Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные социальные институты↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право. Ниже дана краткая характеристика этих институтов и представлены их основные функции. Семья- важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет ряд функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т.д. Государство — основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Государство выполняет внутренние функции, среди которых хозяйственная (регулирование экономики), стабилизационная (поддержание стабильности в обществе), координационная (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и многие другие. Существуют и внешние функции: обороны (в случае войны) и международного сотрудничества (для защиты интересов страны на международной арене). Образование — социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку- гражданина), обще культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д. Церковь - религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания. Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян. Церковь выполняет такие функции: мировоззренческую (определяет взгляды на мир), компенсаторную (предлагает утешение и примирение), интегрирующую (объединяет верующих), общекультурную (приобщает к культурным ценностям) и проч. Наука — особый социокультурный институт по производству объективных знаний. В числе функций науки — познавательная (способствует познанию мира), объяснительная (интерпретирует знания), мировоззренческая (определяет взгляды на мир), прогностическая (выстраивает прогнозы), социальная (изменяет общество) и производительная (определяет процесс производства). Право — социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Государство при помощи права регулирует поведение людей и социальных групп, закрепляя определенные отношения в качестве обязательных. Основные функции права: регулятивная (регулирует общественные отношения) и охранительная (охраняет те отношения, которые полезны для общества в целом). Все рассмотренные выше элементы социальных институтов освещены с точки зрения именно социальных институтов, но возможны и другие подходы к ним. Например, наука может быть рассмотрена не только как социальный институт, но и как особая форма познавательной деятельности или как система знаний; семья — это не только институт, но и малая социальная группа. Виды социальных институтов в зависимости от их сферы деятельности: § реляционные; § регулятивные. Реляционные институты (например, страхование, труд, производство) определяют ролевую структуру общества на основании определенного набора признаков. Объектами этих социальных институтов являются ролевые группы (страхователей и страховщиков, производителей и наемных работников и т.д.). Регулятивные институты определяют границы независимости личности (се независимых действий) для достижения собственных целей. К этой группе относятся институты государства, власти, социальной защиты, бизнеса, здравоохранения. В процессе развития социальный институт экономики меняет свою форму и может относиться к группе либо эндогенных, либо экзогенных институтов. Эндогенные (или внутренние) социальные институты характеризуют состояние морального устаревания института, требующее его реорганизации или углубленной специализации деятельности, например институты кредита, денег, устаревающие со временем и нуждающиеся во внедрении новых форм развития. Экзогенные институты отражают действие на социальный институт внешних факторов, элементов культуры или характера личности руководителя (лидера) организации, например изменения, происходящие в социальном институте налогов под влиянием уровня налоговой культуры налогоплательщиков, уровня деловой и профессиональной культуры руководителей этого социального института. Общие функции: § Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счет своих правил, норм поведения. § Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения, регламентации их действий. § Интегративная функция включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп. § Транслирующая функция (социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества. Отдельные функции: § Социальный институт брака и семьи реализует функцию воспроизводства членов общества совместно с соответствующими подразделениями государства и частными предприятиями (женские консультации, родильные дома, сеть детских медицинских учреждений, органы поддержки и укрепления семьи и др.). § Социальный институт здоровья ответственен за поддержание здоровья населения (поликлиники, госпитали и другие лечебные учреждения, а также органы государства, организующие процесс поддержания и укрепления здоровья). § Социальный институт производства средств существования, выполняющий важнейшую созидательную функцию. § Политические институты, ведающие организацией политической жизни. § Социальный институт права, выполняющий функцию разработки правовых документов и ведающий соблюдением законов и правовых норм. § Социальный институт образования и норм с соответствующей функцией образования, социализации членов общества, приобщения к его ценностям, нормам, законам. § Социальный институт религии, помогающий людям в решении духовных проблем.
