Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие методологии философии праваСтр 1 из 3Следующая ⇒
Системно-структурный метод и методика. Системно-структурный метод, предполагающий, что все государственно-правовые явления рассматриваются как элементы систем. Право, государство, их структурные подразделения являются открытыми системами, которые состоят из систем более низкого порядка и входят в более широкие системы. Так, первичная клетка права — его норма — является частью целостной системы права, система права — частью правовой системы государства. Норму права можно познать только в тесной логической связи с другими нормами. Систему права — в связи с элементами правовой системы: законодательством, правосознанием, правовой культурой и др. Чаще всего системно-структурный метод позволяет постичь взаимодействие государства и права как комплексный процесс со всеми его проявлениями, проследить связи между причиной и следствием в государственно-правовых явлениях. Профессиональная методология юриста и ее значение в правореализации. Практикующий юрист не может обойтись без методов, то есть профессиональных инструментов-средств и методики их применения. Эти интсрументы(Гражданский кодекс, Трудовой кодекс и др), а методика(процедура) использования инструментов установлена в нормативно-правовых актах. В сложной ситуации следует использовать средства профессионального этического кодекса, психологического воздействия. Соотствественно методы практикующего юриста содержат как профессонально-правовые инструменты, так и виртуальные, социальные, психологические.
Тема 4. Характеристика формы объективного права. Объективное право существует как явление, практически не зависящее от воли конкретного субъекта. Объективное право — регулятор общественных отношений, оно формируется постепенно. Люди в своей жизни вступают в многочисленные отношения, чтобы удовлетворить разнообразные потребности — в товарах, услугах, в создании семьи, в трудовой деятельности и т.п. В соответствии с этим со временем формируются нормы, устоявшиеся правила поведения, которые становятся нормами права. Поэтому к такому понятию права применяют термин «объективное». Объективное право (право в объективном смысле) выступает как система формально-определенных, общеобязательных и обеспеченных государственным принуждением норм, установленных или санкционированных государством для регулирования общественных отношений. Указанное определение отражает нормативный подход к праву (право как система норм).
право в объективном смысле — система юридических норм, выраженных (объективированных) в соответствующих нормативных актах (законах, указах, кодексах, конституциях) и других источниках права и не зависящих от каждого отдельного индивида. Вместе с тем в разряд объективного права могут входить и нормы, которые не закреплены в позитивном праве. Речь идет о естественных правах, которые, как отмечаюсь ранее, действуют вне зависимости от того, признал их официально законодатель или пет.
Тема 6. Правовая дефектология Понятие дефектов права В переводе с латинского языка слово "дефект" (defectus) означает "изъян", "недостаток", "недочет. Понятие дефекта юридического документа охватывает различные отклонения содержания и формы юридического документа от норм действующего законодательства, а также от объективного развития общественных отношений.
Причины дефектов права Образование дефектов в праве обусловливается не только в результате отставания, «запаздывания» право- вой формы от темпов и интенсивности развития обще- ственных отношений (что давно признано в науке как за- кономерность и не оценивается как дефект), но и по субъ- ективным причинам – в результате дефектов правового мышления субъекта права, субъекта правотворчества, субъекта правоприменения. 3) Обобщая наиболее распространенные объективи- рованные формы (проявления) дефектного правового мышления, можно выделить следующие типичные разно- видности. 1. Правовая пробельность — это наиболее распро- страненная форма дефектного правового мышления, за- ключающаяся в отсутствии в правовом сознании инди- вида необходимых для нормального правового поведения правовых норм7. При этом не исключается положительная правовая направленность индивида, связанная с об- щим соблюдением законодательства, следовании право- вым ценностям и установкам.
2. Правовой нигилизм — широко распространен- ное в обществе осознанное отрицательная оценка права, связанное с игнорированием требований закона с различ- ной степенью его нарушения8. Результатами правового нигилизма мышления могут быть преступление, проступок. 1. Нормативный дефект13 - это формулировка законодателем нормы права, содержащий правовой изъян - неясность, расплывчатость, двусмысленность формули- ровки и т.д. Диалектика взаимосвязи дефектного право- вого мышления и дефектного правового текста заключа- ется в том, что если законодатель применяет для форму- лировки текста не точные, не истинные понятия, правила, делает алогичные умозаключения, то в результате приме- нения «негодных», дефектных юридических средств мышления появляется на свет негодный правовой текст. 2. Правоприменительный дефект - это принятие компетентным государственным органом правопримени- тельного акта, содержащим грубые нарушения матери- ального или процессуального права. Как пишут Е.В. Куд- рявцева и Л.А. Прокудина, дефекты применения норм ма- териального права возможны в трех случаях: «во-первых, не применен закон, подлежащий применению... во-вто- рых, если применен закон не подлежащий применению.. в третьих, если закон не правильно истолкован, что при- водит к неверным выводам суда»14. Как можно убедиться, авторы в своей трактовке правоприменительных дефек- тов не оригинальны и следуют известным нормам дей- ствующего процессуального законодательства РФ. 3. Текстовый дефект. Текстовый дефект – это но- вое понятие, которое нам необходимо применить для обо- значения разнообразных дефектов правоприменительных актов – от судебных актов до правоприменительных ак- тов локального характера (приказов, распоряжений и т.д.). К текстовым дефектам относятся дефекты двух раз- новидностей: дефекты, влекущие отмену правопримени- тельного акта и дефекты, не влекущие таковой. 4. Дефект правореализации. Выражается в нару- шении (не соблюдении) субъектом права требований предписаний правовых норм. В этом случае не соблюда- ются запреты, не исполняются обязанности, субъектив- ное право осуществляется в форме злоупотребления пра- вом.
