ТОП 10:

Электронный мониторинг с приставками, аудиометры или пиплметры



Медиаметрические исследования– это изучение количественного размера аудитории конкретного издания, программы, передачи. Такой метод берет начало в коммерческом подходе к СМИ, для которого главный показатель качества – зрительская аудитория, которая влияет на объем рекламы в зависимости от рейтингов изданий, программ, передач.

Рейтинг – это место, ранг в той или иной шкале изменения популярности. Произошло от английского слова rating –оценка, отнесение к тому или иному классу, рангу, разряду.

3. АНАЛИТИЧЕСКОЕ РАДИОИНТЕРВЬЮ

Задача интервью – сообщить актуальные сведения по важному, интересующему аудиторию вопросу, полученные от компетентного человека, –определяет информационную основу этого жанра.

Элементы своего отношения, а значит, и оценки происходящих событий, складывающихся ситуаций всегда присутствуют в интервью. Но бывает, журналист ставит перед собой более сложную задачу: не только получить информацию по актуальному вопросу, но и услышать мнение интервьюируемого о предмете разговора. Интервью в таком случае насыщается комментированной информацией. Для убеждения слушателей человек, приглашенный к микрофону, вынужден отвечать на вопросы, требующие оценки, прибегать к аргументации, подкрепляющей его точку зрения. Меняется и характер содержания и вопросов журналиста, и ответов. Если в центр разговора ставится обсуждение важных социальных вопросов, интервью становится проблемным.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАДИОКОРРЕСПОНДЕНЦИЯ

В истории взглядов на тот или иной жанр, в становлении теории жанров корреспонденция занимает особое место из-за причин расхождения исследователей в подходах к ней. Это объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, широким толкованием самого термина, во-вторых, динамикой развития, зависящей от политических обстоятельств, в-третьих, некоторыми различиями функционирования корреспонденции в разных средствах массовой коммуникации. Корреспонденция – самый «рабочий» жанр местной печати, теле- и радиовещания. Это опять-таки обусловлено ее задачами, призванными изучать и обобщать конкретный опыт.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАДИОРЕПОРТАЖ

История радиорепортажа – путь освоения работниками радио всех сложных звуковых форм радиопроизведения, нацеленного на контакт со слушателями. Эта история одновременно проявляет степень раскрытия личности журналиста в разные периоды становления и эволюции отечественного вещания: от трансляции жестко отобранной информации, политического рупора событий до индивидуального подхода к их освещению, наполненного личными оценками увиденного.

Репортаж – один из самых подвижных, гибких жанров. В основе своей он принадлежит к информационной группе. Но уже в таких информационных репортажах присутствуют элементы оценки. Журналист, находящийся на месте события, осмысливающий происходящее, рассказывает о событии, используя все средства радиожурналистики: звучащее слово, шумы, музыку. Слушатель представляет звуковую картину события, которую ему «нарисовал» репортер. Значит, репортер всю отобранную информацию, фрагменты интервью с участниками события, свои описания окрашивает личным отношением. Оценка проявляется и в том, как рассказывает журналист об увиденном, чему отдает предпочтение, что выделяет. Такой же оценочный отбор идет и в текстах людей, приглашенных к микрофону.

РАДИОРЕЦЕНЗИЯ

Радиорецензия – сравнительно редкий жанр. Это объясняется прежде всего тем, что форма литературно-критической работы рецензента отвечает в большей степени специфике газеты, журнала.

«Рецензия» в переводе с латинского означает – просмотр, сообщение, обследование, рассмотрение, отзыв о чем-либо. Здесь заключены основные целевые признаки жанра. Задача рецензента рассказать о значительном, ярком или, наоборот, неудачном произведении литературы, кино, театра, музыкального искусства, телевидения, циркового выступления актеров, представляющих общественный интерес с целью показа их достоинств или недостатков, их места в художественной и общественной жизни, значения для людей, интересующихся тем или иным видом творчества.

ПИСЬМО. ОБЗОР ПИСЕМ

Одна из важнейших забот журналистики – поиск контакта со своей аудиторией, использование мнений людей в работе редакции. В средствах массовой информации и пропаганды советского времени работе с письмами уделялось большое внимание. Считалось, что они – барометр общественного мнения и настроения, ярко выраженная форма отношения к самим этим средствам. Письма, как правило, подвергались «внутренней цензуре», каждый, кто писал, знал: чтобы твое письмо опубликовали в газете, прочитали по радио или телевидению, нужно знать правила «идеологической игры».

