Глава 3. Психология общения, взаимодействия и отношений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Психология общения, взаимодействия и отношений.



Общение как категория социальной психологии.

ОБЩЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

Исследования общения

Категория «общения» центральная в СП.

- это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношении, оказание взаимовлияния на их состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности.

За последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологии прежде всего. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия.

 

Вопрос о связи общения с деятельностью является принципиальным. Одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи является идея единства общения и деятельности (Г. М.Андреева, 1988); то есть, общение рассматривается как форма совместной деятельности; иногда деятельность и общение рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других случаях общение понимается как элемент любой деятельности, а последняя рассматривается как условие общения (А. Н. Леонтьев, 1965); общение можно интерпретировать как особый вид деятельности (А. А. Леонтьев, 1975)).

В отечественной психологии реализуется методологический принцип общения как субъект-субъектного взаимодействия, теоретически и экспериментально разрабатываемого Б, Ф. Ломовым (1984) и его сотрудниками. Рассматриваемое в этом плане общение выступает как:

· особая самостоятельная форма активности субъекта

· её результат - отношения человека с человеком, с другими людьми.

· в процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами, проявляется и развивается система отношений «субъект—субъект(ы)».

В целом теоретическая и экспериментальная разработка принципа общения в отечественной социальной психологии представлена в ряде работ А. В. Брушлинского, В. А. Поликарпова (1990).

Заканчивая краткое обсуждение категории общения, можно привести мнение В. В. Знакова: «Общением я буду называть такую форму взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психические качества друг друга, и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними. Под совместной деятельностью далее будут подразумеваться ситуации, в которых межличностное общение людей подчинено общей цели — решению конкретной задачи» (В. В. Знаков, 1994).

 

Общение: структура, функции, основные понятия

 

Под структурой объекта в науке понимается порядок совокупности устойчивых связей элементов объекта исследования, обеспечивающих его целостность как явления при внешних и внутренних изменениях.

 

Методологическая проработка проблема структуры общения (Г. М Андреева, 1988; Б. Ф.Ломов, 1981):

1. макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни. На этом уровне процесс общения изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни с акцентом на анализ психического развития индивида. Общение здесь выступает как сложная развивающаяся сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами.

2. мезауровень (средний уровень): общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности, в конкретных временных отрезках своей жизни. Главный акцент в изучении общения на этом уровне делается на содержательных компонентах ситуаций общения — по поводу «чего» и «с какой целью». Вокруг этого стержня «темы», «предмета» общения раскрывается динамика общения, анализируются используемые средства (вербальные и невербальные) и фазы, или этапы общения, в ходе которых осуществляется обмен представлениями, идеями, переживаниями.

3. микроуровень: главный акцент на анализе элементарных единиц общения как сопряженных актов или трансакций. Важно подчеркнуть, что элементарная единица общения — это не смена перемежающихся поведенческих актов, действий участников, а их взаимодействие. Она включает не только действие одного из партнеров, но и связанное с ним содействие или противодействие партнера. (Например, «вопрос — ответ», «побуждение к действию — действие», «сообщение информации — отношение к ней» и т. п.).

Функции общения

(По Г. М. Андреевой, 1980): информационной, интерактивной и перцептивной

(По Б. Ф.Ломову, 1984): информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная функции

· Информационно-коммуникативная функция общения в широком смысле заключается в обмене информацией или приеме-передаче информации между взаимодействующими индивидами.

При этом необходимо учитывать, что индивиды активны; взаимодействуют на мысли, чувства и поведение друг друга; едины в кодификации информации.

Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем: вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию (различные неречевые знаковые системы). В свою очередь, невербальная коммуникация также имеет несколько форм:

кинетику (отико-кинетическая система, включающая в себя жесты, мимику, пантомимику);

паралингвистику (система вокализации, паузы, покашливания и т. п.);

проксемику (нормы организации пространства и времени в общении)

визуальное общение (система «контакта» глазами).

Иногда отдельно рассматривается как специфическая знаковая система совокупность запахов, которыми могут обмениваться партнеры по общению.

· Регуляторно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия.

В процессе общения как взаимодействии (вербальном, физическом, невербальном) индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решения, на выполнение и контроль действий, т. е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения. Другими словами — не бывает общения без воздействия и регуляции, так же как взаимодействия без общения.

· Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение — важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей: происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

 

При изучении перцептивной стороны общения используется специальный концептуально-терминологический аппарат:

· понимание-взаимопонимание общающихся субъектов

Понимание — это определенная форма воспроизведения объекта в сознании, возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с познаваемой реальностью (В. В. Знаков, 1994).

· идентификация, эмпатия и рефлексия, аттракция.

В проблематике общения:

идентификация — это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления.

Под эмпатией также понимается мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека. Слово «понимание» здесь используется в метафорическом смысле — эмпатия есть аффективное «понимание».

Рефлексия в проблеме понимания друг друга — это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению, В ходе взаимного отражения участников общения «рефлексия» является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.

Аттракция — это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений. В настоящее время формируется расширенная трактовка процесса аттракции — как формирование эмоционально-оценочных представлений друг о друге, о своих межличностных взаимоотношениях (как положительных, так и отрицательных), как своего рода социальной установки с преобладанием эмоционально-оценочного компонента.

Подробное обсуждение методов в ряде цитируемых выше работ и специально в работах Р. Бэйлса (1970); Г. Фаснахта(19&2), М. Аргайла.А. Фенхейма и Дж. Грехем (1981). В последней монографии дано теоретическое и экспериментальное обоснование так называемого ситуативного подхода, в настоящее время широко используемого в исследованиях проблем общения.

И, наконец, необходимо упомянуть о таком подходе, широко используемом в прикладной исследовательской практике изучения общения, как трансактный анализ. Подробное описание основных положений подхода можно найти в paботе Э. Берна (1996).

  Тип эмпирической информации (получаемых данных)
Тип источника получения данных Субъективный Объективный
Участник изучаемой ситуации Методы самоотчета Методы самоотчета о поведении
Внешний наблюдатель Субъективные отчеты наблюдателя Поведенческие методы

 

Таблица. Типы методов исследования общения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.009 с.)