ТОП 10:

Глава XIV. ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ



 

Статья 77. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

 

Комментарий к статье 77

 

Пункт 1 комментируемой статьи выделяет в составе земель сельскохозяйственного назначения две группы земель - "предоставленные для нужд сельского хозяйства" и "предназначенные для этих целей". Однако точный состав этих двух групп земель не раскрывается ни в ЗК РФ, ни в Законе N 101-ФЗ. Вместо этого в п. 2 ст. 77, п. 1 ст. 78, ст. 79, ст. 81 ЗК РФ перечисляются (выделяются), по сути, виды разрешенного использования земельных участков. Причем в их перечислении не просматривается какая-либо научная или научно-практическая классификация.

В настоящее время в РФ отсутствует единый классификатор видов разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственного назначения. Приказом от 27 декабря 2006 г. N П/0425 Федерального агентства кадастра объектов недвижимости "Об утверждении классификаторов и справочников, входящих в "Сборник классификаторов и справочников автоматизированной системы ведения государственного кадастра недвижимости" установлен классификационный код 141000000000 - "Земли сельскохозяйственного назначения". Для вида "сельскохозяйственное производство" указанной классификацией предусмотрено пять подвидов, причем сельскохозяйственные угодья - один из пяти. Еще одиннадцать - для других видов, и среди них отдельно указаны "фонд перераспределения" и "для иных видов разрешенного сельскохозяйственного использования".

В классификаторе, который был разработан Регистрационной палатой МО совместно с Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по МО и федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата" по МО, вид "сельскохозяйственное производство" предусматривает только сельхозугодья, а общее количество видов - двенадцать.

Предполагалось, что вопрос об исчерпывающем перечне видов разрешенного использования на землях сельскохозяйственного использования разрешится после принятия внесенного в Государственную Думу в 2011 г. проекта N 480434-5 ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ, другие законодательные акты РФ в части уточнения порядка предоставления земельных участков и определения порядка их разрешенного использования", который после всех трех чтений и подписания Президентом России должен был вступить в силу с 1 января 2012 г. Однако указанный проект так и не был преобразован в закон.

В п. 2 комментируемой статьи перечисляются отдельные виды разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения, среди которых первыми в перечне указываются сельскохозяйственные угодья. Такие угодья имеют приоритет в использовании этих земель, как предназначенных для жизненно важных публичных нужд со сложно выстроенной системой правового регулирования, во главе которого стоит Закон N 101-ФЗ как специальный акт. Остальные законы являются общими по отношению к указанному Закону в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения <629>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

"Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (под ред. А.А. Ялбулганова) включен в информационный банк.

 

<629> Научно-практический комментарий к ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (постатейный) / Под ред. А.А. Ялбулганова. М.; Иваново, 2007. С. 6 (ком. к ст. 1, автор - А.А. Ялбулганов).

 

Сельскохозяйственные угодья в строгом смысле слова в период аграрной реформы - пашни, сенокосы и пастбища. Именно эти три подвида разрешенного использования были взяты за основу расчета среднерайонной доли бесплатной передачи земли в баллогектарах в процессе подготовки проектов землеустройства (перераспределения) реорганизуемых колхозов и совхозов. Земельная доля, право на которую возникало у граждан в основном в 1992 - 1995 гг. после утверждения главами администраций районов, состояла (и состоит в настоящее время) из сельскохозяйственных угодий: не менее 2/3 - пашня, остальное - "прочие угодья".

Все остальные виды разрешенного использования (несельскохозяйственные угодья): внутрихозяйственные дороги, коммуникации, лесные насаждения, водные объекты, а также здания, строения, сооружения соответствующего функционального назначения - являются вспомогательными, играют хотя и важную, но вспомогательную роль в обороте земель сельскохозяйственного назначения.

 

Статья 78. Использование земель сельскохозяйственного назначения

 

Комментарий к статье 78

 

Пункт 1 комментируемой статьи перечисляет отдельные категории граждан, коммерческие и некоммерческие организации, а также "нетрадиционные" субъекты - казачьи общества и общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, которые могут использовать земли сельскохозяйственного назначения. Этот длинный перечень (исключая, может быть, "нетрадиционные" субъекты, положение о которых продублировано в ст. 83 ЗК РФ) с точки зрения законодательной техники выглядит совершенно излишним, так как Конституция РФ и без того гарантирует всем без исключения лицам самый широкий спектр прав на владение, пользование и распоряжение землей (ст. 9, ст. 36) и не допускает какой-либо дискриминации (ч. 2 ст. 19). Более того, собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков вправе использовать земельные участки в соответствии со ст. ст. 40 - 43 ЗК РФ с учетом положений ст. 27 ЗК РФ. Поэтому какую-либо смысловую нагрузку п. 1 ст. 78, на наш взгляд, практически не несет.

