Политические и правовые доктрины в США в XVIII-XIX веках. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические и правовые доктрины в США в XVIII-XIX веках.



Основные представителями политической и правовой мысли США данного периода являются участники освободительного движения Североамериканских колоний, создатели государства США.

Томас Джефферсон (1743-1826) - основной автор Декларации независимости, третий президент США. Он высказывал идеи договорного устройства общества и государства, народного суверенитета, равенства всех перед законом, равенство гр-н в политике. Он резко критиковал капитализм. Идеалом была демократическая республика свободных и равноправных фермеров. Он поддерживал идеи независимости и самостоятельности североамериканских штатов.

В Декларации независимости были закреплены следующие положения:

- люди сотворены равными, наделены неотъемлемыми правами (на жизнь, свободу, стремление к счастью);

- правительство создается для охраны естественных прав людей, и власть проистекает из согласия народа повиноваться правительству;

- народ вправе изменить и уничтожить форму правления.

Джефферсон критиковал Конституцию США 1787 г. за систему “сдержек и противовесов” и давшую президенту возможность переизбираться неограниченное количество раз. Он резко осуждал рабство.

Томас Пейн (1737-1809) является наиболее радикальным представителем демократической, политической и правовой идеологии периода борьбы за независимость. В 1791 г. публикует работу “Права человека”, в которой защищает демократические права и свободы, провозглашенные во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г..

Утверждает, что война колоний за независимость благородна, так как борьба за независимость есть естественное право человека. Источником власти в государстве является народ.

Все гражданские права (свобода слова, равенства, совести и т.д.) должны защищаться и гарантироваться государством, так как они естественны. Только согласно воли народа формируется Правительство и суд, обязанностью которых является обеспечение свободы, безопасности и независимости, а также гарантии справедливости. Идеальным устройством, по его мнению, является демократическая светская

Историческая школа права.

Историческая школа права зародилась в конце XVIII века в Германии и сформировалась в первой половине XIX века. Основой данной школы является мысль о том, что право возникает исторически. В своих идеях представители школы исходят из критики теории естественного права и абсолютизма. Представителями школы являются Густав Гуго, Фридрих Карл Савиньи, Георг Фридрих Пухта.

Густав Гуго (1764-1844) – основатель исторической школы. Свои взгляды изложил в книге «Учебник естественного права, или философия положительного права».

Фридрих Карл Савиньи (1779-1861) - брошюра «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению»; шеститомник «Система современного римского права».

Георг Фридрих Пухта (1798 - 1846) - «Обычное право», «Курс институций».

Теоретики исторической школы права высмеивают естественноправовую доктрину, а также тезис «о позитивном праве как искусственной конструкции, создаваемой нормотворческой деятельностью». Они утверждают, что действующее в государстве право – частное и публичное, возникает спонтанно. Своим происхождением право обязано законодателям.

Густав Гуго проводит характерное сравнение права с языком. Подобно тому, как язык не устанавливается абсолютизмом, не учреждается по чьему-либо указанию, так и право создается не только и не столько усмотрением законодателя, сколько путем самостоятельного развития через стихийное образование соответствующих норм общения, добровольно принимаемых народом в силу адекватности, соответствующим условиям жизни.

Акты законодательной власти дополняет позитивистское право. Оно произрастает из обычного права, которое в свою очередь возникает из национального духа, из народного сознания.

Гуго пытается истолковать становление и жизнь правовых норм как определенный объективный ход вещей. Этот ход непроизволен, он приспосабливается к современным условиям жизни, людям лучше не вмешиваться в этот процесс.

Савиньи полагает, что право эволюционирует вместе со стихийным движением народного духа. Динамика права есть органический процесс. Всю историю права он видит как развитие некой субстанции, которая как зерно изначально покоится на почве народного духа. На первом этапе своего развития право – это обычай, на втором – право начинает подвергаться обработке со стороны ученых-правоведов, не теряя связи со своими корнями.

Пухта говорит, что бесполезно конструировать и навязывать людям исключительную правовую систему. Право вытекает из народного духа так же как язык и нравы. Как часть общенародной культуры, как часть всего общего организма, правовое явление развивается в том же режиме и по тем же стадиям, что и эволюция народной жизни, т.е. право имеет свою историю.

Историческая школа права имеет свои недостатки:

- во-первых, историческая школа утверждает постоянство народного духа;

- во-вторых, большое влияние уделяет эволюции.

33. Английский либерализм.

Иеремея Бентам (1748 – 1832).Свои идеи, получившие название – утилитаризма, изложил в произведениях: «Принципы законодательства», «Фрагмент о Правительстве», «Руководящее начало конституционного кодекса всех государств», «Деонтология, или Наука о морали».

