ТЕМА 2. Информационные системы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 2. Информационные системы.



· Понятие и структура информационной системы.

· Процесс проектирования и жизненный цикл информационной системы.

· Классификация информационных систем.

Понятие и структура информационной системы.

Информационная система (ИС)- взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, поиска, обработки и выдачи информации в интересах поставленной цели.

Любая ИС является человеко-компьютерной системой обработки информации, строится и управляется на основе общих принципов построения системы и может быть подвергнута анализу, должна быть динамичной и развивающейся. Выходной продукцией ИС является информация, на основе которой принимаются решения. ИС использует компьютерную информационную технологию (ИТ).

В работе ИС можно выделить следующие процессы:

n ввод информации из внешних и внутренних источников;

n обработка входной информации и представление ее в удобном для пользователя виде;

n вывод информации для представления ее потребителям или для передачи в другую систему;

n переработка выходной информации ИС пользователями данной организации для коррекции входной информации ИС.

 

Построение ИС должно начинаться с анализа структуры управления организацией. ИС состоит из следующих частей:

· информационное обеспечение

· техническое обеспечение

· математическое и программное обеспечение

· организационное обеспечение

· правовое обеспечение.

 

n Информационное обеспечение (ИО) -совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения базы данных для ИС.

ИО должно обеспечивать своевременное формирование и выдачу достоверной информации для принятия решений.

n Техническое обеспечение (ТО) - комплекс технических средств, предназначенных для работы ИС и соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

К комплексу технических средств относятся: компьютеры любых моделей, устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации, устройства передачи данных и линии связи, оргтехника, эксплуатационные материалы и т.д.

Документация разделяется на: общесистемную документацию, включающую государственные и отраслевые стандарты по техническому обеспечению, специализированную документацию, содержащую комплекс методик по всем этапам разработки ТО и нормативно-справочную документацию, используемую при выполнении расчетов по ТО. Существуют три основные формы организации ТО:

n централизованная (большие ЭВМ и ВЦ)

n децентрализованная (реализация функциональных подсистем на ПК непосредственно на рабочих местах)

n частично децентрализованная(распределенные сети, состоящие из ПК и большой ЭВМ для хранения баз данных, общих для любых функциональных потоков).

n Математическое и программное обеспечение (МО и ПО) - совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач ИС, а также нормального функционирования комплекса ТС. К математическому обеспечению относятся: типовые задачи управления, средства моделирования процессов управления и методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др. В состав программного обеспечения входят: общесистемное ПО (комплексы программ для решения типовых задач), специальное ПО (для конкретной ИС), техническая документация на разработку ПО (описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико-математическая модель, контрольные примеры).

n Организационное обеспечение - совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации ИС. Организационное обеспечение реализует следующие функции: анализ существующей системы управления организацией и выявление задач, подлежащих автоматизации, подготовку задач к решению на компьютере, разработку управленческих решений по составу и структуре организации, по методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.

n Правовое обеспечение - совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование ИС и регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации. Назначением правового обеспечения является укрепление законности и включает в себя: статус ИС, права, обязанности и ответственность персонала, правовые положения отдельных видов процесса управления, порядок создания и использования информации и т.п.

Процесс проектирования и жизненный цикл информационной системы.

Проектирование ИС – процесс преобразования входной информации об объекте проектирования в проект ИС.

Проект – проектно-конструкторская и технологическая документация, в которой представлено описание проектных решений по созданию и эксплуатации ИС в конкретной программно-технической среде. Этапы проектирования ИС:

  1. Планирование и анализ требований – системный анализ.
  2. Проектирование (техническое проектирование или логическое проектирование).
  3. Реализация (рабочее проектирование, программирование)
  4. Внедрение (тестирование, опытная эксплуатация).
  5. Эксплуатация (сопровождение, модернизация)

Жизненным циклом ИС называется совокупность взаимосвязанных процессов создания и последовательного изменения состояния ИС от формирования исходных требований заказчика до окончания эксплуатации и утилизации комплекса средств автоматизации. Модели жизненных циклов: каскадная модель, спиральная модель.

