ТОП 10:

Специфика музыкально-информационного радиовещания.



Билет № 10

1) В настоящее время на российском рынке представлено множество программных продуктов как отечественного, так и зарубежного производства для автоматизации технологических процессов радиовещания. В значительной степени они ориентированы на применение в аппаратно-студийных комплексах радиостанций. И большей частью это программные продукты для автоматизации процессов подготовки и выдачи программ в эфир. Практически все фирмы-разработчики предлагают полные комплекты программ для автоматизации работы радиостанций: от программы, предназначенной непосредственно для вещания в эфир, до программы-ротатора музыкальных произведений и трафик-менеджера.

Очевидно, что в наиболее полном виде система автоматизации радиовещания должна иметь следующий набор функций:

· возможность составления в автоматизированном режиме (на основе шаблонов) сеток вещания;

· инструменты для монтажа и обработки фонограмм, для работы с текстом и звуком;

· модули для приема, обработки и формирования выпусков новостей;

· инструменты для ведения рекламных медиа-планов;

· возможность генерации музыкального и рекламного плей-листов, эфирного расписания радиостанции в целом;

· средства локального и распределенного редактирования расписаний;

· инструменты для быстрого изменения расписаний во время вещания;

· возможность (при работе в реальном времени) формирования голосовых вставок, наговоров, с использованием для этих целей как собственных, так и внешних технических средств, включая и сеть Internet;

· возможность реализации собственного вещания, вещания с ретрансляцией программы головной станции;

· средства поддержки живых эфиров, интерактивность;

· возможность как автоматизированного, так и ручного вещания;

· инструменты для редактирования кроссфейдов и разметки фонограмм;

· предварительное прослушивание фонограмм;

· автозаполнение пауз в вещании;

· развитый экспорт и импорт данных;

· средства мониторинга эфира радиостанции, составления протокола вещания;

· возможность реализации распределенного вещания (для сетевых станций);

· дистанционное управление оборудованием радиостанции и контролем его качества;

· резервирование и надежность работы комплекса радиовещания в целом;

· управление базами данных радиостанции, архивацией материалов радиовещания.

Перечисление этих функций можно продолжить и дальше. Но уже и теперь очевидна вся сложность проблемы, стоящей перед техническим директором радиовещательного комплекса. Ибо выбор комплекта программных продуктов зависит от множества факторов и, прежде всего, таких как:

v финансовые средства, которые он может и должен потратить на автоматизацию эфира радиостанции, чтобы получить максимальный эффект (прибыль). При этом одно дело, если радиостанция только открывается и средства крайне ограничены, и совсем другое дело, когда радиостанция уже имеет собственный опыт вещания, свою аудиторию слушателей, узнаваемую «одежду» эфира, и теперь основная задача — перейти на качественно новый информационный или технологический уровень;

v головная, сетевая эта станция или станция только с собственным вещанием;

v соотношение объемов собственного вещания и ретранслируемого;

v жанры программ (музыка, новости, реклама), качество и форматы записи звукового материала, разнообразие жанров в эфире, наличие голосовых вставок и «живых» эфиров в программах, интерактивность;

v организация базы данных (хранение данных в одном месте или это распределенная по территории база данных).

Сегодня все большее число радиостанций выбирают для автоматизации своего эфира отечественные программные продукты фирм «Трактъ» и «Дигитон».

2) Здесь соотношение информации и музыки меняется на противоположное: 30-40% информации и 60-70% музыки. Количество информации, включая короткие рубрики и выпуски новостей, не превышает 10-20% эфирного времени. Остальное время отдано музыке. Данный тип вещания превалирует в деятельности подавляющего большинства казахстанских радиоканалов. Следует отметить, что предпочтение отдается исключительно поп-музыке. Авангард, классика, джаз представлены слабо, либо не представлены вовсе. Популярный казахстанский композитор Тлеухан Б. планирует создать радио, которое бы занималось исключительно классической музыкой, по типу "Франс мьюзик" во Франции и "Радио-3" в Англии.

