Понятие, системы и структура органов прокуратуры в РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, системы и структура органов прокуратуры в РФ.



Вопросы для зачета

по дисциплине

«Прокурорская деятельность»

Прокурорский надзор как вид государственной правоохранительной деятельности: понятие, цели и задачи.

Под предметом прокурорского надзора следует понимать сферу общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора. Деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с соблюдением Конституции РФ и исполнением законов юридическими и физическими (должностными) лицами.

Цель прокурорского надзора – результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом, и ее важнейшая функция – надзор.

Целями прокуратуры являются:

1) обеспечение верховенства закона;

2) обеспечение единства и укрепления законности;

3) обеспечение защиты прав и свобод человека

и гражданина;

4) обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

На достижения этих целей направлена вся деятельность прокуратуры: прокурорский надзор (пять основных направлений или отраслей); уголовное преследование; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Основным средством достижения целей, определенных Законом «О прокуратуре», является прокурорский надзор, так как именно в прокурорском надзоре состоит основная функция прокуратуры.

Задачи прокурорского надзора – это категория по сравнению с целями более частная, более конкретная, ограниченная. Задачи надзора более многочисленны по сравнению с целями. Они существенно различаются между собой по содержанию, по средствам их решения, по кругу субъектов – органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи.

Общие задачи заключаются в укреплении законности государственного строя, личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан РФ, которые определяются Конституцией РФ, ФЗ «О прокуратуре», а также рядом других нормативных актов (Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Гражданским процессуальным кодексом РФ).

Специальные задачи – задачи стоящие только перед данным направлением прокурорского надзора (например, выявление нарушений и нарушителей законов).

Решение общих и специальных задач прокурорского надзора осуществляется путем применения прокурором правовых средств надзора.

Частные (или конкретные задачи) различаются в зависимости от направления (отрасли) прокурорского надзора, от вида применяемого правового средства, от конкретных условий, в которых осуществляется надзорная деятельность прокурора (получение полной информации о конкретном нарушении закона, своевременность истребования правовых актов для проверки их соответствия закону, обеспечение своевременности опротестования незаконных приговоров и решений суда и т. п.). Они не являются постоянными, могут возникать и отсутствовать при разных условиях.

Общая характеристика Федерального закона от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации».

Федеральный закон ʼʼО прокуратуре РФʼʼ был принят 17 января 1992 ᴦ.

 

Структура˸ ФЗ состоит из 7 разделов и содержит 54 статьи.

 

Раздел 1. Общие положения. Содержит понятие прокуратуры, рассматривает её деятельность и принципы организации, международное сотрудничество, недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора каких-либо лиц, а также участие прокурора в заседаниях органов государственной власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления, обязательность исполнения требований прокурора, координацию деятельности по борьбе с преступностью, рассмотрение прокурором заявлений и т. д.

 

Раздел 2. Система и организация прокуратуры РФ. В этом разделœе рассматривается система прокуратуры РФ, Генеральная прокуратура РФ и Генеральный прокурор РФ, назначение ᴇᴦο и других прокуроров на должность, прокуратуры субъектов, городов, районов, полномочия этих прокуроров и коллегии в органах прокуратуры.

 

Раздел 3. Прокурорский надзор.

Размещено на реф.рф

В данный раздел входят 4 главы.

 

· Глава 1 рассматривает общий надзор, т. е. надзор за исполнением законов и акты прокурорского реагирования на нарушение законов.

 

· Глава 2 предусматривает надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

 

· Глава 3 рассматривает надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

 

· Глава 4 закрепляет надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

 

Раздел 4. Участие прокурора в рассмотрении дел судами. Рассматривает случаи участия прокурора в рассмотрении дел судами, опротестование судебных решений, отзыв протеста͵ приостановление исполнения судебного приговора, представление о даче судам разъяснений.

 

Раздел 5. Служба в органах и учреждениях прокуратуры. Кадры органов и учреждений прокуратуры. В ФЗ ʼʼО прокуратуре Российской Федерацииʼʼ содержатся положения о службе в органах и учреждениях прокуратуры, требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность прокурора или следователя, ограничения по службе, испытание при приеме на работу, присяга прокурора (следователя), аттестация прокурорских работников, присвоение классных чинов, выдача служебного удостоверения, личное дело работника, форменное обмундирование. А также отпуск, поощрение, ответственность, прекращение службы, повышение квалификации, материальное и социальное обеспечение, меры правовой и социальной поддержки.

 

Раздел 6. Особенности организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры.

 

Он состоит из положений о Главной военной прокуратуре, её структуре, полномочиях прокуроров, кадрах, материальном и социальном обеспечении военнослужащих.

 

Раздел 7. Иные вопросы организации и деятельности органов прокуратуры.Закрепляет статистическую отчетность, печать органов и учреждений, финансовое и материальное обеспечение органов и учреждений прокуратуры.

Кадры органов прокуратуры. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей.

Прокурор – должностное лицо, на которое возложена важнейшая государственная задача – надзор за исполнением и соблюдением законов.

