в формировании поведенческих установок молодежи и т. д. Очевидно, что инструментом координации действий всех причастных к воспитанию социальных институтов может стать ориентация на многовековые общечеловеческие ценности, нашедшие отражение как в заповедях всех мировых религий, так и в сводах писаных и неписаных правил человеческого общежития.

Анализируя понятие «воспитание», можно выделить в нем четыре аспекта:

1) воспитатель;

2) целенаправленные действия воспитателя;

3) воспитываемый;

4) поведение воспитываемого, которое хочет изменить воспитатель.

Этот анализ позволяет высветить процессуальный характер воспитания: то или иное поведение воспитываемого зависит от успешных или неудачных действий воспитателя. Исходя из цели, которую намеревается достичь воспитатель в процессе изменения поведения воспитываемого, воспитание можно рассматривать как формирование социальной зрелости, деловой и социальной компетентности, самостоятельности воспитанника, а также как включение в социум и культуру. В педагогике различают интенциональное (направленное, сознательное) и функциональное (ненамеренное, неосознанное) воспитание, а также опосредованное воспитание и самовоспитание.

Содержание понятия «воспитание» в зависимости от аспекта рассмотрения представлено в табл. 1.

Таблица 1

Содержание понятия «воспитание»

Аспект Содержание понятия «воспитание»
С точки зрения общества Процесс становления социальной зрелости, самостоятельности. Включение в социум, усвоение социальных ценностей, норм, статусов и ролей (социализация). Включение в культуру
С точки зрения воспитателя Формирование социальной зрелости: все сознательные, намеренные, целенаправленные, а также неосознанные, спонтанные действия воспитателя по формированию желательных и устранению нежелательных установок и способов поведения
С точки зрения воспитываемого Воздействие других людей, процесс социальной адаптации, приобретение социальной зрелости, самостоятельности
С точки зрения всех названных участников воспитательного процесса Взаимовлияние, социальное взаимодействие и коммуникация

 

Таким образом, воспитание есть исторически определенный способ социокультурного воспроизводства человека, представляющий собой единство воспитательных воздействий и собственной активности воспитываемого.

Объем содержания понятий «воспитание» и «обучение» частично совпадает. Не бывает воспитания без обучения и обучения без воспитания, тем более что они составляют единый процесс образования человека. Обучение предполагает усвоение знаний, умений и навыков, а воспитание направлено преимущественно на усвоение воспитуемым определенных ценностей. Обучение в наиболее употребительном смысле этого термина означает целенаправленный двусторонний процесс передачи и усвоения социокультурного опыта (знаний, умений, навыков) в специально организованных условиях (семья, школа, вуз и т. д.). Знания — это адекватное отражение в сознании человека объективной действительности в виде представлений, понятий, теорий, законов. Умения — владение практическими и теоретическими действиями на основе усвоенных знаний и приобретенных навыков. Навыки — действия, доведенные до автоматизма путем многократных упражнений.

В обучении, как и в воспитании, различаются две взаимосвязанные стороны образовательного процесса: обучение, осуществляемое педагогом, и учение, осуществляемое учащимся. Деятельность обучения, педагогическая деятельность, определяется соответствующей программой, которая охватывает цели и задачи, принципы, содержание и методы, средства и формы, контроль и оценку результатов обучения. Учение — это целенаправленный, сознательный процесс присвоения учащимся передаваемого ему общественно-исторического опыта и формирования на этой основе индивидуального опыта (индивидуализированной системы знаний, умений, навыков). Обучение выступает условием, основой и средством личностного развития человека.

Педагогика как наука выполняет три основные функции: теоретическую (исследование способов и путей передачи и получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы), прикладную (по отношению к другим наукам), практическую (по совершенствованию конкретной практики обучения и воспитания человека). Предмет педагогики — исследова-

ние сущности образования и развития личности и разработка на этой основе теории и методики образования как специально организованного и управляемого процесса.

С учетом вышеизложенного педагогику можно определить как науку о специально организованных процессах изменения внутреннего образа человека, в которых происходит изменение потребностей (воспитание), норм (обучение), способностей (развитие).

