Глава 1. Анализ проблемы изменения климата 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Анализ проблемы изменения климата



ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема глобального изменения климата – одна из наиболее обсуждаемых международных проблем, связанных с негативным воздействием человека на окружающую среду. Выявление климатических изменений выражается в постепенном повышении со второй половине прошлого века среднегодовой температуры на планете. Большинство ученых связывает это явление с накоплением в атмосфере парниковых газов антропогенного происхождения, что привело к необходимости разработки программ по сокращению их выбросов. Создаются и уже действуют международные и национальные политические и экономические механизмы снижения объемов образования парниковых газов в энергетическом и промышленном секторах экономики различных стран. Однако, широко распространено и критическое отношение к теории антропогенных причин глобального потепления. Учитывая уже существующие международные механизмы и обязательства, независимого от того, верна ли антропогенная теория климатических изменений или нет, Россия начала уделять внимание, хотя и существенно меньшее, чем другие страны, вопросам снижения выбросов диоксида углерода и других ПГ и получения от этого экономических выгод. Для активизации работ в этом направлении необходимо показать, что стимулирование процесса снижения выбросов парниковых газов будет способствовать решению задач энерго- и ресурсосбережения, значительному уменьшению локального воздействия на окружающую среду, снижению энергоемкости ВВП и улучшению других макроэкономических показателей.

В связи с этим, целью настоящего исследования является:

подготовка предложений по совершенствованию экономических механизмов снижения выбросов парниковых газов в России и необходимых для реализации этих механизмов методов нормирования и оценки объемов выбросов ПГ на предприятиях энергетической отрасли.

Для достижения сформулированной цели в рамках данной дипломной работы необходимо решить следующие основные задачи:

1. Провести критический анализ проблемы глобального загрязнения окружающей среды парниковыми газами

2. Изучить и проанализировать существующие международные и национальные стимулирующие механизмы снижения выбросов ПГ

3. Выявить экономические, экологические и социально-экономические стимулирующие факторы и показатели, улучшением которых будет сопровождаться снижение выбросов парниковых газов

4. Оценить наличие и эффективность используемых механизмов снижения выбросов ПГ в РФ

5. Предложить механизмы экономического стимулирования снижения выбросов ПГ в России с учетом опыта зарубежных стран и внутренних особенностей РФ

6. Подготовить рекомендации по нормированию выбросов СО2 и определению их объемов на предприятиях традиционной энергетики для решения задач экономического стимулирования снижения выбросов ПГ

 

Глава 1. Анализ проблемы изменения климата

Климат на Земле никогда не был неизменным. Он зависел от различных геологических и астрономических изменений. Климат планеты формируется как Солнцем, так и всеми средами нашей планеты: атмосферой, гидросферой, биосферой, вулканами, ледовым покровом и т. д., которые находятся в постоянном взаимодействии.

Причины изменения климата

В геологической истории Земли встречались и более теплые периоды, чем в последние миллионы лет. На рис. 1.2 показано, как сильно колебалась температура на земле в разные геологические эпохи и как это соотносилось с покрытием суши льдом. На рисунке показано, что 500 млн. лет назад было на 7 °С теплее, а 300 млн. лет назад на 1 °С холоднее, чем в 60–90-е годы прошлого века. Покрытие суши льдом сильно понижало температуру на всей планете.

ГДЕ РИСУНОК?????

Кроме того, анализ геологических образцов, донных отложений океанов и других данных показывает, что теплые периоды совпадают с периодами высокого содержания CO2 в атмосфере (рис.). Сейчас в воздухе примерно 390 частей CO2 на миллион (ppm), 400 млн. лет назад CO2 было в 10 раз больше — несколько тысяч ppm, а 300 млн. лет назад — лишь несколько сотен ppm.

IPCC 4AR, vol. 1, Climate Change 2007. The Physical Science Basis. www.ipcc.ch.

Рассматривая причины столь сильных изменений климата за полмиллиарда лет, ученые анализируют всевозможные геологические, астрономические, биологические, геомагнитные и другие факторы. Говоря в целом о ситуации в течение сотен миллионов лет, нужно подчеркнуть главенствующую роль расположения суши относительно полюсов и экватора — тектонические процессы и дрейф континентов.