Вступая в должность, прокурор обязан:

1) соблюдать Конституцию РФ, законы и международные обязательства РФ, не допуская малейшего отступления от них;

2) защищать интересы личности, общества и государства; внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей; хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;

3) постоянно совершенствовать свое мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры (ст. 40.4 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Согласно ч. 2 ст. 40.1 Ф3 «О прокуратуре РФ» лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если:

1) имеет гражданство иностранного государства;

2) признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

3) лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

4) имело или имеет судимость;

5) имеет заболевание, которое, согласно медицинскому заключению, препятствует исполнению им служебных обязанностей;

6) состоит в близком родстве или свойстве с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; 7) отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Однако существуют ограничения, установленные законодательством РФ:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и творческой деятельности;

2) быть депутатами законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членами органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено ФЗ или если в порядке, установленном ФЗ и законами субъектов РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

8) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним и др.

15. Ограничения, связанные со службой в органах и учреждениях прокуратуры.

Ограничения, связанные со службой в органах прок-ры, реглам-ся ФЗ «Об основах гос.службы РФ» - ст.11:

 

Гос.служащий не вправе:

 

1) заниматься др.оплачив.деят-тью, кроме педагог., научной и иной творч.деят-ти;

 

2) быть депутатом законод.органа РФ, законодат. органов S-тов РФ, органов МСУ;

 

3) заниматься предприн.деят-тью лично или ч/з довер. лиц;

 

4) быть членом органа упр-ния коммерч.орг-цией;

 

5) быть поверенным или представителем по делам 3-х лиц в гос.органе, в кот-м он состоит на гос.службе либо кот-й непосред-но подчинен или подконтролен ему;

 

6) использовать в неслужеб.целях ср-ва матер-технич., финанс. и информ-ного обесп-ния, др. гос. им-во и служ.инф-цию;

 

7) получать гонорары за публикации и выступления в кач-ве гос.служащего;

 

8) получать от физ. и юр.лиц вознагр-ния (подарки, денеж.вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, трансп.расходов и иные вознагр-ния), связанные с исполнением долж.обяз-тей, в т.ч. и после выхода на пенсию;

 

Согласно ГК РФ не допускается дарение, за искл. обыч.подарков (стоимость – не выше 5 МРОТ), гос. служащим в связи с их долж.положением или в связи с исполнением ими служ.обяз-тей.

 

9) принимать без разрешения През-та РФ награды, почетные и спец.звания иностр.гос-в, м/нар. и иностр. орг-ций;

 

10) выезжать в служ.командировки за границу за счет физ. и юр.лиц, за искл. служ.командировок, осущ-мых в соотв. с м/нар.дог-рами РФ или на взаим.основе по договор-ти федерал.органов гос.власти и органов гос. власти S-тов РФ с гос.органами иностр.гос-в, м/нар. и иностр.орг-циями;

 

11) принимать участие в забастовках;

 

12) использ-ть свое служ.положение в интересах полит.партий, обществ.(религ.)объед-ний для пропаганды отношения к ним.

 

Гос.служащий обязан передавать в доверит.упр-ние под гарантию гос-ва на время прохождения гос.службы находящиеся в его собств-ти доли (пакеты акций) в устав.капитале коммерч.орг-ций в порядке, устан-ном ФЗ.

 

Лицам, впервые принимаемым на службу в органы прок-туры (кроме лиц, окончивших высшие и средние проф. образоват.учр-ния) м. устан-ся испытание на срок до 6 мес. для проверки соотв-вия занимаемой долж-ти. Сок испытания м.б. сокращен или продлен, но в пределах 6 мес. по соглашению сторон.

 

Кроме того, лицо не м.б. принято на службу в органы и учр-ния прок-туры и находиться на указан­ной службе, если оно:

 

- имеет гр-во иностр.гос-ва;

 

- признано решением суда недеесп-ным или ограни­ченно дееспос-ным;

 

- лишено решением суда права занимать гос. должности гос.службы в теч.опред.срока;

 

- имело или имеет судимость;

 

- имеет забо­левание, кот-е согласно мед.заключению препят­ствует исполнению им служебных обяз-тей;

 

- состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с раб-ком органа или учр-ния прок-туры, если их служба связана с непосред. подчиненностью или подконтрольностью одного из них др.;

 

- отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, сост-щим гос.тайну, если исполнение служ.обяз-тей по долж-ти,на кот-ю претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Протест прокурора.

Протест на противоречащий закону акт приносится прокурором в орган, издавший этот акт, или в вышестоящий орган, правомочный принять по нему решение. В таком же порядке приносится протест на противоречащие закону акт или действие должностного лица.

 

В протесте прокурор требует отмены акта либо приведения его в соответствие с законом, а равно прекращения незаконного действия должностного лица и восстановления нарушенного права.