РАДИОБЕСЕДА

Жанр беседы органически присущ радио, его диалогичности, направленности на слушателя. Слово «диалог», – в переводе с греческого – «беседа», восходит к опытам софистов. В античной философии это литературная форма, к которой прибегали для изложения своих взглядов с помощью диалектики –всестороннего развития определенных постулатов, мыслей, проверяемых на противоречиях, т.е. испытание этих мыслей противоположными доводами. Функция беседы: сообщить новые знания слушателям в форме глубокого, системного изложения определенной темы. Тема беседы «всегда актуальна, созвучна времени, а нередко и вызывается оперативным поводом»

РАДИОКОММЕНТАРИЙ

В ряду жанров современной аналитики важное место занимает комментарий. Многоцелевые задачи всестороннего отражения действительности средствами журналистики определяют все формы и методы работы в этой области творчества: изложение фактов, литературное описание, интервьюирование, комментирование.

Цель комментария – прояснить значение факта, события, выявить их причину, связь с другими фактами, их возможные последствия и тем самым повлиять на отношение к ним аудитории. Предметом комментария являются факты, события, явления, ситуации в их взаимосвязи, интерпретированные журналистом, политиком, экономистом, юристом и т.д. Содержание комментария составляют последовательно изложенное мнение, объяснение сути происходящего. Мысль автора и факты, которыми он оперирует, находятся в тесной взаимосвязи. Описание ситуаций здесь не иллюстрация, как в рецензии (в ней они могут избираться произвольно, быть заменены), а действующий публицистический материал, его документальная основа. Сама мысль оценки, убеждения, истолкования составляют не только цементирующее начало, ядро комментария, но одновременно и его содержание.

РАДИООБОЗРЕНИЕ

Задача обозрения дать общее панорамное представление о сумме фактов, ситуаций, картин действительности, произведений разного вида творчества, посвященных какой-либо одной теме и ограниченных временным отрезком, выявив при этом их значение для общественной жизни с помощью толкования, интерпретации. Среди целей обозрения – одна из самых важных: приобщение слушателя к возможно полной картине различных областей жизни. Стремление повлиять на его отношение к этим событиям, помочь формировать политические убеждения, взгляды, социальные устремления, культурные ценности, эстетические идеалы.

 

№23

1. Троп - это способ выражения, речевой оборот, образ. Следует уметь различать и использовать в своих материалах такие, например, тропы:

Сравнение - сближение двух различных явлений с целью пояснения одного другим. Например: глаза, как звезды. И сразу понятно: глаза у героини яркие, лучистые, глубокие, притягательные, влекущие и т.д. Так что, как видим, использование тропов, кроме всего прочего, сулит еще и экономию слов.

Эпитет - поэтическое определение. Не путать с обычным прилагательным. Если вы скажете «наручные часы», первое слово здесь - прилагательное. В словосочетании «роковые часы», безусловно, использован эпитет, который, впрочем, может быть не только прилагательным, но и именем существительным: бродяга-ветер, девочка-березка.

Метонимия, синекдоха, литота и гипербола предполагают замещение одних понятий другими.

Метонимия - замещение двух или нескольких понятий одним. У Пушкина «Все флаги в гости будут к нам». Понятно, что речь идет о прибытии в петровскую Россию кораблей под флагами разных стран. При помощи метонимии будничное понятие выражено емко, поэтично, образно.

Синекдоха - часть вместо целого. У Гоголя: «Все спит - и человек, и зверь, и птица». Речь, разумеется, идет о спящих людях, зверях, птицах. Но единственное число вместо множественного усиливает восприятие. Или, например, журналисты говорят: «Читатель этого не поймет», имея в виду отнюдь не какого-то единственного читателя. Синекдоха в данном случае подчеркивает индивидуализированный подход к аудитории, которая, между прочим, тоже может сказать что-нибудь такое: «Ну и автор (журналист) пошел нынче...»

Литота - замещение в сторону уменьшения.

Гипербола - замещение в сторону увеличения.

