Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
К формированию информационной системы налогового менеджментаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Важной ролью финансовой информации в подготовке и при- нятии эффективных управленческих решений определяются и высокие требования к ее качеству при формировании инфор- мационной системы финансового менеджмента. Так, к инфор- мации, включаемой в эту систему, предъявляются следующие основные требования. 1. Значимость, которая определяет, насколько используе- мая информация влияет на результаты принимаемых финан- совых решений, и в первую очередь в процессе формирования финансовой стратегии предприятия, разработки целенаправ- ленной политики по отдельным аспектам финансовой деятель- ности, подготовки текущих и оперативных финансовых планов. 2. Полнота, характеризующая завершенность круга инфор- мативных показателей, необходимых для проведения анализа, планирования и принятия оперативных управленческих реше- ний по всем аспектам финансовой деятельности предприятия. 3. Достоверность, которая определяет, насколько форми- руемая информация адекватно отражает реальное состояние и результаты финансовой деятельности. 4. Своевременность, которая характеризует потребность в формируемой информации в конкретный период времени. Отдельные виды информативных показателей, используемых в финансовом менеджменте, находятся в его информационной системе в неизменном количественном выражении лишь один день (например, курс иностранных валют, курс отдельных фон- довых и денежных инструментов на финансовом рынке), дру- гие — месяц, квартал и т.п. 5. Понятность, которая определяется простотой ее постро- ения, соответствием стандартам представления и доступно- стью понимания (а значит, и адекватного ее толкования) теми категориями пользователей, для которых она предназначается. Не следует, однако, смешивать требования понятности инфор- мации для определенной категории пользователей с ее уни- версальной доступностью для понимания всеми участниками финансовой деятельности предприятия, так как ряд из них может не иметь достаточного уровня квалификации для адек- ватной ее интерпретации. 6. Релевантность (или избирательность), определяющая достаточно высокую степень используемости формируемой информации в процессе управления финансовой деятельно- стью предприятия. «Информационное переполнение» системы финансового менеджмента усложняет процесс отбора необхо- димых информативных данных для подготовки конкретных управленческих решений, приводит к формированию мало- существенных альтернативных проектов этих решений, удо- рожает процесс информационного обеспечения управления финансовой деятельностью предприятия. 7. Сопоставимость, обеспечивающая возможность срав- нительной оценки стоимости отдельных активов и результатов финансовой деятельности предприятия во времени, возмож- ность проведения сравнительного финансового анализа пред- приятия с аналогичными хозяйствующими субъектами и т.п. Такая сопоставимость обусловлена идентификацией опреде- ления отдельных информативных показателей и единиц их измерения, использованием соответствующих национальных и международных стандартов финансовой отчетности, после- довательностью и стабильностью применяемых методов учета финансовых показателей на предприятии. 8. Эффективность, которая применительно к формиро- ванию информационной системы финансового менеджмента означает, что затраты по привлечению определенных инфор- мативных показателей не должны превышать эффект, получа- емый в результате их использования при подготовке и реали- зации управленческих решений. Соблюдение перечисленных основных требований к инфор- мации, включаемой в информационную систему финансового менеджмента, позволит объективно характеризовать внеш- нюю финансовую среду, соблюдать нейтралитет по отноше- нию ко всем категориям потенциальных пользователей и обе- спечить необходимый уровень проверяемости.