В Казахстане сегодня можно отметить радиостанции, работающие в музыкально-информационном формате: преобладающее время предоставлено музыке и меньше - информации. Наряду с этим прослеживается разделение на субформаты, ориентированные на ту или иную аудиторию, что выражается в подборе специализированной информации и тематических программ.

3) "основой" эфира "многопрофильных" станций являются информационные и аналитические передачи, развернутые интервью и комментарии с участием различных специалистов в области политики, экономики, финансов, культурно-просветительские программы, а также передачи, посвященные новостям науки, культуры, новым технологиям, проблемам языка и т.д.

Ведущему "многопрофильной" радиостанции необходимо знать один, а лучше несколько иностранных языков (гостями студии часто бывают иностранные эксперты), обязательно владеть грамотной русской речью. Журналист часто имеет дело с людьми высокой культуры, и его уровень должен соответствовать уровню собеседника.

Голос в эфире не должен быть слишком резким, с агрессивными "нотками" или слишком медленным, занудным. Иногда люди, даже обладающие энциклопедическими знаниями и всеми перечисленными выше достоинствами, из-за плохих голосовых данных не могут быть ведущими эфира. Правда, в этом случае они могут реализовать себя как авторы программ. Слушатели должны доверять мнению и оценкам ведущего, и его голос, интонационный посыл – основные "инструменты" в этом вопросе.

Слушатели "многопрофильных" радиостанций привыкают к голосам, к интонации ведущих, так как проводят с ними много времени. Иногда радиожурналисту отдается целый (определенный) день недели в эфире – и тогда слушатель точно знает, когда ему включать приемник, чтобы провести время с полюбившимся ведущим.

Для "многопрофильных" станций характерно раздельное расположение аппаратной и вещательной студии, т.е. ведущий (диктор, автор и т.п)., а также гости эфира находятся в звукоизолированном помещении (вещательной студии), где размещаются микрофоны.

Билет № 11

1) В структуре любого радиовещательного предприятия центральная аппаратная (ЦА) занимает, как следует из названия, центральное место.

Класс или калибр радиостанции определяет технологические функции, выполняемые ЦА, и состав технических средств. Если это небольшая FM-радиостанция, то ЦА – это не что иное, как серверная, в которой находятся:

v сервер;

v оборудование локальной компьютерной сети;

v станция мониторинга эфира (логгер);

v спутниковый тюнер (если радиостанция является сетевой частично или на 100%);

v вещательный процессор;

v аппаратура каналообразования, обеспечивающая доставку программы до передатчика и т.д.

Если радиостанция солидная, с большим объемом собственных программ (а тем более региональная ГТРК), то ЦА непременно была, есть и будет... в ближайшее время модернизироваться. Чтобы не обидеть вновь создаваемые радиостанции (а в настоящее время просматривается тенденция к созданию радийных холдингов, объединяющих в своем составе несколько радиостанций), отметим, что для них ЦА имеет первостепенное значение с технической и экономической точки зрения.

Рассмотрим структуру и оборудование классической ЦА, которая, как правило, проектируется индивидуально для каждой вновь создаваемой радиостанции, или имеет типовую структуру для модернизируемой ГТРК. Как в одном, так и в другом случае ЦА обеспечивает реализацию десяти основных функций ("10 заповедей ЦА"):

· Прием и нормализация внешних входных звуковых линий.

· Входные линии могут быть аналоговыми и цифровыми. Аналоговые входные сигналы, как правило, корректируются по уровню и АЧХ, а цифровые входные сигналы, поступающие с выходов модемов (оптические линии связи, спутниковые тюнеры, радиорелейные каналы и т.п.), декодируются и преобразуются в заданный формат для внутреннего "потребления" радиостанции (как правило, это формат AES/EBU).

· Количество и тип устройств зависят либо от сложившихся традиций подключения внешних входных линий ГТРК, либо (для создаваемых радиостанций) планом их развития. В обоих случаях входная плоскость ЦА должна иметь резерв развития.

· Коммутация звуковых сигналов в форматах, используемых студиями и иными внутренними технологическими службами радиостанции.