У того же Гоголя в одном предложении использованы оба тропа: «Тот имеет отличного повара, но такой маленький рот, что и крошка не пройдет, а у другого рот с арку Генерального штаба, а обедает в кухмистерской...»

Наконец, метафора - наиболее важный в арсенале изобразительных средств художественный троп: образ по сходству или контрасту. У Пушкина: «Горит восток зарею алой». Ясно, что речь идет не о пожаре. «Горит восток» - метафора. Еще пример - двустишие французского поэта Поля Элюара: «Тысячи птиц в когтистых капканах веток. Тысячи веток в когтистых капканах птиц».

Журналистам надо уметь также пользоваться эвфемизмами (от греч. eu phemi - хорошо говорим) - более мягкими выражениями вместо грубых. Одно дело сказать: «Вы лжете!» - и совсем другое: «Это неправда».

2. Радиожурналист, независимо от того, выступает ли он в прямом эфире или собирается делать документальные записи, обязан четко представить себе (а, при наличии времени, и зафиксировать) план действий. В него войдут:

· точное осознание цели задания (если она не очень понятна, следует обязательно переспросить или уточнить её);

· пути получения как можно более полных и точных сведений об объекте;

· понимание ситуации и обстановки, в которой придется работать;

· примерный перечень и формулировка вопросов, на которые необходимо получить ответы;

· определение жанра передачи, пусть даже предварительное;

· выработка одного-двух запасных вариантов на случай срыва той или иной договоренности, изменения ситуации и т.п.

3. Жанры этой группы являются своего рода вершиной публицистики. В «спирали» жанров они занимают верхнее положение. Поэтому, естественно, они содержат в себе и информацию (факты, различные сведения), и аналитику (их оценку и интерпретацию). Но и информация, и ее анализ предстают в документально-художественных жанрах в ином качестве. Они важны не сами по себе, хотя, конечно же, играют базовую роль в наполнении содержания, поскольку помогают журналисту раскрыть социальный характер, вскрыть суть общественной проблемы. Но это совсем не значит, что эти жанры – «главные» в системе жанров. По-своему важны все жанры, так как только в их совокупности, в функционировании в системе, они раскрывают полноту жизни, ее сложное движение, ее социально-политическую динамику и удовлетворяют все основные потребности аудитории в разнообразной информации.

Внутри этой группы жанры тоже имеют свое «поле» деятельности. Радиозарисовка, радиорассказ, радиоочерк (и его разновидности) показывают в основном положительные стороны действительности и главным образом через человека, хотя могут отражать ее и через социальные проблемы. Радиофельетон принадлежит к сатирической публицистике, а ее задачи – высмеивать социальные недостатки, разоблачать пороки. Радиокомпозиция – особый жанр, направленный на отображение разных сфер культурной жизни (литература, музыка, театр).

Радиоочерк. Среди документально-художественных жанров радиоочерк занимает ведущее место. Очерк, как и многие другие жанры, пришел на радио из газеты. Первая ступень его адаптации к новому виду коммуникации состояла в приспособлении литературного текста к звучанию: употребление разговорной лексики, иное построение фразы, рассчитанной на чтение, рассказывание и восприятие на слух. Чтение текста обогащало очерк интонациями живой речи – это тоже был немаловажный фактор «оживления» газетного, литературного материала.

Радиоочерк отличается широким охватом материала. В поле зрения журналиста попадает все, что может ярче, полнее, точнее раскрыть тему, рассказать о человеке. Поэтому радиоочерк оперирует практически неограниченным объемом времени и пространства и их отражением в тексте. Автор «перемещается» во времени и пространстве сообразно своей творческой задаче, связанной с тем, как лучше и интереснее выявить характерные черты личности и через них показать важнейшие процессы, протекающие в обществе.

 

 

Билет 24

Типологическая характеристика и форматы радио

 

Типы

При классификации по типу радиовещания за основу берется соотношение в эфире информации и музыки.

Итак:

1. Информационное вещание.

При информационном типе вещания музыки в эфире практически не бывает. Обычно - это "закольцованные" выпуски новостей с постоянным обновлением информации по мере поступления и рекламными вставками. Иногда на некоторых радиостанциях к выпускам новостей добавляются и короткие ток-шоу. Такого типа радиовещания в России пока не существует, однако он достаточно развит в США и Западной Европе.

