Место социологии в системе других наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место социологии в системе других наук



Место социологии в системе других наук

6. Социологический проект О. Конта.

7. «Органическая социология» Г. Спенсера.

8. Социология Э. Дюркгейма.

9. Социологическая теория марксизма.

10. «Понимающая социология» М. Вебера.

Общество как социальная система.

12. Типология обществ.

13. Социальные группы и социальные общности.

14. Малые группы и коллективы.

15. Социальные институты.

16. Социальные организации.

17. Социальная стратификация и социальная мобильность.

18. Стратификация в России.

19. Личность как социальный тип и деятельный субъект.

20. Социализация личности.

21. Понятия «социальное взаимодействие» и «социальные отношения».

22. Социальный статус и социальная роль.

23. Культура как фактор социальных изменений.

24. Своеобразие российской культуры

25. Социологическое исследование.

26. Методы социологического исследования.

 

Возникновение социологии как науки

Существуют различные точки зрения на вопрос о том, где и когда возникла социология. Также по-разному определяется и место возникновения социологии.

Западная Европа, первая половина XIX века считается местом и временем зарождения социологии как самостоятельной науки. Возникновение социологии явилось факторов (усиливавшаяся в XVIII-XIX вв. динамика социальных процессов, развивающиеся капиталистические отношения, проблемы урбанизации, миграции населения, социальной напряженности и т. д.), которые пересеклись в определенный исторический период в определенной точке мирового культурного пространства. Далее началось развитие и распространение социологии в самых разных обществах.

Первые теоретические представления об обществе, месте и роли в нем человека появились в начале возникновения и развития человеческой цивилизации (8-10 тысяч лет назад). Они формировались в рамках философских школ в древних Индии, Китае, Вавилоне, Греции, Риме. Наиболее известные – это учения Сократа, Платона, Аристотеля, Сенеки. Аристотель и Луций Анней Сенека считали общество – это естественное образование; человек — существо по природе изначально социальное и альтруистическое; вне общества он существовать не может, как пчела или муравей.

Другие: Платон, Эпикур и его последователи, Карнеад, римские юристы Гай, Ульпиан считали, что общество – это искусственное образование; человек – существо по природе и изначально антисоциальное и эгоистическое; естественное состояние человека – внеобщественное и дообщественное. Между этими двумя традициями существует множество промежуточных точек зрения).

.В целом, у европейских мыслителей XVII-XVIII вв. преобладал взгляд на общество как искусственного механизма (отождествляемого с государством). Общественный договор нужен был для создания общества (государства), для перехода человека из внеобщественного, дообщественного состояния в общественное. Общество рассматривалось как сумма составляющих его индивидов, а не как целого. Один из главных предшественников социологии, Шарль Монтескье (1689-1755) утверждал, что общество есть союз людей, а не сами люди, подчеркивая взаимосвязь и взаимодействие между индивидами в качестве признака социальности.

В начале XIX века в Европе происходит ослабление роли традиционных институтов, освобождение общественной жизни от церковного влияния, а также политические катаклизмы все это выдвигает на первый план идею общества. XVIII-XIX вв.. В «обществе» видели ту силу, которая способна вновь объединить людей. В центр общественного внимания социальный вопрос, т. е. вопрос о неравенстве социально-экономических условий.

Объект, предмет социологии

Социология – это гуманитарная наука, то есть изучает мир людей.

Термин «социология» введен в научный оборот в 1839 году французским философом Огюстом Контом, составлен из слов двух разных языков: латинского и греческого и в буквальном смысле переводится как учение об обществе.

Объект социологии (то, что она изучает) – это общество. Но общество является объектом всех гуманитарных наук (культурология, политология, лингвистика, история, …).

Предмет социологии (то, что изучает только социология) – это изучение социальных взаимодействий, социальных связей через социальные общности и группы.

Социология – это единственная наука, изучающая общество как единое целое (как систему).

Основные источники знаний об обществе и его жизнедеятельности: исторический опыт, изучение реальных фактов социальной жизни, установление взаимозависимостей социальных фактов.