Характеристика специфической информации, используемой в налоговом менеджменте Источниками специфической информации, дополнительно используемой в налоговом менеджменте, в первую очередь являются налоговое законодательство, специальные постанов- ления Правительства РФ, указы Президента РФ, постановления Минфина России, разъяснительные документы ФНС России, материалы судебно-арбитражной практики и т.д. Внутренняя информация — это прежде всего те материалы, которыми располагает конкретное предприятие в результате взаимодействия с государственными налоговыми органами. В первую очередь к ним относятся акты выездных налоговых проверок по правильности исчисления и уплаты налогов и сбо- ров, решения налоговых органов о выявленных налоговых пра- вонарушениях и санкциях за их допущение, документы, позво- лившие обжаловать решения налоговых органов, и т.п. Особая роль в налоговом менеджменте отводится изуче- нию и анализу материалов судебно-арбитражной практики, что позволяет предотвратить нежелательную ситуацию, а зна- чит, и уменьшить в итоге налоговые риски. Использование судебной практики в налоговом менедж- менте базируется на применении целого ряда документов, при- нятых в целях обеспечения правомерности построения гар- моничных взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками. Наиболее значимым с этой точки зрения является Постановление Пленума ВАС от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснован- ности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (см. Приложение 1). Учитывая важность данного документа, детально проанализируем содержание его пунктов. Еще раз подчеркнем, что данный правовой акт призван обе- спечить единообразие в оценке судьями доказательств при рас- смотрении конкретных налоговых споров, а именно — обо- снованности возникновения налоговой выгоды у налогопла- тельщика. Под налоговой выгодой в этом случае понимается уменьшение размера налоговой обязанности. Она может быть получена следующими способами: 1) уменьшением налоговой базы; 2) получением налогового вычета; 3) получением налоговой льготы; 4) применением более низкой ставки; 5) получением права на вычет (возврат) или возмещение налога из бюджета. Необходимо отметить, что центральное место в данном Постановлении занимает принцип презумпции добросовест- ности налогоплательщиков. Впервые этот принцип в сферу налогообложения был вве- ден в ст. 108, п. 6 НК РФ, где указано, что лицо считается неви- новным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федераль- ным законом порядке. Пленум ВАС расширил указанное понятие, отметив, что судебная практика разрешения налоговых споров исхо- дит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплатель- щика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержа- щиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, достоверны. Данный пункт является одним из немногих опти- мистичных для граждан и юридических лиц в российском законодательстве. Данная норма подразумевает, что налого- плательщик априори считается законопослушным и добро- совестным. Это проявляется и в следующем абзаце п. 1 Постановления: «Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмо- тренных законодательством о налогах и сборах, в целях полу- чения налоговой выгоды является основанием для ее полу- чения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы». Стоит также обратить внимание на то, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соот- ветствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономиче- скими или иными причинами (целями делового характера). Данный пункт устанавливает общий подход, в соответ- ствии с которым налоговая выгода может быть признана необоснованной. Его основная мысль — деловая цель должна присутствовать в каждой сделке. Эта норма направлена про- тив фиктивных, т.е. притворных и мнимых, сделок, или сде- лок, которые осуществляются только «на бумаге», «для вида», не имеющих целью достичь каких-либо конкретных хозяй- ственных результатов. Так как данным пунктом подчеркивалась обязательность существования деловой цели, то следует обратить внимание на другую норму Постановления, в которой указывается, что налоговая выгода не может рассматриваться в качестве само- стоятельной деловой цели. Поэтому, если судом установлено, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком, явля- лось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осущест- влять реальную экономическую деятельность, в признании обоснованности ее получения может быть отказано. Особый интерес также представляет пункт, в котором указывается, что возможность достижения одного и того же экономического результата с меньшей налоговой выгодой, полученной налогоплательщиком путем совершения других предусмотренных или не запрещенных законом операций, не является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной. То есть если для достижения какого-то хозяй- ственного результата налогоплательщик располагает двумя вариантами и один из них наиболее выгоден с налоговой точки зрения, то налоговые органы не вправе упрекать нало- гоплательщика в выборе именно этого варианта. Ранее был обозначен общий принцип, в соответствии с которым может быть определена необоснованность налого- вой выгоды. В п. 5 Постановления