Основные идеи:

♦ Смысл человеческой деятельности является в получении удовольствия и исключения страданий.

♦ Основным критерием оценки всех явлений является полезность.

♦ Нравственность создается всем тем, что ориентирует на достижение наивысшего счастья (добра) для наибольшего количества людей.

♦ Необходимость максимизации всеобщей пользы путем установления гармонии индивидуальных и общих интересов является целью развития человечества.

Обращается к свободе человека и фокусируется на обеспечении интересов безопасности личности.

«Человеку должен сам заботиться о себе и не полагаться на чью-либо внешнюю помощь, потому что только сам человек может определить в чем заключается его интерес и его польза. Сама по себе свобода – это некий фантом». Не проводит различий между свободой и произволом.

Отвергает идею школы естественного права о правах и свободе человека. «Права человека – это чепуха на ходулях!». Эти права никогда не осуществимы и их наличие несовместимо с сохранением любой конституции.

Отрицает различение права и закона. Если отделить право от закона, то право приобретает антизаконный смысл.

Критикует теорию общественного договора. Говорит о том, что заключение договора об образовании государства невозможно доказать.

Рассматривая форму правления, осуждает монархию и наследственную аристократию. Лучшая форма правления – демократия, республика с разделением властей. При этом власть – исполнительная, законодательная и судебная действуют на основе согласия и взаимозависимости.

Выступает за расширение избирательного права. За предоставление избирательного права женщинам. При этом демократические процедуры избирания должны контролироваться исполнительной и судебной властями.

Основная обязанность правительства – гарантирование безопасности и собственности подданным государства. Выступает за совершенствование и модификацию законодательства, так же за предотвращение прямого вмешательства государства в экономические отношения.

Джон Стюарт Милль. Милль делает упор на моральные и нравственные ценности, на свободу человека. Свободный индивид стремиться к внутреннему благородству и самоотверженному служению общества ради счастья других.

Выступает за свободу каждой личности и оптимальный строй, который будет основан на порядке.

Угрозу свободе усматривает не только в государственных институтах, но и массовой демократии, так как она нивелирует человека, усредняет его, превращая в одномерную личность. Свобода индивида должна быть первична по отношению к государственным структурам.

Государственность – всегда соответствует обществу в целом.

Главным условием существования достойного государства – высокие нравственные качества людей и постоянное самосовершенствование их. Является сторонником разделения властей и правового государства. Лучшая форма государства – представительное правление, где всей полнотой власти обладает народ.

34.Юридический позитивизм учения Джона Остина.

Юридический позитивизм своей основой имеет философский позитивизм первой половины XIX века. Одним из первых представителей юридического позитивизма является Джон Остин (1790 – 1859). Его труд - «Лекции о юриспруденции или философия позитивистского права». Первым вопросом в курсе лекций был «что есть предмет юриспруденции». Для того чтобы выделить предмет, он разграничивает этику (область суждений, оценок, понятие добра и зла), науку о законотворчестве (включает представление о том, каким должно быть право) и науку о праве – юриспруденция, которая имеет дело с законами права в собственном смысле слова, без рассмотрения того хороши ли они или плохи. Право – это приказ власти, обращённый к исполняющему обязанности для выполнения их под угрозой применения санкции. Право – это повеление суверена. Источником права является суверенная власть, которая в своей деятельности ничем не связана, но действует в рамках религии, морали и согласия подданных. Именно привычка повиновения власти является важнейшей гарантией нормального функционирования государства и права. Норма права – это правило, установленное одним разумным существом для руководства другим разумным существом, над которым установлена власть, т.е. нормой является приказ суверена, снабжённый санкцией. Кроме того, есть законы, установленные Богом. Только эти две категории законов являются правом. Существует нормативное регулирование, которое нельзя назвать правовым. Такое регулирование осуществляется посредством правил, установленных общественным мнением. Это нормы международного права, то есть правила моды, этикета, чести. Юрист не должен отягощать себя посторонними вопросами.

35. Теория критического, утопического социализма

.Направление возникло в начале XΙX в., как реакция на либеральное воспевание капиталистских порядков.Анри де Сен-Симон. (1760 – 1825). Предполагал, что человечество закономерно развивается по восходящей линии, двигаясь к своему золотому веку. Делит общество на стадии как О.Конт.Позитивная стадия устанавливает такой общественный строй, который сделает жизнь людей наиболее счастливой, представляя им максимум средств и возможностей для удовлетворения их важных потребностей. Власть должна перейти к ученым и промышленникам. Говорит, что изменение в экономике и политике, вызываются в жизни изменением господствующих форм собственности. Закон, устанавливающий форму правления.

