Экономические концепции визера и Бен-баверка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические концепции визера и Бен-баверка



I” Ойген фон Бем-Баверк (Э^ген Бом-Баверк) (1851 -1914). Основные тру­ды -

“Основы теории ценности хозяйственных благ” (1886 г.), “Капитал и прибыль”

(1884 г.), “Позитивная теория капитала” (1889 г.), “Теория Карла Маркса и ее

критика” (1896 г.).

Концепция прибыли. Настоящее благо - заработная плата, будущее благо -

средства производства. Настоящее благо ценится выше, чем буду­щие блага. В

денежной сфере это положение является источником про­цента. Процент - награда

предпринимателя за ожидание. Процент (при­быль) - это категория, связанная с

обменом настоящих и будущих благ, поскольку ведет к распределению получаемых

доходов во времени.

Теория ценообразования. Модель ценообразования Бем-Баверка постро­ена по

принципу образования равнодействующей оценок различных пар продавцов и

покупателей и показывает, что “высота рыночной дены ограничивается и

определяется высотой субъективных оценок товара двумя предельными парами”.

Цена на конкурентном рынке, по О. Бем-Баверку,- это объективная ценность.

Механизм ценообразования исключает роль труда и издержек производства.

Единственными фигурами системы становятся потреби­тели (покупатели и

продавцы). Теория исходит из положения того, что запас благ ограничен,

поэтому ценность товара (блага) зависит только от спроса (предложение

эластично). Механизм уравнивания предельной полезности при обмене исходит из

предположения данных о цене и доходах потребителя.

Теория ценности и предельной полезности. Ценность - это субъективная

полезность, размер которой зависит от субъекта и обстоятельств. Абст­рактную

полезность имеют все блага, а ценность - ограниченное число благ. Наименьшую

пользу от блага О. Бем-Баверк называет предельной полезностью, последняя

совпадает с той пользой, какую приносит пос­ледняя единица этого блага,

удовлетворяющая наименьшую важную нужду.

Понятие обмена. Обмен экономически возможен, если покупатель оце­нивает вещь

выше, а продающий - ниже той вещи, в которой выража­ется цена первой. Чем

выше при этом разница оценок, тем выше выгода сделки.

2. Фридрих фон Визер (1851 - 1926). Основная работа - “Теория обще­ственного

хозяйства” (1914 г.), в которой он выдвигает и обосновывает “теорию

вменения”. По этой теории часть ценности блага должна быть

отнесена на счет другого производительного блага (труд, земля, капи­тал),

участвующего в производстве, то есть каждому из трех факторов вменяется часть

ценности созданного продукта. Теория математически разработана Дж. Б.

Кларком.

Теория издержек. Во-первых, производительные блага представляют бу­дущее.

Ценность их зависит от ценности конечного продукта, поэтому издержки

производства приобретают ценность от своих продуктов. Во-вторых, предложение

есть обратная сторона спроса - спроса тех, кто обладает товаром. При этом

издержки выражаются в плате за отвлече­ние ресурсов от альтернативных

вариантов использования, а также в цене за услуги факторов, используемых для

производства другими про­изводителями.

Закон Визера: действительная стоимость (полезность) любой вещи есть

недополученные полезности других вещей, которые могли быть произ­ведены с

помощью других ресурсов, истраченных на производство дан­ной вещи.

В отличие от О. Бем-Баверка Ф. Визер отстаивал вмешательство государ­ства в

экономику.

Ученый выступал в защиту частной собственности, а частную форму

хозяйствования считал единственной формой, оправдавшей себя.

21) Американский институционализм

Направление экономической мысли, которое сформировалось в 20-30-е годы XX века для исследования совокупности социально-экономических факторов (институтов) во времени, а также для изучения социального контроля общества над экономикой.

Этот термин связан с двумя понятиями: 1)институт как порядок, обычай

2)институт как закрепление обычаев с помощью законов и учреждений.

В рамках раннего американского институционализма сложились три основные его направления:

1) социально-психологическое,

2) социально-правовое,

3) эмпирическое или конъюнктурно-статистическое.

1)Основоположником социально-психологического институционализма был Торстейн Веблен.

В основу своего анализа капиталистического общества Веблен положил психологическую трактовку экономических процессов. в качестве объекта изучения экономической науки он представлял не психологию индивида, а психологию коллектива. Престижное-показное потребление-эффект веблена. Приносит почет и потребление.

2)Другим направлением американского институционализма был социально-правовой институционализм, разработанный Джоном Роджерсом Коммонсом.