Требование пункта 2 ст. 78 направлено на сочетание интересов публичной власти, хозяйствующих субъектов, осуществляющих строительство линейных объектов, и общества в целом, что является примером реализации ряда принципов земельного права - подп. 1, 2, 6 и 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ.

Пункт 3 комментируемой статьи допускает на землях сельскохозяйственного назначения "осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства". Пункт введен Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <630> (далее - Закон N 209-ФЗ). Пункт 1 ст. 25 Закона N 209-ФЗ предусматривает, что для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным законодательством и лесным законодательством. Одно из условий охотхозяйственного соглашения включает в себя сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах и предоставляемых в аренду земельных участках и лесных участках (подп. 1 п. 4 ст. 27 Закона N 209-ФЗ).

--------------------------------

<630> Российская газета. 2009. 28 июля. N 4961. Вступил в силу с 1 апреля 2010.

 

Подпункт 7 п. 1 ст. 12 Закона N 209-ФЗ предусматривает такой вид охоты, как охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации; охота, осуществляемая лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования. Напомним, что в РФ проживает 34 коренных малочисленных народа, для которых земля и другие природные биологические ресурсы были и остаются решающим источником жизнеобеспечения и сохранения их как этнических общностей. Подавляющее их большинство живет на северных территориях РФ (около 60% ее площади), границы которых простираются с запада на восток от Кольского полуострова до Чукотки более чем на 6400 км и с севера на юг от островов Северного Ледовитого океана до отдельных северных районов Республики Бурятия, Хабаровского края, Читинской и Амурской областей более чем на 2700 км <631>. Значительная часть земель проживания таких народов входит в состав земель сельскохозяйственного назначения.

--------------------------------

<631> Емельянова Т.А. Рациональное использование и охрана земель северных территорий Российской Федерации (экономика и организация): Дис. ... д-ра экон. наук. М., 2006. С. 10.

 

Статья 79. Особенности использования сельскохозяйственных угодий

 

Комментарий к статье 79

 

В п. 1 комментируемой статьи раскрывается состав сельскохозяйственных угодий, включающий пять подвидов разрешенного использования. Законодатель в данном случае не проявил какой-либо оригинальности и возвел в ранг нормы расшифровку экспликации земель из стандартного проекта землеустройства (перераспределения) реорганизуемого колхоза (совхоза) 1992 - 1995 гг., изменив только первоначальный порядок следования подвидов (пашня, многолетние насаждения, залежи, сенокосы, пастбища, лесные площади, кустарники, болота, под водой, нарушенные земли).

Комментируемая статья, несмотря на свой заголовок, на самом деле не раскрывает все особенности использования сельскохозяйственных угодий, используя в п. 1 юридически бессодержательное выражение "приоритет в использовании", а в п. 4, говоря об особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодьях, предусматривает, что они могут быть в соответствии с законодательством субъектов РФ включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

Пункт 4 ст. 79 наделяет субъекты РФ правом составления перечней особо ценных угодий, использование которых для других целей не допускается. На самом деле речь в данном случае идет не просто об угодьях, а о конкретных земельных участках не обязательно с определенными на местности границами, так как при выделе земельных участков в счет земельных долей кадастровыми инженерами используется в основном картометрический способ определения местоположения границ. Перечень особо ценных земельных участков утверждается главой субъекта РФ и опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ. Правовой режим особо ценных угодий заключается прежде всего в невозможности изменения вида разрешенного использования. Однако до настоящего времени федеральным законодателем и не разработаны и не рекомендованы для повсеместного применения принципы хозяйственного использования особо ценных угодий, возможности использования пашни, например, для сенокосов или пастбищ, ответственность за неиспользование таких угодий. Вне всякого сомнения, правило пункта 4 ст. 79 ЗК РФ только частично разрешило вопрос об особо ценных угодья из состава земель сельскохозяйственного назначения.

Правило пункта 5 комментируемой статьи - порядок использования земельных долей - и вовсе выходит за рамки особенностей использования сельскохозяйственных угодий. Оборот земельных долей не связан непосредственно с "использованием" сельскохозяйственных угодий, он имеет самостоятельный характер. В процессе этого оборота происходит всего лишь смена собственника долей <632>. С точки зрения законодательной техники, обособленность оборота земельных долей также подчеркивается включением правил о них в отдельную главу III (ст. ст. 12, 12.1, 13, 13.1, 14) Закона N 101-ФЗ.

