Особенности рассмотрения жалоб прокурором на нарушение законности в уголовном судопроизводстве. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности рассмотрения жалоб прокурором на нарушение законности в уголовном судопроизводстве.



Право на обжалование процессуальных действий и решений органов и должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу, является одним из конституционных принципов уголовного судопроизводства (ст. 46 Конституции, ст. 19 УПК).

 

Процедура обжалования в уголовном судопроизводстве имеет свои особенности, которые изложены в гл. 16 УПК.

 

Субъектами рассмотрения жалоб в уголовном процессе являются суд, руководитель следственного органа и прокурор, осуществляющий надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования. Поэтому особенности процедуры обжалования в уголовном процессе в полной мере распространяются и на прокурора.

 

Эти особенности сводятся к следующему.

 

1. Специфичен предмет обжалования: действия, бездействие и решения органов и лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство (орган дознания, дознаватель, начальник подразделения дознания, следователь, руководитель следственного органа, нижестоящий прокурор).

 

2. Субъектами права обжалования являются:

 

а) участники уголовного судопроизводства, в том числе и лица, осуществляющие уголовное судопроизводство (например, следователь может обжаловать с согласия руководителя следственного органа вышестоящему прокурору решение надзирающего прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела);

 

б) иные лица, чьи интересы затрагиваются в результате производимых процессуальных решений (например, гражданин, в жилище которого произведен обыск, сопровождавшийся не вызываемым необходимостью повреждением имущества).

 

3. Прокурор в пределах своих полномочий рассматривает и разрешает любые действия (бездействие) и решения должностных лиц, уполномоченных возбуждать уголовные дела и проводить их расследование. Не могут быть объектом прокурорского рассмотрения лишь те действия и решения, которые были осуществлены на основании судебного решения.

 

4. Специфичен порядок рассмотрения и разрешения жалоб. Он установлен уголовно-процессуальным законом. Поэтому при рассмотрении и разрешении жалоб используются сугубо процессуальные методы.

 

Так, устная жалоба должна оформляться протоколом. Если жалоба заявлена при производстве следственного действия, то она заносится в протокол соответствующего следственного действия.

 

Жалоба передается непосредственно прокурору. Но может быть передана через дознавателя, следователя, администрацию места содержания под стражей. К жалобе податель ее вправе приложить материалы и документы в обоснование изложенных в ней доводов и просьб.

 

Подача жалобы, как правило, не приостанавливает производство обжалуемых действий или решений, если это не найдет нужным сделать сам дознаватель, следователь, прокурор.

 

 

Жалоба, адресованная прокурору, рассматривается им лично. Он проводит ее проверку - при этом вправе получить необходимые объяснения от должностных лиц, чьи действия и решения обжалуются, требовать представления необходимых документов, материалов и иных сведений.

 

Сокращен срок рассмотрения жалобы - трое суток. В исключительных случаях она может быть рассмотрена в срок до 10 суток, если ее разрешение связано с истребованием дополнительных материалов либо принятием иных мер. О рассмотрении жалобы в срок свыше трех суток заявитель извещается.

 

По результатам рассмотрения жалобы прокурор в пределах своей компетенции вправе самостоятельно отменить обжалуемое решение либо потребовать его отмены уполномоченным на то лицам.

 

Решение прокурора (положительное или отрицательное) оформляется мотивированным постановлением. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о принятом решении по его жалобе и дальнейшем порядке его обжалования. По просьбе заявителя ему выдается копия постановления прокурора.

63. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности и международном сотрудничестве.

Необходимость правового обеспечения эффективной реализации проводимых в стране реформ и действенной борьбы с преступностью, достижения соответствия принимаемых законов Конституции и федеральным законам, устранения имеющихся в законодательстве пробелов и выявляемых противоречий, а также исчерпывающего знания законов и правильного их применения требуют от органов прокуратуры активного участия в правотворческой деятельности, полного и достоверного учета нормативных правовых актов РФ и ее субъектов.

 

Приказ Генерального прокурора РФ от 09.08.1996 № 47 «Об участии органов и учреждений прокуратуры в правотворческой деятельности и систематизации законодательства в прокуратуре Российской Федерации» в целях достижения единства правовой политики, реализуемой Генеральной прокуратурой РФ, исключения фактов направления в законодательные и иные органы не согласованных между собой инициативных законопроектов и заключений по поступающим проектам нормативных актов органов законодательной и исполнительной власти, повышения уровня работы по систематизации законодательства в органах прокуратуры РФ содержит указания обеспечить активное участие органов прокуратуры в правотворческой деятельности.

 

Уполномоченные прокуроры при выявлении пробелов и недостатков законодательства, требующих дополнительного правового регулирования, должны вносить предложения с необходимым обоснованием и приложением конкретных формулировок предлагаемых норм, которые следует направлять в управление правового обеспечения Генеральной прокуратуры РФ для проработки и представления на рассмотрение руководства.

 

Необходимо исключить факты направления законодательных предложений (за исключением предложений по совершенствованию законодательства субъектов РФ) в другие органы, минуя управление правового обеспечения Генеральной прокуратуры РФ.

 

Прокуроры субъектов РФ обязаны обеспечить активное участие нижестоящих прокуратур в разработке законодательных актов субъектов РФ, используя для этого такие формы работы, как представление инициативных проектов, участие в составе рабочих групп, направление заключений на законопроекты, участие в обсуждении проектов на пленарных заседаниях представительных (законодательных) органов.

 

Систематизация законодательства в Генеральной прокуратуре РФ возложена на отдел систематизации законодательства управления правового обеспечения, в прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним прокуратурах – на старших помощников прокуроров по правовому обеспечению (отделы правового обеспечения), в прокуратурах городов, районов, приравненных к ним прокуратурах – на одного из старших помощников (помощников) прокурора.

 

На отдел систематизации законодательства управления правового обеспечения Генеральной прокуратуры РФ возложено решение следующих вопросов:

 

учет и поддержание в контрольном состоянии поступающих федеральных законов и иных нормативных правовых актов, систематическое ведение их картотеки, а также карточек судебной практики;

учет и поддержание в контрольном состоянии конституций (уставов), кодексов, законодательных актов субъектов РФ по предметам совместного ведения, систематическое ведение их картотеки;

проведение консультационно-справочной работы;

обеспечение аппарата Генеральной прокуратуры РФ нормативными материалами и юридической литературой;

издание экспресс-бюллетеня Генеральной прокуратуры РФ, сборников нормативных актов по отдельным отраслям законодательства;

внесение информационному центру предложений по совершенствованию информационной системы федерального законодательства;

проверка состояния работы по систематизации законодательства в подчиненных органах прокуратуры, оказание им практической помощи, распространение положительного опыта работы;

организация мероприятий по повышению квалификации подведомственных кадров, их стажировка;

сотрудничество с прокуратурами государств СНГ по вопросам, отнесенным к компетенции отдела.

На старших помощников прокуроров субъектов РФ по правовому обеспечению (отделы правового обеспечения) и приравненных к ним прокуроров возложено решение следующих вопросов:

 

учет и систематическое ведение картотек федеральных нормативных правовых актов, судебной практики, а также нормативных правовых актов субъектов РФ;

поддержание нормативной базы в контрольном состоянии;

проведение консультационно-справочной работы;

обеспечение своих аппаратов и подчиненных прокуратур нормативными материалами и юридической литературой;

контроль за состоянием работы по систематизации в подчиненных прокуратурах и оказание им практической помощи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.71.254 (0.01 с.)