Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы этико-психологического общения
Принцип полномочий и ответственности (2) означает, что каждый работник должен четко знать рамки своей должностной компетенции. При этом руководителю следует заботиться о поддержании социального, служебного и персонального статусов сотрудников. Социальный статус – это соблюдение конституционных прав и обязанностей, общественных полномочий, определенных правопорядком и моралью. Служебный статус регламентирует служебные права и обязанности работника, обеспечивает использование его в соответствии с профессиональной квалификацией, а также систематическую и объективную оценку личностно-деловых качеств. Персональный статус зависит от самого работника, его отношений с коллегами, личностных качеств. Принцип поощрения и наказания (3) основан на том, что всякий человек стремится к самоутверждению, к признанию, причем именно в производственной сфере. Поэтому руководитель должен поощрять не только активных и добросовестных работников, но и скромные успехи каждого подчиненного. Недооценка труда кого-либо из сотрудников порождает у него чувства неудовлетворенности, обиды. При этом следует помнить, что оценивать нужно действие, поведение, а не личность. Исследования показывают, что из каждой сотни менеджеров лишь один оценил объем своего рабочего времени как достаточный, десятерым требуется на 10 % больше времени, сорока менеджерам нужно дополнительно 25 % времени, остальным не хватает и дополнительных 50 %. Проблема нехватки рабочего времени может быть решена посредством его рационального использования Стадии общения На первой стадии (1) необходимо установить место встречи, расположение людей, дистанцию взаимодействия, т.е. осуществить пространственную ориентировку. Второй стадии (2) предшествуют также ориентировка во времени (когда назначить общение, сколько времени на него выделить), психологическая подготовка. Поиск совместимости собеседников (3) занимает какое-то время (кто и сколько говорит), предполагает учет быстроты мышления собеседников, их настроение, соответственно устанавливается дистанция общения. Первые три стадии — подготовительные. На четвертой стадии общения (4) идет обмен фактами, их оценка, поиск общей точки зрения, возникает взаимный интерес. Нужно учитывать, что столкновение мнений может породить конфликт, проблемную ситуацию, ее следует в творческое взаимодействие, поиск нового решения. Это пятая стадия общения (5).
На заключительной стадии принятия решения (6) суммируются результаты пяти предшествующих стадий, вырабатывается совместный план действий, закрепляются результаты общения. Особенности общения по радио и телевидению Очевидно, что возможности воздействия по радио и телевидению гораздо больше, чем возможности публичного выступления перед обычной аудиторией. Аудитория выступления по телевидению и радио практически безгранична, она может исчисляться десятками и сотнями миллионов. Но в то же время оно имеет и свою специфику, отличающую его от обычного публичного выступления и вносящую большие дополнительные трудности. Первое. Коммуникатор не видит своей аудитории. Он лишен возможности непосредственно регулировать средства воздействия на слушателей, сообразуясь с их реакцией: его «мера» — не вне его, а внутри его. Поэтому публичное выступление перед телекамерой или микрофоном требует или привычки к специальным условиям такого общения, или большого опыта и профессионального умения (потому что опытный коммуникатор может, даже не видя аудитории, представить себе с достаточной уверенностью, как она будет реагировать в том или ином случае, в том или ином месте выступления). Второе. Радио- и телевизионная аудитория не просто рассредоточена в пространстве. Она рассредоточена психологически. Люди часто «приходят» на телевизионные выступления (тем более это относится к радио) без всякой предварительной установки, без всякого объединяющего их мотива, интереса, цели: нередко они как бы случайно оказываются в составе аудитории. И если обычный оратор имеет дело с аудиторией, уже заведомо представляющей собой некоторое психологическое единство, то в условиях радио или телевидения публичное выступление требует с самого начала, чтобы зритель (слушатель) был заинтересован, чтобы было привлечено его внимание. А это совсем не просто и предполагает как специфическое построение самого выступления, так и профессиональную манеру поведения выступающего.
