Политика регулирования доходов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политика регулирования доходов



Социальная защита работников, как важнейшее направление социальной политики государства, крайне важна, т.к. большинство населения во всех странах составляют работающие, единственным (или основным) доходом которых является заработная плата, а это означает, что они экономически уязвимы и им не на что опереться, кроме государственной власти. Кроме того, в любом государстве имеется значительное количество нетрудоспособных лиц и лиц с пониженной трудоспособностью, требующих особого внимания государства. Ко всему этому можно добавить, что политика государства в области социальной защиты занятых базируется на неравенстве сторон на рынке труда. Наемный работник является слабой по сравнению с работодателем стороной, поскольку не обладает собственностью на средства производства и вынужден продавать свою рабочую силу. Действия государства в этой сфере должны быть нацелены на финансовую поддержку работников в случае нанесения ущерба здоровью последних или в иных случаях. Для этого государство разрабатывает определенные правовые нормы, обеспечивающие создание системы договоров, которые заключают между собой работники и предприниматели. Государство, проводя такие меры, исходит из того, что в социальных взаимоотношениях между работниками и работодателями речь должна идти не просто о купле - продаже товаров, а о социальном статусе личности.

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.

Социальные трансферты – это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является - гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса. Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице.

Международная практика и отечественный опыт свидетельствуют о том, что к важнейшим принципам социальной защиты работников следует отнести:

социальная ответственность общества и государства за бережное отношение к личности, к защите достоинства человека, его права на свободный труд, свободу выбора профессии, места работы и обучения, охрану труда, обеспечение приемлемых условий труда, защиту здоровья и жизни, компенсацию утраты трудоспособности, что соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека, социальных пактов и других документов ООН, МОТ и других признанных международных норм;

социальная справедливость в области трудовых отношений - равные права на условия и охрану труда, сохранения здоровья, работоспособности и трудоспособности граждан, высокий уровень компенсации утраты трудоспособности, обеспечение медицинского, социальной и профессиональной реабилитации;

всеобщий и обязательный характер защитных работников от социальных и профессиональных рисков, обеспечение права на социальную защиту как главного ориентира социально - экономического развития общества;

минимально возможный уровень социальных и профессиональных рисков, доступность и открытость соответствующей информации;

государственные гарантии связанные с социальной защитой при одновременной самостоятельности и самоуправляемости негосударственных систем и программ защиты;

заинтересованность всех основных субъектов защиты (государство, предприниматели, товарищества социального страхования и широкий круг профессиональных организаций трудящихся) в формировании и совершенствовании тех или иных систем и форм защиты;

солидарность всех субъектов социальной защиты на основе ―социальных договоров‖, касающихся распределения финансового бремени по компенсации и минимизации социальных и профессиональных рисков;

экономическую и социальную свободу работников в области труда - выбор профессии с приемлемыми уровнями социальных и профессиональных рисков, возможность получения профессионального образования, места работы, свободы ассоциаций;

личную ответственность работников за сохранение своего здоровья, работоспособности и трудоспособности, правильный выбор профессии, места работы;

многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты - от государственных гарантий для всех трудящихся до узконаправленных мер для отдельных их категорий и профессиональных групп;

многосубъектность социальной защиты - субъектами социальной защиты должны выступать: государство (в лице ведомств и министерств), работодатели, товарищества по страхованию, региональные органы управления;

многоаспектность и разнонаправленность мер социальной защиты - предметом внимания должны стать условия и оплата труда работников, профессиональная подготовка, медицинское обслуживание, компенсация утраты работоспособности и реабилитационные услуги.

Социальная политика в области заработной платы должна реализовываться дифференцированно. Регулирующие вмешательство осуществляется в основном в тех случаях, когда степень профессиональной подготовки работника невысока, и позиции его в противостоянии с работодателем относительно слабы. Это главным образом касается тех видов трудовых процессов, которые требуют неквалифицированного труда. В отношении таких категорий населения фиксируется минимальный уровень заработной платы, ниже которого выплачивать ее, не разрешается. С помощью законов государство определяет также ритм оплаты труда (допустим, каждые 14 дней или ежемесячно).

В некоторых случаях политика заработной платы предусматривает введение предельного уровня последней и сохранение его в течение определенного отрезка времени. Возможно также использование ограничений на темпы роста оплаты труда. Данные меры применяются для предотвращения инфляции и устранения трудностей в области платежного баланса

Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (ставки оплаты труда за 1 час работы). Например, минимальная почасовая оплата труда в США с 1997 г. составляет 5,15 доллара, в Великобритании – 3,60 фунтов стерлингов.

Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.

Политика занятости

Политика занятости является тем направлением социальной политики государства, на котором она может быть наиболее эффективной, так как призвана исправить один из наиболее значимых «дефектов рынка». Ее задача заключается в том, чтобы обеспечить экономически эффективную занятость при минимальных трансакционных издержках. Различают активное и пассивное регулирование занятости.

Пассивное регулирование занятости ограничивается изысканием и использованием средств на частичное возмещение безработным потерь их доходов. Фактически это модель смягчения последствий безработицы, реализуемая в двух формах: социальное страхование и социальная помощь. Первая – социальное страхование по случаю потери работы, обеспечивающее выплату временных пособий по безработице с учетом прежнего заработка и существующего минимума заработной платы. Такие системы действуют в развитых странах и являются основным источником помощи при потере работы. При защите от безработицы в страховой форме размеры пособий зависят от величины взносов в страховые фонды и от степени нуждаемости в помощи. Например, в Японии размер выплат составляет 60-80% от заработка, во Франции – 40%, в США – 50%. Различны и сроки, в течении которых выплачивается пособие: в США – 7-8 месяцев, в Германии – 14 месяцев. Вторая – социальная помощь, применяется к длительно безработным лицам виде материальной помощи.

При активном регулировании занятости государство комплексно регулирует все процессы, происходящие в сфере занятости: подготовка кадров, создание рабочих мест, помощь в трудоустройстве или поиске кандидатов на вакантные места, миграция и т.д.

Выводы

Социальная политика государства не существует в отрыве от политики государства вообще, а так же от конкретных политик: от экономической, от налоговой; от бюджетной; от внешней и т.д. Сама социальная политика распадается на различные политики. От того, насколько развита социально-политическая деятельность государства, зависит внутреннее содержание его социальной политики

Методические рекомендации к лекции

При изучении данной темы раскройте сущность социальной политики, выявите ее инструменты и модели, изучите политику регулирования занятости и доходов, сделайте сравнительный анализ реализации социальной политики в Республике Казахстан и зарубежных государствах.

Литература

1. Игнатов В. Г. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «МарТ», 2008. – 528 с.

2. Пешихонов Ю. В., Водопьянов С. В. Современные проблемы финансирования социальной сферы // Финансы. - № 3, 2009. – с. 20 – 39.

3. Павленок П. Д. Основы социальной работы: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001. - 395 с.

Вопросы для контроля теоретических знаний

1. Социальная политика в широком и узком смысле слова, сущность и цели социальной политики;

2. Принципы, виды и содержание социальной политики;

3. Функции социальной политики;

4. Либерально–консервативная модель социальной политики;

5. Социал-демократическая модель социальной политики;

6. Социальное страхование и его модели;

7. Политика регулирования доходов;

8. Политика занятости.

 

 

Тема 14. Институциональные преобразования казахстанской экономики

Цель: рассмотреть основные этапы институциональных преобразований казахстанской экономики.

Содержание

1. Этапы приватизации.

2. Реформирование банковской системы.

3. Структурные реформы в казахстанской экономике.

Основные понятия по теме: приватизация, банковская система, национальная валюта, структурные реформы.

 

1. Переход на новые рыночные отношения не только привел к карди­нальным изменениям, но и породил и развил многие негативные явления в жизни общества: рэкет, рейдерство, теневую экономику, коррупцию и т.д. Коррупция негативно влияла на национальную экономику страны. Ежегодные убытки от коррупции в стране составляли миллиарды тенге.

Разгосударствление и приватизация. Основные этапы приватиза­ции в Казахстане. В условиях Казахстана приватизация имела существенные особенности. Объективной необходимостью являлось не затягивание, а ускорение формирования рыночно ориентированных хозяйственных структур и критического слоя собственников как эффективно хозяйствующих субъектов.

Правовой основой разгосударствления и приватизации стали законы Республики Казахстан «О разгосударствлении и приватизации» от 22 июня 1991 года и «О приватизации» от 23 декабря 1995 года. Закон «О разгосу­дарствлении и приватизации» определял приватизацию как продажу госу­дарственного имущества в собственность физическим, негосударственным юридическим и иностранным юридическим лицам, производимую по воле государства как собственника, в рамках специальных процедур. Объектами приватизации были названы такие виды государственного имущества, как государственное предприятие, учреждение, производственные и непроиз­водственные подразделения, имущество предприятия, акции, доли в уставных капиталах товариществ с ограниченной ответственностью и другие.

