Институционализация и деинституционализация в переходной экономике. Институциональные ловушки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институционализация и деинституционализация в переходной экономике. Институциональные ловушки



Процесс институционализации рынков в переходной экономике протекает наиболее сложно, сопровождаясь разрушением уже созданных институтов или их неэффективным функционированием. Особая роль при формировании институтов рынка принадлежит формальным институтам, среди которых важнейшее значение имеют институты и нормы

законодательства. Переходная экономика характеризуется разрушением старых институтов (деинституционализация) и формированием новых (институционализация). Деинституционализация рынка, по нашему мнению, представляет собой процесс формирования неэффективных локальных институциональных структур, характеризующихся неустойчивостью и высокой монополизацией или монопсонизацией.

На практике спонтанно закрепляются институты, которые при значительном увеличении числа индивидов, следующих определенным ими правилам и ограничениям, дают, по нашему мнению, возрастающую предельную отдачу для всей группы, в рамках которой применяется данный институт.

Институционализация рынка предполагает движение экономической системы к своему институциональному равновесию.

Деинституционализация, наоборот характеризует процесс устойчивого и прогрессирующего движения институциональной структуры экономики в сторону, обратную равновесной, т.е. институциональное неравновесие.

Устранение государства от активной политики по формированию институциональных условий на рынке может привести и приводит, как это показал опыт переходной экономики в большинстве постсоветских стран, к деинституционализации, т. к. государство в периоды быстрых экономических и социальных изменений создает большинство институтов.

«Институциональный вакуум» ведет к атомизации общества, к увеличению неопределенности действий индивидов на рынке, что значительно повышает издержки коллективного действия по выработке устойчивых правил и механизмов, которые должны стать катализатором для нарождающихся институциональных структур (хотя и необязательно эффективных для демократического общества в случае с теневым рынком).

Рыночная экономика не может существовать в институциональном "вакууме". Поэтому недостатки рыночного регулирования как механизма координации, обязательно будут заменены каким-то, не обязательно эффективными механизмами. Согласно концепции представителя немецкого ордолиберализма В. Репке, во всех обществах сосуществуют три обменных механизма: формы обмена на рынках, властно принудительный обмен и формы взаимного социально установленного обмена (например, подарки, обменные отношения в семьях и т. д.). Следовательно, недостатки механизма рыночного регулирования рынка могут быть компенсированы мерами прямого административного контроля "сильного" государства, иначе рынок переходит в тень и регулируется традиционными нормами, свойственными

патримониальным обществам.

В случае "слабого" государства ввод новых формальных правил будет затруднен противодействием заинтересованных групп, использующих неформальные практики для максимизации своих клановых интересов, что может не всегда согласовываться с целями общественного благосостояния. Поэтому сложившиеся в российской экономике в целом и на отдельных рынках в честности неравновесные ситуации являются следствием действий не государства в целом, а социальных групп (групп специальных интересов), которым состояния неравновесия выгодны (и, значит, эффективны), от чьих позиций зависит как введение новых формальных правил, так и формализация бытующих неформальных практик.

Неравновесные (и неэффективные равновесные) ситуации на рынке, характеризующиеся неэффективными институтами, могут привести к возникновению институциональных ловушек, а также гистерезису в сфере занятости. Под гистерезисом понимаются изменения на рынке, которые качественно трансформируют характеристики вовлеченных факторов,

приводят к депрофессионализации и отрицательному отбору институтов, например, таких, как институты теневого рынка.

Институциональная ловушка представляет собой неэффективную устойчивую норму или институт. Устойчивость институциональной ловушки означает, что при незначительном временном внешнем воздействии на систему она остается в институциональной ловушке, возможно лишь незначительно меняя параметры состояния, а после снятия возмущения возвращается в прежнее состояние неэффективного равновесия.

Обычно под институциональным равновесием понимают ситуацию, в которой при данном соотношении сил игроков, данном наборе контрактных отношений, образующих экономический обмен, ни один из игроков не считает для себя выгодным тратить ресурсы на реструктуризацию соглашений. Институциональное равновесие определяет условия для стабильного функционирования хозяйственного механизма в рамках доминирующего способа экономической координации. Динамические процессы в экономике приводят к созданию экономических ситуаций, которые характеризуются неравновесие не только на "обычных" рынках товаров и факторов производства, но и на институциональном "рынке".