--------------------------------

<632> См.: Столяров В.М. Организационно-экономический механизм консолидации и организации использования земельных долей (на примере Владимирской области). Дис. ... канд. экон. наук. М., 2013. С. 39 - 46.

 

Статья 80. Фонд перераспределения земель

 

Комментарий к статье 80

 

Пунктом 1 комментируемой статьи предусмотрено создание специального фонда перераспределения земель. Такой фонд не является изобретением действующего ЗК РФ. Его возникновение связано с особенностями проведения земельной реформы в 90-е гг. XX в. Пунктом 5 Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 было предусмотрено включение в фонды перераспределения земель участков, остающихся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерным обществам, в том числе созданным на базе государственных сельскохозяйственных предприятий <633>.

--------------------------------

<633> ВСНД и ВС. 1992. N 1. Ст. 53.

 

Пункт 7 Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 ввел следующее правило:

"Установить, что комитеты по земельным ресурсам и землеустройству по поручению местных администраций имеют право выкупать по договорным ценам земельные доли (паи) в целях пополнения фондов перераспределения земель и наделения граждан и юридических лиц земельными участками и их продажи.

Образовать для этих целей в комитетах по земельным ресурсам и землеустройству специальные денежные фонды за счет части средств, поступающих от продажи или сдачи в аренду местной администрацией земельных участков, компенсационных платежей за отвод сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных целей, штрафов за нарушение земельного законодательства, части средств, выплачиваемых за предоставление услуг, оказываемых комитетами по земельным ресурсам и землеустройству при проведении операций с земельными участками. Указанные фонды кроме выкупа земельных долей (паев) используются также на улучшение земель, обустройство территорий, материально-техническое обеспечение комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, проведение земельно-кадастровых работ <634>.

--------------------------------

<634> САПП РФ. 1993. N 44. Ст. 4191.

 

Пункт 6 Указа Президента РФ от 7 марта 1996 г. N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю" разрешил органам местного самоуправления по заявлению собственника выкупать его земельную долю в целях пополнения фонда перераспределения земель и передачи (продажи) юридическим лицам и гражданам Российской Федерации для производства сельскохозяйственной продукции. Порядок и условия выкупа устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации <635>.

--------------------------------

<635> СЗ РФ. 1996. N 11. Ст. 1026.

 

Согласно "Рекомендациям по проведению землеустроительных работ при реорганизации колхозов и совхозов" (утверждены 27 февраля 1992 г. зампредседателя Роскомзема В.В. Алакоз <636>) в экспликации земель и на плане землепользования указываются и показываются границы земель, включенных в фонд перераспределения, с указанием границ территорий, рекомендуемых под организацию крестьянских (фермерских) хозяйств, садоводство и другие цели.

--------------------------------

<636> Документ опубликован не был.

 

В настоящее время фонд перераспределения можно определить как часть земель сельскохозяйственного назначения без определенных границ и с изменяющейся площадью, состоящую из земельных участков, а также земель, в состав которых входят сельскохозяйственные угодья и другие виды земель, которые находятся в ведении субъектов РФ или муниципальных образований, не предоставленные на каком-либо праве ни гражданам, ни юридическим лицам.

Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (абз. 5 п. 4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ).

Пункт 2 комментируемой статьи прямо не указывает основания включения земельных участков в фонд перераспределения, отсылая участников правоотношений к федеральным законам. Такими основаниями могут быть, во-первых, приобретение земельных участков в порядке реализации преимущественного права субъекта РФ или муниципального образования в соответствии со ст. 8 Закона N 101-ФЗ. Во-вторых, отчуждение земельного участка по основаниям, которые установлены ст. 5 Закона N 101-ФЗ. В-третьих, в фонд перераспределения автоматически включаются земельные участки в случае отказа от права на них.

Субъекты РФ в своих законах не обходят вниманием фонд перераспределения земель и источники его формирования. В одних случаях они воспроизводят положения ст. 80 ЗК РФ, как, например, в Республиках Адыгея <637> и Дагестан <638>, в Ростовской области <639>. В других - дополняют положения комментируемой статьи.

--------------------------------

<637> Статья 23 Закона Республики Адыгея от 07.06.2007 N 86 "О регулировании земельных отношений" (ред. от 18.12.2007) // СПС "КонсультантПлюс".