10. Социальная статика и динамика 11. Теоретические модели общества http://studopedia.org/10-89729.html
12. 13. Первой из таких категорий является понятие социального изменения. Под этим термином мы понимаем различие между состоянием социальной сис темы в определенный момент и состоянием той же самой системы в другой момент, на другом отрезке времени. Более ранние и более поздние состоя ния могут отличаться друг от друга в разных планах, с разных точек зрения. Во-первых, может измениться состав системы. В обществе появляются люди, приехавшие из других стран; в политическую партию вступают новые чле ны; к социальному движению присоединяются тысячи новых сторонников; в правительстве ликвидируются департаменты, комитеты нескольких мини стерств. Миграции, набор (рекрутирование в группу) новых членов, моби лизация, организационная реформа - таковы некоторые примеры измене ний данного типа. Во-вторых, может произойти изменение структуры системы, то есть че тырех сетей связей между элементами: взаимодействиями (интеракциями), интересами, нормами и идеями. Таким образом: а) выявляются новые струк туры взаимодействий в силу того, что люди устанавливают между собой но вые контакты, входят в новые отношения друг с другом, объединяются в но вые группы; б) выявляются новые структуры интересов, поскольку люди богатеют или беднеют, добиваются власти или теряют ее, освобождаются от подчинения или попадают в зависимость; в) образуются новые норма тивные структуры в силу того, что люди начинают признавать новые цен ности, руководствоваться новыми нормами, играть новые роли, наказывать и вознаграждать за нечто иное по сравнению с тем, что было раньше; г) фор мируются новые структуры идей в силу того, что люди начинают верить в новых богов, принимают новые идеологии, получают новые знания о мире, видят самих себя в ином свете. Общество не остается неизменным, не засты вает в старых, извечных формах, а подлежит постоянным преобразовани ям. В принципе, этот тип изменений рассматривается как самый важный. Когда структурные изменения охватывают все структуры, мы иногда на зываем такие изменения революционными, имея в виду одно из значений понятия «революция». В-третьих, может наступить изменение функций, исполняемых элементами общества. Например, традиционная семья была многофункциональной груп пой: она осуществляла хозяйственные функции, функции воспроизводства человеческого рода, функции социализации, религиозные и иные функции. Со временем некоторые из них были переданы специальным институтам или организациям: производственную функцию переняли те предприятия или учреждения, где работают члены семьи; образовательную, а отчасти и воспи тательную функцию переняла школа; религиозную - церковь и т.д. В ином масштабе можно привести в качестве примера расширение функций директо ра завода или премьера в правительстве. В-четвертых, могут измениться границы системы. Например, две полити ческие партии соединятся в одну, две промышленные корпорации сольются друг с другом или в ином масштабе - две семьи соединятся посредством бра ка, заключенного между их детьми. В-пятых, могут наступить изменения в окружении системы. Например, на воднение разрушит дорожную сеть, и городок окажется отрезанным от мира и контактов с другими местами; урбанизация приведет к поглощению мегапо лисом бывших пригородных деревень; захват, оккупация изменят геополити ческое положение общества. Один из конкретных видов направленного процесса оказался в центре вни мания социологов уже в XIX в. Речь идет о процессах развития. От других направленных процессов они отличаются двумя дополнительными чертами: а) направление процесса имеет позитивный характер, то есть с течением време ни поднимается уровень определенной переменной величины или комплекса составляющих переменных величин, на которые ориентирован данный про цесс (например, когда растет численность населения, мы говорим о демогра фическом процессе; когда увеличивается общественное производство и общий валовой продукт, мы говорим об экономическом развитии; когда увеличива ется число преступников, мы говорим о росте преступности и т.п.); б) направ ленная последовательность социальных изменений приводится в движение и действует, получая соответствующие импульсы, от механизмов, находящих ся внутри данного общества - имманентных, эндогенных, замкнутых в рамках данного общества. Противоположностью эндогенных являются экзогенные факторы, которые находятся за границами рассматриваемой социальной сис темы, например: изменения климата, стихийные бедствия, природные катаст рофы, эпидемии и т.