Концепция бюджета балансируемого на ежегодной основе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция бюджета балансируемого на ежегодной основе



Сбалансированность бюджета считается центральной целью государственной финансовой политики, что порождает ряд существенных недостатков:

- снижается эффективность встроенных стабилизаторов экономики;

- вызывает частые колебания налоговых ставок;

- снижает инвестиционную активность и эффективность распределения доходов.

Именно с такой политикой связывают кризис во времена «Великой Депрессии» и кризис 17 августа 1998 года в России, которые, по мнению многих ученых, связаны с сокращением совокупных расходов, усиленное жесткой бюджетно-налоговой политикой: увеличением налогов и расширением их базы сопровождаемое уменьшением государственных расходов. Сюда добавилась и жесткая денежная политика: ФРС США, обеспокоенная возможной инфляцией, сократила предложение денег на 25% в то время как уровень безработицы вырос до 25%. Таким образом, совместное проведение в условиях циклического спада жесткой кредитно-денежной и бюджетной политики, каждая из которых способствует сжатию экономики, многократно усиливает рецессию.

В России в августе 1998 года Правительство для получения транша от МВФ пошло на уменьшение государственных расходов, одновременно НБ уменьшил эмиссию денег. При этом увеличился выпуск ГКО, от которых банки вскоре начали избавляться ради выручки рублевой массы и конвертации ее в валюту, что резко снизило курс рубля. Это вызвало инфляцию, обесценивание финансовых и физических активов, реальные доходы населения уменьшились в 2-2,5 раза, произошло сжатие реального сектора экономики. Причина этого кризиса _ однонаправленность бюджетно-налоговой и кредитно- денежной политики правительства, в основе которой лежала концепция ежегодной сбалансированности государственного бюджета.

Концепция сбалансированности бюджета на долгосрочной основе строиться на идее «встроенных стабилизаторов» и осуществлении государством антициклической политики. правительство воздействует на экономику через бюджетный дефицит. Цель дефицита в фазе экономического спада _ поддержать совокупные расходы и уменьшить силу спада, создавая условия для стабильности и будущего экономического роста.

Недостатком данной концепции является то, что существует вероятность возникновения такой ситуации. При которой экономический спад превышает экономический рост по силе и протяженности. Тогда нельзя сбалансировать бюджет на долгосрочной основе. Необходимо, чтобы действия данной концепции сочетались с мерами дискреционной бюджетно-налоговой политики, которые направлены на достижение полной занятости ресурсов.

Дискреционная политика может быть стимулирующая: рост государственных расходов и снижение налоговых ставок; и сдерживающая: снижение государственных расходов и рост налогов. Фактор времени осложняет дискреционную бюджетную политику вследствие действия Эффекта Танзи-Оливера: обесценивание денег за промежуток времени от получения дохода и поступления налога в бюджет.

Автоматическая налогово-бюджетная политика – это автоматическое изменение уровня налоговых поступлений независимо от принятия решений правительством при помощи встроенных стабилизаторов: главные из них – пособие по безработице и прогрессивное налогообложение.

Концепция функциональных финансов основную задачу государственных финансов видит в обеспечении полной занятости и экономического роста. В соответствии с ней целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики в целом, а негосударственного бюджета. Достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться, как дефицитом бюджета, так и положительным сальдо – это не страшно.

Проблема дефицита значительно менее значительна по сравнению с потерями общества вследствие продолжительных спадов. Первоочередным вопросом является циклическая сбалансированность бюджета, что предполагает ориетацию бюджетных расходов на динамику потребностей всей финансовой системы страны в ресурсах в зависимости от той или иной стадии экономического цикла. Ежегодная сбалансированность бюджета – второстепенная проблема. Дефицит бюджета и государственный долг исчезнут в фазе экономического роста при помощи внутренних стабилизаторов.

Основная задача функциональных финансов сводиться к согласованию интересов государства, предпринимателей и потребителей в экономике. использование данной концепции позволяет сконцентрировать внимание на главной цели экономической политики государства – создание условий для обеспечения безопасности, благополучия и высокого уровня жизни граждан.

Функция финансового обеспечения бюджета реализуется не через увеличение налоговых изъятий, а путем максимизации всех ресурсов общества. Текущие расходы бюджета – это способ увеличения потребительского спроса на рынке товаров и услуг.

Недостатком концепции функциональных финансов является тоя, что она содержит некоторую неопределенность сточки зрения величины бюджета, его дефицита, возможности его наполнения за счет инфляции. В экономике при полной занятости и при полном использовании производственных мощностей снятие качественных и количественных ограничений с дефицита бюджета и доходов государства, скорее всего, приведет к инфляции. В то же время увеличение бюджета и его дефицита одновременно означает расширение участия государственного сектора в экономике за счет перераспределения ресурсов из частного сектора. Это может снизить эффективность экономики в целом.

Методы бюджетирования

В структуре государственных расходов некоторых стран преобладает покрытие убытков социально значимых отраслей хозяйства: ЖКХ, транспорта, образования, здравоохранения. Однако, с экономической точки зрения, такая структура расходов не эффективна. Более прогрессивной формой бюджетирования, основанной на концепции функциональных финансов, является бюджетирование нацеленное на результат – это распределение финансовых ресурсов с учетом и в зависимости от достижения конкретных общественно значимых целей в соответствии с приоритетами государственной политики. При такой форме бюджетирования используется контрактная форма финансирования, которая позволяет выделять деньги учреждениям и организациям не потому, что они существуют, а в зависимости от результатов их работы.