Под этот тип вещания подпадают и чистые ток-шоу радиостанции, которые становятся все более популярными особенно в США. В их эфире обсуждаются различные проблемы общего характера, проводятся интерактивные опросы, звучат телефонные разговоры с радиослушателями.

2. Информационно-музыкальное вещание.

Здесь соотношение информации и музыки где-то 60-70% к 30-40%, т.е. 60-70% информации, 30-40% музыки.

3. Музыкально-информационное вещание.

Здесь соотношение информации и музыки меняется на противоположное: 30-40% информации и 60-70% музыки.

Под типы радиовещания, указанные в пунктах 2 и 3, подпадает большинство государственных и некоммерческих частных радиостанций.

4. Музыкальное вещание.

Количество информации, включая короткие рубрики, выпуски новостей и рекламу, не превышает 10-25% эфирного времени. Остальное — музыка! Под этот тип вещания можно подвести подавляющее большинство музыкальных коммерческих радиостанций.

 

Форматы

1. Музыкальный формат. Какого бы типа ни была радиостанция (музыкального, информационного или общественного), она обязательно передает музыку. На радиостанциях разного типа по-разному относятся к музыкальной подборке для эфира, но в любом типе вещания необходимо точно определить: какого плана музыка будет уместной на данной радиостанции. Ведь музыка может как поддержать созданную остальными передачами атмосферу, так и разрушить её. К тому же музыка играет огромную роль как составная часть имиджа радиостанции. И если в плане передач мы построили один имидж, а музыкальные блоки создают противоположный, то выглядеть это будет так, как если бы дама к вечернему шикарному наряду надела кирзовые сапоги

2. Информационный формат. Если радиостанция стремится быть полезной для своего слушателя, она максимально заботится об его информированности. Так же, как и в случае с музыкальным форматом, радиостанция любого типа имеет в сетке вещания выпуски новостей и разнообразные информационные передачи.

3. Имиджевый формат. Так или иначе, но каждая радиостанция устанавливает свои правила работы ведущих программ и передач в эфире. Также на многих радиостанциях существуют правила, по которым производится отбор ведущих для работы на данной радиостанции. Некоторые радиостанции уделяют этому большое внимание, например, радиостанция «Ностальжи». Но большинство радиостанций в этом вопросе действуют интуитивно, нередко делая ошибки. К счастью, в последнее время редакторы радиостанций стали понимать важность не только того, о чём говорится, но и того, как это говорится на их радиоволне.

4. Технологический формат. В этой части многое диктует условия работы радиостанции: сколько часов в сутки у неё вещания, и идёт оно единым блоком или дробится на несколько выходов в эфир. Немаловажную роль играют тип радиостанции и её цель. Можно придумать превосходные схемы всех предыдущих форматов и всё испортить, неверно расположив программы и передачи в вещательной сетке, сместив акценты в сторону информации или музыки совсем не там, где это необходимо. В таком случае, на чём базируется технологический формат радиостанции?

 

2. Специфика информационно-музыкального радиовещания

Примером может служить ветеран эфира круглосуточная ин формационно-музыкальная радиостанция «Маяк». Информация чередуется с музыкой. Каждые полчаса после позывных и джингла «Маяк-новости» звучат выпуски новостей, включающие самую оперативную информацию собственных корреспондентов и информационных агентств.

 

3. Типы слушания радио. Селективное и сосредоточенное.

Выборочное, или селек

 

Билет 25

1. Формообразующие средства радио

Формообразующие средства радиожурналистики

 

Слово (человеческая речь). В работе со словом перед журналистом возникают сразу 2 задачи. Первая – слова должны точно описывать событие, которое является объектом журналистского внимания, достоверно передавать его атмосферу. Сравним, например, фрагменты из репортажей нескольких журналистов с места одного и того же события.

Вторая задача журналиста – найти наиболее точную интонацию, которая часто несет ничуть не меньше информации, чем само содержание материала. Бернард Шоу когда-то заметил, что есть только один способ написать слово «да» или слово «нет», но есть 50 вариантов их произношения, причем часто с прямо противоположным значением.