· Количество входов коммутатора определяется суммой входных линий, количеством выходов студий, оперативно используемых в процессе радиопроизводства, и резервом перспективного развития. Количество выходов коммутатора — суммой количества формируемых радиопрограмм, числом входных линий студий, которые могут быть интегрированы в процессе радиопроизводства, и резервом перспективного развития.

· Выдача и обратный контроль сформированных радиопрограмм на внешние линии радиостанции.

· Выходные интерфейсы могут быть как аналоговыми, так и цифровыми. Их количество, спецификации, степень резервирования, как правило, точно известны.

· Возможность оперативного ручного резервного обхода (переназначения) входных/выходных устройств и коммутатора.

· Реализуется на базе традиционных панелей ручной коммутации (Patch bay).

· Формирование и раздача по студиям и службам сигналов синхронизации цифровых аудио систем и устройств.

· Базовый блок обеспечивает поддержку всех частот дискретизации от 16 до 192 кГц.

· Глобальный акустический и визуальный контроль всех интерфейсных устройств, а также входов и выходов электронных и ручных коммутаторов ЦА.

2) Здесь соотношение информации и музыки меняется на противоположное: 30-40% информации и 60-70% музыки. Количество информации, включая короткие рубрики и выпуски новостей, не превышает 10-20% эфирного времени. Остальное время отдано музыке. Данный тип вещания превалирует в деятельности подавляющего большинства казахстанских радиоканалов. Следует отметить, что предпочтение отдается исключительно поп-музыке. Авангард, классика, джаз представлены слабо, либо не представлены вовсе. Популярный казахстанский композитор Тлеухан Б. планирует создать радио, которое бы занималось исключительно классической музыкой, по типу "Франс мьюзик" во Франции и "Радио-3" в Англии.

В Казахстане сегодня можно отметить радиостанции, работающие в музыкально-информационном формате: преобладающее время предоставлено музыке и меньше - информации. Наряду с этим прослеживается разделение на субформаты, ориентированные на ту или иную аудиторию, что выражается в подборе специализированной информации и тематических программ.

3)Информационные жанры радиожурналистики:

· Новости на радио

· радиосообщение

· радиоинтервью

· радиорепортаж

· Радиоотчет

· радиокорреспонденция

Информационные выпуски составляют основу программы дня, образно говоря, ее «скелет». Выпуски эти не изолированы в радиопрограмме дня даже с точки зрения восприятия новостей. Они дополняются комментариями, обозрениями, беседами с самым широким кругом людей. Информация живет в программах в самых разных формах. Выпуск новостей в самом общем виде – это набор радиосообщений и материалов, углубляющих, развивающих их. Он имеет постоянное место в эфире. Это очень важно для организации внимания аудитории. Слушатель должен знать, когда и где найдет он в эфире свежие новости. По характеру материала, его объему, тематике, охвату событий, значимости, оперативности – выпуски новостей делятся на следующие:

· общие;

· тематические;

· специальные;

· экстренные.

Важнейшим фактором работы информационной службы является отбор новостей. Аудитории должны предлагаться самые важные, значительные, интересные новости. Выпускающий редактор, составляя выпуски, решает двоякую задачу: отражает панораму событий и создает у слушателя представление об информационной картине дня. Такая работа требует высокой квалификации, большого опыта, хорошей ориентации в политической обстановке. Именно отбор, монтаж и подача новостей создают информационную политику радиостанции.

Информационное радиосообщение подобно заметке в периодической печати. Из всех жанров радиожурналистики оно ближе других к газете. В его основе лежит социально значимый факт общественной жизни. Оно, как и заметка в газете, должно отвечать на главные вопросы: Кто? Что? Когда? Где? Возможны и дополнительные вопросы: Как? Каким образом? Оперативность – важнейшее качество радио, поэтому значимость информации понижается, если она отстает по времени от события. Самые важные характеристики радиосообщения: оперативность, событийность, новизна, актуальность, достоверность, конкретность! Эти качества определяют особенности сбора материала, методы его обработки, содержание и форму радиосообщения. Событийность, новизна, оперативность требуют от журналиста, редактора выпуска новостей отличной ориентированности в политической жизни общества, большой мобильности. А актуальность – умения оценить значимость события, его место в общественно-политической картине дня. Достоверность, конкретность не возможны без высокого профессионализма радиожурналиста, умения работать с источником информации, дорожить точностью, надежностью, объективностью сведений.