Приложение – программное обеспечение, реализующее все или некоторые из функций ИС.

Подходы к проектированию ИС: функционально-модульный или структурный и объектно-ориентированная.

Классификация информационных систем:

· по признаку структурированности (для структурированных задач, для неструктурированных задач, для частично структурированных задач)

· по функциональному признаку (производственные системы, системы маркетинга, финансовые и учетные системы, системы кадров, ИС руководства и т.д.);

· по уровням управления (ИС оперативного уровня, ИС специалистов, ИС менеджеров среднего звена, стратегические ИС);

· по степени автоматизации (ручные, автоматические, автоматизированные).

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое информационная система?
  2. Структура информационной системы.
  3. Что является выходной продукцией ИС?
  4. Какие процессы можно выделить в ИС?
  5. Что использует ИС?
  6. С чего начинается построение ИС?
  7. Что такое жизненный цикл ИС?
  8. Что такое структурированная задача?
  9. Для кого предназначена ИС оперативного уровня?
  10. Кто работает со стратегическими ИС?
  11. Перечислите автоматизированные ИС

Литература по теме.

  1. Информатика для юристов и экономистов / под редакцией Симоновича C. Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2005.-688с.
  2. Козырев А.А. Информационные технологии в экономике и управлении. Учебник. Издание 4-е, перераб и доп. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2005.-448с.
  3. Экономическая информатика /под редакцией П.В. Конюховского и Д.Н. Колесова. – СПб.: Питер,2000.
  4. Уткин В.Б., Балдин К.В. Информационные системы в экономике: Учебник. – М.:Академия, 2004.
  5. Гаврилова Т.А., Хорошевский В.Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. – СПб.: Питер, 2003.

 

ТЕМА 3. Информационные технологии.

  • Понятие и виды информационных технологий.
  • Особенности ИТ управления.
  • Инструментальные средства информационных технологий.

Понятие и виды информационных технологий.

Информационная технология (ИТ) - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

ИТ можно рассматривать как совокупность четко определенных направленных действий персонала по переработке информации на компьютере.

Новая информационная технология - ИТ с «дружественным интерфейсом» работы пользователя, использующая ПК и телекоммуникационные средства и использующая следующие принципы: интерактивный режим работы с ПК, интегрированность с другими программными продуктами и гибкость процесса изменения данных и постановок задач.

Виды информационных технологий:

  • ИТ обработки данных - предназначена для решения хорошо структурированных задач. Применяется на уровне операционной деятельности в целях автоматизации рутинных операций управленческого труда. Основными компонентами являются: сбор, обработка и хранение данных для последующего использования, создание отчетов для руководства, работников фирмы и для внешних партнеров.
  • ИТ управления - используется на любом уровне управления, и ее целью является удовлетворение информационных потребностей всех без исключения сотрудников фирмы, имеющих дело с принятием решений.
  • ИТ автоматизации офиса используется специалистами всех уровней для организации и поддержки коммуникационных процессов как внутри организации, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией.
  • ИТ поддержки принятия решений - предназначена для выработки решения в результате итерационного процесса, в котором участвуют: система поддержки принятия решений в роли вычислительного звена и объекта управления и человек как управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат вычислений на компьютере. ИТ поддержки принятия решений может быть использована на любом уровне управления.
  • ИТ экспертных систем - основана на использовании искусственного интеллекта и даёт возможность менеджеру или специалисту получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых этими системами накоплены знания.

Особенности ИТ управления.

ИТ управления используется на любом уровне управления, и ее целью является удовлетворение информационных. потребностей всех без исключения сотрудников фирмы, имеющих дело с принятием решений. ИТ управления ориентирована на работу в среде информационной системы управления. Информация, поставляемая ИТ управления, содержит сведения о прошлом, настоящем и вероятным будущем фирмы. Для принятия решений на уровне управленческого контроля информация должна быть представлена в таком виде, чтобы можно было: оценивать планируемое состояние объекта управления; просматривать тенденции изменения данных и оценивать отклонения от планируемого состояния; выявлять причины отклонений; проводить анализ возможных решений и действий.

