Возрастные особенности детей 6-го года жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастные особенности детей 6-го года жизни



Этот возраст характеризуется установлением отношений сотрудничества с взрослым, попытками влиять на него, активным освоением социального пространства. Общение ребенка с взрослым становится все более разнообразным, постепенно оно все более приобретает черты личностного – взрослый выступает для ребенка источником социальных познаний, эталоном поведения в различных ситуациях. Изменяются вопросы детей – они становятся независимыми от конкретной ситуации: ребенок стремится расспрашивать взрослого о его работе, семье, детях, пытается высказывать собственные идеи и суждения. В этот период ребенок в общении с взрослым особенно нуждается в уважении, дети становятся особенно обидчивыми, если к ним не прислушиваются. Потребность ребенка в общении с взрослым определяется направленностью на сопереживание и взаимопонимание, его стремлением к общности во взглядах. В поведении это может проявляться в феномене большого количества жалоб: ребенок жалуется, указывая на сверстника – нарушителя требований взрослого (при этом он не хочет наказания другого ребенка, но искренне ждет от взрослого оценки его поведения, чтобы убедиться в том, что правило есть и оно действует). Жалоба – это просьба подтвердить или опровергнуть правило, форма знакомства с правилами поведения.

Постепенно к 6 годам начинает формироваться круг друзей. Сверстник

начинает приобретать индивидуальность в глазах ребенка 5-6 лет, становится значимым лицом для общения, превосходя взрослого по многим показателям значимости. Ребенок начинает воспринимать не только себя, но и сверстника как целостную личность, проявлять к нему личностное отношение. Дляобщения важными становятся личностные качества сверстника: внимательность, отзывчивость, уравновешенность, а также объективные условия: частота встреч, одна группа детского сада, одинаковые спортивные занятия и т.д. Основной результат общения ребенка со сверстником – это постепенно складывающийся образ самого себя. В группе детского сада социальные роли детей – лидеры, звезды, аутсайдеры (изгои) – становятся более устойчивыми, дети пытаются оспаривать эти позиции, но для того, чтобы стать лидером, уже нужно бать хорошим партнером по играм и общению. Взрослый может повлиять на распределение ролей внутри группы, так как внимание воспитателя – один из критериев выделения детьми и лидера, и аутсайдера (изгоя). Продолжает совершенствоваться сюжетно-ролевая игра. В игре дети начинают создавать модели разнообразных отношений между людьми. Плановость, согласованность игры сочетается с импровизацией, наблюдается длительная перспектива игры – дети могут возвращаться к неоконченной игре. Постепенно можно видеть, как ролевая игра начинает соединяться с игрой по правилам. Сюжеты игр совместно строятся и творчески развиваются, большое место начинают занимать игры с общественно значимыми сюжетами, отражающими социальные отношения и иерархию людей. Дети смелее и разнообразнее комбинируют в играх знания, почерпнутые из окружающей действительности – фильмов, мультфильмов, книг, рассказов взрослых. Игра может длиться от 2-3 часов до нескольких дней. Ролевое взаимодействие содержательно, разнообразны средства, используемые детьми в игре; в реализации роли большое место начинает занимать развитость речи. В игровых действиях используются предметы-заместители, природные материалы, самодельные игрушки. Активное развитие ребенка происходит и в других видах продуктивной деятельности (изобразительной деятельности, конструировании, труде). Начинает развиваться способность к общему коллективному труду, дети могут согласовывать и планировать свои действия. В активной деятельности развивается личность ребенка, совершенствуются познавательные процессы и формируются новообразования возраста.

Наблюдается переход от непроизвольного и непосредственного запоминания к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию. В 5-6 лет ребенок может использовать повторение как прием запоминания. По-прежнему легко запоминает эмоционально насыщенные события, которые могут оставаться в долговременной памяти длительное время. В этом возрасте хорошо развиты механическая память и эйдетическая – восстановление в памяти зрительного образа увиденного; постепенно формируется смысловая память. Память объединяется с речью и мышлением и начинает приобретать интеллектуальный характер, ребенок становится способным рассуждать. Продолжается сенсорное развитие, совершенствуются различные виды ощущения, восприятия, наглядных представлений. Повышается острота зрения и точность цветовосприятия, развивается фонематический слух, возрастает точность оценки веса предметов. Существенные изменения происходят в умении ориентироваться в пространстве – ребенок выделяет собственное тело, ведущую руку, ориентируется в плане комнаты. Пока с трудом формируется ориентировка во времени: от восприятия режимных моментов ребенок переходит к восприятию дней недели, сезонов, лучше представляет настоящее, однако почти не ориентируется в будущем. Наглядно-образное мышление является ведущим в возрасте 5-6 лет, однако именно в этом возрасте закладываются основы словесно логического мышления, дети начинают понимать позицию другого человека в знакомых для себя ситуациях. Осуществляется постепенный переход от эгоцентризма детского мышления к децентрации – способности принять и понять позицию другого. Формируются действия моделирования: ребенок способенразложить предмет на эталоны – форму, цвет величину. В воображении ребенок этого возраста начинает использовать символы, т.е. замещать реальные предметы и ситуации воображаемыми: образ предмета отделяется от предмета и обозначается словом. В аффективном воображении к 5-6 годам у ребенка начинают формироваться механизмы психологической защиты, например, появляются проекции –приписывания своих отрицательных поступков другому. Уже к 6 годам ребенок способен жить в воображаемом мире. Воображение оказывает влияние на все виды деятельности старшего дошкольника, особенно на рисование, конструирование, игру. Внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость. Повышается объем внимания, оно становится более опосредованным. Эмоциональная сфера ребенка становится более устойчивой, он постепенно осмысливает значение норм в поведении и способен соотносить свое поведение и эмоции с принятыми нормами и правилами; ему свойственны открытость, искренность, впечатлительность, избирательность отношений. Развитие личности ребенка происходит в общении, в процес се сравнения себя с другими детьми группы. В зависимости от того, какую позицию (социальную роль) играет ребенок в группе, формируется его самооценка, она становится устойчивой и начинает определять поступки ребенка. В старшем дошкольном возрасте внутренняя организация поведения тановится более сложной. Деятельность ребенка все более побуждается и направляется уже не отдельными мотивами, а определенным соподчинением мотивов. Иерархия мотивов является психологической основой формирования воли и произвольности поведения. Чрезвычайно важно вырабатывать у детей правильные мотивы поведения, – например, сделать хорошо не для того, чтобы тебя не ругали, а чтобы можно было узнать что-то новое, «открыть» новый способ действия, чтобы лучше пользоваться вещью идр. У детей 6-го года жизни отмечается усиление проявления целеустремленности поведения при постановке цели, а также при планировании деятельности, реализации принятой цели, закрепляется общественная направленность этого волевого качества__

