Первый период (60-е годы XIX в. — начало XX вв.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первый период (60-е годы XIX в. — начало XX вв.)



В этот период развитие российской социальной психологии обусловливалось особенностями:

§ общественно-исторического развития общества;

§ состоянием и спецификой развития общественных и естественных наук;

§ особенностями развития обшей психологии;

§ спецификой научных традиций, культуры, менталитета общества.

Психология в целом отвоёвывала место среди других наук о природе, обществе, человеке. Шла острая борьба за статус психологии, дискутировалась проблема ее предмета, методов исследования. Стоял кардинальный вопрос о том, кому и как разрабатывать психологию. Существенное значение имела проблема общественной детерминации психики. Происходило столкновение интраспекционистского и поведенческого направления в психологии.

Социально-психологические идеи развивались внутри прикладных психологических дисциплин, уделяя особое внимание на психологические особенности людей, проявляющиеся в их взаимодействии, совместной деятельности и общении. Источником эмпирики на тот момент являлись сферы вне психологии (медицина, военная и юридическая практик, изучение национальных особенностей поведения).

Для истории социальной психологии большой интерес и ценность представляет психологическая школа в социологии (П. Л. Лавров (1865), Н. И. Кареев (1919), М. М. Ковалевский; (1910), Н. К. Михайловский (1906)). Так, по его мнению Н. К. Михайловского, социально-психологическому фактору принадлежит решающая роль в ходе исторического процесса и законы, действующие в социальной жизни, надо искать в социальной психологии. Перу этого автора принадлежит также разработка психологии массовых социальных движений, одной из разновидностей которых являются революционные движения. В своей концепции Н.К. Михайловский уделил внимание взаимодействию героя (вожак) и толпы. Толпа, являясь самостоятельным социально-психологическим явлением, выдвигает вожака, и он управляет толпой. Вожак аккумулирует разрозненные, функционирующие в толпе чувства, инстинкты, мысли. Отношения между героем и толпой определяются характером данного исторического момента, данного строя, личными свойствами героя, психическими настроениями толпы. Общественные настроения являются фактором, который с необходимостью должен учитывать герой, чтобы массы шли за ним. Функция героя заключается в том, чтобы управлять настроением толпы, быть способным использовать его для достижения поставленных целей. Он должен использовать общую направленность деятельности толпы, обусловленную сознанием общих нужд. Исследуя проблему общения между героем и толпой, межличностное общение людей в толпе, он в качестве механизмов общения выделяет внушение, подражание, заражение, противопоставление. Главный из них — подражание людей в толпе. Основой подражательности является гипнотизм. В толпе нередко осуществляется автоматическое подражание, «нравственная или психическая зараза».

Особая гордость за отечественных исследователей переполняет при имени В.М. Бехтерева, начавшего занятия по социальной психологией в конце XIX в.

 

1908 г. Публикуется текст его речи на торжественном актовом собрании Петербургской Военно-медицинской академии. (Речь была посвящена роли внушения в общественной жизни).
1905 г. Появляется его работа «Личность и условия ее развития»
1911 г. Появляется его работа «Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки» (содержится развернутое изложение его взглядов на сущность социально-психологических явлений, на предмет социальной психологии, методы этой отрасли знания).
1917 г. Развитием его общепсихологической теории, составлявшей специфическое российское направление психологической науки — рефлексологию
1921 г. Публикует свой фундаментальный труд «Коллективная рефлексология», который может рассматриваться как первый в России учебник по социальной психологии (принципы рефлексологического объяснения сущности индивидуальной психологии были распространены на понимание коллективной психологии).
1920-1930 гг. Разворачивается научная дискуссия относительно коллективной рефлексологии по диаметрально противоположным направлениям.

 

Заслуги В.М. Бехтерева:

§ принадлежит развернутое определение предмета социальной психологии (это изучение психологической деятельности собраний и сборищ, составляемых из массы лиц, проявляющих свою нервно-психическую деятельность как целое).

§ введено понятие «коллективной рефлексологии» (Благодаря общению людей на митинге или в правительственном собрании — везде проявляется общее настроение, соборное умственное творчество и коллективные действия многих лиц, связанных друг с другом теми или другими условиями).