называются уже конкрет- ные обстоятельства, которые могут свидетельствовать о том, что налоговая выгода получена необоснованно. К этим обсто- ятельствам, которые сами по себе могут означать недобросо- вестность налогоплательщика, относятся следующие: • невозможность реального осуществления налогопла- тельщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выпол- нения работ или оказания услуг (занимается сельскохозяй- ственной деятельностью, но нет земельного участка); • отсутствие необходимых условий для достижения результатов экономической деятельности из-за отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств; • учет для целей налогообложения только тех хозяйствен- ных операций, которые непосредственно связаны с возникно- вением налоговой выгоды, если для данного вида деятельно- сти также требуются совершение и учет и других хозяйствен- ных операций; • совершение операций с товаром, который не произво- дился или не мог быть произведен в объеме, указанном нало- гоплательщиком в документах бухгалтерского учета. Постановление также устанавливает обстоятельства, кото- рые сами по себе не могут служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной: • создание организации незадолго до совершения хозяй- ственной операции; • взаимозависимость участников сделок; • неритмичный характер хозяйственных операций; • нарушение налогового законодательства в прошлом; • разовый характер операции; • осуществление операции не по месту нахождения нало- гоплательщика; • осуществление расчетов с использованием одного банка; • осуществление транзитных платежей между участни- ками взаимосвязанных хозяйственных операций; • использование посредников при осуществлении хозяй- ственных операций. Однако эти обстоятельства в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами могут быть признаны обстоятель- ствами, свидетельствующими о получении налогоплательщи- ком необоснованной налоговой выгоды. Данная норма адресована в первую очередь судам, кото- рые должны учитывать подобные обстоятельства при рассмо- трении дела, но не считать их априори нарушениями законо- дательства. Если суд на основании оценки представленных налого- вым органом и налогоплательщиком доказательств придет к выводу, что налогоплательщик для целей налогообложения учел операции не в соответствии с их действительным эконо- мическим смыслом, то суд определяет объем прав и обязан- ностей налогоплательщика исходя из подлинного экономиче- ского содержания соответствующей операции. Это означает, что если суд установил факты недобросовест- ности налогоплательщика, то он должен определить налого- вые последствия таким образом, как если бы этих операций не было. Соответственно, суд должен сопоставить реальные результаты с возможными и учитывать их расхождение при вынесении решения. Итак, проанализировав текст Постановления, можно выде- лить следующие его особенности. Во-первых, ВАС РФ в данном Постановлении согласился с тем, что налоговое планирование и налоговая оптимиза- ция могут иметь место и что организации и иные налогопла- тельщики могут их осуществлять до определенных пределов и в определенных рамках. Во-вторых, ВАС РФ установил конкретные признаки недо- бросовестности налогоплательщиков, характерные черты и примерные варианты дозволительного и недозволитель- ного поведения. Это является, безусловно, позитивным момен- том, поскольку будет способствовать выработке единых под- ходов при оценке судами, а также налоговыми органами тех или иных ситуаций. В-третьих, при рассмотрении дела суд должен рассматри- вать налогоплательщика не как обвиняемого, а как ненаруши- теля. И при этом в зависимости от того, сможет ли представи- тель налоговых органов доказать виновность налогоплатель- щика или нет, можно говорить об уровне профессионализма и компетенции работников налогового менеджмента конкрет- ной организации и оценивать в целом эффективность их дея- тельности.
Применение материалов судебной практики в налоговом менеджменте Изучив содержание Постановления № 53 ВАС РФ, необходимо рассмотреть основные положения методики изучения, ана- лиза и использования материалов судебной практики в дея- тельности налоговых менеджеров. Особо подчеркнем, что важ- ной основой для налогового планирования являются позиции судебных органов по различным вопросам, сформулированные в решениях по конкретным делам, информационных письмах, обзорах судебной практики и т.д. Учет и использование право- вых позиций и выводов судебных инстанций позволяют спрог- нозировать решение суда по собственному делу об оценке законности той или иной модели налогового планирования и на основании этого оценить перспективы возможного спора с налоговым органом. При анализе судебной практики перед специалистами ста- вятся различные задачи, учитывающие особенности финан- сово-хозяйственной деятельности конкретного налогопла- тельщика, а также предполагаемые обстоятельства и предмет налогового спора. Вместе с тем можно указать на некото- рые наиболее общие и распространенные задачи (комплексы задач), к которым относятся: • выявление правовых позиций судов всех инстанций по различным аспектам налогового законодательства; • выявление основных тенденций арбитражной практики по налоговым спорам; • прогноз арбитражной практики по налоговым спорам; • выявление основных тенденций судебной практики по уголовным делам, связанным с налоговыми преступлениями; • прогноз судебной практики по делам, связанным с нало- говыми преступлениями. Для решения указанных задач используются общие и спе- циальные методы исследования, в числе которых В. В. Котов предлагает выделить следующие: • формально-правовой; • историко-правовой; • сравнительно-правовой; • статистический; • социологический1. Формально-правовой метод, т.