Представления о личности. Я-концепция. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Представления о личности. Я-концепция.



Познай себя. Сократ.  

А) Вопрос: дайте 5 ответов на вопрос «Кто я?». Запишите их.

(все ответы – это Я-концепции). Я-концепция – это убеждение, по которому вы определяете - кто вы есть.

 

Б) Косвенно можно узнать, как человек оценивает себя больше – как хорошего или негативного так: дать 2 колонки характеристик себя (в одну колонку минусы, в другую +).

(какие характеристики возникли сразу + или -? Чего больше?)

 

Мы все принадлежим к виду Homo Sapiens (человек разумный) и природа у нас одна, но мы – разные личности.

Существуют сотни определений личности, но главное указывается – её общественная природа, включённость в социальные отношения. Самое короткое определение по К.К. Платонову «Личность – человек как носитель сознания» (мыслю, значит, существую). Сознание собственного бытия есть только у человека. Индивидуальное сознание – это самосознание (выделение себя из окружающего мира, осознание своих целей, мотивов, действий, выделения «Я» от «не Я»).

Воздействия на личность происходят на 2-х уровнях.

 

макроуровень («широкая» социальная среда – от общества к которому принадлежит личность до мировой общественности)

микроуровень (ближайшее социальное окружение личности – семья, друзья, соседи, коллеги).

Проблема самосознания бывает 2- типов:

Частное - временное состояние осознания индивидом скрытых частных аспектов своего Я. Общественное -временное состояние осознания индивидом общественных аспектов Я, то что демонстрируется другим.

Оба типа самосознания временны, но всё же какой то из них может длиться дольше другого, поэтому иногда говорят о личностном устойчивом во времени самосознании.

А. Фенингстайн, М. Шейер и А. Басе (1975)разработали шкалу для измерения самосознания (См. Свенцицкий А.Л., с.78). Исследования проведённые на студентах колледжа показали, что в среднем показатель частного самосознания у них выше, чем общественного. Это означает, что студенты лучше владеют частным самосознанием, т.е. много думают о себе, пытаются лучше себя понять (ниже мы коснёмся данного вопроса с другой стороны – как взаимовлияния культур разных этносов).

 

«Я» (по Ожегову) – 1)служит для обозначения говорящим самого себя; 2) обозначает индивидуума, личность (моё второе «Я»).

Нарушения самосознания в психиатрии – деперсонализационные расстройства, когда человек не воспринимает себя объективно и адекватно (эффект Наполеона).

Совокупность истолкований личностью своих действий составляет «Я» концепцию (своеобразную психологию и философию собственного Я). Для человека его поведение кажется логичным, но окружение может с этим не согласиться. Это хорошо иллюстрируют тесты на самооценку.

Задание: нарисовать лестницу, каждая ступень которого символически обозначает положение Вашей самооценки - по собственной оценке (истинная СО) и то, как вы преподносите себя в обществе.

 

Самооценка определяется человеком через когнитивный аспект его Я-концепции. Экспериментально было доказано Франзой (Franzoi, 1996) что чем выше осознание себя (Я-концепция), тем выше самооценка, и наоборот. В реальности люди в разных ситуациях по-разному себя чувствуют и их самооценка может время от времени падать. Тогда в пределах Я-концепции человек, для которого значимо положительное мнение о себе, подразделяет информацию о себе на позитивную и негативную и со временем исключает негатив из памяти. «Я» влияет на память (эффект «ссылки на себя» по Higgins, Bargh, 1987), когда позитивная информация быстро обрабатывается и запоминается надолго.

В советской педагогике широко использовали воспитательный метод. основанный на знании особенностей СО, когда подросткам дают маленькую норму, но говорят, что это взрослая норма. Их самооценка повышается и Я-концепция крепнет.

Высокая самооценка прибыльна для человека! Она помогает ему быстрее и точнее достигнуть вершин карьеры, избежать соматических расстройств, дожить до счастливой старости. Большинство исследований показывает, что человеку свойственно предрасположение в пользу своего Я.