 

Музыка и шумы. Много лет потратила отечественная радиожурналистика на то, чтобы освоить широкую палитру возможностей музыки в радиопередаче. Недооценка роли музыки и шумов, их способности самостоятельно выражать смысл, атмосферу и сюжетные линии аудиоповествования – явление не новое. Время от времени и в практике вещания, и в теоретических работах утверждался взгляд на музыку и шумы лишь как на дополнение к слову.

 

2. Шоу программы на радио

Шоу. На первый взгляд может показаться, что передачи эти имеют к журналистике опосредованное отношение, однако, чтобы доказать обратное, достаточно, например, вспомнить учебное пособие В.Л. Цвика «Введение в журналистику», где уточняется, что журналистика – это не только «средство выражения и формирования общественного мнения, инструмент опосредованного общения (средство коммуникации)», но и «в ряде случаев – способ эстетического осмысления реальной действительности». Все шоу можно разделить на две группы: так называемые «концерты» и «юмор».

– Концерты, трансляции различных масштабных событий, фестивалей, юбилейные вечера известных артистов и просто набор сценических зрелищ и эстрадных номеров. («Субботний вечер» (Россия), «Рождественские встречи» (Россия)), на радио это, как правило, трансляция концертов известных музыкантов («Шедевры, шлягеры, хиты» («Радио России»)).

– Юмористические программы, подобные «Аншлагу» («Россия»), «КВНу» (Первый канал), «Кривому Зеркалу» (Первый канал) и прочим, суть которых – в выступлении юмористов, исполняющих свои или чужие миниатюры. С появлением радио «Юмор FM», зачастую транслирующего записи прямо с концертов известных юмористов, этот жанр стал доступен и радиослушателям («В гостях у смеха», «Большая разница», «Фабрика смеха» («Юмор FM»)). К юмористическим программам относят и скетч-шоу, то есть набор сыгранных группой актеров комедийных сценок, обычно протяжённостью 2-5 минут каждая. Основоположниками жанра в начале и середине 90-х годов были такие проекты, как «Джентльмен-шоу» (РТР), «Оба-на» (ОРТ), «Осторожно, модерн» (СТС), «Маски-шоу» (РТР), «Городок» («Россия»), «ОСП-Студия» (ТВ-6). Сегодня это «Каламбур» (ДТВ), «Наша Russia » (ТНТ), «Шесть кадров» (СТС), «Дорогая передача» (REN - TV). Все большую популярность приобретает и жанр стендап-комеди («Comedy club » (ТНТ), «Comedy Women» (ТНТ). Суть передач подобного рода в появлении на сцене конферансье-эмси, который свободно общается с публикой на модные темы, интересно шутит, иногда задирает сидящих в зале.

Что касается функционального аспекта, то в подавляющем большинстве случаев развлекательные программы выполняют только рекреативную функцию. Если обратиться к учебному пособию В.Л, Цвика «Введение в журналистику», то окажется, что в шоу-передачах проявляется ещё и непосредственно-организаторская функция, заключающаяся в распространении в повседневной жизни чисто журналистских находок вроде «КВНа» или «Голубых огоньков», реализуется культурно-просветительская функция и т.д. Однако, как правило, именно шоу-программы представляют собой классический вариант развлекательной программы.

 

3. Типы слушания. Поисковое и фоновое

Поисковое – когда слушатель, вращая ручку или нажимая кнопки настройки приемника, проводит ориентацию в эфире, ищет, на чем остановить свой выбор. Это этап подготовки к слушанию. Дальнейшее развитие событий зависит от того, предложит ли ему радио

Обратная связь

Для начала дадим определение интерактивности.

Все очень просто: интерактивность — это обратная связь.

Однако то, что большинство людей понимает под интерактивностью, является лишь вершиной огромного айсберга, о существовании нижней части которого многие даже не догадываются.

Начнем мы, как ни странно, не с телефонных звонков и не с сообщений на пейджер, а ... со структуры и содержания эфира.

Итак, пункт первый: "Вся власть слушателям!"

