Политические и правовые идеи солидаризма и институционализма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические и правовые идеи солидаризма и институционализма.



Концепция солидаризма была сформулирована Леоном Дюги.

Он говорил, что главным в обществе является солидарность. Поэтому классовая борьба является неэффективной.

Каждый класс играет в обществе свою конкретную роль и выполняет особую миссию солидарности. Именно сотрудничество классов поможет безреволюционными потрясениями преодолеть теневые стороны капитализма.

Факт наличия социальной солидарности осознаётся капиталистическим индивидуумом и порождает норму социальной солидарности как основу солидарности.

Юридические нормы возникают в обществе спонтанно. Задача законодателя – уловить норму и зафиксировать её.

В своем обосновании новой системы прав коллективов и прав индивидов Дюги отказывается видеть в современных обществах только бесконечные конфликты аппетитов, столкновения грубых сил или же существование непримиримой вражды капиталистического и рабочего классов, которая может окончиться «только крушением одного из них». Классы современного общества предстают в изображении Дюги собранием индивидов, между которыми существует «особенно тесная взаимная зависимость» (т. е. особо тесная солидарность), так как они совершают одинаковую работу в общественном разделении труда. Помимо социальной солидарности, людей объединяют и интегрируют в новые общности те правила поведения, которые заданы не правами индивидов или коллективов (их Дюги полагает иллюзорными и просто несуществующими), а социальной нормой. Происходит подобное дисциплинирование и объединение по той простой причине, что все люди существа социальные, что всякий социальный акт, нарушающий социальную норму, обязательно вызовет «социальную реакцию» и т. д. Институционализм вырос на базе признания и своеобразного истолкования того факта, что существующие в каждом обществе коллективы (социальные общности, учреждения), такие как семья, члены одной профессии, добровольные ассоциации, а также коллективы, организованные во имя удовлетворения умственных и иных запросов, следует воспринимать учреждениями интегративными, т. е. обеспечивающими сплочение общества в нацию-государство. При этом ин-тегративная роль подобных коллективов выполняется ими вместе с выполнением более частных ролей, связанных с таким служением, которое выгодно им сами

51.Дуалистическая теория государства и права Георга Еллинек. Георг Еллинек (1851 – 1911) – немецкий государствовед, представитель либерализма. Попытался соединить социологическое и юридическое понимание государства. Свои взгляды по данному вопросу изложил в труде «Общее учение о государстве». Учение базируется на различных методах. Рассматривает различные стороны государства и права. Различие между социологическим и юридическим понятием государства и права разделяет фактическую конституцию (реальное общественное отношение) и конституцию писаную (формальная). Право, по Еллинеку, является компромиссом в различных интересах, которые противоречат друг другу. Рассматривая власть и право в социальном аспекте, Еллинек говорит, что они должны исследоваться с психологической точки зрения. Общество – совокупность психологических связей между индивидами, которые проявляются во внешнем мире. Рассматривая право в социальном аспекте, он говорит, что действие права, его положительность (формальность) основаны на убеждённости народа в его функционированности. На этой основе строится весь правопорядок. Право есть функция человеческого общения, и опирается она на чисто психологические элементы. Право может появиться только в организованных общественных союзах и является одной из важнейших сторон государства. С психологической точки зрения Еллинек рассматривает и государственную власть. Она заключается в соотношении воль властвующих и подвластных. «Власть, которой повелевают, но, которой не подчиняются, теряет свой господствующий характер». Власть основывается на повиновении подданных. Повиновение обеспечивается:- фактическими отношениями;- их психологическим признанием. Именно нормативное создание делает власть прочной. Еллинек стоит на либеральных позициях и придаёт большое значение индивидуальной свободе независимо от внешнего вмешательства. Поскольку права и свободы создаются объективным правом и исходят от государства, «необходимо доказать связанность государства с этим самым правом». Он объясняет обязательность права для государственных органов с юридической точки зрения. Деятельность для государства – есть сама государственная деятельность. Но, если воля государственного органа – это воля самого государства, то любой даже противоречащий акт государственного органа должен считаться правомерным. Еллинек опирается на социальное понятие государства и права и господствующее социальное мировоззрение. «Вся наша современная культура основана на убеждении, что власть государства имеет свои границы и, что граждане – это не государственные рабы». Еллинек рассматривает идею социального прогресса, говоря о том, что одним из его достижений является институт парламентаризма. Говорит, что в государстве с представительской формой правления, народ – как единый элемент является активным членом государства, коллегиальным государственным органом. Как подчёркивает Еллинек, необходимо устанавливать независимость депутатов от избирателей. Народ влияет на ход избирательных дел через избирательное право. Депутат, по закону, находится под фактическим контролем избирателей, хотя и не обязан отчитываться перед ним. Кроме того Еллинек говорит, что Парламент, воля которого расходится с волей народа, не может долго оставаться у власти.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.12.101 (0.003 с.)