Закон «О разгосударствлении и приватизации» предусматривал сле­дующие формы преобразования объектов государственной собственности: сдача имущества в аренду; выкуп имущества, сданного в аренду; выкуп имущества членами трудового коллектива; продажа имущества по конкурсу или на аукционе; преобразование госпредприятия в акционерное общество. При приватизации средних и крупных госпредприятий преобладало созда­ние акционерных обществ (АО), а приватизация мелких и средних предпри­ятий, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания в основном осуществлялась через прямые продажи.

Приватизация в Казахстане прошла четыре этапа. На первом этапе - 1991-1992 годы -приватизация носила инициативный характер, когда го­сударственные органы принимали решение после получения от коллектива предприятия соответствующей заявки. И лишь тогда проводились аукционы, конкурсы или осуществлялась безвозмездная передача трудовому коллективу производственной и социальной инфраструктуры. Была разработана первая «Программа разгосударствления и приватизации государственной собственности в Казахской ССР на 1991-1992 годы», которая основывалась на идее максимального вовлечения граждан страны в процессы изменений формы собственности через их трудовые коллективы.

На данном этапе приватизации происходило формирование рынка жи­лья, создание необходимых условий для развития рыночных отношений. Были образованы арендные и коллективные предприятия, с аукционов продавались коммунальные объекты, стал постепенно формироваться рынок услуг. Происходившие преобразования дали толчок развитию предпринимательства, формирующего слой собственников. По итогам первого этапа было преобразовано более 4,7 тыс. объектов государственного имущества. От общего количества приватизированных предприятий объекты розничной торговли, общепита, бытового обслуживания, коммунального хозяйства и другие составили 60%. Среди них наибольшую долю составили объекты торговли (29,6%) и бытового обслуживания (25,8%).

Началом второго этапа приватизации в Казахстане (1993-1995) стало принятие «Национальной программы разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан». Это был наиболее массовый и сложный период в истории приватизации, которая осуществлялась по четырем основным на­правлениям: малая приватизация (аукционная и конкурсная продажа объектов торговли, бытового обслуживания и производственных предприятий с численностью работающих до 200 чел.); массовая приватизация (предприятия с численностью работающих от 200 до 5000 чел.); приватизация по индивидуальным проектам (предприятия с численностью свыше 5000 чел.); приватизация агропромышленного комплекса.

Предусматривалось провести большую приватизацию, которая касалась бы в основном базовых отраслей экономики Казахстана: крупных и средних государственных предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, банковского дела, отраслей, выпускающих товары народного потребления. Методы приватизации отличались разнообразием: продажа акций через биржу, аукцион, коммерческий тендер, инвестиционный тендер, прямая продажа, передача предприятий в доверительное управление и другие.

При имеющихся масштабах сферы охвата объектов приватизации важ­ное значение имела малая приватизация. В республике было реализовано более шести тысяч объектов, появились и начали продуктивно работать тысячи частных предприятий, принадлежавших малому и среднему бизнесу. Невостребованные объекты были реализованы в 1996 году после мно­гократных снижений цен. Стоимость объектов малой приватизации могла оплачиваться деньгами (50%) и жилищными купонами (50%). Через отделения народного сберегательного банка вводилась свободная купля-продажа жилищных купонов. Практиковался и метод адресной продажи объектов трудовым коллективам. 50% средств от малой приватизации оставлялось в местном бюджете.

Процесс перехода к частной собственности должен был стать необра­тимым. Этого требовала сама логика того периода. В июне 1994 года Прези­дент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев внес в Парламент Меморандум об экономической политике на предстоящее трехлетие, в котором была опре­делена экономическая стратегия. Она предусматривала проведение жестких мер по реформированию экономики и установлению макроэкономической стабилизации. Была поставлена задача по проведению быстрой и энергичной приватизации.

Кардинальной трансформации подверглось и отношение казахстанцев к иностранным партнерам. В кратчайшие сроки был подготовлен и принят закон «О государственной поддержке прямых инвестиций в Казахстане» - февраль 1997 года, где система льгот для иностранных инвестиций была значительно расширена. После принятия этого закона иностранный капитал стал играть решающую роль в росте экономики.