«Кувыркающаяся» Я-концепция не всегда может приземлиться на «обе ноги»: будет перекос либо в одну сторону, либо в другую.

 

Люди группируются по признаку идентичности (религиозные, этнические группы), поэтому идёт сортировка на «мы» и «они». В эпоху железного занавеса полёт советского человека в космос наполнил гордостью каждого, кто жил в СССР (в желании закрепить это появилось много мальчиков с именем Юра, мальчики во дворах играли в космос). Аналогичный эмоциональный подъём испытывают соотечественники от побед в спорте. Люди стремятся к тому, чтобы косвенно разделить успех (берут автографы у знаменитостей, фотографируются с ними).

Когда же любимую футбольную команду постигает провал, отмечается реакция оправдания с приписыванием необъективности судей для своей команды и бичевание чужой команды. Защищая «свою» команду человек защищает свою самооценку.

Разберём вопрос идентичности на более высоком уровне. Проблема этнической идентичности (этнической Я-концепции). По Джин Финни существует 3 стадии формирования этнической идентификации:

1. нерассмотренная социальная идентичность

(в доминантной культуре представитель национальных меньшинств усваивает на неосознаваемом уровне негативный стереотип о своём меньшинстве. Крайний вариант этого – отвращение к себе).

2. поиск этнической идентичности

(временами человек обращается к своей культуре, этносу. После столкновения с предрассудками, связанными с принадлежностью к этносу, начинается поиск людей со схожей идентификацией, чтение литературы и пр. Иногда может возникнуть тенденция к оппозиции с доминантной культурой)

3. глубокое понимание и повышение ценности этнической идентичности

(«достижение этнической идентичности» Фани; человек испытывает гордость за принадлежность к этносу; при этом способны принять часть доминантной культуры и выступить против угнетающих (расизм, диксриминация).

Знание стадии развития идентичности позволяет управлять социальными процессами, направляя их в сторону большей идентичности (ассимиляция разных этнических меньшинств в единую нацию).

Пример: исследования по данной теме выявили для Америки, что всё находящееся внутри неё – «американец» независимо от национальности, для России – такой подход ещё не достигнут, мы воспринимаем других по национальной принадлежности, а не как «россиян».

Исследования З.С. Сикевича (1993) и Лисовского (1996) в СПб выявили: младшие школьники не обращают внимания на национальность (44,6%), обращают только когда что-то неприятно во внешности человека (41,9%), гордятся принадлежность к этносу (67,3%)-русские. НО при этом 25% (почти каждый четвёртый!) хотел бы родиться на Западе.

Интересен вопрос взаимовлияния культур и изменения Я-концепций при посещении стран с кардинально противоположными культурами. Например, Запад и Восток. Или пример, Азия и Татарстан. В Азии принято дарить женщине подарки с первой встречи, заботиться о ней, тратить на неё много денег и уделять всяческое внимание, при этом естественно что женщина – подчиняется мужчине. Там работают мужчины, женщины сидят дома и «цветут» для мужей, но не посторонних глаз. Здесь уместно говорить о независимом Я на Западе (преобладает индивидуалистическая культура) и взаимозависимости Я на Востоке (коллективисткая культура). Кстати, одно из объяснений превалирования у людей ЧАСТНОГО или ОБЩЕСТВЕННОГО самосознания объясняется принадлежностью человека к макрокультуре.

Каждый человек имеет возможность попробовать новую грань своего Я в следующих случаях – в мире насчитывается 5,4 миллиарда отдельных индивидуумов, 200 национально-государственных образований, 4 миллиона общин в различных населенных пунктах, 20 миллионов экономических организаций и сотни миллионов других формальных и неформальных групп, будь то семья, церковная паства, собрание жильцов или свидание влюбленных.

 

Формирование Я-концепции.

Выразительна теория стадий развития Я-концепции Э. Эриксона. Он считал, что осознание Я (идентичности) начинается в юношеском возрасте. Переход от детства к взрослости он определял именно по формированию Я- концепции. Закреплённое Я становится основой для последующей жизни. Это как фундамент, на которой будет строиться дальнейшая жизнь. Предположения Эриксона спорны. Так, Тейлор считал, что формирование Я-концепции происходит с младенчества. Для нас не существенно какая из теорий верна, важно то, что: Я-концепция – это длительный процесс, который продолжается всю жизнь пока человек жив.