Иногда редакции прибегают к выдаче в эфир непроверенных сведений. Но бывают случаи, когда этого делать нельзя – слишком нежелателен может быть эффект такой информации.

С информационным радиосообщением могут выступать не только журналисты, но и очевидцы, специалисты, эксперты. В нем документальные факты составляют основную базу рассказа, а аргументация дополняет их, внося пояснения-популяризацию, растолкование происшедшего события, но не давая ему основательный анализ, глубокую оценку. Такие сообщения могут звучать и по тексту, и без текста.

Радиоинтервью– наиболее распространенный жанр звучащей публицистики. С его помощью журналист может решать многие вопросы информирования аудитории, освещая самые разнообразные темы.

Радиоинтервью – коммуникативный акт между интервьюируемым, журналистом и слушателем. Цель этого жанра – получение актуальной, интересной информации от компетентного, сведущего человека. В основе жанра – чередование вопросов и ответов, которые представляют собой единое смысловое и эмоциональное целое, объединяемое одной темой.

Специфика радиоинтервью заключается в том, что корреспондент записывает материал на пленку или передает его сразу в эфир. Это живой, звучащий разговор. В отличие от него корреспондент в газете пишет текст, литературно обрабатывает материал. Он может уплотнять, сжимать фразу, сказанную собеседником, выражать его мысль более четко или переписать свои вопросы. Радиоинтервью рождается во время проведения разговора. Техническая запись в таком случае становится творческим процессом, дающим конечный результат. Позже, если беседа не идет сразу

эфир, журналист может смонтировать ее, убрать второстепенное, некоторые длинноты, но изменить сам процесс протекания беседы не может. Радиоинтервью, передающее живые голоса участников разговора, более документально, эмоционально. Журналист в нем – посредник между носителем информации и аудиторией. И посредник активный, творческий. Работа над радиоинтервью требует большой подготовки и профессионального мастерства, особенно если передача идет в прямом эфире.

Наиболее распространенный объем интервью от 2 до 8 минут. Оптимальное интервью содержит 5–6 вопросов.

Как уже говорилось, главный «инструмент» журналиста в интервью – вопросы. Но задавать их не просто. Надо избегать вопросов, в которых содержится ответ или его часть, так как они порождают однозначные ответы: «да», «нет», «конечно», «я с вами согласен».

Радиорепортаж самый характерный жанр вещания. Он реализует все возможности радио, использует его специфику в полной мере. В радиорепортаже сочетаются все сильные стороны информационного радиосообщения: оперативность, актуальность, емкость текста. В нем присутствуют также и элементы публицистики – оценка происходящего события, его эмоциональное отражение, образное описание.

Основные жанровые признаки радиорепортажа – документальность, достоверность, оперативность – базируются на актуальной информации. А задача – отражать события, связанные с воплощением информационного, временного процесса свершения события.

Репортаж связан с временным материалом, отсюда его событийность, новизна, динамичность. Чаще всего радиорепортаж посвящается актуальному, общественно-значимому событию, представляющему интерес для значительной части аудитории (например, запуску космического корабля, открытию выставки, спортивному состязанию, интересному представлению, фестивалю и т.д.).

Репортер всегда должен находиться на месте события. Репортаж – рассказ очевидца, его задача – донести до слушателей живую картину происходящего, помочь создать ее зрительное представление у слушателя. Поэтому в радиорепортаже важны три эффекта: достоверность, присутствие автора и сопереживание.

Интервью в радиорепортаже берутся на месте события. В них присутствует его атмосфера.

Радиоотчетво многом похож на радиорепортаж, их роднит функциональная общность: рассказывать о событии с места, где оно происходит. Различаются же эти два жанра предметом, т.е. своим материалом. И еще пространством, где происходит действие.