McCarthy J. J. et al. (ed.). Climate change 2001: impacts, adaptation, and vulnerability: contribution of Working Group II to the third assessment report of the Intergovernmental Panel on Climate Change. – Cambridge University Press, 2001.

Кокорин А. О. и др. Парниковые газы–глобальный экологический ресурс: Справочное пособие //М.: WWW-России. – 2004.

До начала индустриальной эры его средняя глобальная концентрация в атмосфере составляла 280 ± 10 ppm (частей на миллион). В течение последних 10 000 лет она изменялась не более чем на 20 ppm, причем эти изменения были обусловлены естественными причинами. В докладе МГЭИК отмечается беспрецедентное по скорости увеличение концентрации СО2 в атмосфере за последние 250 лет. Оценочный доклад об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации. Техническое резюме / Под ред. А.И. Бедрицкого. – М.: Росгидромет, 2008.

После 1750 года концентрация СО2 увеличилась на 36 % и в 2012 году составила 379 ppm (рис.)

http://cdiac.ornl.gov/

Рис.. Динамика глобальных выбросов СО2

 

За последние 10 лет увеличение средней глобальной концентрации CO2 было значительным и составило 1,9 ppm в год.

Парниковый эффект от разных газов можно привести к общему знаменателю, выражающему то, насколько 1 тонна того или иного газа дает больший эффект, чем 1 тонна CO2. Для метана переводной коэффициент равен 21, для закиси азота 310, а для некоторых фторсодержащих газов несколько тысяч McCarthy J. J. et al. (ed.). Climate change 2001: impacts, adaptation, and vulnerability: contribution of Working Group II to the third assessment report of the Intergovernmental Panel on Climate Change. – Cambridge University Press, 2001.

Однако, хотя концентрации метана и выросли примерно в 2,5 раза, это намного меньше, чем эффект от изменения концентрации CO2. Оценки показывают, что именно с CO2 связано примерно 80% антропогенного парникового эффекта, в то время как метан дает 18–19%, а все остальные газы 1–2%. Поэтому во многих случаях, говоря об антропогенном парниковом эффекте, подразумевают именно CO2.

Метан (СН4) является вторым по значимости парниковым газом после СО2. Его концентрация увеличилась в 2,5 раза по сравнению с концентрацией в доиндустриальный период и составила 1774 ppb в 2005 году (рис.). Антропогенные выбросы метана связаны с нарушением природного равновесия водно-болотных экосистем, с технологическими утечками, с функционированием полигонов твердых отходов, а также неполным сгоранием топлива.

Кокорин А. О. и др. Парниковые газы–глобальный экологический ресурс: Справочное пособие //М.: WWW-России. – 2004.

Всей полноты научного обоснования, почему настолько чаще и сильнее стали аномальные явления (наводнения, засухи, резкие периоды жары и т. п.), еще нет и в ближайшие годы не будет, но уже зафиксировано серьезное вмешательство человека в природу.

Энергоэффективность 2006

 

Таким образом, сокращение выбросов, в результате снижения потребления топлива, электроэнергии и тепла, а также уменьшения доли используемых в производстве электроэнергии ископаемых топлив, будет, помимо прочего, способствовать сохранению окружающей среды и здоровья населения России. CO2Rus 2009 стр с 10

Экономические выгоды

Фоновые» меры

Либерализация цен — освобождение цен от административного контроля, формирование цен по законам рыночной экономики, под влиянием конкуренции товаропроизводителей, а также спроса и предложения товаров.

Политика либерализации цен устанавливает общие рамки, в которых оказывает воздействие политика субсидий и налогов. Ценовые сигналы могут влиять на спрос и предложение, только если они реально достигают экономических агентов, и если эти экономические агенты имеют возможность отреагировать. В России в 1990-2003 гг. энергоемкость выросла на 30% при значительном повышении тарифов на энергоносители (Башмаков 2000).