<638> Статья 75 Закона Республики Дагестан от 29 декабря 2003 года N 45 "О земле" // СПС "КонсультантПлюс".

<639> Статья 15 Закона Ростовской области от 9 июля 2003 г. "О регулировании земельных отношений в Ростовской области" // СПС "КонсультантПлюс".

 

Так, например, в Тюменской области в фонд перераспределения земель включаются: часть земель запаса, участки, на которые прекращается право собственности, пожизненного наследуемого владения и пользования без передачи этих прав другим физическим и юридическим лицам, а также участки, остающиеся после бесплатной передачи в общую совместную и общую долевую собственность <640>.

--------------------------------

<640> Статья 3.7 Закона Тюменской области от 26.12.1995 N 23 "Об областном земельном фонде Тюменской области" // СПС "КонсультантПлюс".

 

Согласно подп. 2 п. 2 ст. 11 Закона Тамбовской области от 5 декабря 2007 года N 316-З "О регулировании земельных отношений в Тамбовской области" фонд перераспределения земель формируется за счет земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в фонд перераспределения земель области при принудительном изъятии земельных участков в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами <641>.

--------------------------------

<641> СПС "КонсультантПлюс".

 

Пункт 3 ст. 80 ЗК РФ по вопросу об использовании земель фонда перераспределения отсылает к ст. 78 ЗК РФ, законам и иным нормативным правовым актам.

Пункт 4 комментируемой статьи предусматривает общедоступность сведений о наличии земель в фонде перераспределения. Формулировка указанного пункта с юридической точки зрения выглядит не совсем корректной, даже тавтологической. Естественно, что речь должна идти не о землях в составе земель, а о земельных участках в составе фонда перераспределения. Однако до настоящего времени не разработан механизм взаимодействия публичных субъектов с Росреестром по вопросу учета земельных участков в таком фонде, хотя для него "Сборником классификаторов и справочников автоматизированной системы ведения государственного кадастра недвижимости" предусмотрен самостоятельный классификационный код - 141011000000.

Также, и это, пожалуй, наиболее важное обстоятельство, законодательство не обязывает ни субъекты РФ, ни органы местного самоуправления строго учитывать состав фонда перераспределения, а тем более определять на местности местоположение границ земельных участков. Исключения представлены только земельными участками, которые приобретены в порядке реализации преимущественного права субъекта РФ или муниципального образования в соответствии со ст. 8 Закона N 101-ФЗ, или в связи с отчуждением земельного участка по основаниям, которые установлены ст. 5 этого же Закона. Еще одно исключение - отказ от права на земельный участок. Во всех трех случаях границы земельного участка определены, местоположение его известно.

Для получения объективной картины о составе фонда перераспределения органам местного самоуправления (а именно они реально распоряжаются входящими в его состав земельными участками) необходимо проведение не только первичной инвентаризации таких земель, но и ежегодно обновлять полученные ранее сведения. В некоторых субъектах РФ такая работа проводится систематически. Так, например, в целях формирования собственности Тюменской области и вовлечения в оборот земельных участков уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области начиная с 2003 года осуществляется инвентаризация используемой, востребованной пашни фонда перераспределения земель Тюменской области, площадь которой составляет 66,9 тыс. га. Инвентаризация земель проводится в рамках областной программы, утвержденной Постановлением губернатора Тюменской области от 22.10.2002 N 384 "Об областной целевой программе "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на территории Тюменской области (2002 - 2007 годы)". Инвентаризация с 2004 г. проводится по районам. Часть земельных участков поставлена на кадастровый учет, а сведения о свободных участках Фонда опубликованы в районных газетах и газете "Тюменская область сегодня" <642>.

--------------------------------

<642> Информация о реализации Закона Тюменской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования" (приложение к Постановлению Тюменской областной Думы от 22.12.2005 N 2545) // Вестник Тюменской областной Думы. 2005. N 12. Земли сельскохозяйственного назначения в земельном фонде Тюменской области составляют 4571,3 тыс. га, в том числе сельскохозяйственные угодья - 2932,0 тыс. га (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, многолетние насаждения) // Там же.

 

В Ивановской области в каждом районе соответствующий комитет администрации ведет каталог земель фонда перераспределения на территории землепользования бывшего колхоза (совхоза), а также в целом по всем землепользованиям района. Местоположение таких земельных участков указывается ориентировочно на картографической основе из проекта перераспределения земель 1992 - 1996 гг. На местности местоположение границ определяется только после обращения в орган местного самоуправления заинтересованного в предоставлении земельного участка лица.

