ТОП 10:

Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания



Растения

Знания. Дети узнают, что новое растение можно вырастить из семени, что от одного семени можно получить много семян; получают представление о стадиях роста и развития однолетних культур (на примере цветочных или огородных растений): семя, проросток, наращивание зеленой массы (период вегетативного роста), цветение, плодоношение (образование семян). В разные периоды роста растению нужны различные условия. Молодое растение – слабое, хрупкое, с ним надо обращаться бережно и осторожно, чтобы не повредить его.

Новые комнатные растения можно вырастить из черенка, листа, луковицы, делением куста. Вновь посаженное растение слабое, его надо часто поливать, оберегать от ярких солнечных лучей, сквозняка. На этот период для него можно создать тепличные условия.

Отношение. Дети с интересом участвуют в выращивании растений, с готовностью выполняют указания взрослых по уходу за ними, охотно наблюдают за растениями, замечают изменения, делают зарисовки в календаре.

Животные

Птицы

Знания. Дети узнают, что птицы размножаются, откладывая яйца: самка откладывает яйца в гнездо и насиживает их. Сначала птенцы растут и развиваются в яйце, им нужно тепло, самка сидит на яйцах и согревает их. Затем птенцы вылупляются, родители (самка и самец) создают все необходимые условия для их роста: кормят, обогревают, охраняют и защищают. Птенцы растут и становятся взрослыми: могут самостоятельно находить корм, строить гнездо, откладывать яйца и выращивать потомство.

Отношение. Дети с интересом наблюдают за гнездостроительной деятельностью птиц, выращиванием птенцов; сообщают о своих наблюдениях; проявляют готовность создать особо благоприятные условия для них: не шуметь возле гнезда, вести себя сдержанно и следовать рекомендациям взрослых, подкармливать птиц; проявляют восторженное, бережное отношение к птенцам.

Млекопитающие

Знания. Дошкольники узнают, что у зверей, у самочек, родятся живые детеныши. Сначала они маленькие и слабые, о них заботится мать: кормит их своим молоком, вылизывает, согревает, охраняет гнездо, защищает. У некоторых зверей ей помогает самец. Детеныши растут, выходят из гнезда, играют, мать учит их отыскивать корм, по-прежнему охраняет и защищает. Довольно быстро малыши вырастают, становятся взрослыми, могут сами добывать корм, защищаться от врагов, выводить потомство. Человек заботится о детенышах домашних животных.

Отношение. Дети проявляют чуткость и заботу о молодых животных, бережное отношение к ним, готовность ухаживать за ними, стремятся создать для них хорошие условия, готовы поступиться ради них своими желаниями, радуются их играм и забавам, интересуются их жизнью, наблюдают за ними, с удовольствием слушают рассказы о них, задают вопросы.

Жизнь растений и животных в сообществе

Лес как экосистема

Знания. Дети узнают, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу. В лесу несколько этажей растений: высокие деревья, деревья пониже, кустарники и травы. На всех этажах леса и в почве обитают животные. В лесу много животных, которые питаются различными частями растений: листьями, плодами, корой, почками, цветами (заяц-беляк, лось, белка, лесные птицы и насекомые). В лесу много мелких и крупных хищников, которые питаются другими животными (лиса, волк, еж, бурый медведь, куница, барсук). Все обитатели леса зависят друг от друга. Они приспособлены к жизни в лесу: легко передвигаются (по земле, в почве, по деревьям), находят разнообразную пищу, убежище, устраивают место для выведения потомства (норы, гнезда, берлоги). Растительноядные животные приспособлены защищаться от врагов, хищники – преследовать добычу. Многие животные имеют маскировочную окраску. Все животные приспособлены к сезонным изменениям погоды (например, под зиму запасают корм, ложатся в спячку и пр.).

Дети постепенно накапливают знания о наиболее распространенных лесных животных, их приспособленности к жизни в разные сезоны в условиях леса, взаимоотношениях с другими его обитателями.

Бурый медведь – громадный сильный всеядный зверь. Питается в теплое время года молодыми побегами растений, лесными ягодами, плодами диких фруктовых деревьев, желудями, грибами, червями, муравьями и другими насекомыми, медом диких пчел, может ловить в реке рыбу, совершает набеги на поля зерновых культур (овес, гречиха, пшеница). На зиму он залегает в берлогу и спит все холодное время, ничем не питаясь. Медведь, которого подняли среди зимы, становится «шатуном» – в поисках пищи бродит по лесу, заходит в деревни, нападает на диких и домашних животных. В это время он очень опасен. Зимой у медведицы в берлоге родятся один-два медвежонка, они питаются молоком матери. Весной, когда нет растительного корма, медведь становится хищником. Медведь может быстро и бесшумно передвигаться по лесу, залезать на деревья, плавать, недолго ходить на задних лапах. Медведь умный зверь, он поддается дрессировке, поэтому часто является артистом цирка.

