Принципы этико-психологического общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы этико-психологического общения



Принцип полномочий и ответственности (2) означает, что каждый работник должен четко знать рамки своей должностной компетенции. При этом руководителю следует заботиться о поддержании социального, служебного и персонального статусов сотрудников. Социальный статус – это соблюдение конституционных прав и обязанностей, общественных полномочий, определенных правопорядком и моралью. Служебный статус регламентирует служебные права и обязанности работника, обеспечивает использо­вание его в соответствии с профессиональной квалифи­кацией, а также систематическую и объективную оценку личностно-деловых качеств. Персональный статус зависит от самого работника, его отношений с коллегами, личностных качеств.

Принцип поощрения и наказания (3) основан на том, что всякий человек стремится к самоутверждению, к при­знанию, причем именно в производственной сфере. По­этому руководитель должен поощрять не только активных и добросовестных работников, но и скромные успехи каж­дого подчиненного. Недооценка труда кого-либо из сотруд­ников порождает у него чувства неудовлетворенности, обиды. При этом следует помнить, что оценивать нужно действие, поведение, а не личность.

Исследования показывают, что из каждой сотни менед­жеров лишь один оценил объем своего рабочего времени как достаточный, десятерым требуется на 10 % больше вре­мени, сорока менеджерам нужно дополнительно 25 % вре­мени, остальным не хватает и дополнительных 50 %. Про­блема нехватки рабочего времени может быть решена по­средством его рационального использования

Стадии общения

На первой стадии (1) необходимо установить место встречи, расположение людей, дистанцию взаимодействия, т.е. осуществить пространственную ориентировку. Второй стадии (2) предшествуют также ориентировка во времени (когда назначить общение, сколько времени на него выде­лить), психологическая подготовка.

Поиск совместимости собеседников (3) занимает какое-то время (кто и сколько говорит), предполагает учет быстро­ты мышления собеседников, их настроение, соответственно устанавливается дистанция общения. Первые три стадии — подготовительные.

На четвертой стадии общения (4) идет обмен фактами, их оценка, поиск общей точки зрения, возникает взаим­ный интерес. Нужно учитывать, что столкновение мнений может породить конфликт, проблемную ситуацию, ее сле­дует в творческое взаимодействие, поиск нового решения. Это пятая стадия общения (5).

На заключительной стадии принятия решения (6) сум­мируются результаты пяти предшествующих стадий, выра­батывается совместный план действий, закрепляются ре­зультаты общения.

Особенности общения по радио и телевидению

Очевидно, что возможности воздействия по радио и телевидению гораздо больше, чем возможности публич­ного выступления перед обычной аудиторией. Аудитория выступления по телевидению и радио практически без­гранична, она может исчисляться десятками и сотнями миллионов. Но в то же время оно имеет и свою специфи­ку, отличающую его от обычного публичного выступле­ния и вносящую большие дополнительные трудности.

Первое. Коммуникатор не видит своей аудитории. Он лишен возможности непосредственно регулировать сред­ства воздействия на слушателей, сообразуясь с их реак­цией: его «мера» — не вне его, а внутри его. Поэтому публичное выступление перед телекамерой или микрофо­ном требует или привычки к специальным условиям такого общения, или большого опыта и профессионального умения (потому что опытный коммуникатор может, даже не видя аудитории, представить себе с достаточной уверенностью, как она будет реагировать в том или ином случае, в том или ином месте выступления).

Второе. Радио- и телевизионная аудитория не просто рассредоточена в пространстве. Она рассредоточена психологически. Люди часто «приходят» на телевизион­ные выступления (тем более это относится к радио) без всякой предварительной установки, без всякого объеди­няющего их мотива, интереса, цели: нередко они как бы случайно оказываются в составе аудитории. И если обыч­ный оратор имеет дело с аудиторией, уже заведомо пред­ставляющей собой некоторое психологическое единство, то в условиях радио или телевидения публичное выступле­ние требует с самого начала, чтобы зритель (слушатель) был заинтересован, чтобы было привлечено его внимание. А это совсем не просто и предполагает как специфическое построение самого выступления, так и профессиональную манеру поведения выступающего.

Конечно, это не всегда необходимо. Иногда сама тема выступления уже обеспечивает интерес. Так, вызывает интерес любое выступление специалиста-врача перед те­лезрителями и радиослушателями в дни, когда имеет мес­то эпидемия, например гриппа, или увеличивается коли­чество заболеваний какой-либо опасной болезнью, напри­мер холерой (как летом 1970 года). С. другой стороны, интерес может быть обеспечен личностью выступающего. (Скажем, перед телекамерой накануне выборов выступает тот или иной претендент). Наконец, если выступление ком­позиционно связано с другими выступлениями в единую передачу, интерес к передаче в целом «срабатывает» и в отношении отдельного выступающего. Но чаще всего коммуникатор сталкивается все-таки с необходимостью самому «подготовить почву» в умах зрителей или слушате­лей для восприятия своего выступления.

