Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Представления о личности. Я-концепция.
А) Вопрос: дайте 5 ответов на вопрос «Кто я?». Запишите их. (все ответы – это Я-концепции). Я-концепция – это убеждение, по которому вы определяете - кто вы есть.
Б) Косвенно можно узнать, как человек оценивает себя больше – как хорошего или негативного так: дать 2 колонки характеристик себя (в одну колонку минусы, в другую +). (какие характеристики возникли сразу + или -? Чего больше?)
Мы все принадлежим к виду Homo Sapiens (человек разумный) и природа у нас одна, но мы – разные личности. Существуют сотни определений личности, но главное указывается – её общественная природа, включённость в социальные отношения. Самое короткое определение по К.К. Платонову «Личность – человек как носитель сознания» (мыслю, значит, существую). Сознание собственного бытия есть только у человека. Индивидуальное сознание – это самосознание (выделение себя из окружающего мира, осознание своих целей, мотивов, действий, выделения «Я» от «не Я»). Воздействия на личность происходят на 2-х уровнях.
макроуровень («широкая» социальная среда – от общества к которому принадлежит личность до мировой общественности)
микроуровень (ближайшее социальное окружение личности – семья, друзья, соседи, коллеги). Проблема самосознания бывает 2- типов:
Оба типа самосознания временны, но всё же какой то из них может длиться дольше другого, поэтому иногда говорят о личностном устойчивом во времени самосознании. А. Фенингстайн, М. Шейер и А. Басе (1975)разработали шкалу для измерения самосознания (См. Свенцицкий А.Л., с.78). Исследования проведённые на студентах колледжа показали, что в среднем показатель частного самосознания у них выше, чем общественного. Это означает, что студенты лучше владеют частным самосознанием, т.е. много думают о себе, пытаются лучше себя понять (ниже мы коснёмся данного вопроса с другой стороны – как взаимовлияния культур разных этносов).
«Я» (по Ожегову) – 1)служит для обозначения говорящим самого себя; 2) обозначает индивидуума, личность (моё второе «Я»).
Нарушения самосознания в психиатрии – деперсонализационные расстройства, когда человек не воспринимает себя объективно и адекватно (эффект Наполеона). Совокупность истолкований личностью своих действий составляет «Я» концепцию (своеобразную психологию и философию собственного Я). Для человека его поведение кажется логичным, но окружение может с этим не согласиться. Это хорошо иллюстрируют тесты на самооценку. Задание: нарисовать лестницу, каждая ступень которого символически обозначает положение Вашей самооценки - по собственной оценке (истинная СО) и то, как вы преподносите себя в обществе.
Самооценка определяется человеком через когнитивный аспект его Я-концепции. Экспериментально было доказано Франзой (Franzoi, 1996) что чем выше осознание себя (Я-концепция), тем выше самооценка, и наоборот. В реальности люди в разных ситуациях по-разному себя чувствуют и их самооценка может время от времени падать. Тогда в пределах Я-концепции человек, для которого значимо положительное мнение о себе, подразделяет информацию о себе на позитивную и негативную и со временем исключает негатив из памяти. «Я» влияет на память (эффект «ссылки на себя» по Higgins, Bargh, 1987), когда позитивная информация быстро обрабатывается и запоминается надолго. В советской педагогике широко использовали воспитательный метод. основанный на знании особенностей СО, когда подросткам дают маленькую норму, но говорят, что это взрослая норма. Их самооценка повышается и Я-концепция крепнет. Высокая самооценка прибыльна для человека! Она помогает ему быстрее и точнее достигнуть вершин карьеры, избежать соматических расстройств, дожить до счастливой старости. Большинство исследований показывает, что человеку свойственно предрасположение в пользу своего Я. «Кувыркающаяся» Я-концепция не всегда может приземлиться на «обе ноги»: будет перекос либо в одну сторону, либо в другую.