 

Структура социологии

Уровни соц знания

Соц исслед

1)фундаментальная- и зуч осн тенденцций развития общ-ва

Макро и микро соц исслед.

Социо логия как наука в настоящее время имеет весьма сложную структуру. Эта структура включает в себя общую социологическую теорию, которая изучает наиболее общие вопросы функционирования и развития общества, места в нем человеческой личности. Именно в рамках общей социологической теории происходит теоретическое осмысление и обобщение множества эмпирических фактов, накапливаемых и осмысляемых в частных социологических теориях, систематизация их по тем или иным признакам, разработка социологического категориального аппарата, установление закономерностей и формулировка законов

Фундаментальные социологические теории возникли из социальной философии и психологии; они основывались на наблюдениях, умозаключениях и обобщениях различных сторон общественной жизни, которые давали сведения о единых для всех социальных структур законах поведения людей.

Другой уровень социологических исследований - эмпирическая социология (от греч. empeiria - опыт) - комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ социальных данных с использованием методов, методик, техники социологического исследования, цель которых заключается в сборе и систематизации сведений о состоянии общественной жизни. Это достаточно самостоятельная научная дисциплина, которая имеет и другие названия. Соответствующая ей учебная дисциплина называется «Методика и техника конкретных социологических исследований». Эмпирическую социологию также называют социографией, что подчеркивает описательный характер этой дисциплины. Это направление социологии считается более близким к жизни, чем «высокие» теории.

И, наконец, уровень частных (отраслевых) социологических теорий. Эти теории, как правило, именуют теориями среднего уровня. Этот термин ввел в научный оборот знаменитый американский социолог Роберт Мертон. Каждая из «теорий среднего уровня» ставит и решает социологические проблемы применительно к определенному элементу структуры общества, отдельному, относительно самостоятельному общественному явлению. К числу теорий среднего уровня относятся:

социологические концепции, которые разрабатываются на стыке наук, - социология права, медицинская социология, экономическая социология, социология менеджмента и т.п.;

социологические теории, связанные с изучением отдельных сфер общественной жизнедеятельности: аграрная социология, урбанистическая социология, социология чтения и т.п.

различные отрасли институциональной социологии - особого направления, связанного с исследованием устойчивых форм организации и регулирования общественной жизни: социология религии, социология образования, социология брака и семьи.

Любое научное познание, в том числе и социологичес­кое, выступает как единство двух взаимосвязанных уров­ней знания - теории и эмпирии, двух видов исследования - теоретических и эмпирических.

 

3) Методы социологии

Метод – система приемов и правил теоретической и практической деятельности для исследования социальных объектов. Социологическая методология – система всех применяемых в социологии методов. В социологии выделяются методы:

а) всеобщие:

1. анализ – расчленение целостного объекта на составные части (стороны, признаки, свойства, отношения) с целью всестороннего изучения;

2. синтез – соединение ранее выделенных частей объекта в единое целое;

3. индукция – метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод делается на основе частных;

4. дедукция – способ рассуждения, когда из общего вывода делаются заключения частного характера;

5. аналогия – прием познания, при котором сравниваются похожие признаки объектов, и делается вывод об их сходстве;

6. абстрагирование – выделение и изучение интересующих свойств и отношений объекта, не беря во внимание остальные;

7. обобщение – установление общих свойств и признаков объектов;

8. классификация – разделение всех изучаемых объектов на отдельные группы в соответствии с общим признаком;

9. статистические методы, позволяющие определять средние значения;

б) общенаучные:

1. системный принцип, то есть любое явление, процесс рассматриваются как единое целое (система), обладающее определенной внутренней структурой, взаимодействие структурных элементов;

2. принцип объективности означает изучение объективных закономерностей в социальном развитии общества. Любое явление рассматривается как многогранное и противоречивое, то есть со всех сторон;

3. принцип историзма предполагает изучение социальных явлений с момента возникновения, их становление, развитие, понимание общих тенденций развития, выявление взаимосвязей с другими явлениями;

в) специальные социологические методы. В социологии выделяются:

- методы общей социологии:

1. структурно-функциональный анализ – исследование социальной структуры, механизма взаимодействия структурных элементов, выполняющих определенные функции;

2. кросскультурный анализ – сравнительное исследование, объект и предмет его культура;

3. сравнительно-корреляционный анализ – исследование статистической связи между различными социальными параметрами и выявление корреляционной зависимости;

- методы прикладной социологии:

1. анализ документов;

2. наблюдение;

3. опрос;

4. социальный эксперимент.