е. рассмотрение норм права исходя из формального анализа их содержания, широко используется для исследования законодательных норм, регу- лирующих общественные отношения, возникающие по поводу уплаты налогов и сборов. Данный метод может быть исполь- зован и для анализа судебной практики. В этом случае имеет место грамматическое, логическое и системное толкование не только норм права, но и материалов судебной практики. 1 Котов В. В. Специальные вопросы использования материалов судебной практики налоговыми консультантами // СПС «Консультант Плюс», 2009. Историко-правовой метод исследования исходит из пред- ставления о том, что развитие судебной практики осуществля- ется в соответствии с объективной логикой развития общества и государства. Историко-правовой метод реализуется в форме исторического толкования налоговых норм, т.е. их содержа- ние выясняется путем сравнения с предшествующим законо- дательным материалом в целях выявления общих тенденций развития. Данный метод используется, как правило, в научной юри- дической литературе, однако выявление общих тенденций раз- вития судебной практики имеет и неоспоримое практическое значение. Сравнительно-правовой метод является одним из основных инструментов исследования правовых явлений и заключается в сравнении однотипных норм и юридических конструкций с целью выявить сходства и различия между ними. При изучении судебной практики метод реализуется путем сравнения правовых позиций, изложенных в судебных реше- ниях и разъяснениях судов высших инстанций. Основным техническим приемом, создающим условия для использова- ния сравнительно-правового метода, является классификация судебной практики по различным комплексным критериям, отражающим общие и частные аспекты налоговых споров. Например, налогоплательщики и их представители (юри- сты, аудиторы, налоговые консультанты) могут исследо- вать основания изменения или пересмотра судебной прак- тики арбитражных судов. При этом могут быть выделены три группы оснований: 1) принятие, изменение либо отмена закона или норма- тивного правового акта, на основе которого сформировалась судебная практика; 2) изменение толкования положений закона или норматив- ного правового акта Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, федеральным арбитражным судом округа; 3) принятие постановления Конституционным Судом РФ, в котором дается отличное от действующей судебной практики конституционное истолкование подлежащих применению пра- вовых норм1. Другим примером использования сравнительно-право- вого метода является анализ решений окружных арбитражных 1 Добрачев Д. В. Роль судебной практики в современном арбитражном процессе // Арбитражный и гражданский процесс. 2003. № 9. судов по искам о признании незаконными решений ФНС России о привлечении к налоговой ответственности. Допустим, что спе- циалисты анализируют те судебные решения, в которых исполь- зуются ссылки на Постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 в мотивировочной части. В данном случае судебная практика достаточно обширна — только ФАС Московского округа принял 110 постановлений по указанной проблеме. Поэтому возникает необходимость в обобщении и анализе судебных решений с использованием сравнительно-правового метода, а также в применении иных специальных методов (в частности, статистического). Статистический метод позволяет на базе математической статистики и теории вероятностей сформировать количествен- ные и качественные оценки различных правовых явлений, а также установить закономерности, взаимосвязи и тенден- ции, которые не могут быть выявлены на уровне применения формальной логики. Применение данного метода для обработки больших информационных массивов дает возможность проведения выборочных исследований, что позволяет существенно сокра- тить время анализа судебной практики при сохранении доста- точной точности оценок и прогнозов. Например, при анализе решений окружных арбитраж- ных судов, использующих в мотивировочной части ссылки на Постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53, специалист может ограничиться исследованием только 30 реше- ний, выбранных случайным образом из имеющихся 110. Если анализ выявит, что только одно решение из 30 было принято в пользу налоговых органов, специалист может сде- лать математически обоснованный вывод о том, что с высокой степенью вероятности (95%) не менее 85% из 110 решений ФАС были приняты в пользу налогоплательщиков. Если иск ФНС РФ к конкретному налогоплательщику также основывается на положениях Постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53, то проведенный анализ сам по себе дает полезную информацию для оценки возможных перспек- тив судебного разбирательства. Однако для дальнейшего изучения указанной тенденции целесообразно