Опыт показывает, что экономическим агентам требуется время для изменения своего поведения в соответствии с новыми ценовыми сигналами, не только из-за инерции оборота основного капитала, но и потому, что потребителям часто не хватает точных знаний о своем энергопотреблении или технических возможностей по его снижению. Рыночные реформы и темпы изменения цен должны проектироваться так, чтобы создавать и расчищать каналы для работы рыночных сигналов (IPCC, 2001a).

Реформирование рынка энергии в некоторых странах привело к снижению выбросов, в других имело противоположный эффект. В целом, оно приводит к экономически правильным изменениям поведения на основе ценовых сигналов, управляющих выбросами парниковых газов.

Финансовые инструменты

Налоги на выбросы/углерод/энергию. Лучшим примером фискальных мер борьбы с выбросами парниковых газов является налог на СО2. Налог на эмиссию – это сбор, которым правительство облагает каждую единицу выбросов в атмосферу в эквиваленте CO2 от источников, подлежащих налогообложению. IPCC, 2001a. Поскольку практически весь углерод в ископаемых видах топлива выбрасывается в составе CO2, сбор за содержание углерода в ископаемых видах топлива – налог на углерод эквивалентен налогу на выбросы для выбросов от сжигания ископаемых видов топлива. Энергетический налог – сбор за содержание энергии в топливе – снижает спрос на энергию и, следовательно, поощряет к снижению выбросов парниковых газов в ответ на растущие ставки этих налогов. Там самым данный инструмент стимулирует принятию мер, которые оказываются менее затратными, чем уплата налога.

Такой налог сделает источники, услуги и виды топлива, загрязняющие среду, менее привлекательными и сократит их потребление. Комбинирование этого инструмента с дополнительными мерами повысят его эффективность и максимизируют сопутствующие выгоды. Также положительный эффект может быть увеличен, если государственные расходы этих поступлений, будут иметь целевую направленность на поддержку мер энергосбережения и развитие возобновляемых источников энергии.

В реальной жизни налог на эмиссию может не привести к максимизации экономической эффективности. Его эффект в большой степени зависит от эластичности спроса по цене. Уровень налогообложения должен периодически обновляться на основе фактического влияния на уровень выбросов парниковых газов. Налог на эмиссию ограничивает затраты на программу сокращения выбросов, позволяя эмиссии повышаться в случае неожиданно высоких затрат.

Таким образом, несмотря на то, что налоговые меры являются очень эффективными во включении цены на углерод в стоимость продукции, они не дают предварительных гарантий того, что будут достигнуты фактические или плановые показатели сокращения выбросов, в отличие от торговли квотами.

При разработке политики должны приниматься во внимание множество различных факторов и условий, таких как ставка налога, различные условия по секторам, взаимосвязи с торговой политикой, политика занятости, доходами бюджета и конкретной формой механизма. Башмаков. Важно учесть, применяется ли налог на выбросы как единственный инструмент или в комбинации с другими политическими мерами. Опасность состоит в возможности дублирования выплат, переплат, пересечений денежных потоков. Должна состояться безболезненная интеграция налога с экологической направленностью в общую систему налогообложения. Задача усложняется, если политика налогообложения углерода вводится на фоне уже существующих больших налогов на ископаемые виды топлива, как это произошло в некоторых европейских странах. Каждый из этих вопросов может оказывать влияние на внутренний налог на выбросы.

Можно отметить, что на сегодняшний день, ни одной стране мира не удалось ввести универсальный налог для всех видов топлива и во всех секторах, в силу сложности и неоднозначности данного вопроса. (OECD, 2001).

В Норвегии, Словении, Великобритании, Италии, Германии и Швейцарии политика налогообложения углерода вводилась на фоне уже существующих больших налогов на ископаемые виды топлива

Ни в одной из этих стран не удалось ввести универсальный налог на углерод для всех видов топлива и во всех секторах, главным образом, из-за их односторонней политики и озабоченности потерей конкурентоспособности, выраженных ориентированной на международные рынки промышленностью. топлива в этих странах (OECD, 2001). Вывод по Словакии: налог на CO2 был не очень эффективен в плане сдерживания эмиссии. (Томсик, 2003).