Система педагогических наук

 

Определив предмет педагогики как целенаправленный процесс образования и развития личности в условиях ее воспитания и обучения, можно констатировать, что изучаемый предмет является весьма сложным, многоаспектным и обнаруживает большое количество связей и опосредовании. Педагогика, зародившаяся в недрах философии, представляет в настоящее время разветвленную систему научных знаний. Каждая педагогическая отрасль определяется особенностями предмета изучения.

В системе педагогических наук выделяют следующие основные дисциплины.

Общая педагогика — изучает общие закономерности воспитания, обучения и развития человека независимо от его возраста и типа образовательного учреждения. Состоит из следующих разделов: общие основы, теория воспитания, теория обучения (дидактика), теория организации и управления в системе образования.

История педагогики — исследует развитие педагогических идей и представлений в прошлом, изучает педагогическую реальность в различных странах в разные эпохи, жизнь и деятельность выдающихся педагогов, занимается интерпретацией педагогических текстов.

Возрастная педагогика — включает в себя дошкольную педагогику (изучает закономерности воспитания детей дошкольного возраста) и школьную педагогику (исследует закономерности воспитания, обучения и развития учащихся в системе среднего образования).

Педагогика высшей школы — изучает закономерности образовательного процесса в условиях высшего учебного заведения.

Специальная педагогика — разрабатывает проблемы обучения и воспитания людей с различными нарушениями и отклонениями в развитии. В зависимости от вида дефектов здесь выделяют следующие направления: сурдопедагогика занимается вопросами обучения и воспитания глухих и глухонемых, тифлопедагогика — слепых, олигофренопедагогика — умственно отсталых, логопедагогика — людей с дефектами речи.

Социальная педагогика — исследует проблемы воспитания, социальной реабилитации и педагогической помощи людям в определенных социальных условиях (безработные, бедные, беспризорные, бездомные, наркоманы, алкоголики, правонарушители и проч.). Социальная педагогика разрабатывает научные основы социальной работы, которая направлена на оказание помощи людям всех возрастных групп с целью преодоления их социальных и психологических трудностей.

Исправительно-трудовая (коррекционная) педагогика — изучает вопросы перевоспитания правонарушителей всех возрастов.

Андрагогика (образование взрослых) — занимается обучением и развитием взрослых людей, включая повышение квалификации и переквалификацию работников, приобретение новой профессии.

Кроме того, некоторые исследователи выделяют следующие отрасли педагогической науки, предмет изучения которых понятен из их названия: военная педагогика, профессиональная педагогика, семейная педагогика, сексуальное воспитание, педагогика СМИ, педагогика досуга. Особую группу педагогических наук составляют так называемые предметные методики, исследующие содержание, формы, методы преподавания и изучения конкретных учебных предметов во всех типах образовательных учреждений.

Педагогика развивается в тесной взаимосвязи с другими науками, в первую очередь, с теми, в центре исследования которых находится человек. Изучение философии, социологии, этики и эстетики способствует адекватному пониманию педагогами закономерностей развития человека и общества, правильному определению педагогического идеала и целей образования. Философские знания образуют методологическую основу научно-педагогических исследований и педагогических теорий. Так, в основу долгое время определявшей развитие советской школы концепции политехнического образования и теории трудового обучения в коллективе А. С. Макаренко были поло-

жены соответствующие идеи К. Маркса и Ф. Энгельса. А получившая широкое распространение в последнее время концепция личностно-ориентированного образования базируется на философских постулатах Ж. П. Сартра, Э. Фромма, К. Ясперса. Очевидно, что этическое или эстетическое воспитание может быть эффективным, только опираясь на результаты фундаментальных исследований в соответствующих областях науки.

Особенно тесно педагогика связана с психологией и физиологией. Развитие способностей человека, его личности в целом невозможно без понимания его биологической сущности: природных задатков, типологических особенностей нервной системы, функционирования органов чувств, других физиологических систем. По мнению выдающегося русского педагога К. Д. Ушинского (1824—1871), каждый учитель обязан быть практическим психологом. Используя выявленные психологией закономерности развития психики человека, педагогика повышает эффективность тех воспитательных воздействий, которые приводят к намеченным изменениям во внутреннем мире и поведении воспитываемого.