Из приведенных примеров видно, что общедоступность сведений о наличии земель в фонде перераспределения, которая декларируется комментируемой статьей, не гарантирует в настоящее время получение заинтересованными лицами сведений об образованных земельных участках.

Данные о динамике "движения" земель и земельных участков по четырем отдельным субъектам РФ в ЦФО, Поволжье, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке помогают понять значение комментируемой статьи для оборота земель сельскохозяйственного назначения и для эффективности управления земельными ресурсами.

В Ивановской области, по данным государственного земельного кадастра, на 01.01.2010 общая площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 1074,2 тыс. га, или 50,1% от общей площади земель. В 2009 году было переведено в фонд перераспределения земель 5 тыс. га сельскохозяйственных угодий, из которых 30% приходится на Тейковский, 25% на Шуйский муниципальные районы Ивановской области. В состав данной категории земель входят земли фонда перераспределения земель площадью 185,8 тыс. га или около 18% земель категории "земли сельскохозяйственного назначения" <643>.

--------------------------------

<643> Распоряжение правительства Ивановской области от 16 ноября 2010 г. N 389-рп "О концепции использования и распоряжения земельными ресурсами Ивановской области" // http://www.mosoblreg.ru/content/o-kontseptsii-ispolzovaniya-i-rasporyazheniya-zemelnymi-resursami-ivanovskoi-oblasti (дата обращения: 05.02.2014).

 

На 1 января 2012 года на территории Ульяновской области площадь земельного фонда составила 3718,1 тыс. га. Более половины территории области занимают земли сельскохозяйственного назначения - это 2327,7 тыс. га (62,6% от общей площади земель Ульяновской области). На 1 января 2012 года общая площадь земель запаса составила 15,7 тыс. га. Неиспользуемый фонд перераспределения земель является частью этой категории земель и составляет 15,0 тыс. га <644>, то есть менее 1% земель данной категории.

--------------------------------

<644> http://uln.real-estate.ru/archive/2012/189/3199 (дата обращения: 05.02.2014).

 

На 1 января 2011 года площадь земель сельскохозяйственного назначения Забайкальского края составила 8069,2 тыс. га, или 18,7% площади края. Фонд перераспределения на указанную дату увеличился на 10 тыс. га и составил 703,9 тыс. га за счет изъятия земель у сельскохозяйственных предприятий, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств в связи с окончанием сроков аренды. Площадь сельскохозяйственных угодий, вошедших в фонд перераспределения, увеличилась на 3 тыс. га, составила 520,4 тыс. га. Увеличение площади сельскохозяйственных угодий произошло за счет увеличения площади пашни, залежи, сенокосов и пастбищ <645>. Фонд перераспределения составляет, таким образом, ок. 8,5,% всех земель сельскохозяйственного назначения, из которых не менее 95% - сельхозугодья.

--------------------------------

<645> http://protown.ru/russia/obl/articles/8243.html (дата обращения: 05.02.2014).

 

В Сахалинской области на 1 января 2011 г. из общей площади земли сельскохозяйственного назначения в 17 районах составляют 168,6 тыс. га (1,94% из всего земельного фонда области). В период с 2003 по 2007 г. земли фонда перераспределения на землях сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственные угодья) постепенно увеличились с 4,5 тыс. га до 22,9 тыс. га <646>, что составляет не менее 13% всех сельхозугодий.

--------------------------------

<646> Доклад о состоянии и использовании земель Сахалинской области в 2010 году // http://rudocs.exdat.com/docs/index-446631.html?page=2.

 

Статья 81. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства

 

Комментарий к статье 81

 

Комментируемая статья является отсылочной, устанавливая общие правила о предоставлении из фонда перераспределения земель земельных участков для различных видов разрешенного использования. Положения этой статьи взаимосвязаны с абз. 2 п. 1 ст. 1 Закона N 101-ФЗ. Каждому из четырех пунктов ст. 81 ЗК РФ корреспондирует специальный федеральный закон. Пункту 1 - Закон о КФХ; пункту 2 - Закон N 66-ФЗ; пункту 3 - Закон об ЛПХ. Наконец п. 4 комментируемой статьи отсылает к Закону N 101-ФЗ и законодательству о земле субъектов РФ.