Субсидии. Субсидия– прямое перечисление средств правительством на счет организации или снижение налогов для организации за осуществление поощряемой правительством деятельности. Эмиссия парниковых газов может быть снижена путем уменьшения выделяемых субсидий, которые приводят к росту эмиссии, например, субсидий на использование ископаемых видов топлива, или путем выделения субсидий на осуществление деятельности, которая приводит к снижению эмиссии или увеличению стоков (например, за теплоизоляцию зданий или посадку деревьев). IPCC, 2001a.

(1) Ликвидация субсидий на ископаемые виды топлива. Одним из наиболее очевидных методов и мер, является выявление и устранение прямой и косвенной государственной поддержки процесса добычи, обогащения, транспортировки и потребления ископаемого топлива. Ликвидация таких субсидий будет иметь прямое влияние на цены производства и потребления этих видов топлива, препятствуя росту энергопотребления. Это приведет к сниженному (более эффективному) спросу и, конечно, сделает альтернативные возобновляемые источники энергии экономически более жизнеспособными и привлекательными.

(2) Энергетические субсидии. Это прямое перечисление средств на счет организации за осуществление поощряемой правительством деятельности. Во многих странах с помощью субсидий стимулируют использование возобновляемых источников. Субсидии используются тогда, когда затраты для всех потребителей или отдельных групп становятся непомерно большими. Электроэнергия, вырабатываемая на ТЭЦ Германии, субсидируется в размере 0,56-2,56 евроцентов/кВт-ч. (Лангребе, 2003).

Приведение цен в соответствие с реальными затратами – это трудная политическая задача и длительный процесс. Это верно для развивающихся стран, где бедные платят высокую цену за энергетические услуги плохого качества или низкую цену при значительных субсидиях, но также и в развитых странах. Субсидии бытовым потребителям услуг теплоснабжения остаются серьезной экономической проблемой в России. Тепло от централизованных источников в России обычно используется очень неэффективно, но не только потому, что цена на него занижена. В жилом секторе конечные потребители часто получают счета не на основе данных о реально потребленном ими тепле, поскольку количество тепла, поставляемого бытовым потребителям, не измеряется. Кроме того, в многоквартирных домах часто невозможно регулировать количество тепла, поставляемого в квартиры. Рост тарифов не уменьшит объем субсидий, если конечные потребители будут отказываться платить.

Проекты поддержки использования возобновляемых источников энергии. В последнее десятилетие появилось несколько различных программ поддержки производства возобновляемой энергии. Такие страны, как Германия и Китай были очень успешны в достижении значительной доли возобновляемых источников энергии путем ряда государственных мер. Системы поддержки, применяемые во всем мире, различные и варьируют от субсидий, снижения налогов и систем зеленых сертификатов (например, торговля возобновляемыми источниками энергии) до льготных («зеленых») тарифов на возобновляемую электроэнергию. Целенаправленная и организованная поддержка возобновляемых источников энергии приводит к прямым и значительным результатам.

Что касается экономической целесообразности этих систем, следует отметить огромные сопутствующие выгоды, которые их сопровождают:

- снижение зависимости от (импортного) ископаемого топлива;

- улучшение здоровья местного населения путем снижения выбросов оксидов азота, серы и твердых частиц;

- увеличение объемов местных инвестиций и создания рабочих мест, что является не менее важным;

- избежание затрат на сокращение уровня CO2.

 

Система депозитов и возмещений объединяет депозит (налог) на товар с возмещением (субсидией) за реализацию конкретного поощряемого действия.

Прямые правительственные затраты и инвестиции включают затраты правительства на реализацию мероприятий, снижающих выбросы парниковых газов или увеличивающих стоки.