На западе культивируют культ – будь собой, развивай своё Я. Если посмотреть западную литературу, то налицо самостоятельность героев «Илиады» и Гекльберри Финна. У нас – «Повесть о настоящем человеке», «Как закалялась сталь» и пр.

 

Структура личной определённости

«Назидательная новелла» Сервантеса показывает ненормально преувеличенный случай общего явления, когда поступки людей зависят от того, как они себя представляют. Главный герой новеллы убеждал себя и других, что он сделан из стекла.

Я-образы специфичны и изменяются по ситуации. Каждый человек без ошибок узнаёт себя, свои страхи, поступки, отличая их от других. Но существует биполяризация, раздвоение переживаний, относящихся к себе и внешнему миру.

 

Я-органическое. Существует связь тело – ощущения. Мы не можем воспринимать всё, что есть в нашем теле, но избирательно реагируем на некоторые сигналы тела. Основой формирования Я-концепции являются физические качества тела. Так, уродства, недостатки, цвет кожи могут мешать в карьере. У детей нет Я-концепции, но есть тело. По мере роста образуется Я-концепция. Персонификация развивается в момент вовлечения в группу.

Всякий раз, когда задевают категорию, с которой человек себя идентифицирует, он реагирует так, словно задет лично он (мать испытывает стыд за ребёнка, автомобилист переживает за удар автомобиля).

Я-концепция имеет временную характеристику, т.к. люди рождаются, живут, умирают. И при этом способны обозревать поведение ретроспективно – узнавать через других что было до их рождения и будет после (Я-концепция расширяется за пределы тела).

Самоконтроль связан с перцептуальным Я.

 

Я-персонификация.

Я-концепция обнаруживается путём изучения устойчивого отношения к своим действиям. Когда Я-концепция закрепляется в привычку, возникает желание это подкрепить. После успеха персонификация усиливается.

Мы различаемся поведением, которое организовано в устойчивые сегментарные схемы (боксёр – жесток в бою, но мягок с любимой, т.е. жёсткий на работе – мягкий дома).

Я-концепция различается по уровню осознания. Кто-то легко видит свои недостатки, кто-то не признаётся в этом. Психоаналитики утверждают, что такое поведение представляет собой реактивное образование против импульсов, которые слишком болезненны, чтобы можно было примириться с ними.

Я-концепции различаются по подвижности и гибкости. Кто-то быстро меняется под влиянием обстоятельств, кто-то нет. Обычные люди находятся посредине.

Я-концепция едина. Это позволяет знакомым с нами людьми действовать с нами по шаблону.

Я-концепция символична. Если наше имя забывают, о нём коснословят или произносят неверно – мы обижаемся. Известен факт, что даже скрывающиеся от полиции преступники сохраняют элементы прежних имён (свои инициалы, количество слогов). Считается, что это связано с конфликтом между желанием избежать узнавание и боязнью утратить чувство определённости. Лицо – тоже символ Я-концепции. Победившая красотка обидится, если её лицо не будет на обложке журнала, а преступник наоборот, этому рад.

Когда человек сознательно контролирует и направляет свои действия он занимается САМОРЕГУЛЯЦИЕЙ. Человек хранит о себе много информации на разном уровне (цель, желание, планы на будущее и на данный момент, Я-концепцию и т.д.). Поворачиваясь к ситуации «лицом», человек активирует свою «действующую Я-концепцию», то есть актуальную именно сейчас Я-концепцию.

На рисунке (а) представлен человек с его разными Я-концепциями (Я-колючий, Я-волнующийся, Я-пушистый, Я-глубокий и т.д.). Представим студента. На занятии он – студент, на вечеринке – весельчак и т.д. В перспективе, карабкаясь по служебной лестнице, согласно теории развития личности, студент может открыть новое Я и проявиться как дипломатичный человек, хотя изначально он может даже не подозревать об этом. На рисунке (б) студент активирует действующее Я (красным)

А) Б)

 

Концепция социальной роли.

