Основные социальные институты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные социальные институты



К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право. Ниже дана краткая характеристика этих институтов и представлены их основные функции.

Семья- важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет ряд функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т.д.

Государство — основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Государство выполняет внутренние функции, среди которых хозяйственная (регулирование экономики), стабилизационная (поддержание стабильности в обществе), координационная (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и многие другие. Существуют и внешние функции: обороны (в случае войны) и международного сотрудничества (для защиты интересов страны на международной арене).

Образование — социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку- гражданина), обще культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д.

Церковь - религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания. Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян. Церковь выполняет такие функции: мировоззренческую (определяет взгляды на мир), компенсаторную (предлагает утешение и примирение), интегрирующую (объединяет верующих), общекультурную (приобщает к культурным ценностям) и проч.

Наука — особый социокультурный институт по производству объективных знаний. В числе функций науки — познавательная (способствует познанию мира), объяснительная (интерпретирует знания), мировоззренческая (определяет взгляды на мир), прогностическая (выстраивает прогнозы), социальная (изменяет общество) и производительная (определяет процесс производства).

Право — социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Государство при помощи права регулирует поведение людей и социальных групп, закрепляя определенные отношения в качестве обязательных. Основные функции права: регулятивная (регулирует общественные отношения) и охранительная (охраняет те отношения, которые полезны для общества в целом).

Все рассмотренные выше элементы социальных институтов освещены с точки зрения именно социальных институтов, но возможны и другие подходы к ним. Например, наука может быть рассмотрена не только как социальный институт, но и как особая форма познавательной деятельности или как система знаний; семья — это не только институт, но и малая социальная группа.

Виды социальных институтов в зависимости от их сферы деятельности:

§ реляционные;

§ регулятивные.

Реляционные институты (например, страхование, труд, производство) определяют ролевую структуру общества на основании определенного набора признаков. Объектами этих социальных институтов являются ролевые группы (страхователей и страховщиков, производителей и наемных работников и т.д.).

Регулятивные институты определяют границы независимости личности (се независимых действий) для достижения собственных целей. К этой группе относятся институты государства, власти, социальной защиты, бизнеса, здравоохранения.

В процессе развития социальный институт экономики меняет свою форму и может относиться к группе либо эндогенных, либо экзогенных институтов.

Эндогенные (или внутренние) социальные институты характеризуют состояние морального устаревания института, требующее его реорганизации или углубленной специализации деятельности, например институты кредита, денег, устаревающие со временем и нуждающиеся во внедрении новых форм развития.

Экзогенные институты отражают действие на социальный институт внешних факторов, элементов культуры или характера личности руководителя (лидера) организации, например изменения, происходящие в социальном институте налогов под влиянием уровня налоговой культуры налогоплательщиков, уровня деловой и профессиональной культуры руководителей этого социального института.

Общие функции:

§ Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счет своих правил, норм поведения.

§ Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения, регламентации их действий.

§ Интегративная функция включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп.

§ Транслирующая функция (социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества.

Отдельные функции:

§ Социальный институт брака и семьи реализует функцию воспроизводства членов общества совместно с соответствующими подразделениями государства и частными предприятиями (женские консультации, родильные дома, сеть детских медицинских учреждений, органы поддержки и укрепления семьи и др.).

§ Социальный институт здоровья ответственен за поддержание здоровья населения (поликлиники, госпитали и другие лечебные учреждения, а также органы государства, организующие процесс поддержания и укрепления здоровья).

§ Социальный институт производства средств существования, выполняющий важнейшую созидательную функцию.

§ Политические институты, ведающие организацией политической жизни.

§ Социальный институт права, выполняющий функцию разработки правовых документов и ведающий соблюдением законов и правовых норм.

§ Социальный институт образования и норм с соответствующей функцией образования, социализации членов общества, приобщения к его ценностям, нормам, законам.

§ Социальный институт религии, помогающий людям в решении духовных проблем.

 

 

10. Социальная статика и динамика

11. Теоретические модели общества

http://studopedia.org/10-89729.html

 

12.