Отдельные инструменты национальной политики снижения эмиссии парниковых газов (IPCC, 2001a)

Торговля квотами. Система квот на выбросы устанавливает предел агрегированной эмиссии по отдельным источникам; требует, чтобы каждый источник имел квоту, равную его фактической эмиссии; разрешает торговлю квотами между источниками. Эта система отличается от системы кредитов, при которой кредиты даются источнику в случае снижения им эмиссии до уровня ниже требуемого в соответствии с существующими пределами, специфичными для каждого источника. IPCC, 2001a

В отличие от налога, система ограничения и торговли квотами на выбросы устанавливает ограничение на фактический объем выбросов, которые разрешены в стране, отрасли, регионе или секторе. Механизм спроса и предложения обуславливает цены на углерод. Единицы, представляющие тонну выбросов CO2-екв., это единица торговли в таких системах. Теоретически предполагается, что система ограничения и торговли квотами на выбросы, является экономически эффективной, так как сокращение происходит в секторах и на предприятиях, где это наиболее дешево (оставляя альтернативу приобретения квот для субъектов, для которых меры по сокращению выбросов являются более дорогими, чем цена на рынке).

Значительное количество и разнообразие источников поднимает вопрос о том, каким образом и на кого возложить ответственность за квотирование. В действующей схеме Европейского Союза ответственность наступает в момент выброса в атмосферу. В Германии необходимо выбрать 4500-5000 пунктов выброса (установок): установки по сжиганию топлива (мощностью более 20 МВт), по производству цемента, стекла, керамики, целлюлозно-бумажной продукции с суммарной эмиссией, достигающей 60% всех промышленных выбросов CO2 (Шафхаузен, 2003). Разработка подобной схемы сопряжена с рядом политических выборов: методы распределения квот, правила для новых участников, ликвидация предприятий, слияния, учет результатов ранних действий, создание «национального экологического учета»: правила и форматы мониторинга и верификации, процедуры регистрации.

Для реализации такой схемы необходимо создать специальные институты, сходные с Департаментом по торговле выбросами в Великобритании (IEA, 2001). Возможна внутренняя и международная торговля выбросами, по крайней мере, между квотируемыми организациями. Хорошо известно, что такая система торговли квотами экономически эффективна, если накладные расходы по ее содержанию не являются недопустимо высокими, а у рынка квот и других рынков, связанных с выбросами, нет слишком значительных недостатков (см. Вставку 3). Система внутренней торговли выбросами, действующая в Великобритании, к 2005 г. будет интегрирована в рынок торговли эмиссией Европейского Союза.

Торговля квотами как инструмент имеет преимущество в эффективности перед налогами в плане соответствия национальному предельному уровню эмиссии. Кроме того, система торговли выставляемыми на аукцион квотами предоставляет более эффективные ценовые сигналы, чем ставка налога, установленная правительством (IPCC, 2001a). Таким образом, налог на углерод устанавливает цену без всяких гарантий достижения определенного уровня эмиссии, тогда как система торговли квотами дает такую гарантию при отсутствии верхнего предела цены.

 

Добровольные соглашения. Добровольное соглашение это соглашение между правительством и одной или несколькими частными структурами, или одностороннее обязательство по ограничению выбросов парниковых газов или реализации мероприятий, служащих достижению этой цели. Соглашение может допускать торговлю кредитами на снижение выбросов между участниками (или участниками других соглашений) для снижения затрат на выполнение обязательств. IPCC, 2001a

Термин «добровольное соглашение» (ДС) используется для обозначения договоренности между правительственным органом и одной или несколькими частными организациями, а также одностороннего обязательства, признаваемого государственным органом, по достижению экологических целей или улучшению экологической ситуации сверх необходимых требований. Некоторые ДС становятся юридически обязывающими сразу после подписания («сильные»), но большинство – нет («мягкие»). ДС пришли на смену более формальным договоренностям. Главной причиной, по которой отрасли промышленности заключали ДС, было стремление избежать введения налога на углерод/энергию и/или введения других обязательных мер (Торвангер и др., 1999). Уровень сокращения в рамках ДС тесно связан с вероятностью реализации мер регулирования в отсутствие соглашения: если вероятность достаточно высока, можно достичь оптимального уровня снижения путем ДС, но это не гарантировано.

