Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды деятельности характерные для дошкольного детстваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Значительную часть своего свободного времени дети проводят в играх. Дошкольный период делится на старший дошкольный и младший дошкольный возраст, т. е. от 3 до 7 лет. За это время игры детей развиваются. Изначально они носят предметно-манипулятивный характер, к 7 годам становятся символическими и сюжетно-ролевыми. Старший дошкольный возраст – это то время, когда почти все игры уже доступны детям. Также в этом возрасте зарождаются такие виды деятельности, как труд и учение. Этапы дошкольного периода: 1) младший дошкольный возраст (3–4 года). Дети этого возраста чаще всего играют одни, их игры предметны и служат толчком для развития и совершенствования основных психических функций (памяти, мышления, восприятия и т. д.). Реже дети прибегают к сюжетно-ролевым играм, в которых отражается деятельность взрослых; 2) средний дошкольный возраст (4–5 лет). Дети в играх объединяются во все большие группы. Теперь для них характерна не имитация поведения взрослых, а попытка воссоздать их отношения между собой, появляются ролевые игры. Дети распределяют роли, устанавливают правила и следят за их соблюдением. Темы для игр могут быть самыми разнообразными и основываются на уже имеющемся жизненном опыте детей. В этот период формируются лидерские качества. Появляется индивидуальный вид деятельности (как некая символическая форма игры). При рисовании активизируются процессы мышления и представления. Сначала ребенок рисует то, что видит, после – то, что помнит, знает или выдумывает; 3) старший дошкольный возраст (5–6 лет). Для этого возраста характерно формирование и освоение элементарных трудовых навыков и умений, дети начинают понимать свойства предметов, происходит развитие практического мышления. Играя, дети осваивают предметы быта. Их психические процессы совершенствуются, развиваются движения рук. Творческая деятельность весьма разнообразна, но наиболее значимым является рисование. Важны и художественно-творческая деятельность детей, занятия музыкой. Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию: Тест для самопроверки 1. Закончи фразу: а) Новообразованиями дошкольного возраста являются _____________ б) Ведущим видом деятельности дошкольника является _____________ в) Речь ребенка, возникающая во время деятельности и обращенная к себе самому, называется _____________ 2. В дошкольном возрасте мышление: а) наглядно-действенное б) наглядно-образное в) словесно-логическое 3. Дошкольный возраст сензитивен для развития: а) речи б) произвольности в) самоконтроля 4. Вставь слово: а) У дошкольника преобладает _____________ внимание и память б) У дошкольника _____________ самооценка в) Как считает Л.И. Божович, кризис 7 лет – это период рождения __________«Я» ребенка 5. Виды психологической готовности к школе: 1) __________ 2) __________
Задания для практического занятия
I. Практические задания
1. Дети старшей группы играли в игру «Моряки». Климу надоело играть, и он захотел выйти из игры. Воспитатель предложил Климу спросить разрешение у капитана. - Товарищ капитан, - обратился Клим к товарищу в роли капитана, - разрешите мне уйти с корабля? Саша твердым голосом ответил: «Запрещаю!» Клим беспрекословно повиновался ему и сошел с корабля на берег вместе с другими только тогда, когда корабль вернулся из плавания. Дайте психологический анализ ситуации. Какие качества личности формируются у детей в данной игре? 2. «Я тоже хочу варить кашу», - говорит трехлетняя Аня, наблюдая, как мама варит кашу. «Ты еще маленькая, - отвечает мама, - кашу варят только взрослые». «Я хочу», - настаивает девочка. Наконец, мама не выдерживает: «Не мешай мне, иди играть». С каким явлением в развитии ребенка связано поведение Ани? 3. – Давайте играть в тетю Дусю! – предложила Катя. – Будем куклам стирать бельё и платья. - Лучше в космонавта! – заявил Миша. - Хорошо, - согласилась Катя. – Миша, бери шлем, таскай воду, будем стирать космонавту куртку. Дайте психологический анализ ситуации. Какие качества личности формируются у детей в данной игре? 4. Полюбуйтесь-ка, игрушки Я, как мама, не люблю На пуховые подушки В доме беспорядка. Я накину кисею. Одеяло расстелю Полюбуйтесь-ка, игрушки, Ровненько да гладко. На работу на мою! Е. Благинина Какие чувства переживает девочка? Как трудовая деятельность влияет на развитие самосознания ребенка? Как должен вести себя взрослый? 