Способ существования общества, индивида, предполагает наличие определенного вида деятельности. Существуют многообразные классификации форм деятельности – разделение ее на духовную и материальную, трудовую и нетрудовую, творческую и репродуктивную и т.д. Понятие методологии философии права 1 )Методология имеет 2 смысла:
Структура методологии юридической науки. 2) Методология - многоструктурное образование. В рамках методологии выделяют несколько уровней: · философский уровень. Определяет общие гносеологические принципы философской доктрины. Это исходные по-зиции для анализа правовых явлений. Общие философские принципы познания создают общность теоретической базы научных исследований. Эта общность теоретической базы, в свою очередь, дает возможность сопоставить результаты исследований. На философском уровне можно выде-лить следующие принципы: · принцип историзма (все явления должны изучаться с учетом их исторического раз-вития; например, понять сущность и специфику государства можно, только про-следив различные исторические типы государства, таким образом выявятся его не-изменные сущностные характеристики и отпадут преходящие факторы); · принцип системности исследований (все явления взаимосвязаны, поэтому невер-ным было бы изучать какое-либо явление в отрыве от связанных с ними факторов; например, право изучается во взаимосвязи с государством; это и означает, что все явления изучаются в системе, в комплексе); · принцип методологического плюрализма (применение множественности методов при изучения каждого отдельного явления); · принцип объективности и конкретности (это два принципа познания, но они тесно связаны, поэтому рассматриваются они вместе. Чтобы обеспечить воплощение в жизнь принципа объективности познания, мы должны избавиться от субъективных факторов, как-то: собственные пристрастия исследователя, догматизм, идеологиза-ция науки. Конкретность означает, что все исследования должны опираться на факты реальной действительности, по возможности подтверждаться практикой. Если какая-либо теория противоречит объективным фактам, не может охватить или объяснить их, необходимо отвергнуть эту теорию, а не заниматься подгонкой фак-тов под нее. Именно конкретность исследования позволит обеспечить его объек-тивность.); · принцип единства предмета и метода изучения (каждое явление, каждый предмет изучения требует собственных методов, приемлемых для него. Например, методы, применяемые в естественных и технических науках, зачастую неприемлемы для наук гуманитарных, и наоборот.);
· принцип научной корректности - можно рассмотреть в качестве дополнительного (методы, которые мы избираем для изучения того или иного явления, должны не только приводить к конкретным результатам, но и не наносить ущерба обществу, соответствовать идее гуманизма, не входить в противоречие с общечеловеческими ценностями. Это тот случай, когда цель не оправдывает средства. Например, при изучении происхождения государства, трансформации первобытного стада в чело-веческое общество вряд ли применим метод эксперимента. Приведем утрирован-ный пример. Гипотетически можно было бы представить ситуацию, при которой группу младенцев, людей, не подвергшихся воздействию цивилизации, можно бы-ло бы поместить в естественные условия, приближенные к тем, которые предшест-вовали формированию государственной организации общества, а затем вести на-блюдение, чтобы проверить наши представления об этапах формирования челове-ческого общества. Однако это и будет случай некорректности выбора метода по-знания. Ценность научных выводов несравнима с ценностью человеческой жизни, свободы, права на самоопределение. Пример, конечно, весьма утрированный, но идея, надеемся, ясна.). · общенаучные методы познания составляют второй уровень методологии. Это логиче-ские приемы обработки информации, при их помощи можно делать выводы из накоплен-ных другими методами знаний. Сюда относятся такие методы как индукция, дедукция, синтез, анализ, умозаключение, суждение и др. Диалектика - метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении. Анализ - расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы. Синтез - соединение элементов в единое целое. Восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному. Индукция - умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению). Дедукция - умозаключение от общего к частному (фактам). Аналогия - сходство, подобие предметов или отношений, а также познание путем их сравнения. Абстрагирование - отвлечение от частных признаков отдельных предметов и явлений в целях обобщения этих признаков и получения цельного знания о предметах и явлениях. Моделирование - построение и изучение моделей реально существующих предметов и явления. · специальные приемы познания (частно-научные методы, частно-юридические). Эти методы отражают специфику правовой науки. Они различны для различных областей зна-ний, для различных наук. Система частно-научных методов строится на принципе единст-ва предмета и метода - это означает, что метод изучения каких-либо явлений в большин-стве случаев рассчитан на специфику предмета изучения. Например, методы, применимые в биологии, неприемлемы для юриспруденции. Любая наука обладает набором специаль-ных методов познания. 