Что такое роль? Римский философ Эпиктет (1-2 вв. до н.э.) сравнил человека с атёром:

«Не забудь – ты актёр и играешь в пьесе роль, назначенную автором. Коротка пьеса – коротка и роль, длинна – длина и она. Даст он тебе роль нищего – старайся вернее создать его тип, как тип калеки. Высшего правительственного лица или частного человека».

Р. Линтон (американец) ввёл термин роль в науку: роль – это «динамический аспект статуса». Из множества определений можно выделить ещё:

роль – это нормативная система действий, ожидаемых от индивида в соответствии с его социальной позицией. Нормативы предписаны, безличны, не ориентированы на особенности характера – этим достигается их универсальность в применении.

Роль

       
   


приписанная достигнутая

(гендерная – по полу) (выполняемая в профессии-

директор, тренер)

 

Роль

       
   


специфическая диффузная

(чётко ограниченная цель-кассир, парикмахер) (нет специальной направленности роли-

роль матери)

 

Для различения социальной роли придумана – УНИФОРМА (белые халаты, цвет хаки, атрибуты и знаки отличий военных). Не на рабочем месте униформа мешает выйти из должностной роли, поэтому её снимают (пример, многие милиционеры и военные переодеваются на работе; в Америке до работы женщина идёт в кроссовках, потом одевает туфли на каблуках). При встрече с человеком вне работы, знающим о должностной роли этого человека, необходимо сохранять тот статус, который предписан должностью (поездка на пикники, фуршеты).

ПРАВИЛО: поведение успешно, если при выполнении социальной роли оно соответствует ожидаемому образцу (касается и одежды).

 

Общество для облегчения взаимовлияния предписывает роли, но не каждый индивид с этим соглашается. Чтобы выполнить роль нужно:

1. знать требования к этой роли;

2. овладеть этой ролью и быть готовым принять её морально.

(здесь главное. Чтобы у человека не было внутриличностного конфликта между его Я-концепцией и предписанной ролью Я-концепцией)

Вспомнить пример из к/ф «Не родись красивой» или М. Твена «Принц и нищий», когда наряд принца начинает нравится бедному Тому.

Исследования, проведённые о мере совпадений Я-концепции личности и его Я-концепции –роли свидетельствуют, что разные их пересечения дают разные комбинации:

Малая площадь пересечения – малая степень ответственности, большая – очень ответственный человек.

Нужно помнить, что роль и личность отдельны, но влияют друг на друга. Пример: педагоги и их профессиональная деформация (поучать всегда, везде). Психиатры ставят диагнозы даже когда не имеют на это ни официального, ни морального права.

 

Группы, в которых придерживаются системы эталонов – эталонные. Каждый член её придерживается этих эталонов, играет свою роль, отведённую по статусу. Чтобы понять, что делает человек требуется учесть:

· его определение ситуации

· к кому он себя причисляет

· аудиторию, перед которой он самоутверждается

ПРИМЕР 1.: бизнесмены не любят налоги. Порою они на свои утехи тратят больше денег, чем на один налог. Почему? А потому, что в этой среде не принято платить налоги.

Статус – социальный процесс, свойственный только человеческим обществам, в которых признаётся место человека и строится соответственно отношение к нему. Статус будучи однажды установлен. Остаётся относительно постоянным: он может постепенно повышаться или понижаться в связи с поступками.

Конвенциальная роль и статус различны! Конвенциальная роль относится к вкладу участников в организованное предприятие.

Первое, что делают люди при знакомстве – определяют статус другого человека. Это естественно, потому что нет другого пути узнать, что можно ждать от человека.

Пример: важность личной определённости иллюстрирует случай с избирательной амнезией (заболевание при котором человек забывает кто он такой, но может помнить некоторые символы. Например, к полицейскому обращаются за помощью).

Обладая устойчивыми представлениями о себе, человек находит своё место в обществе. Вступая в отношения он усиливает чувство определённости.

Статус бывает:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.202.45 (0.054 с.)