В основе делового отчета лежит описание итогов определенной работы, пути достижения результатов. Здесь важно показать этапы работы, ее характерные признаки. Важен сам ход достижения результатов, процесс выполнения какого-то поручения. Отчет в журналистике, как правило, отличается от научного официального отчета более краткой, динамичной и емкой формой. В таком отчете речь идет об освещении конференции, совещания, встречи, и корреспондент по ходу дела «монтирует» процесс изложения информации: отбирает ее, зачастую «прессует», чтобы дать квинтэссенцию происходящего. Эта тенденция все явственнее проступает в специфике современного отчета в условиях дефицита времени. Его нецелесообразно тратить в эфире на детали, частности, подробности. Важна суть, состояние проблем и возможные пути их решения.

Цель радиоотчета – дать слушателям представление о содержании, развитии события, передать его самые важные элементы. Журналист обычно записывает весь ход того или иного события на пленку, иногда – выборочно. Это зависит от степени важности события, от уровня лиц, принимающих участие в обсуждении проблемы. Но обычно время течения события не совпадает со временем звучания, предоставленным в эфире, – оно намного меньше объема времени самого действия. Поэтому журналист пересказывает часть информации своими словами, сжимая время, называя самых значительных выступающих по социальному статусу, авторитету, административному положению, выбирая наиболее важные, интересные фрагменты.

Самые значительные по тематике радиоотчеты посвящались партийным съездам, конференциям, собраниям, сессиям Советов разных уровней, всевозможным хозяйственным активам, встречам государственных чиновников с зарубежными делегациями. В таких отчетах, естественно, не допускалась никакая инициатива журналиста. Они строились по жестко установленным «колодкам». Они были скучны, трафаретны и по содержанию, и по композиции. Люди с трибуны говорили, как правило, по заранее написанному референтами тексту, шаблонно, интонационно невыразительно.

 

 

Сообщения о происходящих событиях, звучащие в эфире, имеют разную степень важности. Наиболее значительные из них требуют дополнительной информации. Этой цели и служит информационная корреспонденция.

Функция ее – рассказать о конкретном событии, случившемся в определенном месте, в определенное время. Это – локальный жанр. Между развернутым радиосообщением и небольшой радиокорреспонденцией нет жестких границ. Их отличает объем материала, элементы авторской оценки и выводы, которые присущи такой корреспонденции.

Предмет радиокорреспонденции – конкретный материал, который составляет существо события, отношения между людьми в определенной ситуации, коллективе, складывающиеся в результате их деятельности. Радиокорреспонденция может включать в себя элементы репортажа, интервью, комментария, зарисовки. Целесообразность обращения к ним определяется задачей выступления журналиста, характером события и собираемого материала. Простейший вид информационной радиокорреспонденции – сообщение подробностей события с элементами его комментария. Такие материалы часто звучат в выпусках новостей. Информационная программа требует лаконичности, жесткого отбора фактов, деталей. Все дополнительные сведения должны раскрывать то, что произошло, помогать слушателю получить более полное представление о случившемся.

В информационной радиокорреспонденции роль автора заключается в основном в отборе добытых фактов, литературном изложении произошедшего. Журналист здесь занимает наиболее активную позицию (особенно в корреспонденции аналитической, которая будет рассмотрена в дальнейшем). Кроме того, что он композиционно выстраивает материал, он непосредственно высказывает свое отношение к тому, о чем рассказывает. Поэтому у микрофона, как правило, выступает сам автор.

В отличие от информационного радиосообщения по-иному раскрывается пространство и время, которое не только названо «когда», но и дополнено указанием на то, «где» произошло событие. Дополнительные сведения придают времени и месту события, происшествия иной объем – в описании подробностей, обстановки, характеристики участников действия.

 

Билет № 12

1) Создание передачи включает:

1. Запись на ленту звуковой записи. То есть, во время интервью журналист записывает на пленку голос собеседника, чтобы впоследствии выдать его в эфир. Запись может производиться разными способами:

а) с помощью репортера (теперь в обиход радиожурналиста вошли совсем компактные цифровые записывающие устройства);

б) в студии (такая запись всегда отличается лучшим качеством, чем при работе с репортером).