3) На сегодня существует большое количество подходов к классификации методов познания в зависимости от различных критериев Юридическая наука также не оставила без внимания вопрос классификации методов, приемов, способов и т.п. исследования Это и понятно, поскольку юридические науки используют для исследования своих предметов бага Атыйя и разнообразный арсенал методов, методик, способов и приемов, которые по своему происхождению, направленного т.д. очень разнородными Среди них встречаются как методы, присущие научной дея те целом (например, формально-логические методы), так и такие, которые используются исключительно в юридических науках (метод дактилоскопии, толкования юридической нормы т.д.о).
Обычно в научной литературе, посвященной методологическим аспектам познания, выделяют такие группы методов: • философские; • общенаучные; • частноправовые; • дисциплинарные; • междисциплинарные Это так называемая \"многоуровневая концепция методологического знания\" В ней методы научного познания разделяются в зависимости от степени общности и сферы действия на пять основных групп: • первая группа - это философские методы, среди которых выделяют диалектический и метафизический методы, а также аналитический, интуитивный, феноменологический, гермененевтичний т.п. \"Философские методы не являются строго рифмы предписаниям Они имеют универсальный характер, относятся к высшим уровням абстрагирования Они не поддаются формализации и математизации, не описываются в строгих терминах логики и эксперимента, а л ише задают общие регулятивы исследования, его генеральную стратегию, но не заменяют специальные методы и не определяют окончательный результат познания Условно говоря, они подобны компа су, который помогает определить правильное направление, но не к карте, на которой предварительно намеченный путь к конечной целивої мети". В философских методов также относят: всесторонность, конкретность, историзм и т.д. Нетрудно заметить, что в данном случае происходит смешивание методов и методологических принципов, которые преимущественно нами выше были отнесены к методологических принципов первой группы; • вторая группа - общенаучные методы, которые понимаются как промежуточные методы \"между методами философии и фундаментальными положениями наук Эти методы связаны с такими понятиями, как: информация, модель, и изоморфизм, структура, функция, система, элемент, оптимальность и т.д. Эти понятия, в отличие от философских категорий, допускают формализацию и уточнения средствами математической теории теорії. На основе общенаучных понятий формулируются методы и принципы, которые обеспечивают связь философской методологии со специально научным знанием и его методами общенаучного является системный, структ турно-функциональный, кибернетический, вероятностный принципы и подходы, методы моделирования, формализации и др.." 88. Здесь тоже является заметным смешивания методологических принципов с методами При этом из состава общенаучных методов выпадают, как минимум, обще логические методы; • третья группа - частно-научные методы, то есть \"методы, применяемые в той или иной отрасли науки (методы механики, физики, химии, биологии и гуманитарных) наук\"; • четвертая группа - дисциплинарные методы, которые трактуются как \"методы, применяемые в той или иной дисциплине\" С этим возникает вопрос о соотношении методов третьей и четвертой группы, не совпадут они полностью или в значительной части? • и наконец, пятая группа - междисциплинарные методы, которые понимаются как \"синтетические, интегративные методы, используемые на стыке научных дисциплин 5. Функционально-структурный метод и методика. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ (СТРУКТУРНЫЙ) МЕТОД разновидность системного принципа, который ориентируется на выявление структуры системы, т.е. совокупности устойчивых отношений и взаимосвязи между ее элементами и их роли (функции) относительно друг друга. При этом структура понимается как нечто неизменное при определенных изменениях, а функция – как предназначение каждого элемента для определенного действия. Этот метод требует: 1) исследование структуры (строения) системного объекта, 2) анализ ее элементов и их функциональных особенностей, 3) исследование изменения этих элементов и их функций, 4) рассмотрение развития системного объекта в целом, 5) представление объекта как гармонически функционирующей системы, все элементы которой поддерживают эту гармонию.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 931; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.209.95 (0.035 с.) |