Заяц-беляк хорошо приспособлен к жизни в лесу. Круглый год он питается растениями: летом – травой, листьями, грибами, молодыми побегами; зимой – корой молодых деревьев (березы, осины, ивы), ветками кустарников, сухой травой, сеном. Его врагами являются крупные хищные животные – волк, лиса, сова, но беляк может от них защищаться. Он быстро передвигается прыжками, потому что у него длинные и сильные задние лапы. Заяц может запутывать следы, делать большие прыжки в сторону, отбиваться от хищника задними ногами, лежа на спине. Заяц-беляк не строит нор. У него большие раскосые глаза, длинные чуткие уши, он вовремя может заметить опасность и убежать. Ранней весной у зайчихи родятся зайчата, она кормит их жирным молоком и убегает, чтобы не выдавать их. Через день-другой их покормит другая зайчиха, а потом они сами начинают есть траву.

Белка хорошо приспособлена к жизни на деревьях: легко бегает по стволам вверх и вниз, прыгает с ветки на ветку, с дерева на дерево. У нее сильные лапы (особенно задние) с острыми когтями на пальцах и длинный пушистый хвост. Белка устраивает себе гнездо в дупле старого дерева, при его отсутствии – строит гнездо из веток. Ранней весной у белки появляются 4 – 5 бельчат, мать кормит их молоком, оберегает и согревает. Белка питается разнообразной растительной пищей, которую находит на деревьях. Она ест молодые побеги, желуди, орехи, семена хвойных деревьев. Белка может полакомиться насекомыми, птичьими яйцами. На зиму белка запасает корм – складывает в дупло желуди и орехи, накалывает на сучки грибы. Зимой она спит в дупле, укрывшись хвостом, как одеялом. Главный враг белки – куница, эта хищница тоже хорошо бегает по деревьям. Белка убегает, прячется в дупле, выручает ее и маскировочная окраска шерсти. Как и другие звери, весной белка линяет, ее шерсть становится рыжей и редкой. На зиму вырастает подшерсток и новая серебристо-серая шерсть, которая делает ее незаметной среди заснеженных деревьев.

Еж – насекомоядное ночное животное, проживает не только в лесу, но и на приусадебных участках. Лучше всего у него развито обоняние. Питается он жуками, личинками, слизняками, дождевыми червями, которых может добывать даже из-под земли. Иногда его добычей становятся лягушки, ужи, мыши, птенцы. Питается еж также и упавшими с деревьев на землю плодами. Еж мало чувствителен к укусам ядовитых змей, поэтому иногда поедает их. Еж шумный зверек (топает, фырчит), легко себя выдает, но имеет хорошую защиту от нападения. При опасности он поднимает острые иголки, иногда шипит, подпрыгивает, чтобы уколоть того, кто нападает. Он имеет маскировочную окраску, становится незаметным, когда тихо сидит в кустах. Его враги могут справиться с ним: филин может разодрать сильными когтями, а лиса катит его к воде, сталкивает в воду, где он разворачивается, а потом хватает за мягкий живот. На зиму еж устраивается на спячку. В ямке или под корнями дерева он устраивает гнездо, в которое на иглах притаскивает опавшие листья. В середине лета у ежихи появляются 3 – 6 маленьких ежат с мягкими иголочками. Мать выкармливает их молоком [1 - Воспитатель может познакомить детей и с другими лесными животными (лосем, лисой, кабаном, барсуком, рысью), если они пребывают в данном регионе.].

Отношение. Дети, приходя в лес, соблюдают правила поведения – не мусорят, не уничтожают насекомых, не ломают растения, не разоряют птичьи гнезда, норы животных, муравейники, не топчут грибы. Умеют наслаждаться обстановкой леса: тишиной, спокойствием, прохладой, шорохами, пением птиц, журчанием ручья, лесными запахами, учатся правильно (не ломая растений) собирать ягоды, грибы.

Развивается познавательный интерес к жизни леса: дети самостоятельно наблюдают разные явления, задают вопросы, охотно слушают рассказы, участвуют в обсуждении.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.66.217 (0.007 с.)