Целевые ориентиры

Целевые ориентиры программы «Береги свой дом» базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записки к программе «Береги свой дом» и в тои части, где совпадают со стандартом, даются по тексту ФГОС ДО.

· ребенок проявляет любознательность объектам окружающего мира, условием жизни людей, растений, животных пытается оценивать их состояние с позиций «хорошо» или «плохо»;

· пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

· склонен наблюдать и экспериментировать;

· обладает знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;

· обладает углубленными представлениями из области живой и не живой природы;

· проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде;

· эмоционально реагирует при встречи с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок, поделка);

· готов оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;

· пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

 

Основная чассть

Старшая группа(режим дня)

 

Прием, осмотр, игры, дежурство 7.00-8.10
Утренняя гимнастика 8.10-8.20
Подготовка к завтраку, завтрак 8.20-9.00
Организованная образовательная деятельность 9.00-10.15
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) 10.15-12.00
Возвращение с прогулки 12.00-12.10
Подготовка к обеду, обед 12.30-12.40
Подготовка ко сну, дневной сон 12.40-15.00
Подъем 15.00-15.20
Занятия, игры, самостоятельная деятельность 15.20-16.20
Подготовка к ужину, ужин 16.20-16.30
Подготовка к прогулке, прогулка 17.00-18.15
Возвращение с прогулки 18.15-18.25
Игры, уход детей домой 18.25-19.00
   


Примерное распределение мероприятий по экологическому образованию

Название Периодичность Время проведения
1.Наблюдения. 2.Экспереминтирова-ние, опыты. 3.Экологические игры 4.Экологическая викторина 5.Экологическая беседа. 6.Экскурсия 7.Экологическая акция 8.Экологический досуг.   9.Панорама добрых дел. Ежедневно 1-раз в неделю Ежедневно 2-раза в неделю 2-раза в неделю 1-раз в месяц 1-раз в квартал 1-раз в квартал В течении учебного года На занятиях, в повседневной жизни На занятиях На занятиях, в повседневной жизни ------------ На занятиях ___________ В повседнев. жизни ___________________ На занятиях, в повсед- невной жизни

Алгоритм планирования различных форм работы по экологическому образованию

Нед. понедельник вторник Среда Четверг Пятница
I Iп.д.наблюд. Эколог.игра Iп.д.наблюд экол.игра   Iп.д.П.И.Д. занятие опыты   Iп.д.наблюд. Экологич.игр     Iп.д. Экологич.игр беседа»
  IIп.д.Ф.Ц.К.М. занятие   II п.д Экологическ. сказки   IIп.д. Загадывание загадок   IIп.д. Экологическая викторина   IIп.д. Чтение природ.литер
II Iп.д.наблюд. Эколг.игра     Iп.д наблюде Экскурсия   I п.д.П.И.Д. занятие эксперемен   Iп.д.набл. Экологич.игр   Iп.д.Беседа    
IIп.дФ.Ц.К.М занятие     IIп.д Эколог.игр. IIп.д Беседа   IIп.д. Уроки доброты     IIп.д Чтение природ.литер
III Iп.д. Наблюдение Экологич.игр.     Iп.д.наблюд. Экологич.игр   Iп.д.П.ИД.заняти опыт   Iп.д. наблюд. Экологич.игр   Iп.д Беседа    
IIп.дФ.Ц.К.М занятие   IIп.д. Беседа IIп.д.чтение эколог.сказок IIп.Экологичес. досуг. IIп.д Чтение природ.литер
IV Iп.д наблюд. Экологич.игр   Iп.д наблюд. Экологич.игр   I п.д занятие эксперемен     Iп.д.экскурсия за територию д.о   Iп.д. Беседа    
  IIп.д.Ф.Ц.К.Мзанятие     IIп.д. Экологическ. сказки   IIп.д Беседа. IIп.д. Уроки доброты   IIп.д Чтение природ.литер

 

 

Тематика различных видов работы по экологическому образованию



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.016 с.)