Нормативный подход

Наряду с финансовыми инструментами, упомянутыми выше, важный и эффективный список политических инструментов содержится в так называемых «нормативных подходах». Общим для них является то, что мероприятия по смягчению последствий выполняются за счет прямого обязательного законодательства, имеющего юридическую силу, а не через установление цен или стоимости на выбросы парниковых газов.

Юридически обязательные цели. Юридически обязательные цели, национальные планы сокращения выбросов являются важным инструментом в борьбе с изменением климата. Несомненно, достижение таких целей (на национальном, региональном или секторальном уровне) зависит от качества и строгости мониторинга и принуждения выполнения. Такие меры имеют прямое влияние на уровень выбросов парниковых газов. Конечно, обязательные цели должны быть подкреплены другими политиками и мерами.

Разрешение природоохранных органов (Лучшие имеющиеся технологии/Стандарты последствий выбросов). Для больших точечных источников загрязнения требование о применении передовых практик на объекте путем выдачи разрешения природоохранных органов, является очень распространенным инструментом предотвращения выбросов большинства загрязняющих веществ (воздуха, воды и почвы). Управление охраны окружающей среды США в настоящее время осуществляет такое положение для крупных промышленных точечных источников выбросов парниковых газов. Наряду с обязательством ежегодно представлять данные о выбросах парниковых газов, должны применяться лучшие практики по сокращению выбросов парниковых газов.

Энергетические и экологические регулирующие стандарты устанавливают либо технологические, либо операционные требования и принуждают к их соблюдению через систему штрафов и других наказаний.

Стандарты энергоэффективности широко применяются более чем в 50 странах, и это число продолжает расти. В целом, стандарты энергетической эффективности оказались действенным и важным инструментом политики энергосбережения. В 2002-2012 гг. новые требования к теплозащите зданий и территориально-строительные нормы в России приведут к снижению выбросов на 10 млн. т. CO2 (Матросов, 2003).

Введение стандартов приводит к вытеснению с рынка наименее эффективных технологий и продуктов и, учитывая непрерывный технический прогресс, может давать динамические инновационные стимулы. Рыночным инструментам часто предшествует введение административных механизмов, которые помогают создать необходимую институциональную среду с помощью экологических стандартов, требований мониторинга и обеспечения соответствия.

Стандарты требуют, чтобы недавно построенные установки или установки определенного возраста работали таким образом, что количество выбросов парниковых газов на единицу произведенного продукта (например, электричество, цемент, сталь) было ниже обязательного стандарта. Этот законодательный подход, как правило, экономически эффективный в средне- и долгосрочной перспективе, поскольку он может предотвратить строительство объектов, выбрасывающих большие объемы СО2 и, следовательно, высокой фиксации выбросов углерода (что с течением времени сопровождается большими расходами на борьбу или даже заблокированными активами, когда цели становятся более жесткими). Правительство Великобритании сейчас рассматривает этот вариант в качестве дополнительной меры наряду с СТВ ЕС.

Стандарты на продукцию. Очень эффективным подходом, при правильном применении, являются так называемые стандарты на продукцию. Эти стандарты обязывают производителей товаров, таких как электроника, производить продукцию, которая соответствует определенному стандарту потребления энергии. В связи с тем, что этот подход работает по вертикали (на уровне производителя, а не потребителя), он может быть очень эффективным.

Стандарты на оборудование устанавливают минимальные требования к определенной продукции или технологии по снижению выбросов парниковых газов, связанных с производством или использованием продукции или технологии.

Система квот, не подлежащих продаже. Устанавливает предел выбросов парниковых газов по каждому регулируемому источнику. Каждый источник несет ответственность за то, чтобы его реальные выбросы были в рамках отведенного лимита; торговля квотами между источниками не допускается.

Запрет на продукцию накладывается на некоторые продукты, например, гидрофлуороуглероды, которые способствуют повышению выбросов парниковых газов.

