Теория государственного суверенитета жана бодена. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория государственного суверенитета жана бодена.



Жан Боден (1530 – 1596 гг.) – французский политический мыслитель. В еготруде «Шесть книг о республике» (1576 г.) выражены интересы крупной буржуазии, заинтересованной в укреплении королевской власти.

Боден дает понятие государства и государственного суверенитета. Государство – это управление множеством семейств и тем, что есть общего у них, осуществляемое абсолютной и постоянной властью.

По вопросу происхождения государства – придерживается теории Аристотеля (это средство потребности людей к постоянному общению: семья-общины-государство).

Боден выделяет 3 вида власти и отношений:

- отношения супружеские;

- родительские;

- господские.

Изначально все государства создаются путем насилия – это возникновение государства (Восток). Затем государства начинают формироваться по праву –это законные государства (монархии Европы): народ повинуется монарху, а монарх – законам природы. Правитель не должен нарушать эти законы, а также волю бога. Он верен слову, соблюдает обещания, установления о престолонаследии, обеспечивает неотчуждаемость государственного достояния, уважает личную свободу, неприкосновенность имущества, семейные отношения, свободу вероисповедания. В этом состоят границы государственной власти.

Боден выделяет специфические признаки государства:

1 это совокупность семей, а не отдельных лиц;

2 это совокупность семей на основе суверенной власти.

Суверенитет – это абсолютная и постоянная власть. Абсолютная означает, что она не связанна никакими законами; постоянная – она не прерывается во времени. Временная не может быть суверенной.

Боден выделяет исключительные права суверенной власти:

· издавать и отменять законы;

· объявлять войну и заключать мир;

· назначать высших должностных лиц;

· осуществлять верховный суд;

· право помилования;

· право чеканить монету;

· право взимать подати.

Эти права суверенные власти не распространяются на отношения, которые регулируются естественными и божественными законами.

Форма правления зависит от географических условий, величины территории, климата и т. д., а также от особенности характера конкретного народа. Наилучшая форма правления – монархия. Боден критикует демократию.

 

19-20. Политические и правовые идеи Томаса Гоббса и Джона Локка.

Томас Гоббс (1588-1679) – английский философ, теоретик естественного права. Его доктринами являются: «Философия, начало учения о государстве», «Левиафан, или материя, форма и власть государства».

В своих произведениях Гоббс высказывает мысль, что все люди равны, но они подвержены страхам, честолюбию и эгоизму. Человек человеку волк, поэтому неизбежна война всех против всех. Таково естественное состояние человека. Инстинкт самосохранения и разум человека помогают ему преодолеть естественное состояние и создать гарантии собственной безопасности.

Естественный закон запрещает человеку деятельность, пагубную для его жизни. Естественный закон – это закон мирного существования людей. Для того чтобы провести его в жизнь, люди заключили между собой договор и обязаны следовать ему. По договору каждый отказывается от части своих прав и свобод, в той мере, в какой потребуют интересы мира и справедливости.

Но для того чтобы естественный закон стал безусловным императивом, необходимо его закрепление позитивным законом. Для его создания и обеспечения и возникает государство.

Для учреждения государства необходим общественный договор, устанавливающий государственную власть. Государство забирает у человека часть его естественных прав. Власть приказывает, а гражданин обязан повиноваться ей, соблюдать и исполнять закон. Власть в государстве едина.

Истинной государственной властью является власть по договору между правителем и подданными. Этот договор не может быть расторгнут по желанию одной из сторон. По нему у народа не остается прав, есть только обязанности.

Томас Гоббс уделяет внимание проблеме правового равенства, условиями для которого являются: 1)незыблемость договора; 2) обеспечение защиты в суде; 3) равные налоги; 4) защита человека; 5) наличие суда присяжных; 6) принцип соразмерности наказания содеянному.

Джон Локк (1632-1704) – английский философ и политический мыслитель.

В своем труде «Два трактата о правлении» излагает свою концепцию естественного права.

Родоначальник буржуазного либерализма. Стремился найти условия и гарантии социального компромисса. Естественное человеческое состояние по Локку, состояние полной свободы, равенства, в котором человек может самостоятельно распоряжаться своей жизнью.

В этом состоянии царит мир, каждый защищает свои интересы и в этом состоянии и проявляется естественное право. Нет никаких гарантий сохранения такого устройства. Следует заключить общественный договор, отталкиваясь от самостоятельного его обеспечения. Эта функция возлагается на государство, которое создается с целью поддержания мира, безопасности и справедливости.

Государство не всесильно. В нем есть общий закон, и устанавливается судебная власть для разрешения споров и наказания преступников.