5. Посидим в тишине Мама спит, она устала … Вслух читать и мяч катать, Ну, и я играть не стала! Я бы песенку пропела, Я волчка не завожу, Я б могла похохотать … А уселась и сижу. Да мало ль я чего хочу! Не шумят мои игрушки, Но мама спит, и я молчу». Тихо в комнате пустой. А по маминой подушке Луч метнулся по стене, Луч крадется золотой. А потом скользнул ко мне. И сказала я лучу: «Ничего, - шепнул «Я тоже двигаться хочу! он будто, - Я бы многого хотела: Посидим и в тишине!..» (Е. Благинина) С каким новообразованием дошкольного возраста связана данная ситуация? Какие нравственные нормы осознает девочка? 6. Ребенку подготовительной к школе группы предложили решить задачу: «Мама съела 3 конфеты, а сын 2. Сколько они съели конфет?» Мальчик отказался решать задачу, мотивируя тем, что так не бывает. Объясните причину подобного явления. 7. Мама говорит Диме: «Не удирай так далеко!» - Дима отвечает: «Не беспокойся, мама, я удеру и придеру!» Какая особенность речи дошкольников проявилась в ситуации? 8. Молодые родители так представили своего сына Ваню учительнице первого класса: «Вот наш мальчик. Он очень способный, весёлый. Он умеет петь, танцевать, знает много стихов». Такая рекомендация насторожила опытного педагога. И не случайно. На первых же занятиях Ваня не проявил успехов в учении, хотя и старался. Мальчик загрустил и стал проситься домой. Школу он стал посещать неохотно. Почему Ваня не проявил своих способностей в учении? Как должны поступить педагог и родители? II. Будущему педагогу 1.Составь рекомендации родителям по развитию дошкольника или по подготовке его к школе. 2. Подбери игры или упражнения, направленные на формирование психологической готовности ребенка к школе /на развитие внимания или мышления, восприятия, памяти, речи или других психологических свойств личности дошкольника/ - (на выбор). 3. Проведи диагностику психологической готовности ребенка (группы детей) к школе с помощью определенного метода исследования. (Приложение 1)
Результаты исследования оформи по следующей схеме: - Название метода психологического исследования (н-р, тест) - Методика (н-р, «Уровень вербального мышления») - Цель исследования (н-р, выявить уровень вербального мышления) - Испытуемый (н-р, Миша 6 лет) - Инструкция (н-р, отвечает на вопросы) - Полученные данные - Обработка данных и выводы 4. Разработай проект – книгу «Мой ребёнок – дошкольник». Работай по плану: 1. Сбор материала по теме (можно использовать самые разнообразные источники: журналы, газеты, худ. литературу, Интернет и собирать всё, что касается данного возраста: высказывания, стихи, песни о дошкольниках, «говорят дети»; информацию об особенностях и проблемах данного возраста, о воспитании дошкольников; картинки, фотографии с детьми; игры для дошкольников); 2. Определение содержания книги (может быть следующее содержание книги: - высказывания о ребёнке, «говорят дети»; - стихи, песня о данном возрасте; - собственные мысли – рассуждения по определённому поводу (например, «Первая тайна (мечта)», «Первый друг» или «Первая обида»), воспоминания о данном возрасте; - дополнительная информация о данном возрасте; - советы для родителей по воспитанию и развитию дошкольника; - игры для дошкольников и др; Не забудь свою книгу проиллюстрировать картинками или фотографиями. - список использованной литературы.) Можно придумать другую структуру книги, но в конце обязательно должен быть список использованной литературы. 3. Оформление материалов и обложки книги (на обложке книги укажи ФИО автора, название книги, год издания); 4. Презентация книги (представь её название, содержание; приведи интересные факты, примеры, высказывания; вырази своё отношение к проделанной работе – Что узнал нового? Чем эта работа была полезна? Было ли интересно? Трудно?) III. Рефлексия Продолжи фразу: «Чтобы дошкольник был подготовлен к школе, необходимо.. ……………»
Форма отчётности: письменная
Форма контроля выполнения практических работ: Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради по дисциплине, либо в виде документа на отдельном листе.