 

Протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению органом или должностным лицом, которым он направлен, не позднее чем в десятидневный срок после его поступления, а местными Советами депутатов -- на очередных сессиях. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания заранее сообщается прокурору, который вправе принять участие в его рассмотрении. О результатах рассмотрения протеста письменно сообщается прокурору. Принесение протеста приостанавливает действие противоречащего закону акта до его рассмотрения.

 

В случае нерассмотрения протеста в установленный срок либо его отклонения прокурор вправе обратиться в суд с заявлением об отмене противоречащего закону акта или прекращении незаконных действий. Подача прокурором заявления в суд приостанавливает действие опротестованного акта. Протест на постановление судьи по делу об административном правонарушении приносится судье, вынесшему постановление, либо председателю вышестоящего суда и подлежит рассмотрению в трехдневный срок. Порядок опротестования судебных решений по гражданским и уголовным делам регламентируется настоящим Законом и соответствующим процессуальным законодательством.

Постановление прокурора.

Прокурор в зависимости от характера нарушения закона должностным лицом или гражданином выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела, об административном правонарушении, о возбуждении дисциплинарного производства.

 

Мотивированное постановление может выноситься прокурором и в иных случаях как форма выражения его требований.

 

Постановление об административном правонарушении подлежит рассмотрению органом или должностным лицом, правомочными налагать административное взыскание, в сроки и в порядке, установленные для рассмотрения протокола об административном правонарушении.

 

Постановление прокурора о возбуждении дисциплинарного производства подлежит рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом в десятидневный срок со дня его поступления. О результатах рассмотрения письменно сообщается прокурору.

 

В постановление о возбуждении производства по делу об администр. правонаруш. Должно содержаться дата и место его вынесения, должность и фамилия прокурора, указание конкретного лица, обстоятельства нарушения со ссылкой на закон и предложения о наложении админ. взыскания.

 

Постановления о возбуждении дисциплинарного производства или привлечения к дисциплинарной ответственности подлежат к исполнению соответствующим органом или должн. лицом в десятидневный срок. О результатах письменно сообщается прокурору.

 

Иные постановления прокурора подлежат рассмотрению и исполнению в установленный им срок.

Вопросы для зачета

по дисциплине

«Прокурорская деятельность»

Понятие, системы и структура органов прокуратуры в РФ.

В соответствии со ст. 129 Конституции РФ и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории страны, а также выполняющих иные функции, установленные федеральным законом.

Систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения и редакции печатных органов.

Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ.

В Генеральной прокуратуре на правах структурного подразделения образуется Главная военная прокуратура во главе с заместителем Генерального прокурора – Главным военным прокурором, а также управления Генеральной прокуратуры в семи федеральных округах, возглавляемые заместителями Генерального прокурора. Структура аппарата Генеральной прокуратуры включает управления и отделы: по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью в органах внутренних дел; по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов; за законностью исполнения уголовных наказаний; по делам несовершеннолетних и молодежи; кадров и др. К подразделениям аппарата относятся также управления Генеральной прокуратуры в федеральных округах.

Прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами. Прокуратуры субъектов Федерации и приравненные к ним руководят соответственно деятельностью прокуратур городов, районов и иных приравненных к ним прокуратур.

В систему органов военной прокуратуры на правах прокуратур субъектов РФ входят прокуратуры военных округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы, Московская городская военная прокуратура, а также военные прокуратуры гарнизонов, объединений, соединений, приравненные по своему статусу к прокуратурам городов и районов.

Систему транспортных прокуратур, в юрисдикцию которых входит надзор за исполнением законов на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, возглавляет Управление по исполнению законов на транспорте и в таможенных органах Генеральной прокуратуры.

Природоохранные прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан, предприятиями, учреждениями, организациями и их должностными лицами; создаются и действуют на правах прокуратур субъектов рФ, а в регионах – на правах межрайонных прокуратур.

Прокуратуры войсковых частей осуществляют надзор за исполнением законов в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных объектах, по перечню, установленному Правительством РФ.

Задача прокуратуры по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний – надзор за соблюдением законов администрацией учреждений УИС и соблюдением прав лиц, отбывающих наказание.

2. Предмет и система дисциплины «Прокурорская деятельность».

спец-ая дея-ть федеральных гос-ых органов прокуратуры осуществляющаяся от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения конституции и исполнении законов дейст-их на ее территории. Предмет – является сфера общ-ых отношений на которую направлена деятельность прокурора. исходя и этого предметом ПН следует считать соблюдение Конс-ии РФ и исполнение законов юр.лицами и физ. (долж-ми) лицами.Систему курса ПН условно можно разделить на 2 части: общую и особенную.В общей излагаются полномочия пр-ра при исполнении им своей деятельности; основные цели и задачи ПН; исторические этапы становлении и развития прокуратуры; рассматривается система и структура орг-ов прокуратуры и основные этапы их деятельности. В особенной подробно раскрываются понятия, функции и задачи прокуроров, их полномочия при осуществлении своей деят-ти. Подробно рассматриваются все виды прокурорского надзора, участие прокурора в судах общей юрисд-ции и арбитражных судах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.183.14 (0.073 с.)