Третье. Аудитория телевизионного и радиовыступления практически не поддается «заражению». Поэтому и манера обращения к этой аудитории, сам способ говорить с нею должен быть иным, чем в обычной публичной речи. Там достаточно воздействовать на часть слушателей, и вся аудитория будет уже захвачена; здесь нужно дойти до каждого определенного слушателя или, вернее, до той минимальной «ячейки» аудитории, — обычно это семья, - которая сидит перед радиоприемником или телевизо­ром. Дело в том, что восприятие массовой коммуникации, особенно телевидения, тем или иным зрителем или слушателем очень зависит от той «малой группы», в составе которой он слушает или смотрит передачу. Интерес к передаче и мнение о ее достоинствах и недостатках складывается обычно как единое мнение семьи или дру­гой группы людей, совместно воспринимающей данную передачу. А это требует и иного построения выступления: необходимо не только привлечь внимание (интерес), но и постоянно поддерживать его.

Четвертое. Радио- и телевизионное выступление не может не считаться и с общей спецификой восприятия радио и особенно телевидения. Радио и телевидение вхо­дят в дом человека и тем самым несут в себе известную интимность. (Интересно проследить, как изменился харак­тер радиопередач за последние десятилетия, когда резко выросло количество радиоприемников индивидуального пользования.)

Эта интимность, способность обращаться к каждому зрителю и слушателю в отдельности – огромная сила ра­дио и особенно телевидения (где этот эффект заметно больше). И публичное выступление по радио и телевиде­нию требует особой манеры общения: не призывно-ми­тинговой, не официально-деловой (чем часто грешат ком­муникаторы), а доверительно-интимной. А это наклады­вает отпечаток и на само выступление со стороны его формы и содержания.

Пятое. Аудитория радио и телевидения гораздо более разнообразна, чем аудитория «живого» публичного выступ­ления. Поэтому выступающий должен здесь ориентироваться на очень разный уровень слушателей или зрителей.

Радио- и телевизионное выступление имеет определен­ную специфику и в плане соотношения информации, убеждения и внушения.

Понятия, виды, формы и стадии общения

В процессе своей деятельности человек включается в различные виды отношений: нравственные, идеологиче­ские, производственные, коммерческие, политические. Для нас наибольший интерес будут представлять производствен­ные и коммерческие отношения.

Как уже ранее отмечалось, процесс управления пред­полагает планирование, организацию, мотивацию и конт­роль, а также коммуникацию и принятие решений.

Следовательно, управленческое (менеджментское) обще­ние — это общение, направленное на реализацию функций менеджмента с учетом обратной связи.

Отношения менеджмента складываются как тесное вза­имодействие между объектом и субъектом управления. По­следний сознательно воздействует на объект для достиже­ния тех или иных целей. Отношения между субъектом и объектом не следует рассматривать как односторонний про­цесс, поскольку, во-первых, всякий субъект может одно­временно быть и объектом управления со стороны структу­ры более высокого уровня, а во-вторых, объект активен по отношению к субъекту. Через обратную связь он оказывает на него существенное воздействие, в результате сам субъект управления (его состав, структура) и процесс реализации им функций корректируются. В силу этого правильнее гово­рить о субъектно-субъектных отношениях в управленческой деятельности.

Субординационная форма — это общение между менед­жером и подчиненными, на основе административно-право­вых норм. Такое общение складывается как между менеджером и персоналом, так и между менеджерами разных уровней. Отношения могут иметь линейный, функциональный и линейно-функциональный характер. Линейный ха­рактер означает, что у каждого руководителя может быть несколько подчиненных, но каждый из них имеет только одного непосредственного руководителя. Функциональные отношения строятся по следующей схеме: работник (под­разделение) подчиняется нескольким руководителям од­новременно, но каждый из них контролирует выполнение конкретной функции.

Служебно-товарищеская форма — это общение между коллегами на основе административно-моральных норм.

Дружеская форма общения строится на морально-пси­хологических нормах взаимодействия.

Выбор формы общения обусловлен уровнем управления, его вертикальными и горизонтальными срезами, условия­ми производства, а также психологическими особенностя­ми сотрудников. Например, вертикальная модель общения, как правило, принята на уровне управления корпорацией, фирмой, тогда как на уровне малой фирмы, группы она малоэффективна.

В настоящее время выделяют четыре основных этико-психологических принципа управленческого общения, они представлены на рис. 2.

Создание условий для проявления личностного потен­циала сотрудников (1) во многом способствует делегиро­ванию полномочий руководителя. Этому принципу проти­воречит опасение руководителя, что подчиненные воспри­мут делегирование как попытку переложить свою работу на их плечи, может возникнуть атмосфера взаимного не­доверия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 770; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.009 с.)