♦ устранение наследственной знати;♦ облегчение положения крестьян.После этого возможно взяться за перестройку полного режима без разрушения традиционных государственных правящих форм.Предлагает:1. власть необходимо отнять у непроизводительных классов (у феодалов, военных, землевладельцев, юристов) руководство политикой отдать в руки талантливых индустриалов (видные промышленники, но не люди из народа).2. при передаче власти сохраняется институт монарха, Правительства (министерства), представительные учреждения. Вся полнота светской власти должна сконцентрироваться во вновь созданном парламенте – Совете промышленников. Сформированный вслед за этим индустриализм должен превзойти буржуазный строй и превратить страну в единую централизованную управляемую промышленную ассоциацию. Ассоциация будет жить в соответствии с разумно составленным планом производственной деятельности.Планомерная координация усилий индивидов, жесткая централизация и дисциплина дадут возможность максимально эффективно использовать производство на благо всей нации, оградят общество от бесполезных трат, энергии и средств.Эти же самые факторы делают излишними постановки в качестве целей – обеспечение свободы, гарантирование личных прав, поддержание справедливого порядка. Поэтому, при системе индустриализма отпадает необходимость в обременительных институтах и их многочисленными учреждениями и должностями. Эта система до предела ограничит полную проблему, сведя его к простому администрированию: управлению вещами и производственными процессами.Шарль Фурье (1772 – 1837гг.). Утверждал, что обнаружил аналогию 4-х движений: материального, ограниченного, животного и социального и выявил их основу - всеобщий закон тяготения и постижения.В обществе этот закон действует посредством проявления человеческих страстей. Для того чтобы найти правильный путь исправления общества и обеспечить введение нового социального порядка, необходимо вскрыть, описать и классифицировать эти страсти. История сама ведет людей по этому пути. В период цивилизации завершает процесс детства человеческого общества и готовит необходимые материальные, духовные и культурные предпосылки для наступления гармоничного и счастливого существования людей.Но в XΙX в. история двинулась впять и прежние достижения человека начинают приносить ему вред. Критике подвергает буржуазно общественную систему. Бедный класс лишен полной и социальной свободы. Государство является марионеткой в руках господствующего меньшинства. Права и свободы хоть и провозглашаются, но являются лишь пышными фразами. Такой политический строй – ненормальный. Политические средства борьбы ни к чему не приведут. Такое положение изменится, если основу общества составит ассоциация. Это производственно-потребительские товарищества, в которые входят представители различных социальных групп. Ячейкой ассоциацийного строя является фаланга. В каждую из них входит примерно 1600 человек.Предполагает сеть фаланг займет весь мир. Фаланги сохраняют частную собственность и как результат нравственные имущественные неравенства. Но это не мешает новому обществу настолько уничтожить общественные богатства, чтобы люди могли жить дружно, свободно, и не препятствовать друг другу. Первой заповедью существования фаланги является личная свобода каждого индивида. Центральная власть хоть и сохраняется, но во внутренние дела не вмешивается.Роберт Оуэн (1771 – 1852). В основе учение о характере человека. Человеческий характер формируется под влиянием внутренней природы человека и окружающей его среды. При этом окружающая среда играет главную роль. Подобным образом формируется характер целых классов. Капиталистические отношения, сложившиеся к началу XΙX в. как внешние факторы были отвергнуты за темноту и невежество масс, за господство духа алчности и невежести, главным виновником всей социальных зол является частная собственность. Отрицает современные социально-экономические порядки; признает, что прогресс производства, рост крупной промышленности, так как широкое использование науки, техники порождает необходимость увеличение высокой структуры общества. Именно капитализм должен совершить революцию в сознании людей. Выступая за революционные преобразования общественного строя, пытается избежать двух отрицательных явлений:1. превращение революции в насильственный переворот.2. совершение ее темными, невежественными людьми.Согласно ему революцию должны совершить определенные индивиды и группы людей, руководящиеся доброй волей и располагающими капиталами, необходимых для основания капиталистских поселений. Такими людьми могут быть дворяне, монархи, землевладельцы.Окончательным итогом в революционной деятельности видит в создании системы единения общественной собственности и кооперации – нового нравственного мира. «Молекула» – «посёлок общности» (коммуна). Эти коммуны объединяются в федерации национального масштаба или державы, а в дальнейшем объединяться и в международном масштабе. В течение нескольких лет на Земле начнет действовать 1 свод законов и 1 порядок ппраанархизма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.154.151 (0.003 с.)