Киотский протокол

Рыночные инструменты для борьбы с выбросами парниковых газов присутствуют с момента создания Киотского протокола. На самом деле, рыночные инструменты, такие как механизм совместного осуществления (СВ) и механизм чистого развития (МЧР) являются основными элементами Киотского протокола. В этой части представления я остановлюсь на наиболее развитых инструментах углеродного рынка: торговля квотами на выбросы в рамках Киотского протокола, система ЕС по торговле квотами на выбросы и Механизм чистого развития.

Теория формирующихся рынков одна из наиболее сложных частей современной экономической науки. Если к этому еще добавить тот факт, что

объектом рыночных отношений является право на использование способности атмосферы планеты принимать и ассимилировать парниковые газы - т.е. рынок формируется на благо, доступ к которому всегда был свободным и неограниченным, то можно себе представить, что сложность задачи возрастает экспоненциально.

Формирование международного углеродного рынка опирается на РКИК и Киотской протокол. Протокол, во-первых, определил институциональные рамки этого рынка; во-вторых, распределил товар - квоты на выбросы - между развитыми странами; в третьих, определил правила производства товара в развивающихся странах и порядок их выхода на рынок.

УГЛЕРОДНЫЙ РЫНОК: современное состояние и перспективы развития А. Голуб, "Защита природы", США

Киотский Протокол впервые устанавливает количественные ограничения эмиссии и обязательства по ее снижению по шести парниковым газам от разнообразных источников на период 2008-2012 гг. для стран-членов Приложения I. Они могут выполнять свои обязательства путем реализации мер по снижению внутренней эмиссии, конкретных действий для увеличения стоков в своих странах и сотрудничества с другими сторонами в рамках ст. 4, 6, 12 и 17.

Международное сотрудничество по смягчению последствий выбросов парниковых газов предоставляет значительные возможности для снижения соответствующих затрат (IPCC 2001 b). Политические меры и инструменты, которые могут быть реализованы группой государств для ограничения их коллективной эмиссии и снижения соответствующих затрат весьма разнообразны: (IPCC. 2001 a)

1) Система торговли квотами устанавливает предел национальной эмиссии для каждой страны-участницы и требует, чтобы каждое государство имело квоту, равную его реальной эмиссии в базовом году. Правительства и, возможно, юридические лица стран-участниц могут торговать квотами. Торговля эмиссией в рамках ст. 17 Киотского Протокола – это система торговли квотами, основанная на установленных количествах, рассчитанных на основе обязательств по снижению и ограничению эмиссии, перечисленных в Приложении Б к Протоколу.

2) Совместное осуществление позволяет правительствам или организациям стран с установленным пределом выбросов парниковых газов вносить вклад в реализацию проектов снижения выбросов или увеличения стоков в другой стране, имеющей национальные обязательства и получать кредиты, равные части или всему достигнутому сокращению эмиссии. Кредиты могут использоваться страной-инвестором или другой страной-членом Приложения I для выполнения собственных обязательств по ограничению эмиссии. Ст. 6 Киотского Протокола разрешает Совместное осуществление между странами, чьи обязательства по снижению и ограничению эмиссии перечислены в Приложении Б Протокола.

3) Механизм чистого развития позволяет правительствам или организациям стран, имеющих обязательства по ограничению выбросов парниковых газов, вносить вклад в реализацию проектов снижения эмиссии или увеличения стоков в странах, не имеющих национальных обязательств, и получать кредиты, равные части или всему достигнутому сокращению выбросов. Ст. 12 Киотского Протокола устанавливает Механизм чистого развития для внесения вклада в устойчивое развитие принимающей страны и оказания помощи странам-членам Приложения I в выполнении их обязательств по сокращению и ограничению выбросов.

4) Согласованный налог на эмиссию/углерод/энергию – требование к странам-участницам о введении общей ставки налога на одинаковые источники. Каждая страна оставляет себе уплаченные по этому налогу денежные средства.

5) Международный налог на эмиссию/углерод/энергию – это налог, которым международный орган облагает определенные источники в странах-участницах. Денежные средства от сбора этого налога распределяются или используются в рамках соответствующих договоренностей странами-участницами или международным органом.

6) Квоты, не подлежащие торговле, устанавливают предел национальной эмиссии парниковых газов каждой страны-участницы, который должен быть достигнут только в результате собственных действий этой страны.