Третий этап приватизации (1996-1998) стал этапом перехода к сектор­ным программам, когда началась приватизация в электроэнергетике и нефте­газовой отрасли, а также в социальной сфере - здравоохранении, образовании, науке и культуре. Именно в этот период начали формироваться отечественные полноценные инвесторы, способные выкупать крупные промышленные пред­приятия. Всего за второй и третий этапы были приватизированы 94 крупных предприятия, из них 57 передано в собственность иностранным инвесторам, что позволило создать компании с участием частного и государственного ка­питала, сохранить рабочие места и укрепить экономику страны.

Четвертый этап приватизации начался с 1999 года и продолжается по настоящее время, он характеризуется новыми подходами к распределению полномочий между уровнями государственного управления в вопросах ре­гулирования и распоряжения государственной собственностью.

В качестве документа, положившего начало четвертому этапу привати­зации, следует назвать Программу приватизации и повышения эффективности управления государственным имуществом на 1999-2000 годы. Государство сохранило за собой присутствие в отдельных стратегически важных отраслях экономики, в том числе обеспечивающих производство жизненно важных товаров, продукции и услуг.

2. Реформирование банковской системы. Создание собственной банков­ской системы Казахстана берет начало с декабря 1990 года. В январе 1991 года был принят Закон «О банках и банковской деятельности в Казахской ССР», способствовавший созданию основ двухуровневой банковской системы. Республиканский Государственный банк был преобразован в Национальный банк Республики Казахстан с областными управлениями и отделениями. Таким образом, к моменту введения в ноябре 1993 года банковская система Казахстана претерпела существенную трансформацию: функционировала двухуровневая банковская система, все специализированные банки были преобразованы в акционерные, а Национальный банк был наделен рядом функций центрального банка.

Принципиально важное значение для определения статуса Нацио­нального банка имел подписанный в марте 1995 года Президентом страны Н.А. Назарбаевым Указ, имеющий силу закона, «О Национальном банке Республики Казахстан». Нацбанк становился независимым и подотчетным только Главе государства. В 1995 году была принята первая Программа реформирования бан­ковской системы республики.

Следующим важным шагом в развитии банковской системы была Про­грамма перехода банков второго уровня на международные стандарты фи­нансовой отчетности, которая была принята в декабре 1996 года.

Таким образом, в 1990-х годах в ходе экономических реформ в Казах­стане был создан современный банковский сектор.

Введение национальной валюты. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в начале 1990-х годов хорошо понимал, что вслед за реформой ценообразования неминуемо последует денежная реформа, и тогда рубль станет чисто российской валютой. Б.Н. Ельцин и В.С. Черномырдин неоднократно заверяли его, что в таком случае Россия и Казахстан обяза­тельно «сверят свои часы». Однако в политике преобладают собственные интересы. Поэтому в начале 1992 года был издан секретный указ о подготовке национальной валюты - тенге.

Введению национальной валюты предшествовал сложный и длительный переговорный процесс. Это были десятки встреч на самых различных уровнях, включая переговоры между президентами двух государств - Н.А. Назарбаевым и Б.Н. Ельциным. Собственная национальная валюта была отпечатана в Великобритании и ввезена в республику. Президент создал правительственную комиссию, которая разработала весь сценарий введения тенге. Это был сложнейший комплекс политических, экономических, технических и организационных мер.

В результате решительных действий Президента и Правительства наци­ональная валюта Республики Казахстан - тенге - была успешно введена 15 ноября 1993 года.

3. В 1997 году Указом Президента страны было создано Агентство по стратегическому планированию и реформам, которое получило четкую задачу Главы госу­дарства: «заглянуть в будущее, подумать над моделью, над стратегией - куда должен идти Казахстан».

В 2000 году указом Главы государства был создан Национальный фонд.

В 2000 году экономика страны готова сделает новый виток в своем развитии. Трансформация модели предполагала активное участие государства в формировании экономических и политических условий, стимулирующих создание транснациональных корпораций, способных конкурировать в условиях рынка как внутри страны, так и за рубежом. Начался процесс формирования экспортоориентированной модели развития.

К 2003 году в стране, в основном были завершены структурные реформы в экономике: осуществлена приватизация государственной собственности; сформирована хозяйственная среда, адекватная стандартам развитого рынка. Казахстан в числе первых государств-участников СНГ был признан развитыми государствами страной с рыночной экономикой.