На стыке с педагогикой возникают пограничные отрасли. Педагогическая психология исследует механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком в образовательном процессе. Педагогическая этика изучает специфические особенности профессиональной морали педагогов. Педагогическая деонтология — наука о должном поведении педагогических работников — исследует всю совокупность формализованных и неформализованных норм профессионального поведения и деятельности педагогов. Школьная гигиена изучает и определяет санитарно-гигиенические условия жизни учащихся. Этнопедагогика занимается изучением обычаев и традиций различных народов в обучении и воспитании.

Предмет педагогики составляет вся педагогическая действительность. С тех пор как педагогика сформировалась как самостоятельная наука, не прекращаются дискуссии о соотношении педагогической теории и практики. В вышедшей в 1867 г. книге «Человек как предмет воспитания» Ушинский утверждал, что педагогика — это самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое искусство, которое опирается на науку и, кроме знаний, требует способностей и наклонностей. Это суждение о педагогике как искусстве становится понятным, если вспомнить, что все свои великолепные педагогические сочине-

ния Ушинский создал на основе анализа собственного обширного опыта преподавания в Демидовском юридическом лицее г. Ярославля, Гатчинском сиротском институте и в Смольном институте благородных девиц.

Ушинский не имел специального педагогического образования, он блестяще закончил юридический факультет Московского университета, Совет которого присудил ему в 20 лет степень кандидата юриспруденции. Усиленно занимаясь самообразованием, Ушинский глубоко изучал философию и иностранные языки. Свободно владел английским, немецким, французским. Читал в оригинале труды Ф. Бэкона, Г. В. Ф. Гегеля, П. А. Гольбаха, Р. Декарта, Д. Дидро, И. Канта, Дж. Милля, Ж. Ж. Руссо. Был направлен для ознакомления с организацией школьного образования за границу, где в течение пяти лет посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию, Италию. До 1917 г. вышло более 10 млн экземпляров книг Ушинского; среди них выдержавший 187 переизданий учебник «Родное слово» и блестящий труд 24-летнего профессора «О камеральном образовании»[1].

Сегодня никто не отрицает научный статус педагогики. Педагогическая теория и практика развиваются в неразрывной взаимосвязи и взаимовлиянии. Успехи педагогов могут быть обусловлены как глубокими знаниями и умелым применением педагогической теории, так и искусством педагогического воздействия благодаря многолетней практике. В любом случае педагог в своей деятельности, как каждый человек, руководствуется определенными представлениями, личным опытом или научными теориями. Вопрос заключается в том, что это за представления и теории, насколько они научно обоснованны и эффективны.

Большинство людей в процессе педагогического взаимодействия с другими ориентируются на личный жизненный опыт, который можно обозначить как «личную теорию». Однако личный опыт нельзя обобщать и переносить на все ситуации, как это часто случается. Опасность «личной теории» заключается в том, что устанавливаемые взаимосвязи являются часто неправильными или далеко не в полной мере отражают педагогиче-

скую действительность. А это может иметь фатальные последствия и для воспитываемого, и для воспитателя.

«Личной теории» противостоит научная теория, т. е. знания, полученные научно адекватными методами. Научная теория устанавливает и объясняет важные взаимосвязи и помогает практикам действовать педагогически более эффективно и рационально. В отличие от «личной теории» для научной теории характерны объективность и проверяемость, общезначимость, непротиворечивость и целостность. Научные теории позволяют прогнозировать педагогические ситуации и способы поведения, избегать работы вслепую; они являются ориентировочной основой профессионального поведения педагогов и помогают им осмыслять свою деятельность в научных понятиях.

Таким образом, педагогика как наука имеет четко выделенный предмет исследования, собственные методы и понятийно-категориальный аппарат, зафиксированные в виде законов и закономерностей объективные связи между факторами, процессами, составляющими предмет изучения. Установленные закономерности и законы позволяют прогнозировать развитие педагогических процессов; педагогическая теория соединяется с практикой с помощью рекомендаций и правил.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.106.157 (0.078 с.)