Конечно, это не всегда необходимо. Иногда сама тема выступления уже обеспечивает интерес. Так, вызывает интерес любое выступление специалиста-врача перед телезрителями и радиослушателями в дни, когда имеет место эпидемия, например гриппа, или увеличивается количество заболеваний какой-либо опасной болезнью, например холерой (как летом 1970 года). С. другой стороны, интерес может быть обеспечен личностью выступающего. (Скажем, перед телекамерой накануне выборов выступает тот или иной претендент). Наконец, если выступление композиционно связано с другими выступлениями в единую передачу, интерес к передаче в целом «срабатывает» и в отношении отдельного выступающего. Но чаще всего коммуникатор сталкивается все-таки с необходимостью самому «подготовить почву» в умах зрителей или слушателей для восприятия своего выступления. Третье. Аудитория телевизионного и радиовыступления практически не поддается «заражению». Поэтому и манера обращения к этой аудитории, сам способ говорить с нею должен быть иным, чем в обычной публичной речи. Там достаточно воздействовать на часть слушателей, и вся аудитория будет уже захвачена; здесь нужно дойти до каждого определенного слушателя или, вернее, до той минимальной «ячейки» аудитории, — обычно это семья, - которая сидит перед радиоприемником или телевизором. Дело в том, что восприятие массовой коммуникации, особенно телевидения, тем или иным зрителем или слушателем очень зависит от той «малой группы», в составе которой он слушает или смотрит передачу. Интерес к передаче и мнение о ее достоинствах и недостатках складывается обычно как единое мнение семьи или другой группы людей, совместно воспринимающей данную передачу. А это требует и иного построения выступления: необходимо не только привлечь внимание (интерес), но и постоянно поддерживать его. Четвертое. Радио- и телевизионное выступление не может не считаться и с общей спецификой восприятия радио и особенно телевидения. Радио и телевидение входят в дом человека и тем самым несут в себе известную интимность. (Интересно проследить, как изменился характер радиопередач за последние десятилетия, когда резко выросло количество радиоприемников индивидуального пользования.) Эта интимность, способность обращаться к каждому зрителю и слушателю в отдельности – огромная сила радио и особенно телевидения (где этот эффект заметно больше). И публичное выступление по радио и телевидению требует особой манеры общения: не призывно-митинговой, не официально-деловой (чем часто грешат коммуникаторы), а доверительно-интимной. А это накладывает отпечаток и на само выступление со стороны его формы и содержания. Пятое. Аудитория радио и телевидения гораздо более разнообразна, чем аудитория «живого» публичного выступления. Поэтому выступающий должен здесь ориентироваться на очень разный уровень слушателей или зрителей. Радио- и телевизионное выступление имеет определенную специфику и в плане соотношения информации, убеждения и внушения. Понятия, виды, формы и стадии общения В процессе своей деятельности человек включается в различные виды отношений: нравственные, идеологические, производственные, коммерческие, политические. Для нас наибольший интерес будут представлять производственные и коммерческие отношения.
Как уже ранее отмечалось, процесс управления предполагает планирование, организацию, мотивацию и контроль, а также коммуникацию и принятие решений. Следовательно, управленческое (менеджментское) общение — это общение, направленное на реализацию функций менеджмента с учетом обратной связи. Отношения менеджмента складываются как тесное взаимодействие между объектом и субъектом управления. Последний сознательно воздействует на объект для достижения тех или иных целей. Отношения между субъектом и объектом не следует рассматривать как односторонний процесс, поскольку, во-первых, всякий субъект может одновременно быть и объектом управления со стороны структуры более высокого уровня, а во-вторых, объект активен по отношению к субъекту. Через обратную связь он оказывает на него существенное воздействие, в результате сам субъект управления (его состав, структура) и процесс реализации им функций корректируются. В силу этого правильнее говорить о субъектно-субъектных отношениях в управленческой деятельности. Субординационная форма — это общение между менеджером и подчиненными, на основе административно-правовых норм. Такое общение складывается как между менеджером и персоналом, так и между менеджерами разных уровней. Отношения могут иметь линейный, функциональный и линейно-функциональный характер. Линейный характер означает, что у каждого руководителя может быть несколько подчиненных, но каждый из них имеет только одного непосредственного руководителя. Функциональные отношения строятся по следующей схеме: работник (подразделение) подчиняется нескольким руководителям одновременно, но каждый из них контролирует выполнение конкретной функции. Служебно-товарищеская форма — это общение между коллегами на основе административно-моральных норм. Дружеская форма общения строится на морально-психологических нормах взаимодействия. Выбор формы общения обусловлен уровнем управления, его вертикальными и горизонтальными срезами, условиями производства, а также психологическими особенностями сотрудников. Например, вертикальная модель общения, как правило, принята на уровне управления корпорацией, фирмой, тогда как на уровне малой фирмы, группы она малоэффективна. В настоящее время выделяют четыре основных этико-психологических принципа управленческого общения, они представлены на рис. 2. Создание условий для проявления личностного потенциала сотрудников (1) во многом способствует делегированию полномочий руководителя. Этому принципу противоречит опасение руководителя, что подчиненные воспримут делегирование как попытку переложить свою работу на их плечи, может возникнуть атмосфера взаимного недоверия.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 770; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.009 с.) |