2003 год ознаменовал переход страны от решения тактических задач в отраслях экономики к стратегическим. Нурсултаном Назарбаевым была поддержана Стратегия индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы, нацеленная на диверсификацию экономики и преодоление зависимости страны от сырьевого фактора. В рамках данной стратегии были осуществлены первые шаги, направленные на активную структурную перестройку промышленности и придание инновационного характера экономическому развитию страны, создание благоприятной бизнес-среды, развитие перерабатывающего производства, повышение конкурентоспособности экономики. Государственные институты, созданные в соответствии со Стратегией индустриально-инновационного развития, были наделены достаточными финансовыми ресурсами, чтобы кредитовать инвестиционные проекты, а также частично участвовать в уставном фонде создаваемых предприятий.

Эти меры позволили наблюдать высокий темп роста производства, резкое сокращение безработицы и повышение реальных доходов населения. В этом же 2003 году была принята Государственная программа освоения месторождений нефти и газа на казахстанском участке Каспийского моря на период до 2015 года.

По поручению Президента 25 ноября 2008 года Правительство Казахстана разработало и утвердило План действий по стабилизации экономики и финансового сектора на 2009–2010 годы.

От имени государства выступал Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», главной задачей которого являлось содействие развитию казахстанской экономики в условиях глобального кризиса с привлечением финансовых ресурсов национальных институтов развития. В 2008 году на капитализацию Фонда стрессовых активов из рес­публиканского бюджета первым траншем было выделено 52 млрд тенге. В 2009 году уставный капитал Фонда был равен 122 млрд тенге.

Вторым важным направлением антикризисной программы являлись проблемы на рынке недвижимости. Государством выделялось 5 млрд. долл. США (3 млрд долларов США – из Национального фонда, и еще потенциально 2 млрд – из пенсионной системы).

Третьим направлением антикризисной программы является поддержка малого бизнеса. Для поддержки малого бизнеса из Национального фонда выделялось 1 млрд долларов США, которые были направлены на рефинансирование существующих кредитов малому бизнесу, и выдачу новых. При этом кредитная ставка не превышала докризисного уровня (не более 14%).

В начале сентября 2012 года один из наиболее значимых в мировом масштабе рейтингов конкурентоспособности стран – Всемирный экономический форум (Давос, Швейцария) в своем отчете за 2011 год представил оценку Казахстану, включающую в себя сложную систему статистического и прогнозного анализа различных отраслей экономики. В этом году Казахстан поднялся на 21-ю позицию и разместился на 51-м месте. Стратегическое понимание важнейшей роли бизнеса в экономическом развитии Казахстана постепенно привело к устойчивому экономическому развитию и повышению уровня жизнеобеспечения населения.

Малый и средний бизнес (МСБ) республики сумел занять существенную нишу в экономике государства. Более трети активных предпринимателей (40%) были заняты в бизнесе, тогда как в сфере промышленности – лишь 11,4%. Доля занятого в малом предпринимательстве из общей численности населения по стране возросла с 23% в 2009 году до 29% в 2011 году. В 2012 году бизнес обеспечил работой до 2,5 млн казахстанцев.

Выводы

Казахстанская экономическая система прошла сложный путь развития. Благодаря своевременно проведенным структурным реформам, институциональным преобразованиям казахстанская экономика выходит на стабильный устойчивый этап своего развития.

Методические рекомендации к лекции

При изучении данной темы сделайте обзор основных этапы приватизации, развития банковской системы, структурных реформ экономики страны.

Литература

1. НазарбаевН.А. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии. Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира: послание президента РК Н.Назарбаева народу Казахстана / Н.А. Назарбаев.- Астана: Елорда, 2006.- 44с.

2. http://e-history.kz/ru/contents/view/1542

3. А. Аузан, Г. Сатаров. Приоритеты институциональных преобразований в условиях экономической модернизации // Вопросы экономики. – 2012. - №6

4. Есентугелов А. Трансформация экономики Казахстана: рыночная экономика, реформы,экономическая политика в 3-х т. Т.2. Сб. статей: 1990-2001 гг. / А. Есентугелов.- Алматы: РГП Ин-т.экономич.исследований, 2002.- 438с.

5. Опыт политической и экономической трансформации: казахстанская модель: материалы "круглого стола" (г.Алматы, 3 апреля 2008 г.) / Б.К.Султанов.- Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2008.- 144с.

Вопросы для контроля теоретических знаний

1. Назовите основные этапы приватизации в Казахстане

2. Этапы развития валютной системы РК

3. Развитие малого и среднего бизнеса в Казахстане

4. Основные структурные реформы в экономике Казахстана


ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К НИМ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.174.36 (0.06 с.)