2. Записи на ленте или цифровом носителе нужно сократить, привести в порядок, то есть монтажировать. Если раньше монтажом записей занимались специальные сотрудники, то теперь - это работа самого радиожурналиста. Монтаж в большинстве случаев производится с помощью компьютерной программы SoundForge. Умение работать с данной программой - обязательное требование к радиожурналисту.

3. Сбор необходимых фактов.

4. Выбор музыки, которая используется в радиопередаче. Этим может заниматься и звукорежиссер, но участие самого автора программы - обязательно.

5. Подготовка полного текста радиопередачи.

6. Запись слов автора.

7..Сбор радиопередачи полностью от начало до конца.

Сейчас существует множество радиостанций, где журналисты постоянно работают в прямом эфире. Рядовому слушателю может показаться, что это - просто. Но каждый прямой эфир требует долгой предварительной подготовки. Она заключается в следующем:

1)Сбор необходимых материалов:

а) Выбор темы. Тема должна быть актуальна для разных категорий слушателей. Ведь работа радиостанций направлена на охват как можно большей аудитории слушателей. И предложенная журналистом тема должна максимально интересовать представителей самых разных возрастных групп, профессий, увлечений.

б) Определение объекта.

в) Уточнение формы.

2) Подготовка сценарного проекта.

а) Анализ восприятия радиопередачи слушателями.

б) Определение стиля, тональности передачи.

3) Учитывая музыкальный формат, выбрать мелодию передачи прямого эфира.

а) Решение журналиста.

б) Находчивость музыкального ведущего.

Методы реализаций сценарного проекта:

1) Творческое и техническое оформление передачи с использованием всех имеющихся художественно-выразительных средств радиовещания.

а) музыкального призывание,

б) текстовое оформление,

в) "шапка передачи".

Многие радиослушатели, услышав знакомые позывные той или иной передачи, бросают дела и садятся у своих приемников. И вот если позывные имеют такой эффект, уже можно говорить об успехе радиопрограммы.

2) Радиоролики, обращающие внимание слушателя.

а) Озвучение текста написанного журналистом.

б) Обработка его с помощью компьютерной технологии и оформление другим звуковым материалом.

2) Прямой эфир - это сложный профессиональный процесс, осуществляющийся через коллективную слаженность и творческое взаимодействие.

1) Журналист ведущий - главный ответственный человек за эфир, поэтому он должен найти общий язык со всеми сотрудниками (инженер, музыкальный ведущий, редактор и т. д.) эфирного механизма.

2) Основной стержень прямого эфира - микрофон. Значит, журналист должен уметь работать перед микрофоном.

3) Журналист прямого эфира должен быть уверенным в себе, и чтобы убедить своих слушателей он должен знать психологические аспекты прямого эфира.

 

4) Если тележурналист рискует стэндапом заслонить собой происходящее, то радиорепортер, сообщающий с места событий, подтверждает свое присутствие там. В радиожурналистике этот метод называется не стэндап, а прямой репортаж. На практике это означает, что репортер экспромтом описывает происходящее, обстановку вокруг, свои чувства или эмоции окружающих его людей. Он рассказывает о пожаре или несчастном случае прямо в микрофон, аудитории слышно, что на заднем фоне раздаются другие голоса, крики, шум или сирены машин скорой помощи. Живой репортаж - это способ предоставить слушателю возможность стать очевидцем события, описываемого в репортаже. Репортер в словесной форме создает визуальные образы. Поэтому нередко радио также причисляют к изобразительным средствам передачи информации. Микрофон - это по сути дела та же камера! С помощью голоса и инфошумов мы рисуем для слушателя картинки, помогаем им создать образное представление о том или ином событии.