Люди группируются по признаку идентичности (религиозные, этнические группы), поэтому идёт сортировка на «мы» и «они». В эпоху железного занавеса полёт советского человека в космос наполнил гордостью каждого, кто жил в СССР (в желании закрепить это появилось много мальчиков с именем Юра, мальчики во дворах играли в космос). Аналогичный эмоциональный подъём испытывают соотечественники от побед в спорте. Люди стремятся к тому, чтобы косвенно разделить успех (берут автографы у знаменитостей, фотографируются с ними).
Когда же любимую футбольную команду постигает провал, отмечается реакция оправдания с приписыванием необъективности судей для своей команды и бичевание чужой команды. Защищая «свою» команду человек защищает свою самооценку. Разберём вопрос идентичности на более высоком уровне. Проблема этнической идентичности (этнической Я-концепции). По Джин Финни существует 3 стадии формирования этнической идентификации: 1. нерассмотренная социальная идентичность (в доминантной культуре представитель национальных меньшинств усваивает на неосознаваемом уровне негативный стереотип о своём меньшинстве. Крайний вариант этого – отвращение к себе). 2. поиск этнической идентичности (временами человек обращается к своей культуре, этносу. После столкновения с предрассудками, связанными с принадлежностью к этносу, начинается поиск людей со схожей идентификацией, чтение литературы и пр. Иногда может возникнуть тенденция к оппозиции с доминантной культурой) 3. глубокое понимание и повышение ценности этнической идентичности («достижение этнической идентичности» Фани; человек испытывает гордость за принадлежность к этносу; при этом способны принять часть доминантной культуры и выступить против угнетающих (расизм, диксриминация). Знание стадии развития идентичности позволяет управлять социальными процессами, направляя их в сторону большей идентичности (ассимиляция разных этнических меньшинств в единую нацию). Пример: исследования по данной теме выявили для Америки, что всё находящееся внутри неё – «американец» независимо от национальности, для России – такой подход ещё не достигнут, мы воспринимаем других по национальной принадлежности, а не как «россиян». Исследования З.С. Сикевича (1993) и Лисовского (1996) в СПб выявили: младшие школьники не обращают внимания на национальность (44,6%), обращают только когда что-то неприятно во внешности человека (41,9%), гордятся принадлежность к этносу (67,3%)-русские. НО при этом 25% (почти каждый четвёртый!) хотел бы родиться на Западе. Интересен вопрос взаимовлияния культур и изменения Я-концепций при посещении стран с кардинально противоположными культурами. Например, Запад и Восток. Или пример, Азия и Татарстан. В Азии принято дарить женщине подарки с первой встречи, заботиться о ней, тратить на неё много денег и уделять всяческое внимание, при этом естественно что женщина – подчиняется мужчине. Там работают мужчины, женщины сидят дома и «цветут» для мужей, но не посторонних глаз. Здесь уместно говорить о независимом Я на Западе (преобладает индивидуалистическая культура) и взаимозависимости Я на Востоке (коллективисткая культура). Кстати, одно из объяснений превалирования у людей ЧАСТНОГО или ОБЩЕСТВЕННОГО самосознания объясняется принадлежностью человека к макрокультуре. Каждый человек имеет возможность попробовать новую грань своего Я в следующих случаях – в мире насчитывается 5,4 миллиарда отдельных индивидуумов, 200 национально-государственных образований, 4 миллиона общин в различных населенных пунктах, 20 миллионов экономических организаций и сотни миллионов других формальных и неформальных групп, будь то семья, церковная паства, собрание жильцов или свидание влюбленных.
Формирование Я-концепции. Выразительна теория стадий развития Я-концепции Э. Эриксона. Он считал, что осознание Я (идентичности) начинается в юношеском возрасте. Переход от детства к взрослости он определял именно по формированию Я- концепции. Закреплённое Я становится основой для последующей жизни. Это как фундамент, на которой будет строиться дальнейшая жизнь. Предположения Эриксона спорны. Так, Тейлор считал, что формирование Я-концепции происходит с младенчества. Для нас не существенно какая из теорий верна, важно то, что: Я-концепция – это длительный процесс, который продолжается всю жизнь пока человек жив. На западе культивируют культ – будь собой, развивай своё Я. Если посмотреть западную литературу, то налицо самостоятельность героев «Илиады» и Гекльберри Финна. У нас – «Повесть о настоящем человеке», «Как закалялась сталь» и пр.