Радиовещание конца 90-х годов ХХ века отличается не только технологической революцией, но и перераспределением власти. В первой половине 90-х маленькое количество музыкальных коммерческих радиостанций давало (и иногда дает до сих пор) их редакциям исключительную власть. Например, руководитель музыкальной редакции имел возможность "открывать" новых исполнителей или навязывать аудитории уже известных певцов, но по своему выбору. Чаще всего он делал это, руководствуясь интуицией или собственным вкусом, но иногда подобный выбор диктовался личными связями, а, бывало, что и деньгами. К сожалению, позорное явление "проплаченных эфиров" до сих пор имеет место на ряде радиостанций, постепенно опуская их все ниже и ниже в рейтинговом листе. Руководители этих станций в угоду сиюминутным финансовым интересам жертвуют стратегией развития своего детища. Впрочем, это их право и тема уже совсем другой статьи.

Радиобизнес зависит от привлечения и удержания клиентов. Сегодня слушатель, которому не нравится какой-то музыкальный отрывок, просто нажимает на кнопку и переключается на радиостанцию, импонирующую ему больше. Благо, в одной только Москве в FM-диапазоне можно поймать более 23 музыкальных "радиоголосов". Так диск за диском радиостанция начинает терять свою аудиторию, которая тает и постепенно сходит на нет. Сегодня слушатели держат в своих руках право даровать жизнь или обрекать на смерть целые коллективы, занимающиеся музыкальным коммерческим радиовещанием.

Умение удовлетворить свою целевую аудиторию, знать ее вкусы, ее ожидания ставится во главу угла на ведущих станциях. Сегодня как никогда важно построить внутреннюю информационную систему, способную создать детальный портрет потребителя, систему, постоянно сообщающую о его положительной и отрицательной реакции на продукт, которым является эфир каждой отдельно взятой радиостанции, поэтому музыкальные маркетинговые исследования постепенно начинают играть такую же важную роль, как и профессионализм команды, делающей то или иное радио.

Каждый день приносит что-то новое. Каждую минуту происходят социальные, рыночные, финансовые и технические изменения. При всем при этом никто не знает, что будет дальше, поэтому первый шаг к лидерству - это обретение способности адекватно реагировать на перемены, которые влияют на работу. И здесь именно исследования позволяют наладить постоянную обратную связь с целевой аудиторией, вовремя среагировать на изменение ее вкусов и настроений и, как следствие, скорректировать эфир.

Рассмотрим этот вид интерактивности в общих чертах:

Жюри.

Подбирается специальная группа людей от 100 до 200 человек, представляющая как бы срез целевой аудитории по возрасту, полу, занятиям, образованию и т.д. Эта группа регулярно опрашивается, информация анализируется.

Телефонные опросы (система CATI — computer assisted telephone interview или более кратко call out).

По случайной выборке на основе базы данных, скажем, городской телефонной книги, производится специальный вид опроса, когда респондентам предлагается прослушать небольшой отрывок из музыкального произведения, так называемый hook или крючок, т.е. то, что цепляет (7-12 сек.), и дать этому произведению оценку, допустим, по пятибалльной шкале. При каждом новом опросе список респондентов полностью обновляется.

Фокус-группа (целевая контрольная группа).

В комнате собирают 10-12 человек (с большей группой работать значительно труднее), представляющих целевую аудиторию своей радиостанции, или радиостанции-конкурента, или вообще радиослушателей. Ведущий приглашает их высказывать свое мнение по теме, предложенной организацией, заказавшей исследования. Тема определяется конкретно, например: музыка, диск-жокеи, лозунги (слоганы) радиостанции, джинглы и т.д. Вся полученная информация внимательно анализируется, принимается к сведению и является руководством к действию.

Аудиториум тест (тестирование музыкального материала на большой аудитории).

100-200 человек, представляющих целевую аудиторию, собирают в одном зале и дают прослушать все те же hooks (см. телефонные опросы). После каждого музыкального кусочка респонденты заполняют соответствующие графы в анкете, давая оценку прослушанному произведению. Полученные данные ложатся в основу формирования (корректировки) эфирной фонотеки.

Электронные исследования.

Предлагаемый вид исследований представляет собой разновидность предыдущего. Различия заключаются в том, что вместо заполнения анкет респондентам предлагается с помощью специальной ручки делать музыку громче, когда нравится, или тише, когда не нравится, давая таким образом свою оценку прослушанному отрывку. Полученные данные направляются в компьютер, который секунда за секундой автоматически анализирует то, что он "узнал". Эта техника позволяет определять вкусы аудитории не на логическом уровне, когда люди зачастую говорят не то, что чувствуют на самом деле, а то, что по их мнению от них ожидают услышать, а на подсознательном уровне, давая значительно более точные результаты.