п. Процессы, вызванные внешними факторами, не назы ваются развитием, это скорее реактивные или адаптационные процессы. Ус ловной моделью процесса развития является рост биологического организма - от зачаточного состояния (от определенного кода тенденции развития в ге нах) через все промежуточные стадии до полной зрелости. Эту модель исполь зовали многие социологи, Когда они писали об обществе, то постоянно обра щались к органической метафоре и подчеркивали, что в обществе также про исходят направленные процессы дифференциации структур и функций - от простоты к сложности, от аморфности к определенности, от хаоса к организо ванности, нений системы (в этом случае мы называем их фазами или этапами). Чтобы можно было говорить о едином процессе, система наряду с этими изменения ми и несмотря на них должна сохранять свою основную идентичность (на пример, единым процессом можно считать постепенный распад семьи Коваль ских; постепенную индустриализацию южнокорейского общества; цикличные, повторяющиеся экономические кризисы в Бразилии). Интересной разновидностью социальных процессов являются направлен ные процессы. Они отличаются, во-первых, тем, что ни одна фаза такого про цесса не совпадает с другой, не может быть ей идентична (то есть процесс яв ляется необратимым), во-вторых, тем, что каждая позднейшая по времени фаза приближает состояние системы к определенному выбранному образцу - пред почитаемому, желанному или, наоборот, негативному (то есть к какой-то оп ределенной цели, к стандарту данного направления Примером направленного процесса может служить рост организма, дости жение зрелости, старение, смерть. Эта органическая метафора, основанная на сравнении общества с живым организмом, была особенно популярна у таких классиков социологии в XIX в., как уже не раз упоминавшийся выше Огюст Конт и особенно Герберт Спенсер. Другим примером может служить энтро- При этом следует разделить однолинейное развитие, когда изменения все гда идут по одному и тому же пути, по регулярной, как бы заранее обозначен ной траектории (так рассматривали историю эволюции социологи от Герберта Спенсера до Толкотта Парсонса), и многолинейное развитие, когда различные изменения имеют лишь сходный, приблизительно общий характер, но проис ходят различными способами, на разных путях и траекториях в зависимости от конкретных исторических или культурных условий данного общества (так, например, трактовали развитие общества так называемые неоэволюционис ты в XX в.). Особой разновидностью развития, отличающегося своим ходом от ли нейного, хотя в конечном итоге приводящего к аналогичным результатам, является скачкообразное развитие. После аккумуляции количественных ча стичных изменений наступает определенный порог насыщения, за которым выявляются принципиальные качественные изменения. В свою очередь, вновь накапливаются, накладываются друг на друга частные количественные изме нения, чтобы в определенный момент достичь следующего порога. Так, на пример, представлял развитие общества в своей диалектической концепции Карл Маркс, который считал, что это развитие всегда идет от первобытно общинного строя через рабство, феодализм и капитализм к коммунизму, а переходы от одной фазы к другой определяются накоплением, усилением на пряжения или противоречий, что посредством революционного скачка при водит к зарождению качественно новой, очередной общественной формации. Другой пример - это предложенная в теории «научных революций» амери канского философа Томаса Куна (Kuhn) картина развития науки 1, в которой научные парадигмы складываются из постепенно накапливаемых, все более богатых эмпирических и экспериментальных данных, получаемых в ходе по стоянных исследований, и в определенные моменты подвергаются радикаль ным изменениям, приводящим к смене всех представлений о мироздании, к появлению новой парадигмы.
3 картинки в книге 14. Социальный прогресс и регресс Социальный прогресс Понятием, еще более богатым по своему значению, является социальный прогресс. В этом случае речь идет о таком процессе развития, направление которого оценивается позитивно, определяется признанными ценностями. Прогресс неустанно приближает нас к такому общественному состоянию, в котором реализуются некие важные социальные ценности, рассматриваемые людьми как хорошие, справедливые, счастливые, достойные и тому подобные явления. Противоположностью прогресса является регресс, отдаляющий лю дей от таких признанных ценностей и тем самым приближающий их к ценно стям противоположного характера.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 887; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.198.32 (0.01 с.) |