Входная информация в ИТ управления поступает из систем операционного уровня. Выходная информация ИТ управления формируется в виде различных регулярных (периодических) или специальных (по запросам управления или в случае незапланированного события) управленческих отчетов, поступающих к специалистам, участвующим в принятии решений в организации. Базой данных для ИТ управления являются данные, накапливаемые на основе оценки операций, проводимых фирмой, а, также, планы, стандарты, бюджеты и другие нормативные документы.

Инструментальные средства информационных технологий.

Классификация и характеристика пакетов прикладных программ, используемых в ИТУ. Информационная технология подготовки текстовых документов (текстовые процессоры, системы машинного перевода). Обработка экономической информации в информационной технологии табличного процессора. Информационные технологии систем управления базами данных. Экспертные системы и базы знаний. Технологии обработки речи (программы распознавания речи, программы синтеза речи). Распределенная обработка информации. Информационная технология документационного обеспечения. Офисные интегрированные программные пакеты.

Вопросы для самоконтроля.

  1. Что такое информационная технология?
  2. Чем характеризуется новая информационная технология?
  3. Что такое интерфейс?
  4. Для чего предназначена информационная технология обработки данных?
  5. Что входит в ИТ автоматизации офиса?
  6. Для чего предназначена информационная технология поддержки принятия решений?
  7. В чём заключаются особенности ИТ управления?
  8. Назовите основные составляющие текстовой обработки информации
  9. Как происходит табличная обработка информации?
  10. Приведите примеры использования электронных таблиц в экономических целях.
  11. Какую роль выполняют экспертные системы?
  12. Что означает искусственный интеллект?
  13. Что такое база знаний?
  14. Что такое распределённая обработка информации?
  15. Каковы функции системы электронного документооборота (СЭД)?
  16. Из чего состоит электронный документ в СЭД?
  17. Что представляет собой система управления базами данных?
  18. Назовите основные функции СУБД.
  19. В чём состоит выбор СУБД для использования.

Литература по теме.

1. Козырев А.А.. Информационные технологии в экономике и управлении. - Учебник. Издание 4-е, перераб и доп. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2005.-448с.

2. Корнеев И.К., Година Т.А Информационные технологии в управлении. - М.: ИНФРА-М, 2001.

3. Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления. - Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – 320с.

4. Сысоева Л.А. Системы электронного управления документами// Секретарское дело. – 2003.- №1.

5. Рабин Ч.. Эффективная работа с Microsoft Word 2000. - СПб.: Питер, 2001.

6. Microsoft Word 2000 справочник. Под редакцией Ю. Колесникова.- СПб.: Питер, 1999, 352с.

7. Борланд Р. Эффективная работа с Word 2000. - СПб.: Питер, 2000.

8. Додж М., Стинсон К. Эффективная работа с Microsoft Excel 2000. - СПб.: Питер, 2001.

9. Карпов Б. MS Office 2000: справочник. - СПб.: Питер, 2000, 448с.

10. Леонтьев Ю.. Microsoft Office 2000: краткий курс. - СПб.: Питер, 2000, 340с.

11. Рычков В.. Самоучитель Excel 2000: - СПб.: Питер, 2000, 336с.

12. Хэлворсон М., Янг М. Эффективная работа с Microsoft Office 2000. Питер, С-Пб, 2003

13. Робинсон С. Microsoft Access 2000: учебный курс. Питер, С-Пб, 2001.

14. Вейскас Дж. Эффективная работа с Microsoft Access 2000. Питер, С-Пб, 2001.

15. Карпова Т. Базы данных: модели, разработка, реализация. Питер, С-Пб, 2001.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.22.244 (0.03 с.)