Структура личной определённости «Назидательная новелла» Сервантеса показывает ненормально преувеличенный случай общего явления, когда поступки людей зависят от того, как они себя представляют. Главный герой новеллы убеждал себя и других, что он сделан из стекла. Я-образы специфичны и изменяются по ситуации. Каждый человек без ошибок узнаёт себя, свои страхи, поступки, отличая их от других. Но существует биполяризация, раздвоение переживаний, относящихся к себе и внешнему миру.
Я-органическое. Существует связь тело – ощущения. Мы не можем воспринимать всё, что есть в нашем теле, но избирательно реагируем на некоторые сигналы тела. Основой формирования Я-концепции являются физические качества тела. Так, уродства, недостатки, цвет кожи могут мешать в карьере. У детей нет Я-концепции, но есть тело. По мере роста образуется Я-концепция. Персонификация развивается в момент вовлечения в группу. Всякий раз, когда задевают категорию, с которой человек себя идентифицирует, он реагирует так, словно задет лично он (мать испытывает стыд за ребёнка, автомобилист переживает за удар автомобиля). Я-концепция имеет временную характеристику, т.к. люди рождаются, живут, умирают. И при этом способны обозревать поведение ретроспективно – узнавать через других что было до их рождения и будет после (Я-концепция расширяется за пределы тела).
Самоконтроль связан с перцептуальным Я.
Я-персонификация. Я-концепция обнаруживается путём изучения устойчивого отношения к своим действиям. Когда Я-концепция закрепляется в привычку, возникает желание это подкрепить. После успеха персонификация усиливается. Мы различаемся поведением, которое организовано в устойчивые сегментарные схемы (боксёр – жесток в бою, но мягок с любимой, т.е. жёсткий на работе – мягкий дома). Я-концепция различается по уровню осознания. Кто-то легко видит свои недостатки, кто-то не признаётся в этом. Психоаналитики утверждают, что такое поведение представляет собой реактивное образование против импульсов, которые слишком болезненны, чтобы можно было примириться с ними. Я-концепции различаются по подвижности и гибкости. Кто-то быстро меняется под влиянием обстоятельств, кто-то нет. Обычные люди находятся посредине. Я-концепция едина. Это позволяет знакомым с нами людьми действовать с нами по шаблону. Я-концепция символична. Если наше имя забывают, о нём коснословят или произносят неверно – мы обижаемся. Известен факт, что даже скрывающиеся от полиции преступники сохраняют элементы прежних имён (свои инициалы, количество слогов). Считается, что это связано с конфликтом между желанием избежать узнавание и боязнью утратить чувство определённости. Лицо – тоже символ Я-концепции. Победившая красотка обидится, если её лицо не будет на обложке журнала, а преступник наоборот, этому рад. Когда человек сознательно контролирует и направляет свои действия он занимается САМОРЕГУЛЯЦИЕЙ. Человек хранит о себе много информации на разном уровне (цель, желание, планы на будущее и на данный момент, Я-концепцию и т.д.). Поворачиваясь к ситуации «лицом», человек активирует свою «действующую Я-концепцию», то есть актуальную именно сейчас Я-концепцию. На рисунке (а) представлен человек с его разными Я-концепциями (Я-колючий, Я-волнующийся, Я-пушистый, Я-глубокий и т.д.). Представим студента. На занятии он – студент, на вечеринке – весельчак и т.д. В перспективе, карабкаясь по служебной лестнице, согласно теории развития личности, студент может открыть новое Я и проявиться как дипломатичный человек, хотя изначально он может даже не подозревать об этом. На рисунке (б) студент активирует действующее Я (красным) А) Б)