 

3)Аналитическая радиожурналистика призвана помогать гражданам страны разобраться в сложных перипетиях политической, экономической и социальной жизни, обо всем иметь свое мнение. Журналистское произведение существует в контексте реальной жизни, хорошо знакомой людям. Слушатели, зрители, читатели воспринимают информацию радио- и телепрограмм, газет, соотнося ее со своими знаниями, взглядами на мир, убеждениями, опытом. Эта ориентация на объективность, возможную полноту отражения жизни, учет жизненных реалий повышает убедительность аргументов, которые использует журналист в своих выступлениях. И наоборот, слова, расходящиеся с реальностью, вызывают недоверие к средствам массовой коммуникации.

Аналитическая журналистика предлагает аудитории рассмотрение событий, пропущенных через отношение к ним журналиста. Она может оказывать прямое воздействие на общественное мнение. Ядро аналитики составляет аргументация, система доказательств, направленных на подтверждение определенной точки зрения. Анализ предполагает наличие собственной точки зрения на предмет исследования, основанного на изучении всех возможных обстоятельств события.

 

Слово «анализ» в переводе с греческого значит – разложение, расчленение. Это разложение какого-то предмета на части с целью изучения внутренних связей между элементами и его составляющими, чтобы увидеть этот предмет в ином качестве. Анализ – это один из основных путей познания, метод научного исследования. Анализом оперируют многие науки и в каждой из них – в математике, химии, физике, биологии и т.д. – особенности его определяются спецификой предмета и задачами его изучения.

 

В журналистике под термином «анализ» понимается изучение фактов, событий, основанных на личностной оценке. Публицистический анализ предопределяется задачами журналистики. Его виды разнообразны и включают в себя эмпирические, научно-теоретические методы исследования, наблюдение, изучение документов, обстоятельств взаимоотношений, обобщения...

Аналитическая радиожурналистика, в основе которой лежит анализ, не может обходиться без синтеза. Журналист обобщает, подводит итоги, делает заключение, выводы, т.е. выводит мысль на новый уровень. В основе анализа всегда лежит мысль, высказанная прямо или лежащая в основе подбора фактов, аргументов. Аргумент – это факт или мысль, введенные в систему логических, эмоциональных связей с другими фактами и суждениями, усиленный этим контекстом и в свою очередь повышающий совокупное действие всей этой системы фактов. Аргумент – форма доказательства в споре, дискуссии, столкновении мнений.

Билет № 13

1) Радиовещание сегодня адресует свои передачи многочисленной аудитории, которую можно разделить на две категории. Первая – это потенциальная аудитория. Она включает всех слушателей, которые находятся в зоне «охвата» станции и имеют возможность принимать ее программы. Вторая – реальная аудитория. Это та часть слушателей, которые ориентированы на данную станцию, постоянно настраивают свои приемники на ее волну и считают станцию «своей». С появлением каждой новой радиостанции у нее сначала возникает потенциальная аудитория, что обусловлено чисто техническими причинами; но в качестве главной задачи в этот же период выдвигается борьба и за реальную аудиторию. И здесь на первом плане оказываются факторы уже не технического, а творческого порядка, от которых зависит привлечение к станции общественного интереса, создание и постоянное расширение ее устойчивого круга слушателей. Размеры реальной аудитории определяют значение, вес, авторитет радиостанции – ее социологический рейтинг, существенный в политическом и коммерческом отношениях.

Каковы же основные особенности контакта радиожурналиста и аудитории, обеспечивающие успех станции?