Бюджетирование ориентированное на результат использует с 1995 года Канада. Каждой весной министерства и ведомства предоставляют доклад о бюджетных планах и приоритетах, содержащий описание каждой программы, ее цели, задачи, оценку ожидаемых общественно значимых результатов. К концу бюджетного года министерства готовят доклады о достигнутых результатах реализации программ.

В рамках бюджетной реформы во Франции с 1996 года введена система котрактации в сфере общественных услуг. Согласно которой контракты заключаются между центральными органами государственной власти и производителями (поставщиками) услуг. Срок действия данных контрактов – 3 года, но возможна ежегодная индексация и корректировка показателей.

В Норвегии аналогичная программа действует с 1999 г. В Великобритании бюджетная реформа начата в 1998 г. Опыт Великобритании наглядно показывает, что применение бюджетирования, ориентированного на результат позволяет решать следующие задачи:

1) Распределение бюджетных средств не по видам затрат, а по стратегическим целям;

2) Предоставление услуг, на которые население реально предъявляет спрос;

3) Контроль над издержками на бюджетные услуги путем выбора наиболее экономичного способа их предоставления;

4) Сравнение расходных программ и выбор наиболее экономичных из них по результатам оценки эффективности и результативности расходов;

5) Повышение прозрачности и обоснованности бюджетных расходов;

6) Смещение акцента с внешнего контроля за целевым расходованием средств на повышение внутренней ответственности и внутреннего контроля за эффективностью расходов;

7) Учет последствий принимаемых решений по объему и структуре расходных статей бюджета.

Сравнительный анализ «затратной» и «результативной» моделей бюджетного планирования и управления государственными расходами

1 Затратная модель бюджетного планирования Бюджетирование, ориентированное на результат
1) горизонт планирования – 1 год 1) горизонт планирования – 3-5 лет
2) Цель бюджета– утвердить суммы расходов каждому бюджетополучателю по статьям различных типов бюджетной классификации в целях их жесткого контроля.   2)цель бюджета– установить приоритеты расходов, предоставить возможность оперативного управления, создать стимулы для экономии средств; бюджетные расходы связаны с функциями, программами, услугами, видами деятельности и результатами.
3)планирование бюджетапроизводиться «сверху вниз», в разрезе ведомств и их смет; главным является обоснование потребности в ресурсах. 3)планирование бюджетаосуществляется «снизу вверх», требуется обоснование приоритетов и ожидаемых результатов. Применяется программный метод планирования. Устанавливаются долгосрочные переходящие лимиты ассигнований с их ежегодной корректировкой.
4)метод учета –кассовый метод учета исполнения бюджета, который учитывает потоки денежных средств в момент осуществления платежа или получения оплаты. 4)метод учета –применяется метод исчислений, когда расходы и доходы рассматриваются на момент их осуществления, т.е. возникновения расходных или платежных обязательств.
4)размеры ассигнованийпо конкретным статьям определяются на основе анализа заявок министерств и ведомств, местных органов власти; отсутствует четкая привязанность к конечным результатам осуществляемых расходов. 4)размеры ассигнованийзависит от конечных результатов деятельности каждого учреждения; это объясняется тем, что расходная часть бюджета становится инструментом в достижении важнейших социально-экономических целей государства.
5)управление бюджетомзаключается в контроле за его использованием. Перераспределение средств между статьями и разделами крайне затруднено; остатки средств на бюджетном счете ликвидируются в конце года. 5)руководителям государственных органов и их подразделений предоставляется возможность оперативного управления средствами, фиксируется общая сумма ассигнований на определенные функции и виды деятельн6ости, что стимулирует экономию средств за счет рационализации деятельности.
6)контрольпреобладает внешний со стороны центральных или специализированных ведомств.Требуется предварительное подтверждение 6)контроль –приоритет внутреннего контроля. Ответственность за принятие решений лежит на нижних уровнях. Производится мониторинг и

следующем:

в предоставлении государством населению именно тех общественных благ и услуг, в которых общество реально заинтересовано. Программно-целевое бюджетирование обеспечивает финансирование тех общественных благ и услуг, количество, качество, стоимость, время и место предоставления которых в наибольшей мере отвечает потребностям общества и характеризуется наивысшими показателями социальной эффективности при заданных ресурсных ограничениях;

переход на программно-целевое бюджетирование позволяет критически осмыслить сложившиеся направления расходования средств и отказаться от многих видов расходов, осуществляемых «по инерции», без надлежащего социально-экономического обоснования необходимости этих расходов.

выбор решений производится с учетом не только сиюминутных, но более отдаленных последствий;

усиливается ответственность государственных министерств за конечный результат, под которым имеется в виду не просто предоставление определенного объема услуг или выполнение определенного объема работ, но и достижение определенных качественных показателей. Регулярная публикация отчетов о достигнутых результатах деятельности министерств позволяет

обществу реально оценивать деятельность правительства;

повышается обоснованность решений о государственных расходах.

Существенно повышается информационная база принимаемых правительством бюджетных решений. В частности, благодаря наличию информации о том, как могут повлиять разные уровни финансирования программ на социальную и экономическую эффективность государственных расходов, появилась возможность сокращать расходы, не сокращая программы. Появляется возможность реально оценивать финансовое состояние государства благодаря более полной картине имеющихся в его распоряжении ресурсов. Это имеет особо важное значение для управления будущими рисками, прежде всего риском того, что на будущие поколения будет возложен непомерный груз финансовых обязательств, образовавшихся в результате принятия неявных или неучтенных обязательств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 685; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.46 (0.009 с.)