Список рекомендуемой литературы 1. Абрамова, Г.С. Сборник задач по социальной психологии и психологии развития [Текст]/ Г.С. Абрамова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 144 с. 2. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу [Текст]/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 144 с. 3.Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии: Учеб. Пособие для студ. пед. ин-тов [Текст]/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Просвещение, 2007. – 144 с. 4.Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах [Текст]/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 112 с. 5.Волков, Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться [Текст]/ Б.С. Волков. – М.: Академический Проект, 2008. -144 с. 6.Волков, Б.С. Психология младшего школьника: Учеб. пособие [Текст]/ Б.С. Волков. – М.: Пед. общество России, 2009. – 128 с. 7.Волков, Б.С. Психология подростка [Текст]/ Б.С. Волков. – М.: Пед. общество России, 2009. – 160 с. 8.Волков, Б.С. Психология ранней юности: Учеб. пособие [Текст]/ Б.С. Волков. – М.: ТЦ «Сфера», 2008. – 96 с. 9.Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям [Текст]/ Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение, 2006. – 111 с. 10.Преподавание в начальных классах: Психолого-педагогическая практика. Учебно-методическое пособие [Текст] / под ред. А.В. Алексеева. - М.: ЦГЛ, 2006. – 208 с. 11.Психологические аспекты деятельности классного руководителя [Текст]: пособие для зам. директоров школ по воспитанию, кл. руководителей и воспитателей / сост. В.И. Петрушин. – М., 2006. – 80 с. 12. Романов, К.М., Гаранина, Ж.Г. Практикум по общей психологии. Учебное пособие [Текст] / под ред. К.М. Романова. - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2010. – 320 с. 13. Федоренко, Л.Г. Аттестация в школе: после и до [Текст] / Л.Г. Федоренко. – СПб.: КАРО, 2008. – 192 с. 14. Шахова, И.П. Практикум по лабораторным работам курса «Возрастная психология» [Текст]/ И.П. Шахова – М.: Изд. «Институт практической психологии», 2008. – 144 с.
Дополнительная литература
17. Нижегородцева, Н.В., Шадриков, В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе [Текст]/ Н.В. Нижегородцева, Н.В. Шадриков. – М.: Владос, 2001. – 256 с. 18. Никитин, Б.П., Никитина, Л.Н. Резервы здоровья наших детей [Текст]/ Б.П. Никитин, Л.Н. Никитина. – М.: Ф-ра и спорт, 1990. – 221 с. 19. Популярная психология для родителей. [Текст]/ под ред. А.А. Бодалева, А.С. Спиваковской, Н.Л. Карповой. – М.: Флинта, 1998. – 400 с. 20. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст]/ под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1998. – 160 с. 21. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст]/ Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2000. – 480 с. 22. Рогов, Е.И. Психология познания [Текст]/ Е.И. Рогов. – М.:Владос, 1998. – 176 с. 23. Спок, Б. Ребёнок и уход за ним [Текст]/ Б. Спок. – СПб.: Лениздат, 1996. – 399 с. 24. Худенко, Е.Д., Мельников, Т.С., Шаховская, С.Н. Как научить ребёнка думать и говорить [Текст]/ Е.Д. Худенко, Т.С. Мельников, С.Н. Шаховская. – М.: Унисерв, 1993. – 172 с. 25..Хризман, Т.П., Еремеева, В.Д. Мальчики и девочки: два разных мира [Текст]/ Т.П. Хризман, В.Д. Еремеева. – СПб.: Тускарора, 1998. – 184 с. 26..Шелопухо, О.А. Шпаргалки для родителей. Советы психолога[Текст 27. О.А. Шелопухо. – М.: ОЛМА Медиа групп, 2006. – 288 с. 28. Шпаргалка для родителей [Текст]/ сост. М.Г. Коляда. – Донецк: ПКФ «Бао», 1998. – 448 с. Приложение Ответы на тест для самопроверки:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 1130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.195 (0.007 с.) |