Локк в своей теории описывает принцип полной юридической свободы и равенства граждан, право на частную собственность и ее защиту, принцип законности.

«Там где заканчивается закон, начинается тирания».

Выделял три ветви власти: законодательная, исполнительная, природная.

 

21. Обоснование абсолютной монархической власти немецкими мыслителями. Самуил Пуфендорф (1632-1694) – известный немецкий юрист и историк, основатель светской юриспруденции.Среди многочисленных работ Пуфендорфа особое значение имеет труд «Об обязанностях человека и гражданина».Он вводит антропологический подход. Согласно этому подходу человек – это существо разумное и свободное. Он стремится к спокойному проживанию с себе подобными. Люди создают некие нормы, которые должны соблюдаться всеми людьми независимо от их происхождения. Так формируется разумный правопорядок.Но в естественном состоянии невозможно обеспечить свободу и равенство индивидов без принудительной власти. В человеческой природе присутствует эгоистическое начало, страсти и страхи. Таким образом, неуверенность в себе и естественная свобода оборачиваются властью одних над другими. Поэтому в целях безопасности и порядка люди создают государство. В основе возникновения государства лежит договор между семьями, инициатором которого является Бог. Данный договор включает два вида соглашения: договор объединения и договор подчинения (в нем определяются права и обязанности подданных и правителя).Государство – это форма общности людей, где правопорядок обеспечивается верховной властью, делегированной народом правителю.Лучшей формой правления Пуфендорф считал монархию, поскольку ее плюсами являются единство всех ветвей власти, обеспеченность суверенитета, юридическая неотвратимость монарха за собственные деяния. Он считает противозаконным всякое сопротивления воле монарха.

 

23. Обоснование абсолютизма в России в трудах Ф.Прокоповича.Феофан Прокопович (1681-1736) – церковная деятельность.«Слово о власти и чести царской», «Духовный регламент».Для обоснования абсолютизма в России он использовал идеи общественного договора и естественного права, соединив их с аргументами догматов богословия.Он первым обратился к исследованию процессов происхождения государства исходя из естественного преддоговорного состояния. Это состояние он называл эпохой войн и кровопролитий, когда люди превращались в зверей.Естественные законы, которые воплощали требования здравого смысла, подсказали людям как избежать войн и привели их к заключению общественного договора. Результатом стало создание государства.Люди воплотили идею общественного договора с помощью божественного промысла, под его содействием.При заключении договора народ полностью отказывался от собственного суверенитета, передавая его государству. При этом люди сами могли выбирать форму правления: монархию (ограниченную, абсолютную), аристократию, демократию, смешанную форму.Прокопович - сторонник абсолютной монархии, критик остальных форм правления.Он большое внимание уделял обоснованию абсолютной власти монарха.Только единовластие способно обеспечить народу «беспечалье и блаженство»Самодержец - это страж, защитник и сильный поборник закона, ограда и обережение от внутренних и внешних опасностей.В своём труде «О престолонаследии» он оправдывает царский указ о передаче престола по наследству, он говорит, что предоставление монарху широких возможностей при выборе наследника позволяет избежать жестких правил семейной преемственности и обеспечит замещение престола хорошо подготовленным лицом. Власть в таком случае будет защищена от случайностей и неожиданностей(обеспечение выбора императора себе наследника)В своих произведениях он оправдывал ничем неограниченную власть монарха, регламентировал практически все стороны жизни граждан.Монарх дарует своему народу обряды граждан, церковные перемены обычаев и предусматривает для них ношение платьев, домостроение, чины и церемонии, пиры, погребения и прочее.Своё правление монарх реализует как требование естественного права так и божественное признание, осуществляя долг служения народу.Он особое внимание уделяет взаимоотношениям государства и церкви, он обосновывает Манифест об упразднении патриаршества и организации Сенода.Большую пользу для церкви принесёт коллегиальная форма правления. Церковь должна быть подчинена государству.В государстве есть различные чины каждый из которых занят полезным для общества делом, тоже и «священство» - это всего лишь чин, а не государство в государстве и как составная часть народа духовенство должно быть подчинено царю. Царь должен заботиться о церкви

 

25.Учение Ш. Монтескье о государстве и праве.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) – один из ярких представителей французского Просвещения, выдающийся юрист и политический мыслитель.

Его произведениями являются “Персидские письма” (критикует политическую систему Франции, 1721 г.), трактат “О духе законов” (рассматривает природу естественных и юридических законов, 1748 г.).