13. Первой из таких категорий является понятие социального изменения. Под этим термином мы понимаем различие между состоянием социальной сис­ темы в определенный момент и состоянием той же самой системы в другой момент, на другом отрезке времени. Более ранние и более поздние состоя­ ния могут отличаться друг от друга в разных планах, с разных точек зрения. Во-первых, может измениться состав системы. В обществе появляются люди, приехавшие из других стран; в политическую партию вступают новые чле­ ны; к социальному движению присоединяются тысячи новых сторонников; в правительстве ликвидируются департаменты, комитеты нескольких мини­ стерств. Миграции, набор (рекрутирование в группу) новых членов, моби­ лизация, организационная реформа - таковы некоторые примеры измене­ ний данного типа. Во-вторых, может произойти изменение структуры системы, то есть че­ тырех сетей связей между элементами: взаимодействиями (интеракциями), интересами, нормами и идеями. Таким образом: а) выявляются новые струк­ туры взаимодействий в силу того, что люди устанавливают между собой но­ вые контакты, входят в новые отношения друг с другом, объединяются в но­ вые группы; б) выявляются новые структуры интересов, поскольку люди богатеют или беднеют, добиваются власти или теряют ее, освобождаются от подчинения или попадают в зависимость; в) образуются новые норма­ тивные структуры в силу того, что люди начинают признавать новые цен­ ности, руководствоваться новыми нормами, играть новые роли, наказывать и вознаграждать за нечто иное по сравнению с тем, что было раньше; г) фор­ мируются новые структуры идей в силу того, что люди начинают верить в новых богов, принимают новые идеологии, получают новые знания о мире, видят самих себя в ином свете. Общество не остается неизменным, не засты­ вает в старых, извечных формах, а подлежит постоянным преобразовани­ ям. В принципе, этот тип изменений рассматривается как самый важный. Когда структурные изменения охватывают все структуры, мы иногда на­ зываем такие изменения революционными, имея в виду одно из значений понятия «революция». В-третьих, может наступить изменение функций, исполняемых элементами общества. Например, традиционная семья была многофункциональной груп­ пой: она осуществляла хозяйственные функции, функции воспроизводства человеческого рода, функции социализации, религиозные и иные функции. Со временем некоторые из них были переданы специальным институтам или организациям: производственную функцию переняли те предприятия или учреждения, где работают члены семьи; образовательную, а отчасти и воспи­ тательную функцию переняла школа; религиозную - церковь и т.д. В ином масштабе можно привести в качестве примера расширение функций директо­ ра завода или премьера в правительстве. В-четвертых, могут измениться границы системы. Например, две полити­ ческие партии соединятся в одну, две промышленные корпорации сольются друг с другом или в ином масштабе - две семьи соединятся посредством бра­ ка, заключенного между их детьми. В-пятых, могут наступить изменения в окружении системы. Например, на­ воднение разрушит дорожную сеть, и городок окажется отрезанным от мира и контактов с другими местами; урбанизация приведет к поглощению мегапо­ лисом бывших пригородных деревень; захват, оккупация изменят геополити­ ческое положение общества.

