ТОП 10:

Тема занятий по формированию целостной картины мира (ФЦКМ) на 1 – ый квартал



Осень»

Кто сказал, что осень грустная пора?»

Труд людей осенью»

Уходит осень золотая»

Здравствуй, Зимушка Зима»

2. «Кто как зимует»

3. «Где зимуют птицы»

4. «Дикие животные, кто они»

1. «Весна-красна»

2. «Первые вестники весны»

З. «Растения весной»

4. «Животные весной»

Поисково-исследовательская деятельность (ПИД)

1.Опыт «Эффект радуги»

2.Свойства воды.

3.Свойства воздуха

4.Вода. Форма капли

1 Пар это тоже вода

2. Вода способна испорятся

3.Воздух есть в пустых предметах

4.Ветер

1.Лед легче воды

2.Магнит

3.Прозрачность веществ

4.Солнечная лаборатория

Содержание программы

Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).

В программе представлено семь разделов. Первый раздел – это элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ. Следующие два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания. Четвертый прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза – роста и развития отдельных видов растений и высших животных. В пятом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Шестой раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой. Особое (оздоровительное) значение имеет первый пункт, в котором рассматриваются потребности людей (детей) как живых существ и вытекающие отсюда требования к окружающей среде. Программа «Береги свой дом» может быть использована в любом дошкольном учреждении, где происходит переход от традиционного ознакомления с природой к решению вопросов экологического воспитания дошкольников.. Во всех разделах программы приведена позиция «отношение», которая поможет воспитателю понять, насколько дети приняли и усвоили новые знания.

Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека

Мироздание (Вселенная)

Знания. Дети знакомятся с видимыми явлениями Вселенной. Вселенная – это множество звезд, которые видны ночью на безоблачном небе. Солнце – это наша огненная звезда: оно ярко светит на безоблачном небе, с его восходом начинается день, после его заката наступает ночь. Вокруг Солнца вращаются холодные планеты: Марс, Венера, Земля и другие.

Земля – это планета, на которой мы живем. Наша планета – это огромный шар, окруженный слоем воздуха (небо). Большая часть Земли покрыта соленой водой – океанами и морями. У планеты Земля есть спутник – Луна. Луна – это тоже планета. Она имеет форму шара, по размеру значительно меньше Земли, и вращается вокруг нее. На Луне нет воды, воздуха, тепла, поэтому там не живут растения, животные, люди. Луну видно ночью на безоблачном небе. Она бывает разной формы: в виде узкого месяца, который постепенно становится шире и превращается в круглую Луну, затем убывает, снова становится месяцем и исчезает совсем.

Отношение.Дети проявляют интерес к сведениям о мироздании: они охотно включаются в наблюдения за небом, с интересом участвуют в занятиях с глобусом и другими моделями, слушают рассказ взрослого, задают вопросы, отражают свои впечатления о Вселенной в рисунках.

Вода

Знания. Вода – это жидкое вещество, она льется, течет. Вода не имеет формы, цвета, запаха и вкуса. Поэтому: она принимает форму сосуда, в который налита; становится цветной, если в нее добавят краску; приобретает соответствующий вкус и запах, если в нее добавить соль, сахар, лимон и т.д. Вода может быть чистой и грязной: чистая – прозрачная, грязная – мутная. Вода может быть разной температуры: холодной, комнатной, горячей, кипятком. Вода может менять свое состояние: на морозе она превращается в лед, при нагревании – в пар. Лед бывает твердый, хрупкий, прозрачный, холодный, от тепла тает и становится водой. Сильный пар можно заметить – он бывает, когда вода кипит. Пар легкий, беловатый, клубами поднимается вверх, при охлаждении становится каплями воды. Белые облака – это большое скопление пара. При резком сильном охлаждении пар превращается в снег, иней. Снег падает снежинками, он белый, мягкий, холодный, тает от тепла.

Вода имеет большое значение для жизни. Она нужна всем живым существам – растениям, животным, людям. Человеку нужна чистая, пресная вода. Такая вода есть в реках, озерах, родниках, под землей.

Вода плотная, в ней трудно ходить, но можно плавать. Некоторые животные всегда живут в воде, они приспособились к этому.

Отношение. У детей развивается познавательный интерес: они с удовольствием участвуют в проведении опытов и игр с водой, снегом, льдом, повторяют их самостоятельно в домашних условиях, задают вопросы о воде.