Законы – это необходимые отношения, вытекающие из природы вещей в самом широком смысле слова. Естественные законы выражают основные принципы существования человека в природе и отношения людей между собой. Монтескье отвергал то, что естественным состоянием человека является “война против всех”. Первым естественным законом является “мир”: никто не стремится нападать на других, так как каждый чувствует себя неполноценным. Выделяются еще и позитивные законы:

- регулирование отношений между людьми (международное право);

- регулирование отношений властеимущих и поданных (политические законы, общественное право);

- регулирование отношений людей как граждан (гражданское право).

Так как все законы имеют единую природу, Монтескье выдвигает идею соотношения законов естественных и позитивных. Законы должны иметь определенное отношение к физическому состоянию страны, климату, характеру почвы и ее положению, ее площади, а также к способу жизни народа. Все вместе отношения составляют то, что называют законом. Названные факторы влияют и на строение общества. Лучшей формой государства считал конституционную монархию по примеру Великобритании.

Монтескье выступал за всеобщее равенство людей, всеобщее избирательное право, реализацию принципа законности. Считал, что верховная власть должна принадлежать народу - для того, чтобы не было злоупотребления властью, ее нужно разделить.

 

Доктрина Ж.-Ж. Руссо.

Жан-Жак Руссо (1712-1778) – философ, писатель, один из ярких мыслителей во всей истории общественных и политических учений.

Его взгляды изложены в трудах “Рассуждение по вопросу: способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?” (1750 г.), “Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми” (1754 г.), “О политической экономии” (1755 г.), “Об общественном договоре, или Принципы политического права” (1762 г.).

Он критикует современную цивилизацию как цивилизацию неравенства. Человек изначально является частью природы. Основа его жизни лежит в материальной сфере. Развитие культуры создает искусственные потребности, которые изначально для человека не характерны. Это отдаляет его от естественного состояния. Например, появляется частная собственность, которая становится причиной неравенства людей.

Первой ступенью стало имущественное неравенство. В результате общественного договора Богатых и Бедных произошло образование государства. Государственная власть должна была быть гарантом мира и справедливости. Возникают отношения между властвующими и подвластными, что поднимает имущественное неравенство на новый уровень. С течением времени законная власть перерождается в деспотизм, который становится 3-третьей ступенью неравенства. Деспотом является властитель, который обманывает и законы, и народ.

Естественным состоянием общества должно быть такое устройство, где человек нравственно не испорчен и самодостоин. В идеальном государстве носителем власти должен быть объединенный народ. Цель государства - общее благо, основанное на общественном договоре, где воля всех есть совокупность частных воль.

Так же строится и система законов, которая стремится установить справедливость и равенство. Руссо выступает против общественного мнения. Выход он видит в уравнении имущественных прав граждан.

27. Политические и правовые направления в период Французской

Буржуазной революции.

В историиФранцузская буржуазная революция можно выделить следующие этапы:

I. 1789-1792 - у власти находятся представители крупной буржуазии, которые называли себя конституционалистами.

II. 1792-1793 - государственная власть переходит к жирондистам – представителям республикански настроенной буржуазии.

III. 1793-1794 – установлена революционная диктатура якобинцев, выражавших интересы мелкой буржуазии, крестьянства и городских низов.

26 августа 1789 Учредительным собранием была принята Декларация прав человека и гражданина, где провозглашалось, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Декларация закрепила естественные и неотъемлемые права человека на свободу, собственность, безопасность, сопротивление угнетению, равенство перед законом и т д..

Представителями конституционистов были Оноре де Мирабо, прославившийся своими речами против абсолютизма, Эммануэль Сиейес и Антуан Барнав. Они выступали против засилья аристократии и абсолютной королевской власти; за установление конституционной монархии.

В результате народного восстановления 1792 года к власти пришли жирондисты (представителями являются Жак Бриссо, Жан Ролан). Они выражали интересы средней и крупной торгово-промышленной буржуазии. Были сторонниками республики. Выступали за народный суверенитет, полную свободу предпринимательства, были противниками государственного вмешательства в экономику. Законодательными актами, принятыми в период их правления, была отменена монархия (король казнен), ликвидировано деление граждан на активных и пассивных по цензовому признаку.

В июне 1793 года к власти пришли якобинцы. Представителями якобинского движения были Максимилиан Робеспьер, Жан Поль Марат, Дантон Сен-Жюст. Все они выступили за демократическую республику, основанную на Конституции. Только революция может завоевать свободу и равенство. В дальнейшем должно установиться конституционное правление, обеспечивающее свободную жизнь. Они осуществили меры против спекуляции, установили максимальные цены, провозгласили право на труд, установили минимальный размер заработной платы. Частную собственность они считали естественным правом. Было запрещено создание рабочих союзов в целях предотвращения конфликтов в обществе.

Так же во время Французской буржуазной революции были и другие направления развития политико-правой мысли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 1009; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.026 с.)