Познавательный, идеологический, мировоззренческий, прогностический, управленческая, концентрально описательная, оценочная, образовательная

 

Функции социологии.

Социальная организация

С с.и. тесно связаны социальные организации. Социальная организация означает в широком смысле любую организацию в обществе, то есть деятельность по упорядочению всех элементов определенного объекта во времени и пространстве (близко к понятию «организовывать»), в узком - социальную подсистему организации, то есть как объект, обладающий определенной внутренней структурой.

В социологии термин "организа­ция" используется как элемент социальной структуры общества, хотя этот термин применительно к социальным объектам может означать управление деятельностью какой-либо группы (напр., политической организации) или степень внутренней упорядоченности, согласованности функционирования структурных элементов (согласованная деятельность цехов одного завода);

В социологии принято организации делит на: формальные и неформальные.

Неформальные организации – система межличностных связей, возникшая на основе взаимного интереса индивидов друг к другу (товарищеская компания, компании по интересам: рыболовы, любители книг…).

Социальная организация как объект чаще всего возникает тогда, когда достижение каких-либо общих целей признается возможным только через достижение индивиду­альных целей; или же когда достижение инди­видуальных целей оказывается возможным толь­ко через выдвижение и достижение общих це­лей. В первом случае создаются трудовые орга­низации (предприятия и учреждения), во вто­ром — возникают так называемых обществ, (союзные) орга­низации. Таким образом, определяющим признаком социальная организации является цель. Социальная организация выступает как целевая общ­ность. Именно коллективное достижение цели вызывает необходимость вводить иерархию и управление.

Социологов больше интересуют формальные организации. Существенные признаки формальной организации: 1) наличие определенной цели и функций;

2) обладание определенной структурой;

3) иерархия социальных статусов (должностей) и выполнение соответствующих функциональных обязанностей;

4) совокупность формальных правил и норм, регулирующих отношения между членами этой организации (устав предприятия);

5) наличие отношений власти и подчинения.

Формальная организация рациональна, безличностна, предусматривает и регулирует только служебные отношения, ее деятельность полностью подчинена достижению определенных целей, наличие административного персонала. Основные проблемы здесь — равновесие, самоуправление, разделение труда, управляемость и т. д. Индивид в организации есть одновремен­но работник, личность и элемент системы. Орга­низационное подразделение есть функциональ­ная единица, малая группа и подсистема.

Таким образом, социальная организация – это такая общность людей, которая складывается в определенную систему отношений и взаимодействий индивидов для достижения определенных целей посредством распределения функциональных обязанностей, координации усилий и соблюдения определенных правил сотрудничества в процессе функционирования.

Выделим типы организаций: добровольные ассоциации, производственно-хозяйственные, кредитно-финансовые, научно-исследовательские, учреждения здравоохранения и социального обеспечения, учреждения культуры и досугового обслуживания населения, учреждения правоохранительных органов, организации вооруженных сил, административно- управленческие организации

Стратификация в России

До 1917 года в России существовала сословная система стратификации. Февральская революция 1917 года отменила сословное деление общества и ускорила процесс образования классового общества.

Октябрьская революция 1917 года уничтожила частную собственность, большевики провозгласили курс на построение бесклассового коммунистического общества.

В 1936 году И.В. Сталин заявил, что социалистическое общество состоит из рабочих; крестьян и трудовой интеллигенции. Это была официальная стратификация.

Реально же советское общество стратифицировалась следующим образом

1. Высший класс – верхушка партийно-государственной номенклатуры.

2. Социальная прослойка – многочисленные слои, обслуживающие номенклатуру. Например, средние руководители, секретари, журналисты, милиция, персонал спецполиклиник, водители персональных машин и т.д.