Один из конкретных видов направленного процесса оказался в центре вни­ мания социологов уже в XIX в. Речь идет о процессах развития. От других направленных процессов они отличаются двумя дополнительными чертами: а) направление процесса имеет позитивный характер, то есть с течением време­ ни поднимается уровень определенной переменной величины или комплекса составляющих переменных величин, на которые ориентирован данный про­ цесс (например, когда растет численность населения, мы говорим о демогра­ фическом процессе; когда увеличивается общественное производство и общий валовой продукт, мы говорим об экономическом развитии; когда увеличива­ ется число преступников, мы говорим о росте преступности и т.п.); б) направ­ ленная последовательность социальных изменений приводится в движение и действует, получая соответствующие импульсы, от механизмов, находящих­ ся внутри данного общества - имманентных, эндогенных, замкнутых в рамках данного общества. Противоположностью эндогенных являются экзогенные факторы, которые находятся за границами рассматриваемой социальной сис­ темы, например: изменения климата, стихийные бедствия, природные катаст­ рофы, эпидемии и т.п. Процессы, вызванные внешними факторами, не назы­ ваются развитием, это скорее реактивные или адаптационные процессы. Ус­ ловной моделью процесса развития является рост биологического организма - от зачаточного состояния (от определенного кода тенденции развития в ге­ нах) через все промежуточные стадии до полной зрелости. Эту модель исполь­ зовали многие социологи, Когда они писали об обществе, то постоянно обра­ щались к органической метафоре и подчеркивали, что в обществе также про­ исходят направленные процессы дифференциации структур и функций - от простоты к сложности, от аморфности к определенности, от хаоса к организо­ ванности, нений системы (в этом случае мы называем их фазами или этапами). Чтобы можно было говорить о едином процессе, система наряду с этими изменения­ ми и несмотря на них должна сохранять свою основную идентичность (на­ пример, единым процессом можно считать постепенный распад семьи Коваль­ ских; постепенную индустриализацию южнокорейского общества; цикличные, повторяющиеся экономические кризисы в Бразилии). Интересной разновидностью социальных процессов являются направлен­ ные процессы. Они отличаются, во-первых, тем, что ни одна фаза такого про­ цесса не совпадает с другой, не может быть ей идентична (то есть процесс яв­ ляется необратимым), во-вторых, тем, что каждая позднейшая по времени фаза приближает состояние системы к определенному выбранному образцу - пред­ почитаемому, желанному или, наоборот, негативному (то есть к какой-то оп­ ределенной цели, к стандарту данного направления Примером направленного процесса может служить рост организма, дости­ жение зрелости, старение, смерть. Эта органическая метафора, основанная на сравнении общества с живым организмом, была особенно популярна у таких классиков социологии в XIX в., как уже не раз упоминавшийся выше Огюст Конт и особенно Герберт Спенсер. Другим примером может служить энтро- При этом следует разделить однолинейное развитие, когда изменения все­ гда идут по одному и тому же пути, по регулярной, как бы заранее обозначен­ ной траектории (так рассматривали историю эволюции социологи от Герберта Спенсера до Толкотта Парсонса), и многолинейное развитие, когда различные изменения имеют лишь сходный, приблизительно общий характер, но проис­ ходят различными способами, на разных путях и траекториях в зависимости от конкретных исторических или культурных условий данного общества (так, например, трактовали развитие общества так называемые неоэволюционис­ ты в XX в.). Особой разновидностью развития, отличающегося своим ходом от ли­ нейного, хотя в конечном итоге приводящего к аналогичным результатам, является скачкообразное развитие. После аккумуляции количественных ча­ стичных изменений наступает определенный порог насыщения, за которым выявляются принципиальные качественные изменения. В свою очередь, вновь накапливаются, накладываются друг на друга частные количественные изме­ нения, чтобы в определенный момент достичь следующего порога. Так, на­ пример, представлял развитие общества в своей диалектической концепции Карл Маркс, который считал, что это развитие всегда идет от первобытно­ общинного строя через рабство, феодализм и капитализм к коммунизму, а переходы от одной фазы к другой определяются накоплением, усилением на­ пряжения или противоречий, что посредством революционного скачка при­ водит к зарождению качественно новой, очередной общественной формации. Другой пример - это предложенная в теории «научных революций» амери­ канского философа Томаса Куна (Kuhn) картина развития науки 1, в которой научные парадигмы складываются из постепенно накапливаемых, все более богатых эмпирических и экспериментальных данных, получаемых в ходе по­ стоянных исследований, и в определенные моменты подвергаются радикаль­ ным изменениям, приводящим к смене всех представлений о мироздании, к появлению новой парадигмы.

 

3 картинки в книге

14. Социальный прогресс и регресс

Социальный прогресс Понятием, еще более богатым по своему значению, является социальный прогресс. В этом случае речь идет о таком процессе развития, направление которого оценивается позитивно, определяется признанными ценностями. Прогресс неустанно приближает нас к такому общественному состоянию, в котором реализуются некие важные социальные ценности, рассматриваемые людьми как хорошие, справедливые, счастливые, достойные и тому подобные явления. Противоположностью прогресса является регресс, отдаляющий лю­ дей от таких признанных ценностей и тем самым приближающий их к ценно­ стям противоположного характера.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 691; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.53.68 (0.01 с.)