Воздух

Знания. Воздух есть везде: вокруг нас, в земле, в воде, в предметах. Он прозрачный, легкий, незаметный, он не препятствует бегу и ходьбе. Воздух можно почувствовать, когда он движется – дует ветер, работает вентилятор. Большинство птиц и некоторые насекомые могут летать, они к этому приспособлены. Человек летать не может, он придумал разные приспособления для полета по воздуху: парашют, дельтаплан, самолет, воздушный шар.

Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку. Человеку нужен чистый, свежий воздух, поэтому помещения, где находятся люди, надо проветривать.

Отношение. Дети проявляют познавательный интерес, выражают желание участвовать в проведении опытов с воздухом, в разных играх по обнаружению воздуха.

Почва и камни

Знания. Дети знакомятся с почвами – землей, песком, глиной и их свойствами. Земля – темная (черная, серая), рассыпчатая, пропускает воду и становится мокрой и липкой. Глина – желтая (а иногда красная или белая), плохо пропускает воду. Когда глина сухая, она твердая, а мокрая становится липкой и пластичной, ей можно придать любую форму, можно лепить из нее фигуры. Песок – желтый, рассыпчатый, легко и быстро пропускает сквозь себя воду.

Земля нужна всем растениям, они в ней укрепляются корнями, растут. В земле есть питательные вещества, которые необходимы растениям. Их нет в глине и песке.

Дети знакомятся с природными камнями: речными, морскими, кусками угля, мела, гранита. Узнают их свойства: речные и морские камни твердые, крепкие, разной формы, цвета и величины; морские камни всегда гладкие и округлой формы – такими их сделало море, постоянное движение волн. Камни можно найти в земле и в воде; мокрые камни красиво блестят. Уголь – черный, твердый, но хрупкий, пачкается, им можно рисовать. Уголь находится глубоко в земле, его специально добывают шахтеры. Он хорошо горит и дает много тепла. Уголь нужен для топки заводам и электростанциям, для обогрева жилища. Мел белый, твердый и хрупкий – легко ломается, пачкается, им можно рисовать. Мел получают из горной породы.

Отношение. Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам с разными почвами и камнями, охотно участвуют в коллекционировании камней, рисуют на асфальте.

Сезоны

Знания. Дети знакомятся с комплексом характерных явлений неживой природы и их сезонными изменениями.

Осень: день постепенно становится короче, а ночь длинней; уменьшается количество света и тепла, нарастает прохлада и холод; часто бывают низкая облачность и моросящие дожди. Такие условия – постепенное уменьшение света и тепла – влияют на растения и животных, они меняют свое состояние и образ жизни – готовятся к предстоящей зиме: травы вянут, деревья и кустарники сбрасывают листву; животные по-разному готовятся к зиме: одни откармливаются и устраиваются на спячку (еж, бурый медведь), другие делают запасы корма (белка, хомяк).

Зима: ночь длинная, а день короткий, солнце на небе высоко не поднимается, дает мало тепла, а от предметов бывает длинная тень. Холодно, мороз, небо часто серое, облачное, идет снег, иногда бывает вьюга, метель. Растения и животные приспособились к суровым условиям зимы: деревья и кустарники замерли, стоят без листьев, не растут; травы завяли, но под землей у них сохранились корни и корневища; животные зимуют неодинаково – одни находятся в спячке, другие активны, питаются запасами, третьи отыскивают или добывают пищу.

Весна: заметно увеличивается день и укорачивается ночь. Солнце светит ярко, поднимается на небе все выше, с каждым днем дает больше света и тепла. Тает снег, лед, бегут ручьи, реки выходят из берегов. Условия для жизни растений и животных становятся с каждым днем лучше, поэтому они оживают: набухают и затем распускаются почки на деревьях и кустарниках, вырастает заново трава, оживают насекомые, возвращаются перелетные птицы, пробуждаются и становятся активными лесные звери. Все готовятся выводить потомство.

Лето: день длинный, ночь короткая, много света и тепла, солнце в полдень поднимается высоко над головой, в это время от предметов бывает самая короткая тень, идут теплые дожди, бывают ливни с грозами, иногда после дождя на небе появляется радуга. Прекрасные условия для жизни растений и животных. Все кругом зеленое, много цветов, насекомых, птиц. Лесные звери растят свое потомство.

Отношение. Отношение детей выражается в познавательном интересе – они с удовольствием участвуют в наблюдениях за сезонными изменениями природы, отражают их в календаре; в эстетических переживаниях – дети замечают красоту природы в разное время года, самостоятельно отражают ее в рисунках.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.66.217 (0.005 с.)