Выводы

Функционирование институтов определяется родом их деятельности, культурными традициями и многими другими факторами, в числе которых эффективность является далеко не определяющим параметром. Перемены чаще происходят с ними потому, что меняются те ценности, которые обусловливают их существование, или они сами становятся несовместимыми с другими ценностями и институтами, но никак не по соображениям эффективности.

Методические рекомендации к лекции

При изучении данной темы раскройте понятие институциональных изменений, институционализации и деинституционализации, институциональных ловушек.

Литература

1. Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. – М.:ИНФРА-М, 2000. – Лекция №24, с.387-296.

2. Литвинцева Г.П. Институциональная экономическая теория: Учебник. –Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003. – гл.8, с.267-308.

3. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник / Под общей ред. д.э.н., проф. А.А. Аузана. – М.: ИНФРА-М, 2005. – гл.6, с.280-317.

Вопросы для контроля теоретических знаний

1. Различные подходы к анализу институциональных изменений. Причины, цели и механизмы институциональных изменений.

2. Централизованный процесс институциональных изменений.

3. Децентрализованный процесс выбора экономическими субъектами различных институтов.

4.Процесс эволюции институтов. Зависимость от предыдущего пути развития и институциональные ловушки.

Тема 5. Предмет и теории экономической политики

Цель: изучить концептуальные основы экономической политики государства.

Содержание

1. Экономическая теория и экономическая политика, предмет и области экономической политики;

2. Цели и задачи экономической политики;

3. Теория экономических порядков Вальтера Ойкена;

4. Концепция Я. Тинбергена и критика Р. Лукаса;

5. Школа общественного выбора Бьюкенена и Кеннета Эрроу;

6. Теория политического делового цикла.

Основные понятия по теме: экономическая теория, экономическая политика, школа общественного выбора, теория политического делового цикла.

1. Экономическая теория и экономическая политика, предмет и области экономической политики. Экономическая теория, раскрывая экономические законы и формулируя принципы, дает возможность сформулировать цели, определить инструменты и способы их достижения и таким образом обосновать экономическую политику государства, определить области и степень государственного воздействия на экономику. Экономическая теория не только обосновывает экономическую политику, но и дает возможность предвидеть последствия воздействия на те, или иные экономические параметры. В то же время экономическая политика это особый объект исследования, который представляет собой совокупность мероприятий и ограничений правового характера, направленных на создание в экономике благоприятных условий для стабильного и эффективного взаимодействия экономических субъектов, а также на устранение или уменьшение негативных факторов экономического развития.

Как особый вид деятельности, экономическая политика – целенаправленное создание рамочных условий в рыночной экономике и рациональное осуществление мероприятий с целью оказания влияния на экономические процессы и развитие экономики. Эта деятельность, по мнению М. Фридмена, относиться скорее к искусству, чем к науке, особенно в части принятия решений, т.к. этот подход позволяет обнаружить основополагающее единство конечных целей у представителей различных экономических течений и, тем самым, способствует преодолению разногласий. Как наука, экономическая политика носит сугубо нормативный характер, т.е. формулирует и обосновывает нормы поведения государства - что оно должно делать.

Предмет курса экономической политики – поведение государства в экономике, которое призвано обозначить и выразить совокупную волю общества и выполнить ее в решениях и действиях правительства, характеризующих экономические процессы.

Роберт Мандел считал, что самым труднопреодолимым, при разработке политической программы, является неопределенность, преследующая экономическую динамику и влекущая за собой порой весьма значительные социальные потери. В условиях неопределенности правительства не могут знать точно, какое воздействие окажут их меры на целевые показатели. Эти неопределенности многообразны и задача экономической политики, как науки, найти инструменты и методы их компенсации.

О бласти экономической политики:

1) Политика в области правовых норм, регулирующих экономическую деятельность. Речь идет о долговременном общественном договоре, о нормах поведения в экономической жизни;

2) Политика в отношении экономического порядка: установление правил, определяющих поле допустимых действий частных лиц, фирм, институтов, защита конкуренции, регулирование экономики и развитие свободной торговли;

3) Интеграционная и внешняя политика – это комплекс мероприятий, направленных на ликвидацию территориальной разрозненности рынков;

4) Политика воздействия на хозяйственные процессы – это влияние на совокупный спрос и предложение, чтобы их уровнять при полной занятости, денежная и фискальная политика.

5) Политика роста и структурная политика направлена на долгосрочное развитие производственного потенциала и заключается в устранении препятствий для экономического роста и проведении мероприятий, способствующих расширению производственного потенциала.

6) Политика охраны окружающей среды. В ее задачи входят охрана среды и качественное ее улучшение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.013 с.)