Существует еще ряд специальных методик определения вкусов радиослушателей и, следовательно, потребителей рекламного пространства, но все они в той или иной мере являются разновидностями вышеуказанных.

Более подробно о методиках проведения музыкальных исследований см. в подразделе "Музыкальные исследования".

Исследования на радио крайне важны, но мне в то же время хотелось бы кое от чего предостеречь. Исследования — это палка о двух концах, поэтому надо быть очень внимательным, чтобы в один прекрасный момент не подменить творческое понимание сути происходящего на механические результаты опросов целевых групп. Если применять результаты исследований абсолютно буквально, выхолащивается творческое начало, убивается инициатива, и все сводится к отображению сиюминутных общественных настроений.

Конечно же радио зависит от исследований! Сегодня это стало аксиомой. Мы стремимся соответствовать азбуке рынка: быть популярными и продавать больше рекламного пространства, чем другие. При этом самый простой способ гарантировать популярность радиостанции лежит на поверхности: надо полностью исключить музыку, способную вызвать крайние эмоции, положительные или отрицательные, причесать всех диск-жокеев под одну гребенку, предписав им где, что и сколько говорить, время от времени давать в новостях криминал и заполнить эфир различными "радиокомиксами", например, в форме приколов Николая Фоменко (кстати, гениальное открытие, но это так, к слову) и т.д. В этом случае получается застрахованная от неожиданностей, сиюминутно хорошо продаваемая, но предсказуемая, однообразная программа. Очень опасная тенденция, которая, к сожалению, набирает обороты в московском радиоэфире, когда полтора десятка столичных радиостанций становятся похожими друг на друга как сестры-близнецы! Вы выигрываете тактически, но проигрываете стратегически, поэтому еще раз подчеркну: исследования требуют творческого подхода. Они не панацея, они источник информации на службе у радио. Анализ и творческое переосмысление результатов — да! Буквализм — нет!

Пункт второй: "Почта, компьютер, пейджер, телефон".

Теперь поговорим о других способах интерактивности или обратной связи. Являясь более или менее традиционными, они активно существуют и дополняют друг друга.

Почта.

Этот способ обратной связи в виде традиционных писем и телеграмм постепенно уходит в прошлое. Этим способом связи с радиостанциями пользуются в основном пожилые люди или люди, проживающие в местах, куда еще не дошел телефон и компьютер. К концу 90-х годов писем на радиостанции стало приходить все меньше и меньше. Кроме этого следует сказать, что пишет на радио определенная группа людей с определенным менталитетом, что надо учитывать при обработке почтовой информации.

Компьютер.

Современное средство связи, позволяющее поддерживать контакт со слушателями в двух видах: непосредственно через электронную почту или с помощью Интернета (контакты через сервер ICQ, так называемая "аська", участие в чатах, конференциях, голосование на сайтах и т.д.). Оперативный вид связи, однако требующий от пользователей кроме наличия самого компьютера, подключенного к Интернету, определенных навыков машинописи. С помощью компьютера можно пообщаться с любимым диск-жокеем, заказать песню в программу по заявкам, послушать любимое радио (!) и т.д.

Пейджер.

Односторонний, хотя и достаточно эффективный вид обратной связи. На пейджер в эфирной студии передаются поздравления, ведется беседа с диск-жокеями (сообщения слушателей приходят на пейджер, а диск-жокеи отвечают через эфир), дается оперативная информация о пробках на дорогах, ремонте дорог, объездах и т.д.

Телефон.

Обратная связь со слушателями через телефон используется на современном радио очень активно. Например, можно, как и через письмо-компьютер-пейджер передать поздравление в эфире и заказать песню, только на этот раз своим голосом, который услышат миллионы, можно поучаствовать в прямом эфире во время специальных программ, когда, например, в студии есть гости: задать им короткий вопрос, высказать свое мнение, подискутировать.