использовать и другие методы, например, фор- мально-правовой, сравнительно-правовой или социологиче- ский. Социологический метод позволяет изучать судебную прак- тику как социальный институт, учитывая влияние экономиче- ских, политических, культурных и иных социальных факторов. Специальные социологические приемы (опросы, анкетиро- вание и др.) дают возможность исследовать конкретные соци- альные потребности и интересы, а также оценивать эффектив- ность законодательных норм на основании общественного мнения. Несмотря на очевидную целесообразность примене- ния данного метода, он не получил пока достаточного распро- странения в Российской Федерации. Отметим, что технической предпосылкой реализации методов изучения и анализа материалов арбитражной прак- тики является классификация судебных решений по различ- ным основаниям (видам налогов, объектам налогообложения, предметам основной деятельности налогоплательщиков, раз- новидностям льгот, федеральным округам, периодам действия налоговых норм и т.д.). Рассмотрим некоторые примеры из судебно-арбитражной практики, представляющие определенный интерес для буду- щих специалистов по налогообложению. Пример 1 Решением налогового органа ООО «ИКС» были доначислены налог на прибыль организаций и пени в связи с отнесением обществом к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, затрат на регистрацию в ГИБДД приобретенного автомобиля. По мнению налогового органа, платежи за регистра- цию транспортного средства являются необходимыми расходами, связанными с приведением автомобиля в состояние, в котором он пригоден для использования, в связи с чем указанные затраты должны увеличить первоначальную стоимость автомобиля и под- лежат списанию в установленном порядке при начислении амор- тизации. ООО «ИКС», считая позицию налогового органа непра- вомерной, обратилось для выяснения данного вопроса к налого- вому консультанту. Исходя из норм действующего законодательства, консультант сде- лал выводы (табл. 3.1). Так как регистрация транспортных средств производится в целях обеспечения полноты учета автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации, то она никак не влияет на порядок начисления амор- тизации, что подтверждается и материалами судебной практики, представленными в табл. 3.2. Таблица 3.1. Выводы налогового консультанта о соответствии действий налогоплательщика нормам НК РФ по налогу на прибыль организации
Таблица 3.2. Судебная практика по вопросам начисления амортизации
Пример 2 Налогоплательщик обратился к консультанту c просьбой разъ- яснить, каким образом затраты по обязательному страхованию автогражданской ответственности и уплате транспортного налога на автомобиль, взятый в аренду у работника, уменьшают налого- вую базу по налогу на прибыль организаций и как правильно их учитывать. Консультант предоставил клиенту следующие разъяс- нения (табл. 3.3). Таблица 3.3. Выводы налогового консультанта о соответствии действий налогоплательщика нормам НК РФ по налогу на прибыль организации
Таким образом, затраты по обязательному страхованию автограж- данской ответственности и уплате транспортного налога на авто- мобиль, взятый в аренду у работника, можно принять к учету при исчислении налога на прибыль организаций. Данную точку зре- ния поддерживают и судебные инстанции (табл. 3.4).
Таблица 3.4. Соответствие действий налогоплательщика положениям судебных актов
Пример 3 Налогоплательщик обратился к налоговому консультанту по вопросу возможности учета затрат на ремонт основных средств в составе расходов, связанных с производством и реализацией, уменьшаю- щих налоговую базу при исчислении налога на прибыль, если рас- ходы связаны с ликвидацией последствий дорожно-транспортных происшествий (ремонтом автомобилей, представительством в суде), а также с ремонтом автомобильного крана, поломка которого прои- зошла вследствие несчастного случая на производстве. Позиция налогового консультанта в соответствии с положениями НК РФ представлена ниже (табл. 3.5).
Таблица 3.5. Выводы налогового консультанта о соответствии действий налогоплательщика нормам НК РФ
Данные положения подтверждаются материалами судебной прак- тики (табл. 3.6).
Таблица 3.6. Соответствие действий налогоплательщика положениям судебных актов
Исходя из вышеизложенного, налогоплательщик может данные затраты учесть в качестве расходов на ремонт основных средств и уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль организа- ций.
Пример 4 В 2012 г. ООО «Престиж» представило налоговую декларацию по налогу на прибыль организации за 2011 г. По результатам каме- ральной проверки декларации был вынесен акт, в котором нало- говый орган зафиксировал занижение налоговой базы по налогу на прибыль организации путем необоснованного учета команди- ровочных расходов в данном налоговом периоде. ООО «Престиж» было предложено уплатить налог на прибыль в полном размере. Не согласившись с результатами проверки, Общество обратилось за рекомендациями к налоговому консультанту. Изучив данную ситуацию, консультант посоветовал подать клиенту возражения на акт проверки, основываясь на следующих позициях, представ- ленных в табл. 3.7.
Таблица 3.7. Мнение налогового консультанта о соответствии действий налогоплательщика нормам НК РФ
Продолжение табл. 3.7
|