1. Аудитория радио рассредоточена в пространстве. Адресованная множеству людей, сотням тысяч, а иногда и миллионам, радиопередача воспринимается слушателем индивидуально или в малой группе из двух-трех человек. Поэтому журналистский разговор со всеми становится одновременно разговором с каждым в отдельности. Преодоление этого объективного противоречия между массовой направленностью и индивидуальностью приема радиопередачи является одним из важных критериев профессионализма радиожурналиста и требует, с одной стороны, умения говорить на языке потребностей и мотивов поведения всей аудитории, выбирать темы и содержание, актуальные для нее, а с другой – особого стиля общения: не пафосно-декламационного, не официально-делового, не панибратски-амикошонского, как это иногда бывает, а доверительно-межличностного, уважительного по отношению к собеседнику – слушателю.
2. Аудитория радио не просто рассредоточена в пространстве, она рассредоточена психологически. Настраивающие приемник оказываются в поле действия передачи чаще всего без сложившейся предварительной установки на восприятие в той степени, какая бывает у телезрителей, начинающих смотреть выбранную передачу после ознакомления с программой. Если публично выступающий оратор имеет дело с аудиторией, представляющей собой некое психологическое единство в связи с причиной, побудившей ее собраться вместе, то положение «входящего в дом» радиожурналиста сложнее: в своем сообщении ему предстоит каждый раз создавать и вызывать мотив заинтересованности у своих слушателей, чтобы привлечь и удержать их внимание.
3. В радиоаудитории слабо или не всегда работает фактор обратной связи, как это имеет место, например, в театре, на концерте или во время публичного выступления, где иногда с помощью умелого воздействия на часть слушателей можно активизировать и «захватить» сразу всю аудиторию. Слово радиожурналиста должно дойти до каждого в отдельности, кто находится у радиоприемника, и эффективность его работы будет измеряться суммой индивидуальных впечатлений слушателей.

2) не знаю, пока что

3)специфика радио, как средства массовой информации

· - при наличии радиосигнала и радиоприёмника доступно абсолютно всем

· - не стоит тратить средства на доступ к информации

· - в эфире может звучать голос автора или героя с места события

· - онлайн эфир, телефонный разговор с любой точки мира

· - выполняет рекреативную функцию ( снятие напряжения,развлечение)

· - выполняет рекламно-справочную функцию

· - коммуникативная функция.

· - в отличии от других сми не требует отрыва от деятельности

Билет №14

Программирование на радио.

В процесс программирования входит определение темпа вещания, составление сетки вещания, разработка манеры поведения ведущих у микрофона и многое другое. При программировании станции важно определить темп вещания, так как в первую очередь он определяет хронометраж программируемых отрезков. Медленный темп подразумевает заполнение сетки вещания крупными элементами – продолжительностью звучания от 30 до 60 минут. Это могут быть передачи и музыкальные отрывки (например, фрагменты оперных спектаклей). Чаще всего передачи длительного хронометража готовятся заранее и выходят в эфир в записи на пленку или на другом звуковом носителе. Это позволяет заранее составлять содержание сетки вещательного дня, недели и даже месяца. Передачи начинают анонсироваться задолго до выхода в эфир, и всякое изменение в их содержании допускается лишь как исключение. Быстрый темп вещания подразумевает дробное программирование. Максимальная продолжительность звукового отрезка не более 15–20 минут.

Сетка вещания информационно-музыкальной станции составляется из следующих элементов:

– передач/выпусков новостей;

– музыки;

– рекламы;

– элементов «оформления» эфира: анонсов передач, заставок, рекламы ведущих станции и пр.

Для того чтобы программирование радиостанции было эффективным, в практике форматного радио с дробным построением используется «программное колесо» (его еще называют «вещательное колесо», или «звуковой час», или «клок»).

Понятие «программное колесо» можно определить как последовательность программных элементов в течение одного часа эфира. Некоторые программные директора разрабатывают несколько «колес», например: одно для «горячих» временных сегментов – раннее утро и ранний вечер, где больше конферанса, динамичнее музыка и много информации, другое – для более спокойных часов – день и поздний вечер.

Билет №15.

Билет №16

Прямой эфир на радио

Прямо́й эфи́р на радио — это процесс непосредственной передачи радиосигнала с места проведения записи в эфир, то есть трансляция сигнала в реальном времени. Особенностью прямого эфира является невозможность редактирования получаемых и сразу отправляемых данных, что не исключает определённой вероятности транслирования непредвиденного события.

Прямой эфир предлагает новую, более высокую форму доверия, достоверности, документальности действия, происходящего в студии. Возможность позвонить в студию делает слушателей соучастниками передачи, влияет на ее ход, содержание разговора. В таких передачах особенно важна роль ведущего.

БИЛЕТ 17

Билет 18







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.214.113 (0.033 с.)