Система экономических воззрений Коммонса характеризуется двумя особенностями:

1. основой экономического развития общества он считал юридические отношения, правовые нормы;

2. в своей теории он выражал интересы так называемой "рабочей аристократии". Его лозунг: "Борьба труда без классовой борьбы".

3)Третьим направлением американского институционализма было конъюнктурно-статистическое или эмпирическое направление, которое возглавлял ученик Веблена Уэсли Клер Митчелл.

Экономические взгляды фридмана    
Милтон Фридмен (род. 1912 г.) - американский экономист. Родился в Нью- Йорке. Окончил университет Рутгерс (США). В 1933 году получил степень магистра, а в 1940 году выходит его (совместно с С. Кузнецо­вым) труд “Доходы от независимой частной практики”. В 1945 - 1946 годах М. Фридмен преподает экономику в Миннссотском университете. С 1948 г. - в Чикаго. В 1950 году он участвует в реализации “плана Маршалла1. В 1971 - 1974 годах М. Фридмен был советником американского прези­дента Р. Никсона по экономическим вопросам. В 1976 г. награжден Нобелевской премией. Основными трудами М. Фридмена являются книги “Теория функции потребления” (1957 г.), “Становление денежной системы в США” (1963 г.), в которых излагаются основные положения теории монетаризма. .* М. Фридмен - лидер монетаристского направления - считает, что на динамику ВНП (валового национального продукта) нужно влиять че­рез деньги. Дополнительное ежегодное предложение денег равно сумме среднегодового темпа ожидания инфляции и среднегодового темпа при­роста ВНП или национального дохода. Автор приходит к выводу о том, что первое слагаемое должно быть равно 1%, а второе слагаемое - 3%. В итоге ежегодная инфляция равна 4% и является чисто денежным при­ростом. ”* Изменение уровня цен (и величины номинального дохода) является результатом изменения денежного запаса. Существует непосредствен­ная связь между темпом прироста количества денег и темпом роста но­минального дохода через механизм количественной теории денег. Други­ми словами, количественная теория денег устанавливает прямую связь между ростом денежной массы в обращении и ростом товарных цен, Изменение количества денег противоречиво влияет на норму процента: рост предложения денег сначала вызовет понижение нормы процента, а затем рост затрат и инфляции увеличивает спрос на займы, что ведет к росту величины процента. В условиях долгосрочного равновесия деньги нейтральны, то есть долго­срочная пропорциональность между деньгами и ценами основана на стабильности денежного спроса. В короткие и средние периоды времени (5-7 лет) деньги не нейтральны и могут стать причиной реальных изменений в экономике. В силу краткос­рочного воздействия на выпуск деньги важны для определения реаль­ного уровня занятости и дохода. г* М. Фридмен считал, что бюджетная политика не имеет особого значе­ния (достаточно рассматривать только доходную часть бюджета). Реша­ющее значение имеют кредитно-денежная и денежная политики. Но не стоит их детально прорабатывать, так как это может вызвать дестабили­зацию.  
 
Милтон Фридмен (род. 1912 г.) - американский экономист. Родился в Нью- Йорке. Окончил университет Рутгерс (США). В 1933 году получил степень магистра, а в 1940 году выходит его (совместно с С. Кузнецо­вым) труд “Доходы от независимой частной практики”. В 1945 - 1946 годах М. Фридмен преподает экономику в Миннссотском университете. С 1948 г. - в Чикаго. В 1950 году он участвует в реализации “плана Маршалла1. В 1971 - 1974 годах М. Фридмен был советником американского прези­дента Р. Никсона по экономическим вопросам. В 1976 г. награжден Нобелевской премией. Основными трудами М. Фридмена являются книги “Теория функции потребления” (1957 г.), “Становление денежной системы в США” (1963 г.), в которых излагаются основные положения теории монетаризма. .* М. Фридмен - лидер монетаристского направления - считает, что на динамику ВНП (валового национального продукта) нужно влиять че­рез деньги. Дополнительное ежегодное предложение денег равно сумме среднегодового темпа ожидания инфляции и среднегодового темпа при­роста ВНП или национального дохода. Автор приходит к выводу о том, что первое слагаемое должно быть равно 1%, а второе слагаемое - 3%. В итоге ежегодная инфляция равна 4% и является чисто денежным при­ростом. ”* Изменение уровня цен (и величины номинального дохода) является результатом изменения денежного запаса. Существует непосредствен­ная связь между темпом прироста количества денег и темпом роста но­минального дохода через механизм количественной теории денег. Други­ми словами, количественная теория денег устанавливает прямую связь между ростом денежной массы в обращении и ростом товарных цен, Изменение количества денег противоречиво влияет на норму процента: рост предложения денег сначала вызовет понижение нормы процента, а затем рост затрат и инфляции увеличивает спрос на займы, что ведет к росту величины процента. В условиях долгосрочного равновесия деньги нейтральны, то есть долго­срочная пропорциональность между деньгами и ценами основана на стабильности денежного спроса. В короткие и средние периоды времени (5-7 лет) деньги не нейтральны и могут стать причиной реальных изменений в экономике. В силу краткос­рочного воздействия на выпуск деньги важны для определения реаль­ного уровня занятости и дохода. г* М. Фридмен считал, что бюджетная политика не имеет особого значе­ния (достаточно рассматривать только доходную часть бюджета). Реша­ющее значение имеют кредитно-денежная и денежная политики. Но не стоит их детально прорабатывать, так как это может вызвать дестабили­зацию.  
   