Особую роль телефон может играть в качестве средства связи при оперативном освещении каких-нибудь событий. Сейчас внимание коммерсантов! Например, в каком-то магазине идет распродажа. На место выезжает корреспондент с сотовым телефоном. Покупатели высказывают свое мнение в прямом эфире, привлекая желающих принять участие в распродаже.

Абсолютно естественным явлением стали прямые интервью с радиослушателями прямо с улиц города, репортажи с места политических событий и т.д.

К проявлению интерактивности на радио можно причислить и участие слушателей в различных играх в эфире, викторинах, розыгрышах.

Пункт третий: "Слушатели на радиостанции, различные PR-акции и т.д.".

Слушатели на радиостанции.

Это стало уже традицией, когда, например, победители различных радиоигр приходят на станцию для получения призов или в качестве очередного PR-мероприятия на радио с экскурсией приглашается группа слушателей. Чаще всего это весьма активные и откровенные люди, которые прямо говорят, что они о нас, любимых, думают.

PR-акции.

Достаточно часто в рамках какой-нибудь PR-кампании, например, для проведения встреч со слушателями, концертов, дискотек в различные города вещания сетевых радиостанций выезжают их представители (диск-жокеи, директоры программ или даже президенты компаний). Опыт, приобретенный в регионах от общения с этой аудиторией, бывает просто бесценен. Здесь уж куда интрактивней! Интерактивней не бывает! Зачастую можно такое узнать о своей работе, что потом анализ услышанного занимает целые недели.

Подведем краткий итог вышесказанного.

Интерактивность на современном радио позволяет органично интегрировать это электронное средство массовой информации в наше общество на переломном этапе его развития: от тоталитарного коммунистического режима к рыночному демократическому строю. Все перечисленные средства обратной связи не только дают возможность руководству радиостанции оперативно реагировать на происходящие события, но и обогащают эфир, приближают его к конкретному живому слушателю, позволяют простым "людям с улицы" участвовать в таком важном деле, как радиовещание, делая этот вид деятельности по-настоящему народным.

Специфика работы ди-джея

В последние годы в нашей стране с огромной скоростью растет количество развлекательных центров, клубов и радиостанций. Они могут быть более или менее оригинальными, ставить перед собой различные задачи и ориентироваться на самую различную аудиторию. Но всех их непременно объединяет стремление к созданию особой, присущей только данному месту или волне атмосферы, способной привлечь и заинтересовать посетителей и слушателей. Огромная роль в этом процессе отводится такому персонажу, как диджей ( от англ. DJ, disc – jockey – «диск – жокей»), - «музыкальному генералу», который отвечает за подбор и воспроизведение всех музыкальных композиций, звучащих в стенах клуба или на волнах радиостанций. Именно этим он во многом определяет стиль и царящую здесь атмосферу.

Проще говоря работа диджея состоит в том, чтобы отслеживать, собирать и соединять (или сводить воедино, или микшировать) музыкальные хиты и их отдельные фрагменты. Это необходимо чтобы, в ходе танцевального вечера либо выхода в радиоэфир он мог бы выбирать из многих записей и предоставлять публике возможность услышать именно те из них, которые будут максимально соответствовать конкретной обстановке и моменту. Многие музыкальные композиции обязаны своим немалым успехом не столько талантливому исполнителю, гениальной музыке или проникновенному тексту, сколько тому, как из пропагандируют диск – жокеи на дискотеках, радио и телевидении.

Профессия диск-жокея совсем не так легка, как может показаться людям, зна­комым лишь с её парадной стороной. Ведь, для того чтобы достичь успеха в подборе композиций и проведении танцевальных вечеринок, требуется немало кропотливого труда. Большая часть работы диджея проходит как раз «за кулисами» развлекательных мероприятий и вне стен шумных танцзалов. Это поиск и прослушивание огромного количества пластинок и дисков, знакомство с различными мелодиями и их исполнителями, тщательное изучение бес­конечных опросов, итогов хит-парадов и другой музыкальной информации, скрупулёзная работа со многими матери­алами, которые могут быть использова­ны в дальнейшем творчестве. Многие заранее подготавливают целые музыкальные блоки, а часто разрабатывают ещё и последовательность воспроизведения записей. Только так диджей полу­чает необходимый багаж знаний и тщательным образом отобранную фонотеку, которая и служит впоследствии основой для всей его деятельности.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.200.4 (0.037 с.)