Также п. п. 2, 3 и 4 комментируемой статьи самым тесным образом связаны с правилами ст. 34 ЗК РФ о порядке предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. В нашем комментарии к ст. 34 ЗК РФ мы самым подробным образом разбираем вопросы о видах деятельности на дачном земельном участке, включая возведение на земельных участках строений, а также использование приусадебного земельного участка для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений. По этой причине, избегая повторений, мы отсылаем читателя к указанному комментарию.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона о КФХ в состав имущества фермерского хозяйства может среди другого имущества входить земельный участок.

Для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (п. 1 ст. 11 Закона о КФХ).

Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий (п. 2 ст. 11 Закона о КФХ).

Порядок предоставления земельных участков для указанных целей подробно описан в ст. 12 Закона о КФХ. Он предусматривает обращение с заявлением к публичному образованию, в котором указывается:

1) цель использования земельных участков (осуществление фермерским хозяйством его деятельности, расширение такой деятельности);

2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);

3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);

4) срок аренды земельных участков;

5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);

6) предполагаемое местоположение земельных участков.

К заявлению может быть приложен документ о государственной регистрации фермерского хозяйства. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает по межведомственному запросу документы о государственной регистрации фермерского хозяйства (сведения, содержащиеся в них) в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и КФХ, если указанные документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.

Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В случае представления заявления через многофункциональный центр схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Законом N 221-ФЗ, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.

Договор купли-продажи или аренды земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия решения публичными образованиями.

Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.

Минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Для осуществления фермерским хозяйством его деятельности граждане, изъявившие соответствующее желание, вправе подать в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Предоставление гражданам таких земельных участков осуществляется в порядке, установленном п. п. 1 - 6 ст. 12 о КФХ.

 

Статья 82. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным обществам и товариществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научным организациям, образовательным организациям, осуществляющим подготовку кадров в области сельского хозяйства, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

 

Комментарий к статье 82

 

Комментируемая статья является отсылочной. В свою очередь п. 3, абз. 6 п. 4, п. 5, п. 7 ст. 10 Закона N 101-ФЗ, к которому она отсылает, также являются отсылочными. Причем п. 3 и п. 5 ст. 10 Закона N 101-ФЗ отсылают участников правоотношений обратно к ЗК РФ (к ст. ст. 38 и 34). Пункт 2 ст. 10 Закона N 101-ФЗ с точки зрения законодательной техники включает как положения отсылочного характера на ст. 34 ЗК РФ, так и формулирует собственные материально-правовые нормы. К законодательству субъектов РФ отсылают абз. 3 - 6 п. 4, а также п. 7. Поэтому применение на практике ст. 82 ЗК РФ представляет определенные сложности.

Статья 82 ЗК РФ (с учетом отсылок) устанавливает условия предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения юридическим лицам и особым субъектам земельных отношений - религиозным организациям, казачьим обществам, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Такие условия имеют как общие черты с условиями предоставления земельных участков, которые предусмотрены ст. ст. 28, 33, 34, 37, 38, так и свои особенности. Статья 10 Закона N 101-ФЗ предусматривает предоставление земельных участков в собственность или в аренду как на торгах (конкурсах и аукционах) (абз. 1 п. 1, п. 3 ст. 10 Закона N 101-ФЗ), так и без торгов (абз. 1, 2, 5, 6 п. 4, п. 5, абз. 1 п. 5.1, п. п. 6 и 7 ст. 10 Закона N 101-ФЗ), на возмездной или безвозмездной основе (абз. 5 п. 4 ст. 10 Закона 101-ФЗ).

Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со ст. 38 ЗК РФ (п. 3 ст. 10 Закона N 101-ФЗ).

Условиями предоставления земельных участков в собственность или в аренду без торгов являются:

в собственность, если земельный участок арендуется в течение трех лет (абз. 1 п. 4 ст. 10 Закона 101-ФЗ);

в аренду:

при подаче только одного заявления о предоставлении земельного участка в аренду (абз. 1 п. 2 ст. 10 Закона N 101-ФЗ);

предоставление для сенокошения и выпаса скота в порядке, установленном ст. 34 ЗК РФ (п. 5 ст. 10 Закона N 101-ФЗ);

или в собственность, или в аренду:

сельскохозяйственной организации передается земельный участок, выделенный в счет земельных долей и принадлежащий муниципальному образованию на праве собственности, если сельскохозяйственная организация обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок (абз. 1 п. 5.1 ст. 10 Закона 101-ФЗ);

если земельный участок ранее использовался на праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 7 ст. 10 Закона N 101-ФЗ).







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.208 (0.026 с.)