7) Международные стандарты на продукцию/технологии устанавливают минимальные требования к ряду изделий/технологий в странах, где они производятся. Стандарты снижают выбросы парниковых газов, связанные с производством или использованием продукции/технологий.

8) Международное добровольное соглашение – это соглашение между двумя или несколькими правительствами и одним или несколькими источниками об ограничении эмиссии парниковых газов или реализации мер, направленных на достижение такого ограничения.

9) Прямая передача финансовых и технологических ресурсов на международном уровне подразумевает передачу финансовых ресурсов от одного национального правительства другому национальному правительству или организации в другой стране непосредственно или через международное агентство с целью стимулирования действий, направленных на снижение выбросов парниковых газов или увеличение стоков в принимающей стране.

И. Башмаков и К. Джепма. Политика, меры и инструменты смягчения последствий изменения климата. Национальный и международный аспекты.

Механизм чистого развития

Киотский Протокол (Ст. 12) с помощью Механизма чистого развития помогает странам - не членам Приложения I достичь устойчивого развития и внести вклад в достижение общей цели Конвенции, одновременно помогая странам-членам Приложения I обеспечить соответствие. Механизм чистого развития позволяет проекту, нацеленному на снижение выбросов или увеличение стоков, в стране, не имеющей национальных обязательств, получить сертифицированное сокращение эмиссии в размере, равном достигнутому сокращению. Страны-члены Приложения I могут использовать сертифицированное сокращение эмиссии для выполнения своих национальных обязательств по ограничению эмиссии (Хэйтс и Ямин, 2000; Хэссинг и Мендис, 1999; Джепма и ван дер Гааст, 1999; ТЕРИ, 1998).

Процесс независимой сертификации достигнутого сокращения выбросов очень важен для проектов Механизма чистого развития, поскольку у правительства принимающей страны нет обязательств по ограничению выбросов, а потому оно едва ли имеет мотивацию, в отличие от проектов Совместного осуществления, к обеспечению выдачи сертифицированных единиц сокращения эмиссии только за реально достигнутое сокращение. Ст. 12.4 устанавливает исполнительный орган для Механизма чистого развития, а Ст. 12.5 подчеркивает, что сокращение эмиссии должно представлять собой реальные, измеряемые и долгосрочные блага, касающиеся смягчения последствий изменения климата, и быть сертифицировано соответствующими органами. Процесс сертификации и соответствующие обязанности этих органов, а также исполнительный орган, необходимы, учитывая стимул к завышению снижения выбросов.

Наличие сертифицированных единиц сокращения эмиссии до начала первого периода действия количественных обязательств может привести к повышению траекторий эмиссии стран-членов Приложения I в 2000-2007 гг.

 

Реализация политики

Нет оснований для определения явного предпочтения какому-либо одного инструмента политики смягчения изменения климата. Частично это объясняется нехваткой ресурсов, выделяемых для мониторинга эффективности политики, а также трудностями в рассмотрении результатов проводимой конкретной политики отдельно от других факторов. Любой результат проведения политики больше зависит от управления, мотивации, восприятия риска, укрепления доверия/недоверия, схемы реализации политики и адекватного распределения ресурсов, чем от политики как таковой. Всего лишь один пример: очень слабая федеральная политика повышения эффективности использования энергии в России в течение десяти лет проводилась только на словах, без четкого институционального руководства и без выделения ресурсов. Это резко контрастирует с региональной политикой повышения энергоэффективности, где была создана достаточная инфраструктура для ее реализации (см. рис. 3).

Воспроизведение успешных мер требует понимания способности страны по их разработке и принятию и практической реализации выбранных мер и решений и способности оценить эффективность сходных решений в разных условиях. Влияние сходных политических решений и мер может значительно различаться в разных странах в зависимости от стратегий их реализации и наличия другой регулирующей политики, нацеленной на предотвращение нежелательных последствий на работу свободного рынка при наличии внешних, информационных и координационных проблем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.189.247 (0.064 с.)