 

 

3. АМЕРИКАНСКАЯ ШКОЛА
В конце 19 века возникла американская маржиналистская школа, основателем которой был профессор Джон Бейтс Кларк (1847 – 1938гг.). В его работах «Философия богатства» (1889г.), «Возможность построения научного закона заработной платы» (1899г.), «Проблемы монополий» (1901г.), «Основы экономической теории» (1901г.) предложен оригинальный вариант теории предельной полезности. Главным ее отличием стало исследование проблем производства и распределения в опоре на концепцию предельной производительности труда и капитала. Кларк поставил перед собой задачу создать теорию, которая эффективно защищала бы экономические устои современного ему общества, доказывала бы справедливость капитализма и естественность его законов.
Для ее решения Кларк предложил оригинальный метод исследования, ставший впоследствии весьма распространенным. Кларк разделил экономическую науку на три раздела, первый из которых посвящался формулированию «универсальных законов». Используя уже известный метод «робинзонады» и субъективно – психологический анализ поведения потребителя, Кларк сформулировал три «универсальных», по его мнению, экономических закона: закон предельной производительности, закон специфической производительности и закон убывающей производительности.
Согласно Кларку, при неизменном размере капитала каждый вновь принятый рабочий производит меньше продукции, нежели принятый ранее. Производительность труда последнего принятого рабочего и объявляется им «предельной производительностью». Отсюда предельная производительность становится ниже, чем более принимается рабочих, а заработная плата всех рабочих, следовательно, должна определяться по «предельной производительности» труда, складывающейся под воздействием объективных, естественных причин. Аналогично выведен и «закон убывающей производительности капитала». Если при неизменном количестве рабочих добавляется новая доза капитала, то она приносит меньший доход по сравнению с предшествующей.
Маржинализм оказал огромное влияние на развитие экономической теории. Методологические принципы, разработанные австрийской и англо-американской школами маржинализма, стали исследовательским инструментом большинства современных течений экономической мысли.

Английская школа

Конец XIX в. – начало XX в. отмечены ростом концентрации и монополизации капиталистического производства. Эти явления вызвали существенные изменения в условиях функционирования предприятий, усложнили процесс производства и обращения, на что и отреагировали экономисты. Теория кембриджской школы представлена исследованиями А.Маршалла, Ф.Эджуорта, А.Пигу.
Наибольший вклад в теорию внес профессор Кембриджского университета Альфред Маршалл, являющийся автором таких значительных работ как «Экономика промышленности» (1889г.), «Промышленность и торговля» (1919г.), «Деньги и торговля» (1923г.) и др.
Особую популярность ученому принесла работа «Принципы политической экономии» (1890г.), в которой систематизированы и обобщены положения пострикардианской политической экономии, австрийской школы и других течений экономической мысли. Данная работа положила начало новому направлению в экономической науке, получившему впоследствии название неоклассического экономического анализа.
Экономическая теория Маршалла оказала заметное влияние на развитие экономических наук. Введенные кембриджской школой в научный оборот концепции цены, спроса и предложения, издержки производства стали предметом последующего изучения и развития. Современными экономистами широко используется и модифицируется разработанные Маршаллом теории «эластичности» спроса и предложения, совершенной конкуренции, квазирентного дохода и др. Идеи кембриджской школы господствовали в экономической науке вплоть до начала 30-х г. нынешнего столетия.
Только возникновение кейнсианского макроэкономического учения заметно ослабило ее влияние. Однако идеи английской школы маржинализма по-прежнему входят составной частью в различные направления современной экономической мысли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.74 (0.011 с.)