§ выделяет системообразующие признаки коллектива(общность интересов и задач, побуждающих коллектив к единству действий).

§ выделил в качестве социально-психологических феноменов взаимодействие, взаимоотношения, общение, коллективные наследственные рефлексы, коллективное настроение, коллективное сосредоточение и наблюдение, коллективное творчество, согласованные коллективные действия.

§ предложил положение о коллективе как развивающемся образовании.

§ разработал объективные методы социальной психологии (наблюдение, анкеты, опросы).

§ совместно с М. В. Ланге (1925) поставленным экспериментом показал, как социально-психологические явления — общение, совместная деятельность — влияют на формирование процессов восприятия, представлений, памяти. Эти исследования послужили истоком особого направления в отечественной психологии — изучения роли общения в формировании психических процессов.

Второй период (20-е годы — первая половина 30-х годов XX века)

Преобразования России после 1917 года неумолимо заставили научную общественность обратить взор на социальную психологию. Перед ней были поставлены практические задачи (организация работы по восстановлению народного хозяйства, борьба с беспризорностью, ликвидация безграмотности, восстановление учреждений культуры).

Этот поиск осуществлялся двумя способами:

· в дискуссиях с основными школами зарубежной социальной психологии;

· путем освоения марксистских идей и применения их к пониманию сути социально-психологических явлений.

Учитывая факт, что социальная психология в этот период была опутана идеологической паутиной, и её развитие ограничивалось жёсткими рамками, поиск собственного пути значительно осложнялся. Их двух имеющихся тенденций (того, что есть на самом деле в практике и того, что требовала идеологическая цензура) приходилось отфильтровывать весь имеющийся на тот момент материал, оставляя лишь крупинки истины. Затем путём соединения совпадающих с марксисткими «буржуазных» (зарубежных) положений формировалась наука. Основными лидерами дискуссий по проблемам «психология и марксизм» являлись Л. Н. Войтоловский (1925), М. А. Рейснер (1925), А. Б. Залкинд (1927), Ю. В. Франкфурт(1927), К. Н. Корнилов (1924), Г. И. Челпанов (1924).

Построение марксистской социальной психологии опиралось на солидную материалистическую традицию в русской философии. Особое место в период 20-30-х годов заняли труды Н. И. Бухарина и Г. В. Плеханова. Освоение марксизма в 20-30-х годах осуществлялось совместно в социальной и обшей психологии. Это было естественно и объяснялось тем, что представителями этих наук обсуждался ряд кардинальных методологических проблем: соотношение социальной психологии и индивидуальной психологии; соотношение социальной психологии и социологии; природа коллектива как основного объекта социальной психологии.

Вопрос о взаимоотношении индивидуальной и социальной психологии трансформировался в вопрос о соотношении экспериментальной и социальной психологии. Особое место в дискуссиях по вопросу о перестройке психологии на основе марксизма занимал Г. И. Челпанов (Г. И. Челпанов, 1924). Он утверждал необходимость самостоятельного существования социальной психологии наряду с психологией индивидуальной, экспериментальной.

Одним из основных направлений в социальной психологии 20-30-х годов было исследование проблемы коллективов (теории коллективов, их классификации, изучении разных коллективов), которыми занимались социальные психологи Б. В. Беляев {1921), Л. Бызов (1924), Л. Н. Войтоловский (1924), А. С. Затужный (1930), М. А. Рейснер (1925), Г. А. Фортунатов (1925). В этот период по существу был заложен фундамент последующих исследований психологии групп и коллективов в отечественной науке,

Итогом работы предшественников явился I Всесоюзный съезд по изучению поведения человека (1930). На нём в методологическом плане обсуждались проблемы личности, проблемы социальной психологии и коллективного поведения. Главным социально-психологическим феноменом стал коллективизм, по-разному проявляющийся в разных условиях, в разных объединениях. Теоретические, методологические, конкретные задачи по изучению коллектива были отражены в специальном постановлении съезда.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.007 с.)