3. Низший класс - рядовые рабочие, крестьяне, интеллигенция.

На рубеже 1980 - 1990-х годов начался переход страны к рынку и демократии. Формируются различные модели социальной стратификации современной России (авторы Т.И. Заславская, Н.М. Римашевская), позволяющие выделить слои и группы, различающиеся как социальным статусом, так и местом в процессе его реформирования.

По мнению академика Т.И. Заславской, российское общество состоит из четырёх социальных слоёв:

- верхний - реально правящий слой, выступающий в роли основного субъекта реформ. К нему относятся элитные и субэлитные группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Их объединяют факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформ.

- средний - большинство его представителей не обладают не обеспечивающим личную независимость капиталом, ни уровнем профессионализма, отвечающим требованиям постиндустриального общества, ни высоким социальным престижем. В настоящее время этот слой не слишком велик, чтобы служить гарантом социальной стабильности. Экономический кризис резко снизил процент "среднего слоя". Полноценный средний слой в России может сформироваться лишь на основе социальных групп, сегодня образующих соответствующий протослой. Это мелкие предприниматели, менеджмент средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные и дееспособные специалисты и рабочие.

- базовый социальный слой очень массивен, охватывает более двух третей российского общества. Его представители обладают средним профессионально-квалифицированным потенциалом и относительно ограниченным трудовым потенциалом. К нему относится основная часть интеллигенции, специалистов, служащие из технического персонала, работники торговли и сервиса, большая часть крестьянства. Социальный статус, менталитет, интересы и поведение этих базовых групп различны, но их роль в переходном процессе сходна;

- нижний - структура и функции нижнего слоя, замыкающего основную, социализированную часть общества, представляется наименее ясными. Чертами его представителей являются неспособность адаптироваться к социально-экономическим условиям переходного периода. Нижний слой состоит из пожилых, малообразованных, не слишком здоровых и сильных людей, не заработавших достаточных пенсий, не имеющих профессий и постоянного занятия, безработных, беженцев и вынужденных мигрантов из районов межнациональных конфликтов. Иногда в эту группу попадают люди, имеющие ранее значительно более высокий социальный статус, например, специалисты в условиях экономического кризиса потерявшие работу и не приспособившиеся к новым условиям. Определить этот слой можно на основе таких признаков, как очень низкий личный и семейный доход, малое образование, занятие неквалифицированным трудом, отсутствие постоянной работы.

- десоциализированное «социальное дно» его главной характеристикой служит изолированность от институтов общества, компенсируемая включённостью в специфические криминальные и полукриминальные институты. Отсюда замкнутость социальных связей преимущественно рамками самого слоя, десоциализация, утрата навыков легитимной общественной жизни. Это преступники, наркоманы, бомжи и т.д.

 

Социология личности

Человек – биологическое существо.

Индивид – один из группы.

Индивидуальность – это особенность, которая отличает одного человека от другого (имеются ввиду биологические и индивидуальные качества).

Личность – совокупность социально-значимых черт сформированных обществом.

Структура личности.

В человеке слиты воедино биологические, психологические и социальные качества.

1. уровень – направленность личности.

- потребности: биогенные (еда, жилище, секс), безопасность, потребность в самоутверждении, потребность в саморазвитии (самореализации);

- мотивы поведения;

- цели человека;

- ценностные ориентации;

- иные установки человека;

- интересы личности;

- убеждения;

- идеалы.

Все это формируется воспитанием и социальным общением.

2. уровень - жизненный опыт личности.

- умения;

- навыки;

- привычки;

Социальное играет здесь главенствующую роль и формируется через обучение.

 

6. Существует приоритет ролей в каждом человеке.

7. Социальные роли в течении времени изменяются даже у одного и того же человека.

8. Роли могут приходить в конфликт друг с другом (может быть меж ролевой конфликт; внутри ролевой конфликт между разными людьми).

 

 

Место социологии в системе других наук

6. Социологический проект О. Конта.

7. «Органическая социология» Г. Спенсера.

8. Социология Э. Дюркгейма.

9. Социологическая теория марксизма.

10. «Понимающая социология» М. Вебера.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.069 с.)