Концепция социальной роли. Что такое роль? Римский философ Эпиктет (1-2 вв. до н.э.) сравнил человека с атёром: «Не забудь – ты актёр и играешь в пьесе роль, назначенную автором. Коротка пьеса – коротка и роль, длинна – длина и она. Даст он тебе роль нищего – старайся вернее создать его тип, как тип калеки. Высшего правительственного лица или частного человека». Р. Линтон (американец) ввёл термин роль в науку: роль – это «динамический аспект статуса». Из множества определений можно выделить ещё:
роль – это нормативная система действий, ожидаемых от индивида в соответствии с его социальной позицией. Нормативы предписаны, безличны, не ориентированы на особенности характера – этим достигается их универсальность в применении. Роль приписанная достигнутая (гендерная – по полу) (выполняемая в профессии- директор, тренер)
Роль специфическая диффузная (чётко ограниченная цель-кассир, парикмахер) (нет специальной направленности роли- роль матери)
Для различения социальной роли придумана – УНИФОРМА (белые халаты, цвет хаки, атрибуты и знаки отличий военных). Не на рабочем месте униформа мешает выйти из должностной роли, поэтому её снимают (пример, многие милиционеры и военные переодеваются на работе; в Америке до работы женщина идёт в кроссовках, потом одевает туфли на каблуках). При встрече с человеком вне работы, знающим о должностной роли этого человека, необходимо сохранять тот статус, который предписан должностью (поездка на пикники, фуршеты). ПРАВИЛО: поведение успешно, если при выполнении социальной роли оно соответствует ожидаемому образцу (касается и одежды).
Общество для облегчения взаимовлияния предписывает роли, но не каждый индивид с этим соглашается. Чтобы выполнить роль нужно: 1. знать требования к этой роли; 2. овладеть этой ролью и быть готовым принять её морально. (здесь главное. Чтобы у человека не было внутриличностного конфликта между его Я-концепцией и предписанной ролью Я-концепцией) Вспомнить пример из к/ф «Не родись красивой» или М. Твена «Принц и нищий», когда наряд принца начинает нравится бедному Тому. Исследования, проведённые о мере совпадений Я-концепции личности и его Я-концепции –роли свидетельствуют, что разные их пересечения дают разные комбинации:
Малая площадь пересечения – малая степень ответственности, большая – очень ответственный человек. Нужно помнить, что роль и личность отдельны, но влияют друг на друга. Пример: педагоги и их профессиональная деформация (поучать всегда, везде). Психиатры ставят диагнозы даже когда не имеют на это ни официального, ни морального права.
Группы, в которых придерживаются системы эталонов – эталонные. Каждый член её придерживается этих эталонов, играет свою роль, отведённую по статусу. Чтобы понять, что делает человек требуется учесть: · его определение ситуации · к кому он себя причисляет · аудиторию, перед которой он самоутверждается ПРИМЕР 1.: бизнесмены не любят налоги. Порою они на свои утехи тратят больше денег, чем на один налог. Почему? А потому, что в этой среде не принято платить налоги. Статус – социальный процесс, свойственный только человеческим обществам, в которых признаётся место человека и строится соответственно отношение к нему. Статус будучи однажды установлен. Остаётся относительно постоянным: он может постепенно повышаться или понижаться в связи с поступками. Конвенциальная роль и статус различны! Конвенциальная роль относится к вкладу участников в организованное предприятие. Первое, что делают люди при знакомстве – определяют статус другого человека. Это естественно, потому что нет другого пути узнать, что можно ждать от человека. Пример: важность личной определённости иллюстрирует случай с избирательной амнезией (заболевание при котором человек забывает кто он такой, но может помнить некоторые символы. Например, к полицейскому обращаются за помощью). Обладая устойчивыми представлениями о себе, человек находит своё место в обществе. Вступая в отношения он усиливает чувство определённости. Статус бывает:
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.202.45 (0.054 с.) |